Научная статья на тему 'Обеспечение доступности рынков сбыта продукции для сельских товаропроизводителей'

Обеспечение доступности рынков сбыта продукции для сельских товаропроизводителей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аргунеева О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение доступности рынков сбыта продукции для сельских товаропроизводителей»

Производство сыра, тыс. т

предв.

^^~ОЭСР ^^^данные Росстата, проноз МСХ России

Рисунок 5.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ РЫНКОВ СБЫТА ПРОДУКЦИИ ДЛЯ СЕЛЬСКИХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

О.Н. Аргунеева, к.э.н., доц. Оренбургского

Значительная часть проблем, связанных с функционированием хозяйствующих субъектов в аграрной сфере, кроется не в сложности производства сельхозпродуктов, а в затруднении реализации производимой продукции. Как минимум 60% производителей продовольственных товаров испытывает проблемы в области сбыта. Наиболее остро они проявляются в мелкотоварном секторе, масштабы которого растут вследствие процесса дезинтеграции сельского хозяйства. Мелкотоварное сельское хозяйство и сфера малого предпринимательства являются полноправными элементами современного агропромышленного комплекса. ЛПХ занимают сегодня наибольший удельный вес в структуре производства продовольствия по данным на 2007 г. -51,7%.

Доля К(Ф)Х за последние годы существенно выросла - до 8,3%. На долю крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, в среднем по стране, приходится более 50% процентов всей произведенной продукции в общем объеме продукции сельского хозяйства.

Известные проблемы сложности реализации произведенной продукции на рынках городов, в последние годы все более усугубляются общими тенденциями развития торговли, среди которых выделяется укрепление позиций торговых организаций. В 2007 г. оборот розничной торговли РФ на 84,8% формировался в стационарной торговой сети, доля розничных рынков и ярмарок составила 15,2%, в 2008 г. - соответственно 86,7% и 13,3%. Быстрый рост и охват все более существенной части розничной торговли продовольствием крупными торговыми сетями в настоящее время привели к смещению баланса рыночной силы от производителей к розничному звену. Закономерным итогом в этом случае является ухудшение положения предприятий - поставщиков, что проявляется не только в нашей стране, но и подтверждено мировым опытом. Условия поставки ставят их в сложное финансовое положение, создают барьеры доступа продукции аграрного сектора на полки магазинов.

государственного аграрного университета

Анализ организации поставки продовольственных товаров оренбургскими предприятиями позволил выявить множество барьеров доступа в крупные торговые сети. В качестве примеров можно привести наличие платы за вход в торговую сеть (входной бонус), длительной рассрочки платежей за поставленный товар (21-45 дней), что, по сути, представляет собой беспроцентный кредит. Практикуется разгрузка, взвешивание, доставка товара до прилавка за счет поставщиков, что обеспечивает экономию магазинам; компенсация потерь, когда поставщик обязуется, например, один раз в шесть месяцев компенсировать потери, связанные с воровством товара в магазине, утратой товарного вида путем предоставления дополнительной скидки в размере 1% от объема закупок за период шесть месяцев или перечисления денежных средств на расчетный счет торговой организации. Может предусматриваться условие о том, что изменение, расширение товарного ассортимента поставщика возможно только за дополнительную плату (в размере до 30 млн руб.). Поставщик должен предоставлять дополнительное оборудование для выкладки своего товара или оплатить место под выкладку товара на торговом оборудовании согласно утвержденной ассортиментной матрице. При вводе в спецификацию к договору новых позиций товара поставщик обязуется оплачивать «услуги» сетей, включая НДС, за каждую новую позицию в срок не позднее пяти рабочих дней с момента внесения сторонами изменения в Спецификацию. Предусматривается обязательство оплачивать услуги по предоставлению информации об открытии каждого нового сетевого магазина.

Значительная часть дискриминационных условий касается порядка участия поставщика в про-моакциях. К ним относится обязанность поставщика предоставлять дополнительные скидки в размере 10% на товар во время проведения промоакций в согласованный период, который длится 15-45 дней; обязанность предоставлять поквартальный план проведения промоакций, участвовать не менее 4 раз в календарный год в рекламной брошюре сети, оплачивая размещение рекламы товара, в размере

3 тыс. руб. за 1 раз, завышение стоимости промоак-ций. Предполагается бесплатная поставка одной упаковки товара при первой поставке, предоставление 2 раза в месяц образцов продукции в количестве 10 единиц с целью проведения дегустации.

Обладание рыночной властью позволяет пользоваться правом одностороннего расторжения сетью договора поставки, одностороннего невыполнения обязательств покупателем перед поставщиком, применения штрафов в случае недопоставки товара. Практикуется установление невыгодных ценовых условий контрактных отношений, к которым можно отнести обязательство поставщика не увеличивать цены, указанные в спецификации, до определенной даты; обязательство поставщика относительно снижения цены поставляемого товара до уровня, не превышающего минимальную цену реализации аналогичного товара на предприятиях розничной торговли при торговой надбавке 10%. При этом за нарушение указанного условия торговая сеть взимает знач ител ьный штраф.

