Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С УЧАСТИЕМОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С УЧАСТИЕМОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ХОЗЯЙСТВУЮЩИЕ СУБЪЕКТЫ / СОСТОЯНИЕ ЗАЩИЩЕННОСТИ / ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ / КРИМИНАЛЬНЫЕ УГРОЗЫ / ECONOMIC SECURITY / ECONOMIC ENTITIES / STATE OF SECURITY / EXTERNAL AND INTERNAL THREATS / CRIMINAL THREATS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гапоненко Владимир Федосович

Статья посвящена проблемам обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов с участием органов внутренних дел. В проведённом исследовании сделан вывод о том, что в экономической сфере перед органами внутренних дел поставлены задачи нейтрализации угроз экономической безопасности, борьбы с криминальными проявлениями в экономической системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ECONOMIC SECURITY OF ECONOMIC ENTITIESWITH THE PARTICIPATION OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article is devoted to the problems of ensuring the economic security of economic entities with the participation of internal affairs bodies. The study concluded that in the economic sphere, the internal affairs bodies are tasked with neutralizing threats to economic security and combating criminal manifestations in the economic system.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ С УЧАСТИЕМОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

Обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов с участием органов внутренних дел

В.Ф. ГАПОНЕНКО,

доктор экономических наук, профессор (Академия управления МВД России) E-mal: [email protected]

Ensuring economic security of economic entities with the participation of internal affairs bodies

V.F. GAPONENKO,

Doctor of Arts, professor (Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia)

Статья посвящена проблемам обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов с участием органов внутренних дел. В проведённом исследовании сделан вывод о том, что в экономической сфере перед органами внутренних дел поставлены задачи нейтрализации угроз экономической безопасности, борьбы с криминальными проявлениями в экономической системе.

Экономическая безопасность, хозяйствующие субъекты, состояние защищенности, внешние и внутренние угрозы, криминальные угрозы.

УДК 343.37

The article is devoted to the problems of ensuring the economic security of economic entities with the participation of internal affairs bodies. The study concluded that in the economic sphere, the internal affairs bodies are tasked with neutralizing threats to economic security and combating criminal manifestations in the economic system.

Economic security, economic entities, state of security, external and internal threats, criminal threats.

В процессе реформирования современного российского общества особое значение приобретают проблемы экономической безопасности, которые оказывают непосредственное влияние на формирование государственной политики любого современного государства. Научный подход к исследованию экономической безопасности хозяйствующих субъектов, определение основных направлений и факторов повышения эффективности управления системой ее обеспечения, как и для всей экономической системы страны, предполагает ясное понимание исходных, ключевых понятий. В отечественной науке сложилась парадоксальная ситуация, когда экономическая безопасность стала условным, собирательным понятием, «насыщаемым» участниками общественной жизни содержанием и объемом по собственно-

му усмотрению. Фиксируемая на обыденном уровне как состояние защищенности, экономическая безопасность все более и более размывается на уровне идеологическом, впитывая в себя все большее число «околобезопасных» проблем, обретая рыхлые очертания [1]. Между тем очевидно, что экономическая безопасность — понятие, имеющее многомерный и межотраслевой характер, охватывающее «безграничный спектр объектов, свойств, критериев» [2].

В научной литературе доминируют несколько концептуальных подходов к определению сущности экономической безопасности [1—4, 8—10,11—13,18—19]. Значительная часть исследователей рассматривает экономическую безопасность в качестве элемента более глобального и всеобъемлющего, чем понятие «национальная безопасность». Например, Блинов Н. М. отме-

чает, что «важнейшей составляющей безопасности является экономическая безопасность. Она означает надежную защищенность национальных, государственных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченную всеми необходимыми средствами и институтами государства, включая силовые структуры» [3].

В то же время по вопросу определения, что такое «безопасность», единства не достигнуто. Существующие подходы в качестве стержневой основы используют такие характеристики, как «система отношений», «защищенность», «состояние», «способность», «совокупность условий», «совокупность отношений».

Проанализируем возможность и особенности применения каждого из них относительно экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Рассматривая обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов органами внутренних дел, будем исходить из толкования данной категории как состояния защищенности, иначе говоря, за основу возьмем функциональный или охранительный методологический подход [8—10].

