ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННЫХ
КОНФЛИКТОВ
А.Ф. Нурисламов, студент А.А. Кадикова, студент
Научный руководитель: Г.Р. Имангулова, старший преподаватель Башкирский государственный университет (Россия, г. Уфа)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-12-4-132-135
Аннотация. В данной работе раскрывается понятие и сущность прав человека, затрагивается проблема их обеспечения, реализации и защиты, а также изучается проблематика, связанная с комплементарным применением международного гуманитарного права и права прав человека. Рассматривается вопрос о наличии основных прав во времена вооруженных конфликтов, а также пути их сохранения и максимальной защиты в возникших условиях. Также уделено внимание организациям непосредственно занимающимися данными вопросами, такие как Международный Комитет Красного Креста и Красного Полумесяца. Помимо этого, в контексте данной работы рассматривается судебная практика, закрепляющая вышеуказанные положения.
Ключевые слова: Международное гуманитарное право, Право прав человека, вооруженный конфликт, права и свободы, конвенции, консультативное заключение, Генеральный секретарь ООН, международный суд.
Актуальность темы исследования заключается в невозможности искоренения вооруженных конфликтов и вытекающее из этого нарушение основных прав и свобод человека, возникающих в условиях военного времени.
В рамках данной статьи мы использовали прием анализа международных норм в контексте их фактического применения в условиях вооруженного конфликта.
«Признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира...» - с таких слов берет свое начало один из фундаментальных, базовых документов, признанный большинством государствами мира, Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году [1]. Его положения регламентируют защиту прав человека исключительно, независимо ни от объективных, ни от субъективных факторов.
Самым важным положением, по нашему мнению, является статья 3 данной Декларации, которая закрепляет, что каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность, нами видится, что именно данный пункт являет-
ся наиболее подверженным и уязвимым в условиях военных конфликтов [1].
Само по себе право прав человека в первую очередь направлено на защиту жизни, здоровья и достоинства человека в аспекте мирного времени и неоднозначно стоит вопрос о его применении в условиях военных конфликтов.
Так, Международный суд ООН в своем Консультативном заключении отмечает, что защита, обеспечиваемая Международным пактом о гражданских и политических правах, не прекращается во время войны, однако, например, понятие произвольного лишения жизни в таком случае определяется применимым lex specialis, а именно правом, применимым в период вооруженного конфликта и предназначенным регулировать порядок ведения военных действий [2].
Под правом применимым в период вооруженного конфликта, следует понимать международное гуманитарное право, которое является сводом норм, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. По своей сути международное гуманитарное право, как и право прав человека имеет своей целью защиту прав и основных свобод как групп, так и отдель-
ных категорий лиц, вместе с тем международное гуманитарное право охватывает отдельные области, выпадающие из поля зрения права прав человека.
В позднем Консультативном заключении Международного Суда определилась более четкая позиция относительно вопроса о применимости права прав человека во время вооруженных конфликтов. Касаясь взаимосвязи между международным гуманитарным правом и стандартами в области прав человека, то существуют, таким образом, три возможные ситуации: одни права могут быть исключительно вопросами международного гуманитарного права; другие могут быть исключительно вопросами стандартов в области прав человека; третьи могут быть вопросами, охватываемыми обеими этими отраслями международного права. Чтобы ответить на поставленный перед ним вопрос, Суд должен принять во внимание обе эти отрасли международного права, а именно стандарты в области прав человека и - как lex specialis - международное гуманитарное право [3].
Таким образом, исходя из вышеуказанных положений, целесообразно сделать вывод о том, что оба права - международное право прав человека и международное гуманитарное право являются комплемен-тирующими источниками прав человека в ситуациях вооруженного конфликта.
В Докладе Генерального секретаря ООН 2019 года указывается, что акты нарушающие международные нормы гуманитарного права и права прав человека ежедневно совершались в отношении миллионов гражданских лиц, затронутых конфликтом, на протяжении последних 20 лет и до этого. Они будут совершаться еще 20 и больше лет, если не будет принято срочных мер для решения главной задачи -обеспечить более строгое соблюдений положений международного гуманитарного права и международного права прав человека, особенно при ведении боевых действий [4].
