Научная статья на тему 'ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ'

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
269
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО / ПРИНЦИПЫ ГУМАННОСТИ / ГРАЖДАНСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хисамова А. Д.

В статье рассмотрена существовавшая политическая ситуация в Сирийской Арабской Республике, и ее влияние на защиту личности в ситуации вооруженного конфликта, допущенные нарушения норм международного гуманитарного права, а также причин их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ»

УДК 330

А.Д. Хисамова

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГУМАНИТАРНОЙ ПОМОЩИ В МЕЖДУНАРОДНОМ

ГУМАНИТАРНОМ ПРАВЕ

В статье рассмотрена существовавшая политическая ситуация в Сирийской Арабской Республике, и ее влияние на защиту личности в ситуации вооруженного конфликта, допущенные нарушения норм международного гуманитарного права, а также причин их возникновения.

Ключевые слова: международное гуманитарное право, принципы гуманности, гражданское население.

Современная теория международного права все более ориентируется на человека. И в этом нет противоречия, скорее можно говорить о закономерности связи. Уважение прав человек, демократия - важная гарантия мира. В международных актах подчеркивается, что уважение этих прав является основой всеобщего мира. Международное право призвано стать гомоцентричным, т.е. ориентированным на человека. В развитии идей Всеобщей декларации прав человека принято значительное число конвенций и пактов, посвященных правам человека. В этой связи следует отметить, что права, свободы каждого человека, честь и достоинства личности - величайшие общечеловеческие ценности, повсюду подлежащие защите и обогащению.

Среди всех ценностей нематериального характера, осознанных человечеством как действительно универсальные (всеобщие) ценности - права и свободы человека стоят на одном их первых мест. Выстраданные, осознанные и сформулированные цивилизацией за две с половиной тысячи лет, права человека обрели современную форму, современное понимание. Права человека и основные свободы как фундаментальные ценности современной цивилизации будут иметь существенно важное значение для международных отношений и в XXI веке - уверенность в этом выразили главы всех государств и правительств на Саммите тысячелетия в сентябре 2000 года.

Необходимо, однако, признать существование такого явления как вооруженный конфликт. Вооруженный конфликт или война, несет за собой самое страшное - смерть. Во время войны на фоне гибели большого количества человеческих жизней, мало кто задумывается о правах человека. Несмотря на то, что при соблюдении существующих прав человека, жертв могло бы быть намного меньше. Нарушение прав человека, где бы не происходили и какие бы масштабы не имели, влияют на затрагиваемых ими людей разрушительным образом. Одним из положительных сдвигов в области соблюдения прав человека, произошло после окончания «холодной войны», этим сдвигом является признание того, что нарушение прав человека стало едва не важнейшим препятствием на пути общественного прогресса. Признание обществом существование основных прав человека, а также наличие правового статус человека и гражданина призывает людей уважать личность, не смотря на наличие вооруженного конфликта. Более того, подобное положение вещей ведет к созданию правовой системы, защищающей права человека от произвольного нарушения.

Вопросы международно-правовой защиты личности в ситуации вооруженного конфликта вызывают повышенный интерес ученых достаточно длительный период времени. Необходимость регламентации принципов и правил, регулирующих средства и методы ведения войны, гуманитарную защиту гражданского населения, больных и раненых военнослужащих, а также военнопленных было вызвано объективной реальностью. Таким правом, находящим свое применение во время ведения войны и регулирующим состояние войны, является международное гуманитарное право. Данное право, Ж. Пикте, автор знаменитых комментариев к Женевским конвенциям, определял как важную часть международного публичного права, которая черпает вдохновение в идеях человечности и сосредоточивается на защите индивидов во время войны [1].

Нормы международного гуманитарного права нашли отражение в четырех Женевских конвенциях от 12 августа 1949 года и в Дополнительных протоколах к ним от 8 июня 1977 года, которые являются

© Хисамова А.Д., 2018.

Научный руководитель: Муратшин Фларит Рашитович - доктор юридических наук, профессор, Башкирский государственный университет, Россия.

основным сводом правил, которыми должны руководствоваться государства при возникновении международных конфликтов [2]. Таким образом, международное гуманитарное право представляет собой свод основополагающих принципов гуманности в период трудных ситуаций.

