Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАРАСТАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАРАСТАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СИСТЕМНЫЙ И СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / ЭВОЛЮЦИОННО-ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ / РЕСУРСНОСТРУКТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / ПРОЦЕССНО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / МОДЕЛИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зоидов Кобилжон Ходжневнч, Беломестнов Виктор Георгиевич, Борталевич Светлана Ивановна

В статье раскрыты тенденции несоответствия сложившихся подходов к регулированию экономики к реалиям развития, показана необходимость изменения управленческого мышления в управлении экономической безопасностью. Цель. Целью статьи является теоретическо-методологические обоснование проблемы адаптации подходов к обеспечению экономической безопасности в многоуровневой социально-экономической системе к реалиям современности. Выявить основные противоречия мировой экономической, политиче ской и социальных систем в адаптации подходов к обеспечению экономической безопасности и показать ресурсно-структурные и процессно-организационные мероприятия данной проблемы. Методология. Методология исследования проблем безопасности и устойчивости основана на системном и структурном анализе, эволюционно-институциональном подходе, статистическом анализе, аналитической оценке, применении методов количественного и качественного (экспертного) прогнозирования. Результаты. Раскрыты тенденции несоответствия сложившихся подходов к регулированию экономики к реалиям развития, показана необходимость изменения управленческого мышления в управлении экономической безопасностью. Выявлены основные противоречия мировой экономической, политической и социальных систем. Показано использование дефиниций защищенность, независимость и неуязвимость интересов, готовность и способность создания и реализации механизмов поддержания безопасности, обеспечения устойчивости социально-экономического развития в определении экономической безопасности. Определены понятия экономической безопасности как состояния социальноэкономической системы воспринимать возмущения без значимых последствий для текущего функционирования и развития, возможности системы адаптироваться к позитивным инновационным изменениями локализовать негативные инновационные изменения, обеспечивая такие характеристики системы, как восстанавливаемость, стабильность, устойчивость, защищенность. Выявлены ресурсно-структурные и процессно-организационные мероприятия обеспечения экономической безопасности. Сформулированы основные принципы обеспечения экономической безопасности: проактивное управление, консолидированная ответственность, экономическая активность, добросовестная, социальная справедливость. Предложены модель ресурсно-инновационного замещения и развития, и модель «5И - интеллект, информация, инновации, институты, инвестиции» для формирования механизмов обеспечения экономической безопасности. Выводы. Результаты исследования могут служить основой для разработки стратегических планов регионального развития и государственного регулирования в области адаптации подходов к обеспечению экономической безопасности и реалиям современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зоидов Кобилжон Ходжневнч, Беломестнов Виктор Георгиевич, Борталевич Светлана Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE CONDITIONS OF INCREASING STRATEGIC CHANGES

The article reveals the trends of inconsistency of the existing approaches to the regulation of the economy to the realities of development, shows the need to change the management thinking in the management of economic security. The purpose of the article is the theoretical and methodologi cal substantiation of the problem of adapting approaches to ensuring economic security in a multi-level socio-economic system to the realities of our time. To identify the main contradictions of the world economic, political and social systems in the adaptation of approaches to ensuring economic security and to show the resource-structural and process-organizational measures of this problem. The methodology of research on safety and sustainability issues is based on system and structural analysis, an evolutionary and institutional approach, statistical analysis, analytical evaluation, and the use of quantitative and qualitative (expert) forecasting methods. Results. The tendencies of the discrepancy between the existing approaches to the regulation of the economy and the realities of development are revealed, and the need to change the managerial thinking in the management of economic security is shown. The main contradictions of the world economic, political and social systems are revealed. The use of the definitions of security, independence and invulnerability of interests, readiness and ability to create and implement mechanisms for maintaining security, ensuring the sustainability of socio-economic development in the definition of economic security is shown. The concepts of economic security are defined as the state of the socio-economic system to perceive disturbances without significant consequences for the current functioning and development, the ability of the system to adapt to positive innovative changes to localize negative innovative changes, providing such characteristics of the system as recoverability, stability, stability, security. Resource-structural and process-organizational measures to ensure economic security are identified. The basic principles of ensuring economic security are formulated: proactive management, consolidated responsibility, economic activity, conscientious, social justice. The model of resource-innovation substitution and development, and the model "AI - intelligence, information, innovation, institutions, investment" for the formation of mechanisms for ensuring economic security are proposed. The results of the study can serve as a basis for the development of strategic plans for regional development and state regulation in the field of adaptation of approaches to ensuring economic security and the realities of today.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАРАСТАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ»

Экономическая безопасность

УДК330.11: 338.12 ЗОИДОВ КОБИЛЖОН ХОДЖИЕВИЧ

к.ф-м.н., доцент, заведующий лабораторией Интеграции российской экономики в мировое хозяйство.

