Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности продуктов питания в свете интеграционных процессов: гармонизация российских и международных гигиенических нормативов'

Обеспечение безопасности продуктов питания в свете интеграционных процессов: гармонизация российских и международных гигиенических нормативов Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
241
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Ракитский В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности продуктов питания в свете интеграционных процессов: гармонизация российских и международных гигиенических нормативов»

© В. Н. РАКИТСКИЙ, 2013

УДК 614.31:63

АКАДЕМИК РАМН В. Н. РАКИТСКИЙ

Обеспечение безопасности продуктов питания в свете интеграционных процессов: гармонизация российских и международных гигиенических нормативов

ФБУН Федеральный научный центр гигиены им.Ф. Ф. Эрисмана Роспотребнадзора, Мытищи

В связи со вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО), правилами которой предусмотрено в случаях отсутствия соответствующего научного обоснования использование государствами — членами ВТО стандартов безопасности пищевых продуктов (максимально допустимых уровней МДУ) не жестче тех, которые установлены Комиссией "Кодекс Алиментариус", а также ввозом на территорию Российской Федерации значительного объема импортируемой пищевой продукции проблема гармонизации российских и международных требований к безопасности и качеству пищевых продуктов является актуальной.

В силу особенностей применения пестицидов (преднамеренность внесения в окружающую среду, непреднамеренность циркуляции в среде обитания, возможность контакта с их остаточными количествами больших масс населения, высокая направленная биологическая активность) указанная группа ксенобиотиков с токсиколого-гигиенических позиций во всем мире изучается и оценивается наиболее строго по сравнению с химическими и биологическими токсикантами другого назначения. В связи с этим подходы к гармонизации требуют серьезного научного обоснования.

Гармонизация величин МДУ с международными стандартами (ФАО/ВОЗ, ЕС и ЕРА) осуществляется на основании законодательных, нормативных и правовых актов Российской Федерации в области безопасности пищевых продуктов: федеральных законов от 27.12.02 № 184-ФЗ "О техническом регулировании", от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.09 № 761 "Об обеспечении гармонизации российских санитарно эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосани-тарных мер с международными стандартами", приказов Роспотребнадзора от 31.03.10 № 114 "Об организации работ по гармонизации санитарного законодательства Российской Федерации с международными требованиями", от 18.04.11 № 388 о создании Комиссии Роспотреб-надзора по взаимодействию с Комиссией ФАО/ВОЗ по пищевым стандартам ("Кодекс Алиментариус").

На национальном уровне требования к безопасности пищевых продуктов установлены в соответствии с действующими нормативными и методическими документами СанПиН 2.3.2.1078—01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов", ГН 1.2.2701—10 "Гигиенические нормативы содержания пестицидов в объектах окружающей среды (перечень)", МУ 1.2.2960—11 "Научное обоснование максимально допустимых уровней остаточных количеств пестицидов в пищевой продукции", МУ 1.2.2961— 11 "Научное обоснование максимально допустимых уровней содержания контаминантов химической природы и пищевых добавок в пищевой продукции", Гиги-

енической классификации пестицидов и агрохимикатов (СанПиН 1.2.2584—10); документ признан межгосударственным правовым актом Таможенного союза (решение Комиссии Таможенного союза от 07.04.11 № 622).

На уровне государств — членов Таможенного союза действуют "Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)" — утверждены решением Комиссии Таможенного союза 28.05.10 № 299. В приложении к указанным Единым санитарным требованиям изложены принятые Комиссией Таможенного союза гигиенические нормативы содержания действующих веществ пестицидов в объектах окружающей среды, продовольственном сырье и пищевых продуктах (решениями Комиссии Таможенного союза № 341 от 17.08.10 и № 889 от 09.12.11 утверждены дополненные редакции гигиенических нормативов).

При этом приоритетом является не только защита севооборота, но прежде всего обеспечение безопасности продукции для здоровья людей (недопущение содержания остаточных количеств пестицидов в пищевых продуктах в количествах, представляющих неприемлемый риск для здоровья человека).

