Научная статья на тему 'Организация благотворительных акций в начальной школе'

Организация благотворительных акций в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2111
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЁРСТВО / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / CHARITY / CHARITY EVENT / VOLUNTEERING / YOUNGER STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деменева Надежда Николаевна, Щукина Наталья Юрьевна

Статья посвящена вопросам организации благотворительных акций, в которых участвуют младшие школьники и их родители. Рассмотрены характерные черты благотворительных акций, выделены их разновидности и особенности проведения в начальной школе. Охарактеризованы воспитательный потенциал благотворительных акций, их роль в гражданском воспитании и нравственном развитии младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization Fundraisers In Elementary School

The article is devoted to the organization of charity events involving younger students and their parents. The characteristic features of charitable actions are considered, their varieties and features of carrying out in elementary school are allocated. The educational potential of charitable actions, their role in civil education and moral development of younger students are characterized.

Текст научной работы на тему «Организация благотворительных акций в начальной школе»

УДК 37.018.7

ОРГАНИЗАЦИЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Деменева Надежда Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, e-mail: demeneva@gmail.com

Щукина Наталья Юрьевна,

учитель начальных классов Гнилицкой православной гимназии им. святителя Николая Чудотворца г. Н.Новгорода, магистрант НГПУ им. К. Минина, e-mail: ya.nata-shy@ya.ru

СТАТЬЯ ПОСВЯЩЕНА ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ, В КОТОРЫХ УЧАСТВУЮТ МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ И ИХ РОДИТЕЛИ. РАССМОТРЕНЫ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ, ВЫДЕЛЕНЫ ИХ РАЗНОВИДНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОХАРАКТЕРИЗОВАНЫ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ, ИХ РОЛЬ В ГРАЖДАНСКОМ ВОСПИТАНИИ И НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

• благотворительность • благотворительная акция • добровольческая деятельность

• волонтёрство • младшие школьники

В России 2018 год был объявлен Годом добровольца. Этим государство подчеркнуло социальную значимость волонтёрского движения. Волонтёры безвозмездно посвящают своё свободное время решению проблем, стоящих перед обществом, активно и бескорыстно участвуют в социальных проектах, проявляя гражданскую позицию и высокие нравственные качества. В «Программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016— 2020 годы», утверждённую постановлением Правительства РФ в 2015 г., включён раздел «Развитие волонтёрского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодёжи» [8]. В российское движение «Юный доброволец» вовлечены дети от 9 до 14 лет. Важность волонтёрской деятельности отражается в портфолио абитуриента, которое учитывается при поступлении в вуз [7].

Одним из важнейших направлений добровольческой деятельности являются благотворительные акции, в которых принимают участие не только взрослые люди, но и школьники разных возрастов. В 1995 г. был принят Федеральный закон РФ «О благотворительной деятельности и благотво-

рительных организациях» [11], который придал значительный импульс добровольческой деятельности.

В настоящее время имеется противоречие между наличием разнообразного опыта проведения благотворительных акций, описанного на сайтах волонтёров и школьных сайтах и представленного на телевидении, в прессе, в материалах конференций, и теоретическим осмыслением этого опыта. В публикациях по данной проблеме не отражены особенности организации благотворительной деятельности в начальной школе. Целями данного исследования являлись теоретический анализ сущности благотворительных акций в начальной школе и способов вовлечения в них младших школьников с учётом возрастных особенностей учащихся, разработка классификации благотворительных акций.

На основе анализа работ Л.Ф. Бабкиной, А.В Власовой [2], Т.С. Дороховой, Л.В. Устю-жаниной [4], Н.А. Киселевой, Т.В. Смирновой [6], Е.Е. Степановой [9] и других авторов можно выделить характеристики понятия «благотворительность» и сущностные черты благотворительных акций.

нонет тодш, прошы

Благотворительность предполагает оказание материальной помощи нуждающимся или неимущим. Существуют две основные формы благотворительной деятельности: 1) сбор денежных или имущественных пожертвований и передача их благополучате-лям, 2) безвозмездно выполняемая работа в помощь другим людям, их социальная поддержка. Не считается благотворительной деятельностью помощь, которую оказывают людям различные организации и социальные службы за счёт государственных средств, а также финансовая поддержка человеком своих родственников, соседей, друзей.