ФГБУН Институт проблем рынка РАН, e-mail: kobiljonz@mail.ru

БЕЛОМЕСТНОВ ВИКТОР ГЕОРГИЕВИЧ

д.э.н., профессор, заведующий кафедрой Экономики, организации и управления производством Восточно-Сибирского государственного

университета технологий и управления, e-mail: b v g02@list .ru

БОРТАЛЕВИЧ СВЕТЛАНА ИВАНОВНА

д.э.н., профессор, главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН, e-mail: 454647489@mail.ru

DOI: 10.26726/1812-7096-2021 -3-100-107 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ НАРАСТАНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ1

Аннотация. В статье раскрыты тенденции несоответствия сложившихся подходов к регулированию экономики к реалиям развития, показана необходимость изменения управленческого мышления в управлении экономической безопасностью. Цель. Целью статьи является теоретическо-методологические обоснование проблемы адаптации подходов к обеспечению экономической безопасности в многоуровневой социально-экономической системе к реалиям современности. Задачи. Выявить основные противоречия мировой экономической, политической и социальных систем в адаптации подходов к обеспечению экономической безопасности и показать ресурсно-структурные и процессно-организационные мероприятия данной проблемы. Методология. Методология исследования проблем безопасности и устойчивости основана на системном и структурном анализе, эволюционно-институциональном подходе, статистическом анализе, аналитической оценке, применении методов количественного и качественного (экспертного) прогнозирования. Результаты. Раскрыты тенденции несоответствия сложившихся подходов к регулированию экономики к реалиям развития, показана необходимость изменения управленческого мышления в управлении экономической безопасностью. Выявлены основные противоречия мировой экономической, политической и социальных систем. Показано использование дефиниций защищенность, независимость и неуязвимость интересов, готовность и способность создания и реализации механизмов поддержания безопасности, обеспечения устойчивости социально-экономического развития в определении экономической безопасности. Определены понятия экономической безопасности как состояния социально-экономической системы воспринимать возмущения без значимых последствий для текущего функционирования и развития, возможности системы адаптироваться к позитивным инновационным изменениями локализовать негативные инновационные изменения, обеспечивая такие характеристики системы, как восстанавливаемость, стабильность, устойчивость, защищенность. Выявлены ресурсно-структурные и процессно-организационные мероприятия обеспечения экономической безопасности. Сформулированы основные принципы обеспечения экономической безопасности: проактивное управление, консолидированная ответственность, экономическая активность, добросовестная, социальная справедливость. Предложены модель ре-

1 Статья подготовлена в рамках государственного задания ИПР РАН, тема НИР «Моделирование процессов обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического и пространственного развития России и стран ближнего зарубежья в целях формирования Большого евразийского партнерства».

сурсно-инновационного замещения и развития, и модель «5И — интеллект, информация, инновации, институты, инвестиции» для формирования механизмов обеспечения экономической безопасности. Выводы. Результаты исследования могут служить основой для разработки стратегических планов регионального развития и государственного регулирования в области адаптации подходов к обеспечению экономической безопасности и реалиям современности. Ключевые слова: экономический кризис, экономическая безопасность, системный и структурный анализ, эволюционно-институциональный подход, принципы обеспечения, ресурсно-структурные мероприятия, процессно-организационные мероприятия, модели обеспечения.

