Научная статья на тему 'Обеспечение эффективности устных тестов'

Обеспечение эффективности устных тестов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
357
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение эффективности устных тестов»

Секция иностранных языков и культурологии

УДК 378.147:801=20

С.Р. Балуян

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УСТНЫХ ТЕСТОВ

При составлении теста возникает вопрос: каким образом обеспечить его главное качество - эффективность? И что значит сам термин -"эффективность теста"? Под эффективностью теста понимается показатель, который отражает совокупность различных характеристик теста. В классической тестологии основными характеристиками считаются валидность и надежность теста. Мы полагаем, что для устных тестов наиболее приемлемым является определение, данное Л.Бахманом и А. Палмером (1996). Они считают, что эффективность теста обеспечивают шесть его характеристик - надежность (reliability), конструкгная валидность (construct validity), аутентичность (authentisity), интерактивность (interactiveness), воздействие (impact), практичность (practicality).

В традиционной тестологии характеристики теста рассматриваются как более или менее независимые и подчеркивается необходимость использовать каждую из них в максимальной степени. Но попытки максимально повысить одну из характеристик неизбежно приводят к потере другой. Вот почему некоторые тестологи утверждают, что такие характеристики теста, как, например, валидность и надежность, находятся в конфликте (н-р, Андерхилл, 1982, Хитон 1988), или что невозможно сконструировать тесты, которые были бы аутентичны и в то же время надежны (н-р, Морроу 1979, 1986). Наиболее приемлемую позицию занимает А. Хьюз (Hughes, 198 9), который считает, что, несмотря на некоторое напряжение между разными тестовыми характеристиками, нет необходимости отказаться от какой-либо из них . Л.Бахман и А. Палмер (L.Bachman, A. Palmer, 1996) полагают, что задача тестолога - найти оптимальный баланс между всеми характеристиками теста, причем этот баланс будет меняться в зависимости от конкретной тестовой ситуации для достижения наибольшей эффективности теста. Л.Бахман дает следующую формулу эффективности теста:

ЭФФЕКТИВНОСТЬ = НАДЕЖНОСТЬ +

КОНСТРУКТНАЯ ВАЛИДНОСТЬ +

АУТЕНТИЧНОСТЬ + ИНТЕРАКТИВНОСТЬ + ВОЗДЕЙСТВИЕ + ПРАКТИЧНОСТЬ

По определению Л. Бахмана и А. Палмера, "эффективность теста представляет собой совокупность нескольких различных, но взаимосвязанных характеристик, каждая из которых влияет определенным образом на общее качество данного теста".

На основе этого определения можно выделить три принципа:

1. Необходимо стремиться максимально повысить эффективность теста в целом, а не каждую из его отдельных характеристик.

2. Отдельные характеристики теста не могут быть оценены индивидуально, а только в совокупности их влияний на общую эффективность.

3. Эффективность теста и соответствующий баланс между его характеристиками не могут быть рассчитаны раз и навсегда, они рассчитываются индивидуально для каждой конкретной тестовой ситуации.

Исходя из этих принципов, можно предположить, что для того, чтобы тест был эффективным, его необходимо разработать, только четко определив цель, группу тестируемых и область, в которой предполагается применять язык вне ситуации теста (TLU - Target Language Use).

Основной целью любого тестирования является измерение. При тестировании могут преследоваться и педагогические цели, но это не их основная функция. Четыре из шести характеристик тестов, отмеченных выше, относятся не только к тестированию, но и обучению: это — аутентичность, интерактивность, воздействие и практичность. И только две характеристики - надежность и валидность - чисто измерительные, и считаются основными показателями качества тестов и широко освещаются отечественной и зарубежной литературой по тестированию.

Аутентичность - это степень соответствия характеристик заданий данного лингводидактического теста характеристикам задач TLU.

При обеспечении аутентичности при составлении теста результат его позволяет выяснить, насколько хорошо тестируемый сможет пользоваться языком в той области, для применения в которой велось обучение, или в других нетестовых ситуациях.

При составлении тестов тестологи обычно учитывают их аутентичность, даже не ставя перед собой такой задачи, например, при составлении теста по чтению подбирают такие тексты, подобные которым, как они полагают, тестируемые могут встретить в реальной жизни. Если сфера TLU - участие в беседе, то, соответственно, подбираются задания, характеристиками которых являются взаимодействие и ответная реакция.

Итак, чтобы составить аутентичный тест, необходимо выявить основные характеристики задач в TLU и только после этого составить или подобрать тестовые задания, имеющие подобные характеристики. Так как и учебные задания составляются с учетом сферы TLU, то тестовые задания будут соответствовать также и учебным.

Под интерактивностью теста понимаются степень и характер вовлечения индивидуальных характеристик тестируемого в выполнение тестовых заданий. При языковом тестировании наиболее актуальны такие характеристики тестируемого как языковая компетенция (language abilities), знания тематики (topical knowledge) и эмоциональная фигура речи (affective schemata). Интерактивность, как и аутентичность, тесно связана с конструктной валидностью. Одни специалисты считают их частью конструктной валидности, другие, учитывая особую важность этих характеристик, считают их полностью самостоятельными.

