Научная статья на тему 'Благотворительные акции: что и как могут сделать младшие школьники?'

Благотворительные акции: что и как могут сделать младшие школьники? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5687
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ АКЦИЯ / ДОБРОВОЛЬЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ВОЛОНТЁРСТВО / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / CHARITY / CHARITABLE ACTION / VOLUNTARY ACTIVITY / VOLUNTEERISM / JUNIOR SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деменева Надежда Николаевна, Щукина Наталья Юрьевна

Организация благотворительных акций с участием младших школьников и их родителей. Характерные черты благотворительных акций, разновидности и особенности проведения в начальной школе. Воспитательный потенциал благотворительных акций, их роль в гражданском воспитании и нравственном развитии младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деменева Надежда Николаевна, Щукина Наталья Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization Of Charitable Action In Primary School

The article is devoted to the organization of charitable action, in which junior schoolchildren and their parents participate. The characteristic features of charitable actions are considered, their varieties and peculiarities of holding in primary school are highlighted. The educational potential of charitable actions, their role in civic education and moral development of junior schoolchildren are characterized.

Текст научной работы на тему «Благотворительные акции: что и как могут сделать младшие школьники?»

УДК371

БЛАГО

ТВОРИТЕЛЬНЫЕ АКЦИИ:

что и как могут сделать младшие

школьники?

Надежда Николаевна Деменева,

доцент кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина, кандидат педагогических наук, e-mail: [email protected]

Наталья Юрьевна ^^укина,

учитель начальных классов Гнилицкой православной гимназии им. святителя Николая Чудотворца г. Н. Новгорода, магистрант НГПУ им. К. Минина, e-mail: [email protected]

В России 2018 год был объявлен Годом добровольца. Этим государство подчеркнуло социальную значимость волонтёрского движения. Волонтёры безвозмездно посвящают свободное время решению проблем, стоящих перед обществом, активно и бескорыстно участвуют в социальных проектах, проявляя гражданскую позицию и высокие нравственные качества. В Программу патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы, утверждённую Постановлением Правительства РФ в 2015 году, включён раздел «Развитие волонтёрского движения как важного элемента системы патриотического воспитания молодёжи» . В Российское движение «Юный доброволец» вовлечены дети от 9 до 14 лет. Важность волонтёрской деятельности отражается в портфолио абитуриента, которое учитывается при поступлении в вуз2.

• благотворительность • благотворительная акция • добровольческая деятельность • волонтёрство • младшие школьники

О

дно из важнейших направлении добровольческой деятельности — благотворительные акции, в которых принимают участие не только

1 Программа патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016—2020 годы. URL: http: //static.government.ru/media/files/ 8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.

2 Курылева О.И. О портфолио абитуриента Ми-

нинского университета в рамках реализации проекта Шаг в профессию / Steps to profession / О.И. Курылева, М.В. Огородова, Т.Н. Куль // Вестник Мининского университета. — 2015. — № 2. — URL: http://vestnik.mininuniver.ru/ jour/article /view/50 /51.

взрослые люди, но и школьники разных возрастов. В 1995 году принят Федеральном закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организа-циях»3, который придал значительный импульс добровольческой деятельности.

В настоящее время имеется противоречие между разнообразием опыта проведения благотворительных акций, описанным на сайтах волонтёров и школьных сайтах,

3 Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ. URL: http://ivo.garant.ru

представленном на телевидении, в прессе, в материалах конференций, и его теоретическим осмыслением. В публикациях по этой проблеме не отражены особенности организации благотворительной деятельности в начальной школе. Цель нашего исследования — теоретический анализ сущности благотворительных акций в начальной школе и способов вовлечения в них младших школьников с учётом возрастных особенностей учащихся, разработка классификации благотворительных акций.

На основе анализа работ Л.Ф. Бабкиной, А.В. Власовой4, Т.С. Дороховой, Л.В. Устю-жаниной5, Н.А. Киселевой, Т.В. Смирновой6, Е.Е. Степановой7 и других авторов можно выделить характеристики понятия «благотворительность» и сущностные черты благотворительных акций.

Благотворительность предполагает оказание материальной помощи нуждающимся или неимущим. Существуют две основные формы благотворительной деятельности: 1) сбор денежных или имущественных пожертвований и передача их благополучателям, 2) безвозмездно выполняемая работа в помощь другим людям, их социальная поддержка. Не считается благотворительной деятельностью помощь, которую оказывают людям различные организации и социальные службы за счёт государственных средств, а также финансовая поддержка человеком родственников, соседей, друзей.

