участников похода к воздействию естественных факторов природы; соблюдать санитарно-гигиенические требования и технику безопасности во время переходов и при организации привалов, биваков, дневок, санитарно -гигиенические требования при организации питания, контроля за водно-солевым режимом, состоянием одежды, обуви и т. д.
Дополнительные общеобразовательные программы туристско-краеведческой направленности «Азимут», «Следопыты», «Спортивное ориентирование», реализуемые в Центре детского творчества муниципального образования город Горячий Ключ, имеют цикл занятий, дающих теоретическую и практическую подготовку к походам. Каждый учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, необходимыми в туристской деятельности и обеспечивающими безопасность в дальнейших походах.
УДК 614.8.084; 379.852; 613.692
И. Е. Ильяшенко, Д. В. Смирнов
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ МНОГОДНЕВНОЙ КРАЕВЕДЧЕСКО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ТУРИСТСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ С ПОДРОСТКАМИ
Раскрыты пути решения проблемы обеспечения безопасности в туристских путешествиях в форме краеведческо-исследовательских экспедиций с подростками. Даны характеристики психологических особенностей участников туристских экспедиций подросткового возраста. Охарактеризованы объективные и субъективные факторы, влияющие на обеспечение безопасности в многодневных туристских краеведческо-исследовательских экспедициях с подростками. Даны методические рекомендации по подготовке путешествий для педагогов - руководителей многодневных туристских краеведческо-исследовательских экспедиций с подростками
The ways of solving the problem of providing security in tourist trips in the form of local history research expeditions with teenagers are revealed. Characteristics of the psychological peculiarities of adolescent participants in tourist expeditions are provided. Objective and subjective factors that affect the provision of security in multi-day regional research expedition trips with teenagers are characterized. Methodical recommendations on the preparation of travel for teachers leading multi-day regional research expedition trips with teenagers.
Ключевые слова: туристский поход, туристская экспедиция, подросток, безопасность, обеспечение безопасности, факторы безопасности, педагог - руководитель группы, психологические особенности, самодеятельность, автономность, краеведческо-исследовательская экспедиция, опасности, объективные факторы, субъективные факторы.
Keywords: tourist hike, expedition, teenager, security, security, safety factors, teacher as group leader, psychological characteristics, independent activity, autonomy, regional research, dangers, objective factors, subjective factors.
Проблема обеспечения безопасности туристских путешествий - одна из самых актуальных и своевременных и в то же время одна из самых сложных проблем в организации и проведения спортивных походов и краеведческо-исследовательских экспедиций, особенно с подростками.
Безопасность - это состояние объекта, в котором он либо не подвергается негативному воздействию, либо успешно противостоит такому воздействию, продолжая нормально функционировать [1].
Наличие объекта предполагает существование субъекта. В данном случае субъектами многодневной краеведческо-исследовательской туристской экспедиции выступают педагог-руководитель и подростки (референтная -походно-экспедиционная группа), которые обеспечивают достижение и поддержание состояния безопасности. В многодневной краеведческо-исследовательской туристской экспедиции объект совпадает с субъектом (участник туристского похода или экспедиции самостоятельно обеспечивает свою безопасность в автономных условиях походно-экспедиционной самодеятельности).
Таким образом, в понятие безопасности в многодневной краеведческо-исследовательской туристской экспедиции мы включаем информационную, техническую, юридическую, экологическую и, наконец, физическую безопасность личности.
По нашему мнению, необходимо различать безопасность в многодневной краеведческо-исследовательской туристской экспедиции в целом как общее, абстрактное понятие и безопасность конкретного объекта. Общее понятие безопасности используется в основном в научных и исследовательских целях. Оно позволяет делать какие-то выводы, устанавливать правила и закономерности. Но все эти правила могут быть реализованы на конкретном объекте только при учете его индивидуальных особенностей. Отсюда вывод: безопасность объекта (туриста-подростка) - дело как индивидуальное, так и коллективное (туристская группа-коллектив). Каждый объект обладает присущими только ему, уникальными особенностями, которые нужно учитывать при обеспечении его безопасности. Использование общих схем недопустимо и влечет за собой создание заведомо уязвимой системы безопасности в многодневной краеведческо-исследовательской туристской экспедиции.
