Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
290
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ОРГАНЫ ВЛАСТИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юн Л. В.

Цели. Рассмотреть вопросы обеспечения экологической безопасности в национальном и международном праве. Обозначить проблемы, возникающие в сфере экологической безопасности, исходя из анализа нормативно-правового регулирования в Российской Федерации, доктрины экологического права в национальном праве России и международном праве. Процедура и методы. С помощью формально-юридического метода изучены дефиниции экологической безопасности в национальном и международном праве и определены критерии, являющиеся её важной составляющей. Были также использованы логический и сравнительно-правовой методы правового регулирования. Результаты. В ходе исследования рассмотрены некоторые ключевые факторы, оказывающие воздействие на обеспечение экологической безопасности. Её роль как одного из направлений деятельности органов публичной власти России и её субъектов через призму концепций, планов и программ свидетельствует об отсутствии детального разграничения между полномочиями органов публичной власти России и её субъектов, что тем самым создаёт проблемы в сфере экологической безопасности на национальном уровне. Выявлено, что не во всех актах регионального уровня закреплены мероприятия, проводимые органами публичной власти по обеспечению экологической безопасности, что тем самым создаёт правовую неопределённость. После изучения вопросов экологической безопасности в международном праве был сделан вывод, что в современных государствах акцент поставлен в большей степени на взаимодействии экологической безопасности и возникающих угрозах и вызовах для всего человечества. Теоретическая и / или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию экологического права, в законодательное усовершенствование мероприятий в сфере обеспечения экологической безопасности на региональном уровне, а также представляют базу для последующего изучения дефиниции экологической безопасности в доктрине экологического права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY IN NATIONAL AND INTERNATIONAL LAW

Aim. To consider the issues of ensuring environmental safety in national and international law. To identify the problems that arise in the field of environmental safety, based on the analysis of legal regulation in the Russian Federation, the doctrine of environmental law in the national law of Russia and international law. Methodology. The definitions of environmental safety in national and international law are studied with the use of the formal-legal method as well as the criteria that are its important component. In addition, logical and comparative legal methods of legal regulation were used. Results. In the course of this study, some key factors influencing the provision of environmental security are considered. Its role as one of the activities of the public authorities of Russia and its subjects through the prism of concepts, plans and programs indicates the absence of a detailed delineation between the powers of the public authorities of Russia and its subjects, which thereby creates problems in the field of environmental safety at the national level. It was revealed that not all acts of the regional level fix the activities carried out by public authorities to ensure environmental safety, which thereby creates legal uncertainty. Having studied the issues of environmental security in the international law, the conclusion was made that in modern states the emphasis is placed to a greater extent on the interaction of environmental security and emerging threats and challenges for all mankind. Research implications. The results of the study contribute to the theory of environmental law, to the legislative improvement of measures in the field of ensuring environmental safety at the regional level, and also provide a basis for the subsequent study of the definition of environmental safety in the doctrine of environmental law.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ»

УДК 504. 75, 342.5

DOI: 10.18384/2310-6794-2023-1-110-118

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В НАЦИОНАЛЬНОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Юн Л. В.

Российский государственный университет правосудия, Казанский филиал 420088, г. Казань, ул. 2-я Азинская, д. 7А, Российская Федерация

Аннотация

Цель. Рассмотреть вопросы обеспечения экологической безопасности в национальном и международном праве. Обозначить проблемы, возникающие в сфере экологической безопасности, исходя из анализа нормативно-правового регулирования в Российской Федерации, доктрины экологического права в национальном праве России и международном праве. Процедура и методы. С помощью формально-юридического метода изучены дефиниции экологической безопасности в национальном и международном праве и определены критерии, являющиеся её важной составляющей. Были также использованы логический и сравнительно-правовой методы правового регулирования.

