Научная статья на тему 'ОЦЕНКА ВНЕШНЕГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРОСТРАНСТВА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СООБЩЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ И ОКРУЖНЫХ СМИ'

ОЦЕНКА ВНЕШНЕГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРОСТРАНСТВА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СООБЩЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ И ОКРУЖНЫХ СМИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
39
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / ИМИДЖ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / СМИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нехорошева Елена Владимировна, Лигай Лада Геннадьевна, Денисов Леонид Анатольевич, Авраменко Вера Григорьевна

В статье рассматривается роль СМИ как инструмента формирования имиджа образовательной организации. На примере взаимодействия общеобразовательных организаций ЗелАО г. Москвы и окружных СМИ анализируются результаты эмпирического исследования освещения вопросов здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нехорошева Елена Владимировна, Лигай Лада Геннадьевна, Денисов Леонид Анатольевич, Авраменко Вера Григорьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE EXTERNAL IMAGE OF THE EDUCATIONAL ORGANIZATION AS A SPACE OF HEALTH MAINTENANCE: CONTENT ANALYSIS OF REGIONAL AND DISTRICT MEDIA REPORTS

The article deals with the role of the media as a tool for the formation of the image of an educational organization. On the example of interaction of educational organizations of Zelenograd AD of Moscow and district mass media the results of empirical research of coverage of issues of health-saving activities of educational organizations in mass media are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА ВНЕШНЕГО ИМИДЖА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПРОСТРАНСТВА СОХРАНЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ: КОНТЕНТ-АНАЛИЗ СООБЩЕНИЙ РЕГИОНАЛЬНЫХ И ОКРУЖНЫХ СМИ»

УДК 338

Е.В. Нехорошева, Л.Г. Лигай, Л.А. Денисов, В.Г. Авраменко

Оценка внешнего имиджа образовательной организации как пространства сохранения здоровья: контент-анализ сообщений региональных и окружных СМИ

В статье рассматривается роль СМИ как инструмента формирования имиджа образовательной организации. На примере взаимодействия общеобразовательных организаций ЗелАО г. Москвы и окружных СМИ анализируются результаты эмпирического исследования освещения вопросов здоровьесберегающей деятельности образовательных организаций в СМИ.

Ключевые слова: здоровье; здоровый образ жизни; культура здоровья; имидж образовательной организации; СМИ как инструмент формирования имиджа.

В связи с повышением конкуренции образовательные организации становятся сегодня активными субъектами, формирующими предложение на рынке образовательных услуг. В этих условиях эффективная имиджевая политика становится важным фактором, позволяющим школе не только сохранить свой контингент, но и привлекать потенциальных потребителей, получать дополнительные ресурсы, развивать инновационные программы. Благодаря устойчивому позитивному имиджу повышается лояльность и доверие как педагогического состава школы, так и потребителей образовательных услуг, что важно в условиях постоянной модернизации и внедрения инновационных процессов в современном образовании.

Задача формирования имиджа важна сегодня не только для отдельно взятой образовательной организации, но и для системы образования в целом. Имидж как один из важных ресурсов повышения качества образования способствует разработке и реализации более эффективной образовательной политики, стратегического планирования в сфере предоставления образовательных услуг, позволяет продуктивно взаимодействовать с общественностью, со всеми участниками образовательных отношений и, что особенно важно, с актуальными и потенциальными потребителями образовательных услуг.

Несмотря на понимание актуальности использования имиджа в управлении образовательной организацией, в научных публикациях звучит мнение о том, что на практике имидж как активный ресурс управления используется недостаточно.

© Нехорошева Е.В., Лигай Л.Г., Денисов Л.А., Авраменко В.Г., 2018

Целенаправленное формирование имиджа требует всестороннего анализа всех его структурных компонентов и создания условий для их максимальной активизации. Это и работа с потребителями, и совершенствование внутриорганизационных механизмов управления, и создание безопасной и комфортной образовательной среды, развитие коммуникационных каналов, партнерство с внешними организациями, и т. д.