Характерными чертами благотворительных акций являются:

• наличие благополучателей (целевых групп, которым оказывается благотворительная помощь);

• сбор материальных средств и передача их тем, кому необходимо помочь;

• направленность на помощь нуждающимся, стремление поддержать других людей;

• бескорыстное участие в деятельности и отсутствие материального вознаграждения участникам акции;

• безвозмездный труд на благо других людей;

• самостоятельный, а не навязанный извне выбор благополучателей, вида, времени, места, содержания помощи;

• добровольность участия в акции.

Большинство этих характеристик свидетельствует о большом воспитательном потенциале благотворительных акций. Такие коллективные дела направлены на достижение личностных результатов, предусмотренных ФГОС НОО (Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования), в первую очередь — на формирование у младших школьников нравственно-этической ориентации.

Нужно учитывать, что вовлечение младших школьников в благотворительную деятельность имеет целью не столько сбор необходимых материальных средств, поскольку дети в этом ограничены, сколько формирование у них гражданской ответственности, воспитание нравственных качеств, в первую очередь — доброты и милосердия, желания помогать другим людям, развитие эмпатии, эмоциональной отзывчивости,

чуткости, способности к состраданию. Мотивом участия в акции должно быть стремление проявить доброту, заботу по отношению к нуждающимся посторонним людям, желание участвовать в полезной для общества деятельности.

В то же время, нельзя заставлять учащихся участвовать в благотворительности, навязывать семьям требование обязательно внести определённую сумму, укорять тех, кто не захотел это делать. Именно добровольность и искреннее участие в таких мероприятиях дают необходимый воспитательный эффект.

На организационном уровне встречаются следующие варианты включения учащихся начальной школы в благотворительную деятельность: 1) участие в школьных акциях, где младшие школьники выполняют отдельные поручения более старших учащихся и педагогов; 2) включение в акцию, объявленную благотворительным фондом; 3) организация собственной благотворительной акции, инициированной учителем начальных классов или другим педагогом, работающим с младшими школьниками.

Для вовлечения учащихся в благотворительную деятельность необходимо определить целевые группы, которым могут оказать помощь младшие школьники. Это требует учёта возрастных особенностей участников акции. Детям трудно осознать необходимость сбора средств для благотворительного фонда; им важно знать, кому именно они помогают, почему именно этот человек или группа людей нуждается в поддержке. Установлено, что многие взрослые не готовы оказывать материальную помощь абстрактным благополучателям, а для школьников в наибольшей степени важна адресность благотворительного взноса, необходим эмоциональный рассказ о нуждающихся людях, осознание проблем, с которыми они столкнулись. Трудная ситуация, в которой находятся другие люди, должна вызывать живой отклик в сердцах детей, желание помочь. Наиболее доступной для понимания ребёнком является проблема, возникшая у одноклассника или ученика другого класса, попавшего в сложную жизненную ситуацию. Эмоциональный порыв может стать началом большой работы по организации благотворительной акции.

Для школьных благотворительных акций

целесообразно выбирать следующие целевые группы (благополучателей):

• учащиеся данной школы, нуждающиеся в материальной поддержке;

• дети, которым требуется срочная дорогостоящая медицинская помощь;

• семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию: многодетные малообеспеченные семьи, семьи беженцев, семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, военных действий или несчастных случаев, и другие;

• дети из детских домов, домов малютки, приютов, хосписов;

• дети, находящиеся на длительном лечении в больницах;

• инвалиды, ветераны, пожилые одинокие люди, в том числе живущие в домах престарелых, интернатах;

• животные (бездомные, находящиеся в приютах) и птицы, не имеющие достаточного корма зимой.

Анализ и обобщение опыта проведения благотворительных акций позволили автору разработать классификацию благотворительных акций, в которых могут участвовать младшие школьники (см. табл. 1).

Рассмотрим указанные в таблице виды благотворительных акций, особенности их организации и примеры проведения.