Результаты. В ходе исследования рассмотрены некоторые ключевые факторы, оказывающие воздействие на обеспечение экологической безопасности. Её роль как одного из направлений деятельности органов публичной власти России и её субъектов через призму концепций, планов и программ свидетельствует об отсутствии детального разграничения между полномочиями органов публичной власти России и её субъектов, что тем самым создаёт проблемы в сфере экологической безопасности на национальном уровне. Выявлено, что не во всех актах регионального уровня закреплены мероприятия, проводимые органами публичной власти по обеспечению экологической безопасности, что тем самым создаёт правовую неопределённость. После изучения вопросов экологической безопасности в международном праве был сделан вывод, что в современных государствах акцент поставлен в большей степени на взаимодействии экологической безопасности и возникающих угрозах и вызовах для всего человечества. Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в теорию экологического права, в законодательное усовершенствование мероприятий в сфере обеспечения экологической безопасности на региональном уровне, а также представляют базу для последующего изучения дефиниции экологической безопасности в доктрине экологического права.

Ключевые слова: государственное управление, органы власти, экологическая безопасность

ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY IN NATIONAL AND INTERNATIONAL LAW

L. Yun

Russian State University of Justice, Kazan branch ul.2ya Azinskaya 7A, Kazan 420088, Russian Federation

Abstract

Aim. To consider the issues of ensuring environmental safety in national and international law. To identify the problems that arise in the field of environmental safety, based on the analysis of legal regulation in the Russian Federation, the doctrine of environmental law in the national law of Russia and international law.

Methodology. The definitions of environmental safety in national and international law are studied with the use of the formal-legal method as well as the criteria that are its important component. In addition, logical and comparative legal methods of legal regulation were used.

© CC BY Юн Л . В ., 2023 .

\V\QJ

Results. In the course of this study, some key factors influencing the provision of environmental security are considered. Its role as one of the activities of the public authorities of Russia and its subjects through the prism of concepts, plans and programs indicates the absence of a detailed delineation between the powers of the public authorities of Russia and its subjects, which thereby creates problems in the field of environmental safety at the national level. It was revealed that not all acts of the regional level fix the activities carried out by public authorities to ensure environmental safety, which thereby creates legal uncertainty. Having studied the issues of environmental security in the international law, the conclusion was made that in modern states the emphasis is placed to a greater extent on the interaction of environmental security and emerging threats and challenges for all mankind. Research implications. The results of the study contribute to the theory of environmental law, to the legislative improvement of measures in the field of ensuring environmental safety at the regional level, and also provide a basis for the subsequent study of the definition of environmental safety in the doctrine of environmental law.

Keywords: public administration, authorities, environmental safety

Введение

Современные условия жизнедеятельности в эпоху трансформаций политических, экономических, социальных и иных общественных отношений заставляют задуматься всё человечество о вопросах безопасности - личной, общественной, государственной . Каждое государство обеспечивает безопасность, основываясь на глобальных угрозах и вызовах XXI в . (стихийные бедствия, природные катаклизмы, изменение климата), создаёт комплекс мер и гарантий, связанных в т . ч .и с экологической безопасностью в национальном и международном праве. В доктрине экологического права Российской Федерации экологическая безопасность рассматривается как функция государства, часть национальной безопасности, направление органов публичной власти В доктрине международного права учёные связывают экологическую безопасность с климатическими изменениями и иными факторами, оказывающими неблагоприятное влияние на окружающую среду

Исследование экологической безопасности как одного из направлений органов публичной власти следует начать с дифференциации определений, отражённых в правовой доктрине

И. А. Умнова-Конюхова и М. А. Вакула определяют экологическую безопасность как интенсивно развивающийся институт экологического права, стратегическое понятие, показывающее состояние окружаю-

щей среды, её качество и степень сохранности [6, с . 89].

И. О . Краснова останавливает своё внимание на том, что экологическая безопасность включена в политические документы (стратегии развития регионов) как цель и направление деятельности . Несмотря на это, цель и комплекс мер правового регулирования не нашли своего формального отражения в нормах законодательства, закрепляющем порядок использования источников радиоактивного излучения, производственных объектов с высокой степенью опасности, в независимости от того, что именно это профессиональная деятельность основана на больших рисках нанесения экологического вреда [9, с . 544].

