УДК 334
Е.Ю. Алексейчева, М.Д. Магомедов, И.Д. Патрикеева, М.П. Проскуров
Обеспечение эффективного развития государственно-общественного управления в образовательных организациях
В статье анализируется готовность общества к государственно-общественному управлению на примере образовательных организаций. Описывается опыт участия родителей в учебно-воспитательном процессе «Школы Глория».
Ключевые слова: государственно-общественное управление; управляющие советы образовательных организаций; учебно-воспитательный процесс; благотворительность.
В настоящее время в мире уделяется много внимания экономическим проблемам развития общества и экологии [4], социальной ответственности бизнеса [3], а также изучению механизмов государственно-общественного управления и направлений его совершенствования.
Исследование готовности общества к государственному управлению может основываться на инструментах, используемых в методологии проекта «Индекс гражданского общества — CIVICUS» (the Civil Society Index, CSI), основанной на изучении участия граждан в общественной жизни [6].
Индекс учитывает следующие измерения: общественное участие, уровень организованности гражданского общества, практикуемые ценности, восприятие влияния, внешняя среда.
Применение методики изучения готовности общества к государственному управлению может основываться на следующих инструментах, используемых в методологии CIVICUS:
- исследования, включающие опросы общественного мнения, выявляющие отношение населения к гражданскому обществу и участие людей в группах и объединениях; обследование организаций, характеризующее мезоуровень гражданского общества и определяющее характеристики организаций гражданского общества; исследование внешнего восприятия, направленное на измерение восприятия заинтересованными сторонами, экспертами и политиками воздействия гражданского общества в значимых социальных областях;
- выборочные кейс-стади, сфокусированные на важных для гражданского общества вопросах в контексте конкретной страны;
- встречи наблюдательного совета, состоящего из экспертов в области гражданского общества и сформированного для оказания консультативной поддержки проекту и его реализации на национальном уровне;
- региональные и тематические фокус-группы, на которых заинтересованные стороны могут проанализировать и обменяться мнениями о роли гражданского общества.
Выявленные авторами проекта СГУГСЦЗ в ходе глобального исследования тенденции продемонстрировали, что в целом развитие общественных организаций еще недостаточно велико, однако показатели гражданского участия в политических процессах имеют, хоть и незначительный, тренд роста. Современное понимание проблем эффективности развития и интеграции [1; 2], а также состояние мирового сообщества подчеркивает актуальность исследования направлений повышения гражданской активности и налаживания взаимодействия государственных структур и общественности.
В условиях, когда общество желает в большей степени участвовать в обсуждении и принятии решений, чем в осуществлении внешнего мониторинга, необходимо активнее реализовывать механизмы вовлечения общественности в государственное управление, развивая общественное участие в принятии решений в различных сферах деятельности. В этой связи следует отметить повышение значимости участия родителей в государственно-общественном управлении образовательными организациями и поделиться опытом участия родителей в учебно-воспитательном процессе одной из школ Москвы — «Школы Глория» [5].
Государственная столичная гимназия была открыта в 1993 г. Сейчас гимназия носит имя «Школа Глория» и представляет собой образовательный комплекс из одиннадцати структурных подразделений: шесть подразделений дошкольного образования и пять подразделений общего образования. Школа в числе многих лидеров школьного образования Москвы в течение последних пяти лет переживала процесс реорганизации. Превращение «Школы Глория» в образовательный комплекс было ответом на всё возрастающую востребованность гимназии среди москвичей. Присоединение к зданию на улице Белозерской, 12 подразделений дошкольного и общего образования привело к созданию огромного коллектива обучающихся — 4470 человек, еще большего коллектива родителей. Вызов, на который отвечает большая школа, связан не столько с порядком чисел, сколько с многообразием интересов участников образовательных отношений, являющимся следствием большого коллектива. Не формальное, а реальное, глубинное объединение когда-то очень разных коллективов педагогов, учащихся и родителей осуществляется через деятельность управляющего совета (УС) «Школа Глория». Основной целью государственно-общественного управления в «Школе Глория» является формирование социального партнерства в системе образования для решения актуальных проблем развития и модернизации образования через приобщение к гимназическому укладу школьной жизни, главным в котором является неоспоримая ценность образования и социальная ответственность.
