Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ ЗАПАДНЫХ СТРАН'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ ЗАПАДНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
814
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / задачи экономической безопасности / экономические санкции / влияние санкций на экономическую безопасность / США и ЕС / ответные контрмеры / economic security / tasks of economic security / economic sanctions / the impact of sanctions on economic security / the United States and the EU / countermeasures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрей Владимирович Минаков, Светлана Борисовна Лапина

Предметом данного исследования является изучение влияния санкций на экономическую безопасность страны. Целью – обобщение основных подходов к определению основных понятий, анализ влияния санкций на экономическую безопасность государства. Использовались общенаучные, специальные и частно-научные методы. Результатом исследования является проведенный анализ применения зарубежных санкций относительно государства с учетом изменения макроэкономических показателей характеризующих его экономическую безопасность. Область применения результатов данного исследования – прикладные исследования в области экономической безопасности страны. Сделан вывод о том, что в условиях санкций, принимаемые меры относительно обеспечения стабилизации экономической безопасности страны не всегда могут носить положительный эффект.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE IN THE CONTEXT OF WESTERN SANCTIONS

Subject of this research is the impact of sanctions on the country’s economic security. Purpose is generalization of the main approaches to the definition of basic concepts, analysis of the impact of sanctions on the economic security of the state. General scientific, special and private scientific methods were used. Result of the research is the analysis of the application of sanctions against the state, taking into account changes in macroeconomic indicators characterizing its economic security. Field of application of the results – applied research in the field of the country’s economic security. It is concluded that in the context of sanctions, measures taken to stabilize the country’s economic security may not always have a positive effect.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ ЗАПАДНЫХ СТРАН»

УДК 336.22 ББК 65.0

DOI 10.24412/2414-3995-2021-2-305-312 © А.В. Минаков, С.Б. Лапина, 2021

Научная специальность 08.00.05 - экономика и управление народным хозяйством

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ ЗАПАДНЫХ СТРАН

Андрей Владимирович Минаков,

профессор кафедры экономики и бухгалтерского учета, доктор экономических наук, профессор Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: minakov-info@yandex.ru;

Светлана Борисовна Лапина, доцент кафедры экономики и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)

E-mail: melesha83@mail.ru

Аннотация. Предметом данного исследования является изучение влияния санкций на экономическую безопасность страны. Целью - обобщение основных подходов к определению основных понятий, анализ влияния санкций на экономическую безопасность государства. Использовались общенаучные, специальные и частно-научные методы. Результатом исследования является проведенный анализ применения зарубежных санкций относительно государства с учетом изменения макроэкономических показателей характеризующих его экономическую безопасность. Область применения результатов данного исследования - прикладные исследования в области экономической безопасности страны. Сделан вывод о том, что в условиях санкций, принимаемые меры относительно обеспечения стабилизации экономической безопасности страны не всегда могут носить положительный эффект.

Ключевые слова: экономическая безопасность, задачи экономической безопасности, экономические санкции, влияние санкций на экономическую безопасность, США и ЕС, ответные контрмеры.

ENSURING THE ECONOMIC SECURITY OF THE STATE IN THE CONTEXT OF WESTERN SANCTIONS

Andrey V. Minakov,

Professor of the Department of Economy and Accounting, Doctor of Economic Sciences, Professor

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12);

Svetlana B. Lapina,

Associate Professor of the Department of Economy and Accounting,

Candidate of Economic Sciences

Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)

Abstract. Subject of this research is the impact of sanctions on the country's economic security. Purpose is generalization of the main approaches to the definition of basic concepts, analysis of the impact of sanctions on the economic security of the state. General scientific, special and private scientific methods were used. Result of the research is the analysis of the application of sanctions against the state, taking into account changes in macroeconomic indicators characterizing its economic security. Field of application of the results - applied research in the field of the country's economic security. It is concluded that in the context of sanctions, measures taken to stabilize the country's economic security may not always have a positive effect.

