ЭКОНОМИКА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПРАВО
Том 9 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2019
ISSN 2222-534Х Journal of Economics, Entrepreneurship and Law
>
Первое
экономическое издательство
обеспечение финансовой безопасности региона в условиях санкций и экономического кризиса
Зенченко С.В. 1, Вартанова М.Л. 2
1 Институт экономики и управления Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь, Россия
2 Институт социально-политических исследований Федерального научного социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН), Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
В условиях воздействия санкций и экономического кризиса важнейшей из задач государства является обеспечение и подержание финансовой безопасности его регионов. Финансы являются движущим рычагом любой экономической системы. Но главным их недостатком является ограниченный характер при решении большого количества равновеликих стратегических задач устойчивого развития. Проблема финансовой безопасности сейчас обсуждается учеными-регионоведами особенно остро, но, несмотря на большое количество публикаций, так и не выработано единого подхода к трактовке сущности, методологии оценки и инструментария обеспечения, как на макро, так и мезоуровне. А также необходимо отметить, что сегодня как на федеральном, так и, естественно, на региональном уровне отсутствует нормативно закрепленная единая система параметров оценки финансовой безопасности. Учитывая нестабильное харакири политических и экономических взаимоотношений между Россией, США и Евросоюзом, считаем необходимым создание нового мощного финансового блока национальной безопасности. Вместе с тем авторы статьи отмечают, что государственное администрирование экономической безопасности не должно стать только «ответом на западные санкции», а необходимо сформировать эффективный механизм государственного финансового управления в рамках национальной безопасности.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственная политика, национальная политика, региональный менеджмент, устойчивое развитие, финансовая безопасность, финансовый потенциал, экономическая безопасность
Ensuring the financial security of the region in the face of sanctions and economic crisis
Zenchenko S.V. 1, Vartanova M.L. 2
1 Institute of Economics and Management of North Caucasus Federal University, Russia
2 Institute of social and political studies of the Federal scientific sociological center of the RAS (ISPI FNISCI RAS), Russia
введение
Обеспечение финансовой безопасности региона является важнейшей функцией государства, приоритетом государственной политики, гарантией его независимости, конкурентоспособности, устой-
чивости экономики к внешним и внутренним угрозам, успешной жизнедеятельности общества. Экономическая защита страны не менее важна, чем поддержание обороноспособности, поскольку она определяет жизнеспособность общества. Само понятие «безопасность» связано с защитой от опасности (словарь Ожегова), обеспечением надежности. Нормативно понятие безопасности было закреплено в 1992 году законом «О безопасности». В 2010 г. был принят новый федеральный закон «О безопасности» (Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010 № 390-ФЗ), который закрепил правовые основы общества и государства, определил систему безопасности и ее функции [17].
Финансовая безопасность государства, безусловно, связана с устойчивым экономическим развитием всех его регионов. А в условиях нестабильной экономической ситуации и воздействия кризисных процессов каждый регион должен адаптироваться к новым условиям и определять вектор своего развития. Поэтому говоря о региональной финансовой, безопасности необходимо учитывать дифференциацию в развитии субъектов Федерации, неравномерность всех типов ресурсообеспеченности и разно-направленность угроз для развития экономики.
ABSTRACT:_
Under the impact of sanctions and the economic crisis, the most important task of the state is to ensure and maintain its financial security in the region. Finance is the driving lever of any economic system. But their main drawback is their limited nature in solving a large number of equal strategic objectives of sustainable development. The problem of financial security is now being discussed by scientists-regionologists especially acutely but despite the large number of publications, a unified approach to the interpretation of the essence, assessment methodology and tools of support, both at the macro and meso level, has not been developed. And it should also be noted that today both at the Federal and, of course, at the regional level, there is no normative unified system of parameters for assessing financial security. Given the unstable nature of political and economic relations between Russia, the United States and the European Union, we consider it necessary to create a new powerful financial bloc of national security. At the same time, the authors of the article note that the state administration of economic security should not become only a "response to Western sanctions", but it is necessary to form an effective mechanism of state financial management within the framework of national security.
