Научная статья на тему 'Проектирование экономико-организационных механизмов взаимодействия мелкотоварных сельхозпроизводителей и крупных переработчиков молока в молочно-продуктовом комплексе Тульской области'

Проектирование экономико-организационных механизмов взаимодействия мелкотоварных сельхозпроизводителей и крупных переработчиков молока в молочно-продуктовом комплексе Тульской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
230
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВЫЙ КОМПЛЕКС РЕГИОНА / МЕЛКОТОВАРНЫЕ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛИ / КРУПНЫЙ ПЕРЕРАБОТЧИК МОЛОКА / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ / РАВНОВЕСНАЯ ЗАКУПОЧНАЯ ЦЕНА / ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ СОГЛАСОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сычева И. В., Иванова С. Ю.

Исследуется проблема функционирования мелкотоварных производителей и крупных переработчиков молока на региональном рынке молочной продукции. Предлагается использование мотивационного подхода к управлению их экономическими ресурсами на основе установления равновесного уровня рентабельности производства молока и молочной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование экономико-организационных механизмов взаимодействия мелкотоварных сельхозпроизводителей и крупных переработчиков молока в молочно-продуктовом комплексе Тульской области»

2. Уткин Э. Аутсорсинг / Справочник экономиста. 2004. № 1.

3. Аникин Б.А. Аутсорсинг и аутстаффинг: высокие технологии менеджмента / Б.А. Аникин, И.Л. Рудая. М.: ИНФРА-М, 2009.

4. Куто В. Эффективность аутсорсинга / В. Куто, А. Дивакаран. Режим доступа: http://www.case.korusconsulting.ru/articles/.

5. Основные аспекты аутсорсинга государственного заказа на профессиональную переподготовку гражданских служащих. Режим доступа: http://www.rconsult.ru.

6. Курьянович В. Реструктуризация фирмы и переход на аутсорсинг /

B. Курьянович // Журнал «Sales Business». 2005. № 4.

Ушаков К. Аутсорсить так аутсорсить // ИнфоБизнес 03.04.2003

Как выбрать модель аутсорсинга? // Альянс Медиа 25.07.2006

Как получить максимум пользы от аутсорсинга // PC Week 26.11.2008.

A. Anokhin

Outsourcing: interstructural interaction organization

The basic principles and the rules of organization of interstructural interaction between the customer and the executor at transition of an organization to use of outsourcing at unprofile actives management.

УДК 338.439.4:637.1/3 (470.312)

И.В. Сычева, д-р экон. наук, проф., проф., (Россия, Тула, ТулГУ),

C.Ю. Иванова

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЛКОТОВАРНЫХ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И КРУПНЫХ ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МОЛОКА В МОЛОЧНО-ПРОДУКТОВОМ КОМПЛЕКСЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Исследуется проблема функционирования мелкотоварных производителей и крупных переработчиков молока на региональном рынке молочной продукции. Предлагается использование мотивационного подхода к управлению их экономическими ресурсами на основе установления равновесного уровня рентабельности производства молока и молочной продукции.

Ключевые слова: молочно-продуктовый комплекс региона, мелкотоварные сельхозпроизводители, крупный переработчик молока, потребительский сельскохозяйственный кооператив, равновесная закупочная цена, экономикоорганизационная модель согласования экономических интересов субъектов молочно-продуктового комплекса

Следствием проводимой в стране в 90-е годы ХХ в. политики по разрушению крупных молочно-товарных хозяйств явилось то, что около половины поголовья крупного рогатого скота оказалась в личных подсобных

хозяйствах населения. Так, в 2007-2008 гг. в Тульской области практически половина общей массы молока (порядка 40-45 %) производилась в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах (табл. 1) [6]. При этом изменились каналы сбыта сельскохозяйственной продукции мелкотоварных производителей. Если в дореформенный период основными покупателями продукции сельского хозяйства были государственные структуры — заготовительные и перерабатывающие предприятия и организации, то в настоящее время ее продажа осуществляется сельхозпроизводителями на розничном рынке, через собственную торговую сеть, в порядке оплаты труда, по бартерным сделкам и т. п.

