Научная статья на тему 'Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков в системе экономической безопасности субъектов страхового рынка'

Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков в системе экономической безопасности субъектов страхового рынка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1109
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ФИНАНСОВАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТЬ / ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА / ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ СТРАХОВЫХ РЕЗЕРВОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Русецкая Э. А., Никитенко Т. В.

В статье рассмотрены условия и гарантии выполнения страховой организацией обязательств перед страхователями, а также наиболее существенные показатели, которые объективно отображают финансовую устойчивость страховой компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение финансовой устойчивости страховщиков в системе экономической безопасности субъектов страхового рынка»

ПРОБЛЕМЫ. МНЕНИЯ. РЕШЕНИЯ

УДК 368.1

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТРАХОВЩИКОВ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТОВ СТРАХОВОГО РЫНКА

Э. А. РУСЕЦКАЯ,

доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: elwirasgu@mail. ru Ставропольский государственный университет Т. В. НИКИТЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита

E-mail: t-v-k@bk. ru Ставропольский филиал Московского гуманитарно-экономического института

В статье рассмотрены условия и гарантии выполнения страховой организацией обязательств перед страхователями, а также наиболее существенные показатели, которые объективно отображают финансовую устойчивость страховой компании.

Ключевые слова: страхование, финансовая устойчивость, платежеспособность, тарифная политика, формирование и размещение страховых резервов.

Йля обеспечения экономической и психологической защиты хозяйствующих субъектов необходимо повышение роли ания в системе социально-экономических и финансовых отношений.

Авторы считают, что эффективным механизмом по предупреждению и противостоянию,

существующим, внезапно возникшим опасностям и угрозам является создание национальной системы страхования. Для это необходимо решение следующих задач:

— укрепление стабильности и надежности страховщиков;

— государственное регулирование и надзор за их тарифной политикой;

— совершенствование правовых основ деятельности участников страхового рынка;

— формирование направлений и подходов к осуществлению как добровольных и обязательных, так и вмененных видов страхования с учетом региональных потребностей;

— создание благоприятного налогового режима с целью стимулирования развития страховой отрасли;

— совершенствование качества отраслевого образования с учетом перехода на двухуровневую систему вузовского образования [3]. Центральным звеном в формировании гарантий выполнения страховщиками принятых страховых обязательств является система государственного регулирования, которая включает инструменты обеспечения финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков, а также компенсационные механизмы при неплатежеспособности страховых организаций. К их числу относятся:

— требования к минимальному размеру уставного капитала страховщика;

— утверждение тарифных условий страхования;

— установление правил формирования и размещения страховых резервов;

— определение нормативного соотношения между свободными активами и принятыми страховыми обязательствами (обеспечение гарантий платежеспособности страховщика);

— создание условий для перестрахования;

— организация общего и актуарного аудита;

— публикация баланса и отчета о прибылях и убытках;

— создание органа, контролирующего и регулирующего деятельность страховщиков в структуре страхового рынка.

По мнению авторов, свидетельством гарантии полисов страхования в первую очередь выступает финансовая надежность (устойчивость) страховой организации. Теория финансовой устойчивости страховой организации разработана рядом ученых-финансистов. С разными вариациями эта теория применяется в практике страхового дела. Исходя из гарантий деятельности страховой организации на предстоящий период, их финансовая устойчивость должна отвечать требованиям прозрачности, публичной доступности и оперативности. При выполнении этих требований финансовая устойчивость может послужить гарантией выполнения страховой организацией своих обязательств перед страхователями.

Сравним показатели, которые применяются для определения финансовой устойчивости, с показателями, которые хотели бы получить для повышения гарантий в области страхового дела.

