Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
81
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / THE POWER OF THE STATE / КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЦЕННОСТИ / CONSTITUTIONAL VALUES / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / LEGAL REGULATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ENVIRONMENTAL SAFETY / АРКТИКА / ARCTIC / АРКТИЧЕСКАЯ ЗОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ARCTIC ZONE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эрнст Владислав Валерьевич

В статье исследуются вопросы нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности Арктической зоны Российской Федерации, в том числе программные документы Президента и Правительства Российской Федерации по Арктике. Отмечаются перспективы развития полномочий органов публичной власти Российской Федерации в данной сфере. Даются рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования обеспечения экологической безопасности Арктической зоны Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of legal regulation in the field of environmental safety Arctic zone of the Russian Federation

The article studies issues of regulatory-legal regulation in the sphere of ensuring ecological security of the Arctic zone of the Russian Federation, including the program documents of the President and the Government of the Russian Federation in the Arctic. There are prospects for the development of the powers of public authorities of the Russian Federation in this sphere. It's given the recommendations for improving the legal regulation of environmental safety of the Arctic zone of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЭРНСТ Владислав Валерьевич,

аспирант кафедры конституционного права и конституционного судопроизводства Юридического института Российского университета дружбы народов (РУДН), член Ассоциации юристов России (АЮР). E-mail: vladigrado@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье исследуются вопросы нормативно-правового регулирования в сфере обеспечения экологической безопасности Арктической зоны Российской Федерации, в том числе программные документы Президента и Правительства Российской Федерации по Арктике. Отмечаются перспективы развития полномочий органов публичной власти Российской Федерации в данной сфере. Даются рекомендации по совершенствованию нормативно-правового регулирования обеспечения экологической безопасности Арктической зоны Российской Федерации.

The article studies issues of regulatory-legal regulation in the sphere of ensuring ecological security of the Arctic zone of the Russian Federation, including the program documents of the President and the Government of the Russian Federation in the Arctic. There are prospects for the development of the powers of public authorities of the Russian Federation in this sphere. It's given the recommendations for improving the legal regulation of environmental safety of the Arctic zone of the Russian Federation.

Ключевые слова: государственная власть, конституционные ценности, правовое регулирование, экологическая безопасность, Арктика, Арктическая зона Российской Федерации.

The power of the state, constitutional values, legal regulation, environmental safety, Arctic, the Arctic zone of the Russian Federation.

Освоение Арктической зоны - одно из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации (далее - РФ), обусловленное соображениями национальной безопасности, отстаиванием геополитических интересов России на международной арене, необходимостью обеспечения экологической безопасности на данной территории в связи с нарастающими глобальными экологическими угрозами, сохранением уникальных памятников природного и культурного наследия. По словам Президента РФ В.В. Путина, «среди наших приоритетов в арктической зоне - обеспечение баланса между активной хозяйственной деятельностью и сохранением уникальной окружающей среды, бережное отношение к культуре и традиционному образу жизни коренных малочисленных народов»1.

Правовое регулирование в Арктической зоне должно основываться на положениях Кон-

1 Приветствие Президента РФ В.В. Путина участникам Пятой международной встречи представителей государств-членов Арктического совета, стран-наблюдателей в Арктическом совете и зарубежной научной общественности. 6 сентября 2015 г. Международная научная конференция «Обеспечение безопасности и устойчивого развития Арктического региона, сохранение экосистем и традиционного образа жизни коренного населения Арктики». http://www.komitet2-21 .km.duma.gov.ru/site.xp/050049124049057054051 .html

ституции РФ, которая является источником формирования и ориентиром ценностных суждений законодателя и действий исполнителя. Основной Закон - это не только правовой, но и этический регулятор общественных отношений касательно природных ресурсов и богатств (ст. 9, 36, 58), исторического и культурного наследия (ст. 44), в нём зафиксировано право на благоприятную окружающую среду (ст. 42), закреплена обязанность сохранять природу, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58)2. Особенно актуально это звучит применительно к Арктике, ресурсный и природный потенциал которой необходимо беречь как национальное достояние, принадлежащее гражданам государства.