Таблица 1

Производство молока в Тульской области в хозяйствах всех категорий

Производство молока, тыс. т Структура производства молока (в % к хозяйствам всех категорий)

2007 г 2008 г. 2008 г. к 2007 г. 2007 г. 2008 г.

Все категории 242,2 242 100,1 100,0 100,0

Сельхозпредприятия 134,3 127,9 95,3 55,4 52,8

Хозяйства населения 100,9 107,4 106,4 41,7 44,3

Фермерские хозяйства 7,0 7,1 101,9 2,9 2,9

Это подтверждают и статистические данные (табл. 2). По договорам в хозяйствах населения Тульской области покупается очень малая доля произведенного молока. В большинстве районов покупка и вовсе не осуществляется.

Наряду со снижением объемов продаваемого на переработку молока происходит рост закупочной цены на молоко-сырье. В 2008 г. она выросла относительно 2004 г. в 2,3 раза. При этом наблюдается постоянное снижение потребления молока и молочных продуктов на душу населения: со 191 кг/год в 2003 г. до 168 кг/год в 2007 г. [7] при физиологической норме в 392 кг.

Причины складывающихся негативных тенденций заключаются не только в снижении покупательной способности населения, но и несовершенстве организации или отсутствии прямых хозяйственных связей между производителями молока и перерабатывающей промышленностью, что делает производимое молоко-сырье недоступным для молокоперерабатывающих предприятий.

Таблица 2

Куплено молока в хозяйствах населения по договорам крупными, средними и малыми сельхозорганизациями, т

декабрь 2007 г. декабрь 2008 г. декабрь 2008 г. в % к декабрю 2007 г. январь-декабрь 2007 г. январь-декабрь 2008 г. январь-декабрь 2008 г. в % к январю-декабрю 2007 г.

Тульская область 114,1 36,1 31,6 1152,8 728,9 63,2

Арсеньевский район 1,1

Белевский 7,8

Ефремовский 55,5 194,7 27,3 14,0

Каменский 29,1 11,9 40,9 462,8 336,0 72,6

Ленинский - - - - - -

Одоевский 5,2 75,2 5,4 7,2

Плавский 21,7 24,2 111,5 229,3 343,3 149,7

Щекинский 2,6 162,2 16,9 10,4

Ясногорский 19,7

В условиях проводимого в последние годы расширения государственной поддержки сельского хозяйства в рамках национального проекта, а с 2009 г. Национальной программы «Развитие агропромышленного комплекса» и Г осударственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. [1] актуальность проблемы организации эффективных механизмов взаимодействия мелкотоварных производителей молока и молокоперерабатывающих предприятий еще более выросла. Для поиска путей ее решения были исследованы сложившиеся в молочнопродуктовом комплексе Тульской области каналы сбыта молока.

За годы экономических реформ и аграрных преобразований сформировались косвенные и прямые каналы сбыта сельскохозяйственной продукции. По косвенным каналам продукция реализуется через посредников. Последние освобождают производителей от работ по сбыту, но, скупая продукцию по относительно низким ценам, устанавливают большие сбытовые наценки, повышая тем самым розничные цены.

Кроме косвенных каналов, реализация сельскохозяйственной продукции производителями продолжает осуществляться и по прямым каналам: на локальные розничные рынки, в магазины, на перерабатывающие предприятия и другим потребителям. Преимущества сбыта для сельхозпроизводителей в этом случае заключаются в установлении более высокой цены реализации.

Как показали исследования, в Тульской области среди прямых и косвенных каналов сбыта молока можно выделить четыре типовых (рис. 1).

Товаропроизводитель

Посредник

Перерабатывающее

предприятие

Сеть розничной торговли

Потребитель Потребитель Потребитель Потребитель Потребитель Потребитель

12 3 4

Рис. 1. Каналы сбыта молока-сырья и молочной продукции

Первый канал сбыта (переработка на месте — потребитель) характерен для крупных сельхозорганизаций, которые самостоятельно осуществляют производство, переработку, упаковку и сбыт продукции через собственные розничные магазины. По сути, это самый эффективный для товаропроизводителя канал сбыта. Но он требует значительных инвестиций в создание перерабатывающей базы.