KEYWORDS: state policy, national policy, regional management, sustainable development, financial security, financial potential, economic security
JEL Classification: R11, R12, R13 Received: 06.12.2019 / Published: 30.12.2019
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Zenchenko S.V. (Zen_sveta0mail.ru)
CITATION:_
Zenchenko S.V., Vartanova M.L. (2019) Obespechenie finansovoy bezopasnosti regiona v uslovi-yakh sanktsiy i ekonomicheskogo krizisa [Ensuring the financial security of the region in the face of sanctions and economic crisis]. Ekonomika, predprinimatelstvo i pravo. 9. (4). - 257-270. doi: 10.18334/epp.9.4.41462
Понятие финансово-экономической безопасности государства
Не вызывает сомнения тот факт, что теория финансовой безопасности - это одна из важнейших проблем современной экономической науки и практики [6] (Drobot, Vartanova, 2019). Финансово-экономическая безопасность государства - это важнее условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии с национальными интересами страны [4] (Vartanova, 2018).
На уровне государства финансовую безопасность традиционно определяют как важнейший элемент экономической безопасности страны (В.В. Бурцев) [2] (Burtsev, 2013). При этом Рогатенюк Э.В. отмечает, что финансовая безопасность в отличие от национальной (связанной с защитой приоритетных национальных интересов) или экономической (которая направлена на защиту экономических интересов) определяет достаточность финансовых ресурсов для обеспечения «нормального» функционирования и развития экономики в условиях неопределенности и усиления нестабильности внешней среды [14] (Rogatenyuk, Gromova, 2017). А С.В. Климчук указывает на то, что «целевой установкой национальной финансовой безопасности является решение проблемы стабильного, устойчивого, динамичного поведения экономической системы, что позволит избежать дисбаланса в развитии и функционировании экономики с учетом дефицитности имеющихся финансово-экономических ресурсов» [9] (Klimchuk, Nekhaychuk, Nekhaychuk, 2018).
Следует отметить, что, рассматривая данную дефиницию на региональном уровне, исследователи еще больше расходятся во мнении относительно ее содержания. Критический анализ позиций российских ученых при трактовке термина «финансовая безопасность региона» позволил выявить несколько основных подходов при определении его содержания. Так, О.Б. Жалсапова, А.А. Кораблева [15] (Zhalsapova, Korableva, 2017) рассматривают состояние финансовой безопасности региона в статике (на определенный момент времени) и считают, что это состояние позволит компенсировать негативное влияние на региональную экономику внешней среды.
ОБ АВТОРАх:_
Зенченко Светлана Вячеславовна, заместитель директора по международной деятельности Института экономики и управления Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ), доктор экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита (Zen_sveta0mai1.ru)
Вартанова Марина Львовна, руководитель отдела докторантуры и аспирантуры Института социально-политических исследований Федерального научного исследовательского социологического центра Российской академии наук (ИСПИ ФНИСЦ РАН), старший научный сотрудник Центра исследования процессов евразийской интеграции ИСПИ ФНИСЦ РАН, кандидат экономических наук, доцент (11marina110mai1.ru)
ЦИТИРОВАТЬ СТАТЬЮ:_
Зенченко С.В., Вартанова М.Л. Обеспечение финансовой безопасности региона в условиях санкций и экономического кризиса // Экономика, предпринимательство и право. - 2019. - Том 9. - № 4. - С. 257-270. doi: 10.18334/epp.9.4.41462
Финансовая безопасность территории есть совокупность условий, обеспечивающих устойчивость и развитие региона. А вот И.П. Данилов, А.А. Амосов О.Ю. [5] (Папйоу г йт., 2016) утверждают, что в случае достижения финансовой безопасности у региона есть возможность к улучшению своих социально-экономических показателей, что позволит, в свою очередь, противостоять угрозам и т.д. Также финансовую безопасность региона можно трактовать с организационных или управленческих позиций.
Финансовая безопасность как основа устойчивого сбалансированного развития региона (на примере северо-кавказского федерального округа)
В сложившейся на сегодняшний день экономической ситуации вопросы финансовой обеспеченности устойчивого развития экономики территории являются особо актуальными.