По справедливому замечанию Э. Давида, международное гуманитарное право в основном содержит нормы, отклонения от которых недопустимы. Данные нормы являются творением самих государств, которые, заключая международные соглашения, придают им императивный характер, признавая тем самым обязательность их соблюдения всеми государствами и то, что на них не распространяется принцип взаимности [3]. Данное право применимо в полном объеме и в любом государстве, таким образом, оно не может зависеть от ратификации его тем или иным государством или от квалификации той или иной ситуации [4]. Так, в статье 1 п. 2 Дополнительного протокола I со всей определенностью говорится: «В случаях, не предусмотренных настоящим Протоколом или другими международными соглашениями, гражданские лица и комбатанты остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из установившихся обычаев, из принципов гуманности и из требований общественного сознания» [5].

Однако, в период вооруженных конфликтов чаще всего нарушаются основные права человека, многим не оказывается элементарная медицинская помощь. Несмотря на то, что пункт 2, статьи 3, общей для Женевских конвенций 1949 года, гласит: «Раненых и больных будут подбирать, и им будет оказана помощь». Кроме того, сторона, находящаяся в конфликте, во власти которой эти лица окажутся, обеспечить им гуманное обращение и уход без какой-либо дискриминации по таким причинам, как пол, раса, национальность, религия, политические убеждения или другие аналогичные критерии. Строго запрещается любое посягательство на их жизнь и личность и, в частности, запрещается добивать или истреблять их, подвергать их пыткам, проводить над ними биологические опыты, преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода или предумышленно создавать условия для их заражения (ст. 12 ЖК II). Касательно самих военных действий, то во всякое время, и в особенности после боя, стороны должны принять все возможные меры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненных и больных и оградить их от ограбления и дурного обращения. Не допускается ограбление мертвых (мародерство). Когда позволяют обстоятельства, должны заключаться соглашения о перемирии или прекращении огня, чтобы подобрать раненных на поле боя, и произвести обмен ими.

Особый раздел международного гуманитарного права связан с защитой одного из фундаментальных прав — с защитой права людей на гуманитарную помощь, а в связи с этим и с защитой права на питание. Так, согласно 23 статье Женевской конвенции о защите гражданского населения, во время войны (четвертая Женевская конвенция) каждая Договаривающаяся Сторона будет предоставлять свободный пропуск всех посылок с медицинскими и санитарными материалами, а также предметами, необходимыми для религиозных культов, предназначаемых только для гражданского населения другой договаривающейся стороны, даже если последняя является неприятелем. Она также обязана разрешить свободный пропуск всех посылок с необходимыми продуктами питания, носильными вещами и укрепляющими средствами, предназначенными для детей до 15 лет, беременных женщин и рожениц [6].

О необходимости устойчивого соблюдения норм международного гуманитарного права и оказания гуманитарной помощи Сирии также не раз высказывалось министром иностранных дел Российской Федерации С. В. Лавровым: «Гуманитарную помощь и необходимость ее оказания нужно демонстрировать не словом, а делом» [7]. Так, 21 октября 2016 года самолет военно-транспортной авиации ВКС России доставил из Сербии в Сирию первую партию гуманитарного груза для оказания помощи нуждающимся жителям. Речь идет о более чем 40 тоннах консервированных продуктов питания, муки, растительного масла, одежды, медикаментов [8].

С момента принятия в 1948 году Всеобщей декларации прав человека, ООН и ее специализированные учреждения создали ряд механизмов защиты прав человека. Оформление и практическое применение этих механизмов сыграло определенную положительную роль, несмотря на сильное воздействие геополитических факторов. Более того, история человечества показала, что права человека не могут быть ограничены национальными или еще какими-либо рамками, т.к. все крупные мировые события накладывают свой отпечаток, независимо от территориальных, идеологических или иных барьеров. Поэтому закономерно, что мировое сообщество пришло к пониманию и осознанию правового статуса человека и гражданина как важнейшей фундаментальной проблемы. Анализ содержания конкретных норм современного международного права свидетельствует о том, что статус человека в период вооруженных конфликтов определяется двумя основополагающими положениями, которые обязывают воюющие стороны, с одной стороны, обеспечить гражданскому населению и отдельным гражданским лицам физическую защиту в ходе военных действий, а с другой - обеспечить уважение основных прав и свобод человека в условиях вооруженного конфликта.

Однако, на пути реализации права на гуманитарную помощь возникают определенные трудности. Подобные ситуации, как та, что происходила в Сирии, все чаще именуются «гуманитарной катастрофой», поскольку оказываемая гуманитарная помощь, например, распределяется между боевиками, при этом лишь небольшая ее часть походит мирным жителям. Наряду с этим происходили систематические нападения на гуманитарные автоколонны. Например, в ночь на 20 сентября 2016 года автоколонна ООН и Сирийского общества Красного Полумесяца, состоявшая из 31 грузовой машины, подверглась обстрелу. По заявлению официального представителя Генерального секретаря всемирной Организации Объединённых Наций Стефана Дюжаррика, были атакованы 18 грузовиков, доставлявших помощь ООН и Сирийского общества Красного Полумесяца для 78 тыс. жителей города Уремэль-Кубра, который расположен к западу от Алеппо. Данное нападение на гуманитарный конвой ООН / Сирийского Арабского Красного Полумесяца, всемирная организация Amnesty International определила как вопиющее нарушение основополагающих принципов международного гуманитарного права.