Keywords: economic security, tasks of economic security, economic sanctions, the impact of sanctions on economic security, the United States and the EU, countermeasures.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Минаков А.В., Лапина С.Б. Обеспечение экономической безопасности государства в условиях санкций западных стран. Вестник экономической безопасности. 2021;(2):305-12.

Современная реальность характеризуется такими составляющими как политические разногласия и конфликты, международные санкции по отношению к некоторым государствам (как ключевой риск для бизнеса как отдельного государства, так и международного пространства), а также нестабиль-

ность мировой экономики, колебания цен на ряд ресурсов, курсов национальных и международных валют. А потому есть необходимость уделять внимание вопросам экономической безопасности страны, вопросам обеспечения ее экономической защиты от внешних угроз.

Сначала надо рассмотреть, что представляет собой термин «экономическая безопасность». По мнению Л.П. Васильевой, «экономическую безопасность» можно представить в качестве изучающей состояние экономики - сферы научного знания, такое состояние при котором гарантируется: защита государства на различных уровнях: международном и национальном; эффективное удовлетворение потребностей населения; устойчивый рост экономических показателей [3, с. 6]. Помимо того, относительно нормальных условий жизни, экономическая безопасность представляет собой основной фактор (один из) поддерживающий их. Что ставит ее, в любой стране, в основной приоритет. Само определение термина также раскрывает его значение и роль, относительно глобальной мировой системы, а именно формирование позиций государства их укрепление. При достижении экономической безопасности страны, происходит принятие эффективных решений, как экономических, так и социальных, также происходит соблюдение интересов государства.

В.Ш. Уразгалиевым отмечается, что понятие «безопасность» в научной литературе, часто рассматривается в качестве состояния субъекта, при котором не велика вероятность изменения качеств и параметров присущих этому субъекту [15]. По мнению Г. С. Вечканова экономическая безопасность представляет собой категорию больше экономическую, которая характеризует экономику, точнее ее состояние, когда идет обеспечение оптимальной деятельности населения страны, относительно любого уровня, при этом существует гарантия выполнения социально-экономической политики государства, гарантия надежной работы всей экономической системы, обеспечение устойчивого экономического роста [4].

Говоря о предназначении экономической безопасности, необходимо отметить, что, несмотря на значительное количество подходов, относительно понимания данного института, его основу составляют функции государства, их успешная реализация, посредством которых осуществляется обеспечение процесса использования ресурсов, как материальных, так и финансовых во всех звеньях жизнедеятельности общества и во всех сферах.

Можно отметить основные задачи, которые включает экономическая безопасность, к ним

можно отнести: развитие технологий (укрепление конкурентоспособности территории); развитие человеческого потенциала; достижение финансовой стабильности (высокого уровня); обеспечение стабильной тенденции экономического роста; поддержку национальной валюты.

Рассматривая вопрос экономической безопасности необходимо отметить, что на современном этапе прослеживается влияние на экономические отношения - политических факторов, можно отметить усиление данной тенденции, как минимум за последние шесть семь лет. В основном именно в сфере внешней политики присутствует одна из основных угроз экономической безопасности для многих стран. Эти тенденции и утверждения подтверждаются использованием такого инструмента как санкции в рамках внешнеэкономической политики государств. На современном этапе это можно проследить из опыта России, направленных против нее санкций и принятых контрсанкций (эмбарго на ряд товаров).

В начале, рассмотрим, что собой представляет такая категория, как «санкция».

В данном контексте можно отметить более широкое понимание, которое, характеризует данную категорию как меры ограничительного характера, которые касаются отдельного государства (или группы государств), также это может быть отнесено и к физическим лицам, и к компаниям. Применение таких мер осуществляется за какие-либо действия или проступки. Так можно отметить, что для определенной деятельности создаются препятствия, которые могут носить как всеобъемлющий характер, так и затрагивать отдельные направления экономической сферы. В тоже время можно отметить и тот факт, что проявление ограничений, обусловленных давлением посредством санкций, относительно управления экономикой, находит на всех ее уровнях. Таким образом, создаются неблагоприятные условия относительно страны, которая нарушила определенные международные требования и ее экономики, что вынуждает такую страну менять стратегию поведения, которая была выбрана ранее, как на внешнем рынке, так и на внутреннем [13, с. 88].