С. А. Боголюбов отмечает, что трансформация принципов градостроительного законодательства и обобщённые рекомендации законодательства об экологической безопасности представляют собой индивидуальные юридические предписания, необходимые для реализации экологических прав граждан на практике [4, с . 72].

Под экологической безопасностью понимается степень защиты жизненно важных потребностей граждан, общества и государства от существующих и возможных угроз создаваемых как человеком, так и природой на окружающую среду [3, с . 163].

Правовое обеспечение экологической безопасности предполагает наличие механизма, состоящего из нормативных

^глу

правовых актов, правоприменительном и правоохранительной деятельности [1, с . 74].

Конституционный Суд России отметил, что «... Осуществляемые государством мероприятия по восстановлению окружающей среды должны финансироваться за счёт предприятий, которые в ходе осуществления хозяйственной и иной деятельности оказывают неблагоприятное влияние на окружающую природную среду. Публичная власть, наделённая конституционной ответственностью обязана осуществлять меры, способствующие сдерживанию по загрязнению окружающей среды, предупреждению и снижению экологических рисков . . . » .

Роль экологической безопасности в национальном праве России и её субъектах через призму концепций, планов и программ

Трансформация общественных отношений в XXI в . обусловливает поиск новых планов, концепций, стратегий, связанных с созданием экологической безопасности . Важной целью политики, осуществляемой государством в сфере экологической безопасности, является качество окружающей среды, необходимое для благоприятной жизни человека и стабильного развития экономики . Несмотря на это, в законодательстве и среди научных исследований в доктрине экологического права по охране окружающей среды данная цель не находит своего формального закрепления

Однако данная цель частично всё же находит своё отражение в Стратегии национальной безопасности России « . . . Экологическая безопасность выступает в качестве одного из стратегических наци-

1 Постановление Конституционного Суда РФ от 05 .03 . 2013 № 5-П «По делу о проверке конституционности статьи 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Тополь"» // СЗ РФ . 2013 . № 11. Ст. 1164 .

ональных приоритетов Качество окружающей среды, необходимое для благоприятной жизни человека, сохранение, а также восстановление природной среды понимаются как цели для её обеспечения »2

Н . Г. Жаворонкова и Ю . Г. Шпаковский отмечают, что многообразие стратегических планов, прогнозов, доктрин и концепций не обозначает ключевой цели. Исходя из того, что единая цель отсутствует, стратегическое исследование обозначено абстрактно, в виде большого количества программ [7, с. 182].

Проведённый анализ норм, формально отражённых в вышеобозначенной стратегии, позволяет отметить, что в ней содержится многообразие целей и задач по обеспечению и усовершенствованию экологической безопасности

Используя только методологию риска, позволяющую разъяснить результаты анализа окружающей среды, возможно в полной мере обеспечить экологическую безопасность, ключевой целью которой должны стать защита жизни и здоровья человека [11, с. 70].

К большому сожалению, до сих пор существуют актуальные проблемы, связанные с уменьшением уровней влияния на окружающую среду химических, биологических и других факторов, направленных на устранение чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, в т. ч . и ситуации аварийного масштаба на производственных объектах повышенной опасности, по приспособлению отраслей экономики к отрицательным переменам климата, остаются угрозы экологической безопасности3

Полномочия органов публичной власти в России и её субъектах (на примере Республики Татарстан и Республики Башкортостан)

Для проведения теоретико-практического исследования вопросов, связанных с экологической безопасностью, необходимо

2 Федеральный закон от 10 01 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ 2002 № 2 Ст 133

3 Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2021. № 27 (Ч. II). Ст. 5351.

vrny

рассмотреть реализацию нормативно-правового регулирования и исследовать практические вопросы, подлежащие применению в ходе осуществления государственных полномочий органами публичной власти Согласно конституционным положениям, экологическая безопасность относится к совместному ведению России и её субъектов

Конституция России предоставляет «учитывать возможность. . . экологических, природных и иных особенностей территорий субъектов России в рамках урегулирования вопросов, находящихся в совместном ведении, создания взаимосвязанной политики осуществляемой государством по обеспечению экологической безопасности, охране окружающей среды», -отмечает академик РАН, профессор Т . Я . Хабриева [10, с . 9].