Мелкотоварные сельхозпроизводители молока осуществляют его сбыт в Тульской области иначе: через самостоятельную продажу на розничных рынках (второй канал сбыта), через продажу молока непосредственно на молокоперерабатывающее предприятие (третий канал сбыта) или посредникам (четвертый канал сбыта). Каждый канал имеет свои преимущества и недостатки (табл. 3).

В третьем канале сбыта молока-сырья участвует молокоперерабатывающее предприятие, а в четвертом еще и посредник. У каждого из них есть свои экономические интересы, реализация которых также сопровождается появлением положительных и отрицательных моментов в их деятельности (табл. 4).

Сеть розничной торговли

Переработка на Перерабатывающее

месте предприятие

Таблица 3

Преимущества и недостатки выявленных каналов сбыта молока и молочной продукции

Каналы сбыта Т оваропроизводитель Потребитель

Положительные стороны Отрицательные стороны Положительные стороны Отрицательные стороны

Первый Оплата за молоко непосредственно при продаже Необходимость значительных инвестиций в перерабатывающую базу Цена покупки ниже

Создание собственной розничной сети

Относительная независимость при установлении цены продажи Необходимость несения затрат на транспортировку Приобретение свежего, натурального молока Отсутствие гарантии качества продукции

Второй Оплата за молоко осуществляется непосредственно при продаже Необходимость несения затрат на самостоятельный сбыт (аренда места и т.д.) Цена на молоко ниже, чем в магазине Невозможность регулярно осуществлять покупку молока

Риск сбыта всего объема привезенного молока в удобное время, в удобном месте

Г арантия сбыта молока Отсутствие возможности влиять на цену закупки Гарантия качества молочных продуктов Более высокая цена

Третий Возможность регулярного приобретения молока в удобной торговой точке

Гарантия сбыта молока Низкая закупочная цена Отсутствие проблем с приобретением молочных продуктов Более высокая цена

Четвер- тый Оплата за молоко осуществляется посредником непосредственно при продаже молока Отсутствие договорной основы в осуществлении взаимодействия Покупка качественного продукта

Таблица 4

Положительные и отрицательные стороны использования третьего и четвертого каналов сбыта молока

Каналы сбыта Перерабатывающее предприятие Посредник

Положительные стороны Отрицательные стороны Положи- тельные стороны Отрица- тельные стороны

Третий Г арантия поставок молока Сложности со сбором молока - -

Четвертый Отсутствие проблем с транспортировкой Отсутствие полной гарантии бесперебойного поступления молока Самостоятельное осуществление коммерческой деятельности -

Возможность изменять цену закупки молока Невозможность выявить надежность и порядочность посредника

Сотрудничество с небольшим числом поставщиков Возможность поставки некачественного молока

Более высокая цена закупки

Значительные издержки на хранение и высокая потребность мелкотоварных сельхозпроизводителей в наличных средствах для осуществления текущей производственной деятельности вынуждают их чаще использовать четвертый канал, продавая молоко-сырье под «живые» деньги многочисленным посредникам на невыгодных для себя условиях. При этом применяемая система взаимных расчетов ведет к увеличению числа посредников между производителями и потребителями сельхозпродукции, создает базу для теневой торговли, повышает цену продажи молочных продуктов для конечных потребителей и снижает закупочную цену у мелкотоварных производителей.

На выбор того или иного канала сбыта молока-сырья мелкотоварными производителями влияет ряд факторов (табл. 5).

Для большей части тульских личных подсобных и крестьянских фермерских хозяйств, занимающихся производством молока, характерны: большая удаленность как от крупных розничных рынков, так и крупной базы переработки в лице Тульского молочного комбината и иных предприятий молочной промышленности; отсутствие собственного транспорта при высоком уровне износа автомобильных дорог и отсутствие собственного холодильного оборудования.