В рамках деятельности по гармонизации нормативов Россия взаимодействует с Европейской комиссией, а именно с Генеральным директоратом по здравоохранению и защите прав потребителей и EFSA (Европейское агентство по безопасности пищевых продуктов). Началом сотрудничества явились переговоры Главного государственного санитарного врача Российской Федерации Г. Г. Онищенко и Генерального директора Генерального директората по здравоохранению и защите прав потребителей Евросоюза г-жи Паолы Те-стори Коджи.

С этой целью были сформированы экспертные группы Россия — ЕС по установлению МДУ остаточных количеств пестицидов и ветеринарных препаратов в пищевых продуктах.

По поручению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека ФБУН ФНЦГ им. Ф. Ф. Эрисмана с 2008 г. выполняет работу по гармонизации МДУ в продуктах питания со стандартами ЕС в соответствии с приоритетными списками, поступающими из Европейской комиссии.

В рамках сотрудничества с Европейской комиссией по вопросам гармонизации гигиенических нормативов содержания остаточных количеств пестицидов были проведены специальные совещания российских и европейских экспертов.

Первое состоялось на базе EFSA, где были детально обсуждены методические подходы к научному обоснованию МДУ остаточных количеств пестицидов в пищевых продуктах в РФ и ЕС (Парма, Италия 7—11 октября 2008 г.). В ходе данного обсуждения были установлены принципы разработки МДУ в ЕС

и Российской Федерации. В РФ в течение более 40 лет используется принцип комплексного гигиенического нормирования пестицидов, согласно которому при установлении МДУ, исходя из допустимой суточной дозы (ДСД) поступления пестицидов в организм человека, одновременно учитываются возможные уровни поступления действующих веществ (д.в.) не только с продуктами питания, но и с питьевой водой и атмосферным воздухом. За эти годы указанный принцип полностью показал свою жизнеспособность и обоснованность. В ЕС учитывается поступление д.в. в организм только с пищевыми продуктами. При определении остаточных количеств пестицидов в пищевых продуктах данные по этим материалам в ЕС обрабатывают статистически, в РФ принимаются максимальные значения; оценка риска в ЕС проводится по ДСД, как и в России, но, кроме этого, для оценки риска рассчитывается острая референтная доза.

На последующих совещаниях (26—27 мая 2010 г., 28 апреля 2011 г., Москва; 21 марта 2012 г., Брюссель, Бельгия) обсуждены вопросы европейской методологии оценки риска воздействия пестицидов на здоровье людей и окружающую среду (модель PRIMO), результатов гармонизации МДУ (по приоритетным спискам), целесообразности привлечения к формированию приоритетных списков д.в. пестицидов для гармонизации показателей безопасности пищевых продуктов представителей Европейской ассоциации производителей пестицидов (ECPA), а не только представителей ассоциации производителей пищевых продуктов (Freshfel). Отмечено, что в условиях постоянно возрастающих объемов международной торговли пищевыми продуктами вопросы их соответствия международным требованиям безопасности для здоровья человека приобретают особое значение. Подчеркнута роль совместной комиссии ФАО/ВОЗ по стандартам пищевых продуктов "Кодекс Алиментариус" в поддержании качества пищевых продуктов на мировом рынке.

Работа по гармонизации МДУ д.в. пестицидов в пищевых продуктах с международными стандартами ведется постоянно и планомерно, прежде всего по результатам выполняемой токсиколого-гигиенической оценки пестицидов, представляемых к государственной регистрации, перерегистрации или расширению сферы применения на территории России, а также в соответствии с приоритетными списками пестицидов, представляемых Генеральным директоратом по здравоохранению и защите прав потребителей, и заявлениями поставщиков импортируемой пищевой продукции.

Первый этап проведенной работы по гармонизации МДУ нашел свое отражение в нормативно-методическом документе (ГН 1.2.2701—10), в котором были установлены единые гигиенические нормативы для продовольственного сырья и пищевых продуктов (МДУ) для однородных групп растениеводческой продукции, имеющих сходные биологическую характеристику и среднесуточные количества потребления в рационе человека (плодовые косточковые, плодовые семечковые, зерно хлебных злаков и др.); в 217 случаях исключено словосочетание "не допускается", вместо него представлены пределы обнаружения д.в. пестицидов в конкретных видах растениеводческой продукции; исключены нормативы для технических культур, а также в кормах для животных, птицы (находятся в компетенции органов государственного ветеринарного надзора).