Изучение подходов и трактовок к содержанию дефиниции «финансовая безопасность региона» позволяет нам сформулировать ее содержание, как такое ресурсное состояние региональной экономики, при котором обеспечивается устойчивое развитие территории за счет эффективного использования собственного потенциала, нейтрализация внешних и внутренних угроз, а также интеграция в единое национальное экономическое пространство.
В данном исследовании были использованы методы анализа и синтеза. Актуальность работы обеспечивает научную основу для выработки научно-обоснованного подхода к процессу увеличения финансовой безопасности в условиях нарастающего влияния экономических санкций. Основные фундаментальные и прикладные задачи, решаемые в рамках исследования:
• выявление проблем обеспечения финансовой безопасности, учет и решение которых должны найти отражение в сбалансированном развитии региона в условиях экономических санкций;
• выработка практических рекомендаций по обеспечению стабильного и устойчивого развития региона в условиях конкурентных преимуществ.
Ключевые задачи обеспечения региональной финансовой безопасности имеют двойственный характер: с одной стороны, это обеспечение устойчивого темпа экономического роста региона при снижении уровня дифференциации (стратегический уровень регионального менеджмента); а с другой - это часть национальной безопасности РФ, направленная на достижение ее главных приоритетов в сфере обороны страны, качества и уровня жизни населения, развитии науки, образования и здравоохранение, решения экологических проблем и рационального природопользования.
Некоторые ученые выделяют отдельные разновидности финансовой безопасности. В частности А.Ю. Амосов отмечает, что финансово-денежная безопасность региона обеспечивает стабильность финансового положения государства в целом [1] (Лтовоу, 2012). Кроме данных подходов можно еще выделить подходы Рогатенюк Э. В., который
рассматривает финансовую безопасность исключительно с позиций платежеспособности и трактует ее как достаточность финансовых ресурсов для обеспечения развития экономики и ее «нормального» функционирования в условиях неопределенности и нестабильности внешней среды [14] (Rogatenyuk, Gтomova, 2017). Аналогичный подход - у С.В. Климчука, который главной целевой установкой финансовой безопасности государства считает обеспечение стабильного, устойчивого, динамичного поведения экономической системы, сбалансированного развития и функционировании экономики в условиях дефицитности имеющихся ресурсов и нестабильной окружающей среды [9] (КНтекик, Меккауекик, Меккауекик, 2018).
Также следует учитывать, что финансовая безопасность обусловливается способностью органов государственной власти решать следующие задачи:
• устранить воздействие мировых финансовых кризисов на национальную социально-экономическую систему со стороны внешних участников мировой экономической системы (государств, транснациональных корпораций, межгосударственных группировок, крупных инвесторов и пр.);
• предотвращать утечку капиталов из реального сектора и из страны в целом;
• снижать межрегиональную асимметрию в ресурсообеспеченности и обеспечить равный доступ к использованию федеральных ресурсов через механизмы финансовых трансфертов;
• стимулировать приток иностранных инвестиций для экономики страны и повышение уровня ее инвестиционной привлекательности привлекать и использовать средства иностранных заимствований;
• предотвращать административные правонарушения экономические преступления в финансовой сфере (в том числе так называемое «отмывание доходов», полученных преступным путем).
Сбалансированность региональных бюджетов подтверждается положительными и отрицательными факторами. К положительным факторам можно отнести: увеличение налоговых и неналоговых доходов; отказ от налоговых льгот, а к отрицательным факторам: снижение трансфертов; рост расходов.
Условно финансовый потенциал региона и его составляющие можно представить следующим образом (рис. 1).
Методология оценки финансовой безопасности региона является одним из важнейших инструментов обоснования направлений и темпов социально-экономического развития субъекта Федерации, поскольку она опирается на методы прогнозирования, выявление корреляции между оценочными индикаторами, моделирование отдельных направлений регионального развития. С позиций содержания финансовую безопасность региона можно определить, как состояние самой региональной экономики, ее потенциальной и реальной финансовой ресурсообеспеченности, устойчивости и степени зависимости от воздействия угроз, так и эффективность работы региональных органов власти. В настоящем исследовании акцентируется внимание на уточнении
Рис^ок 1. Финансовый потенциал региона Источник: составлено авторами.
методологии оценки региональной финансовой безопасности, базирующейся на экономико-математических меторах интегральной! оценки.