Надежная защита от внешних и внутренних угроз, обеспечиваемая органами внутренних дел, позволяет хозяйствующим субъектам устойчиво функционировать, что в свою очередь является фактором ее защищенности от возможных новых угроз и опасностей. Противоположным по содержанию является институциональный подход, содержанием которого является понимание безопасности как состояния или уровня развития экономической системы, обеспечивающего защиту от внутренних и внешних угроз [4—6, 8]. Такой подход имеет свои недостатки и преимущества, однако в рамках деятельности органов внутренних дел, несмотря на их современное участие не только в качестве инструмента обеспечения защиты экономики и общества от криминальных угроз, приоритет представляется отдать именно функциональному подходу.

Угрозой экономической безопасности страны, а также хозяйствующих субъектов является криминализация хозяйственной деятельности [11,18], вызванная ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля.

Основная задача органов внутренних дел в сфере обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов — это противо-

действие криминализации экономической сферы общества.

Очень точно подчеркивают важность и приоритет декриминализации экономической системы в рамках обеспечения экономической безопасности М. К. Каминский и А. В. Щербаков, которые отмечают, что, «во-первых, система рыночной экономики, какую бы ее историческую модификацию мы не рассматривали, закономерно порождает такую субкультуру как преступный мир, ведущим видом деятельности которого является совершение противоправных поступков, так как только с их помощью названная субкультура в состоянии решить задачи своего функционирования и развития. Во-вторых, эта преступная деятельность распространяется, прежде всего, на сферы экономики» [15].

Экономическое значение деятельности ОВД при обеспечении экономической безопасности состоит в возмещении обществу ущерба, наносимого преступлениями.

Все изложенное свидетельствует о значительной, выходящей за рамки процесса декриминализации роли, которую занимают в системе обеспечения экономической безопасности органы внутренних дел.

В соответствии со Стратегией экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. № 390-Ф3 (ред. от 5 октября 2015 г.) «О безопасности», под угрозой понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.

Под угрозой экономической безопасности можно понимать сложившиеся в обществе экономические и иные факторы и условия, способные прямо или косвенно оказывать негативное воздействие на экономическую безопасность хозяйствующей системы (отрасли экономики, экономической территории, национальной экономики в целом) в настоящем либо ближайшем будущем [8, 17—18].

Любая угроза, в том числе экономическая, предполагает количественное или качественное изменение социальной системы либо среды, при котором затрудняется, нарушается или становится невозможной нормальная жизнедеятельность объектов обеспечения безопасности.

Важным инструментом исследования угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов выступает классификация. Классификация выступает одним из условий систематизации угроз, она позволяет теоретически

осмыслить те или иные явления и установить их соответствие эмпирическому материалу. Исходя из характера и вида угроз, определяются структурные элементы процедуры их оценки и методические подходы к принятию управленческих решений, фактически строится механизм выявления, предупреждения и пресечения угроз и провоцирующих их факторов [8]. Исследования в области классификации угроз экономической безопасности должны носить прикладной характер с применением таких подходов и методов классификации угроз экономической безопасности, которые в будущем позволят упростить разработку механизма по их нейтрализации.

На экономическую безопасность хозяйствующих субъектов как структурного элемента страны распространяется действие угроз экономической безопасности России, так как экономическая безопасность хозяйствующих субъектов рассматривается в рамках национальной безопасности России, при этом за основу принимаются тождественные проблемы, элементы структуры, приоритеты, применительные к уровню экономической системы Российской Федерации.

Специфическую роль в создании угроз экономической безопасности хозяйствующих субъектов играет их положение в общем экономическом пространстве, сосредоточение на их территории природных сырьевых ресурсов, производственного потенциала. Так, например, исследования показывают, что темпы роста или снижения теневого оборота в значительной степени определяются структурой хозяйствующих субъектов. На преступность в сфере хозяйствующих субъектов влияют многие факторы, к основным из которых можно отнести [16] эффективность деятельности правоохранительных органов и иных государственных и негосударственных структур [18].

В части функционирования органов внутренних дел наибольшую опасность для социально-экономической ситуации в сфере хозяйствующих субъектов представляет криминализация хозяйственной деятельности. Проявлением криминализации экономических отношений является теневая экономика. Она представляет собой сложное социально-экономическое явление, охватывающее практически всю систему общественных экономических структур и отношений общества [8, 11, 18].

Теневая экономика как хозяйственная деятельность, развивающаяся вне государственного учета и контроля, — явление глобального порядка, наблюдаемое во всех странах мира независимо от типа экономической системы.

