тетах, работу с людьми и вовлечение их в соответствующие кооперативные объединения.
Любой банк дает кредит под обеспечение. У большинства сельхозтоваропроизводителей при нынешнем финансовом положении - это может быть только земля. Следовательно, должна заработать система земельного ипотечного кредитования. Но есть нерешенный вопрос, который не дает ей развиваться
— оформление права собственности на земельные участки. На федеральном уровне нужно принять нормативные и правовые акты позволяющие упростить и удешевить эту процедуру, а в субъектах необходимо запустить процесс на поток, сократив до минимума список согласований для утверждения проекта межевания. Ведь сегодня он настолько длинный, что людям в возрасте не хватит остатка жизни, чтобы получить необходимый документ.
До сих пор не согласован с Минэкономразвития России подготовленный Минсельхозом проект постановления Правительства РФ по вопросу «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».И это не единственный случай когда нужные нормативные акты надолго «зависают» в таких ведомствах как Минфин и МЭРТ, что зачастую сдерживает работу.
То, что власть в нашей стране начала поворачиваться к селу лицом, вселяет надежду, но только при условии совместного решения и других застарелых проблем. К их числу относятся принятие не декларативного закона «О развитии сельского хозяйства» и улучшение таможенного законодательства, которое будет работать на поддержку национального производителя, а не на его удушение. Кроме того, Правительство должно обратить внимание на мелиорацию, как главный фактор успешного экономического развития от-
дельных регионов. Ну и самое главное — нужно разрушить диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и товары и услуги других отраслей, особенно ГСМ и энергоресурсы (цены на последние растут в 2-3 раза быстрее чем на сельхозпродукцию).
Ещё две проблемы, о которых нельзя не сказать, так как они прямо влияют и на ситуацию в АПК и на выполнение приоритетного национального проекта. По нынешнему положению федеральная власть разрабатывает и финансирует только отдельные программы, а основной груз осуществления государственной политики и поддержка сельского хозяйства, ложится на субъекты Федерации. Даже если исходить из того, что более 50 % доходов приходится на федеральный бюджет, регионам это не по силам. Но самое главное то, что выработка аграрной политики, политики обеспечения продовольствием — глобальная, стратегическая задача, которую может решать только Правительство страны. Поэтому необходимо срочно изменить законодательство о разграничении полномочий между центром и регионами, исправить допущенную ошибку.
И второе. «Правительственные часы», которые проводятся в Совете Федерации, Государственной Думе — хорошая форма диалога для принятия совместных решений. Однако, отработанные вместе с министрами рекомендации, которые направляются в Правительство в форме постановлений и обращений Федерального Собрания, зачастую остаются без внимания. Подобные документы были приняты в феврале 2006 г. в связи с тем, что нынешняя суровая зима нанесла большой урон сельскому хозяйству. В сложившейся ситуации нужно сделать все, чтобы эти решения Совета Федерации и Государственной Думы были восприняты Правительством, как документы, которые надо выполнять.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В АПК БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
B.В. ПУЧКОВ, заместитель губернатора Белгородской области
C. В. ЛУКИН, руководитель государственной экологической инспекции Белгородской области
Белгородская область один из самых развитых аграрных регионов России. В 2004 г. по производству мяса скота и птицы (155 тыс. т) она заняла первое место в Центральном Федеральном округе, а по валовому объему продукции сельского хозяйства (27,3 млрд руб.) — третье, уступив только более крупным по площади и численности населения Московской и Воронежской областям. Однако сельскохозяйственное производство часто приводит к негативным последствиям: развитию эрозии почв, загрязнению агроландшафтов различными токсикантами, деградации поверхностных водных объектов и др. Для решения всего
комплекса экологических проблем в 2003 г. был создан уполномоченный орган областного Правительства — Белгородская государственная экологическая инспекция, которая структурно входит в состав Совета безопасности области.
Основная экологическая проблема в Белгородской области — водная эрозия. Доля эродированной пашни здесь составляет 54%, тогда как в среднем по Центрально-Черноземной зоне — только 21%. Около тридцати лет назад в области стали внедрять ландшафтные системы земледелия с контурно-мелиоративной организацией территории. Их использование дает возможность сократить развитие водной эрозии до минимума. Все основные элементы таких систем, применительно к условиям конкретного предприятия, излагаются в проекте внутрихозяйственного землеустройства. Однако, начиная с 1990 г., освоение ландшафтных систем практически прекра-
тилось, более того даже там, где их успели освоить, участились случаи возделывания пропашных культур, в первую очередь подсолнечника на склонах крутизной более 3°. Экономические трудности, которые стали испытывать большинство сельхозпроизводителей, привели к снижению культуры земледелия, разработанные проекты замлеустройства не использовались или были утеряны. Сокращение применения минеральных и органических удобрений вызвало уменьшение содержания в почвах подвижных форм фосфора и калия, микроэлементов, увеличение кислотности серых лесных почв и выщелоченных черноземов. Многие хозяйства стали отказываться от проведения агрохимического обследования, которое сейчас оплачивается заказчиком.