Одним из важных и актуальных на сегодняшний день направлений деятельности школы, влияющих на ее имидж, является создание здоровьесохра-няющей образовательной среды. Несмотря на то что удержать потребителя можно только при высоком качестве реализации образовательных программ и их доступности, немаловажную роль играет имидж образовательной организации как безопасного для здоровья пространства [2]. Современное образование должно обеспечить учащемуся психологическую и физическую безопасность, создать условия для сохранения и укрепления здоровья и формирования его ценности для выпускника. В последние годы появились исследования по проблеме имиджа педагога с позиции здоровья [5]. Однако другие аспекты имиджа школы относительно здоровья и ЗОЖ практически не изучены. Научных исследований, посвященных формированию культуры здоровья в школе и ее влиянию на имидж образовательной организации, в нашей стране практически нет.

Говоря о безопасности, здоровье и психологическом благополучии в современной образовательной организации, следует рассматривать их вклад в формирование позитивного имиджа по двум направлениям пиара — внешнему и внутреннему. Оценивая внешний имидж, в первую очередь принимают в расчет позицию школы в рейтинге вклада образовательных организаций в качественное образование московских школьников [2]. Фактор безопасности и здоровья как показатель внешнего имиджа школы целенаправленно почти не используется в практике управления современной школой [7]. В основном он работает на уровне слухов, личных контактов, частично через СМИ и интернет-ресурсы, которые использует школа для освещения своей деятельности.

Однако, как подчеркивают большинство исследователей, СМИ являются одним из основных пиар-инструментов любой организации, в том числе и школы. При выстраивании отношений со СМИ и медиа школа стремится обеспечить максимальную информированность общественности о себе посредством радио- и телепередач, печатных публикаций [3; 4]. Благодаря СМИ школа становится открытой социальной и педагогической системой, для которой СМИ являются своего рода посредником между школой и социальным окружением. Информируя общественность о своей деятельности, образовательная организация может формировать позитивное мнение о себе в глазах своих потребителей и партнеров [1].

Как используется такой инструмент пиара, как СМИ, современными образовательными организациями для продвижения себя как пространства сохранения здоровья?

В рамках проектирования модели формирования позитивного имиджа общеобразовательной организации в аспекте решения вопросов безопасности, обеспечения психологического благополучия и сохранения здоровья обучающихся нами была изучена проблема влияния информационного поля СМИ для оценки внешнего имиджа образовательной организации как пространства сохранения здоровья в ЗелАО г. Москвы. За период с 2015 по первый квартал 2018 г. были проанализированы все окружные СМИ и освещение в них проблематики здоровья в деятельности школ. В качестве аналитической базы были взяты такие печатные и интернет-издания, как: «Аргументы и факты» (www.aif.ru), «Учительская газета» (www.ug.ru), «Окружная электронная газета» (www.zelao.ru), «Зеленоград 24 — городской портал Зеленограда» (www.zelenograd24.ru), «Информационный портал Зеленограда» (www.id4.ru), «Зеленоград сегодня» (www.zelenograd-news.ru), а также интернет-газеты районов Зеленоградского АО: «Вести Матушкино» (www.vesti-matushkino.ru), «Савелки» (www.gazeta-savelki.ru), «Крюковские ведомости» (www.krukovo-vedomosti.ru), «Наше Силино» (www.nashesilino.ru), «Старое Крюково» (www.staroekrukovo.ru).

Публикации в СМИ анализировались по трем параметрам:

1) психологическое благополучие (комфорт и безопасность);

2) здоровье (ЗОЖ), с позиции роли и влияния школы на состояние здоровья обучающихся;

3) общая безопасность, которую обеспечивает школа для обучающихся.

Общее количество анализируемых публикаций по указанным выше темам

и количество статей по каждой теме представлено в таблице 1.

Таблица 1

Количественное распределение публикаций по исследуемым темам в СМИ Зеленоградского округа г. Москвы

Психологический комфорт Всего статей

СМИ Безопасность ЗОЖ по исследуемым темам

в школе

«Аргументы и факты» 66 28 4 107

«Учительская газета» 27 102 - 129

«Окружная электронная газета» 115 83 4 182

«Зеленоград 24 —

городской портал Зеленограда» 6 3 9

«Информационный портал Зеленограда» 189 150 19 358

«Зеленоград сегодня» 3 3 - 5

«Вести Матушкино» 15 2 - 13

«Савелки» 40 62 - 102

СМИ Безопасность ЗОЖ Психологический комфорт в школе Всего статей по исследуемым темам

«Крюковские Ведомости» 6 2 - 8

«Наше Силино» 10 4 - 15

«Старое Крюково» 15 6 - 21

Наиболее часто проблемы здоровья и безопасности в образовательных организациях освещались на «Информационном портале Зеленограда», в «Учительской газете», в «Окружной электронной газете», а также в районной газете «Савелки». Статистика показывает разную степень участия тех или иных СМИ в освещении вопросов сохранения здоровья и обеспечения безопасности в образовательных организациях, что косвенно свидетельствует о недостаточной активности образовательных организаций в использованиии СМИ как инструмента формирования имиджа здоровой школы. Тематика здоровья и ЗОЖ в коммуникационной политике образовательных организаций не является приоритетной.