Экологическая безопасность представляет собой состояние защищённости природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и другой деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий1, - закрепляется в нормах российского законодательства.

Совокупность отходов, не подвергающихся повторной хозяйственной обработке, отправляется вновь на хранение, условия которого не соответствуют требованиям экологической безопасности Данный факт выступает одним из неблагоприятных факторов, влияющих на качество жизни нынешнего и будущих поколений2

Экологическая безопасность должна быть обусловлена эффективной, высококомпетентной, рациональной профессиональной деятельностью со стороны органов публичной власти

«. . . К ключевым элементам государственной политики в сфере общественного здоровья относятся управленческие решения, базирующиеся на экономических, поли-

1 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ . 2002. № 2 . Ст. 133 .

2 «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030года» (утв . Президентом РФ 30.04.2012) // СПС Консультант Плюс .

тических, социальных, научно-технологических и экологических факторах », - отмечают А. И . Тихонов и Е . А. Певцова [12, с . 77].

Деятельность законодательных органов публичной власти, формирующаяся и как целое, и как частичные векторы развития системы экологической безопасности, направленная на создание приоритетов, устанавливающая правовые рамки для осуществления всех видов, связанных с её обеспечением вне зависимости от уровня и направления, имеет преобладающее значение [1, с. 75].

Соглашаясь с позицией Е Н Абанина [1], необходимо подчеркнуть, что без деятельности законодательных органов власти невозможно решение глобальных проблем, касающихся экологической безопасности как в национальном, так и в международном праве

Отметим, что на сегодняшний день отсутствует специализированный нормативный правовой акт, регулирующий вопросы экологической безопасности, что создаёт проблемы в урегулировании вопросов, важных для её обеспечения и реализации экологических прав граждан как нынешнего, так и будущих поколений В основном вопросы, связанные с ней, находят своё формальное отражение в различных концепциях, планах и стратегиях, что является, на наш взгляд, не вполне урегулированным на законодательном уровне

В качестве принципов исполнения основ государственной политики в области экологического развития России до 2030 г можно выделить: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду и ответственность государственных органов по её обеспечению и экологической безопасности на территории государства

В контексте устойчивого развития условия выживания граждан и государства в ходе замены в сфере государственной политики экономических приоритетов на экологические являются необходимыми для экологической безопасности [2, с . 116].

Дополнение, внесённое в законодательство России, станет одним из решений для обозначенных выше проблем . Нормы федерального законодательства об охране окру-

Vrny

жающей среды следует дополнить такой целью, как разработка правового механизма по созданию благоприятных условий жизни человека, улучшающих состояние экологической безопасности Помимо этого, необходимо дополнить цель по разработке программ реабилитации территорий, относящихся к зонам экологического бедствия словами « подверженных неблагоприятному воздействию вследствие ЧС . . . » .

Рассматривая вопросы, касающиеся обеспечения экологической безопасности в регионах, обратим внимание на то, что не во всех субъектах приняты соответствующие законы. «. . . Однако в республиках Адыгея и Башкортостан, Курской, Нижегородской, Воронежской, Волгоградской областях и Ненецком автономном округе они всё-таки есть » [5, с 30]

« Экологическая безопасность понимается как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на неё »2

В Республике Татарстан специализированный закон отсутствует Вопросы экологической безопасности находят своё отражение в стратегии и интерпретируются несколько иначе

Экологическая безопасность представлена как один из компонентов национальной безопасности, система социальных, природных и иных условий, способствующих качеству и безопасности жизни и деятельности населения, а также созданию устойчивого состояния биоценоза биотопа естественной экосистемы Проведение политики, осуществляемой государством, состоящей из системы согласованных мер правового, социально-экономического, информационного и иного характера, реализуемых для предупреждения внутренних и внешних угроз экологического характера,

