Научная статья на тему 'Контроль за плодородием почв в Белгородской области'

Контроль за плодородием почв в Белгородской области Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
158
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Лукин С. В., Авраменко П. М.

Многие ученые и политики считают, что в современных условиях для эффективного земледелия и сохранения плодородия почв необходимо передать землю в частную собственность. Однако этот тезис на практике не везде подтверждается. Даже в США, где исторически позитивно относились к семейному фермерству и считали, что его предназначение не только кормить страну, но и беречь земли Америки, в последние годы прослеживается скептицизм в отношении экологического самосознания фермеров. Поэтому во многих странах разработаны правовые механизмы и созданы организации, призванные защитить почвы от деградации. В США уже 70 лет функционирует служба охраны почв, ориентированная на учет и контроль за частными землевладельцами. Добровольно-принудительными мерами ей удалось внедрить в фермерских хозяйствах почвоохранные системы земледелия и существенно сократить эрозию почв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроль за плодородием почв в Белгородской области»

___________________________

АГРОХИМИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

Многие ученые и политики считают, что в современных условиях для эффективного земледелия и сохранения плодородия почв необходимо передать землю в частную собственность. Однако этот тезис на практике не везде подтверждается. Даже в США, где исторически позитивно относились к семейному фермерству и считали, что его предназначение не только кормить страну, но и беречь земли Америки, в последние годы прослеживается скептицизм в отношении экологического самосознания фермеров. Поэтому во многих странах разработаны правовые механизмы и созданы организации, призванные защитить почвы от деградации. В США уже 70 лет функционирует служба охраны почв, ориентированная на учет и контроль за частными землевладельцами. Добровольно-принудительными мерами ей удалось внедрить в фермерских хозяйствах почвоохранные системы земледелия и существенно сократить эрозию почв.

КОНТРОЛЬ ЗА ПЛОДОРОДИЕМ ПОЧВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

С.В. Лукин

Государственная экологическая инспекция Белгородской области

П.М. Авраменко

Центр агрохимической службы «Белгородский»

Мировой опыт показывает, что для сохранения почвенных ресурсов при любом варианте землевладения необходима соответствующая система государственного управления плодородием почв, включающая меры экономического, законодательного, административного и рекомендательного характера.

Все развитые страны тратят огромные средства на внедрение почвоохранных мероприятий. Например, министерство сельского хозяйства США в 90-х годах прошлого века выделяло на борьбу с эрозией 80% от общих ассигнований на охрану природы.

В России в настоящее время завершается реализация федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы». Для ее воплощения предусматривалось израсходовать 164 млрд. рублей, в том числе за счет федерального бюджета всего 19 млрд. рублей, за счет бюджетов субъектов РФ - 37 млрд. рублей и за счет внебюджетных средств - 107 млрд. рублей. Совершенно очевидно, что утвержденные объемы финансирования этой программы из федерального бюджета не соответствуют масштабам деградации почв в России, а для привлечения внебюджетных источников нет достаточной правовой базы. Например, до 50 % затрат на проведение агрохимического обследования планировалось покрывать из внебюджетных источников (как правило за счет обследуемых хозяйств). Однако землепользователи очень часто отказываются финансировать эти работы и не несут за это никакой ответственности.

Большие надежды в деле воспроизводства плодородия почв ученые и практики возлагали на реализацию принятого в 1998 г. федерального закона № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения». Однако радужным надеждам пока не суждено сбыться, основной недостаток этого закона в том, что он декларирует государственный контроль за выполнением землепользователями обязательств по повышению плодородия почв и борьбе с эрозией, но не раскрывает механизма осущест-

вления этого контроля. Например, федеральным законом в обязанность землепользователей вменяется соблюдение регламентов проведения агрохимических мероприятий, содействовать проведению агрохимического обследования. Агрохимическая служба периодически контролирует содержание в почве гумуса, подвижного фосфора и калия, кислотность и ряд других показателей, на основе которых ученые судят об изменении почвенного плодородия. Однако подзаконными актами не предусмотрено как использовать имеющуюся информацию в обосновании снижения плодородия почв, и как на ее основе привлечь нерадивых землепользователей к административной ответственности и заставить их устранить негативные последствия своей деятельности.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях статьей 8.8. предусмотрено наказание за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой и водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель. Вместе с тем, на практике эту статью закона используют редко и не эффективно, чему подтверждением служат прогрессирующие темпы развития водной эрозии и ухудшения агрохимических свойств пахотных почв России.