Проанализируем содержание публикаций, посвященных вопросам здоровье-сбережения по отдельным изданиям.

Публикации в газете «Аргументы и факты»

По выбранным в исследовании темам было проанализировано 107 статей. Из них в 28 публикациях освещаются различные аспекты ЗОЖ, в четырех — поднималась проблема здоровья и его сохранения школе. Авторы преимущественно рассматривают формирование ЗОЖ обучающихся как условие сохранения здоровья нации, акцентируют внимание на экологических вопросах и важности вакцинации обучающихся. С точки зрения сохранения здоровья школьников в этом издании рассматриваются и изучаются приоритеты родителей в вопросах выбора в образовательных учреждениях спортивных дисциплин. Так, по мнению родителей, плавание — это наиболее желаемый вид спорта в школе, на втором месте — боевые дисциплины, и третье место занимает фитнес. Поднимается вопрос, как адаптировать к школе детей-«сов» и детей-«жаворонков», какую помощь можно получить в медицинском кабинете школы. Во многих статьях рассматриваются вопросы профилактики болезней в школе, дается информация о стандартных мероприятиях, проводимых в школах медицинскими специалистами. В публикациях была затронута тема запуска нового проекта «Школьная медицина», согласно которому медицина станет развиваться в двух направлениях:

- первое — научить самих детей здоровому образу жизни, навыкам первой помощи, определению симптомов опасных заболеваний. Школа планирует

сделать это прежде всего в рамках уроков ОБЖ. Для этого в школах разработан полный учебный комплект, куда входят дневники и памятки для детей и родителей, отдельно пособия для учителей, а также материалы с советами специалистов родителям, как уберечь ребенка от того, чтобы он не прерывал собственную жизнь;

- второе направление — это перестройка самой системы школьной медицины: с 2017 г. в медицинских вузах введена подготовка студентов по новой специальности «бакалавр школьной медицины», изменится и порядок медицинского сопровождения школьников.

В двух публикациях выражается беспокойство по поводу масштабов так называемого буллинга (травли детей друг друга) в школе, что негативно сказывается на их здоровье. Сегодня это явление приобрело большой масштаб, часто травля становится публичной, выходит за пределы школы через использование социальных сетей в Интернете. Газета обращает внимание на то, что родителям и учителям нельзя спокойно реагировать на такое поведение или замалчивать такие случаи, оправдывая его особенностями подросткового возраста. Педагогу важно понимать психологию подросткового лидерства и взаимоотношений, вникать в них, чтобы своевременно принять меры. Если учитель вовремя не увидел травли, то возникает большое сомнение в том, насколько он вообще профессионально пригоден. В СМИ, в том числе и в АИФ, присутствуют статьи, в которых анализируются следующие причины буллинга в школе:

- Высокая учебная нагрузка учителей, существующая установка школы только на обучение детей, а воспитанием должна заниматься семья, отсутствие должного внимания к воспитанию в семье в силу занятости родителей. Сегодня школа абстрагировалась от воспитания и даже порой от обучения: «Не понял тему — нанимай репетитора...».

- Защитная позиция родителей обидчиков, которые любой ценой готовы оправдать своих детей, что приводит к безнаказанности и вседозволенности в поведении детей.

- Школы стали более закрытыми с позиции личного контакта родителей с учителем. Проводятся открытые собрания для родителей, есть электронный контакт на сайте школ. Если в 90-е годы родитель мог в любой момент прийти в школу, сегодня сделать это невозможно. Отправляя ребенка в школу на 11 лет, родители чаще всего не представляют себе, кто будет учить их детей. На сегодняшний день именно сотрудничество педагогов и родителей, их работа в одном направлении может дать положительный результат.

Проблема психологического комфорта в образовательных учреждениях также освещалась в АИФ (четыре публикации за указанный период). Речь идет об адаптации детей к школьным нагрузкам, о процессе социализации в образовательном учреждении детей, больных эпилепсией и о профилактике в школе простудных заболеваний.