1 Федеральный закон от 10 01 2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // СЗ РФ 2002 № 2 Ст 133

2 Закон Республики Башкортостан от 2.06.1997 № 93-з «Об экологической безопасности Республики Башкортостан» // Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан 1998 № 2 (68) Ст 77

способствует достижению экологической безопасности3

Таким образом, проанализировав полномочия органов публичной власти в России и её субъектов, следует отметить, что вопросы экологической безопасности находятся в совместном ведении Однако при этом не во всех субъектах приняты соответствующие законы, что также создаёт определённые проблемы, связанные с защитой населения в случае экологических угроз

Проанализировав законодательство Республики Татарстан и Республики Башкортостан, отметим, что не в полной мере находят отражение нормы, свидетельствующие об обеспечении экологической безопасности Так, к примеру, в Стратегии экологической безопасности РТ в п 2 срок основных мероприятий заканчивается в 2023 г , а в п 7 данного акта описаны основные результаты, которые необходимо будет достичь к 2030 г 4 На основании возникшей правовой неопределённости считаем необходимым дополнить нормы Стратегии обновлённым комплексом мероприятий по обеспечению экологической безопасности до 2030 г

Экологическая безопасность в международном праве

Сотрудничество в сфере экологической безопасности между государствами происходит путём осуществления деятельности международных организаций В зависимости от целей, задач и направлений деятельности их можно разграничить следующим образом: охрана окружающей природной

3 Отраслевая стратегия экологической безопасности и развития природно-ресурсного комплекса Республики Татарстан на 2017-2021 годы и на перспективу до 2030 года // Министерство экологии и природных ресурсов Республики Татарстан: [сайт]. URL: https://eco.tatarstan. ru/stranegiya-ekologicheskoy-bezopasnosti-i. htm?ysclid=lclwyktdw9740447585 (дата обращения 03 .01.2023).

4 Указ Президента Российской Федерации от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической без-

опасности Российской Федерации на период до 2025

года» // Правительство России: [сайт]. URL: http://

government, ru/docs/all/111285/ (дата обращения:

08 12 2022)

среды, решение проблем Земли (ЮНЕП, МСОП); комплексный природоохранительный мониторинг (ФАО, ВОЗ, ВМО); специальные природоохранительные мероприятия (охрана дикой природы, международных озёр, рек, безопасность ядерных источников энергии и т п )1

« Важным, необходимым элементом любого современного государства является экологическая безопасность Сформировать безопасную среду обитания человека может развитие, требующее кардинального изменения своих цивилизационных императивов, экологического видения и понимания о рациональном использовании, сохранении, восстановлении и преумножении природного капитала. . . » [14, р. 190].

Американский учёный Дж Барнетт считает, что: « экологическая безопасность в большей степени определяется как угроза национальному государству, нежели окружающей среде, другим государствам или отдельным лицам »2

Другие исследователи подчёркивают, что « экологическая безопасность становится всё более важной задачей правительств, и связано это, прежде всего, с несколькими причинами: нехватка воды, истощение грунтовых вод, увеличение выбросов парниковых газов, глобальное изменение климата, увеличение частоты штормов и т. д.. . . » [15, р . 3].

Г. Цурлини и Ф . Мюллер, изучая экологическую безопасность, отмечают, что « основная проблема обосновывается экологическими глобальными изменениями, уделяя особое внимание коррелляции экосистем и человечества, ухудшению окружающей среды, росту социального спроса на ресурсы, экосистемные услуги и экологические товары »3

экологиче-

Охрана окружающей среды ская безопасность // Пензенский областной фонд научно-технического развития: [сайт]. URL: https://fondntr. ru/osnovnyye-napravleniya/ okhrana-okruzhayushchej-sredy-i-ekologicheskaya-bezopasnost.html?ysclid=lbvvkegrwn132146817 (дата обращения: 03 .01. 2023) .