ZOIDOV KOBILZHON KHODZHIEVICH

Ph. D. in Physics and Mathematics, associate Professor, head of laboratory Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences, Moscow, e-mail: kobiljonz@mail.ru

BELOMESTNOV VIKTOR GEORGIEVICH

Dr.Sc. of Economics, Professor, Head of the Department of Economics, Organization and Production Management, East Siberian State University of Technology and Management, e-mail: b v g02@list .ru

BORTALEVICH SVETLANA IVANOVNA

Dr.Sc. of Economics, Professor, Chief Researcher of the Institute of Market Problems of the Russian Academy of Sciences,

e-mail: 454647489@mail.ru

ENSURING ECONOMIC SECURITY IN THE CONDITIONS OF INCREASING STRATEGIC CHANGES

Abstract. The article reveals the trends of inconsistency of the existing approaches to the regulation of the economy to the realities of development, shows the need to change the management thinking in the management of economic security. Goal. The purpose of the article is the theoretical and methodological substantiation of the problem of adapting approaches to ensuring economic security in a multi-level socio-economic system to the realities of our time. Tasks. To identify the main contradictions of the world economic, political and social systems in the adaptation of approaches to ensuring economic security and to show the resource-structural and process-organizational measures of this problem. Methodology. The methodology of research on safety and sustainability issues is based on system and structural analysis, an evolutionary and institutional approach, statistical analysis, analytical evaluation, and the use of quantitative and qualitative (expert) forecasting methods. Results. The tendencies of the discrepancy between the existing approaches to the regulation of the economy and the realities of development are revealed, and the need to change the managerial thinking in the management of economic security is shown. The main contradictions of the world economic, political and social systems are revealed. The use of the definitions of security, independence and invulnerability of interests, readiness and ability to create and implement mechanisms for maintaining security, ensuring the sustainabil-ity of socio-economic development in the definition of economic security is shown. The concepts of economic security are defined as the state of the socio-economic system to perceive disturbances without significant consequences for the current functioning and development, the ability of the system to adapt to positive innovative changes to localize negative innovative changes, providing such characteristics of the system as recoverability, stability, stability, security. Resource-structural and process-organizational measures to ensure economic security are identified. The basic principles of ensuring economic security are formulated: proactive management, consolidated responsibility, economic activity, conscientious, social justice. The model of resource-innovation substitution and development, and the model "AI — intelligence, information, innovation, institutions, investment" for the formation of mechanisms for ensuring economic security are proposed. Conclusions. The results of the study can serve as a basis for the development of strategic plans for regional development and state regulation in the field of adaptation of approaches to ensuring economic security and the realities of today.

Keywords: economic crisis, economic security, system and structural analysis, evolutionary-institutional approach, principles of provision, resource-structural measures, process-organizational measures, models of provision.

Введение. Стратегические изменения в политической, экономической, социальной среде выявили несоответствие сложившихся подходов к управлению развитием государств и регионов к реалиям современного развития.

Эксперты АСИ под руководством Д. Пескова подготовили концепцию «Карты будущего: основные угрозы, вызовы и тренды до 2035 г.». «Среди наиболее значимых факторов - климатические изменения, пандемия COVID-19 и возможные следующие пандемии, демографические, идеологические и социальные кризисы, трансформация мировой экономики под влиянием новых технологий» [1].

«Мир в глазах ряда исследователей сейчас характеризуется как VUCA мир (volatility - нестабильность, uncertainty - неопределенность, complexity - сложность и ambiguity - неоднозначность), сменив собой SPOD-мир (steady - устойчивый, predictable - предсказуемый, ordinary - простой, definite - определенный)» [2]. Переход на новое видение мира ставит задачу использования принципа проактивного управления развитием, основанного «на модели сбалансированного развития и уточненных моделях видения по горизонтам» [3].

Одной из основных категорий, характеризующих развитие социально-экономических систем, наряду с устойчивостью, стабильностью, восстанавливаемостью и защищенностью, является безопасность.

А. Белоусов считает, что движущей силой изменений, наряду с экологическими, технологическими и социальными проблемами, сейчас является формирование новой модели безопасности и устойчивости в условиях восстановление многополярного мира, в т. ч. поиск оптимума между политикой открытого рынка и возрождением протекционизма [4].

Безопасность является комплексным понятием, включающим в себя ряд аспектов, в т. ч. и экономическую безопасность.

Проблема управления экономической безопасностью требует использования новых принципов построения экономической модели и, прежде всего, консолидации ответственности и экономической активности субъектов в обеспечении экономической безопасности.

Возрождение многополярности на мировой политической арене, активное изменение ситуации в мировом распределении труда, особенно на растущих высокотехнологичных рынках, привело к возникновению политики санкций и ограничений и другим политическим проблемам, пиком которых явилась политика сдерживания, недобросовестная политическая и экономическая конкуренция, приведшая в возвращении уже забытой «политэкономии». Это требует применения принципа добросовестной конкуренции субъектов для обеспечения экономической безопасности [5].