Исходя из изучения данной темы в целом и отдельных ее аспектов мы приходим к выводу, что несмотря на изменения, к которым пришло человечество в рамках развития права прав человек и междуна-
родного гуманитарного права это не повлияло на аспекты ведения вооруженных конфликтов в части соблюдения и защиты их основных прав и свобод.
Несоблюдение требований права прав человека и международного гуманитарного права составляет одну из ключевых проблем международной науки, которая раскрывается в контексте данной статьи.
Под международным вооруженным конфликтом следует понимать столкновение между двумя и более государствами, под внутренним конфликтом, соответственно, необходимо понимать противостояние сторонами в пределах одного государства.
Проблема вооруженных конфликтов, к сожалению, имеет многовековую историю, определенные даты окончания ее невозможно определить, рассматривая данные аспекты нельзя не упомянуть о важнейших ее составляющих - людях, которые непосредственно затронуты возникшими военными действиями .
Так, обращаясь к статистике по данным Р. Джексона, после 1945 года на планете было всего лишь 26 мирных дней, это говорит о том, что подавить и искоренить такое явление как война не представляется возможным, однако, единственным возможным вариантом, «спасением ситуации», является максимальное обеспечение и защита гражданских лиц в условиях вооруженного конфликта [5].
Соответствующие положения об обеспечении и защите прав были закреплены еще 12 августа 1949 г., на конференции в Женеве были приняты четыре конвенции: «Об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях»; «Об улучшении участи раненных, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение из состава вооруженных сил на море»; «Об обращении с военнопленными»; «О защите гражданского населения во время войны». Конвенции получили название Женевских конвенций «О защите жертв войны» и существенно расширили возможности защиты прав человека в случае вооруженных конфликтов.
Важнейшими документами в области ведения вооруженных конфликтов и их регулирования, несомненно, являются Же-
невские конвенции и Дополнительные протоколы к ним, которые по своему содержанию являются неким базисом в регулировании вопросов защиты людей, не принимающих участия в военных действиях, а также тех, кто уже не принимает участие в них ввиду определенных обстоятельств, как правило в случае болезни или ранения. В данных актах также нашло отражение регулирование вопросов относительно лиц ответственных за допущение "серьезных нарушений" и назначения им соответствующей санкции.
На Женевских конвенциях основывают свою деятельность международные организации, оказывающие содействие в соблюдении данных конвенций, в частности, Международной Комитет Красного Креста и Красного Полумесяца задачами которых является защита жизни и достоинства людей, которые пострадали от вооруженных конфликтов и насилия.
В своей деятельности все участники Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца руководствуются основополагающими принципами: гуманность, беспристрастность, нейтральность, независимость, добровольность, единство и универсальность. Основополагающие принципы -«важный инструмент, который позволяет получить доступ к людям, пострадавшим от конфликта или стихийного бедствия, и сделать так, чтобы все знали, что деятельность Движения носит исключительно гуманитарный характер» [6].
Примером из практики решений Европейского суда по правам человека может послужить дело Исаевой против России 2005 года, по обстоятельствам которого вследствие нападения российских самолетов на автоколонну наступили ранения и гибель людей среди гражданского населения.
Судом был сделан вывод, что в частности, необходимо разобраться, планировалась ли и контролировалась властями операция таким образом, чтобы свести к как можно минимальному применению летальной силы. Власти должны принять необходимые меры для минимизации любого риска для жизни. Суд также должен разобраться в том, не отнеслись ли власти ха-
латно к выбору своих действий. А также не подлежит сомнению то, что Заявительница и ее родственники были атакованы при попытке покинуть, село Катыр-Юрт через то, что они считали безопасным выходом из зоны тяжелых боевых действий. Установлено, что авиабомба, сброшенная с российского военного самолета, взорвалась возле их микроавтобуса, в результате чего сын Заявительницы и три ее племянницы были убиты, а сама Заявительница и другие ее родственники были ранены. Суд считает, что имело место нарушение статьи 2 Конвенции в отношении обязательств страны-ответчика защищать право Заявительницы, ее сына Зелимхана Исаева и трех ее племянниц: Заремы Батаевой, Хеды Батаевой и Марем Батаевой [7].