Финансовую безопасность любого государства определяет, прежде всего, его финансовая независимость, которой невозмежно достичь в рростом декларативном порядке. Ее можно помучить только комплексом целенаправленных: действий по созданию условий для притока финансовых ресурсов, обеспечивающих экономический рост и долгосрочный запас финансовой прочности.
Оссбенно важное знсчение рмеют внешние финансовые источники,в первую онс-редь транснациональные корпорации, частные иностранные инвестиции и т.д. Во многом национальная финансовая безопасность определяется спецификой и характером проводимой финансовой политики, как внутри государства, так и за его пределами. А также на нее безусловно влияет пелитическая иитуация в стране (ее ссобиньность и устойчивость), организация нормальных финансовых потоков между странами, регионами, отраслями, ожидания населения и степень его благополучия, степень развитости и рискованности финансовых рынков и применяемых на них инструментов и т.д. Поэтому в системе финансовой безопасности целесообразно выделять такие ее элементы, как бюджетную, инвестиционную, денежно-кредитную, фондовую, внешнеэкономическую безопасность.
Можно предложить следующий вариант Концепции формирования финансового потенциала региона, представленной в виде контура (рис. 2).
Специфику любой системы формирует комплекс обязательных принципов, соблюдение которых определяет эффективность ее существования. Система национальной финансовой безопасности не является исключением и ее возможности зависят от принципов ее построения, согласованности элементов, применяемых инструментов.
На наш взгляд, система принципов финансовой безопасности должна включать:
• принцип законности, приоритетности и обоснованности поставленных задач;
• принцип управляемости, когда каждый элемент, несмотря на свою независимость, должен соответствовать определенному уровню иерархии, в комплексе решать задачи обеспечения финансовой безопасности, исполнение которых подлежит безусловному и непрерывному контролю;
• принцип наказуемости, т.е. любые умышленные нарушения, ведущие к угрозе безопасного и устойчивого развития, не остаются безнаказанными;
• принцип закрытости, который обеспечивает закрытость и ограниченность распространения информации с учетом требований государственной тайны в области финансовой безопасности;
• принцип преемственности и последовательности - формирование системы осуществляется последовательно с учетом приоритетности задач, а также существующих потенциальных и реальных угроз;
• принцип динамичности, то есть должно учитываться постоянное изменения качественных и количественных характеристик, особенности интеграционных процессов и глобализации;
• принцип альтернативности при принятии управленческих решений, направленных на достижение желаемого результирующего показателя.
В настоящее время необходимо совместно с министерствами и ведомствами рассматривать систему прозрачного ценообразования. В целях минимизации рисков в кредитно-финансовой сфере применяются следующие группы мер:
Рисунок 2. Контур концепции формирования финансового потенциала региона Источник: составлено авторами.
• законодательные меры;
• надзорные меры;
• превентивные меры частного сектора;
• меры правоохранительных органов.
Предпринятые в последние годы усилия позволили не только существенно сократить объем сомнительных операций, но и не допустить в легальный оборот несколько сотен миллиардов рублей сомнительного происхождения. Так, в 2018 году с учетом требований ФАТФ Росфин мониторинг координировал работу надзорных органов по оценке рисков их поднадзорных субъектов, а также провел оценку рисков своих секторов (секторальная оценка рисков). Одним из показателей эффективности финансовых организаций является законопослушность в части соблюдения требований законодательства. Для повышения показателя на официальном портале Росфинмониторинга запущен Личный кабинет, который в 2018 году получил законодательную базу.
Для оценки уровня региональной финансовой безопасности был разработан интегральный показатель. Методика его расчета базируется на определении уровня воздействия положительных и негативных факторов на результирующий показатель -величину собственных доходов региона. В расчете было использовано 56 оценочных индикаторов, отражающих 5 видов региональной финансовой безопасности: бюджетную, инвестиционную, банковскую, внешнеэкономическую, безопасность финансового рынка. В результате, после нормирования входящих индикаторов, был рассчитан интегральный показатель на основе вычисления среднегеометрического значения входящих параметров. Расчеты на примере регионов Северо-Кавказского и Южного федеральных округов показали, что субъекты Федерации, у которых значение интегрального показателя стремится к 1, отличаются более высоким уровнем финансовой безопасности, а регионы со значением индикатора близким к нулю - полной зависимостью от федерального центра и неустойчивостью экономики. Применение инструментария кластерного анализа позволило распределить регионы по уровню финансовой безопасности (УФБ) на 4 группы: с высоким уровнем безопасности 0,7 < УФБ < 1,0; со средним уровнем при 0,5 < УФБ < 0,7; с низким уровнем 0,3 < УФБ < 0,5; с критическим уровнем (полностью зависимые регионы) УФБ < 0,3.
