Научная статья на тему 'Обеспечение благоприятной окружающей среды - важнейшая функция правового государства'

Обеспечение благоприятной окружающей среды - важнейшая функция правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1469
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА / КОНСТИТУЦИОННОЕ РЕШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ / БЛАГОПРИЯТНАЯ ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮ ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ / ENVIRONMENTAL PROBLEMS / ENVIRONMENTAL POLICY / STATE FUNCTIONS / ECOLOGICAL FUNCTION OF A RULE-OF-LAW STATE / CONSTITUTIONAL SETTLEMENT OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS / FRIENDLY ENVIRONMENT / RIGHT FOR FRIENDLY ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Габитов Р. Х.

Проблемы экологической политики государства в современных условиях приобретают особый смысл, поэтому среди основных направлений деятельности государства значение экологической политики и ее правового обеспечения существенно повышается. В данной статье рассматриваются проблемы содержания экологической функции государства. Эти проблемы исследуются во взаимосвязи с теорией государства и права и связаны с общими принципами построения правового государства, такими как соответствие Конституции Российской Федерации мировым правовым принципам, а также сосуществования и гармоничного взаимодействия человека и природы, технологического развития общества и сбалансированного состояния окружающей природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROVIDING FRIENDLY ENVIRONMENT AS THE MOST RELEVANT FUNCTION OF LAW STATE

At present the problems of environmental policy are of special importance. Its relevance becomes greater among the basic functions of the state. The paper discusses the essence and content of the state ecological function. The problems are analyzed in the context of the present-day theory of the state and law.

Текст научной работы на тему «Обеспечение благоприятной окружающей среды - важнейшая функция правового государства»

1120

ПРАВОВЕДЕНИЕ

УДК 340 (075)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЛАГОПРИЯТНОЙ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ -ВАЖНЕЙШАЯ ФУНКЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

© Р. Х. Габитов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450005 г. Уфа, ул. Достоевского, 131.

Тел./факс: + 7 (347) 252 55 14.

Е-таИ: rinathamitovich@ma.il.гы

Проблемы экологической политики государства в современных условиях приобретают особый смысл, поэтому среди основных направлений деятельности государства значение экологической политики и ее правового обеспечения существенно повышается. В данной статье рассматриваются проблемы содержания экологической функции государства. Эти проблемы исследуются во взаимосвязи с теорией государства и права и связаны с общими принципами построения правового государства, такими как соответствие Конституции Российской Федерации мировым правовым принципам, а также сосуществования и гармоничного взаимодействия человека и природы, технологического развития общества и сбалансированного состояния окружающей природной среды.

Ключевые слова: экологическая проблема, экологическая политика, функция государства, экологическая функция правового государства, конституционное решение экологических проблем, благоприятная окружающая среда, право на благоприятную окружающую среду.

В «Основах государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденных Президентом Российской Федерации 30 апреля 2012 года, констатируется, что в 40 субъектах России более 54 процентов городского населения находится под воздействием высокого и очень высокого загрязнения атмосферного воздуха. Остается высоким объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных. Сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Возрастает количество направляемых на размещение отходов. При этом условия их хранения и захоронения не соответствуют требованиям экологической безопасности. Этот новейший программный документ определил стратегические задачи, направленные на коренное оздоровление окружающей среды в стране.

Острота и злободневность экологических проблем осознается сегодня на всех уровнях, от государственных органов до рядовых граждан. Катастрофическая реальность в решении экологических задач ставит вопрос о необходимости коренного совершенствования всей природоохранной деятельности современного российского государства.

В связи с этим хотелось бы высказать некоторые соображения о путях конституционного правового решения экологических проблем на данном этапе развития нашего общества. Следует отметить, что в современном экологическом законодательстве совершенно не чувствуется напряженность экологической ситуации. Если с этой точки зрения подойти к Конституции Российской Федерации, то в ней не только не закреплена приоритетность прав человека на здоровую окружающую среду над экономическими задачами, но и не четко обозначена обязанность самого государства в сфере обеспечения экологической безопасности населения.

Так, в ст. 58 Конституции РФ записано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».

Сам по себе факт всеобщей обязанности населения охранять окружающую природную среду, конечно, очень важен, но вызывает недоумение тот факт, что проблема охраны природы возлагается только на население, а о конкретных обязанностях самого государства в этой области в Основном законе государства ничего не сказано. Справедливости ради следует отметить, что некоторые экологически значимые положения, необходимые для понимания сущности и содержания природоохранительной функции российского государства, вытекают из преамбулы Конституции России.