1-я группа благотворительных акций. Сбор денежных или имущественных пожертвований и передача их благополучателям

1.1. Благотворительные акции, предполагающие сбор денежных средств и их передачу нуждающимся людям.

Поскольку у детей нет собственных денежных средств и они не могут быть непосредственными пожертвователями, то учащиеся организуют сбор денег, которые отдают на благотворительность их семьи или

Таблица 1

Классификация благотворительных акций с участием младших школьников

Вид благотворительной акции Форма проведения школьных благотворительных акций

1. Сбор денежных или имущественных пожертвований и передача их благополучателям

1.1. Сбор денежных средств и их передача нуждающимся людям Привлечение родителей и других взрослых людей в качестве пожертвователей

Проведение младшими школьниками мероприятий, являющихся платными для взрослых гостей

Школьные благотворительные ярмарки, выставки и аукционы

1.2. Зарабатывание учащимися денег для благотворительности Сбор вторсырья, передача вырученных денег на благотворительность

1.3. Сбор и безвозмездная передача нуждающимся имущества или подарков Сбор и передача имущества, вещей или продуктов нуждающимся людям с учётом потребностей выбранной целевой группы

Сбор и передача необходимых вещей приютам для бездомных животных

Изготовление учащимися подарков для других людей

Изготовление скворечников, кормушек для птиц и сбор корма для них

2. Безвозмездно выполняемая работа в помощь другим людям, их социальная поддержка

2.1. Социальная поддержка нуждающихся Организация общения и совместного досуга с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Проведение бесплатных концертов, спектаклей, праздников для какой-либо целевой группы

2.2. Благотворительные акции в форме безвозмездной деятельности Участие школьников в отдельных мероприятиях социальной направленности

Оказание помощи нуждающимся на постоянной основе. Тимуровская работа

нонет тодш, прошы

другие взрослые люди. Примером может служить благотворительная акция в школах «Дети вместо цветов», предполагавшая передачу родителями учащихся денег, которые семья планировала потратить на букет учителю к 1 сентября, в помощь больным детям.

При организации благотворительного проекта, включающего сбор денег, нужно учитывать возрастные возможности детей и их интересы. Наиболее простым вариантом, не требующим больших первоначальных затрат, является проведение мероприятий (концертов, литературно-музыкальных вечеров, спектаклей, спортивных соревнований, например легкоатлетических забегов и т.п.), участие в которых является платным для гостей. Купленный взрослым билет является благотворительным взносом. Этот вариант интересен тем, что вовлекает детей в активную деятельность, повышает их ответственность за подготовленное мероприятие, поскольку плата за билет предполагает, что взамен будет предложен качественный продукт.

Возможен и другой вариант, при котором семьи учащихся уже на первом этапе вкладывают определённые средства, позволяющие в ходе благотворительной акции получить более значительный объём средств. Наиболее распространёнными являются школьные благотворительные ярмарки и выставки, в которых могут принять участие и младшие школьники. На них продаются изделия, сделанные руками детей или их родителей, например поделки, открытки, кулинарные блюда, овощи и фрукты с собственного огорода или со школьного участка, а также художественные изделия (вышивки, картины, изделия в технике макраме и т.п.). В рамках ярмарки может быть организовано платное кафе, в котором угощают чаем, испечённым в домашних условиях печеньем, выращенными в своём саду яблоками и другим. Также существенный материальный эффект дают аукционы, на которых продаются наиболее ценные экспонаты, художественные изделия, созданные школьниками.

1.2. Благотворительные акции, предполагающие самостоятельное зарабатывание учащимися денег, которые передаются на благотворительность.

В отличие от предыдущего варианта благотворительные акции такого типа не предпо-

лагают сбора средств и первоначальных материальных вложений. Учащиеся зарабатывают деньги сами и жертвуют их в благотворительных целях. Для младших школьников наиболее доступным является сбор вторсырья (например, макулатуры, пластика, стеклянной тары), который можно провести в микрорайоне своей школы.

С учётом того, что обычно заработанная сумма бывает не очень большой, целесообразно потратить эти деньги на подарки нуждающимся, например купить канцелярские товары для многодетных семей или детского приюта, оформить подписку на газеты или журналы для домов престарелых и т.п.