2 Barnett J. Ecological safety // International Encyclopedia of Human Geography. 2009. P. 553-557.

3 Zurlini G Müller F. Environmental Safety //

Экологическая безопасность обычно определяется как ряд вопросов безопасности, усиленных экологическими факторами . Это подразумевает, что экологический стресс может спровоцировать насильственный конфликт среди уязвимых групп населения

«.. . Экологическая безопасность представляет собой систему мероприятий, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, воду и землю с целью сохранения человечества, биологического разнообразия и окружающей среды для будущих поколений. . . » [16].

В связи с вышеизложенным, отметим, что вопросы экологической безопасности в международном праве дифференцируются многоаспектно путём обозначения разных критериев . Одни авторы связывают экологическую безопасность с климатическими изменениями, другие - с происходящими природными катаклизмами и стихийными бедствиями

На наш взгляд, экологическая безопасность должна основываться на новых появляющихся угрозах и вызовах, государства должна быть готовы к «резким» изменениям, происходящим в современном обществе, и эффективно предоставить гарантии по экологической безопасности проживающему на определённых территориях населению, народам, коренным народам, экологическим мигрантам, беженцам и другим субъектам права с целью защиты, в т . ч .и экологических прав .

Проблемы в сфере экологической безопасности

К ряду актуальных вопросов в сфере экологической безопасности относится отсутствие структурированных критериев, согласно которым будет выстроен механизм по обеспечению экологической безопасности, многообразие государственных программ, не позволяющих остановить своё внимание на ключевых аспектах в вопросах обеспечения и реализации экологической безопасности на практике, не-

Encyclopedia of Ecology. 2008. P. 1350-1356.

V12V

благоприятное влияние на окружающую среду химических, биологических и иных факторов

М . М. Бринчук отмечает, что: «в доктрине экологического права и на основании законодательных норм восстановление является одним из элементов по охране окружающей среды вследствие осуществления хозяйственной и иной деятельности, в результате которой может наступить деградация окружающей среды Однако в нормах закона и трудах учёных не уточняется от каких действий должна быть восстановлена природа В связи с этим можно предположить, что её восстановление происходит как в случае осуществления постоянной хозяйственной деятельности, так и вследствие аварий и природных явлений, способствующих возникновению стихийных бедствий» [5, с . 36].

А. В . Захаров и А. Г. Попов, рассматривая проблемы обеспечения глобальной экологической безопасности, отмечают, что деятельность государства по обеспечению глобальной экологической безопасности представляет собой самостоятельное направление в рамках экологической функции государства [8, с . 79].

Вновь появляющиеся проблемы экологической безопасности в национальном праве приобретают огромное значение

Неблагоприятное воздействие на состояние экологической безопасности способствует исчезновению мировых запасов водных, минерально-сырьевых и биологических ресурсов Сохранение существенного количества опасных производств и осуществление их деятельности ведёт к нарушению экологического баланса, в т ч и к нарушению санитарно-эпидемиологических, санитарно-гигиенических стандартов [13, с. 123].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение

Резюмируя вышеизложенное, подчеркнём, что, несмотря на формальное отражение целей и задач, определяющих реализацию экологической безопасности, на практике остаётся много нерешённых правовых и иных вопросов, связанных с эффективным обеспечением экологической безопасности, являющимся одним из значимых направлений органов публичной власти, приоритетной задачей которых должно быть создание максимально комфортных условий для реализации в т ч и экологических прав и свобод нынешнего и будущих поколений

Статья поступила в редакцию 10.01.2023.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абанина Е. Н Законотворческие полномочия субъектов Российской Федерации в механизме правового обеспечения экологической безопасности // Вопросы российского и международного права. 2020. № 6А. Т. 10 . С 74-81.

2 . Башлакова О . И . Проблемы экологической безопасности России // Вестник МГИМО

Университета. 2015 . № 3 . С 112-121.

3 . Безопасность жизнидеятельности: учеб. пособие / сост. В. Д . Еременко, В. С. Остапенко . М. :

РГУП, 2016. 368 с.