К характерным чертам благотворительных акций относятся:

4 Бабкина Л.Ф. Место благотворительности и её форм в системе социальных ценностей / Л.Ф. Бабкина, А.В Власова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Социально-гуманитарные науки. — Вып. 5. —

2006. — № 2 (57). — С. 181-185.

5 Дорохова Т.С. Благотворительность как социально-педагогическое явление / Т.С. Дорохова, Л.В. Устюжанина // Ценности и смыслы. — 2015. — № 1 (35). — С. 32-37.

6 Киселёва Н.А. Организация волонтёрской деятельности в дошкольной образовательной организации / Н.А. Киселева, Т.В. Смирнова // Молодой учёный. — 2016. — № 12.6. — С. 43-47. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31989/

7 Степанова Е.Е. К вопросу об уточнении понятия благотворительности / Е.Е. Степанова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2006. —

№ 3. — Часть 1. — С. 175-178.

• благополучатели (целевые группы, которым оказывается благотворительная помощь);

• сбор материальных средств и передача их тем, кому необходимо помочь;

• направленность на помощь нуждающимся, стремление поддержать других людей;

• бескорыстное участие в деятельности и отсутствие материального вознаграждения участникам акции;

• безвозмездный труд на благо других людей;

• самостоятельный, а не навязанный извне выбор благополучателей, вида, времени, места, содержания помощи;

• добровольность участия в акции.

Большинство этих характеристик свидетельствует о большом воспитательном потенциале благотворительных акций. Такие коллективные дела направлены на достижение личностных результатов, предусмотренных ФГОС НОО (Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования), в первую очередь на формирование у младших школьников нравственно-этической ориентации.

Нужно учитывать, что вовлечение младших школьников в благотворительную деятельность преследует не столько сбор необходимых материальных средств, поскольку дети в этом ограничены, сколько формирование у них гражданской ответственности, воспитание нравственных качеств, прежде всего доброты и милосердия, желания помогать другим людям, развитие эмпатии, эмоциональной отзывчивости, чуткости, способности к состраданию. Мотивом участия в акции должно быть стремление проявить доброту, заботу по отношению к нуждающимся посторонним людям, желание участвовать в полезной для общества деятельности.

В то же время нельзя заставлять учащихся участвовать в благотворительности, навязывать семьям требование обязательно внести сумму, укорять тех,

кто не захотел это делать. Именно добровольность и искреннее участие в таких делах дают необходимый воспитательный эффект.

На организационном уровне встречаются следующие варианты включения учащихся начальной школы в благотворительную деятельность: 1) участие в школьных акциях, где младшие школьники выполняют отдельные поручения более старших учащихся и педагогов; 2) включение в акцию, объявленную благотворительным фондом; 3) организация собственной благотворительной акции, инициированной учителем начальных классов или другим педагогом, работающим с младшими школьниками.

Для вовлечения учащихся в благотворительную деятельность необходимо определить целевые группы, которым могут оказать помощь младшие школьники. Это требует учёта возрастных особенностей участников акции. Детям трудно осознать необходимость сбора средств для благотворительного фонда, им важно знать, кому именно они помогают, почему именно этот человек или группа людей нуждается в поддержке. Установлено, что многие взрослые не готовы оказывать материальную помощь абстрактным благопо-лучателям, а для школьников в наибольшей степени важна адресность благотворительного взноса, необходим эмоциональный рассказ о нуждающихся людях, осознание проблем, с которыми они столкнулись. Трудная ситуация, в которой находятся другие люди, должна вызывать живой отклик в сердцах детей, желание помочь. Наиболее доступной для понимания ребёнком становится проблема, возникшая у одноклассника или ученика другого класса, попавшего в сложную жизненную ситуацию. Эмоциональный порыв может стать началом большой работы по организации благотворительной акции.

Для школьных благотворительных акций целесообразно выбирать следующие целевые группы (благополучателей): • учащиеся школы, нуждающиеся в материальной поддержке;

• дети, которым требуется срочная дорогостоящая медицинская помощь;

• семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию: многодетные малообеспеченные семьи, семьи беженцев, семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, военных действий или несчастных случаев;

• дети из детских домов, домов малютки, приютов, хосписов;

• дети, находящиеся на длительном лечении в больницах;

• инвалиды, ветераны, пожилые одинокие люди, в том числе живущие в домах престарелых, интернатах;

• животные (бездомные, находящиеся

в приютах) и птицы, не имеющие достаточного корма зимой.