Таблица 5

Факторы, оказывающие существенное влияние на сбыт молока мелкотоварными производителями при разных формах взаимодействия с потребителями

Факторы Формы взаимодействия

Сдача молока на молокозавод Сдача молока посреднику Продажа молока на рынок

1. Объемы производства:

- большой объем производства + +

- малый объем производства +

2. Расположение по отношению к рынку:

- удаленность от рынка + +

- близость рынка +

3. Расположение по отношению к переработке:

- удаленность от переработки + +

- близость переработки +

4. Наличие инфраструктуры:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- развитая инфраструктура дорог + +

- отсутствие развитой инфраструктура дорог +

5. Собственный автотранспорт:

- наличие автотранспорта + +

- отсутствие автотранспорта +

6. Холодильное оборудование:

- наличие холодильного оборудования +

- отсутствие холодильного оборудования + +

Это создает условие для монополизации закупочных цен на молоко-сырье оптовым посредникам, занимающимся сбором молока и доставкой его для переработки на молочные комбинаты.

Следовательно, для мелкотоварных сельхозпроизводителей наиболее эффективным является четвертый канал сбыта молока-сырья со сдачей его на молочный комбинат, но в рамках добровольного объединения их в сельскохозяйственный потребительский кооператив по сбыту молока.

Наиболее существенными проблемами в деятельности молокоперерабатывающего комбината являются:

- дефицит сырья, связанный с сокращением объема производства молока крупными сельхозпредприятиями или его переработкой на местах производства;

- вытекающая отсюда неполная загруженность производственных мощностей;

- риски в поставках молока для переработки в нужное время при больших транспортных расходах;

- низкая покупательная способность населения и, как следствие, низкий уровень рентабельности молокоперерабатывающего предприятия;

- высокая конкуренция на местных рынках молокопродуктов в связи с их интервенцией из ближайших областей.

Многие их этих проблем могут быть решены при появлении крупного сдатчика молока в лице сельскохозяйственных потребительских кооперативов, объединяющих мелкотоварных производителей. Это ликвидирует промежуточное звено и обеспечит гарантию поставок молочного сырья. Поэтому создание таких кооперативов экономически выгодно для обеих сторон.

При вступлении сельхозпроизводителей в кооператив у них появляются следующие преимущества: доступность кредитных ресурсов, помощь в обеспечении кормами и медикаментами, увеличение продуктивности и валового надоя молока, увеличение цены закупки молока, повышение самозанятости населения. Минусом является необходимость внесения первоначальных взносов (паев).

Плюсами сотрудничества с кооперативом для молочного комбината являются: гарантия бесперебойного поступления сырья, упрощение процедуры сбора молока, сокращение количества поставщиков при увеличении партии закупки, рост прибыли за счет увеличения объемов переработки. Минусом является необходимость повышения закупочной цены на молоко.

Для обеспечения согласования экономических интересов деятельности хозяйствующих субъектов целесообразно использовать формализованное представление взаимосвязи интереса I и потребности Р, предложенное в концепции мотивационного управления экономическими ресурсами И.В. Сычевой [4]:

I = ^Р). (1)

При этом структуру интереса можно описать следующим образом:

= (N1,01, Б1, БМ), (2)

где 15 — структура интереса; N1 — множество, характеризующее носителя интереса; 01 — множество объекта интереса; SI — множество содер-

жания интереса; DNI — множество действий носителя интереса.

В табл. 6 раскрыто содержание экономических интересов мелких товаропроизводителей и переработчиков молока.

Таблица 6

Сопоставление содержания экономических интересов, оказывающих существенное влияние на деятельность хозяйствующих субъектов в процессе сбыта и переработки молока

Перерабатывающее предприятие Товаропроизводитель

1. Увеличе ние валового надоя молока 2. Установлени е максимальной цены закупки 3. Обеспечение гарантии бесперебойного сбыта продукции 4. Получение помощи в организации деятельности

1. Увеличение загрузки производственных мощностей

2. Установление минимальной цены закупки

3. Обеспечение гарантии бесперебойного поступления сырья

4. Сокращение расходов на транспортировку сырья

Экономические интересы товаропроизводителей и перерабатывающих предприятий пересекаются в вопросах цены и объемов сбыта и переработки продукции. Поэтому критерием согласования экономических интересов может выступить равновесная цена.