Даже при самом удачном стечении внешних обстоятельств, при самой тщательной подготовке поход, многодневная краеведческо-исследовательская туристская экспедиция, по мнению Э. Э. Линчевского, «может не доставить туристам радости, если между ними сложатся нездоровые отношения» [2]. Э. Э. Линчевский определяет, что важнейшим фактором успеха проведения любого туристского похода или многодневной краеведческо-исследовательской туристской экспедиции является психологический климат в группе. Психологический климат влияет, прежде всего, на безопасность проведения путешествия в целом и успешного решения поставленных в нем целей и задач.
Условия успеха путешествия Э. Э. Линчевский обобщенно сводит к соблюдению двух требований:
1) путешествие должно оказаться не ниже определенного уровня положительных ожиданий (надежд) участников;
2) в нем не должны осуществиться опасения участников и не должно случиться серьезных неприятных неожиданностей.
Надежды и опасения, составляющие ожидания членов туристской походной группы, являются основными инструментами, с помощью которых измеряется успех любого путешествия (спортивного похода или многодневной краеведческо-исследовательской туристской экспедиции). Однако этим роль ожиданий, по мнению Э. Э. Линчевского, не исчерпывается. «Они в значительной степени определяют поведение и взаимоотношения отдельных членов группы, что само по себе имеет важное значение для того, как будет происходить и чем закончится путешествие» [3]. Таким образом, ожидания играют двоякую роль в становлении и оценке успеха путешествия
Туристская группа многодневной краеведческо-исследовательской туристской экспедиции представляет собой временное и не случайное объединение увлеченных одной идеей людей, в нашем случае педагогов (руководителей экспедиции) и подростков (участников экспедиции). Каждый участник многодневной краеведческо-исследовательской туристской экспедиции занимает в группе определенное место (иерархию) в системе должностно-ролевого самоуправления на срок путешествия и зависим от других членов группы. Эта зависимость «проявляется», прежде всего, автономностью существования туристской группы в походно-полевых условиях и ее жизнеобеспечении. Случайность подбора (комплектации) туристской экспедиционной группы, как правило, определяет весьма неустойчивые межличностные взаимоотношения, которые устанавливаются в такой группе. Как правило, экспедиционные группы формируются в течение достаточно долгого периода времени - учебный год или более продолжительный период.
При формировании экспедиционной группы из школьников подросткового возраста педагогам-руководителям экспедиции для обеспечения безопасности необходимо учитывать особенности психологического развития данной возрастной группы в целом и каждого отдельного подростка в отдельности.
Так, Ольга Писарик указывает, что для понимания процессов роста человека, взросления, способности ребенка/подростка/взрослого на какие-либо поступки, оценки, поведение и т. п. (на «зрелое поведение», в общем) необходимо понимать, как мозг работает, какие его части и когда созревают, за что, за какие процессы отвечают разные подразделы мозга [4]. Такие знания особенно важны для педагогов-руководителей многодневной краеведческо-исследовательской туристской экспедиции, так как в силу автономности существования группы продолжительное время (от 20 до 40 дней
и более) им необходимо проектировать модели поведения подростков, устанавливать нормы и правила поведения, туристской самодеятельности.
Так, важно учитывать, что различные участки мозга детей/подростков, отвечающие за различные функциональные действия, созревают в различные возрастные периоды. Знание этого помогает объяснить эмоциональные и интеллектуальные изменения в поведении, взаимоотношениях и коммуникации подростков и избежать возникновение конфликтных ситуаций, создания нештатных ситуаций, смоделировать поведенческие модели в различных ситуациях автономной от цивилизации жизнедеятельности коллектива, т. е. обеспечить безопасность туристской группы.