Изменения в социальной среде, в т. ч. основных взглядов на этику, мораль и семейные ценности в ряде государств, сопровождаются формированием экономических взглядов патерна-листического типа на обязанности «богатой» части населения мира обеспечить достойные условия проживания для бедной части населения мира, причем на территории развитых государств с комфортными условиями. Это ведет к неизбежному появлению класса паразитирующего населения, желающего участвовать в распределении доходов без своего трудового вклада. Хотя следует признать, что данная ситуация возникла из-за важнейшей экономической проблемы - концентрации мирового богатства в руках незначительной части населения. Именно недооценка важности этой проблемы и отсутствия принципиально эффективного пути ее решения в условиях капитализма привела к нарушению основ социальной и, как следствие, экономической безопасности. С этой точки зрения переход на новое видение обеспечения экономической безопасности требует использования принципа социальной справедливости.

Таким образом, встает проблема адаптации подходов к обеспечению экономической безопасности в многоуровневой социально-экономической системе к реалиям современности.

Методы исследования. Исторически безопасность рассматривается на уровне личности, общества и государства. В Законе о безопасности упоминается также экологическая безопасность, национальная безопасность и иные виды безопасности без расшифровки [6].

Безопасность (как экономическая категория) «предполагает поддержание экономики на том уровне развития, который обеспечивал бы нормальную жизнедеятельность населения, возможности дальнейшего экономического роста» [7].

При определении термина экономическая безопасность в разных источниках используют такие дефиниции, как защищенность, независимость и неуязвимость интересов, готовность и способность создания и реализации механизмов ее поддержания, обеспечения устойчивости социально-экономического развития, (Л. Абалкин [8], Е. Бухвальд [9], С. Глазьев [10], В. Паньков [11], В. Сенчагов[12] и др.).

По мнению многих авторов, экономическая безопасность тесно связана с социальной, политической, военной, экологической, правовой, финансовой, техногенной, культурной, интеллектуальной, научно-технической, энергетической, продовольственной, коммуникационной, информационной, демографической и другими составляющими частями национальной безопасности, при этом определяет возможности их обеспечения [13].

В экономической литературе при исследовании проблемы обеспечения практически всех составляющих безопасности используются два подхода.

Во-первых, это ресурсный подход, в котором рассматривается наличие соответствующих ресурсов, например, в продовольственной безопасности понимаемый как независимость государств и регионов в производстве основных видов продуктов питания, в т. ч. и в рамках стратегии импортозамещения, и преобладающий в трудах российских исследователей, в энергетической безопасности при таком подходе происходит максимальное наращивание собственных генерирующих мощностей.

Во-вторых, это процессный подход, в котором рассматривается доступность соответствующих ресурсов, например, в продовольственной безопасности понимаемый как «физическая, экономическая и социальная доступность продовольствия» [14], преобладающий за рубежом, в т. ч. в программных документах международных организаций, в энергетической безопасности этот подход заключается в создании «условий, при которых потребитель имеет надежный доступ к необходимой ему энергии, а поставщик - к её потребителям. То есть речь идет не только о бесперебойных потоках, но и о стабильных и разумных ценах» [15].

Методология исследования проблем безопасности и устойчивости основана на системном и структурном анализе, статистическом анализе, применении методов количественного и качественного (экспертного) прогнозирования. Авторы также использовали эти методы в данном исследовании.

Результаты исследования. Авторы считают, что безопасность - «это состояние социально -экономической системы воспринимать возмущения без значимых последствий для текущего функционирования и развития» [16], и определяют возможности системы адаптироваться к позитивным инновационным изменениям и локализировать негативные инновационные изменения, обеспечивая такие характеристики системы, как восстанавливаемость, стабильность, устойчивость, защищенность [5].

По мнению авторов, безопасность проявляется как результат восприятия системой (личностью) определенной ситуации и обеспечивается задействованием определенных ресурсов и процессов.

Рассмотрим проблему обеспечения экономической безопасности в условиях нарастания стратегических изменений через этапы определения принципов, разработки основных мероприятий и формирования моделей обеспечения экономической безопасности.

Принципы обеспечения экономической безопасности.

В основу обеспечения экономической безопасности лежит применение следующих основных принципов:

- проактивного управления обеспечением экономической безопасности;

- консолидированной ответственности за обеспечение экономической безопасности;

- экономической активности субъектов в обеспечении экономической безопасности;

- добросовестной конкуренции субъектов для обеспечения экономической безопасности;

- социальной справедливости в обеспечении экономической безопасности.