Первым таким показателем является величина свободных активов, определяемая как

разница между общей суммой активов и суммой обязательств. Фактическая сумма свободных активов, учитываемая при определении соотношения активов и обязательств, рассчитывается как сумма собственных и приравненных к ним средств, увеличенная на количество несвязанных страховых резервов и уменьшенная на объем нематериальных активов и непокрытых убытков. Фактический размер свободных активов не должен быть меньше его нормативного размера. Ненормативный же размер свободных активов есть расчетный показатель, который лишь приближенно может отражать реальные финансовые требования и обязательства на соответствующий период времени.

Свободные активы и их нормативы используются для оценки платежеспособности как одного из относительных показателей финансовой устойчивости. Расчет данного коэффициента предусмотрен Инструкцией о порядке расчета нормативного соотношения активов и обязательств страховщиков, утвержденной приказом Росстрахнадзора от 30.10.1995 № 02-02/20. Другим показателем платежеспособности является отношение собственных средств к страховым (или общим) обязательствам, который позволяет сопоставить темпы прироста собственных средств и обязательств компании в динамике [1].

О финансовой устойчивости страховой компании судят также по ликвидности активов. Обычно рассчитываются три коэффициента ликвидности: коэффициенты текущей, критической и срочной ликвидности. Для оценки финансовой устойчивости страховой организации наиболее интересными являются два последних коэффициента ликвидности. Это связано с тем, что в составе оборотного капитала к наиболее ликвидным активам относятся денежные средства, краткосрочные финансовые вложения и ценные бумаги. Нежелательным является как низкое, так и слишком высокое значение коэффициента критической ликвидности. Крайние значения данного коэффициента свидетельствуют о нерациональном вложении средств лишь в краткосрочные инвестиции, которые обычно менее доходны, чем долгосрочные вложения.

Далее исчисляется еще ряд показателей, с разных сторон характеризующих финансовую устойчивость страховой организации, включая уровень

собственного капитала, финансовый леверидж, оборачиваемость собственного капитала и рентабельность. Все они, как и предыдущие показатели, имеют разный вес в определении финансовой устойчивости, что требует их приведения в сопоставимый вид. Чем больше таких показателей, тем больше остается места для систематических ошибок при определении финансовой устойчивости. По мнению авторов, систематические ошибки являются ахиллесовой пятой современной теории финансовой устойчивости.

Авторы считают, что выходом из этого положения является, во-первых, выделение в составе финансовых показателей наиболее существенных, адекватно отображающих финансовую устойчивость страховой компании, а также то, что центральное место в оценке финансовой устойчивости страховых организаций принадлежит страховым резервам и уставному капиталу.

Во-вторых (и это главное), необходимо отслеживать динамику финансовой устойчивости, которую можно было бы экстраполировать на предстоящий период действия договоров страхования.

По договорам страхования создается несколько таких резервов. Они суммируются и фиксируются в пассиве баланса страховой организации как резерв премий по данному виду страхования. Если страховой резерв адекватен обязательствам по договорам страхования, то это указывает на финансовую устойчивость страховой организации (при их оптимальном размещении и соблюдении пропорций по отношению к величине собственных средств).

Таким образом, страховые резервы — это не просто важнейший показатель финансовой устойчивости страховой организации, это показатель, который является мерой данной устойчивости. Вопрос в том, чтобы отследить изменение этой меры и оценить последствия такого изменения.

Уставный капитал страховой организации определяет не только ее экономическую мощь, но и является гарантией существования страховой организации. Если по требованиям к размеру минимального уставного капитала страховщиков различий практически нет, то с точки зрения подтверждения реальности уставного капитала отсутствует система резервирования. В результате гарантия платежеспособности страховой организации может быть

необеспеченной, т. к. она не подкреплена реальным уставным капиталом. Страховая организация, таким образом, принимает страховые обязательства сверх объективной величины маржи платежеспособности. Наряду с этим отсутствие реального уставного капитала подрывает основы финансовой устойчивости по операциям перестрахования, которые также регулируются параметрами уставного капитала. Последнее ухудшает платежеспособность не только непосредственно страховщика, но и других страховых организаций, связанных с ним по операциям перестрахования.