Что касается безопасности в школе, то эта тема — одна из наиболее обсуждаемых в данном издании. Она затронута в 66 публикациях, из которых

большая часть — это статьи о необходимости соблюдения правил дорожного движения (ПДД), в остальных рассказывается об экологической безопасности, организации безопасных школьных каникул и обеспечении антитеррористической безопасности школ.

Публикации в «Учительской газете»

Это издание в большей степени освещает работу регионов в отношении методов, приемов и программ образовательных организаций страны. По тематике здоровьесбережения в школе опубликовано 129 статей. В частности, о здо-ровьесберегающих технологиях в российских школах в «Учительской газете» с 2015 по 2017 г. сообщается 102 раза. Речь идет об итогах всероссийского конкурса «Школа — территория здоровья», рассказывается о здоровьесбере-гающем потенциале образовательного пространства, об организации курсов повышения квалификации для специалистов и педагогических работников, отвечающих за внедрение сохраняющих здоровье технологий в системе образования. Знакомят читателя с методами музыкального сопровождения занятий в дошкольных учреждениях с точки зрения сохраняющих здоровье технологий в образовательной организации. Дается также информация о рабочих программах Grammar Friends и эффективном использовании коммуникативного метода обучения в школе, здоровьесохраняющих, игровых и других технологиях обучения.

О таком явлении, как буллинг, рассказывалось в статьях «Учительской газеты» 27 раз. Были подняты следующие темы:

- буллинг среди школьников и психологическое насилие со стороны учителей;

- роль Интернета в развитии и распространении буллинга в среде детей и подростков;

- трудные дети и предупреждение подросткового буллинга, обсуждении конкретных ситуаций;

- обучение педагогов профилактике травли среди учащихся.

«Окружная электронная газета»

В газете за исследуемый период тематике здоровья и безопасности было посвящено около 180 статей. Они посвящены в основном жизнедеятельности образовательных организаций, их достижениям и проводимым в школах мероприятиям. Так, тема безопасности затрагивалась в связи с проводимыми в школах собраниями и лекториями для родителей, на которых обсуждались вопросы опасных увлечений подростков, профилактики экстремизма среди

молодежи и профилактики правонарушений безнадзорности и беспризорности, а также о рисках подросткового суицида.

Уделяется внимание и безопасности на дорогах. В газете рассказывается о победителях конкурса по дорожной безопасности, о том, что в школах проводятся занятия по безопасности на метрополитене и железнодорожном транспорте. Освещены и такие мероприятия, как классные часы, посвященные Дню солидарности в борьбе с терроризмом.

По проблеме комфортности пребывания обучающихся в школах дается немного информации. В основном это частные случаи, которые благоприятно влияют на психологический климат в школе. Например: статья о дружбе детей с собакой породы хаски, что очень полезно для детей с ОВЗ; рассказ об ученической команде добровольцев «1528 Вместе» в школе № 1528 г. Москвы. В команду дети приходят с разной мотивацией: самореализация, личностный рост, повышение уверенности, развитие навыков взаимодействия с окружающими людьми, разрешение сложных жизненных ситуаций. У детей разные запросы, и, работая в группе, дети начинают по-другому смотреть не только на себя и окружающих, но и на многие проблемы современного общества: курение, зависимость от психоактивных веществ, интернет-зависимость, кибербуллинг, правонарушения и др. Более того, добровольцы могут прикоснуться к различным профессиям: декоратор, художник-оформитель, тренер, ведущий, аниматор, фотограф.

Присутствует информация о «Школе вежливых наук» — мероприятии, проведенном в школе № 718, о получении школой № 1194 нового оборудования для медицинского класса и др.

В «Окружной электронной газете» города Зеленограда освещены и такие школьные мероприятия, как недели профилактики интернет-зависимости и профилактики употребления психотропных веществ, уроки и лекции по профилактике ВИЧ. Рассказывается о проекте, направленном на сохранение здоровья школьников, и проводимых мероприятиях под девизом «За чтение и здоровый образ жизни», освещена работа школ с детской и подростковой агрессией.

Частота упоминания школ в «Окружной электронной газете» в период с 2015 по 1-й квартал 2018 г., представлена в таблице 2. Номера школ скрыты. Относительная частота упоминания школ в процентном отношении рассчитывалась по формуле:

Рк = [Ык / N • 100,

где Ык — количество упоминаний варианта к, а N — общее число упоминаний школ в публикациях.