На заседаниях управляющего совета «Школы Глория» рассматриваются актуальные вопросы деятельности гимназии, между заседаниями осуществляется
системная работа по реализации ключевых приоритетов посредством работы организационно-педагогической, финансово-хозяйственной, социально-правовой комиссий, а также комиссий по информационной политике, по вопросам образования детей с ОВЗ и инвалидностью; по благотворительности и по ремонту и благоустройству. Среди задач управляющего совета «Школы Глория» — обеспечение качественного удовлетворения запросов всех субъектов системы образования: ребенка, родителей (законных представителей), общества, будущих работодателей, государства, мирового сообщества; внесение предложений по развитию «Школы Глория», участие в определении программы развития учреждения; согласование нормативно-правовой документации «Школы Глория».
Важными задачами также являются включение обучающихся в активную самоуправленческую деятельность, формирование у них социальной активности, способности к социализации в современных условиях; мы утверждаем порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся.
Деятельность управляющего совета направлена также на то, чтобы повысить интерес родителей (законных представителей) к состоянию обучения и воспитания в гимназии, вовлечь родителей в каждодневную деятельность учреждения, повысить уровень заинтересованности и ответственности за воспитание детей в семье, повысить качество информированности родительской общественности и обратной связи; обеспечить рост знаний и компетенций родительской общественности в сфере государственно-общественного управления.
Еще одна группа задач — способствовать обеспечению высокого профессионального уровня педагогических кадров, поощрять творческое отношение учителей к педагогической деятельности, развивать чувство личной ответственности за результаты деятельности гимназии; участвовать в разработке программ стимулирования труда работников «Школы Глория».
Задачами УС «Школы Глория» также являются: обеспечение реализации высокого уровня образования: сохранение позитивных достижений гимназии в обеспечении повышенного уровня образования; содействие созданию оптимальных условий и форм организации образовательного процесса для детей разных категорий, в том числе и для обучающихся с ОВЗ. УС призван согласовывать режим занятий обучающихся, порядок получения образования на иностранном языке; содействовать созданию и систематически контролировать соблюдение здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда; осуществлять контроль воспитательно-образовательной деятельности гимназии.
Значимым также является развитие партнерских отношений с общественными и частными организациями, государственными органами для оказания помощи гимназии в деле обучения и воспитания детей, для привлечения бюджетных и внебюджетных средств с целью обеспечения финансовой и ресурсной обеспеченности деятельности гимназии; осуществление контроля и повышение эффективности финансово-хозяйственной деятельности «Школы Глория».
Систематическая работа управляющего совета по координации совместных решений, принимаемых родительской общественностью, педагогическими работниками, специалистами и администрацией, а также обучающимися позволила качественно и в полном объеме решать актуальные вопросы деятельности школы, способствовала эффективному взаимодействию и сотрудничеству всех участников образовательной и воспитательной деятельности в «Школе Глория».
Управляющий совет стремится обеспечивать высокую информированность общественности о деятельности школы, систематизировать и размещать информацию о деятельности управляющего совета и его комиссий на официальном сайте ГБОУ «Школа Глория» (http://gsg.mskobr.ru/) и на страницах гимназии в социальных сетях (https://www.facebook.com/gsgschool, Ь1±рБ:// vk.com/gsgschule).
Результативная работа управляющего совета «Школы Глория» — это заслуга всей школы, в составе комиссий работают не только члены совета, но и представители родительской общественности, педагоги, учащиеся. Все это люди с активной жизненной позицией, вовлеченные в жизнь школы. Да и по сути своей управляющий совет — это лишь верхушка пирамиды. То, насколько эффективно действует управляющий совет, определяется работой советов родителей всех структурных подразделений, советов обучающихся, педагогическим советом. Решение некоторых вопросов требует большой подготовительной работы, обсуждений на всех уровнях самоуправления. Это долгая и важная работа, которая не только позволяет решить актуальные вопросы, но и объединяет наш большой коллектив.