Так, по мнению Гордона Ньюфелда (Ванкувер, Канада) [5], как правило, уже сформированы такие психологические поведенческие новообразования у младших подростков к 13 годам:
- рассудительность (до 13 лет у детей не хватает способности адекватно оценивать риск или строить долговременные планы),
- осознанность поступков (уже оформляется сознание, понимание последствий своих поступков и поведения),
- логика (резко растут интеллектуальные и аналитические способности),
- эмоции (возрастает способность переживать эмоции. Однако отставание развития периферической коры проявляется в неспособности к сдерживанию своих эмоциональных порывов);
у 15-летних подростков:
- специализация (изобилие нервных соединений продолжает уменьшаться, и, как следствие, мало используемые связи «умирают». Активизируются наиболее активные и часто используемые связи. Мозг старших подростков становится, по сути, специализированным и эффективным, продуктивным);
к юношескому возрасту, 17 годам:
- абстрактное мышление (подростки становятся способными иметь дело со сложно устроенными (организованными) системами (явлениями, вещами), что приводит к всплеску социальной активности, инициативности и проявлению эмоций. Подростки осваивают процессы планирования, оценки и самооценки, самоконтроля, самовоспитания).
Анализ несчастных случаев в некатегорийных походах и краеведческо-исследовательских экспедициях, проведенный многими исследователями и организаторами туризма (Ю. А. Штюрмер [6], С. М. Губаненков [7], И. Ф. Попов [8], И. А. Самарина [9] и др.) свидетельствует, что категория туристов возрастной группы среднего и старшего подросткового возраста является наиболее уязвимой, чем группы взрослых туристов и даже младших школьников. Во-первых, все возрастные категории не защищены от совершения ошибок, связанных с нарушением техники безопасности и правил поведения в несложных походах и краеведческо-исследовательских экспедициях, однако более всего статистически обмечается травматизм у школьников среднего и старшего подросткового возраста. Это обусловлено, по
нашим многолетним наблюдениям, прежде всего самим переходным возрастом и связанными с ним перестройками как собственно физических параметров организма, так и психологических процессов, в первую очередь восприятия и объективности оценки явлений и событий окружающей действительности, переоценкой своих функциональных способностей, ресурсных возможностей организма и недооценкой воздействия объективных факторов окружающей среды.
Во-вторых, безопасность в туристских краеведческо-исследовательских экспедициях зависит от влияния как объективных и субъективных факторов [10].
К объективным факторам мы бы отнесли климат, ландшафт, животный и растительный мир - все они связаны с природой и обусловлены природой; также, с нашей точки зрения, нужно учитывать геополитический фактор (последствия локальных военных конфликтов, терроризм и всё, что с ним связано), а также социум района похода, экспедиции.
С нашей точки зрения, к субъективным факторам безопасности относится такой фактор, как нарушение техники безопасности, связанное с неправильными поступками и незнанием их предотвращения.
В связи с этим рассмотрим опасности, обусловленные объективными факторами:
- опасности, сопряженные с учётом климатических условий района (незнание правил поведения во время природных стихий: грозы, в горных районах - внезапного снижения температуры и выпадения осадков в виде града, разлива рек, подземных толчков, а также солнечных и лунных затмений);
- опасности, связанные с преодолением естественных препятствий рельефа: травянистые, осыпные, снежные склоны; переправа через мелководные горные речки и ручьи, переправа через болотистые, заболоченные места, прохождение стланика, в лесу-бурелома;
- опасности в природных условиях могут быть связаны с биологическими факторами. М. Б. Биржаков и Н. П. Казаков [11] подразделяют их на зоогенные (воздействие животных); фитогенные (воздействие растений); микробиогенные (воздействие микроорганизмов).
В туристской экспедиции школьники могут испытать на себе воздействие любых из них.
Также к объективным факторам относятся опасности, создаваемые социальными условиями: дезадаптацией различных категорий населения к трудностям жизни (понижение уровня жизни и социальные изменения), что приводит к недовольству и агрессии, следствием которых становятся социальные конфликты: терроризм, межэтнические и религиозные конфликты, национализм и т. д.