Финансовая безопасность региона включает в себя следующие структурные элементы:
1. Бюджетная безопасность отражает такое состояние региональной экономики при котором у субъекта Федерации достаточно собственной ресурсной базы для финансирования необходимых расходов (баланс доходов и расходов) и обеспечения социально-экономического развития территори за счет эффективного использования финансового потенциала. Также бюджетная безопасность включает долговую безопасность, проявляющуюся в устойчивости финансовой системы перед угрозами возникновения внешней и внутренней задолженноси, в том числе стоимость ее обслуживания и эфффективности использования. Таким образом, бюджетная безопасность
характеризует устойчивость региональной финансовой системы воздействию различных финасовых рисков, необходмый уровень платежеспособности, кредитного рейтинга и рейтинга кредитоспособности региональной экономики.
2. Инвестиционная безопасность региона характеризует состояние региональной экономики, обеспечивающее привлечение, эффективное распределение и перераспределение внутренних и внешних инвестиционных ресурсов, устойчивость к «паническим атакам» инвесторов, воздействию инвестиционных рисков и привлекательный инвестиционный климат.
3. Безопасность кредитно-финансового сектора - состояние региональной кредитной системы, обеспечивающее стабильность функционирования банковских и небанковских финансовых институтов, устойчивость к воздействию реальных и потенциальных угроз.
4. Внешнеэкономическая безопасность отражает такое состояние региональной экономики, при котором обеспечивается баланс экспортно-импортных операций, устойчивость к воздействию внешних рисков и мировым «финансовым инфекциям».
5. Безопасность фондового рынка - это оптимальный объем капитализации регионального финансового рынка (по структуре и уровеню ликвидности), обеспечивающий устойчивое финансовое состояние всех участников и защищенность от избыточной волантильности от естественного уровня и «надуванию фондовых пузырей».
Проведенный анализ подходов по оценке региональной финансовой безопасности позволил нам сформировать авторскую систему коэффициентов, комплексно оценивающих региональную финансовую безопасность.
Система показателей для оценки региональной финансовой безопасности включает:
Показатели бюджетной безопасности.
2. Показатели инвестиционной безопасности.
3. Показатели безопасности кредитно-финансового сектора.
4. Показатели внешнеэкономической безопасности.
5. Показатели безопасности фондового рынка.
Интегральный показатель, отражающий уровень финансовой безопасности, рассчитывается как среднее геометрическое представленных 5 структурных элементов. При этом внутри каждой группы после проведенного нормирования показателей групповой показатель определяется простым суммированием входящих нормированных индикаторов.
заключение
Проведенное исследование позволяет нам сделать вывод о том, что, во-первых, национальная финансовая безопасность является комплексным многоаспектным понятием, важнейшей составной частью экономической безопасности страны, отражающей состояние финансовой системы страны, ее возможности к своевременному и
надежному обеспечению экономических потребностей в размерах, необходимых для обеспечения устойчивого экономического роста страны и ее независимости; а во-вторых, уровень финансовой безопасности региона от 30 до 80% определяется показателями бюджетной и инвестиционной устойчивости последнего.
Таким образом, для определения уровня финансовой безопасности региона, его позиций в общестрановом масштабе, выявления сильных и слабых сторон в устойчивости финансовой системы территории и ее потенциальных возможностей по обеспечению социально-экономического развития региона, повышения уровня конкурентоспособности и «контролируемости» региональных процессов необходимо реализовать следующие меры:
Утвердить методику и нормативно закрепить перечень показателей, определяющих уровень финансовой безопасности региона. Как аналитический блок - оценки финансовой безопасности целесообразно использовать при разработке программ и стратегий социально-экономического развития мезо и макрорегионов.