Анализ и обобщение опыта проведения благотворительных акций позволили разработать классификацию благотворительных акций, в которых могут участвовать младшие школьники. Она представлена в табл. 1.

Рассмотрим указанные в таблице виды благотворительных акций, специфику их организации и примеры проведения.

1-я группа благотворительных акций. Сбор денежных или имущественных пожертвований и передача их благополучателям

1.1. Благотворительные акции, предполагающие сбор денежных средств и их передачу нуждающимся людям.

Поскольку у детей нет собственных денежных средств и они не могут быть непосредственными пожертвователями, то учащиеся организуют сбор денег, которые отдают на благотворительность их семьи или другие взрослые люди. Примером может служить благотворительная акция в школах «Дети вместо цветов», предполагающая передачу родителями учащихся денег, которые семья планировала потратить на букет учителю к 1 сентября, в помощь больным детям.

Таблица 1

Классификация благотворительных акций с участием младших школьников

Вид благотворительной акции Форма проведения школьных благотворительных акций

1. Сбор денежных или имущественных пожертвований и передача их благополучателям

1.1. Сбор денежных средств и их передача нуждающимся людям Привлечение родителей и других взрослых людей в качестве пожертвователей

Проведение младшими школьниками дел, платных для взрослых гостей

Школьные благотворительные ярмарки, выставки и аукционы

1.2. Зарабатывание учащимися денег для благотворительности Сбор вторсырья, передача вырученных денег на благотворительность

1.3. Сбор и безвозмездная передача нуждающимся имущества или подарков Сбор и передача имущества, вещей или продуктов нуждающимся людям с учётом потребностей выбранной целевой группы

Сбор и передача необходимых вещей приютам для бездомных животных

Изготовление учащимися подарков для других людей

Изготовление скворечников, кормушек для птиц и сбор корма для них

2. Безвозмездно выполняемая работа в помощь другим людям, их социальная поддержка

2.1. Социальная поддержка нуждающихся Организация общения и совместного досуга с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

Проведение бесплатных концертов, спектаклей, праздников для какой-либо целевой группы

2.2. Благотворительные акции в форме безвозмездной деятельности Участие школьников в отдельных делах социальной направленности

Оказание помощи нуждающимся на постоянной основе. Тимуровская работа

При организации благотворительного проекта, включающего сбор денег, целесообразно учитывать возрастные возможности детей и их интересы. Наиболее простым вариантом, не требующим больших первоначальных затрат, является проведение мероприятий (концертов, литературно-музыкальных вечеров, спектаклей, спортивных соревнований, например легкоатлетических забегов), участие в которых платно для гостей. Купленный взрослым билет становится благотворительным взносом. Этот вариант интересен тем, что вовлекает детей в активную деятельность, повышает их ответственность за подготовленное дело, поскольку плата за билет предполагает, что взамен будет предложен качественный продукт.

Возможен и другой вариант, при котором семьи учащихся уже на первом этапе вкладывают средства, позволяющие в ходе благотворительной акции получить более значительный объём средств.

Наиболее распространены — школьные благотворительные ярмарки и выставки, в которых могут принять участие и младшие школьники. На них продаются изделия, сделанные руками детей или их родителей, например: поделки, открытки, кулинарные блюда, овощи и фрукты с собственного огорода или со школьного участка, а также художественные изделия (вышивки, картины, изделия в технике макраме). В рамках ярмарки может быть организовано платное кафе, в котором угощают чаем, испечённым в домашних условиях печеньем, выращенными в саду яблоками и другим.

В рамках ярмарки часто проводятся и аукционы, на которых продаются наиболее ценные экспонаты, художественные изделия, созданные школьниками.

1.2. Благотворительные акции, предполагающие самостоятельное зарабатывание учащимися денег, которые передаются на благотворительность.

В отличие от предыдущего варианта благотворительные акции такого типа не предполагают сбора средств и первоначальных материальных вложений. Учащиеся зарабатывают деньги сами и жертвуют их в благотворительных целях. Для младших школьников наиболее доступен сбор вторсырья (например, макулатуры, пластика, стеклянной тары), который можно провести в микрорайоне школы.

С учётом того, что обычно заработанная сумма бывает не очень большой, целесообразно потратить эти деньги на подарки нуждающимся, например, купить канцелярские товары для многодетных семей или детского приюта, оформить подписку на газеты или журналы для дома престарелых.