1.3. Благотворительные акции, предполагающие сбор и безвозмездную передачу нуждающимся имущества или подарков.

Первой разновидностью таких акций является сбор и передача какой-либо целевой группе имущества, вещей или продуктов с учётом потребностей нуждающихся. Например, для многодетных семей собирают школьные принадлежности, предметы личной гигиены, развивающие игры. Примерами школьных проектов являются ежегодные акции «Собери ребёнка в школу», «К школе готов», в рамках которых учащиеся приносят канцелярские товары и учебные принадлежности для детей из малообеспеченных семей.

Для семей погорельцев или беженцев собирают одежду, предметы домашнего обихода, мебель, для домов ребёнка или больниц, в которых есть дети-отказники, — гигиенические средства (памперсы, мыло, детский крем, шампуни и др.). Для детского дома или больницы пожертвования могут быть в виде игрушек, настольных игр, детских книг, комнатных растений, новогодних подарков, дисков с музыкой и другого. Людям, пострадавшим от стихийных бедствий, бывают нужны не только личные вещи, но и продукты.

Для проведения подобных благотворительных акций важно изучить конкретные потребности нуждающихся людей или детских учреждений, чтобы помощь была адресной, а собранное — полезным. Важно, чтобы пожертвованием были не бросовое имущество и изношенная одежда, а то, что действительно необходимо благополуча-телям.

Младшие школьники и их родители часто участвуют в акциях, направленных на помощь приютам для бездомных животных, например, для них собирают корм, медикаменты, наполнители, ветошь на подстилки и другое.

Второй разновидностью акций, в которых передаются не деньги, а вещи, является изготовление учащимися подарков для незнакомых людей. Это один из наиболее приемлемых для детей младшего школьного возраста вариантов благотворительных акций. Например, школьники делают поздравительные открытки для ветеранов, вышитые салфетки или лоскутные коврики для дома престарелых, тактильные книги для слабовидящих детей и т.п. Материальный результат такой акции является незначительным, но существует большой воспитательный эффект, если дети сами вручают эти подарки. Обычно процедура дарения дополняется беседами, непосредственным общением, проводимыми концертами, играми. Участие в них учит младших школьников проявлять заботу о других людях, быть добрыми и милосердными. Для создания эмоционального подкрепления для бескорыстной деятельности важно, чтобы дети получили благодарность за проявленную заботу от организаторов акции.

Доступными и привлекательными для младших школьников являются проекты по изготовлению скворечников, кормушек для птиц и сбор корма для них.

2-я группа благотворительных акций. Безвозмездно выполняемая работа в помощь другим людям, их социальная поддержка

2.1. Благотворительные акции, проводимые в форме социальной поддержки нуждающихся.

В последнее время благотворительные фонды стали проводить акции, в которых людям оказывается нематериальная поддержка. Она предполагает волонтёрскую деятельность, безвозмездное выполнение какой-либо работы, организацию общения с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Очень часто нуждающимся людям нужна не только материальная помощь, но и забота, внимание, сочувствие. Примером та-

кого проекта может служить акция «Внуки по переписке», проводимая фондом «Старость в радость», в рамках которой дети начинают переписываться с одинокими стариками из дома престарелых [3]. Волонтёрами проводятся игры и праздники для детей в детских больницах, приютах. Это могут быть и другие мероприятия, направленные на организацию досуга, например совместная с подопечными творческая художественная деятельность (рисование, лепка, хоровое пение и т.п.), игры (например, шахматы или шашки) и другое. Такие дела являются посильными для младших школьников.

Другим вариантом социальной поддержки являются бесплатные концерты, спектакли, праздники, организованные силами школьников для пожилых людей, учащихся школ-интернатов, для тех, кто не имеет финансовой возможности посетить театр или филармонию. Например, в ЧОУ РО «Гнилиц-кая православная гимназия» Нижнего Новгорода ежегодной традицией стало посещение со спектаклями-представлениями реабилитационного центра «Улыбка», дома-интерната для инвалидов Великой Отечественной войны, дома ветеранов ОАО «ГАЗ» со спектаклями. На рождественский спектакль в гимназию были приглашены дети из реабилитационного центра.

