Научная статья на тему 'Государственная политика в сфере охраны окружающей среды и природопользования'

Государственная политика в сфере охраны окружающей среды и природопользования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
14092
836
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОДЕКС / РАЦИОНАЛЬНОЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рябоконь Игорь Степанович

В статье раскрывается государственная политика в сфере охраны окружающей среды и природопользования, где особое внимание уделяется экологической политике. Освещается роль государства в охране окружающей среды и природопользования. При этом особое внимание уделяется нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рябоконь Игорь Степанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF ENVIRONMENTAL PROTECTION AND NATURAL RESOURCE MANAGEMENT

The article describes the state policy in the sphere of environment protection and natural resources management, with special focus on environmental policy. Highlights the role of the state in environmental protection and natural resource management. Special attention is paid to the normative-legal regulation in the sphere of environmental protection and natural resource management.

Текст научной работы на тему «Государственная политика в сфере охраны окружающей среды и природопользования»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье раскрывается государственная политика в сфере охраны окружающей среды и природопользования, где особое внимание уделяется экологической политике. Освещается роль государства в охране окружающей среды и природопользования. При этом особое внимание уделяется нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Ключевые слова: окружающая среда, природопользование, государство, правовое регулирование, природные ресурсы, экологический кодекс, рациональное природопользование.

STATE POLICY IN THE SPHERE OF ENVIRONMENTAL PROTECTION AND NATURAL RESOURCE MANAGEMENT

Annotation. The article describes the state policy in the sphere of environment protection and natural resources management, with special focus on environmental policy. Highlights the role of the state in environmental protection and natural resource management. Special attention is paid to the normative-legal regulation in the sphere of environmental protection and natural resource management.

Keywords: environment, natural resources, government, legal regulation, natural resources, environmental code, environmental management.

Необходимость сохранения природных ресурсов - неотъемлемая задача государства, которое взяв на себя обязательство обеспечения процветания страны, должно направлять все свои усилия и возможности на поддержание и восстановление благоприятных показателей в данной области. Устойчивое развитие общества возможно только при условии регулирования природопользования со стороны государства, ибо государство является собственником природных ресурсов. Функции по регулированию и управлению в сфере природопользования основаны не только на праве государственной собственности, но и властных полномочиях как политического суверена. Особая роль в этом процессе отводится экологической политике, которая представляет собой систему мер, направленных на регулирование состояния окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в рамках той или иной территории.

Стратегической целью государственной экологической политики России - поддержание целостности природных систем и их жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, улучшения здоровья населения и обеспечения экологической безопасности страны. Достижение указанной цели возможно при условии решения следующих задач: сохранения и восстановления природной среды, формирования современной нормативно - правовой основы рационализации природопользования и экологической безопасности, обеспечения финансирования природозащитных мероприятия, создания эффективной системы управления процессами природопользования и охраны окружающей среды и разработки государственной стратегии природопользования и ее реализация. Выполнение указанных задач невозможно без государственного экологического контроля, который подразумевает под собой один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий.

Государственный экологический контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы. Их деятельность направлена на реализацию целей и решение задач, связанных с рациональным использование природных ресурсов, охраной окружающей среды, обеспечением экологической безопасности и экологического правопорядка (см. рис. 1).

УДК 338.242.4 И.С. Рябоконь

Igor Ryabokon

© Рябоконь И.С., 2015

Регулируя использование природных ресурсов, государство стремится придать рациональный характер, что означает достижение не только экономического, культурно-оздоровительного эффекта, но и охрану окружающей природной среды. Охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц. Их деятельность связана с сохранением и восстановлением природной среды, рациональным использованием и воспроизводством природных ресурсов, предотвращением негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацией последствий. Скоординированное взаимодействие органов власти и специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды, направленное на формирование и практическую реализацию единых межведомственных принципов в природопользовании, представляет собой комплексное управление природопользованием на основе экосистемных подходов при использовании отдельных видов природных ресурсов из природно-ресурсного потенциала территории. При этом важно соблюдать экологические требования, экологические ограничения и экологические приоритеты с целью создания условий для устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития.

Рис. 1. Государственное экологическое управление

Природные ресурсы являются главным объектом природопользования, при этом следует понимать, что понятия природный ресурс и природный объект не тождественны. Природный ресурс -часть природных объектов, используемых человеком для удовлетворения своих потребностей. Природный объект - вся совокупность компонентов природы одного вида (земля, недра, вода, животный мир) в глобальном или национальном масштабе - совокупность природных ресурсов, объектов природы, средообразующих факторов и условий (включая климатические, геологические, гидрологические и другие), присущих конкретной территории, которые могут быть использованы в процессе хозяйственной или иной деятельности и жизни человека. Современные системы управления природными ресурсами ориентированы на обеспечение выполнения государственных норм и требований, ограничивающих негативное воздействие природопользования и его результатов на окружающую среду и способствующих ее восстановлению и воспроизводству. Они реализуются через комплекс административных, экономических, правовых и иных методов, определяющих механизмы управления системой «общество - природа». Причем экономическое регулирование должно быть направлено на поддержание рационального природопользования, снижения нагрузки на природную среду, ее охрану посредством привлечения бюджетных и внебюджетных средств на эту деятельность.