Относительно международной правовой системы, можно отметить, что санкции представляют

собой инструмент менее затратный, чем война, и посредством которого можно разрешить спор. Существует различная трактовка понятия «санкции» в международной практике. Устав ООН трактует его следующим образом - это меры, которые могут включать как полный разрыв дипломатических отношений, так и перерыв (полный или частичный) экономических отношений и средств сообщения (воздушных, морских, железнодорожных, и других). Данные меры не связаны с использованием вооруженных сил [16, ст. 41].

В основном ограничения в рамках введенных санкций касаются внешней торговли, это может быть выражено в запрете, относительно страны, на которую наложены ограничения, экспорта своих товаров. Тоже может происходить и с импортом. Необходимо отметить, что значительная часть международных отношений построена на торговле, соответственно все отражается и на потребителях, которые не могут приобрести запрещенные к ввозу товары, и для поставщика, который теряет рынок сбыта. В данной ситуации для бизнеса в стране, на которую наложены ограничения, увеличиваются расходы, что обуславливается поиском новых каналов. Наиболее разрушительными и жесткими являются ограничения, которые наложены на ввоз, поскольку страны продавцы сталкиваются с проблемой реализации в условиях острой конкуренции.

По мнению И.Ф. Суханова, именно изоляция от остального мира страны (объекта наложенных ограничений) является целью санкций [13, с. 88].

Существует часть исследований, где такой инструмент, как санкции применяется к объекту (страна, предприятие или группа лиц), когда он осуществил несоответствующие системе правил (международных норм) действия. В данной ситуации санкции рассматриваются как инструмент принуждения. Рассматривая понимание категории «санкции» с такой стороны, можно говорить о более суженом контексте, поскольку наибольший аспект делается на политико-правовую составляющую. Имеется и мнение некоторых авторов, которые отмечают наряду с негативными последствиями от санкций и позитивные [17]. Относительно позитивных, можно привести пример помощи инвестиционной или же гуманитарной. М.А. Ениным дается более общее понимание санкций, понимается в

качестве удара по обеспечивающей снижение затрат производимой продукции теории и практике международного разделения труда, а также в качестве разрыва связей, как кооперационных, так и интеграционных [6, с. 69]. Импортозамещение -это одна из задач, которую ставит проблема применения санкций к конкретной стране. Здесь речь о развитии системы воспроизводства замкнутой авторкической, соответственно отказываясь от использования системы международного раз деления труда ее преимуществ и не считаясь с реальными затратами. Здесь происходит препятствие развития международной торговли (получения выгод и преимуществ) и противоречие, относительно системы международного кооперационного взаимодействия, взаимовыгодного участия стран.

Е.Д. Ткаченко акцентирует внимание на политической составляющей санкций поскольку считает, что основная цель введения экономических санкций достижение политических целей [14, с. 10]. То есть, санкции представляют собой запретительные экономические мероприятия, используемые участниками международной торговли (одного по отношению к другому) основная цель которых изменение политического курса в принудительном порядке объекта, к которому применяются эти санкции. К экономическим санкциям относят финансовые или же торговые.

Что касается экономической безопасности, то данные ограничительные мероприятия препятствуют защите национальных интересов и осуществлению этой защиты. Как уже было отмечено ранее распространенные варианты санкций - это определенные мероприятия относительно экспорта (технологические товары) и импорта (оборудования). Что касается экономики, подвергшейся санкциям, страны то для нее отказ от экспорта может принести ущерб глобального масштаба, что обусловлено нарушением в определенных частях рынка баланса проса и предложения. Зачастую санкции рассматривают в качестве внешней угрозы [7, с. 11].