Еще одной характеристикой теста является его воздействие (impact) на общество и систему образования, а также на индивида внутри этой системы. Это воздействие происходит на двух уровнях: микроуровне, т.е. на уровне индивида, использующего этот тест, и на макроуровне, т.е. на уровне системы образования или общества в целом.

Сам факт проведения теста и участия в нем преследует определенные цели и имеет последствия. Результаты тестирования также используются с определенной целью, что также имеет последствия. Как пишет Л. Бахман (1990), тесты "фактически всегда имеют целью служить нуждам системы образования или общества в целом" (р.279).

На тестируемых могут влиять три аспекта процедуры тестирования:

1. Опыт участия в тестировании и, в некоторых случаях, подготовки к нему;

2. Оценка их знаний, умений и навыков;

3. Решения, которые могут быть приняты на основании этой оценки.

Воздействие теста на процесс обучения и, следовательно, на преподавателей, ответственных за этот процесс, тестологи назвали "обратным эффектом" ("washback" or " backwash" (Hughes 1989, Weir 1990).

Обратный эффект рассматривается как аспект воздействия тестов Уоллом и Олдерсоном (1993), а также Л.Бахманом (1996). Хьюз определяет обратный эффект как воздействие тестирования на процесс научения и учения. (1989). Он считает, что это воздействие может быть как положительным, так и отрицательным.

Последняя характеристика эффективности теста - его практичность, которая по своей природе отличается от остальных пяти характеристик. При конструировании и разработке тестов мы стараемся достичь оптимального баланса основных характеристик эффективности теста -надежности, валидности, аутентичности, интерактивности и воздействия — для определенной тестовой ситуации. Кроме этого, мы должны определить ресурсы, требуемые для достижения этого баланса, и соотнести их с имеющимися ресурсами.

Отношение между ресурсами, требуемыми для конструирования, разработки и применения тестов, к имеющимся в наличии ресурсам называется практичностью теста. Определение "порогового уровня" практичности теста имеет важное значение при его составлении.

Наличные ресурсы

Практичность теста = -------------------------------

Требуемые ресурсы

Если практичность > 1, то тест практичен.

Если практичность теста <1, то тест непрактичен.

Говоря о ресурсах, мы имеем в виду человеческие ресурсы, материальные ресурсы и время. Человеческие ресурсы - это составители тестов, экзаменаторы, рейтеры, администраторы тестов, персонал, принимающий участие в подготовке и проведении тестов. К материальным ресурсам относятся помещения для разработки и проведения тестов, оборудование (компьютеры, пишущие машинки, магнитофоны, и.т.п.) и материалы (бумага, картинки, библиотечные материалы). Время включает в себя время, требуемое для разработки тестов, их проведения, оценки и т.п. В каждой конкретной тестовой ситуации меняются как требуемые ресурсы, так и имеющиеся. Некоторые виды ресурсов связаны с денежными расходами, что тоже необходимо принимать во внимание при определении практичности теста.

Многие неудачи, связанные с тестированием в преподавании иностранных языков, обусловливаются недостаточным вниманием к харак-

теристикам эффективности тестов. Учет этих характеристик на стадии планирования, а затем подтверждение их наличия во время экспериментальной проверки и стандартизации обеспечит высокое качество составляемого теста.

УДК 378.147:801=20

О.Г. Стечеико РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Система подготовки студентов к адекватному участию в общении в разнообразных речевых ситуациях требует включения в процесс обучения иностранному языку овладение принципами коммуникации. Совершенствование навыков коммуникации на изучаемом языке имеет прямое отношение к достижению успеха в процессе общения. Необходимо помочь студенту лучше понимать речевое поведение партнера по коммуникации, делать выводы о личностных характеристиках собеседника, варьировать собственное поведение по ходу беседы в зависимости от условий общения, понимать причину коммуникативных неудач.

Речевое общение регулируется действием определенных закономерностей и правил, среди которых - соблюдение норм речевого этикета, принципы взаимодействия, внимания, доверия, авторитета, вариативности, обоснованности поведения коммуникантов.

Наряду с умением решать разнообразные проблемы на английском языке студентами так называемых "ординарных" разноуровневых групп, рассматривается методика развития навыков и умений ведения беседы на иностранном языке у студентов групп, начинающих изучать английский язык.

В условиях современной учебной группы термин "начинающий изучать иностранный язык" обладает широким диапазоном соответствующих категорий: абсолютный начинающий, ложный начинающий, начинающий с опытом изучения другого иностранного языка, начинающий изучать иностранный язык как обязательный учебный предмет, начинающий иностранец, интенсивный курс для начинающих. На примере данной группы студентов особенно ярко прослеживаются уровни достижения успеха в процессе общения, умения понимать смысл высказываний и выражать богатство мыслей и чувств посредством целого ряда факторов лингвистического, социального и психологического характеров.

УДК 801=40

Т.Г. Иваненко, В.В. Тищенко

КОНТЕКСТНАЯ СЕМАНТИКА КАК ОТРАЖЕНИЕ РЕАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ ВЕЩЕЙ И ЯВЛЕНИЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ФРАНЦУЗСКОГО

ЯЗЫКА)

Язык является одним из многих, и в то же время, одним из значимых компонентов национального мира и его культуры. Поэтому, иссле-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.