1.3. Благотворительные акции, предполагающие сбор и безвозмездную передачу нуждающимся имущества или подарков.

Первая разновидность таких акций — сбор и передача какой-либо целевой группе имущества, вещей или продуктов с учётом потребностей нуждающихся. Например, для многодетных семей собираются школьные принадлежности, предметы личной гигиены, развивающие игры. Примерами школьных проектов служат ежегодные акции: «Собери ребёнка в школу», «К школе готов», в рамках которых учащиеся приносят канцелярские товары и учебные принадлежности для детей из малообеспеченных семей.

Для семей погорельцев или беженцев собирают одежду, предметы домашнего обихода, мебель, для дома ребёнка или больниц, в которых есть дети-отказники, гигиенические средства (памперсы, мыло, детский крем, шампуни). Для детского дома или больницы пожертвования могут быть в виде игрушек, настольных игр, детских книг, комнатных

растений, новогодних подарков, дисков с музыкой и другого. Людям, пострадавшим от стихийных бедствий, бывают нужны не только личные вещи, но и продукты.

Для проведения подобных благотворительных акций важно изучить конкретные потребности нуждающихся людей или детских учреждений, чтобы помощь была адресной, а собранное — полезным. Важно, чтобы пожертвованием было не бросовое имущество и изношенная одежда, а то, что действительно необходимо благополучателям.

Младшие школьники и их родители часто участвуют в акциях, направленных на помощь приютам для бездомных животных, например, для них собираются корм, медикаменты, наполнители, ветошь на подстилки и другое.

Вторая разновидность акций, в которых передаются не деньги, а вещи, — изготовление учащимися подарков для незнакомых людей. Это один из наиболее приемлемых для детей младшего школьного возраста вариантов благотворительных акций. Например, учащиеся делают поздравительные открытки для ветеранов, вышитые салфетки или лоскутные коврики для дома престарелых, тактильные книги для слабовидящих детей. Материальный результат такой акции незначительный, но существует большой воспитательный эффект, если дети сами вручают эти подарки. Обычно процедура дарения дополняется беседами, непосредственным общением, проводимыми концертами, играми. Участие в них учит младших школьников проявлять заботу о других людях, быть добрыми и милосердными. Для создания эмоционального подкрепления для бескорыстной деятельности важно, чтобы дети получили благодарность за проявленную заботу от организаторов акции.

Доступны и привлекательны для младших школьников проекты по изготовлению скворечников, кормушек для птиц и сбор корма для них.

2-я группа благотворительных акций.

Безвозмездно выполняемая работа в помощь другим людям, их социальная поддержка

2.1. Благотворительные акции, проводимые

в форме социальной поддержки нуждающихся.

В последнее время благотворительные фонды стали проводить акции, в которых людям оказывается нематериальная поддержка. Она предполагает волонтёрскую деятельность, безвозмездное выполнение какой-либо работы, организацию общения с людьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. Очень часто нуждающимся людям нужна не только материальная помощь, но и забота, внимание, сочувствие. Примером такого проекта может служить акция «Внуки по переписке», проводимая фондом «Старость в радость», в рамках которой дети начинают переписываться

о

с одинокими стариками из дома престарелых . Волонтёрами проводятся игры и праздники для детей в детских больницах, приютах. Это могут быть и другие дела, направленные на организацию досуга, например, совместная с подопечными творческая художественная деятельность (рисование, лепка, хоровое пение и т.п.), игры (например, шахматы или шашки). Такие дела посильны для младших школьников.

Другой вариант социальной поддержки — бесплатные концерты, спектакли, праздники, организованные силами школьников для пожилых людей, учащихся школ-интернатов, для тех, кто не имеет финансовой возможности посетить театр или филармонию. Например, в Гнилицкой православной гимназии ежегодной традицией стало посещение со спектаклями-представлениями реабилитационного центра «Улыбка», дома-интерната для инвалидов Великой Отечественной войны, дома ветеранов ОАО ГАЗ со спектаклями. На рождественский спектакль в гимназию были приглашены дети из реабилитационного центра.

2.2. Благотворительные акции в форме безвозмездной деятельности.

8 Бакулина А.С. Социальное служение в России: вопросы теории и практики (на примере благотворительного фонда «Старость в радость») / А.С. Бакулина // Таврический научный обозреватель. — 2015. — № 1. — С. 131-135.

Волонтёрство предполагает участие в безвозмездной деятельности на пользу другим людям. Встречаются две основные разновидности таких дел: участие школьников в отдельных, не связанных друг с другом мероприятиях социальной направленности, и оказание помощи нуждающимся на постоянной основе.