Некоторые авторы отмечают, что санкции имеют двоякое влияние на экономику ресурсозависимых стран, относительно ее экономической безопасности (пока на современном этапе Россия является страной с ресурсозависимой экономикой, у которой две трети экспорта приходится на угле-

водороды). Данное влияние касается вопроса о запрете ввоза технологического оборудования для добычи углеводородов. Положительный момент - это освобождение для отечественных производителей конкурентного пространства на внутреннем рынке. Отрицательный момент в том, что до замещения сложно приобрести оборудование, технологии для ряда важных отраслей, включая добывающие [11, с. 107] [8].

К составляющим экономической безопасности, на которые оказывают влияние санкции можно отнести: оборонно-промышленный комплекс; пищевая промышленность и финансовую сферу.

Если рассматривать Россию, то было разработано три уровня санкций западными зарубежными странами, присоединившимися к ним; юридические лица и компании; сектора экономики. Соответственно первый уровень, второй и третий. Применению санкций против России способствовал ряд событий, связанных с участием России в украинском и сирийском конфликте, присоединении Крыма в 2014-2015 гг., в 2016 году в связи с выборами Президента США, в 2018 году в связи с «делом Скри-палей», в 2020 году в связи с делом об отравлении А. Навального (см. табл. 1).

На протяжении всего периода применения санкций против России происходило расширение санк-ционных списков США, ЕС и других стран относительно отдельных физических лиц и юридических лиц (по мнению вводивших санкции стран, виновных в определенных событиях, либо непосредственно связанных с государством), а также стратегически значимых отраслей.

В целом необходимо отметь ухудшение состояния экономики в условиях применяемых санкций, хотя для России это не единственный фактор, ухудшающий экономическое состояние (вклиняет также конъюнктура на сырьевых рынках, которая ухудшилась в 2014 году, ухудшалась и в 2020 году, а также кризис, связанный с пандемией в 2020 году). Основными макроэкономическими показателями экономической безопасности страны можно назвать: уровень ВВП, реальные доходы населения, уровень безработицы, а также показатели, которые характеризуют встроенность государства в мировую экономику, прежде всего это показатели внешней торговли. Рассмотрим влияние санкций на эти показатели и соответственно на экономическую безопасность страны.

Динамика темпов прироста ВВП представим на рисунке 1.

Необходимо отметить, что в рассматриваемый период происходит снижение темпов прироста ВВП, основное снижение приходится на 2015 год. Однако просматривая динамику более раннего периода, падение темпов прироста ВВП началось еще в 2013 году. Можно предположить, что санкции лишь усугубили ситуацию. То же отмечается экспертами МГИМО и Центра экономических исследований - Института экономики (CERGE-EI) Чехии А. Пестовой и М. Мамоновым, которые утверждают, что Западные финансовые санкции определенно повлияли на экономику России, но не были единственной движущей силой кризиса [18]. Одновременно с санкциями резко упали цены на нефть. Это сильно отразилось на российской эко-

4

4 3 2 1 0 -1 -2 -3 -4 -5

0,7

2,5

0,2

1,3

-4,1

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Источник: составлено авторами по данным [9]

Рис. 1. Темп прироста ВВП (в постоянных ценах) России за период 2012-2020 гг., %

Таблица 1

Санкции против России в 2014-2020 гг.

Год Санкции

В марте США, Канадой и странами ЕС вводился первый уровень санкций в отношении конкретных физических лиц.

В апреле США был задействован второй уровень санкций относительно компаний и расширен список относительно физлиц.

2014 США и Канада - санкции против российских оборонных и сырьевых предприятий. Евросоюз ввел секторальные санкции в отношении России. Ограничен доступ на финансовые рынки. Наложены ограничения на поставки в Россию современных технологий для нефтяной отрасли, торговлю товарами двойного (гражданского и военного) назначения. Устанавливается оружейное эмбарго. Минфин США ввёл санкции против нескольких российских банков, связанных с государством, и Объединённой судостроительной корпорации РФ.

В сентябре ЕС ограничивает доступ к финансовым рынкам. Введены ограничения на экспорт в Россию оборудования и технологий, необходимых для освоения месторождений сырья на шельфе. США вводит запрет на поставку товаров, услуг и технологий для освоения месторождений на глубоководных участках и шельфе арктических морей.