Принцип проактивного управления обеспечением экономической безопасности основан на возможности выбора из трех стратегий управления рисками при обеспечении экономической безопасности:

- отпуск риска в свободное «плавание» с надеждой на адаптацию экономической системы под влиянием рыночных механизмов;

- выявление признаков рисков на ранних этапах и активное управление экономической системой с целью их локализации или устранения;

- применение методов профилактики для уменьшения возможных негативных последствий рисков или устранение возможности проявления рисков в целом.

Комбинация второй и третьей стратегии и составляет сущность проактивного управления.

Принцип консолидированной ответственности за обеспечение экономической безопасности основан на развитии концепции неоглобализма. Сущность этой концепции, по мнению авторов, заключается в максимальной интеграции экономических, социальных и политиче-

Система многоуровневой интегрированной (консолидированной) ответственности за обеспечение экономической безопасности

Применение данного принципа позволит государству или хозяйствующему субъекту не остаться одному перед лицом угроз, рисков и кризисов.

Принцип экономической активности субъектов в обеспечении экономической безопасности основан на проявлении определенной самостоятельности субъектов в обеспечении экономической безопасности. Надежда на патернализм государства со стороны населения и бизнеса срабатывает только в условиях растущей и стабильной экономики, в случае системного кризи-

са патернализм рано или поздно заканчивается и происходит снижение ресурсных возможностей поддержки на всех уровнях социально-экономических систем, начиная с международных организаций и фондов.

Экономическая активность субъектов должна быть направлена на структурные и системные преобразования.

Структурная активность направлена, прежде всего, на развитие инновационных секторов и видов деятельности, диверсификацию модели экономики субъекта. Системная активность предполагает развитие трендов современной экономики - формирование ресурсо- и эколого-сберегающей системы хозяйствования, цифровизация и интеллектуализация всех секторов и видов деятельности и др., что может придать устойчивость, стабильность и гибкость экономической систем.

Принцип добросовестной конкуренции субъектов для обеспечения экономической безопасности основан на том, что во многих случаях угроза экономической безопасности государства или хозяйствующего субъекта возникает из-за конфликта изначально политических, а затем и экономических интересов государств и хозяйствующих субъектов. Неправильное позиционирование своей роли в мире или на рынке является одной из основных причин данного конфликта. Другой причиной такого конфликта может быть сознательно выбранная стратегия развития и политика ее реализации. В любом случае такие конфликты ведут к нарушению экономической безопасности всех субъектов конфликта. Примером этому могут послужить последствия санкций как для России, так и для стран Европы. Если изначально эти санкции имели больше политическую подоплеку, то теперь в них все больше просматриваются экономические интересы, например, в санкциях США против «Северного потока-2». И если политические причины устранить сложно и порой невозможно, то экономические причины конфликтов локализовать можно, в т. ч. оговаривая возможность добросовестной конкуренции через определенные уступки и согласование интересов.

Принцип социальной справедливости в обеспечении экономической безопасности основан на предыдущих принципах и означает создание справедливой системы обеспечения экономической безопасности для всех государств, регионов и групп населения. Он базируется на возможности перераспределения «незаработанной», прежде всего, природной ренты и естественного формирования преференций у инновационно и предпринимательски активных субъектов. Социальная справедливость основана на ответственности за принятием управленческих решений и осознанности их социальных последствий.

Мероприятия по обеспечению экономической безопасности.

Мероприятия по обеспечению безопасности функционирования социально-экономических систем и их элементов можно разделить на две группы:

- ресурсно-структурные, в которых определяются мероприятия, программы и проекты по развитию ресурсной базы: производственных мощностей и использования инновационных средств производства, применения новых материалов, инфраструктурного обеспечения, а также их соотношения в общей структуре экономических ресурсов субъекта;

- процессно-организационные, в которых определяются мероприятия, программы и проекты по разработке и внедрению инновационных технологий, методов организации производства, информационного обеспечения.

Модели обеспечения экономической безопасности.

В качестве основы для разработки механизмов реализации вышеизложенных принципов обеспечения экономической безопасности авторы предлагают использовать две модели.