Основной вид деградации черноземов Белгородской области - водная эрозия. Доля эродированной пашни составляет 54 %, тогда как в среднем по ЦентральноЧерноземным областям - только 21 %. Ежегодно с полей области смывается до 3,5 млн. т почвы, из-за роста оврагов выбывают сотни гектар пашни. Поэтому в Белгородской области одной из первых в России стали внедрять ландшафтные системы земледелия с контурно-мелиоративной организацией территории, которые до минимума сокращают развитие водной эрозии. Все основные элементы ландшафтных систем земледелия, применительно к почвенно-эрозионным и экономическим условиям конкретного хозяйства, изложены в проекте внутрихозяйственного

землеустройства, который по своей сути было бы более точно называть проектом системы земледелия. Однако, начиная с 1990 г., внедрение ландшафтных систем земледелия практически прекратили. Более того, в тех хозяйствах, где они были внедрены ранее, участились случаи использования склонов крутизной более 3 градусов для посевов пропашных культур, в первую очередь подсолнечника. Экономические трудности, которые стали испытывать большинство сельхозпроизводителей, привели к снижению культуры земледелия, разработанные проекты «внутрихо-за» или просто не использовали или были утеряны.

Для реализации вышеназванного федерального закона постановлением губернатора Белгородской области № 57 от 27 февраля 2004 г. было утверждено «Положение о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области». Согласно данному документу землепользователи вне зависимости от формы собственности должны осуществлять мероприятия по воспроизводству плодородия почв в соответствии с требованиями, изложенными в проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования почв. Эти документы теперь стали обязательными для землепользователей, а их отсутствие рассматривается как административное правонарушение.

В соответствии с этим постановлением, чтобы получить паспорт агрохимического обследования почв все землепользователи на территории области обязаны финансировать агрохимобследование, в противном случае сумма штрафных санкций существенно превысит стоимость данных работ. Кроме того, предусматривается административная ответственность за размещение пропашных культур на склонах крутизной более 3 градусов, если это не предусмотрено проектом «внутрихоза», за вспашку почвы и посев культур вдоль склона, за использование земель сельскохозяйственного назначения, приводящее к зарастанию сорной и древесно-кустарниковой растительностью, а равно захламление земель бытовыми и производственными отходами. Это элементарные требования, реализация которых не требует затрат, тем не менее они повсеместно нарушаются.

Штрафные санкции к нарушителям данного постановления предъявляет государственная экологическая инспекция Белгородской области. Эта структура создана в 2003 г. для осуществления государственного экологического контроля на территории области. В соответствие со статьей 2.10. Закона Белгородской области «Об административных правонарушениях на территории Белгородской области» нарушение положения о проекте внутрихозяйственного землеустройства и паспорте агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий на территории Белгородской области, а равно отсутствие указанных проекта и (или) паспорта - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ); на юридических лиц - от пятидесяти до пятисот МРОТ.

Результаты реализации этих областных законодательных актов пока обнадеживают, если в 2003 г. ФГУ «Центр агрохимической службы «Белгородский» заключил договоров на агрохимическое обследование всего на 65 % от необходимого количества, то в 2004 г. - уже на 90 %. ФГУП «Белгородское землеустроительное проектно-изыскательское предприятие» в 2003 г. не подготовил ни одного проекта «внутрихоза», в 2004 г. было подготовлено 13, а за 9 месяцев 2005 г. - 34 проекта. На нерадивых сельхозпроизводителей, которые не выполнили установленных законом требований, были наложены административные штрафы, размер которых только в 2004 г. составил 1120 тыс. рублей.

Однако мы далеки от мысли, что проблему воспроизводства плодородия российских почв можно решить только жесткими административными мерами. Мировой опыт свидетельствует, что необходимо использовать механизмы экономического стимулирования сельхозпроизводителей, которые выполняют законодательные акты, направленные на сохранение плодородия почв, в виде предоставления льготных кредитов, дотаций на удобрения и т.д. В то же время, полностью должна быть исключена экономическая поддержка тех землепользователей, которые сознательно допускают деградацию земель.

ПОЧВЕННО-АГРОХИМИЧЕСКОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

О.И. Просянникова

Центр агрохимической службы «Кемеровский»

Почвы сельскохозяйственных угодий Кемеровской области обладают высоким потенциальным плодородием. По содержанию гумуса, подвижного фосфора и обменного калия их относят к высокоокультуренным. Однако по агрохимическим показателям в почвах области установлены различия не только между почвенными округами, но и неоднородность внутри них. Для формирования более однородных по почвенному плодородию территорий необходимо выделение агрохимических районов. Такое углубление особенно важно для научной

организации территории: проведения внутрихозяйственного и межхозяйственного землеустройства, построения внутриобластного земельно-кадастрового районирования, совершенствования зональных систем ведения сельского хозяйства и систем земледелия.

Почвенный район понимается как часть почвенного округа, характеризующаяся однотипной структурой почвенного покрова, т.е. закономерным чередованием в пределах района одних и тех же сочетаний и комплексов почв. Почвенно-агрохимические районы (ПАР) соответ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.