Первая форма благотворительной деятельности более доступна младшим школьникам, например, они помогают приюту, детскому дому, дому ветеранов украсить помещение к празднику, участвуют в рассылке информационных материалов благотворительного фонда. Дети могут включаться в волонтёрскую работу взрослых и выполнять отдельные поручения.

Вторая форма требует постоянного вовлечения в благотворительную деятельность, например, оказание помощи ветерану или больному человеку. Учащиеся могут это делать по очереди, что предотвратит проблемы со снижением мотивации к участию в таких делах.

Один из вариантов нематериальной благотворительности и волонтёрства — тимуровское движение, которое в по-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9

следнее время стало возрождаться . Школьники помогают одиноким людям купить продукты, выполняют несложные поручения, например, найти какую-то важную информацию, в сельской местности — полить огород, сделать клумбу с цветами, расчистить дорожку от снега.

Важно продумать и технологию вовлечения младших школьников в благотворительную деятельность. На подготовительном этапе

9 Акулова М.И. Тимуровское движение как средство социализации детей и молодёжи / М.И. Акулова // Опыт, проблемы и перспективы построения педагогического процесса в контексте стандартизации образования: сборник научных статей и материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. — ГБПОУ Архангельской области Архангельский индустриально-педагогический колледж, ГБОУ ВО Академия социального управления, 2016. — С. 222-227.

проводится предварительная работа педагогов, организаторов акции. Организуется поиск информации о благотворительных акциях, обращение в благотворительные фонды, выбор целевой группы, определение формы проведения акции. В некоторых случаях такая работа не нужна, если акция вызвана спонтанным порывом помочь конкретному человеку, однокласснику или поддержать людей, пострадавших от какой-либо катастрофы.

Очень важен поиск и отбор надёжных партнёров. Взрослые, прежде чем вовлекать детей в благотворительность, должны убедиться, что фонд, выбранный в качестве партнёра, не является мошенническим, что сбор денег организуется для действительно нуждающихся людей, а не тех, кто хочет получить дополнительный доход. В противном случае получится обратный эффект. Дети не захотят в дальнейшем заниматься благотворительностью, опасаясь обмана.

Заранее необходимо продумать и способы вовлечения в акцию семей учащихся, заручиться поддержкой родителей, если их участие необходимо, создать необходимую мотивационную основу у взрослых людей, которые будут помощниками в благотворительной деятельности. Для детей важно, чтобы и учитель, и другие педагоги, и администрация школы тоже занимались благотворительностью. Очень важна атмосфера общего участия в благородном деле.

Целесообразно организовать психологическую подготовку учащихся к волонтёрской деятельности. Положительный опыт проведения уроков доброты, на которых дети узнают о волонтёрском движении, о благотворительности, о важности добрых дел и бескорыстной помощи людям. Нужно избегать назидательности и морализаторства, а использовать эмоциональные рассказы о людях, которые находятся в трудном положении, о важности их поддержки. Младшим школьникам важно понять ценностные смыслы добровольческой деятельности, осознать важность благотворительных дел, их общественную и личную значимость.

Основной этап начинается с запуска благотворительной акции. Он предполагает рассказ о конкретном человеке или группе людей, для которых организуется конкретный проект. Очень важно вызвать сопереживание, ярко и эмоционально рассказать о возникшей проблеме, создать мотивы

" м/

предстоящей деятельности. Желательно показать фотографии нуждающихся людей или видеозаписи, отражающие конкретную ситуацию. К рассказу можно привлечь представителей благотворительного фонда, руководителей учреждений, в которых будет проводиться мероприятие. Важно помочь детям и их родителям преодолеть инерцию, боязнь, равнодушие, нежелание заниматься чужими проблемами.

Далее составляется план проведения благотворительной акции, который затем последовательно реализуется. Содержание деятельности учащихся определяется в зависимости от выбранного вида акции. На этом этапе очень важна гласность, открытость, информационное сопровождение. Младшим школьникам очень нравятся яркие названия дел, например: «Счастье в ладошке», «Тёплый дом», «Новогодний сюрприз». Также необходимо постоянное эмоциональное подкрепление, поддержание мотивации к благотворительной деятельности у всех участников акции, напоминание о её целях и смыслах. Этап завершается проведением конкретного мероприятия или передачей собранных материальных средств, подарков благополучателям в ходе непосредственного общения или через благотворительный фонд.