При некоторых условиях теневая деятельность скорее помогает развитию официальной экономики, чем препятствует ему. Таковым условием является выполнение в теневом секторе работ и услуг или производство товаров, которые в противном случае не были бы произведены вообще. К числу положительных сторон теневой экономики можно отнести предотвращение банкротств фирм и обеспечение занятости части населения [18].

Умеренное использование нелегальной экономической деятельности может позитивно влиять на уровень всей экономики и стать средством компенсации отдельных потерь с точки зрения эффективности экономики. Это произойдет, если, например, за счет уклонения от уплаты налогов будут расширены рамки обмена, т. е. заключены сделки о выполнении работ, которые не были бы выполнены легально. Общество при этом не теряет налогов, поскольку в официальном секторе скрытые в тени работы не будут выполнены.

Уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет быстро накопить капитал, выплачивать работникам этих предприятий достойную заработную плату. Очевидно, однако, что такие преимущества касаются ограниченно малой группы населения и ничтожны в сравнении с негативными последствиями теневой экономической деятельности. Если в странах с развитой рыночной экономикой на ее долю приходится 8 % национального ВВП, то в Российской Федерации с учетом криминального сектора — до 48,7 % ВВП. В таких масштабах теневая экономика становится серьезной угрозой безопасности России [18].

Криминализация выступает одной из причин деформации структуры отечественной экономики, которую законодатель также выделяет в качестве самостоятельной угрозы экономической безопасности. Механизм деформации под воздействием криминализации следующий: под воздействием устремлений криминального мира легальная экономическая система стремительно мимикрирует в своем развитии, все более подчиняясь целям извлечения монопольных сверхприбылей в пользу криминальной элиты. Это в короткие сроки приводит к разрушению традиционной структуры национальной экономики, быстрой деградации производства, стимулированию лишь тех сфер, которые не требуют долгосрочных и значительных инвестиций. Внутренний рынок наводняется иностранной валютой и импортными товарами, национальные товаропроизводители разоряются, за рубеж

вывозятся лишь сырьевые и энергетические ресурсы [11, 18].

Обеспечение экономической безопасности государства относится к числу приоритетных задач, решаемых органами внутренних дел в современных условиях существенного изменения в течение последних лет действующего законодательства Российской Федерации. Её обеспечение неразрывно связано с декриминализацией жизненно важных отраслей и объектов экономики [15].

Практически на всех этапах и во всех службах правоохранительной деятельности органов внутренних дел (ОВД) присутствуют в той или иной степени экономические аспекты. ОВД через свою главную правоохранительную функцию активно воздействуют на сохранение и более эффективное использование экономических ресурсов и тем самым на развитие в нужном направлении производственных отношений. Несмотря на то, что при переходе к рыночной экономике хозяйствующие субъекты прежде всего несут ответственность сами перед собой за сохранность и приумножение своей собственности и поэтому сами обязаны и заинтересованы ее охранять, не снимается с повестки дня вопрос о помощи им в этом деле со стороны ОВД [8].

Экономическая безопасность требует систематически обновляемых подходов в силу изменчивости видов угроз, необходимости определения приоритетов в обеспечении того или иного ее вида и прогнозировании проблем в этой сфере. Поэтому обеспечение экономической безопасности, которая содержит анализ, оценку, виды угроз и методы их отражения, должно адекватно соответствовать этим задачам.

Из года в год, к сожалению, присутствует криминализация системы хозяйствующих субъектов страны. Сотрудники подразделений Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД России наиболее часто выявляют в сфере хозяйствующих субъектов преступления, связанные, например, с занижением валового объёма произведённой продукции. Характерным остаётся занижение объёма реализованной продукции и учётных данных.

Нередки и факты проведения фиктивных экспортных операций с целью незаконного возмещения налога на добавленную стоимость. Это способствует оттоку средств из легальной экономики в теневую, лишает бюджеты государства и регионов важной статьи дохода. ГУ-ЭБиПК МВД России отмечает также факты увода активов государственных предприятий с использованием механизма преднамеренно-

го банкротства, осуществляемого путём передачи основных средств вновь созданным юридическим лицам, не несущим ответственности по долгам государственного предприятия. Результаты правоохранительной деятельности в сфере хозяйствующих субъектов за последние годы указывают на нарастающую по ряду показателей криминализацию данной отрасли.