4. Боголюбов С. А . Актуальные проблемы экологического права. М . : Юрайт, 2022. 498 с .

5 . Бринчук М . М. Обеспечение экологической безопасности как правовая категория // Государство

и право . 2008. № 9 . С 30-42.

6 . Вакула М. А . , Умнова-Конюхова И . А . Экологическое право в XXI веке: актуальные проблемы,

вызовы и решения . М. : РУДН, 2021. 260 с . 7. Жаворонкова Н . Г. , Шпаковский Ю . Г. Экологическая безопасность в системе стратегического планирования российской федерации // Lex Russica. 2016. № 6. С. 170-183.

8 . Захаров А . В . , Попов А . Г. Проблема обеспечения глобальной экологической безопасности в кон-

тексте экологических вызовов // Право и государство: теория и практика. 2017 . № 7 . С. 79-82.

9 . Краснова И . О . Экологическая безопасность как правовая категория // Lex Russica. 2014. № 5 .

Т. 96. С 543-555.

10 . Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный): с учетом изменений, одо-

бренных в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года / под ред. Т. Я . Хабриевой. М. :

ИНФРА-М, 2021. 158 с.

11. Кучер Д. Е. , Харченко С. Г. Некоторые подходы к стратегии экологической безопасности //

Экология и промышленность России . 2022. № 10 . Т. 26 . С. 66-71. 12 . Тихонов А . И . , Певцова Е. А . Компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере общественного здоровья: анализ и перспективы совершенствования // Бюллетень Национального научно-исследовательского института общественного здоровья имени Н . А . Семашко . 2022. № 4.

13 . Тонков E. E. , Туранин В. Ю . Экологическая безопасность: понятие, проблемы и перспективы

правового обеспечения // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия. Социология . Право . 2015 . № 2 . С. 122-125.

14 Experience of developed countries in environmental safety policy / A I Krukov, O V Radchenko, O. O. Radchenko, B. K. Garmash, Ye. S . Biletska, R. V Ponomarenko, S . I . Sysoieva, et al. // Ukrainian Journal of Ecology. 2020. № 10 . P. 190-194.

15 Environmental Security, Critical Infrastructure and Risk Assessment: Definitions and Current Trends / D. A. Belluck, R. N. Hull, S. L. Benjamin, J. Alcorn, I . Linkov // Ecological safety and nature management / ed. B. Morel, I. Linkov. Dortrecht: Springer, 200б. P. З-1б.

16 Morkovkin D E, Nezamaikin V N , Gibadullin A A Formation of a policy to ensure environmental safety in modern economic conditions [Электронный ресурс] // IOP Conference Series Materials Science and Engineering. 2020. № 734. URL: https://www.researchgate. net/publication/338900492_ Formation_of_a_policy_to_ensure_environmental_safety_in_modern_economic_conditions (дата обращения: 08 01 2023)

I. Abanina E. N . [Legislative powers of the subjects of the Russian Federation in the mechanism of legal support of environmental safety]. In: Voprosy Rossii i mezhdunarodnogo prava [Issues of Russian and international law], 2020, no. 6A, vol. 10, pp. 74-81.

2 . Bashlakova O. I . [Problems of environmental security in Russia]. In: Vestnik MGIMO Universiteta

[Bulletin of MGIMO University], 2015, no. 3, pp. 112-121.

3 . Eremenko V. D. , Ostapenko V. S . , eds . Bezopasnost zhiznideyatelnosti [Life safety activity]. Moscow,

RGUP Publ. , 2016. 368 p.

4. Bogolyubov S . A . Aktualnyye problemy ekologicheskogo prava [Actual problems of environmental law]. Moscow, Yurayt Publ. , 2022. 498 p.

5 . Brinchuk M. M. [Ensuring environmental safety as a legal category]. In: Gosudarstvo i pravo [State and

Law], 2008, no . 9, pp. 30-42.