Проведение регулярного мониторинга социально-экономического развития с использованием предложенного показателя уровня региональной финансовой безопасности, что позволит своевременно выявлять «провалы» и «взлеты» в структуре ресурсообеспеченности территории, возможные структурные сдвиги. Применяемые показатели оценки региональной финансовой безопасности могут модифицироваться и совершенствоваться с учетом специфики развития того или иного региона.
Модифицировать систему оценки эффективности работы органов государственной власти с учетом выявленных аспектов региональной финансовой безопасности и результативности их деятельности в области решения проблем территориальных диспропорций, соразмерности между структурными элементами и дальнейшем преодолении этой несбалансированности.
Представленные результаты неоднозначны, поскольку необходимо продолжить углубленное изучение взаимосвязи элементов региональной финансовой безопасности по субъектам, срокам, уровню несбалансированности и т.п. Однако качественные оценки позволяют оценить объективность связей и выявить их наиболее существенные особенности. В данном случае оценки определяют необходимость комплексного подхода к выявлению структуры зависимости ВРП от параметров региональной финансовой системы с целью выявления ее вклада в финансовую безопасность региона и национальную безопасность в целом.
ИСТОЧНИКИ:
1. Амосов О.Ю. Формирование системы оценки финансовой безопасности предприя-
тий // Экономика и управление. - 2012. - № 1. - с. 8-13.
2. Бурцев В.В. Финансовый контроль в аспекте государственной безопасности //
Финансы и кредит. - 2013. - № 19. - с. 1-7.
3. Вартанова М.Л. Необходимость активизации инвестиционно-инновационной дея-
тельности промышленных предприятий на отечественном и международном рынке // Вопросы инновационной экономики. - 2017. - № 2. - с. 141-150.
4. Вартанова М.Л. Конвертируемость национальной валюты как инструмент обеспе-
чения финансово-экономической безопасности государства // Государственный советник. - 2018. - № 4. - с. 5-12.
5. Данилов И.П. и др. Экономическая безопасность регионов России в условиях не-
благоприятного влияния факторов внешней среды. - Чебоксары: Издательство Чувашского ун-та: Пегас, 2016. - 172 с.
6. Дробот Е.В., Вартанова М.Л. Экономическая безопасность: концептуальные основы
и оценка обеспечения безопасности личности в странах Евразийского экономического союза // Экономические отношения. - 2019. - № 4.
7. Зенченко С.В., Шацкая Е.Ю. К вопросу о формировании бюджетной стратегии ре-
гиона // Экономическое развитие России: ловушки, развилки и переосмысление роста: Материалы Международной научно-практической конференции. 2017. - с. 263-266.
8. Зенченко С.В., Коноплева Ю.А., Пакова О.Н. Экономика Ставропольского края: тен-
денции и перспективы развития. - Ставрополь, 2017.
9. Климчук С.В., Нехайчук Д.В., Нехайчук Ю.С. Научная парадигма финансовой неза-
висимости местного самоуправления // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. - 2018. - № 1. - с. 88-96.
10. Константинов Г.А. Обеспечение финансовой безопасности Российской Федерации. / Дисс. канд. наук. - М.:, 2005.
11. Кормишкин Е.Д. Экономическая безопасность региона. / учеб. пособие. - Саранск: Издательство «Принт», 2016. - 166 с.
12. Кормишкина Л.А. Финансовая безопасность. / учебник. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2016.
13. Погорелова И.В., Зенченко С.В. Анализ риска регионального финансового потенциала: теоретико-методические аспекты исследования // Вестник АПК Ставрополья. - 2017. - № 3. - с. 87.
14. Рогатенюк Э.В., Громова В.А. Сущность инвестиционной безопасности // Экономика и социум. - 2017. - № 3. - с. 1142-1149.
15. Жалсапова О.Б., Кораблева А.А. Понятие и сущность факторов и угроз финансовой безопасности региона. / Потенциал российской экономики и инновационные пути его реализации. - М.: Издательство: Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал; Региональный общественный фонд «Фонд региональной стратегии развития», 2017. - 43-47 с.