Таким образом, наиболее часто упоминаемые в зеленоградской «Окружной электронной газете» школы с условными номерами 15 (35,4 %) и 13 (18,8 %). Ряд школ совсем не использует данный ресурс для освещения своей деятельности по сохранению здоровья обучающихся.

Таблица 2

Частота упоминаний школ ЗелАО г. Москвы в «Окружной электронной газете» Зеленограда

№ школы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Частота - - 1 1 1 1 3 1 2 - 3 - 9 1 17 - - - 1

Относительная частота, % - - 2.1 2,1 2,1 2,1 6,3 2,1 4,2 - 6,3 - 18,8 2,1 35,4 - - - 2,1

«Городской портал Зеленограда»

На портале об общеобразовательных учреждениях представлено мало информации, посвященной проблемам здоровья школьников. Найдено всего девять статей. Тема безопасности освещена в шести публикациях с точки зрения изучения правил ПДД. Тема ЗОЖ затронута в трех публикациях. В 2016 г. появилась статья, информирующая о проекте по организации в лицее № 1557 и школе № 854 автономных центров здоровья. Были описаны задачи этих центров и их деятельность. В частности, информация об организации в указанных школах донозологической диагностики, направленной на оценку функционального состояния и адаптационных возможностей организма школьников. Такая диагностика и последующее психолого-педагогическое сопровождение школьников направлены на предупреждение заболеваний и формирование культуры ЗОЖ.

«Информационный портал Зеленограда»

Портал содержит 358 статей, информирующих о сохранении здоровья, безопасности и комфорте в образовательных организациях. В 189 статьях освещаются проблемы безопасности в школе, в частности описываются такие мероприятия, как беседы и классные часы о необходимости соблюдения правил дорожного движения и правил безопасности на железной дороге, организация работы «Школы дорожной безопасности». Информация о ком -фортном пребывании в школах содержится в 19 публикациях, рассматриваются вопросы повышения психологического комфорта и благоустройства территории школы. Тема сохранения здоровья и ЗОЖ поднимается в 150 статьях. Сообщается о площадке фестиваля межрайонного совета директоров «Наши общие возможности — наши общие результаты», на которой были продемонстрированы здоровьесберегающие практики, реализуемые школами округа. В рамках работы площадки проводилась экспресс-диагностика функциональных и адаптационных резервов организма, гости могли получить персональные рекомендации по сохранению своего здоровья, ознакомиться

с экспозицией музея гигиены, посетить мастер-класс по психогигиене и т. д. В данном издании представлена информация и о неделе здоровья «Молодое поколение выбирает здоровый образ жизни» (2017). Финальным мероприятием недели стала конференция «Будущее в моих руках», которая состоялась во Дворце творчества детей и молодежи города Зеленограда. Организаторы мероприятия — Департамент образования Москвы, межрайонный совет директоров образовательных организаций ЗелАО и научно-исследовательская лаборатория МГПУ «Развитие личности и здоровьесбережение».

Газета пишет об участии обучающихся в форуме «Экология, ЗОЖ, Спорт, Патриотизм», работе школы блогеров на тему ЗОЖ, участии воспитанников и педагогов в работе ЗОЖ центра «Доброволец». Освещается также работа «Школы здоровья», представлена некоторая информация о мероприятиях по профилактике вредных привычек, системе помощи детям-инвалидам.

Частота упоминания школ ЗелАО г. Москвы на «Информационном портале Зеленограда» представлена в таблице 3.

Таблица 3

Частота упоминания школ ЗелАО г. Москвы на «Информационном портале Зеленограда»

№ школы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Частота - - - - 1 6 1 3 3 1 3 3 - 4 2 2 1 3 1 1 1 1

Относительная частота, % - - - 2,7 16 2,7 8 8 2,7 8 8 - 10,8 5,4 5,4 2,7 8 2,7 2,7 2,7 2,7

Как видно из таблицы 3, наиболее часто встречаются сообщения о школах: 6-16 % и 19-10,8 %. В связи с тем, что с 2016 года происходила реорганизация, ряд школ были объединены в крупные образовательные комплексы и поменяли свои номера.