2.2. Благотворительные акции в форме безвозмездной деятельности.

Волонтёрство предполагает участие в безвозмездной деятельности на пользу другим людям. Встречаются две основные разновидности таких дел: участие школьников в отдельных, не связанных друг с другом мероприятиях социальной направленности и оказание помощи нуждающимся на постоянной основе.

Первая форма благотворительной деятельности более доступна младшим школьникам, например они помогают приюту, дому ребёнка, дому ветеранов украсить помещение к празднику, участвуют в рассылке информационных материалов благотворительного фонда и т.д. Дети могут включаться в волонтёрскую работу взрослых и выполнять отдельные поручения.

Вторая форма требует постоянного вовлечения в благотворительную деятельность,

Нонет тодш, прошы

например оказание помощи ветерану или больному человеку. Учащиеся могут это делать по очереди, что предотвратит проблемы со снижением мотивации к участию в таких делах.

Одним из вариантов нематериальной благотворительности и волонтёрства является тимуровское движение, которое в последнее время стало возрождаться [1]. Школьники помогают одиноким людям купить продукты, выполняют несложные поручения, например найти какую-то важную информацию, в сельской местности — полить огород, сделать клумбу с цветами, расчистить дорожку от снега и т.п.

Важно продумать технологию организации самой благотворительной акции, в том числе приёмы вовлечения младших школьников в благотворительную деятельность. На наш взгляд, в качестве основы можно использовать этапы и педагогические приёмы, которые разработаны в рамках проектной технологии для проведения социальных проектов, а также методики коллективной творческой деятельности (автор И.П. Иванов) [5].

Рассмотрим один из возможных вариантов технологического цикла проведения благотворительной акции.

1. Этап предварительной подготовки младших школьников к участию в благотворительности

Включение младших школьников в благотворительную деятельность должно быть частью системной работы, направленной на их нравственное воспитание. Поэтому необходимо применять различные формы работы, ориентированные на воспитание у детей доброты, умения проявлять заботу о других людях: этические беседы, изготовление подарков к праздникам, социальные проекты и т.п. Целесообразно использовать идею общей заботы, предложенную И.П. Ивановым [5], в соответствии с которой участие в любом коллективном деле начинается с вопроса «Для кого мы будем проводить это дело, на радость и на пользу кому?». Сначала объектами заботы становятся близкие люди, семья, одноклассники, родная школа. Постепенно к этому добавляются далёкие друзья и незнакомые люди, для которых проводятся социальные проекты. Именно это служит своеобразным мос-

тиком к проведению благотворительных мероприятий, в которые обычно вовлекают учащихся 3-4-х классов, готовых к восприятию идеи благотворительности.

2. Этап непосредственной подготовки к благотворительной акции

На этом этапе проводится предварительная работа педагогов, организаторов акции. Организуется поиск информации о благотворительных акциях, составляется обращение в благотворительные фонды, определяются целевая группа и форма проведения акции. В некоторых случаях такая работа не нужна, если акция вызвана спонтанным порывом помочь конкретному человеку, своему однокласснику или поддержать людей, пострадавших от какой-либо катастрофы.

Очень важны поиск и отбор надёжных партнёров. Взрослые, прежде чем вовлекать детей в благотворительность, должны убедиться, что выбранный в качестве партнёра фонд не является мошенническим, что сбор денег организуется для действительно нуждающихся людей, а не тех, кто хочет получить дополнительный доход. В противном случае получится обратный эффект: дети не захотят в дальнейшем заниматься благотворительностью, опасаясь обмана.

Для школьников важно, чтобы и учитель, и другие педагоги, и администрация школы тоже занимались благотворительностью. Очень важна атмосфера общего участия в благородном деле. Заранее необходимо продумать и способы вовлечения в акцию семей учащихся, заручиться поддержкой родителей, если их участие является необходимым, создать необходимую мотивационную основу у взрослых людей, которые будут помощниками в благотворительной деятельности.