16. Morgenson G. The New York Times Didtionary of Money and Investing: The Essential A-to-Z Guide to the Language of the New Market [Ertrank resource] / G. Morgenson, H. Campbell. - Mode of a^ess : slovotolk.com/econom/finance/wpg/bfglosm.htm
17. Федеральный закон «О безопасности» от 28.12.2010. № 390-ФЗ
REFERENCES:
Amosov O.Yu. (2012). Formirovanie sistemy otsenki finansovoy bezopasnostipredpriyat-iy [The formation of evaluation system of enterprises financial security]. Economics and management. (1). 8-13. (in Russian).
Burtsev V.V. (2013). Finansovyy kontrol v aspekte gosudarstvennoy bezopasnosti [Financial control in the aspect of state security]. Finance and credit. (19). 1-7. (in Russian).
Danilov I.P. i dr. (2016). Ekonomicheskaya bezopasnost regionov Rossii v usloviyakh neblagopriyatnogo vliyaniya faktorov vneshney sredy [Economic security of Russian regions in terms of the adverse effects of environmental factors] (in Russian).
Drobot E.V., Vartanova M.L. (2019). Ekonomicheskaya bezopasnost: kontseptualnye osnovy i otsenka obespecheniya bezopasnosti lichnosti v stranakh Evraziyskogo eko-nomicheskogo soyuza [Economic security: conceptual framework and assessment of the security of individuals in the countries of the Eurasian Economic Union]. Journal of International Economic Affairs. (4). (in Russian).
Klimchuk S.V., Nekhaychuk D.V., Nekhaychuk Yu.S. (2018). Nauchnaya paradigma finansovoy nezavisimosti mestnogo samoupravleniya [Scientific paradigm of the financial independence of local self-government]. Uchenye zapiski Krymskogo inzhen-erno-pedagogicheskogo universiteta. (1). 88-96. (in Russian).
Konstantinov G.A. (2005). Obespechenie finansovoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Ensuring the financial security of the Russian Federation] (in Russian).
Kormishkin E.D. (2016). Ekonomicheskaya bezopasnost regiona [Economic security of the region] (in Russian).
Kormishkina L.A. (2016). Finansovaya bezopasnost [Financial security] (in Russian).
Pogorelova I.V., Zenchenko S.V. (2017). Analiz riska regionalnogo finansovogo poten-tsiala: teoretiko-metodicheskie aspekty issledovaniya [Risk analysis of regional fiscal capacity: theoretical and methodological aspects of the study]. Agricultural Bulletin of Stavropol Region. (3). 87. (in Russian).
Rogatenyuk E.V., Gromova V.A. (2017). Sushchnost investitsionnoy bezopasnosti [The essence of investment security]. Economy and society (Ekonomika i socium). (3). 1142-1149. (in Russian).
Vartanova M.L. (2017). Neobkhodimost aktivizatsii investitsionno-innovatsionnoy dey-atelnosti promyshlennyh predpriyatiy na otechestvennom i mezhdunarodnom ryn-ke [Need to promote investment and innovation activities of industrial enterprises in domestic and international market]. Russian Journal of Innovation Economics. (2). 141-150. (in Russian).
Vartanova M.L. (2018). Konvertiruemost natsionalnoy valyuty kak instrument obespecheniya finansovo-ekonomicheskoy bezopasnosti gosudarstva [National Currency Convertibility as Instrument to Ensure Financial-and-Economic Safety of the State]. Gosudarstvennyy sovetnik. (4). 5-12. (in Russian).
Zenchenko S.V., Konopleva Yu.A., Pakova O.N. (2017). Ekonomika Stavropolskogo kraya: tendentsii i perspektivy razvitiya [The economy of Stavropol region: trends and prospects] (in Russian).
Zenchenko S.V., Shatskaya E.Yu. (2017). K voprosu o formirovanii byudzhetnoy strategii regiona [The question of the formation of the budget strategy of the region] The economic development of Russia: traps, fork and rethinking growth. 263-266. (in Russian).
Zhalsapova O.B., Korableva A.A. (2017). Ponyatie i sushchnost faktorov i ugroz finanso-voy bezopasnosti regiona [The concept and essence of factors and threats to the financial security of the region] (in Russian).