ЕС накладывает запрет на инвестиции в Крым. США накладывает запрет на ввоз на территорию страны любых товаров, технологий или услуг из Крыма.

2015 В июне принято решение ограничить свободный доступ в Европейский парламент послу России, а также приостановлено парламентское сотрудничество в рамках Комитета РФ - ЕС. США объявили о введении наказаний для любых иностранных банков, которые производят финансовые операции с российскими физическими и юридическими лицами, ранее внесенными в санкционные списки.

2016 Продолжается расширение списков физических и юридических лиц, сюда также вошли Министерства торговли 11 российских компаний.

2017 В августе Президент США Дональд Трамп подписал закон об ужесточении санкционного режима в отношении трех стран: России, Ирана и КНДР. В том числе: - ужесточение ограничений для американских кредитных организаций по финансированию российских банков и корпораций, ранее попавших в санкционные списки. Сроки предоставления для них кредитов сокращаются соответственно с 30 до 14 дней и с 90 до 60 дней. - усиление секторальных санкций в отношении российского нефтяного сектора, включая запрет предоставления технологий, поставок оборудования и услуг для добычи нефти в Арктике, на глубоководном шельфе и из сланцевых залежей.

США - запрет физическим и юридическим лицам в своей юрисдикции сотрудничать с компаниями из РФ в глубоководных, арктических и сланцевых энергетических проектах.

США - пребывание в «черном списке» (SDN List) лишает компании доступа к долгосрочному финансированию, не запрещая при этом другие транзакции с их участием.

2018 Ряд стран высылают ряд российских дипломатов (повод дело Скрипаля).

США - запрет на лицензирование поставок вооружений российским госкомпаниям; запрет на любую помощь РФ (кроме срочной гуманитарной), поставок пищевых продуктов или сельскохозяйственных товаров; запрет на предоставление российским властям кредитов и финансовой поддержки.

2019 США - второй пакет санкций в отношении России в рамках «дела Скрипалей»: требование к международным организациям (в их числе - Всемирный Банк и МВФ) не предоставлять кредиты Москве; запрет американским банкам кредитовать правительство РФ и участвовать в первичном размещении российского суверенного долга, номинированного не в рублях; введение дополнительных ограничений по экспорту в РФ материалов, техники и товаров из списка Министерства торговли США.

Декабрь: Президент США Д. Трамп подписал «Закон об оборонном бюджете». Согласно п. 7503, немедленно вводятся санкции в отношении судов, занимающихся укладкой газопроводов «Северный поток 2» и «Турецкий поток» на глубине более 100 футов (30 метров).

Октябрь: США расширили интерпретацию санкций в отношении проекта газопровода «Северный поток 2». Ограничительные меры будут применяться не только к компаниям, непосредственно занимающимся строительством газопровода, но также и к предоставляющим услуги и финансирование судам, участвующим в стройке.

2020 Декабрь: США внесли в санкционный список российские компании «Космос Комплект» и «Совтест Комп». Им вменяется закупка и реэкспорт товаров из Соединенных Штатов для целей, противоречащих национальной безопасности. Министерство торговли США внесло в блэк-лист 45 российских организаций и предприятий, связанных с вооруженными силами. Они подпадают под экспортное ограничение.

2021 Январь: Сенат США утвердил «Закон об оборонном бюджете» на 2021 год. В том числе в нем предусмотрено расширение санкций против газопроводов «Северный поток - 2» и «Турецкий поток». Под ограничения попали услуги по «тестированию, инспекции и сертификации» трубопроводов. Минфин США внес в санкционный список баржу-трубоукладчик «Фортуна» (строящую «Северный поток 2»), танкер «Максим Горький», а также компании «КВТ-Рус» и «Рустанкер».