Зарубежная практика регулирования уставного капитала страховщика подразумевает его резервирование в Банке России или размещение на расчетном счете органа страхового надзора. Федеральная служба страхового надзора (ФССН) установила нормативы уставного капитала и сроки выполнения этих нормативов. Результатом роста уставного капитала может быть расширение деятельности страховой компании и, как следствие, рост страховых резервов. Однако это не гарантирует повышения финансовой устойчивости страховщика. Необходимы контроль за изменением этих показателей, анализ их динамики и прогнозирование.

Поскольку источником страховых резервов являются страховые премии, то, по мнению авторов, они должны быть также включены в оценку изменения уровня страховых резервов. Характеристикой такого изменения в данном случае является коэффициент эластичности, определяющий соотношение прироста страховых резервов с приростом премий страхователей.

С другой стороны, страховые резервы обеспечивают выполнение страховой организацией обязательств перед страхователями. Ретроспективно эти обязательства характеризуются выплатами страховщика по договорам страхования, поэтому изменение страховых резервов и количества заключенных договоров страхования — это два процесса, которые также эластично связаны между собой.

Словом, авторы приходят к выводу, что существующую методику определения финансовой устойчивости следует трансформировать так, чтобы она раскрывала динамику и перспективы развития страхования. Соответственно, для решения данной задачи авторами предложены как исходные следующие аналитические модели.

1. Эластичность связи страховых резервов с премиями:

Э' =

Я1 - Яо

Я Р - Ро

где: Э — коэффициенты эластичности; Я — страховой резерв; Р — страховая премия;

0 — базисный период;

1 — отчетный период.

2. Эластичность связи страховых резервов с количеством договоров страхования:

Я1 - Яр

Э" =

Я

т - т

11 1о

т

о

где: Т — количество договоров.

3. Эластичность связи страховых резервов с уставным (добавочным, резервным) капиталом:

Э =

Я1 - Яо

Яр .

У - У '

^ 1 •'о Уп

где: У — уставный капитал.

Все показатели могут быть получены из бухгалтерской и статистической отчетности страховых организаций, поэтому данные расчеты осуществляются достаточно оперативно. Уровень коэффициента эластичности (< 1 или > 1) указывает на изменение структурных характеристик деятельности страховой организации.

Три коэффициента эластичности предлагается использовать как первый шаг в оценке экономического саморегулирования деятельности страховой организации.

На примере страхования жизни по данным таблицы проведем расчеты.

Отношение страховых резервов к страховым премиям:

17589-7533

7 533 1335

2005—2006:--= ' = -3 45;

8 832 -14299 - о,382

14299

Данные для расчета коэффициентов эластичности

Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Страховые резервы 7 533 17 589 18 050 2 355

по страхованию жизни,тыс. руб.

Страховые 14 299 8 832 1 606 5 802

премии,тыс. руб.

Количество 2 860 1 460 10 1 780

договоровстрахова-

нияжизни

18о5о-17589

2006—2007:-

17589

2007—2008:

__ о,о26

16о6 - 8 832 ~ - о,818

8 832 2355 - 18о5о

18о5о _ - о,869 58о2 - 16О6 ~ 2,612

= - о,о31;

= - о,332.

16О6

Отношение страховых резервов к количеству договоров страхования жизни: 17589 - 7533

1,335

2005—2006:

7 533 _

146о-286о ~ - о,489

286о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18о5о-17589

= - 2,73;

2006—2007:

17589

2007—2008:

о,о26

ю - 146о - о,993

146о 2355 - 18о5о

18о5о _ - о,869 178о - 1о ~ 177

= - о, о26;

= - о,оо4.

Проведенные экспериментальные расчеты для одной из страховых компаний показали асин-хронность в изменении коэффициентов эластичности. Это потребовало углубления структурного анализа, что позволило определить более конкретные причины данного явления: ими оказались изменения в структуре договоров страхования жизни, которые произошли в результате замены агентов страховой компании, отсюда динамика финансовой устойчивости страховой организации ухудшилась.