Следует особо подчеркнуть, что формы экономического стимулирования рационального природопользования в Российской Федерации в настоящее время практически отсутствуют. Размер платы за негативное воздействие на окружающую среду и механизм ее начисления не стимулируют предприятия к внедрению природоохранных технологий. Основными направлениями государственной политики в области природопользования являются внедрение комплексного природопользования, его ориентация на цели устойчивого развития Российской Федерации; сокращение в структуре национальной экономики доли предприятий, только потребляющих природные ресурсы; развитие наукоемких природосберегающих высокотехнологичных производств; сохранение объема и разнообразия биологических ресурсов, их внутренней структуры и способности к саморегуляции и самовоспроизводству; предотвращение и пресечение всех видов нелегального использования природных ресурсов, в том числе браконьерства, и незаконного оборота и поддержание традиционной экологически сбалансированной хозяйственной деятельности.

Важным компонентом государственной политики в сфере окружающей среды и природопользования является законодательная база, без которой существование и регулирование данной отрасли не представляется возможным. В России законодательство, регулирующее экологические отношения, сформировано под непосредственным влиянием международного экологического права. В целом российское экологическое законодательство, соответствуя основным тенденциям развития международного экологического права, отражает интересы личности, общества и государства в экологической сфере, гарантируя право на обращение в органы публичной власти с жалобами, предложениями, требованиями по вопросам охраны окружающей среды; право на объединение и создание общественных и иных некоммерческих экологических организаций; право принимать участие в принятии решений, затрагивающих экологические права и обязанности человека и гражданина; право участвовать в референдумах, митингах, пикетах, шествиях, посвященных вопросам охраны окружающей среды. Нормативно-правовая база экологической политики государства включает в себя: международные соглашения, Конституцию РФ 1993 г., где закреплены права человека на благоприятную окружающую среду и на достоверную информацию о ее состоянии (гл. 2, ст. 42); законы «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природных территориях» и т.д. А также иные законы, предусматривающие административную, гражданскую и уголовную ответственность -массовое уничтожение растительного и животного мира, а так же сокращение мест их обитания, отравление водных и земельных ресурсов отходами и совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу.

Основным актом в области использования и охраны природной среды является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Этот закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории РФ, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ. Данный Закон направлен на регулирование широкого круга взаимоотношений людей с природой, который устанавливает, что отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования. То есть обоснованно рассматривает законодательство об отдельных природных ресурсах подотраслями законодательства об охране окружающей среды. В отличие от других законов он не только касается всех природных ресурсов, но и устанавливает общие правила проведения экологических мероприятий (например, экологической экспертизы).

Важным правовым актом для России в области охраны окружающей среды и природопользования является экологический кодекс РФ, который должен обеспечить целостность, убрать пробелы и противоречия, обеспечить надежность, согласованность как с гражданами, организациями, так и международным законодательством. Основная цель его разработки является переход к комплексному правовому регулированию экологических отношений, а также гармонизация с нормами международного законодательства в сфере охраны окружающей среды и установление новых правовых институтов, отвечающих современным требованиям экономического развития общества с введением в мак-

симально возможной степени норм прямого действия. Предметом правового регулирования этого документа являются общественные отношения: по охране окружающей среды, отдельных компонентов (природных объектов) от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности; рациональному использованию природных ресурсов; использованию материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих экологическую опасность; по обращению с отходами про-производства и потребления, связанные с учреждением и определением режима территорий с особым экологическим статусом, связанные с реализацией прав граждан и общественных объединений на доступ к экологической информации, участие в принятии государственных решений, доступ к правосудию по экологическим вопросам. Кодекс обеспечит защиту экологических интересов общества и экологической безопасности страны на основе общей идеи сохранения жизнеобеспечивающих функций окружающей природной среды при устойчивом социально-экономическом развитии.

Предметом правового регулирования законопроекта являются общественные отношения: по охране окружающей среды, ее отдельных компонентов (природных объектов) от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности; рациональному использованию природных ресурсов; по использованию материалов, продукции, производственных и иных объектов, представляющих экологическую опасность; по обращению с отходами производства и потребления, связанные с учреждением и определением режима территорий с особым экологическим статусом, связанные с реализацией прав граждан и общественных объединений на доступ к экологической информации, участие в принятии государственных решений, доступ к правосудию по экологическим вопросам. Кодекс обеспечит защиту экологических интересов общества и экологической безопасности страны на основе общей идеи сохранения жизнеобеспечивающих функций окружающей природной среды при устойчивом социально-экономическом развитии. Цели, направления, задачи и принципы проведения единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период определяет экологическая доктрина Российской Федерации, которая провозглашает экологию в качестве одного из приоритетов деятельности государства по обеспечению национальных интересов. Стратегической целью, согласно этому документу, является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.

Состояние и использование природных ресурсов сфера в первую очередь публичных интересов, что предполагает вмешательство государства в регулирование отношений собственности на природные ресурсы, установление законодательных ограничений для осуществления составляющих ее правомочий, а потом уже частных интересов. Положение государства состоит в том, что его правомочия владения и пользования находят свое реальное воплощение в хозяйственной и иной деятельности предприятий, организаций и граждан, которым государство передает природные ресурсы для использования. А правомочие распоряжения осуществляется государством через управленческие функции его компетентных органов по определению правового режима природных ресурсов, предоставлению и изъятию, контролю за использованием и охраной окружающей среды и др.

Библиографический список

1. Карелина, И. М. Модернизация властных и общественных отношений в России / И. М. Карелина, А. А. Туровский // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2010. - № 22. -С. 45-51.

2. Туровский, А. А. Обоснование методологических подходов в области земельной политики / А. А. Туровский, И. С. Рябоконь, Т. Б. Худояров // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. - № 8. - С. 67-71.

3. Туровский, А. А. Стратегическое управление в системе общенаучного понятия: междисциплинарный подход / А. А. Туровский // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2013. -№ 20. - С. 62-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.