Газета «Зеленоград сегодня»

Газета освещает новости Зеленограда и Московского региона. По выбранным нами направлениям исследования это издание содержит всего лишь пять статей в отличие от районных интернет-газет. А именно: газета «Вести Матушкино» содержит 17 публикаций, посвященных в основном безопасности дорожного движения, урокам правового просвещения (15 статей), а также воспитанию ЗОЖ в образовательных учреждениях (2 статьи). В газете «Савелки» о здоровье в школе упоминается 62 раза. Эта информация содержит освещение недели профилактики негативных проявлений, проведенных классных часов на тему здорового образа жизни и создания в школе развивающей среды и здоровьесберегающего пространства. В 40 различных статьях рассказывается о безопасности в школе. Это понятие раскрывается в статьях о необходимости соблюдения правил дорожного движения, флэшмобе

по гражданской обороне, соблюдении безопасности на железнодорожных путях и при использовании пиротехники, создании добровольных пожарных дружин и коварстве весеннего льда. Газета «Крюковские ведомости» содержат всего восемь публикаций по интересующим нас темам: в двух статьях упоминается о заседаниях педагогов-активистов, посвященных вопросам сохранения здоровья в школе, и о фестивале межрайонного совета директоров «Наши общие возможности — наши общие результаты», на котором была организована презентация здоровьесохраняющих практик, используемых в образовательных организациях. О безопасности школьников упоминается в шести статьях, освещается школьный этап московских городских соревнований «Школа безопасности», затронута тема пожарной безопасности дома и в школе с моделированием конкретных ситуаций. Рассказывается о состоявшейся встрече родителей учащихся с инспекторами ГИБДД Зеленограда, на которой обсуждались вопросы безопасности детей как участников дорожного движения. Также в школах проводились мероприятия по пожарной безопасности, профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В районной газете «Наше Силино» содержится 15 публикаций по анализируемой тематике. В четырех статьях газета знакомит читателей с информацией о дискуссии «Здоровье надо беречь смолоду» и интерактивном профилактическом мероприятии в преддверии Всемирного дня борьбы со СПИДом. Информация на тему о сохранении здоровья в школе ограничивается рассказом о проведении лекции, организованной комиссией по делам несовершеннолетних, на которой рассказали ребятам, какие действия могут классифицироваться как преступления против жизни и здоровья человека, а также какую ответственность после совершения данных правонарушений несут граждане, не достигшие 18 лет. На тему психологического комфорта в школе была написана единственная статья о том, что во время ЕГЭ в одной из школ будут дежурить психологи, чтобы снизить нервное напряжение выпускников. Проблема безопасности отражена в 10 публикациях, но в основном речь идет о ПДД и правилах поведения в различных публичных местах.

В интернет-издании «Старое Крюково» содержится 21 публикация на заданные темы. Тема здоровья в школе отражена в шести статьях, которые содержат информацию о неделе профилактики употребления психоактивных веществ и интернет-зависимости, а также о проведении недели здоровья в школах. Безопасность обсуждается в 15 статьях, в основном это вопросы дорожного движения и интернет-безопасности, а также профилактики экстремизма. Частота упоминания школ в районных газетах ЗелАО г. Москвы по проблематике здоровья и ЗОЖ представлена в таблице 4.

Таблица 4

Частота упоминания школ в районных газетах ЗелАО г. Москвы

№ школы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27

Частота - - 1 5 - - 4 4 2 - 2 - 2 - 6 - 3 - 1 - - - - - - - -

Относи-

тельная - - 3,8 19 - - 15 15 7,7 - 7,7 - 7,7 - 23 - 8 - 3,8 - - - - - - - -

частота, %

В целом можно говорить о разноречивой картине взаимодействия школ и районных СМИ. Только четыре школы округа ведут активную работу по своевременному информированию о своей здоровьесберегающей деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Распределение публикаций в СМИ по конкретной тематике представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение публикаций в СМИ по конкретной тематике

Лидирующие позиции занимают публикации, в которых освещаются темы безопасности в образовательных организациях, здоровья и здорового образа жизни. Несмотря на столь большой интерес к здоровью, в публикациях нет информации о возможностях сохранения здоровья и технологиях, сохраняющих здоровье, которые должна и может использовать в своей деятельности общеобразовательная организация. Как мы уже отмечали, проблема безопасности в школе освещается в основном с точки зрения проведенных мероприятий о необходимости выполнения ПДД и правил поведения на ж/д транспорте.