В результате анализа законодательного массива, связанного с регулированием правоотношений в Арктической зоне, можно сделать вывод о преобладании отраслевых нормативно-правовых актов3. В отношении обеспечения эко-

2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ).

3 О континентальном шельфе Российской Федерации. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2012 г.) //

логической безопасности, действующие акты закрепляют природоохранные требования к осуществлению хозяйственной деятельности на всей территории государства, на особо охраняемых природных территориях, в пределах исключительной экономической зоны, а также меру ответственности за негативные последствия для окружающей среды, нанесенные указанной деятельностью.

Базовый Федеральный закон от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» не наделяет особым правовым статусом Арктическую зону, однако в нём содержится необходимый инструментарий для достижения экологической стабильности на данной территории1. Так, согласно указанному нормативному акту, эффективными способами обеспечения экологической безопасности признаются: государственный экологический мониторинг, государственный экологический надзор, производственный и общественный экологический контроль, экологическая экспертиза, оценка и нормирование негативного воздействия на окружающую среду2. Существенные коррективы в государственную экологическую политику внёс Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»3. Указанный закон вводит категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (ст. 4.2.), правовой механизм платы за подобное воздействие (ст. 16); внедряет систему экономического стимулирования хозяйственной деятельности, направленной на охрану

СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694; Росс. газ. 1995. 7 декабря. № 237; О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации. Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3833; Росс. газ. 1998. 6 августа. № 148-149; Об исключительной экономической зоне Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ (в ред. от 21 ноября 2011 г.) // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6273; Росс. газ. 1998. 24 декабря. № 244; Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 (в ред. от 3 июля 2016 г.) «О недрах» Первоначальный текст документа опубликован в изданиях // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823; Росс. газ. 1995. 15 марта. № 52 и др.

1 Об охране окружающей среды. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 г.) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133.

2 Там же.

3 Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 219-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон

"Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные

акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1

января 2016 г.) // СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. 1). Ст. 4220.

окружающей среды (ст. 16.2. п/п. 6-12); оптимизирует систему государственного экологического надзора, обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей финансировать меры по предотвращению и уменьшению негативного воздействия на окружающую среду (ст. 16.1.)4. Далее, важным достижением в сфере проэколо-гического законодательства стал Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»5. Нормативный акт разграничивает полномочия в сфере управления деятельностью по обращению с отходами субъектов хозяйствования, в том числе по их вторичной переработке, где основные полномочия в указанной сфере переданы региональным органам власти и органам местного самоуправления6. Применительно к Арктической зоне данные правовые механизмы в перспективе позволят предупредить негативное воздействие на окружающую среду в свете осуществления экологической профилактики и мониторинга, а также ликвидировать уже имеющийся экологический ущерб. Далее, у при-арктических регионов России появится возможность финансово обеспечить действия по достижению экологической безопасности за счёт платежей, взимаемых за загрязнение окружающей среды. Однако данный механизм, применительно к Арктической зоне России, требует дополнительного нормативного структурирования. Таким образом, действующие в российской правовой системе нормативно-правовые акты экологической направленности в целом потенциально применимы и к Арктике. Тем не менее, они не всегда учитывают актуальный статус данного региона, занимающего особое положение среди государственных стратегических целей.

Отметим, что стратегия государства в отношении Арктической зоны определена рядом программных документов Президента и Правительства РФ. Вопросы российской Арктики затрагиваются в Стратегии национальной безопас-

4 Там же.

5 Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. № 458-ФЗ (в ред. от 29 декабря 2015 г.) «О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 1 января 2016 г.) // Росс. газ. 2014. 31 декабря. № 299; СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. 1). Ст. 11.

6 Там же.

ности Российской Федерации1, Основах государственной политики в Арктике до 2020 г.2, Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.3, Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.4, государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»5, Морской доктрине Российской Федерации на период до 2020 г.6 и др.