В условиях кризиса немаловажное значение занимает грамотная тарифная политика страховщика. Экономически обоснованные страховые тарифы, которые страховщики представляют в ФССН при лицензировании, несомненно, способствуют обеспечению финансовой устойчивости, но они должны корректироваться с учетом изменения величины риска и быть адекватными по добровольно-принудительным (вмененным) видам страхования (кредитное КАСКО (итал. casco — страхование транспортных средств), страхование ипотечных рисков: имущества и жизни кредитозаемщика).

Для обеспечения финансовой устойчивости страховщика и добросовестной конкуренции на страховом рынке в России необходимо создание института актуарных аудиторов. Актуарный аудитор (назначенный актуарий) — это работник компании, который дает независимую оценку тарифа и лично несет за него ответственность. Компания, прокотировавшая риск ниже оценки аудитора, сразу получает санкции от страхового надзора [2].

Вторым и очень важным для потребителей страховых услуг условием должны выступать регулирование и публикация средних страховых тарифов. В условиях кризиса многие страховщики необоснованно повышают тарифные ставки при страховании банковских кредитных продуктов, а также понижают их посредством применения в договоре страхования систем неполного страхового обеспечения, выплаты страхового возмещения с учетом износа или включения в договор франшизы, тем самым подрывая доверие страхователей к институту страхования.

Учитывая отсутствие необходимых знаний в области страхового дела у большинства потребителей страховых услуг, по мнению авторов, ФССН должны публиковать сводные таблицы с данными по всем компаниям во всех регионах, содержащие следующие сведения:

— вид страхования;

— средняя тарифная ставка;

— поправочные коэффициенты;

— перечень страховых случаев, подлежащих

страховому покрытию;

— исключения из страхового покрытия;

— способы и сроки выплаты страхового возмещения.

В этом случае потребителю будет легче ориентироваться на страховом рынке, поскольку даже в городах на периферии страховой рынок представляют 50—100 и более страховщиков, а ФАС

России будет проще бороться с недобросовестной конкуренцией в сфере страхования.

Учитывая, что экономическая безопасность государства базируется прежде всего на эффективном хозяйствовании каждого агента рынка, на первый план выходит работа по проведению структурных преобразований в организации и регулировании страховой деятельности. Поскольку экономическая безопасность входит в компетенцию государства и обеспечивается им, то и система страхования должна регулироваться со стороны государственных органов власти, но это не означает, что для частных компаний дорога в эту отрасль будет закрыта. Наоборот, взаимодействие государственных и частных структур приведет к более эффективному и плодотворному искоренению угроз, и Россия сможет составить достойную конкуренцию мировым державам [3].

Очевидно, что обязанность институтов власти создавать механизмы защиты национальных экономических интересов и противостоять влиянию внутренних и внешних угроз экономическому развитию государства должна быть закреплена законодательно. Только тогда посредством системы финансовой безопасности законными путями будут реализованы финансовые интересы России на международной арене (в глобальной экономике) и жизненно важные интересы ее граждан (снижение уровня бедности в стране).

Для выполнения поставленных задач следует внести изменения и дополнения в Закон Российской Федерации от 27.11.1992 J№ 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Параллельно нужно активизировать приведение подзаконных актов в соответствие с новой редакцией данного акта, а также необходимо создать правовую основу для практических действий соответствующих государственных органов.

Целесообразно также совместно с иными финансовыми институтами и российскими банками, организовать специальный фонд страхования для различных элементов страховой системы.

Список литературы:

1. Акинин П. В. Проблемы развития рынка страховых услуг России и ее регионов / М.: Финансы и статистика, 2004.

2. Григорьев А. В. На пути к цивилизованному страхованию. URL: http://www. insur-info. ru/law/interviews/375.

3. Русецкая Э.А. Развитие страхования как важнейшего механизма повышения эффективной системы экономической безопасно сти страны. Ставрополь: Ставропольское книжное издательство «Мысль», 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.