В «Школе Глория» уже не один год активно развиваются социальные проекты, основными из них являются: «Поможем Деду Морозу собрать мешок подарков»; «Ветеран живет рядом»; «Дети вместо цветов» и ряд других.
У учеников, родителей, педагогов «Школы Глория», у каждого из участников государственно-общественного управления, есть определенные обязательства перед теми людьми, которые нас окружают. Немного своего времени каждый может уделить для улучшения этого мира. Это может быть и благотворительность, и волонтёрские программы, это может быть участие в субботнике, работа в общественных объединениях и советах: студентов, родителей школы, молодых специалистов предприятия, пенсионеров округа. Если каждый из нас возьмет на себя немного ответственности за общественные дела, общество в целом выиграет. Ученики средних и старших классов взяли шефство над ветеранами ВОВ своего района.
УС «Школы Глория» сотрудничает с фондами «Подари жизнь», «Линия жизни», «Помоги.Орг», «Волонтёры для детей-сирот», фондами, опекающими одиноких пожилых людей. В какой-то момент в школе проявила себя группа родителей, увлеченных домашними животными, работающих волонтерами в приютах, и бездомные питомцы попали в благотворительную программу «Школы Глория».
Первые помощники Деда Мороза сейчас вспоминают, как в акции родители и дети, педагоги и сотрудники гимназии начали заполнять подарками пространства под всеми ёлками, которые только были установлены в кабинетах «Школы Глория». А комиссия по благотворительности управляющего совета — знакомиться с руководителями и волонтерами благотворительных фондов — требовалось наилучшим образом рассортировать, упаковать и отправить маленьким адресатам сотни подарков. Так в жизни гимназии и появилась добрая предновогодняя традиция — благотворительная акция «Поможем Деду Морозу собрать мешок подарков».
С каждым годом акция развивалась, у гимназии появлялось все больше друзей — благотворительных организаций. На второй год родители гимназистов стали спрашивать, можно ли помогать адресно? Так «Школа Глория» начала сотрудничать с фондом «Помоги.Орг» и многие стали посылать свои подарки по почте конкретным семьям с больными детьми. Затем стали все чаще говорить о том, что детских подарков собирается много, а как же пожилые люди? Тогда гимназия начала взаимодействовать с фондами, которые опекают одиноких: «София» и «Старость в радость». В какой-то момент проявила себя группа людей, которые увлечены домашними животными. Так родилась идея, что в рамках этой акции гимназическое сообщество может помогать приютам для бездомных животных. И сейчас у гимназии таких приютов два: «Красная сосна» и «Дубовая Роща». Акция продолжает развиваться: одна из родительниц указала на проблему детей-отказников, которую сама наблюдала в городском роддоме № 8. Комиссия по благотворительности управляющего совета «Школы Глория» выяснила, что такими детьми занимается фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» (Отказники.ру). Уже не первый год маленькие подопечные этого фонда получают от гимназистов погремушки и соски, детское питание и гигиенические средства.
Но акция развивается и в ином отношении. Месяц перед главным праздником года заполнен в «Школе Глория» ярмарками, благотворительными концертами, встречами с подопечными фондов, уроками доброты и мастер-классами, на которых дети упаковывают подарки, пишут письма и подписывают новогодние открытки. В 2016 г. в рамках акции «Поможем Деду Морозу собрать мешок подарков» гимназическое сообщество, а это почти 4,5 тысячи детей, их родители и более 400 сотрудников, оказали помощь 12 различным организациям: фондам и приютам, детским домам и интернатам. Отправили адресатам сотни подарков, в рамках новогодних ярмарок собрали свыше 40 тыс. руб. для фонда помощи хосписам «Вера». Отправили целый грузовик необходимых вещей в интернаты в поселки Зеленый и Митино Тверской области. Индивидуальные рюкзаки с предметами первой необходимости воспитанникам интернатов вручили волонтеры из «Школы Глория»: родители и старшеклассники. И это, пожалуй, самое главное — не только собрать подарки, но и отвезти их, не только купить игрушку и положить под ёлку
в классе для подопечного благотворительного фонда, но и поговорить со своим ребёнком о важности добра, об участии в судьбе ближнего.