Основным документом, включающим экологическую безопасность в систему национальной безопасности, становится Стратегия национальной безопасности Российской Феде-рации7. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, согласно указанному документу, становятся: сохранение и восстановление природных систем, обеспечение качества окружающей среды, необходимого для жизни человека и устойчивого развития экономики; ликвидация экологического ущерба от хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата8. Целеполагание приведённой Стратегии актуально и для Арктической зоны, поскольку в концептуальном отношении опре-

1 Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo. gov.ru, 31.12.2015 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.

2 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969). https://rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html.

3 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.).

4 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ). http://government.ru/media/files/2 RpSA3sctElhAGn 4RN9dH rtzk0A3wZm8. pdf.

5 Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 (в ред. от 17 декабря 2014 г.) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года". Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http://www. pravo.gov.ru, 24.04.2014 // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. 4). Ст. 2207.

6 Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года (утв. Президентом РФ 27 июля 2001 г.).

7 Пункт 6 Указа Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 31.12.2015 // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 2). Ст. 212.

8 Там же. Пункт 83.

деляет вектор нормативно-правовой конкретизации в решении проблем указанного региона, особенно в сфере экологической безопасности. Причём, меры, направленные на противодействие угрозам экологии, предпринимают органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества9, что подразумевает расширение и развитие полномочий указанных органов власти в экологическом ключе.

Касательно направлений деятельности в Арктической зоне, то приведённая Стратегия говорит о достижении лидерства в освоении ресурсов Мирового океана и Арктики, развитии международного сотрудничества и расширении использования инструментов государственно-частного партнерства в различных сферах хозяйствования10.

Обратимся к Основам государственной политики в Арктике до 2020 г. (далее - Основы), где обозначены главные цели и стратегические приоритеты российской арктической политики11. В сфере экологической безопасности - это сохранение и обеспечение защиты природной среды Арктики, ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата12. Основными мерами и задачами государственной политики экологической направленности в Арктической зоне становятся: расширение сети особо охраняемых природных территорий и акваторий; установление особых режимов природопользования, охраны и мониторинга загрязнения окружающей природной среды; сохранение естественных природных ландшафтов, химическая и ядерная безопасность13.

Важно отметить, что в целях реализации Основ соответствующим Указом Президента определены девять сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации14.

По идейно-смысловому содержанию с

9 Там же. Пункт 86.

10 Там же. Пункты 13, 62, 99.

11 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969). https://rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html.

12 Там же. Пункт 6.

13 Там же. Пункт 8, п/п. «в».

14 Указ Президента РФ от 2 мая 2014 г. № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации». Официальный интернет-портал правовой информации // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. 1). Ст. 2136.

Основами роднятся и Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. (далее -Основы государственной политики)1. Однако в Основах государственной политики обеспечение экологической безопасности напрямую связано с инновационной модернизацией экономики, где в основу данного процесса положены конституционные ценности. Особенно актуальное звучание тема об экологической ориентации экономического развития приобретает в контексте острых «арктических» проблем. Отметим, что с учётом природно-климатической специфики Арктической зоны эффективность практического освоения данного региона требует внедрения научно-технических новаций на всех уровнях хозяйственной деятельности. Основы государственной политики предусматривают ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих тер-риториях2. В указанном документе, при решении задачи формирования эффективного государственного управления в области экологии, используются механизмы совершенствования разграничения полномочий органов государственной власти, оценки эффективности их деятельности (установление соответствующего критерия) в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности3. Однако сущность того, в чём конкретно заключается разграничение властных полномочий, а также содержание указанного критерия, далее по тексту документа не раскрывается. Таким образом, Основы государственной политики носят рамочный характер, документ служит основой для дальнейшей разработки нормативно-правовых актов целевой направленности, в частности регулирующих экологическую безопасность Арктической зоны.

В феврале 2013 г. Президентом РФ В.В. Путиным утверждена «Стратегия развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (далее

1 Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30 апреля 2012 г.).

2 Там же. Пункт 8 п/п. «е».

3 Там же. Пункт 10, п/п. «а», «б».