В документ включены гармонизированные с ЕС 20 МДУ для 9 д.в. в растительной продукции (первый

приоритетный список пестицидов), а также ряд гигиенических нормативов пестицидов (МДУ), которые не применяются на территории Российской Федерации. Они включены с целью организации контроля за уровнем пестицидов в импортируемой пищевой продукции. Предложения по нормативам пестицидов рассмотрены и признаны межгосударственным нормативным правовым актом Таможенного союза (решение Комиссии Таможенного союза от 17.08.10 № 341).

В октябре 2011 г. в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представлена для рассмотрения новая редакция ГН, в которой гармонизированы со стандартами Комиссии "Кодекс Алиментариус" в продовольственном сырье и пищевых продуктах 1500 МДУ (для 162 д.в) и стандартами ЕС 19 МДУ для 13 д.в. по второму приоритетному списку и 23 МДУ для 15 д.в. соответственно по третьему.

В документе детализированы нормативы по конкретным видам продукции растениеводства. Так, вместо терминов "плодоносящие овощи (тыквенные)" или "плодоносящие овощи, кроме тыквенных" указаны конкретные величины МДУ: например для огурцов, кабачков, баклажанов и т. д. В приложении к ГН изложены основные термины и понятия (с их детализацией и уточнением), указанные в материалах Комиссии "Ко -декс Алиментариус".

В 2011 г. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко Методические указания "Научное обоснование максимально допустимых уровней остаточных количеств пестицидов в пищевой продукции (МУ 1.2.2960—11), в которых гармонизированы подходы к установлению МДУ с учетом оценки риска.

Таким образом, за период 2008—2012 гг. на основании токсиколого-гигиенической оценки д.в. пестицидов (Гигиеническая классификация пестицидов по степени опасности (СанПиН 1.2.2584—10)), материалов изучения содержания остаточных количеств пестицидов в растительной продукции (данные по России и миру) обоснованы и гармонизированы 2200 МДУ в продуктах питания и пищевом сырье для 348 д.в. пестицидов с учетом требований Комиссии "Кодекс Алиментариус" (1500 МДУ) и стандартов ЕС (722 МДУ).

В 2008—2011 гг. разработаны и гармонизированы методы аналитического контроля по 11 действующим веществам для 66 растительных культур.

Вместе с тем говорить о завершении работ по гармонизации гигиенических нормативов пестицидов к какому-либо конкретному сроку было бы не вполне корректно. В этом постоянном процессе имеются проблемы: значительный разброс (в 20—40 и более раз) между величинами МДУ пестицидов, установленных Комиссией "Кодекс Алиментариус", ЕС, ЕРА и др.; существенная корректировка (даже в течение 1 года) нормативов, принимаемых международными и национальными органами на основании новых данных о риске для человека; необходимость дальнейшего совершенствования методов аналитического контроля пестицидов.

На совещаниях с экспертами ЕС неоднократно отмечалось: "Специалисты как Российской Федерации, так и Европейского Союза рассматривают процесс определения и обновления уровня МДУ как постоянно протекающий, который предполагает обмен новой информацией по мере ее поступления".

Таким образом, процесс гармонизации величин МДУ с международными стандартами (ФАО/ВОЗ, ЕС, ЕРА и др.) очень важен, ведется и будет продолжаться в рамках действующих правовых норм. Для пестицидов, зарегистрированных в установленном порядке и используемых на территории России, процедура разработки и утверждения МДУ и их аналитического обеспечения строго регламентирована действующим законодательством РФ и неукоснительно выполняется. Для пестицидов, которые не имеют государственной регистрации в Российской Федерации, но могут поступать в организм людей с импортируемым продовольствием, поставщиком должны соблюдаться следующие требования:

— представление информации об использованных пестицидах при их производстве, хранении и транспортировке;

— представление материалов по токсиколого-ги-гиенической характеристике д.в. пестицида (токсичность, опасность, остаточные количества в пищевых продуктах);

— представление данных о величинах МДУ в конкретном виде продукции (нормативы, установленные Комиссией "Кодекс Алиментариус", ЕС, национальным органом страны-экспортера и др.);

— представление метода аналитического контроля д.в. пестицида в этом виде продукции, аналитический стандарт.