Уровень закупочных цен на сырье является важнейшим регулятором экономических взаимоотношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями и перерабатывающей сферой. От того, насколько близки к оптимальным их значения, зависит эффективность производства обоих субъектов экономики. Чтобы обеспечить, например, возможно большую загрузку мощности молокоперерабатывающего предприятия сырьем, необходимо увеличить закупочные цены. Однако их увеличение имеет предел, обусловленный уровнем цен на готовую продукцию, затратами, связанными с переработкой сырья, и запланированной нормой рентабельности предприятия.

Определим возможные закупочные цены на молочное сырье при различных объемах его переработки на основе расчета точки безубыточности деятельности перерабатывающего комбината.

В настоящее время мощности Тульского молочного комбината загружены на 60 %, что соответствует переработке 850 т молока в месяц. Это обусловлено нехваткой сырья и сезонностью в деятельности предприятия. Как показывают расчеты, точка безубыточности составляет 610 т в месяц. Соответственно при стопроцентной загрузке мощности предприятия объем

возрастет до 1416 т в месяц. Следовательно, у предприятия имеется возможность наращивания объема переработки молока в диапазоне от 850 т до 1416 т в месяц.

В табл. 7 представлены результаты расчетов закупочных цен на молочное сырье при разных объемах его переработки. Закупочная цена колеблется от фактического уровня в 10 200,02 руб./т до 12 180,38 руб./т, т. е. может быть максимально увеличение на 19,4 %.

Поэтому, не изменяя цены реализации своей продукции при увеличении объема переработки, перерабатывающее предприятие имеет резерв повышения закупочной цены, что крайне выгодно для сельхозпроизводителей.

Таблица 7

Расчетный уровень закупочных цен на молоко-сырье при разных объемах его переработки

Объем переработки, т в месяц Процент загрузки мощности, % Расчетная закупочная цена 1 т молока, руб. Изменение закупочной цены, %

850 60 10 200,02 -

900 63,5 10 475,26 2,7

950 67,1 10 721,53 5,1

1000 70,6 10 943,18 7,3

1050 74,2 11 143,71 9,3

1100 77,6 11 326,02 11

1150 81,2 11 492,47 12,7

1200 84,7 11 645,05 14,2

1250 88,3 11 785,42 15,5

1300 91,8 11 915,00 16,8

1350 95,3 12 034,98 18

1400 98,9 12 146,39 19,1

1416 100 12 180,38 19,4

Поиск равновесной закупочной цены целесообразно провести на основе сопоставления уровней рентабельности сельхозпроизводителей и переработчика молока (табл. 8, 9).

Таблица 8

Средняя рентабельность продукции Тульского молочного комбината в зависимости от цены закупки молока-сырья

Объем переработки, т в месяц Средняя отпускная цена с НДС, руб. Цена закупки молока, руб. Себестоимость переработки, руб. Рентабельность, %

850 23 409,96 10 200,02 18 879,01 24

900 23 409,96 10 475,26 19 154,25 22,2

950 23 409,96 10 721,53 19 400,52 20,7

1000 23 409,96 10 943,18 19 622,17 19,3

1050 23 409,96 11 143,71 19 822,7 18,1

1100 23 409,96 11 326,02 20 005,01 17

1150 23 409,96 11 492,47 20 171,46 16

1200 23 409,96 11 645,05 20 324,04 15,2

1250 23 409,96 11 785,42 20 464,41 14,4

1300 23 409,96 11 915,00 20 593,99 13,7

1350 23 409,96 12 034,98 20 712,97 13

1400 23 409,96 12 146,39 20 825,38 12,4

1416 23 409,96 12 180,38 20 859,37 12,2

Рентабельность готовой продукции у переработчика падает с увеличением объема переработки, так как растет цена закупки молока-сырья.