Что касается активности местных газет города Зеленоград, то на рисунке 2 представлено распределение количества интересующих нас публикаций по изданиям.

Психологическое благополучие (комфорт)

Распределение публикаций по изданиям

200 160 1®

■ Здоровье (ЗОЖ)

120

■ Безопасность

60 <50 40

20

0 — — -

www.slMi05rad24.ru www.slao.ru www.id4.rnwww.slaiograd-iiews.nj

Рис. 2. Активность СМИ города Зеленограда по тематике здоровья, безопасности и комфортного пребывания обучающихся, число публикаций

Наибольшее количество публикаций по интересующим нас темам найдено в интернет-изданиях www.id41.ru и www.Zelao.ru, которые тему безопасности в школах поднимают чаще других.

Среди районных газет Зеленограда самой активной по данным темам можно назвать газету района «Савелки» — 103 публикации. На рисунке 3 представлено количественное распределение публикаций среди районных газет ЗелАО по тематике здоровья и ЗОЖ.

Количественное распределение публиканий в районных газетах

«Старое Крюково» «Наше Силино» «Крюковские ведомости» «Вести Матушкино» «Савелки»

О 20 40 60 S0 100 120

Рис. 3. Активность районных газет ЗелАО по освещению тематики здоровья в школе, число публикаций

Если рассматривать сайты школ, то информация доступна только за 20162018 гг. Изучаемая тема представлена только в разделе «Новости» в форме нечасто встречающихся статей. В разделе «Медицинское обслуживание» в основном содержатся документы (приказы Минздрава России), регламентирующие деятельность медицинских работников в школе, информация об организации медобслуживания, о графиках проведения медицинских осмотров. На сайтах некоторых школ еще есть раздел «Это важно знать», в котором содержится информация о различных опасных заболеваниях. К сожалению, на сайтах школ нет конкретной информации о создании в школе условий для благоприятного роста и развития детей, о формировании здоровой и безопасной образовательной среды. На сайтах некоторых образовательных учреждений есть дополнительные разделы, такие как: проект «Здоровый урок физической культуры» (школы № 842, № 1557), «Городской Экспертно-Консультатив-ный Совет Родительской Общественности При Догм» (школы № 852, № 854, № 2045, № 1528, № 1149, № 1912, № 1151, № 1692, № 1739, № 2098), деятельность которого направлена на снижение непосредственных угроз и опасностей для жизни и здоровья детей, «Воспитательная работа» (школы № 854, № 1150).

Проведенный анализ местных СМИ показал в целом невысокую активность образовательных организаций и заинтересованность самих СМИ

в освещении и информировании общества о возможностях сохранения здоровья в образовательном пространстве. В связи с укрупнением образовательных центров активность школ по продвижению своей деятельности в аспекте сохранения здоровья обучающихся снизилась по сравнению с 2015-2016 гг. Это проявилось в менее частом, а порой и в отсутствии каких-либо упоминаний об образовательной организации в прессе 2017-2018 гг. Что касается непосредственно тематики здоровья, то лидирующие позиции в СМИ занимают публикации на тему безопасности в школах и воспитания здорового образа жизни. Если говорить о безопасности, то речь идет в основном о мероприятиях, направленных на соблюдение школьниками правил ПДД и правил поведения на железной дороге. К сожалению, вопросы сохранения здоровья с точки зрения безопасных условий пребывания обучающихся в школе практически не освещаются. В существующих публикациях нет информации о деятельности педагогических коллективов школ по воспитанию культуры здорового образа жизни, о конкретных здоровьесберегающих технологиях, которые используются педагогами в школах. Что касается темы ЗОЖ, то чаще всего она ограничивается информацией о вредных привычках, а тема о школьнозависи-мых заболеваниях не поднимается вообще. На сайтах образовательных организаций практически нет информации о работе школ по воспитанию у школьников привычек ЗОЖ. Недостаточно и информации о создании в школах условий для обеспечения психологического благополучия детей в школе. Проблемы взаимоотношений и конфликтов, как правило, не выносятся на общественное обсуждение, недостаточно информации для родителей по тематике здоровья и ЗОЖ.

Проведенный контент-анализ публикаций в СМИ еще раз подтвердил, что образовательные организации недостаточно активно используют возможности СМИ для формирования своего позитивного имиджа как здоровьесохраняю-щего пространства. В условиях слабой координации деятельности основных субъектов профилактики и механизма взаимодействия между ними и сами СМИ должным образом не включены в пропаганду ЗОЖ и наполнение информационного пространства [6].