Криминогенную обстановку в сфере хозяйствующих субъектов страны осложняет наличие в российском законодательстве большого количества льгот, предоставляемых предприятиям, организациям. По этой причине снижается эффективность контроля со стороны государственных органов за предпринимательской деятельностью, что создаёт определённые трудности при проведении оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел. Именно поэтому исследование возможных форм и методов участия органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности в сфере хозяйствующих субъектов страны является актуальным и необходимым с практической точки зрения.

Действующие сегодня в отношении нашей страны санкции, процессы импортозамеще-ния и происходящие коренные преобразования в социально-экономической сфере не могли не коснуться и хозяйствующих субъектов страны. И это не случайно. Прежде всего, это обусловлено практическим осуществлением, например, Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» на период с 2019 по 2024 гг. На финансирование данного проекта государством выделяются колоссальные денежные средства. И здесь, конечно, требуется особенное внимание в обеспечении экономической безопасности данной отрасли [7].

Данный национальный проект направлен на модернизацию отношений в сфере малого и среднего предпринимательства. Между тем кредитная линия — основа национального проекта — угрожает экономической безопасности данной сферы. Учитывая это, появляется проблема определения места и роли полиции в его реализации. Основная задача органов внутренних дел по осуществлению экономической безопасности в сфере хозяйствующих субъектов — противодействие криминальным проявлениям в финансово--хозяйственных отношениях, т.е. в недопущении незаконной экономической деятельности, которая представляет собой общественную опасность, которая в свою очередь наносит серьезный урон государству, физическим и юридическим лицам.

В реализации данного национального проекта основным фактором, оказывающим негативное влияние, выступает складывающаяся на объектах малого и среднего предпринимательства сложная криминогенная обстановка. Проведённое выборочное исследование показывает, что криминально активные лица всё чаще стали применять ухищрённые способы вывода бюджетных средств, выделяемых на развитие хозяйствующих субъектов, из легального оборота, а также изощрённые схемы, например, уклонения от уплаты налогов. Ежегодно в сфере хозяйствующих субъектов выявляется свыше 1,5 тыс. налоговых преступлений, что составляет более 80% от общего количества совершаемых преступлений в сфере экономической деятельности в названной отрасли экономики [14, 17].

Исследование научной литературы и иных источников дает основание полагать, что на сегодняшний день сложились различные точки зрения на теоретические и практические основы рассматриваемой проблематики [4—5, 9—10, 12, 18-19].

Основные финансово-экономические показатели в области производства дают основания считать, что такая сфера в большей степени нуждается в строгом соблюдении её экономической безопасности. Конечно, здесь возникает проблема в государственном функционировании экономической безопасности и определяется место и роль органов внутренних дел в её обеспечении.

В современных условиях особое значение приобретают вопросы, связанные с укреплением всей системы национальной безопасности и в первую очередь безопасности экономической, ориентированной на обеспечение стабильного экономического развития общества и государства, их защищенности от экономических угроз.

В обеспечении экономической безопасности хозяйствующих субъектов должны быть задействованы все возможности: сформированные и укрепляющиеся рыночные механизмы и институты; активная государственная экономическая деятельность, в том числе и законотворческая; кадры; созданный и наращиваемый научно-технический, производственный и финансовый потенциал; имеющиеся минерально-сырьевые и природные ресурсы.

Таким образом, для эффективного функционирования системы обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов необходимо провести мероприятия по совершенствованию деятельности органов внутренних дел, целью которого является превращение

ОВД в систему, ориентированную в первую очередь на выполнение функций социальной профилактики нарушения закона, возвращения доверия населения к полиции.

Органы внутренних дел являются неотъемлемой частью государственного механизма, составным звеном системы исполнительных органов государственной власти. Главной целью развития системы МВД России является приведение ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств.

Как показывает отечественная практика и зарубежный опыт, в нейтрализации криминальных явлений и борьбе с преступностью ведущее место занимают правоохранительные органы. От их компетентности, оперативности, профессионализма, желания зависит очень многое. Поэтому представляется, что одним из основных субъектов обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов являются органы внутренних дел.