Несмотря на то, что Россия практически отказалась от бомбардировок и ввела гуманитарную паузу, которая должна была помочь вывести из городов раненых и гражданских жителей, боевики в Сирии ее не соблюдали и постоянно обстреливали гуманитарные коридоры и конвои. В итоге, Министерство обороны Российской Федерации заявило о том, что такие паузы не будут объявляться до того времени, пока ООН не добьется того же от боевиков [9]. К сожалению, гуманитарные паузы не дали практически никакого результата: в Алеппо и других крупных городах Сирии ощущалась острая нехватка питьевой воды, еды и медикаментов. Таким образом, в Сирийской Арабской Республике сложилась кризисная ситуация, подоплёкой которой стали политические игры государств, каждая из которых преследовала собственные цели.

В современном мире практически невозможно решить проблему обеспечения безопасности в границах лишь одной отдельно взятой страны. Глобальные и региональные интеграционные процессы, логичным следствием которых является всё более возрастающая взаимозависимость государств, с необходимостью требуют большего углубления сотрудничества стран по широкому спектру вопросов. Особое внимание в этом контексте следует уделить гуманитарному сотрудничеству, которое создает благоприятную почву для укрепления взаимного доверия между странами, а значит — эффективного международного взаимодействия.

Сложившаяся политическая нестабильность в зоне Сирийского конфликта, а также гуманитарный кризис демонстрируют грубое игнорирование и нарушение международного гуманитарного права, что может повлечь затягивание принятия решительных действий по деэскалации конфликта. Однако все же остается надеяться, что гуманитарные вопросы перестанут становиться инструментом политического давления или, тем более, элементом прикрытия террористов [10].

В заключении следует сказать, что оказание международной помощи жертвам вооруженных конфликтов полностью соответствует требованиям Женевских конвенций 1949 года, Всеобщей декларации прав человека и других не маловажных международных документов по правам человека. Но никакие законы не будут действовать пока все участники вооруженных конфликтов, как военные, так и гражданские лица, не поймут, что главным вопросом в период вооруженных конфликтов, является вопрос соблюдение прав человека в условиях вооруженных конфликтов.

Библиографический список

1. Пикте Ж. Развитие и принципы международного гуманитарного права. М., 2001. С. 11.

2. Женевские конвенции и протоколы к ним // Официальный сайт Организаций Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/humanitarian/law/geneva.shtml (дата обращения: 18.10.2018).

3. Давид Э. Принципы права вооруженных конфликтов: Курс лекций, прочитанных на юридическом факультета Открытого Брюссельского университета. М.: Международный комитет Красного Креста. 2011. 1114 с.

4. Малахов И. С. Международного гуманитарное право: дефиниция и содержание (политологический аспект) // Вестник КемГУ. 2012. № 3 (51). С.163.

5. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов от 8 июня 1977 г. (Протокол I) [Электронный ресурс]. URL: http:// consti-tution.garant.ru/act/right/megdunar/2540377/chapter/1/#block_100 (дата обращения: 18.10.2018).

6. Женевская конвенция о защите гражданского населения во время войны (четвертая Женевская конвенция) (Женева, 12 августа 1949 года) // Права человека: Сборник международных договоров, том I (часть вторая): Универсальные договоры. Женева. 1994.

7. Из ответов на вопросы средств массовой информации Министра иностранных дел России С. В. Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Генеральным секретарем Совета Европы Т. Ягландом. Москва // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru/web/guest/obstanovka-v-sirii-i-perspektivy-vnutrisirijskogo-dialoga (дата обращения: 19.10.2018).

8. Брифинг официального представителя МИД России М. В. Захаровой. Москва // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL:

http://www.mid.ru/web/guest/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2507489 (дата обращения: 10.10.2018).

9. Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу заявил о прекращении воздушных ударов в районе Алеппо // Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12100053@egNews (дата обращения: 16.10.2018).

10. Брифинг официального представителя МИД России М. В. Захаровой. Москва // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.rU/web/guest/foreign_policy/news//asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2540954 (дата обращения: 16.10.2018).

ХИСАМОВА АНАСТАСИЯ ДАНИЛОВНА - магистрант, Башкирский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.