Исходя из судебной практики можно прийти к выводу о необходимости разрешения вопроса в каждом конкретном случае о возможности и желании властей государства ограничить деятельность вооруженного конфликта с целью обеспечения прав и законных интересов мирного населения.
Таким образом, урегулирование данного вопроса требует детального подхода не только с правовой точки зрения, но и понимания вооруженного конфликта как непосредственно социального явления, т.к. именно при рассмотрении в совокупности можно прийти к поистине существенным выводам. Стоит помнить, что проблема вооруженного конфликта не является проблемой для одного субъекта международного права, а имеет глобальный характер, именно по этой причине необходимо установить требования неукоснительного соблюдения как уже установленных норм, так и принятия новых с учетом всех ее составляющих.
На наш взгляд данный вопрос требует детального подхода к различным правовым институтам международного права.
Помимо этого, мы пришли к выводу, что соблюдение прав и свобод человека в условиях войны является поистине трудно реализуемым ввиду того, что сам характер военных действий предполагает масштабность и априори влечет нарушение законных прав и интересов мирного гражданского населения.
Ко всеобщему сожалению, представля- проса является стремление самих участни-ется трудным сочетание этих двух состав- ков международного публичного права на ляющих, так как фактически понятие во- минимизацию потерь среди мирного насе-оруженного конфликта включает в себя ления, а также, по возможности, макси-понятие насилия и при их совокупности, мального недопущения нарушения их прав полное соблюдение прав и свобод факти- и свобод, утверждённых Всеобщей декла-чески невозможно, однако единственным рацией прав и свобод человека. механизмом регулирования данного во-
Библиографический список
1. Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 года // Сборник международных документов. - М., 1980.
2. Всеобщее и полное разоружение. Консультативное заключение Международного суда относительно законности угрозы ядерным оружием или его применения. Записка Генерального секретаря. Организация Объединенных Наций. Distr. GENERALA/51/218 19 July 1996.
3. Консультативное заключение Международного суда относительно правовых последствий строительства стены на оккупированной палестинской территории, в том числе в Восточном Иерусалиме и вокруг него. Резолюция ГА A/RES/58/ES-10/15, Human Rights Committee, General Comment 29, States of Emergency (Article 4), UN Doc.
4. Доклад Генерального секретаря. Защита гражданских лиц в вооруженном конфликте Distr.: General7 May 2019 S/2019/373. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://undocs.org/ru/S/2019/373 (дата обращения: 22.11.2021).
5. NATO AND PEACEKEEPING Robert J. Jackson Visiting Fellow Centre for International Studies and Clare Hall, University of Cambridge. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/index.htm (дата обращения: 22.11.2021).
6. Основополагающие принципы Международного движения Красного Креста и Красного Полумесяца. Этические основы и инструменты гуманитарной деятельности (2018). -М.: МККК, с. 4.
7. Isayeva v. Russia (Исаева против России). - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.echr.coe.int/Pages/home.aspx?p=applicants/rus&c (дата обращения: 22.11.2021).
ENSURING AND PROTECTING HUMAN RIGHTS IN ARMED CONFLICTS
A.F. Nurislamov, Student
A.A. Kadikova, Student
Supervisor: G.R. Imangulova, Senior Lecturer
Bashkir State University
(Russia, Ufa)
Abstract. This work reveals the concept and essence of human rights, touches upon the problem of their provision, implementation and protection, and also studies the problems associated with the complementary application of international humanitarian law and human rights law. The issue of the existence of fundamental rights in times of armed conflict, as well as ways to preserve and maximize their protection in the conditions that have arisen, is being considered. Attention is also paid to organizations directly dealing with these issues, such as the International Committee of the Red Cross and Red Crescent. In addition, in the context of this work, the judicial practice that enshrines the above provisions is considered.
Keywords: International humanitarian law, Human rights law, armed conflict, rights and freedoms, conventions, advisory opinion, UN Secretary General, International Court of Justice.