В ст. 9 Конституции РФ мысль о наличии экологической функции государства только предполагается. В ней закреплено следующее:

«1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

2. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности».

Экологическая функция государства - весьма емкое понятие. В теории экологического права, в содержание экологической функции включается деятельность государства:

по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства;

направленная на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения;

на охрану окружающей среды от деградации ее состояния;

на соблюдение, охрану и защиту экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц [1].

Известно, что неблагополучную экологическую ситуацию создает не человек вообще, а проводимая государством экономическая политика, направленная на безудержную эксплуатацию при-

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №2

1121

родных ресурсов, и не сориентированная на максимальное сохранение природной среды. В этой связи в Основном законе государства следовало бы более четко закрепить положение о том, что охрана природной среды, забота о рациональном использовании природных ресурсов является важнейшей государственной функцией, поскольку масштабы загрязнения окружающей среды сегодня столь велики, что оздоровление ее под силу только государству. К сожалению, такого положения в Конституции РФ, да и в Конституциях субъектов Федерации нет [1, с. 44-45].

В то же время, говоря о роли государства в решении экологических проблем, нельзя не учитывать специфику современного государства, основные характеристики которого представлены в главе 1 Конституции РФ. Основной Закон определяет: Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1, п. 1). Поэтому здесь важно обратить внимание на решение экологических проблем в условиях развивающегося правового государства, поскольку вопрос об экологической функции государства, о формах и методах ее осуществления в современных условиях становится особенно актуальным.

В теории государства и права функции государства определены как основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в зависимости от общего уровня политического, экономического, социального и духовного развития общества в целом. В то же время «функции государства - это направления деятельности, но не сама деятельность. Деятельность по осуществлению функций наполняется конкретноисторическим содержанием, причем в процессе реализации складывается их конкретное соотношение (удельный вес, значимость каждой функции в системе других)» [2].

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением» [2, с. 95].

Поэтому, как пишет Л. А. Морозова, каждый человек должен иметь возможность требовать соответствующего поведения от физических и юридических лиц, а также прибегать к помощи государства для обеспечения этого права. А государственные гарантии прав человека на благоприятную окружающую среду состоят в том, что государство обязано осуществлять планирование и государственное нормирование качества окружающей среды; принимать меры по предотвращению экологически вредной деятельности, предупреждению и ликвидации аварий, стихийных бедствий, катастроф; государственное и общественное страхование граждан, образование резервных фондов помощи, возмещение вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения природы и иных вредных воздействий;

государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства; привлекать к ответственности лиц и организации, виновные в нарушении экологических требований [3], [3, с. 112].

Ф. М. Раянов считает, что наряду с оптимизацией экономической политики государства [4], сегодня весьма актуальна экологическая политика. Это объясняется тем, что в условиях все большего ухудшения состояния окружающей природной среды, право граждан пить чистую воду, дышать чистым воздухом и т.д. становится одним из жизненно важных. Поскольку основное социальное назначение государства заключается в обеспечении прав и свобод своих граждан, то в современных условиях экологическая политика государства превращается в важнейшее направление его политической деятельности.

Право как социальная категория является основным регулятором общественных отношений, и государство поддерживает его силой принуждения, которая обеспечивается всей мощью политикоправовой власти. Оптимизация осуществления экологической функции государства, по нашему мнению, предполагает поддержку государственных инициатив не только принудительной силой государства, но и всем обществом, всеми его гражданами, которые все требовательнее предъявляют свое право на благоприятную окружающую среду. Бережное и рациональное отношение к природе и ее ресурсам должно стать не только составной частью государственной политики, но и неотъемлемой частью экономической, политической и правовой культуры [4, с. 208].

Таким образом, экологическая функция правового российского государства должна рассматриваться как важнейшее направление деятельности, определяющей в целом реализацию стратегической цели государственной политики в области экологического развития, заключающейся в решении социально-экономических задач, обеспечивающих экологически ориентированный рост экономики, в сохранении благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укреплении правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности (п. 7 Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года от 30.04.2012 г.).

ЛИТЕРАТУРА

1. Бринчук М. М. Экологическое право. М.: Юристъ. 2003. 324 с.

2. Комаров С. А. Общая теория государства и права. СПб.: Питер. 2005. 368 с.

3. Морозова Л. А. Теория государства и права. М.: Эксмо. 2007. 320 с.

4. Раянов Ф. М. Проблемы теории государства и права (Юриспруденции). М.: Издательский дом «Право и государство». 2003. 280 с.

Поступила в редакцию 30.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.