Таблица 9

Средняя рентабельность молока-сырья у сельхозтоваропроизводителей в зависимости от закупочной цены на молоко

Объем переработки, т в месяц Цена закупки молока, руб. Средняя себестоимость продукции, руб. Рентабельность продукции, %

850 10 200,02 9189 11

900 10 475,26 9189 14

950 10 721,53 9189 16,7

1000 10 943,18 9189 19,3

1050 11 143,71 9189 21,3

1100 11 326,02 9189 23,3

1150 11 492,47 9189 25,1

1200 11 645,05 9189 26,7

1250 11 785,42 9189 28,3

1300 11 915,00 9189 29,7

1350 12 034,98 9189 31

1400 12 146,39 9189 32,2

1416 12 180,38 9189 32,6

У сельхозпроизводителей, наоборот, рентабельность продукции растет с увеличением объема переработки, так как растет цена закупки молока-сырья.

Построение графика зависимости рентабельности продукции у производителей и переработчиков позволило установить равновесную цену в

11 000 руб./т, которая соответствует одинаковой рентабельности молока-сырья и молочной продукции в 19,3 % (рис. 2).

Для того чтобы перерабатывающее предприятие подняло закупочную цену до 11 000 руб. за тонну молока, не меняя при этом отпускную цену на молочную продукцию, необходимо повысить уровень загрузки мощности переработки до 70,6 %, что на 1 06, % выше существующего уровня загрузки. Значит, на предприятии должно перерабатываться на 175 т больше молока, чем прежде.

10200,02 10721,53 11143,71 11492,47 11785,42 12034,98 12180,38

------Закупочная цена, руб-

—молочный комбинат

—сельхозтоваропроизводитель

Рис. 2. График зависимости рентабельности продукции от закупочной цены

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Схема экономической составляющей модели согласования экономических интересов субъектов молочно-продуктового комплекса, критерием которого является закупочная цена, представлена на рис. 3, а графическая интерпретация самой экономико-организационной модели согласования интересов в данной ситуации — на рис. 4.

Рис. 3. Схема экономической составляющей модели согласования экономических интересов товаропроизводителей и переработчиков молока в рамках нахождения равновесной цены закупки молока

Рис. 4. Экономико-организационная модель согласования экономических интересов мелкотоварных сельхозпроизводителей и крупного переработчика молока

Организационную составляющую данной модели целесообразно реализовать в рамках создания сельскохозяйственных потребительских кооперативов в муниципальных образованиях Тульской области.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. О развитии сельского хозяйства: федер. закон от 22 декабря 2006 г. № 264-ФЗ.

2. Агропромышленный комплекс России: стат. сб. М.: Госкомстат России, 2008. 577 с.

3. Основные показатели сельского хозяйства России в 2008 году : Федеральная служба государственной статистики. М., 2008. 57 с.

4. Сычева И.В. Управление инвестициями в регионе / И.В. Сычева. Тула: Изд-во «Левша», 1996. С. 5-62.

5. Сайт министерства сельского хозяйства Российской Федерации. Режим доступа: http://www.rgazu.ru.

6. Сайт территориального органа федеральной службы государственной статистики по Тульской области. Режим доступа: http://www.stat.tula.ru.

7. Сайт тульского представительства ГВЦ МСХ РФ. Режим доступа: http://www.tula.gvc.ru.

I.V. Sychova, S.Y. Ivanova

Designing economic-organizational interaction mechanisms of small-scale agricultural producers and large-scale dairy processor in the dairy — products complex of the Tula region

The problem of operation of small-scale dairy producers and large-scale dairy processors at the regional dairy products market is being investigated. The motivational approach is offered to be used to manage their economic resources on the base of the equilibrium level ofproduction profitability of milk and dairy products.

УДК 331.108.2:338.27:330.4

Ю.А. Кухтенкова, соискатель, (Россия, Балашиха, РАКО АПК)

ПРИМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИКО-СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ДЛЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

Даны основные понятия и подходы, используемые для прогнозирования процессов формирования кадрового потенциала в агропромышленном комплексе.

Ключевые слова: кадровая политика, кадровый потенциал, сельское хозяйство, экономико-статистические показатели, функции статистических показателей, системы статистических показателей, математикостатистические методы моделирования хозяйственных процессов, способы адаптивного прогнозирования, экспертные способы прогнозирования, анализ эффективности использования трудовых ресурсов, этапы анализа и моделирования трудовых показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.