17. МУ 1.2.2875-11 "Порядок выявления и идентификации наноматериалов в водоемах"
18. Му 1.2.2876-11 "Порядок выявления и идентификации наноматериалов в растениях"
19. Му 1.2.2877-11 "Порядок выявления и идентификации наноматериалов в рыбах"
20. Му 1.2.2965-11 "Порядок медико-биологической оценки действия наноматериалов на лабораторных животных по морфологическим признакам и метаболическим параметрам"
21. Му 1.2.2966-11 "Порядок и организация контроля за наноматериалами"
22. Му 1.2.2967-11 "Порядок оценки действия наноматериалов на рыб по морфологическим и генетическим признакам"
23. Му 1.2.2968-11 "Порядок биологической оценки наноматериалов на растениях по морфологическим признакам"
24. МР 1.2.2522-09 "Выявление наноматериалов, представляющих потенциальную опасность для здоровья человека"
25. МР 1.2.2566-09 "Оценка безопасности наноматериалов in vitro и в модельных системах in vivo"
26. МР 1.2.2639-10 "Использование методов количественного определения наноматериалов на предприятиях наноиндустрии и в контролирующих организациях"
27. МР 1.2.2640-10 "Методы отбора проб, выявления и определения содержания наночастиц и наноматериалов в составе сельскохозяйственной, пищевой продукции и упаковочных материалов"
28. МР 1.2.2641-10 "Определение приоритетных видов наноматериалов в объектах окружающей среды, живых организмах и пищевых продуктах"
29. МР 1.2.0016-10 "Методика классифицирования нанотехнологий и продукции наноиндустрии по степени их потенциальной опасности".
30. МР 1.2.0018-11 "Порядок отбора проб и методы определения содержания наночастиц в составе продукции бытовой химии, дезинфекционных и парфюмерно-косметических средств"
31. МР 1.2.0022-11 "Порядок отбора проб для контроля за наноматериалами"
32. МР 1.2.0023-11 "Контроль наноматериалов в пищевой продукции"
33. МР 1.2.0024-11 "Контроль наноматериалов, применяемых в химической промышленности"
34. МР 1.2.0036-11 "Контроль наноматериалов в дезсредствах и продукции бытовой химии"
35. МР 1.2.0037-11 "Контроль наноматериалов в воздухе"
36. МР 1.2.0038-11 "Оценка риска воздействия наноматериалов и наночастиц на организм человека"
37. МР 1.2.0039-11 "Контроль наноматериалов в упаковочных материалах"
38. МР 1.2.0040-11 "Контроль наноматериалов в парфюмернокосметической промышленности"
39. МР 1.2.0041-11 "Развитие системы принятия решений по контролю нанобезопасности на базе оценки рисков производства, использования и утилизации наноматериалов на основе мониторинга данных процессов на предприятиях наноиндустрии"
40. МР 1.2.0042-11 "Контроль наноматериалов, применяемых в сельском хозяйстве"
41. МР 1.2.0043-11 "Контроль наноматериалов в объектах окружающей среды"
42. МР 1.2.0044-11 "Порядок выявления и идентификации агрегатов фуллеренов С60 в срезах тканей животных и растений методами аналитической электронной микроскопии"
43. МР 1.2.0045-11 "Порядок выявления и идентификации многостенных углеродных нанотрубок в срезах тканей животных и растений методами аналитической электронной микроскопии"
44. МР 1.2.0046-11 "Применение метода энергодисперсионной микроспектроскопии для анализа наночастиц серебра, оксидов цинка, алюминия и церия в тканях животных и растений"
45. МР 1.2.0047-11 "Выявление методами электронной микроскопии структурных изменений, вызываемых искусственными наночастицами в клетках животных и растений"
46. МР 1.2.0048-11 "Порядок и методы определения органотроп-ности и токсико-кинетических параметров искусственных наноматериалов в тестах на лабораторных животных
47. МР 1.2.0052-11 "Оценка воздействия наноматериалов на функцию иммунитета"
48. МР 1.2.0053-11 "Оценка воздействия наноматериалов на про-теомный профиль и биосинтетические процессы в тестах на лабораторных животных"
49. МР 1.2.0054-11 "Порядок и методы оценки воздействия искусственных наночастиц и наноматериалов на токсическое действие химических веществ"
О коллектив АВТОРОВ, 2013 УДК 614.31:34
И. В. Брагина, О. И. Аксенова, Б. Г. Бокитько, А. А. Горский, Г. Е. Иванов
о СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ НОРМАТИВНОГО ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
безопасности пищевых продуктов в условиях торговоэкономической ИНТЕГРАЦИИ ГОСУДАРСТВ - ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА и ВСТУПЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ВТО
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва
В статье изложены приоритетные направления деятельности Роспотребнадзора по совершенствованию нормативного правового обеспечения безопасности пищевых продуктов и контролю за соответствием пищевых продуктов требованиям законодательства. Представлены основные документы, направленные на гармонизацию национальных требований и требований Таможенного союза по безопасности пищевых продуктов с международными. Изложена работа в рамках присоединения России к ВТО. А также приведены данные о контроле за качеством и безопасностью пищевых продуктов.