В истории России ОВД всегда занимали значимое место в системе государственной власти. Не является исключением и современный период исторического развития Российской Федерации. ОВД всегда находились под пристальным вниманием властных структур, политических партий, общественности, рядовых граждан. Это объясняется специфическим характером выполняемых ими функций, а также тем, что ОВД являются структурами кризисного и антикризисного управления. В настоящее время в России меняются многие приоритеты государственно-правовой политики. Ранее ОВД рассматривалось как репрессивно-карательный орган. Сейчас происходит процесс переориентации правоохранительных органов на социальное обслуживание общества, при этом учитываются общепризнанные международные стандарты, отечественный и зарубежный опыт работы полиции как социального института.

Ведущей задачей ОВД является активная поддержка и защита осуществляемых в обществе преобразований: в экономической сфере — развитие и укрепление рыночных отношений, в социальной — соблюдение принципов социальной справедливости, в духовной — восстановление общечеловеческих моральных и этических норм, в политической — проведение в жизнь демократических реформ. В экономической области перед ОВД поставлены задачи нейтрализации угроз экономической безопасности, борьбы с криминальными проявлениями в экономической сфере.

Таким образом, органам внутренних дел принадлежит особая роль в борьбе с экономи-

ческими преступлениями и обеспечении экономической безопасности. Это обусловлено тем, что: органы внутренних дел осуществляют практически все виды правоохранительной деятельности: оперативно-розыскную деятельность, следствие и дознание, охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями; глубже других изучают те явления, на фоне которых формируется экономическая и финансовая по-

литика. Такая разносторонняя деятельность более всего отвечает целям борьбы с экономической преступностью, поскольку эта деятельность охватывает широкий круг жизненно важных общественных отношений. Это позволяет решать некоторые задачи борьбы с преступлениями, посягающими на экономическую безопасность хозяйствующего субъекта, уже на стадии выявления и изучения причин преступности.

Список литературы:

1. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. 1994. № 12.

2. Архипов А. Д., Городецкий А. Е., Михайлов Б. Экономическая безопасность: оценки, проблемы, способы обеспечения // Вопросы экономики. 2015. № 12.

3. Блинов ^ M. Экономическая безопасность центра и регионов // Региональная политика в современной России. Краснодар, 2005.

4. Богданов И. Я. Экономическая безопасность России: теория и практика. М., 2017.

5. Видяпин В. И. Основы экономической безопасности (государство, регион, предприятие, личность) / под ред. Е. А. Олейникова. М., 2015.

6. Гапоненко В. Ф. Холдинговые корпорации в контексте экономической безопасности / Государственное регулирование экономики: материалы IV Международной науч.-практич. конф. (Москва 17 ноября 2016 г.). М., 2016.

7. Гапоненко В. Ф. Приоритетная модель управления финансовыми ресурсами малого и среднего бизнеса на базе стоимост-но-ориентированного подхода в контексте экономической безопасности // Микроэкономика. 2018. № 1.

8. Гапоненко В. Ф., Беспалько А. А., Вла-сков А. С. Экономическая безопасность предприятий. Подходы и принципы: монография. М., 2007.

9. Гильфанов М. Т. Организационно-методический инструментарий оценки детерминант и обеспечения экономической безопасности предприятия // Социально-экономические явления и процессы. 2016. № 8.

10. Грунин О. А., Грунин С. О. Экономическая безопасность организации. СПб., 2016.

11. Долинская В. В. Криминализация корпоративных конфликтов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2014. № 3.

12. Дронов Р. Подходы к обеспечению экономической безопасности // Экономист. 2016. № 2.

13. Загашвили В. С. Экономическая безопасность России. М., 2016.

14. Исмагилов Р. Ф. Экономическая безопасность России: теория и практика: монография. СПб., 2015.

15. Каминский M. К, Щербаков А. В. Декриминализация как путь и средство решения задач обеспечения безопасности экономической системы // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2002. № 2.

16. Каныгин В. И. О некоторых подходах к разработке критериев эффективности деятельности подразделений, обеспечивающих экономическую безопасность России // Вестник Нижегородской академии МВД России. 2005. № 5.

17. Кошкина И. А., Мубаракшина Э. Р. Методологический подход к проведению диагностики экономической безопасности промышленного комплекса // Современные исследования проблем (электронный научный журнал). 2012. № 8.

18. Крылов А. А., Латов Ю. В., Колесников В. В. и др. Что такое «криминализация экономики России» и как с ней бороться: монография. М., 2011.

19. Тамбовцев В. Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура, проблемы // Вестник МГУ. Серия «Экономика». 2016. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.