Источник: составлено авторами по данным [10] [5] № 2 / 2021 - Вестник экономической безопасности -309

20 15 10 5 0

15,50

-7 О Л

5,1 6,80 7,00 3,70 290 4,50 32

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год 2020 год

Источник: составлено авторами по данным [9] Рис. 2. Динамика ИПЦ (индекса потребительских цен) России за период 2012-2020 гг., %

номике, учитывая, что продажа нефти и газа составляет 70% российского экспорта. Тоже самео утверждают и специалисты МВФ, которые провели анализ динамика ВВП за несколько лет. По мнению аналитиков МВФ, более низкому, чем ожидалось, росту способствовали бюджетная политика российских властей, финансовые и денежно-кредитные факторы, а также цены на нефть [19; 12].

Рассмотрим динамику инфляции в условиях санкций (см. рис. 2).

Необходимо отметить рост уровня инфляции в 2015 году. Эмбарго на ввоз ряда иностранным продуктов наравне со снижение курса рубля, стали причиной роста инфляции: в 2014 году она составила 7,8%, а в 2015 - 15,5%. Можно сказать, что санкции оказали влияние на динамику инфляции, однако это влияние скорее было косвенным, оно способствовало такой динамике наряду с иными факторами (валютный курс, прежде всего).

Еще одним макроэкономическим показателем, характеризующим экономическую безопасность страны, является реальный доход населения (см. рис. 3).

Необходимо отметить, что проблемы на финансовом рынке отражаются и на уровне жизни. Из-за обесценения рубля значительно выросли цены, а

10 5

0 -5

Центральный Банк был вынужден увеличить ставки по кредитам банкам. Как результат - покупательная способность россиян сократилась, а в последние годы реальные доходы населения растут незначительно. Помимо этого, запрет на ввоз ряда продовольственных товаров из присоединившихся к санкциям стран повлиял на снижение реальных доходов населения.

Значительное влияние санкций было на показатели внешней торговли (см. рис. 4).

Можно отметить, что, прежде всего, санкции отразились на внешней торговле. Начиная с 2015 года, фиксируется снижение импорта и экспорта. Что касается импорта, основная причина - резкое падение курса российского рубля; также повлияли контрсанкции - эмбарго на продукты питания, введенные против стран ЕС, США и ряда иных стран, присоединившихся к санкциям. Снижение экспорта вызвано, кроме санкций, также и более чем двукратным снижением стоимости основного экспортного товара - нефти. Помимо этого, на товарооборот внешней торговли негативно повлияли и другие ограничительные меры - санкции в области научно-технического сотрудничества, ограничения финансовых операций, и другие меры. В результате динамика товарооборота внешней торговли в 2015 года показала снижение.

54

0,1 0,8

1 1 1 1 -1,2 2 4 1 1 1 1 -0,5

-4,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год 2019 год

Источник: составлено авторами по данным [1] Рис. 3. Темп прироста реальных доходов населения России за период 2012-2019 гг., %

2012 год 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

■ Экспорт ■ Импорт

Источник: составлено авторами по данным Росстата Рис. 4. Динамика экспорта и импорта (в процентах к предыдущему периоду), %

Таким образом, необходимо отметить, что санкции явились сопутствующим фактором к ухудшению экономической безопасности страны, хотя и не единственным фактором, негативно повлиявшим на изменение экономических показателей развития России. Значимыми факторами стали и изменения мировых цен на нефть и газ, «коронакризис» 2020 года. Санкции усилили негативное влияние внешнеэкономических факторов. И их введение в 2014-2020 году было связано с внешнеполитическими противоречиями развитых стран, прежде всего, Евросоюза и США с Российской Федерацией по ряду вопросов (события в Украине, Сирии, действия российских спецслужб за рубежом, некоторые внутриполитические проблемы самой России). В ответ на санкции Россией были предприняты контрмеры - эмбарго на ввоз (импорт) продовольственных товаров из стран, которые присоединились к санкциям, что отчасти способствовало развитию импорто-замещения в ряде сфер и обеспечению стабилизации экономической безопасности в том числе [2]. В целом можно отметить, как положительное, так и отрицательное влияние таких действий со стороны России на экономическую безопасность страны. К первым можно отнести: снижение конкуренции на российском рынке; развитие льгот и других мер поощрения для бизнеса; снижение зависимости от импорта. Ко вторым можно отнести: рост цен (при внедрении импортозамещения); проблем с качеством товаров и продукции отечественного производства, и некоторые другие. Помимо этого, для дальнейшего обеспечения экономической безопасности в условиях санкций необходимо проработка инструментов дальнейшей поддержки бизнеса, оп-

тимизация работы банковского сектора (банковской системы); проработка инструментов поддержки относительно отраслевой направленности. Проведение работ по улучшению качества продукции в конкурентной среде с возможностью выхода на новые рынки сбыта.