Ключевые слова: безопасность пищевых продуктов, ВТО
11
[гиена и санитария 1/2013
I. V. Bragina, O. I. Aksenova, B. G. Bokit’ko, A. A. Gorsky, G. E. Ivanov. — ON THE IMPROVEMENT OF THE LEGAL SUPPORT OF THE FOOD SAFETY IN THE CONDITIONS OF TRADE AND ECONOMIC INTEGRATION OF STATES-MEMBERS OF THE CUSTOMS UNION AND THE RUSSIAN FEDERATION'S ACCESSION TO THE WTO
The Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare, 127994, Moscow, Russian Federation
In the article priority activities of The Federal Service for the Oversight of Consumer Protection and Welfare on improvement of standard legal support of safety of foodstuff and control of compliance of foodstuff to legislation requirements are reported.. The main documents directed on harmonization of the international requirements with national ones and requirements of the Customs union on safety offoodstuff are submitted. Work within a framework of Russian Federation's accession to the WTO is described. And data on control of quality and safety offoodstuff are provided also.
Key words: standard legal support, safety offoodstuff, compliance of foodstuff to legislation requirements
Указом Президента Российской Федерации от 30.01.10 № 120 утверждена Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, приоритетными направлениями которой для Роспотребнадзора являются:
- контроль за соответствием требованиям законодательства Российской Федерации пищевых продуктов, в том числе импортированных, на всех стадиях их производства, хранения, транспортировки, переработки и реализации;
- совершенствование системы организации контроля за безопасностью пищевых продуктов, включая создание современной технической и методической базы;
- гармонизация с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании.
Также распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.10.10 № 1873-p были утверждены Основы государственной политики в области здорового питания, основными задачами которой являются:
- развитие производства пищевых продуктов, обогащенных незаменимыми компонентами, специализированных продуктов детского питания, продуктов функционального назначения, диетических (лечебных и профилактических) пищевых продуктов и биологически активных добавок к пище, в том числе для питания в организованных коллективах (трудовых, образовательных и др.);
- совершенствование организации питания в организованных коллективах, обеспечение полноценным питанием беременных и кормящих женщин, а также детей в возрасте до 3 лет, в том числе через специальные пункты питания и магазины, совершенствование диетического (лечебного и профилактического) питания в лечебнопрофилактических учреждениях как неотъемлемой части лечебного процесса;
- разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания;
- мониторинг состояния питания населения.
В настоящее время существуют 3 уровня нормативных правовых актов в области безопасности пищевых продуктов:
- национальные документы: санитарные правила и Технические регламенты,
- документы Таможенного союза: Единые санитарноэпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденные решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.10 № 299, и Технические регламенты Таможенного союза,
- международные документы: стандарты на пищевые продукты Комиссии "Кодекс Алиментариус".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.09 № 761 "Об обеспечении гармонизации российских санитарно-эпидемиологических требований, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер с международными стандартами" установлено, что:
- правовые акты, устанавливающие санитарноэпидемиологические требования, подлежат экспертизе на предмет их соответствия стандартам, рекомендациям и другим документам международных организаций, включая Всемирную организацию здравоохранения, Комиссию "Кодекс Алиментариус";
- правовые акты, устанавливающие санитарноэпидемиологические требования, которые по результатам экспертизы носят ограничительный характер по сравнению с международными стандартами, при отсутствии научного обоснования такого ограничения или степени риска для жизни или здоровья человека подлежат приведению в соответствие с международными стандартами.
Роспотребнадзором в развитии постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.09 № 761 и с целью организации работ по гармонизации санитарного законодательства Российской Федерации с международными стандартами издан приказ от 31.03.10 № 114 "Об организации работ по гармонизации санитарного законодательства Российской Федерации с международными требованиями".
Приказом Роспотребнадзора от 18.04.11 № 388 образована Комиссия Роспотребнадзора по взаимодействию с Комиссией ФАО/ВОЗ по пищевым стандартам ("Кодекс Алиментариус"), утверждено положение о данной комиссии и ее состав.
Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.11 № 625 "Об обеспечении гармонизации правовых актов Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер с международными стандартами" установлено:
- при поступлении письменных обращений заинтересованных лиц, включая правительства иностранных государств, о несоответствии документов Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер стандартам, решениям и рекомендациям международных организаций, включая Всемирную организацию здравоохранения, Комиссию "Кодекс Алиментариус", а также по инициативе уполномоченных органов Сторон, такие документы подлежат экспертизе в соответствии с Положением о едином порядке проведения экспертизы правовых актов Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер;
- документы Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных
12
мер, которые по результатам экспертизы признаны носящими более ограничительный характер по сравнению с международными стандартами, при отсутствии научного обоснования такого ограничения или риска для жизни или здоровья человека, животных или растений подлежат приведению в соответствие с международными стандартами.
Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.11 № 801 утверждено Положение о едином порядке проведения экспертизы правовых актов Таможенного союза в области применения санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.
Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.11 № 721 "О применении международных стандартов, рекомендаций и руководств" определено:
- в случае отсутствия документов Таможенного союза или документов национального законодательства, действующих на территории Таможенного союза, устанавливающих обязательные санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к продуктам животного и растительного происхождения, следует применять стандарты Комиссии "Кодекс Алиментариус" (международные стандарты);
- в случае если санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования, действующие на территории Таможенного союза, являются более ограничительными, чем соответствующие международные стандарты, при отсутствии научного обоснования риска для жизни или здоровья человека в соответствующей части применяются международные стандарты.
Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 16.08.11 № 773 указанное выше решение вступает в силу не ранее даты присоединения первого из государств-членов Таможенного союза к ВТО.
В области безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов контролируется более 7 тыс. санитарно-эпидемиологических показателей. При подготовке нормативной базы Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам было гармонизировано более 2,5 тыс. показателей безопасности пищевых продуктов.
Вся работа по уточнению гигиенических нормативов проводилась на основании научных разработок, проводимых как в Российской Федерации, так и в других странах мира с учетом рекомендаций международных организаций, работающих в системе ВОЗ и ФАО.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека c 2008 г. осуществляется сотрудничество с Европейской комиссией, в первую очередь с генеральным директоратом по вопросам здравоохранения и защиты прав потребителей (DG SANCO).
Одним из основных направлений взаимодействия с Европейской комиссией является сотрудничество по вопросам безопасности продуктов питания, включая гигиеническое нормирование содержания остаточных уровней пестицидов, ветеринарных препаратов и других контаминантов в пищевой продукции.
Проведена работа в рамках присоединения России к ВТО. Российская Федерация взяла на себя обязательство о том, что все санитарные меры будут разрабатываться как в Российской Федерации, так и уполномоченными органами Таможенного союза в соответствии с соглашениями с ВТО и, в частности Соглашением по применению санитарных и фитосанитарных мер. Так, санитар-
ные меры должны будут применяться только в пределах, необходимых для защиты жизни и здоровья человека и будут основаны на научных принципах и не должны необоснованно и спорно дискриминировать других членов ВТО.
В Российской Федерации создана и функционирует методическая база оценки качества и безопасности пищевых продуктов, основанная на применении современных высокочувствительных и селективных методов анализа, обеспечивающая контроль за показателями безопасности и качества пищевой продукции.
В области создания современной системы мониторинга загрязнения пищевых продуктов в России организован мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов. Ежегодно в стране только Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исследуется около 700 тыс. проб пищевых продуктов по санитарно-химическим показателям и около 1,3 млн проб по санитарно-микробиологическим показателям. Такая плотность контроля пищевых продуктов позволяет выявлять партии пищевых продуктов как отечественного, так и импортного производства, не соответствующие установленным национальным гигиеническим нормативам, и изымать эти продукты из обращения.
За десять лет удельный вес проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по микробиологическим и санитарно-химическим показателям снизился почти на 3 % (по микробиологическим с 7,44 % в 1998 г. до 4,84 % в 2011 г., а по химическим с 5,72 % в 1998 г. до 2,95 % в 2011 г). И все таки, несмотря на принимаемые меры, доля исследованных проб пищевых продуктов, не соответствующих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим и микробиологическим показателям, остается на высоком уровне.
Роспотребнадзор стал контактным пунктом Международной сети органов по безопасности пищевых продуктов ВОЗ (ИНФОСАН) и Системы Европейской комиссии быстрого уведомления по качеству продуктов питания и кормов (RASFF) в Российской Федерации. В Роспотребнадзор по указанным системам поступала информация об отравлении в Китайской Народной Республике детей молочными смесями, загрязненными меламином, о загрязнении диоксинами мяса в Ирландии, об исследованиях пищевых продуктов на показатели радиационной безопасности в Японии и о распространении в Европе заболеваний, вызванных высокопатогенной энтерогеморрагической кишечной палочкой.
В связи с вышеизложенным необходимо осуществить следующие задачи:
- совершенствование законодательной, нормативной и методической базы по контролю качества и безопасности пищевых продуктов;
- гармонизация с международными требованиями показателей безопасности пищевых продуктов на основе фундаментальных исследований в области науки о питании;
- совершенствование системы организации контроля безопасности пищевых продуктов.
- разработка программ по вопросам здорового питания, направленных на реализацию задач по профилактике микронутриентной недостаточности с учетом увеличения объемов производства отечественных микронутриентов и обогащенных продуктов на их основе.
Поступила 30.05.12
13