Научная статья на тему 'ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛЖНОЙ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ'

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛЖНОЙ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
89
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНАЯ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ / ДОКАЗАТЕЛЬСТВО / БУХГАЛТЕРСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шибанова А.А.

В статье рассматриваются основные вопросы в части проявления должной осмотрительности экономическими субъектами при выборе контрагентов и поставщиков, а также способы подтверждения факта реальности совершения операций и сделок. Анализируются положения действующего законодательства России и других стран в части содержания обязательных требований и положений в отношении реализации должной осмотрительности различными должностными лицами организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENSURING DUE DILIGENCE IN THE ECONOMIC ACTIVITIES OF ECONOMIC ENTITIES

The article discusses the main issues in terms of due diligence by economic entities when choosing contractors and suppliers, as well as ways to confirm the fact of the reality of transactions and transactions. The provisions of the current legislation of Russia and other countries regarding the content of mandatory requirements and provisions regarding the implementation of due diligence by various officials of organizations are analyzed.

Текст научной работы на тему «ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛЖНОЙ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ»

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОЛЖНОЙ ОСМОТРИТЕЛЬНОСТИ В ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ

А.А. Шибанова, канд. экон. наук, капитан юстиции, старший преподаватель Московская академия Следственного комитета Российской Федерации (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2500-1000-2022-10-4-215-217

Аннотация. В статье рассматриваются основные вопросы в части проявления должной осмотрительности экономическими субъектами при выборе контрагентов и поставщиков, а также способы подтверждения факта реальности совершения операций и сделок. Анализируются положения действующего законодательства России и других стран в части содержания обязательных требований и положений в отношении реализации должной осмотрительности различными должностными лицами организаций.

Ключевые слова: должная осмотрительность, экономическая цель, доказательство, бухгалтерские документы.

В современных условиях цифровой трансформации экономики России, развития электронной коммерции, нестабильной геополитической обстановки предприниматели все чаще идут на риск в поиске новых поставщиков. С другой стороны, усиливается контроль за соблюдением требований законодательства в части ведения хозяйственной деятельности, а сами требования ужесточаются. Данные тенденции требуют от экономических субъектов быть в состоянии доказать или подтвердить реальность совершения тех или иных операций.

Особую актуальность данный вопрос приобретает в процессе разрешения налоговых споров - при подтверждении реальности понесенных экономическим субъектом расходов в целях признания их таковыми, при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций и оформлении вычетов по НДС, а также зачете или возврате налогов. В указанных случаях экономический субъект может получить налоговую выгоду. При этом налоговые органы могут установить необоснованность такой налоговой выгоды и отказать в получении денег из бюджета либо начислить дополнительную сумму налога.

Риск получения необоснованной налоговой выгоды, с целью минимизации которого необходимо заблаговременное проявление должной осмотрительности, возникает в случаях применения экономиче-

ским субъектом пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, при реализации своего права на освобождение от налогообложения, применения выгодных условий международных договоров и дроблении бизнеса с целью применения специальных режимов. В данных ситуациях контролирующий орган оценивает, не созданы ли искусственно условия, направленные исключительно на уменьшение налоговых платежей.

Необходимость и методы проявления должной осмотрительности при этом зависят в том числе от специфики хозяйственной деятельности организации.

Необходимо отметить случаи, требующие особенной бдительности от предпринимателей в части заблаговременной подготовки данных, подтверждающих факт совершения той или иной сделки. К таковы относятся операции с вновь созданными организациями либо субъектами малого бизнеса, отрицательная репутация контрагентов, взаимодействие с аффилированными лицами в целях оптимизации налоговых платежей.

В отношении рассматриваемого вопроса особое внимание необходимо уделить положениям п. 1 ст. 54.1 НК РФ, устанавливающим: если по сделке искажен налоговый и (или) бухгалтерский учет и отражены нереальные хозяйственные операции, которые фактически не осуществля-

лись, уменьшение суммы налога неправомерно.

Наличия надлежаще оформленных первичных учетных документов в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не всегда достаточно для доказательства фактического существования поставщика, что подтверждают многие исследования [1]. Выделяют различные подходы к оценке деятельности организации в части проявления должной осмотрительности, каждый из которых обладает своими преимуществами и недостатками [2, 3].

Данные, на которые целесообразно обратить внимание в целях подтверждения реальности контрагента и сделки, совершенной с ним, можно отнести: значительная стоимость собственных основных средств, наличие штатных сотрудников, адрес регистрации предпринимателя или организации, информация о руководителе и главном бухгалтере. Для этого необходимо организовать на постоянной основе работу по сбору документальных данных и доказательств. Также необходимо в обязательном порядке разработать локальный акт, регламентирующий проверку контрагентов и сделок с ними. И в завершении такой работы целесообразно определить ответственных лиц за исполнение данной задачи.