Целесообразно организовать психологическую подготовку учащихся к волонтёрской деятельности. Положительным опытом является проведение уроков доброты, на которых дети узнают о волонтёрском движении, о благотворительности, о важности добрых дел и бескорыстной помощи людям. Нужно избегать назидательности и морализаторства, а использовать эмоциональные рассказы о людях, которые находятся в трудном положении, о важности их поддержки. Младшим школьникам нужно понять ценностные смыслы добро-

вольческой деятельности, осознать важность благотворительных мероприятий, их общественную и личную значимость.

3. Этап «запуска» благотворительной акции

Это важнейший из этапов, создающих моти-вационную основу деятельности, от которого зависит успех проводимой акции. На этом этапе необходимо воздействие как на разум, так и на чувства учащихся. Для эмоционального воздействия нужен рассказ о конкретном человеке или группе людей, для которых организуется конкретный проект. Очень важно вызвать сопереживание, ярко и эмоционально рассказать о возникшей проблеме, создать мотивы предстоящей деятельности. Желательно показать фотографии нуждающихся людей или видеозаписи, отражающие конкретную ситуацию. Для проявления эмпатии можно предложить детям представить, что подобная сложная ситуация возникла у них самих или у близких им людей: «Поставьте себя на место людей, попавших в трудную ситуацию. Что бы вы чувствовали? Какие проблемы у вас или ваших родных возникли бы?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для осмысления предстоящей деятельности и обращения к разуму можно привлечь к рассказу представителей благотворительного фонда, руководителей учреждений, в которых будет проводиться мероприятие. Поскольку это сопряжено с организационными проблемами, педагог может сам рассказать, что трудные ситуации могут возникнуть у любого человека и важно, чтобы нашлись неравнодушные люди, готовые прийти на помощь. Детям разъясняется значимость бескорыстной поддержки нуждающихся людей, отзывчивости, готовности помочь другому человеку. В подобных беседах с учащимися можно опираться на вековую мудрость, например на слова из Библии: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Если человек готов помогать другим и с радостью это делает, то и ему люди придут на помощь, если это понадобится.

Очень полезно, чтобы сами дети приняли решение о необходимости помочь нуждающимся, предложили свои идеи, как это сделать.

Если младшеклассников вовлекают в общешкольную благотворительную акцию, то не-

обходимо разъяснить им её цель, смысл, возможности и способы участия в общем деле.

В работе с родителями необходимо использовать различные приёмы мотивирования, в первую очередь — при проведении родительского собрания, а также при личных встречах и беседах с сомневающимися и скептиками. На родительском собрании учитель сообщает о предстоящей благотворительной акции, используя те же технологические приёмы, что и в работе с детьми: эмоциональный рассказ о целевой группе, разъяснение важности бескорыстной помощи, описание цели и смысла благотворительного проекта. Особый акцент в работе со взрослыми нужно сделать на том, что каждый человек может попасть в беду, о чём свидетельствуют природные и техногенные катастрофы, несчастные случаи. И важно, чтобы человека в этой ситуации поддержали и помогли ему.

В общении с родителями важно также подчеркнуть, что от них не потребуется больших материальных затрат (а именно с таких благотворительных акций и нужно начинать), что участие является добровольным. Обязательно нужно разъяснить, как участие в благородном деле воздействует на детей, какой это даёт положительный воспитательный эффект. Дети часто бывают эгоистичны, они привыкли только получать, но важно научить их и отдавать, получать радость от того, что помог другому, что-то ему бескорыстно подарил, сделал для него доброе дело. Если не воспитывать в детях заботливость, эмоциональную отзывчивость, не формировать эм-патию, то сами родители в дальнейшем могут пострадать от их равнодушия, эмоциональной чёрствости и эгоизма.

Важно помочь детям и их родителям преодолеть инерцию, боязнь, равнодушие, нежелание заниматься чужими проблемами.

4. Этап информационного поиска и планирования предстоящей деятельности

Информационный поиск — необходимое звено технологии социального проектирования, в нём обязательно участвуют учащиеся. Но сбор информации при проведении благотворительной акции обладает своей спецификой, он предполагает получение сведений о том, какая реальная помощь нужна целевой

нонет тодш, прошы

группе, поэтому часто это делает сам учитель или его помощники. Привлекать детей нужно в том случае, когда получение нужных данных для них доступно. Например, они находят информацию на сайте благотворительного фонда, получают необходимые сведения от общешкольного организатора акции и т.п.