Очень важен завершающий этап. Для младших школьников важно знать, что их работа принесла результат, что помощь дошла до адресата. Если они сами передают пожертвования или проводят мероприятия, то организаторам нужно выразить благодарность участникам акции. Если непосредственное участие детей невозможно, то можно показать школьникам фотографии или видеозаписи о вручении подарков, передать им ответные письма от людей, которым оказана помощь. Это создаёт

представление о результативности акции, её нужности и полезности, позволяет получить обратную связь, убедиться, что всё собранное детьми дошло до адресата.

Каждая из благотворительных акций предполагает вовлечение детей в активную деятельность, позволяющую решать и другие воспитательные

задачи, не связанные с пожертвованием средств. Правильно организованные благотворительные проекты — очень эффективное средство гражданского воспитания и нравственного развития младших школьников. НО

Organization Of Charitable Action In Primary School

Nadezda N. Demeneva, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of department of psychology and pedagogy of preschool and primary education of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Natalia Yu. Shchukina, primary school teacher of Gnilitsy Orthodox gymnasium named after St. Nicholas the Wonderworker, Nizhny Novgorod, undergraduate of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Abstract. The article is devoted to the organization of charitable action, in which junior schoolchildren and their parents participate. The characteristic features of charitable actions are considered, their varieties and peculiarities of holding in primary school are highlighted. The educational potential of charitable actions, their role in civic education and moral development of junior schoolchildren are characterized.

Keywords: charity, charitable action, voluntary activity, volunteerism, junior schoolchildren. Literatura:

1. Akulova M.I. Timurovskoe dvizhenie kak sredstvo socializacii detej i molodyozhi / M.I. Akulova // Opyt, problemy i per-spektivy postroeniya pedagogicheskogo processa v kontekste standartizacii obrazovaniya: sbornik nauchnyhstatej i materialov

III Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii: v 2-hchastyah. — GBPOU Arhangel'skoj oblasti Arhangel'skij indus-trial'no-pedagogicheskij kolledzh, GBOU VO Akademiya social'nogo upravleniya, 2016. — S. 222—227.

2. Babkina L.F. Mesto blagotvoritel'nosti i eyo form v sisteme social'nyhcennostej / L.F. Babkina, A.V Vlasova // Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya Social'no-gumanitarnye nauki. — Vyp. 5. — 2006. — № 2 (57). — S. 181-185.

3. Bakulina A.S. Social'noe sluzhenie v Rossii: voprosy teorii i praktiki (na primere blagotvoritel'nogo fonda «Staros' v radost'») / A.S. Bakulina // Tavricheskij nauchnyj obozrevatel'. — 2015. — № 1. — S. 131-135.

4. Dorohova T.S. Blagotvoritel'nost' kak social'no-pedagogicheskoe yavlenie / T.S. Dorohova, L.V. Ustyuzhanina // Cennosti i smysly. — 2015. — № 1 (35). — S. 32-37.

5. Kiselyova N.A. Organizaciya volontyorskoj deyatel'nosti v doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii / N.A. Kiseleva,

T.V. Smirnova // Molodoj uchyonyj. — 2016. — № 12.6. — S. 43-47. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31989/

6. Kuryleva O.I. O portfolio abiturienta Mininskogo universiteta v ramkahrealizacii proekta Shag v professiyu / Steps to profession / O.I. Kuryleva, M.V. Ogorodova, T.N. Kul' // Vestnik Mininskogo universiteta. — 2015. — № 2. — URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/50/51.

7. Programma patrioticheskogo vospitaniya grazhdan Rossijskoj Federacii na 2016-2020 gody. URL: http://static.govern-ment.ru/media/files/8qqYUwwzHUxzVkH1jsKAErrx2dE4q0ws.pdf.

8. Stepanova E.E. K voprosu ob utochnenii ponyatiya blagotvoritel'nosti / E.E. Stepanova // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. — 2006. — № 3. — Chast'1. — S. 175-178.

9. Uchastie detej v sluzhenii miloserdiya. Chast' 1. Blagotvoritel'nye akcii. — URL: https://www.miloserdie.ru/article/ uchastie-detej-v-sluzhenii-miloserdiya-chast-1-blagotvoritelnye-akcii/

10. Federal'nyj zakon ot 11 avgusta 1995 g. № 135-FZ «O blagotvoritel'noj deyatel'nosti i blagotvoritel'nyhorganizaciyah» (s izmeneniyami i dopolneniyami). Sistema GARANT. URL: http://ivo.garant.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.