Литература

1. Бюллетень о текущих тенденциях российской экономики / Под. ред. В. Павлюшена, Е. Музы-ченко, Е. Хейфец, В. Зубов. М., 2020.

2. Васильев А. Запад против: самое важное о санкциях против России. иИ!: https://bankstoday. net/last-articles/zapad-protiv-samoe-vazhnoe-o-sanktsiyah-pшtiv-шssii#i-4

3. Васильева Л.П. Экономическая безопасность определения и сущность // Журнал прикладных исследований. 2020. № 3. С. 6-13.

4. Вечканов Г.С. Экономическая безопасность: Учебник для вузов / Под ред. Г.С. Вечканов; 3-е изд., доп. и перераб. СПб., 2015.

5. Вольтер Г. Современные условия преодоления санкций в Российской федерации иЯЬ: https://vc.ru/finance/63163-sovremennye-usloviya-preodoleniya-sankciy-v-rossiyskoy-federacii

6. Енин М.А. О соотношении понятий «санкции» и «принудительные меры» в международном праве // Отечественная юриспруденция. 2016. № 10. С. 56-57.

7. Козлякова Д.Н., Лукашенок Т.Р. Санкции как проблема экономической безопасности России // Наука без границ. 2019. № 7 (35). С. 11-14.

8. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. Юридическая ответственность, санкции и меры защиты: монография. М., 2018.

9. Мировая и региональная статистика, национальные данные, карты и рейтинги // Информационно-аналитическое издание Knoema. 2020. URL: https://knoema.m/atlas/Российская-Федерация/Темп-прироста-ВВП-в-по стоянных-ценах

10. Санкции против России: взгляд в 2020 г.: доклад 51/2020 / Под ред. И.Н. Тимофеев, В.А. Морозов, Ю.С. Тимофеева; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2020.

11. Сараджева О.В. Экономическая безопасность России в условиях санкций // Вестник экономической безопасности. 2015. № 7. С. 107— 116.

12. Страновые отчеты сотрудников. URL: https:// www.imf.org/en/Publications/CR/Issues/2019/08/01/ Russian-Federation-2019-Article-IV-Consultation-Press-Release-Staff-Report-48549

13. Суханова И.Ф., Лявина М.Ю. Экономические санкции: содержание, цели, мотивы, эффективность // Аграрный научный журнал. 2018. № 4. С. 88-93.

14. Ткаченко Е.Д. Понятие, цели, принципы применения экономических санкций в международной торговой практике // Молодая наука Сибири: электронный научный журнал. 2020. № 2. С. 1-9.

15. Уразгалиев В.Ш. Экономическая безопасность: Учебник и практикум для вузов / Под ред. В.Ш. Уразгалиев. М.: Юрайт, 2019.

16. Устав Организации Объединенных Наций: принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 г. // Действующее международное право. М.: Московский независимый институт международного права, 1996. Т. 1. С. 7-33.

17. Madies T., Laurila H., GolHard M. (2013). Economic Sanctions: Embargo on Stage. Theory and Empirical Evidence // Universitas Friburgensis, University of Tampere, Fribourg, 127 p.

18. Anna Pestova and Mikhail Mamonov: Should we care? The economic effects of financial sanctions on the Russian economy. BOFIT- Institute for Economies in Transition Bank of Finland/ BOFIT Discussion Papers 13/2019 https://helda.helsinki.fi/bof/bitstream/ handle/123456789/16219/dp1319.pdf?sequence=3

19. Russian Federation 2019 Article IV Consultation-Press Release; Staff report. Press Release No. 19/282. July 16, 2019.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.