- Стратегия развития).4. Стратегия развития разработана во исполнение Основ5. В указанном документе ещё раз подчёркивается, что обеспечение экологической безопасности становится одним из приоритетных направлений развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности6. С этой целью Стратегией развития предусматривается сохранение биологического разнообразия арктической флоры и фауны, развитие и расширение сети природных территорий и акваторий федерального и регионального значения, совершенствование системы федерального государственного экологического мониторинга, ликвидация и оценка причинённого экологического ущерба, разработка и внедрение экономических механизмов использования недр и др.7 В отличие от предыдущих программных документов, Стратегия развития предусматривает совершенствование нормативно-правовой базы в сфере формирования основ государственного управления Арктической зоной, законодательное закрепление ее статуса как особого объекта государственного регулирования с уточнением перечня муниципальных образований, территории, а также в сфере установления особых режимов природопользования и охраны окружающей среды8. Согласно Стратегии развития, повышение эффективности системы государственного управления в Арктике будет обеспечиваться усилением координации деятельности органов государственной власти всех уровней, а также проведением системного мониторинга и анализа реализации государственной арктической политики9.

Важнейшие аспекты развития Арктической зоны Российской Федерации в отношении обеспечения экологической безопасности составили

4 Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года (утв. Президентом РФ). http://government.ru/media/files/2RpSA3sct Б1ИАОп4 RN9dHrtzk0A3wZm8.pdf.

5 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу (утв. Президентом РФ 18 сентября 2008 г. № Пр-1969). https://rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html.

6 Пункт 7 «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утв. Президентом РФ). http://government.ru/ ^те-dia/files/2RpSA3sctElhAGn4RN9dHrtzk0A3wZm8.pdf.

7 Там же. Пункт 16, п/п. «а»-«е».

8 Пункт 24 «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года» (утв. Президентом РФ). http://government.ru/media ^^/2 RpSA3sctElhAGn4RN9dHrtzk0A3wZm8.pdf.

9 Там же. Пункты 26, 38.

основу государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Программа)1. Важнейшей задачей Программы становится усиление координации деятельности органов государственной власти при реализации государственной политики в Арктической зоне, особенно в сферах сохранения и обеспечения защиты природной среды Арктики, ликвидации экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата2. Основа государственной арктической политики - это признание Арктической зоны Российской Федерации частью России, на территорию которой распространяется действие Конституции и законов РФ3. В сфере обеспечения экологической безопасности, хозяйственное освоение Арктики строится на принципах максимального природосбережения, т.е. применение наиболее жестких природоохранных и экологических норм, использование наиболее эффективных природосберегающих технологий4. Программа содержит новации в отношении ликвидации экологических последствий в Арктической зоне, например, для достижения указанной цели используются средства космической связи и космического наблюдения5.

Цель Программы относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, относящихся к российской Арктической зоне, поэтому Программой предусматривается участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в мониторинге реализации основных мероприятий иных государственных программ, реализуемых на указанной территории6.

Программой признаётся, что субъекты Российской Федерации, относящиеся к Арктической зоне, играют ключевую роль при решении

1 Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2014 г. № 366 (в ред. от 17 декабря 2014 г.) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года". Первоначальный текст документа опубликован в изданиях Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru, 24.04.2014 // СЗ РФ. 2014. № 18 (ч. 4). Ст. 2207.

2 Там же. Часть 3.

3 Там же.

4 Там же.

5 Там же.

6 Там же. Часть 5.

7

задач регионального и муниципального уровня'. Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в рамках своих полномочий, будут принимать активное участие в формировании предложений по повышению эффективности, координации и управлению Программой, а также в выработке и обеспечении реализации мер государственного регулирова-ния8. Например, в сфере обеспечения экологической безопасности освоение природных ресурсов, океана и прилегающего шельфа северных морей территорий Мурманской области базируется на принципах комплексного подхода, внедрения инновационных и экологически совместимых технологий в практику хозяйственной деятельности9. Для Ямало-Ненецкого автономного округа Программой предусматривается решение одной из приоритетных задач - это охрана окружающей среды и оздоровление экологии10.

Координацию органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций при решении задач обеспечения национальной и экологической безопасности, экономических и социально-культурных задач обеспечивает Государственная комиссия по вопросам развития Арктики11. В комиссию включены руководители профильных федеральных органов исполнительной власти, главы регионов, входящих в состав Арктической зоны, полномочные представители президента в федеральных округах, представители Совета безопасности, администрации президента, иных государственных органов, научных и общественных организаций.