Поэтому для реализации закона № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» постановлением губернатора Белгородской области № 57 от 27 февраля 2004 г., было утверждено «Положение о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования почв на территории Белгородской области». Согласно этому нормативному акту землепользователи вне зависимости от формы собственности должны осуществлять мероприятия по воспроизводству плодородия почвы в соответствии с требованиями, изложенными в проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования. Отсутствие упомянутых документов рассматривается как административное правонарушение. Все землепользователи на территории области обязаны финансировать агрохимобследование, в противном случае сумма штрафных санкций существенно превысит стоимость работ по его проведению.
Кроме того, предусматривается административная ответственность за размещение пропашных культур на склонах крутизной более 3°, если это не соответствует проекту внутрихозяйственного землеустройства, за вспашку почвы и посев вдоль склона, в случае зарастания земель сельскохозяйственного назначения сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а равно их захламления бытовыми и производственными отходами. Это элементарные требования, реализация которых не требует затрат, тем не менее они повсеместно нарушаются.
В результате принятых мер заключение договоров на агрохимическое обследование увеличилось с 65% от необходимого количества в 2003 г., до 90% в
2004 г. Если в 2003 г. ФГУП «Белгородское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» не подготовило ни одного проекта внутрихозяйственного землеустройства, то в 2004 г. — 13, а в 2005 г.
— 34 проекта. На нерадивых сельхозпроизводителей, не выполнивших установленных требований, были наложены штрафы, размер которых только в 2004 г. составил 1120 тыс. руб.. Однако мы далеки от мысли, что проблему воспроизводства плодородия почвы можно решить только жесткими административ-
ными санкциями. Мировой опыт свидетельствует, что необходимо использовать механизмы экономического стимулирования сельхозпроизводителей, осуществляющих мероприятия по сохранению плодородия почв, в виде предоставления льготных кредитов, дотаций на удобрения и др. Одновременно нужно полностью исключить поддержку тех землепользователей, которые сознательно допускают деградацию почвы.
Большую работу осуществляет экологическая инспекция по недопущению сжигания поживных остатков зерновых культур. Причина уничтожения соломы довольно банальна. В связи сокращением поголовья КРС уменьшились объемы её заготовки, а так как большинство уборочных комбайнов не оснащены измельчителями, то солому укладывают в валки, а затем предают огню. По ошибочному мнению некоторых практиков это способствует сокращению численности возбудителей болезней, вредителей и сорняков. Однако ученые давно доказали, что с точки зрения защиты растений такой прием неэффективен, а в экологическом плане это яркий пример варварского отношения к природе.
Отрицательные последствия сжигания соломы разнообразны. Происходит загрязнение атмосферы, уничтожению почвенной фауны и микроорганизмов (как вредных, так и полезных) находящихся в верхнем слое почвы. Создается реальная угроза возгорания прилегающих лесных массивов и строений. А самое главное при температуре свыше 100 °С органическое вещество почвы, в том числе наиболее ценная его составная часть - гумус, трансформируется или разрушается. В то же время 1 т соломы по содержанию органического вещества эквивалентна 3...4 т подстилочного навоза. При мульчировании соломой поверхности почвы создаются благоприятные условия для впитывания воды и полного устранения поверхностного стока, улучшается структура пахотного горизонта и ослабляется испарение влаги. В 2003-
2005 гг. за сжигание соломы были привлечены к административной ответственности 100 должностных и юридических лиц, а сумма штрафных санкций составила 530 тыс. руб.
В области под контролем Совета безопасности успешно решается проблема утилизации пришедших в негодность и запрещенных средств защиты растений, 468,7 т которых хранилось на начало 2003 г. в разрушенных складах различных предприятий. В соответствии с разработанным в октябре 2003 г. «Планом первоочередных мероприятий по реализации концепции безопасности населения Белгородской области, снижения рисков и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических проявлений», проведена инвентаризация препаратов и их перезатаривание, исключен доступ посторонних лиц к местам хранения. К концу 2005 г. за счет средств областного бюджета практически все непригодные пестициды были вывезены на специализированные полигоны.
Обобщение результатов многочисленных исследований позволяет констатировать, что 70% токсичных веществ поступает в организм человека с пищей, 20 — из воздуха и 10% — с водой. Поэтому производство экологически безопасной сельскохозяйственной продукции — главная задача предприятий АПК. Для ее получения необходимы достоверные исходные сведениия об эколого-токсикологической обстановке в агроценозах. Результаты мониторинга за содержанием тяжелых металлов в почвах области свидетельствуют, что их концентрация находится в пределах фонового варьирования и не приводит к сверхнормативному накоплению растениеводческой продукции. По данным Роспотребнадзора за последние три года в области не выявлено случаев превышения допустимых концентраций свинца и ртути, отмечен один факт повышенного содержания кадмия в подсолнечнике.