Если необходимо получение информации не о нуждах людей, а, например, о том, какие можно сделать подарки или изделия, то это поручается школьникам.

Далее составляют план проведения благотворительной акции, который затем последовательно реализуют. Содержание деятельности учащихся и её этапы определяют в зависимости от выбранного вида акции. Как и в социальных проектах, младшие школьники могут разделиться на группы и распределить обязанности между группами.

Полезен и приём «разведка дел и друзей», предложенный И.П. Ивановым. Разведка дел предполагает определение того, что можно сделать в помощь другим людям. А разведка друзей — это поиск тех, кто может принять участие в общем деле: школьники из других классов, родители и т.д.

5. Этап непосредственного проведения благотворительной акции

Для организации этого этапа нужно учитывать вид благотворительной акции и особенности целевой группы, для которой проводится коллективное дело. Поэтому технологические приёмы будут специфическими для разных акций. Их описание может стать направлением дальнейшего исследования.

На этом этапе важное значение имеют гласность, открытость, информационное сопровождение. Младшим школьникам нравятся яркие названия мероприятий, например «Счастье в ладошке», «Тёплый дом», «Новогодний сюрприз». Также необходимы постоянное эмоциональное подкрепление, поддержание мотивации к благотворительной деятельности у всех участников акции, напоминание о её целях и смыслах. Этап завершается проведением конкретного мероприятия или передачей собранных материальных средств, подарков благополучателям в ходе непосредственного общения или через благотворительный фонд.

6. Завершающий этап благотворительной акции, коллективное подведение итогов

Этот этап очень важен, поскольку младшим школьникам необходимо знать, что их работа принесла результат, что помощь дошла до адресата. Если они сами передают пожертвования или проводят мероприятия, то организаторам нужно выразить благодарность участникам акции. Если непосредственное участие детей невозможно, то можно показать школьникам фотографии или видеозаписи о вручении подарков, передать им ответные письма от людей, которым оказана помощь. Это создаёт представление о результативности акции, её нужности и полезности, позволяет получить обратную связь, убедиться, что всё собранное детьми дошло до адресата.

Полезно также организовать коллективное обсуждение проведённой акции (возможно, совместно с родителями), сделать коллективный анализ на основе вопросов, предложенных в технологии коллективной творческой деятельности: «Что у нас получилось? Что не получилось? Что учесть на будущее?»

Каждая из благотворительных акций предполагает вовлечение детей в активную деятельность, позволяющую решать и другие воспитательные задачи, не связанные с пожертвованием средств. Правильно организованные благотворительные проекты являются очень эффективным средством гражданского воспитания и духовно-нравственного развития младших школьников. □

Литература

1. Акулова М.И. Тимуровское движение как средство социализации детей и молодёжи // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования: сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. — ГБПОУ Архангельской области «Архангельский индустриально-педагогический колледж»; ГБОУ ВО «Академия социального управления», 2016. — С. 222-227.

2. Бабкина Л.Ф. Место благотворительности и её форм в системе социальных ценностей / Л.Ф. Бабкина, А.В. Власова // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия «Социально-гуманитарные науки». Вып. 5. — 2006. — № 2 (57). — С. 181-185.

3. Бакулина А.С. Социальное служение в России: вопросы теории и практики (на примере благотворительного фонда «Старость в радость») // Таврический научный обозреватель. — 2015. — № 1. —

С. 131-135. 2.

4. Дорохова Т.С. Благотворительность как социально-педагогическое явление / Т.С. Дорохова, Л.В. Устюжанина // Ценности и смыслы. — 2015. — № 1 (35). — С. 32-37.

5. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. — М.: Педагогика, 3. 1989. — 208 с.

6. Киселёва Н.А. Организация волонтёрской деятельности в дошкольной образовательной организации / Н.А. Кисёлева, Т.В. Смирнова // Молодой учёный. — 2016. — 4. № 12(116). — С. 43-47. — URL: https:// moluch.ru/archive/116/31989/.