В пределах Арктики функционирует важнейшая судоходная магистраль России - Северный морской путь. Основным документом, определяющим государственную политику Российской Федерации в области морской деятельности и национальную морскую политику, является Морская доктрина Российской Федерации (далее - Морская док-

7 Там же.

8 Там же.

9 Там же. Глава II.

10 Там же.

11 Постановление Правительства РФ от 14 марта 2015 г. № 228 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики». Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2015 // СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1928.

трина), где Арктическое направление определено, как одно их главных региональных направлений1. Важной целью национальной морской политики, применительно к сфере обеспечения экологической безопасности, признаётся реализация юрисдикции и защита суверенных прав в исключительной экономической зоне на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, управление этими ресурсами, на осуществление морских научных исследований и сохранение морской среды2. Согласно Морской доктрине, устанавливается государственный контроль за состоянием и использованием природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации3. Решение задач национальной морской политики осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления через организации, находящиеся в их ведении и сфере деятельности, а также действующими на основе Конституции РФ и законодательства РФ заинтересованными общественными объединениями. Защита и сохранение морской среды достигаются: мониторингом её состояния и комплексными мерами по предупреждению и ликвидации последствий загрязнения, осуществлением мероприятий по предотвращению разливов нефти, комплектованием специализированных судов оборудованием для осуществления природоохранной деятельности, достижением баланса между добычей природных ресурсов (в том числе биоресурсов Мирового океана) и необходимостью их сохранения и воспроизводства4.

Таким образом, в указанных программных документах экологическая безопасность базируется на конституционных ценностях, упоминается в связке с национальной безопасностью. Это означает, что достижение состояния защищённости личности, общества и государства обеспечивается эффективной системной природоохранной деятельности государственных органов власти разных уровней, а также бережным отношением к окружающей природной среде каждого гражданина. Согласно приведённым документам, рас-

1 Часть 2 «Морская доктрина Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. Президентом РФ 27 июля 2001 г.).

2 Там же.

3 Там же.

4 Там же. Глава IV ч. 3.

ширяются экологические полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, иных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций по обеспечению экологической безопасности Арктической зоны.

На разных уровнях государственной власти неоднократно ставился вопрос о принятии комплексного нормативно-правого акта, регулирующего все аспекты взаимоотношений, возникающих в арктическом регионе, усиленного требованиями к обеспечению экологической безопасности, учитывающего природно-климатическую, экономическую и социально-культурную специфику российской Арктики. Известны три варианта проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» (1998, 1999 и 2013 гг.). Однако положения законопроектов носили в основном декларативный характер, особенно в части обеспечения экологической безопасности и защиты окружающей среды в арктическом регионе. В 2015-2016 гг. работа над указанным документом продолжена Советом по Арктике и Антарктике Совета Федерации Федерального Собрания РФ совместно с Государственной комиссией по вопросам развития Арктики5. В качестве рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в российской Арктической зоне отметим, что любой законопроект должен быть направлен, прежде всего, на защиту конституционного права человека на благоприятную окружающую среду. Обеспечение экологической безопасности зависит от достижения баланса чисто экономических целей с необходимостью сохранения и воспроизводства уникальных экосистем Арктики, что достижимо при внедрении инновационных ресурсосберегающих технологий («зелёных технологий») в практику освоения региона, ведении регулярного государственного «арктического» мониторинга и оценки степени негативного воздействия на природную среду Арктики. Сегодня значительное количество министерств и органов государственной власти осуществляют полномочия в Арктической зоне. На современном этапе решение «арктических» вопросов станет эффективнее, если будет определён единый федеральный орган исполнительной власти, координирующий выполнение государственных программных документов по Арктике.

5 Постановление Правительства РФ от 14 марта 2015 г. № 228 «Об утверждении Положения о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики». Офиц. интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 23.03.2015 // СЗ РФ. 2015. № 13. Ст. 1928.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.