Первой является модель ресурсно-инновационного замещения и развития, которую предлагается использовать для формирования ресурсно-структурных мероприятий по обеспечению экономической безопасности. Она основана на организации цикла непрерывного ресурсно-инновационного развития. Сущность этого цикла заключается в непрерывном развитии ресурсов и переходе их через инновационную стадию в ресурсную на новом уровне, с учетом соблюдения ограничений и интересов субъектов системы [17]. Инновационная стадия, в нашем понимании, будет являться краткосрочной стадией преобразования, заменяющей привычные ресурсы общества. При этом инновационная стадия затрагивает как сущность ресурсов, так и применяемые процессы их преобразования, использования и распределения.

Особый интерес вызывает формирование процессно-организационной части мероприятий по обеспечению экономической безопасности, для которой предлагается использовать вторую модель «5И - интеллект, информация, инновации, институты, инвестиции» (5I - Intelligence, Information, Innovation, Institutions, Investment). Данная модель отражает описание основных процессов в субъектах при обеспечении экономической безопасности.

Литература

1. Футурологи представили проект «Карты будущего: основные угрозы, вызовы и тренды до 2035 г.» [Электронныйресурс]. - URL : https://asi.ru/news/153652/(дата обращения: 11.02.2021).

2. Сорокоумова, Г. В. Психологический тренинг как эффективный метод развития навыков, необходимых в XXI в. [Электронный ресурс]. - URL : https://phsreda.com/e-articles/23/Action23-21963.pdf (дата обращения: 11.02.202l).

3. Бушуев, С. Д., Бушуева, Н. С. Модели и методы стратегического развития организаций от «видения» до реальности // Управлтня проектами та розвитоквиробництва : зб. наук.пр. - Луганськ: Вид-во СНУ т. В.Даля, 2005. № 4(16). С. 5-13.

4. Белоусов, А.: это десятилетие заставит Россию и мир в корне изменить модель развития [Электронный ресурс]. - URL : https://tass.ru/interviews/9951349 (дата обращения: 11.02.2021).

5. Зоидов, К. Х., Богатырев, С. И., Скорик, Н. Г., Зименкова, Е. Н. Теория экономической безопасности : становление, проблемы, развитие ; под ред. к.ф.-м.н., доц. К.Х. Зоидова. -М. : ИПР РАН, 2020.

6. ФЗ о безопасности [Электронный ресурс]. - URL : http://docs.cntd.ru/document/902253576 (дата обращения: 11.02.2021).

7. Экономическая безопасность хозяйственных систем ; под общ. ред. доктора экономических наук, проф. А. В. Колосова. - М. : Изд-во РАГС, 2001.

8. Абалкин, Л. А. Экономическая безопасность России : угрозы и их отражение //Вопросы экономики. 2015. № 12. С. 4-13.

9. Бухвальд, Е. М. Национальная безопасность России : старый закон и новые проблемы // Федерализм. 2020. № 1 (97). С. 99-112.

10. Глазьев, С. Ю. Экономическая безопасность как синоним конкурентоспособности Евразийского Союза //Евразийская интеграция : экономика, право, политика. 2018. № 4 (26). С. 10-12.

11. Паньков, В. С. Международная и национальная экономическая безопасность : сущность, факторы, угрозы и вызовы для мира и России //Международная экономика. 2010. № 11. С. 5-11.

12. Сенчагов, В. К. Структура механизма современного мониторинга экономической безопасности России / Сенчагов В. К., Иванов Е. А. - Москва : Ин-т экономики РАН, 2016.

13. Экономическая безопасность : учебник для вузов ; под общ. ред. Л. П. Гончаренко. - 2-е изд., пере-раб. и доп. - М. : Изд-во Юрайт, 2018.

14. Декларация Всемирного саммита по продовольственной безопасности. Рим, 16-18 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.fao.org/fileadmin/templates/wsfs/Summit/Docs/ FinalDeclaration/K6050_Rev10_WSFS_OEWG__ru.pdf (дата обращения 11.02.2021).

15. Сапир, Ж. Энергобезопасность как всеобщее благо [Электронный ресурс]. - URL : http:// www.globalaffairs.ru/number/n_7780 / (Дата обращения: 26.08.2019).

16. Беломестнов, В. Г., Борталевич, С. И., Унгаев, А. А. Безопасность развития регионов : монография. - Улан-Удэ : Изд-во ВСГУТУ, 2012.