7. Курылева О.И. О портфолио абитуриента Мининского университета в рамках реа- 5. лизации проекта «Шаг в профессию/ Steps to profession» / О.И. Курылева, 6. М.В. Огородова, Т.Н. Куль // Вестник Мининского университета. — 2015. —

№ 2. — URL: http://vestnik.mininuniver.ru/ jour/article/view/50/51.

8. Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016- 7. 2020 годы. — URL: http://static.government. ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErr x2dE4q0ws.pdf.

9. Степанова Е.Е. К вопросу об уточнении понятия благотворительности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2006. — 8. № 3. — Ч. 1. — С. 175-178.

10. Участие детей в служении милосердия: Ч. 1. Благотворительные акции. — URL: https://www.miloserdie.ru/article/uchastie-detej-v-sluzhenii-miloserdiya-chast-1- 9. blagotvoritelnye-akcii/.

11. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»

(с изменениями и дополнениями). — Сис- 10 тема ГАРАНТ. — URL: http://ivo.garant.ru.

Literatura

1. Akulova M.I. Timurovskoe dvizhenie kak

sredstvo socializacii detej i molodyozhi // 11. Opyt, problemy i perspektivy postroeniya pedagogicheskogo processa v kontekste standartizacii obrazovaniya: sbornik nauch-nyh statej i materialov III Mezhdunarodnoj

nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-h chastyah. — GBPOU Arhangel'skoj oblasti «Arhangel'skij industrial'no-pedagogicheskij kolledzh»; GBOU VO «Akademiya social'-nogo upravleniya», 2016. — S. 222-227. Babkina L.F. Mesto blagotvoritel'nosti i eyo form v sisteme social'nyh cennostej / L.F. Babkina, A.V. Vlasova // Vestnik YUzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Seriya «Social'no-gumanitarnye nauki». Vyp. 5. — 2006. — № 2 (57). — S. 181-185.

Bakulina A.S. Social'noe sluzhenie v Rossii: voprosy teorii i praktiki (na primere blagotvori-tel'nogo fonda «Starost' v radost'») // Tavriche-skij nauchnyj obozrevatel'. — 2015. — № 1. — S. 131-135.

Dorohova T.S. Blagotvoritel'nost' kak social'-no-pedagogicheskoe yavlenie / T.S. Dorohova, L.V. Ustyuzhanina // Cennosti i smysly. — 2015. — № 1 (35). — S. 32-37. Ivanov I.P. Enciklopediya kollektivnyh tvorche-skih del. — M.: Pedagogika, 1989. — 208 s. Kiselyova N.A. Organizaciya volonterskoj deyatel'nosti v doshkol'noj obrazovatel'noj or-ganizacii / N.A. Kiseleva, T.V. Smirnova // Mo-lodoj uchyonyj. — 2016. — № 12(116). — S. 43-47. — URL: https://moluch.ru/archi-ve/116/31989/.

Kuryleva O.I. O portfolio abiturienta Mininskogo universiteta v ramkah realizacii proekta «Shag v professiyu/Steps to profession » / O.I. Ku ryleva, M.V. Ogorodova, T.N. Kul' // Vestnik Mininskogo universiteta. — 2015. — № 2. — URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/ view/50/51.

Programma patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody. — URL: http://static.government.ru/me-dia/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4-q0ws.pdf.

Stepanova E.E. K voprosu ob utochnenii ponyatiya blagotvoritel'nosti // Vestnik Mos-kovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. — 2006. — № 3. — Ch. 1. — S. 175-178. Uchastie detej v sluzhenii miloserdiya: Ch. 1. Blagotvoritel'nye akcii. — URL: https://www.miloserdie.ru/article/uchastie detej v-sluzhenii-miloserdiya-chast-1 -bla-gotvoritelnye-akcii/.

Federal'nyj zakon ot 11 avgusta 1995 g. N 135-FZ «O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i blagotvoritel'nyh organizaciyah» (s izmene-niyami i dopolneniyami). — Sistema GARANT. — URL: http://ivo.garant.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.