6 . Vakula M. A . , Umnova-Konyukhova I . A . Ekologicheskoye pravo v XXI veke: aktualnyye problemy, vyzovy

i resheniya [Environmental Law in the 21st Century: Current Issues, Challenges and Solutions]. Moscow, RUDN Publ. , 2021.260 p.

7 . Zhavoronkova N. G . , Shpakovsky Yu. G . [Ecological safety in the system of strategic planning of the

Russian Federation]. In: LexRussica, 2016, no. 6, pp. 170-183.

8 . Zakharov A . V. , Popov A . G . [The problem of ensuring global environmental security in the context

of environmental challenges]. In: Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika [Law and State: Theory and Practice], 2017, no. 7, pp. 79-82.

9 . Krasnova I . O. [Environmental safety as a legal category]. In: Lex Russica, 2014, no . 5, vol. 96, pp. 543-555.

10 . Khabrieva T. Ya. , ed. Kommentariy k Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii (postateynyy): s uchetom

izmeneniy, odobrennykh v khode obshcherossiyskogo golosovaniya 1 iyulya 2020 goda [Commentary on the Constitution of the Russian Federation (item by article): taking into account the changes approved during the all-Russian vote on July 1, 2020]. Moscow, INFRA-M Publ. , 2021. 158 p.

II. Kucher D. E. , Kharchenko S . G . [Some approaches to the strategy of environmental safety]. In: Ekologiya ipromyshlennostRossii [Ecology and Industry of Russia], 2022, no . 10, vol. 26, pp . 66-71.

12 . Tikhonov A . I . , Pevtsova E. A . [Competences of federal executive authorities in the field of public health:

analysis and prospects for improvement]. In: Byulleten Natsionalnogo nauchno-issledovatelskogo instituta obshchestvennogo zdorovya imeni N. A. Semashko [Bulletin of the National Research Institute of Public Health named after N . A . Semashko], 2022, no . 4, pp . 76-80.

13 . Tonkov E. E. , Turanin V Yu [Ecological safety: concept, problems and prospects oflegal support]. In: Nauchnyye

vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Sotsiologiya. Pravo [Scientific Bulletin

С 7б-80.

REFERENCES

of Belgorod State University. Series: Philosophy. Sociology. Right], 2015, no. 2, pp. 122-125. 14. Krukov A . I . , Radchenko O . V. , Radchenko O. O . , Garmash B. K . , Biletska Ye. S . , Ponomarenko R . V. , Sysoieva S . I . [Experience of the developed countries in environmental safety policy]. In: Ukrainian Journal of Ecology, 2020, no. 10, pp. 190-194.

15 . Belluck D. A . , Hull R . N . , Benjamin S . L. , Alcorn J. , Linkov I . Environmental safety, critical infrastructure

and risk assessment: definitions and current trends . In: Morel B. , Linkov I . , eds. Ecological safety and nature management. Dortrecht, Springer, 2006, pp . 3-16 .

16 . Morkovkin D. E . , Nezamaikin V. N . , Gibadullin A. A. Formation of a policy to ensure environmental

safety in modern economic conditions In: IOP Conference Series Materials Science and Engineering, 2020, no. 734. Available at: https://www.researchgate.net/publication/338900492_Formation_of_a_ policy_to_ensure_environmental_safety_in_modern_economic_conditions (accessed: 08.01.2023).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Юн Лариса Владимировна - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Российского государственного университета правосудия, Казанского филиала; e-mail: yun .lara@yandex. ru

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Larisa V. Yun - Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof. , Department of State and Legal Disciplines, Russian State University of Justice, Kazan Branch; e-mail: yun .lara@yandex. ru

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Юн Л. В. Обеспечение экологической безопасности в национальном и международном праве // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция . 2023. № 1. С 110-118 .

DOI: 10.18384/2310-6794-2023-1-110-118

FOR CITATION

Yun L. V. Ensuring Environmental Safety in National and International Law. In: Bulletin of Moscow Region State University. Series: Jurisprudence, 2023, no. 1, рр. 110-118 . DOI: 10.18384/2310-6794-2023-1-110-118

V4118y

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.