Школе необходимо развитие системы информационно-аналитического сопровождения сохранения здоровья и формирования ЗОЖ, что является необходимым условием ее внешнего имиджа и продвижения себя на рынке образовательных услуг. Только консолидированные усилия педагогического сообщества, медицинских и других общественных организаций в вопросах сохранения здоровья обучающихся позволят школе максимально использовать собственные ресурсы.

Литература

1. Алексейчева Е.Ю. Инновации как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Пиво и напитки. 2005. № 5. С. 12-14.

2. Алексейчева Е.Ю. Маркетинговые исследования на рынке образовательных услуг // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». 2018. № 1. С. 98-102.

3. Алексейчева Е.Ю., Магомедов М.Д., Патрикеева И.Д., Проскуров М.П. Обеспечение эффективного развития государственно-общественного управления в образовательных организациях // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». 2017. № 4 (14). С. 21-28.

4. Алексейчева Е.Ю., Патрикеева И.Д., Проскуров М.П. Государственно-общественное управление в ГБОУ города Москвы «Государственная Столичная Гимназия» // Профессиональное образование и общество. 2016. № 4 (20). С. 272-275.

5. Варданян М.Р. Имидж педагога как фактор здоровьесбережения субъектов образовательного процесса в основной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тобольск, 2007.

6. Денисов Л.А., Нехорошева Е.В., Авраменко В.Г. Насущные проблемы профилактики неинфекционных заболеваний и формирования компетенций здорового образа жизни в образовательном пространстве // Санитарный врач. 2017. № 10 (164). С.20-31.

7. Низовцева Н.Ф. Формирование имиджа образовательного учреждения // Управление в сфере науки, образования и технологического развития: мат-лы науч.-практ. конференции. М.: Московский политех, 2016. С. 246-249.

Literatura

1. Aleksejcheva E.Yu. Innovacii kak faktor povy'sheniya konkurentosposobnosti pred-priyatiya // Pivo i napitki. 2005. № 5. S. 12-14.

2. Aleksejcheva E.Yu. Marketingovy'e issledovaniya na ry'nke obrazovatel'ny'x uslug // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «E'konomika ». 2018. № 1. S. 98-102.

3. Aleksejcheva E.Yu., MagomedovM.D., Patrikeeva I.D., ProskurovM.P. Obespeche-nie e'ffektivnogo razvitiya gosudarstvenno-obshhestvennogo upravleniya v obrazovatel'ny'x organizaciyax // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya «E'konomika». 2017. № 4 (14). S. 21-28.

4. Aleksejcheva E.Yu., Patrikeeva I.D., Proskurov M.P. Gosudarstvenno-obshhestven-noe upravlenie v GBOU Goroda Moskvy' «Gosudarstvennaya Stolichnaya Gimnaziya» // Professional'noe obrazovanie i obshhestvo. 2016. № 4 (20). S. 272-275.

5. Vardanyan M.R. Imidzh pedagoga kak faktor zdorov'esberezheniya sub''ektov obrazovatel'nogo processa v osnovnoj shkole: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Tobol'sk, 2007.

6. Denisov L.A., Nexorosheva E.V., Avramenko V.G. Nasushhny'e problemy' profilak-tiki neinfekcionny'x zabolevanij i formirovaniya kompetencij zdorovogo obraza zhizni v obrazovatel'nom prostranstve // Sanitarny'j vrach. 2017. № 10 (164). S. 20-31.

7. Nizovceva N.F. Formirovanie imidzha obrazovatel'nogo uchrezhdeniya // Upravlenie v sfere nauki, obrazovaniya i texnologicheskogo razvitiya: mat-ly' nauch.-prakt. konferencii. M.: Moskovskij politex, 2016. S. 246-249.

E.V. Nekhorosheva, L.G. Ligay, L.A. Denisov, V.G. Avramenko

Evaluation of the External Image of the Educational Organization as a Space of Health Maintenance: Content Analysis of Regional and District Media Reports

The article deals with the role of the media as a tool for the formation of the image of an educational organization. On the example of interaction of educational organizations of Zelenograd AD of Moscow and district mass media the results of empirical research of coverage of issues of health-saving activities of educational organizations in mass media are analyzed.

Keywords: health; a healthy lifestyle; a culture of health; image of educational organization; mass media as a tool of image formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.