Указанные сведения будут положены в основу проведения в установленном порядке санитарно-эпидемиологической экспертизы конкретного вида продовольствия, по результатам которой будет принято решение о возможности ввоза и условиях использования данного вида продовольствия.

Таким образом, работа по гармонизации гигиенических нормативов и научному обоснованию методических подходов к оценке риска поступления пестицидов с пищевыми продуктами с учетом международных требований и в дальнейшем останется важнейшим направлением деятельности ФБУН ФНЦГ им. Ф.Ф. Эрисмана.

В заключение необходимо отметить, что в решение проблемы безопасности пищевых продуктов при применении пестицидов значительный вклад внесли академики, члены-корреспонденты Л. И. Медведь, Е. И. Гончарук, Ю. С. Каган, Г. Г. Онищенко, А. П. Шицкова, А. И. Потапов, В. А. Тутельян, В. Н. Ра-китский, В. Г. Бардов, С. Т. Омельчук; доктора и кандидаты наук Е. А. Антонович, Р. А. Рязанова, С. Ю. Бус-лович, С. М. Павленко, О. Н. Елизарова, Т. А. Синиц-кая, Е. Г. Чхвиркия, Н. И. Николаева, А. В. Ильницкая, И. В. Березняк, В. С. Бурый, А. Е. Подрушняк, И. Д. Га-далина, Т. Н. Бусова, М. В. Малышева, Т. А. Кочеткова, Л. И. Липкина, Р. И. Анискина, С. Е. Демина, Л. Г. Иванова, С. Г. Федорова и др.

© И. А. ДЯТЛОВ, Е. А. ТЮРИН, 2013 УДК 614.3/.7:616.9-022-084

ЧЛЕН-КОРР. РАМН И. А. ДЯТЛОВ, Е. А. ТЮРИН

Государственная санитарно-эпидемиологическая служба в обеспечении биологической безопасности

ФБУН Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии Роспотребнадзора, Оболенск

Биологическая безопасность — это система медико-биологических, организационных и инженерно-технических мероприятий и средств, направленных на защиту работающего персонала, населения и окружающей среды от воздействия патогенных биологических агентов. Биологическая безопасность включает предотвращение воздействия и как следствие отсутствие ущерба и достижение защищенности личности, общества и государства в целом от потенциальных и реальных биологических угроз.

В Российской Федерации уже на протяжении 90 лет задачи предотвращения возникновения и распространения опасных инфекционных болезней, способных вызвать массовые вспышки и эпидемии, возложены на Государственную санитарно-эпидемиологическую службу, которую в настоящее время представляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). В составе Роспотребнадзора работает около 250 организаций и учреждений эпидемиологического и гигиенического профиля, призванных осуществлять функцию обеспечения биологической безопасности.

Следует отметить, что именно в России в начале XIX века были сформулированы основные принципы работы с возбудителями особо опасных инфекций и пациентами с данными заболеваниями, которые в даль-

неишем распространились по всему миру и в настоящее время представляют собой развитую систему, включающую правила работы, средства индивидуальной и коллективной защиты от инфекций, специально созданное оборудование, материалы и многое другое.

Биологическая безопасность на государственном уровне предусматривает комплекс мероприятий политического, экономического, медицинского и организационного характера, обеспечивающих защиту от вредных биологических факторов. Актуальность проблемы биологической безопасности подчеркивается и тем, что в течение 2000—2011 гг. был разработан ряд положений, документов, указов и программ.

Национальные и международные меры соблюдения биологической безопасности предпринимались и ранее. С 1994 по 2009 г. вышел ряд руководств по обеспечению требований биологической безопасности в мировом сообществе (ВОЗ, CDC), а также санитарно-эпидемиологические правила по безопасности работы с возбудителями инфекционных заболеваний I—IV групп патогенности (опасности).

В 1995 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о биологическом разнообразии, а также подписала "Протокол о биологической безопасности", регулирующий обработку и межграничный перенос"... любых живых измененных организмов, являю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.