В «Школе Глория» уверены в правдивости мысли Мишеля де Монтеня: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред». Любые благотворительные мероприятия — акция «Поможем Деду Морозу собрать мешок подарков», «Дети вместо цветов» или «Ветеран живет рядом» — приносят неоспоримую пользу самим гимназистам. Благотворительность как рутинная привычка, помощь ближнему как рефлекс — это является целью всех благотворительных проектов школы.
Реализация благотворительных программ не единственное, что делает большой коллектив школы дружным и сплоченным. Это и спортивно-оздоровительные мероприятия, совместные поездки и экскурсии, а также экологические акции, такие как «Бумажный Бум» и «Спаси Ёжика».
«Школа Глория» участвует в акции «Бумажный Бум» по сбору макулатуры уже не первый год. В 2016/17 учебном году школа заняла второе место в Москве с результатом свыше 20 тонн собранной макулатуры. В течение проводимого мероприятия дети участвуют в зеленых мастер-классах, большую просветительскую работу проводят родители: в течение нескольких месяцев дети собирают бумагу и старые газеты в коробки, организованные родителями в своих квартирах, дети начинают внимательно следить за собственным потреблением бумаги. Кроме этого, акция является прекрасной связью поколений, так как сбор макулатуры в школах не новинка.
Два года в дни сбора макулатуры родители и дети собирают в специальные емкости и использованные батарейки, участвуя в акции «Спаси Ёжика». В 2016/17 учебном году по результатам акции сдано на переработку около 2 т батареек — 98 800 шт. Разумеется, первоочередную роль в накоплении и рачительном хранении отработанных батареек играют родители. Своим примером они показывают детям важность защиты окружающей среды и подкрепляют знания и навыки, полученные на экологических классных часах и уроках окружающего мира.
Выстраивание взаимоотношений родителей, учащихся, сотрудников школы при реализации благотворительных программ и других проектов является, на наш взгляд, основой построения государственно-общественного взаимодействия в стране.
Методология организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) определяет взаимоотношения государства и общества в трех формах1.
1. Информирование: односторонняя связь. Государство предоставляет информацию в пользование обществу. Таким образом обеспечивается пассивное участие общества через контрольные мероприятия (эквивалент описанного явления — scrutiny — «контроль»).
1 Caddy J., Peixoto T., McNeil M. Beyond Public Scrutiny: Stocktaking of Social Accountability in OECD Countries // The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: http://www.oecd.org/gov/38983242.pdf (дата обращения: 12.11.2017).
2. Консультации: двухсторонний контакт. Общество обеспечивает обратную связь государству. Подобные взаимоотношения основываются на предварительном определении властями проблемы, по которой необходимо получить решение или дополнительную информацию от общества (эквивалент описанного явления — proximity — «сближение»).
3. Активное участие: взаимоотношения, основанные на партнерстве. Согласно этой форме участия граждане активно вовлечены в процесс государственного управления. Такой подход признает роль общества в предложении стратегических решений относительно государственного управления, при этом ответственность принятия окончательного решения остается за государством (эквивалент описанного явления — engagement — «взаимодействие»).
Формирование и развитие партнерских отношений участников образовательного процесса закладывает основы активного общественного участия во всех сферах. Поэтому необходимо обеспечить эффективное развитие государственно-общественного управления в образовательных организациях. Требуется обеспечить новый уровень компетенций и практических навыков общественных управляющих в: оценке качества образования в условиях Федеральных государственных стандартов (ФГОС) нового поколения, построении механизмов и информационно-нормативного обеспечения работы управляющих советов больших школ, общественной оценке качества работы образовательных учреждений и управляющих советов. Необходима оптимизация управления развитием образовательной организации на основе мониторинга комплекса условий осуществления образовательного и воспитательных процессов, экспертизы образовательной среды. Специфика деятельности управляющих советов обусловлена как новыми требованиями, предъявляемыми к качеству образовательных услуг, развитию личностных качеств выпускников, так и тем, что общественными управляющими выступают как лица с высшим или средним педагогическим образованием, так и без психолого-педагогической подготовки.