Доступ продовольственных товаров, произведенных местными товаропроизводителями, особенно в мелкотоварном секторе, в организованную торговлю осложняется еще одной проблемой - низким уровнем развития маркетинга и в целом слабой их приспособленностью к современным формам торговли - отсутствие брендов, марочных обозначений, надлежащей упаковки, штрих-кодов. Такое положение дел ставит товары в проигрышное положение по сравнению с товарами известных марок, произведенными крупными предпритиями, импортными товарами.

Изменение структуры сельскохозяйственного производства требует новых подходов к организации сбыта сельхозпродукции, необходимо объединение усилий мелких товаропроизводителей по реализации произведенной продукции. Зарубежный и отечественный опыт показывает, что рациональной формой организации коммерческой деятельности в подобных условиях является потребительский сбытовой кооператив. В Оренбургской области создано 262 сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе около 200 снабженческо-сбытовых и 40 кредитных. Их учредителями являются 3743 ЛПХ, 265 К(Ф)Х, 139 юридических лиц, из них 17 перерабатывающих предприятий. Кооперативы созданы в 408 селах, паевой фонд составляет 89,72 млн руб. В целях создания условий сельскому населению для свободной реализации произведенной сельскохозяйственной продукции Министерством сельского хозяйства Оренбургской области совместно с руководством муниципальных образований городов и районов проведены семинары-совещания по созданию сельскохозяйственных кооперативных рынков в 35 районах и городах. По состоянию на 01.02.2009 г. создано и зарегистрировано 28 сельскохозяйственных кооперативных рынков.

Под руководством Центросоюза, Облпотреб-союза должна быть активизирована и выделена в число приоритетных заготовительная деятельность организаций потребительской кооперации, имеющих практический опыт заготовительной работы. Они могут успешно выполнять посреднические функции по закупке излишков сельскохозяйственной продукции у сельских жителей, в малых формах хозяйствования, а также организовать ее переработку и реализацию. Создание в системе потребкооперации единой торговой сети с централизованным товароснабжением в рамках единой логистической системы позволит снять многие барьеры в процессе товародвижения продовольственных товаров.

Обеспечению доступности рынков сбыта в Оренбургской области будет способствовать также формирование интегрированного областного продовольственного центра, проект которого уже разработан. Первоначально предполагается создать единый региональный бренд качества, отвечающий всем стандартам качества. Следующей задачей является создание логистического центра со складами и транспортом в Оренбурге, Орске и Бузулуке. В рамках проекта планируется также создать собственную розничную сеть из 90 магазинов шаговой доступности, причем постройка новых магазинов не обязательна, в новую сеть могут включиться уже существующие торговые точки. Кроме того, в рамках проекта предлагается организовать сеть комбинатов питания, в которые будет поставляться местная сельхозпродукция. Площадь центра 220 тыс. кв. м, в том числе 165 тыс. - логистические объекты, 25,5 тыс. - магазины розничной торговли, 20 тыс. - комбинаты общественного питания. Следующим пунктом выполнения программы проекта является создание системы первичной переработки продукции, куда относятся убойные цеха, молокоприемные пункты, цеха первичной обработки овощей. Упомянутые объекты будут ориентированы на производство сельхозсырья для более глубокой переработки, как в рамках логистической системы, так и на промышленных предприятиях (мясокомбинаты, молкомбинаты, овощные консервные заводы). Продукция этих предприятий также будет поступать в логистическую сеть для отправки конечным потребителям, которыми, как и в первом случае, могут выступать государство, торговые точки, комбинаты питания, общепит. Логистический центр, главный элемент системы, выступающий координатором спроса и предложения на продовольственном рынке, на первом этапе изучает потребность в тех или иных продуктах, в соответствии с результатами исследования формирует и размещает заказы среди поставщиков, заключает с сельхозтоваропроизводителями фьючерсные сделки на будущий товар. На втором этапе центр кредитует и инвестирует процесс производства и реализации продукции, а в дальнейшем обеспечивает поставки товара потребителю в четко установленные сроки.

ПРОБЛЕМЫ АНТИКРИЗИСНОМ НАПРАВЛЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Л. А. Рыманова, к.э.н. ведущий науч. сотр. Сибирского НИИ экономики сельского хозяйства

Первоочередные меры преодоления кризиса были связаны с регулированием ликвидности финансовой инфраструктуры путем расширения механизма рефинансирования коммерческих банков Центральным Банком России, изменения процент-

ных ставок по кредитам, снижения норм резервных требований и т.д.

В настоящее время актуализируется выбор форм и методов поддержки ликвидности организаций нефинансового сектора, в том числе сельскохо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.