Риски, связанные с выбором того или иного поставщика, не всегда оцениваются своевременно, что впоследствии является причиной возникновения налоговых и других споров с контролирующими органами [5].

Проявляя должную осмотрительность в своей работе при заключении сделок с сомнительными контрагентами, существует возможность направить в налоговую инспекцию запрос о добросовестности и выполнении всех обязательств перед государством таким сомнительным контрагентом.

Документы, подтверждающие факт проявления экономическим субъектом должной осмотрительности при выборе партнеров, как правило, включают свидетельство о государственной регистрации,

выписка из ЕГРЮЛ, приказы о назначении первых лиц, с их подписями для последующего сравнения.

В целях получения соответствующей подтверждающей информации могут использоваться данные официальных государственных сервисов. Например, для проверки участия контрагента в арбитражных делах kad.arbitr.ru. Выявить факт дисквалификации должностных лиц и использования «массового» юридического адреса, а также определить налоговую добросовестность можно посредствам сервиса nalog.ru. Сервис vestnik-gosreg.ru позволяет дистанционно в режиме онлайн выявить процедуры ликвидации и реорганизации. Деловую репутацию и уклонение от исполнения принятых на себя обязательств возможно оценить, используя единую информационную систему в сфере государственных закупок на сейте zakupki.gov.ru.

В России еще в 2020 году были предприняты попытки создания профиля добросовестного контрагента [6] на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок [11]. Ученые отмечают, что критерии подтверждения факта проявления должной осмотрительности при выборе иностранного контрагента будут отличаться и освещены в отдельных научных работах [4]. Однако, признаки и показатели, позволяющие оценить надежность контрагента, имеют свои особенности в разных сферах деятельности.

Проявление должной осмотрительности в наши дни требует также творческого подхода с учетом современных тенденций. Доказательства проявления должной осмотрительности экономическим субъектом при выборе контрагента предоставляют возможность налогоплательщикам отстоять свои решения и даже отменить в судебном порядке доначисления и санкции фискальных органов.

Государственные органы путем проведения разъяснительной работы должны способствовать повышению эффективности проявления экономическими субъектами должной осмотрительности, например разрабатывая методические понятные и емкие рекомендации и разъяснения.

Библиографический список

1. Лебедев Ю.В., Батищева Н.Н. Метод должной осмотрительности // Southern Almanac of Scientific Research. - 2019. - №9. - С. 4-6.

2. Лихотина Ю.А. Критерий должной осмотрительности в концепции необоснованной налоговой выгоды с учетом изменений налогового законодательства // Финансовое право. - 2020. - №5. - С. 43-46.

3. Палатин А.В. Критерии проявления налогоплательщиком должной осмотрительности // Законность и правопорядок. - 2019. - №3 (23). - С. 85-95.

4. Труфанов А.Н. Должная осмотрительность при выборе контрагента - иностранной организации // Налоги и финансовое право. - 2018. - № 6. - С. 123-127.

5. Хмелев С.А. Проблематика применения принципа должной осмотрительности при осуществлении налогового контроля в целях обеспечения экономической безопасности предприятия // Russian Journal of Management. - 2020. - Т. 8. № 4. - С. 51-55.

6. Орлова О.Е. Должная осмотрительность при выборе контрагента: практический аспект // НДС: проблемы и решения. - 2020. - №9. - С. 84-92.

7. Сергеев С.В. Концепция должной осмотрительности в германском и российском праве // Вопросы российского и международного права. - 2017. - Т. 7. № 2А. - С. 111-122.

8. Закон Польши от 15.02.1992 «О корпоративном подоходном налоге». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://isap.sejm.gov.pl/isap.nsf/download.xsp/WDU19920210086/U/D19920086Lj.pdf. (дата обращения 17.05.2021)

9. A manual for the programming interface of the new Transit Control System 2 (TCS2) is available // Сайт Налоговой службы Латвии. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vid.gov.lv/en (дата обращения 17.05.2021).

10. Руководство HMRC по снижению рисков уклонения от налогов. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gov.uk/guidance/due-diligence-when-making-customs-dedarations#how-to-reduce-the-risk-of-tax-evasion (дата обращения 17.05.2021).

11. Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@.

ENSURING DUE DILIGENCE IN THE ECONOMIC ACTIVITIES OF ECONOMIC

ENTITIES

A.A. Shibanova, Candidate of Economic Sciences, Captain of Justice, Senior Lecturer Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation (Russia, Moscow)

Abstract. The article discusses the main issues in terms of due diligence by economic entities when choosing contractors and suppliers, as well as ways to confirm the fact of the reality of transactions and transactions. The provisions of the current legislation of Russia and other countries regarding the content of mandatory requirements and provisions regarding the implementation of due diligence by various officials of organizations are analyzed.

Keywords: due diligence, economic purpose, proof, accounting documents.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.