17. Беломестнов, В. Г. Управление потенциалом социально-экономических систем региона. - СПб. : Научно-производственная компания «РОСТ», 2005.

References:

1. Futurologi predstavili proekt «Karty budushchego: osnovnye ugrozy, vyzovy i trendy do 2035 g.» [Elektronnyj resurs]. - URL : https://asi.ru/news/153652/(data obrashcheniya: 11.02.2021).

2. Sorokoumova, G. V. Psihologicheskij trening kak effektivnyj metod razvitiya navykov, neobhodimyh v XXI v. [Elektronnyj resurs]. - URL : https://phsreda.com/e-articles/23/Action23-21963.pdf (data obrashcheniya: 11.02.2021).

3. Bushuev, S. D., Bushueva, N. S. Modeli i metody strategicheskogo razvitiya organizacij ot «videniya» do real'nosti // Upravlinnya proektami ta rozvitokvirobnictva : zb. nauk.pr. - Lugans'k: Vid-vo SNU im. V. Dalya, 2005. № 4(16). S. 5-13.

4. Belousov, A.: eto desyatiletie zastavit Rossiyu i mir v korne izmenit' model' razvitiya [Elektronnyj resurs]. -URL : https://tass.ru/interviews/9951349 (data obrashcheniya: 11.02.2021).

5. Zoidov, K. H., Bogatyrev, S. I., Skorik, N. G., Zimenkova, E. N. Teoriya ekonomicheskoj bezopasnosti : stanovlenie, problemy, razvitie ; pod red. k.f.-m.n., doc. K.H. Zoidova. - M. : IPR RAN, 2020.

6. FZ o bezopasnosti [Elektronnyj resurs]. - URL : http://docs.cntd.ru/document/902253576 (data obrashcheniya: 11.02.2021).

7. Ekonomicheskaya bezopasnost' hozyajstvennyh sistem ; pod obshch. red. doktora ekonomicheskih nauk, prof. A. V. Kolosova. - M. : Izd-vo RAGS, 2001.

8. Abalkin, L. A. Ekonomicheskaya bezopasnost' Rossii : ugrozy i ih otrazhenie // Voprosy ekonomiki. 2015. № 12. S. 4-13.

9. Buhval'd, E. M. Nacional'naya bezopasnost' Rossii : staryj zakon i novye problemy //Federalizm. 2020. № 1 (97). S. 99-112.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Glaz'ev, S. YU. Ekonomicheskaya bezopasnost' kak sinonim konkurentosposobnosti Evrazijskogo Soyuza //

Evrazijskaya integraciya : ekonomika, pravo, politika. 2018. № 4 (26). S. 10-12.

11. Pan'kov, V. S. Mezhdunarodnaya i nacional'naya ekonomicheskaya bezopasnost' : sushchnost', faktory, ugrozy i vyzovy dlya mira i Rossii //Mezhdunarodnaya ekonomika. 2010. № 11. S. 5-11.

12. Senchagov, V. K. Struktura mekhanizma sovremennogo monitoringa ekonomicheskoj bezopasnosti Rossii / Senchagov V. K., Ivanov E. A. - Moskva : In-t ekonomiki RAN, 2016.

13. Ekonomicheskaya bezopasnost' : uchebnik dlya vuzov ; pod obshch. red. L. P. Goncharenko. - 2-e izd., pererab. i dop. - M. : Izd-vo YUrajt, 2018.

14. Deklaraciya Vsemirnogo sammita po prodovol'stvennoj bezopasnosti. Rim, 16-18 noyabrya 2009 g. [Elektronnyj resurs]. - URL : http://www.fao.org/fileadmin/templates/wsfs/Summit/Docs/Final_Declaration/ K6050_Rev10__WSFS0EWG__ru.pdf (data obrashcheniya 11.02.2021).

15. Sapir, ZH. Energobezopasnost' kak vseobshchee blago [Elektronnyj resurs]. - URL : http:// www.globalaffairs.ru/number/n_7780 / (Data obrashcheniya: 26.08.2019).

16. Belomestnov, V. G., Bortalevich, S. I., Ungaev, A. A. Bezopasnost' razvitiya regionov : monografiya. - Ulan -Ude : Izd-vo VSGUTU, 2012.

17. Belomestnov, V. G. Upravlenie potencialom social'no-ekonomicheskih sistem regiona. - SPb. : Nauchno-proizvodstvennaya kompaniya «ROST», 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.