В этой связи необходимы разработка и реализация современных образовательных программ самоподготовки членов управляющих советов, программ дополнительного профессионального педагогического образования в области эффективного развития и мониторинга государственно-общественного управления в образовательных организациях.
Литература
1. Алексейчева Е.Ю. Интеграция предприятий как фактор обеспечения конкурентоспособности // Пищевая промышленность. 2005. № 7. С. 42.
2. Алексейчева Е.Ю. Повышение эффективности развития пивоваренной промышленности РФ (теория, методология, практика): моногр. М.: Дашков и Ко, 2006.
3. Алексейчева Е.Ю., Бороздина А.В. Проблемы подготовки нефинансовой отчетности российскими компаниями // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». 2014. № 2. С. 56-67.
4. Алексейчева Е.Ю., Еделев Д.А., Магомедов М.Д. Экономическая география и регионалистика: учебник. М.: Дашков и Ко. 2011.
5. Алексейчева Е.Ю., Патрикеева И.Д., Проскуров М.П. Государственно-общественное управление в ГБОУ города Москвы «Государственная Столичная Гимназия» // Профессиональное образование и общество. 2016. № 4 (20). С. 272-275.
6. Гражданское общество в модернизирующейся России: аналитический доклад Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по итогам реализации проекта «Индекс гражданского общества — CIVICUS» / Л.И. Якобсон, И.В. Мерсиянова, О.Н. Кононыхина и др. Электрон. текст. дан. (2,6 Мб). М.: НИУ ВШЭ, 2011.
Literatura
1. Aleksejcheva E.Yu. Integraciya predpriyatij kak faktor obespecheniya konkurento-sposobnosti // Pishhevaya promy'shlennost'. 2005. № 7. S. 42.
2. Aleksejcheva E.Yu. Povy'shenie e'ffektivnosti razvitiya pivovarennoj promy'sh-lennosti RF (teoriya, metodologiya, praktika): monogr. M.: Dashkov i Ko, 2006.
3. Aleksejcheva E.Yu., Borozdina A.V. Problemy' podgotovki nefinansovoj otchet-nosti rossijskimi kompaniyami // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «E'konomika». 2014. № 2. S. 56-67.
4. Aleksejcheva E.Yu., Edelev D.A., Magomedov M.D. E'konomicheskaya geografiya i regionalistika: uchebnik. M.: Dashkov i Ko. 2011.
5. Aleksejcheva E.Yu., Patrikeeva I.D., Proskurov M.P. Gosudarstvenno-obshhestven-noe upravlenie v GBOU goroda Moskvy' «Gosudarstvennaya Stolichnaya Gimnaziya» // Professional'noe obrazovanie i obshhestvo. 2016. № 4 (20). S. 272-275.
6. Grazhdanskoe obshhestvo v moderniziruyushhejsya Rossii: analiticheskij doklad Centra issledovanij grazhdanskogo obshhestva i nekommercheskogo sektora Nacional'nogo issledovatel'skogo universiteta «Vy'sshaya shkola e'konomiki» po itogam realizacii pro-ekta «Indeks grazhdanskogo obshhestva — CIVICUS» / L.I. Yakobson, I.V. Mersiyanova,
0.N. Konony'xina i dr. E'lektron. tekst. dan. (2,6 Mb). M.: NIU VShE', 2011.
E.Yu. Alekseicheva, M.D. Magomedov,
1.D. Patrikeyeva, M.P. Proskurov
Ensuring the Effective Development of State and Public Administration in Educational Organizations
The article analyzes the readiness of the society to the state and public administration on the example of educational institutions. The authors describe the experience of parents' participation in the educational process of "School Gloria".
Keywords: state and public administration; governing councils of educational organizations; educational process; charity.