Восточные районы Белгородской области в результате Чернобыльской катастрофы попали в зону загрязнения радионуклидами. Общая площадь сельскохозяйственных угодий, загрязненных цезием-137 в пределах 1...5 Ки/км, составляет более 140 тыс. га. Однако концентрация радионуклидов в полученной продукции не превышает значений установленных санитарными нормами и правилами (СанПиН 2.3.2560-2001). Например, содержание |37Сз в молоке составляет не более 3 Бк/л (допустимый предел 100 Бк/л), в мясе - 3,8 Бк/кг (160 Бк/кг), в хлебе и хлебопродуктах — 4,2 Бк/кг (40 Бк/кг). Слабая транслокация радионуклидов в растения обусловлена буферными свойствами типичных и обыкновенных черноземов.
В 1990 г. в Белгородской области пестицидами (4800 т) было обработано около 1 млн га. В 2004 г. площадь, на которой использовались химические средства защиты растений, практически не изменилась, однако их количество уменьшилось до 1033 т, что связано в первую очередь с существенным снижением дозировок современных препаратов. В последнее время участились случаи грубейших нарушений технологии опрыскивания посевов с использованием авиации. Поэтому правительство Белгородской области 1 июля 2005 г. приняло постановление № 151-пп «Об упорядочении проведения авиационных химических работ на территории области». Этот документ предписывает использовать авиацию только при проведении десикации посевов сельскохозяйственных культур, внесении удобрений, в случаях отсутствия возможности применения наземной техники или необходимости обработки в сжатые сроки при массовом размножении особо опасных вредителей. Все заявки на авиаобработку должны согласовываться с департаментом АПК. Доля проб растениеводческой продукции, не отвечающих требованиям по содержанию остаточных количеств пестицидов, в 2004 г., по сравнению с предыдущими годами, изменилась незначительно и составила 0,53%.
Большие экологические проблемы возникают
при неправильном внесении азотных удобрений. Анализ результатов лабораторного контроля свидетельствует об уменьшении загрязнения продуктов питания нитратами за последние 5 лет в 2 раза. В 2004 г. доля проб пищевой продукции с их концентрацией выше гигиенических нормативов составила 0,75% от исследованных (в 2000 г. — 1,58%).
В 2004 г. в Белгородской области гигиеническим требованиям по санитарно-химическим показателям не соответствовало 1,9% от исследованных проб пищевых продуктов, против 3,7% в 2000 г., что ниже, чем в целом по России (3,8%) и Центральному федеральному округу (2,7%). Несколько улучшилась и микробиологическая чистота продуктов питания. В 2004 г. по бактериологическим показателям было забраковано 4,7% исследованных проб при 4,9% в 2000 г. (в среднем по России - 6,6%, по ЦФО - 6,3%).
Сегодня в мире организовано широкомасштабное производство продукции, полученной из генетически модифицированных источников (ГМИ). В 2004 г. при исследовании в лаборатори Роспотребнадзора в 126 из 911 образцов продовольственного сырья и пищевых продуктов было обнаружено наличие трансгенной ДНК, в том числе 59 в импортной продукции.
В постановлении правительства Белгородской области №37-пп от 18 февраля 2005 г. всем хозяйствующим субъектам пред лагается проводить лабораторный контроль наличия генетически модифицированных источников в производимой или ввозимой сельскохозяйственной продукции. В случае их отсутствия выдается сертификат и продукция может маркироваться отличительной этикеткой зеленого цвета. С 1 июля 2005 г. уже свыше ста крупных предприятий-переработчиков стали обладателями такие документы. Помимо этого, более 30 производителей пищевой продукции получили экологические сертификаты качества в Федеральном центре сертификации. В результате принятых мер к концу 2005 г. существенно снизились поставки в область продукции содержащей ГМИ, в частности полностью прекращен ввоз соевого шрота, полученного из трансгенного сырья.
Из экологических задач, которые требуют скорейшего решения, следует выделить утилизацию беспод-стилочного навоза свиноводческих комплексов и птичьего помета. Эти вопросы постоянно находятся под пристальным вниманием департамента АПК и федеральных органов государственного экологического контроля.
Правительство области четко осознает, что устойчивое развитие сельскохозяйственного производства, высокое качество жизни и здоровье населения можно обеспечить только при условии полного прекращения дальнейшей деградации всех природных систем, снижения негативного влияния хозяйственной деятельности на природу. Сохранение окружающей среды, как необходимое условие национальной и общечеловеческой безопасности — приоритетное направление деятельности всех структур власти Белгородской области.