С. М. Губаненков [12] даёт некоторые рекомендации по контактам с местными жителями: там, где это возможно, населённые пункты нужно обходить, не привлекать внимания и т. д.
С нашей точки зрения, автор отчасти прав, но что же делать, если учебно-исследовательская тема экспедиции связана с прохождением и работой (опрос местного населения) в населённых пунктах по маршруту экспедиции.
Это одна из проблем, которые надо решать при подготовке краеведческой учебно-исследовательской экспедиции со школьниками. В таких экспедициях школьники большее время проводят в населённых пунктах, поэтому, чтобы сократить расстояние, полевой лагерь приходится размещать вблизи населённых пунктов с разрешения местных администраций и в соответствии с их рекомендациями. При подготовке экспедиции и уточнении населённых пунктов, где планируются остановки, эти вопросы заранее обговариваются с местными администрациями.
При планировании мест дислокации базовых лагерей при проведении экспедиций со школьниками необходимо обращать особое внимание на информационную безопасность окружающей среды поселений, на что обращают внимание ученые и практики Д. В. Смирнов, О. В. Рубцова, З. Т. Кинфу [13].
На основе их рекомендаций и результатов собственных исследований нами были разработаны методические рекомендации для школьников-участников туристско-краеведческих экспедиций по работе с местным населением, которые прошли апробацию в 2000-2015 гг. при проведении учебно-исследовательских и военно-патриотических поисковых экспедиций с подростками в ряде регионов России и Республики Беларусь [14].
Основная суть методических рекомендаций для школьников-участников туристско-краеведческих экспедиций по работе с местным населением заключается в следующем:
1. Знать традиции и быт, уклад, другие особенности посещаемого района.
2. В населенных пунктах желательно уведомить местные власти и местное отделение милиции о месте и продолжительности вашей стоянки.
3. В администрации можно найти информацию в отделе ВУС (воинский учетный стол). Здесь можно получить список ветеранов с адресами, карту населенного пункта. Все это можно получить, рассказав о своей группе и об экспедиционном задании, которое ваша группа должна выполнить. Вы должны убедить ответственное лицо, что ваша группа не нанесет вред, имея от них информацию (список местных жителей с адресами).
4. В школьных музеях, домах культуры, почтовом отделении также можно получить списки местных жителей с адресами. В них могут дать рекомендации, кого можно посетить (по состоянию здоровья). Школьные музеи, как правило, располагают большим материалом по различным темам: история образования населенного пункта, перспективы его развития, достопримечательности населенного пункта, района, к которому он относится. В музее всегда есть раздел о Великой Отечественной войне (ее героях, освобождении населенного пункта, ветеранах и др.). В музее вам по просьбе проведут экскурсию и познакомят с материалами, во многих музеях есть
ксерокс. Нужно обязательно спросить разрешение сфотографировать экспонаты и материалы, также можно попросить сделать копии материалов. Обычно руководители музея всегда разрешают это сделать.
5. При работе с ветеранами Великой Отечественной войны надо обязательно учитывать их возраст и здоровье. Если вас не пригласили в дом, то не настаивать, предложить побеседовать в саду или на лавочке у дома. Надо обязательно спросить разрешение на включение диктофона, объяснив, что диктофон нужен для того, чтобы не вести подробную запись. Также нужно спросить разрешение на фотографирование, обязательно пообещав прислать фотографию, если получится. Во время интервью можно переспросить, если не расслышали название части или населенного пункта. Если ветеран чего-то не помнит, не настаивайте на точном ответе, переключите внимание на другой вопрос, а потом еще раз задайте вопрос, возможно, получите ответ.
6. В конце интервью попросите высказать пожелание молодому поколению. Это очень важно для ветерана, тем самым мы подчеркиваем значимость и уважение ратного подвига в годы Великой Отечественной войны.
7. В интервью с детьми войны также нужно учитывать возраст и здоровье, эмоциональный настрой. Местные жители, оставшиеся на оккупированной территории, часто все вспоминают очень эмоционально. Если это происходит, то надо тактично увести разговор в сторону, уточнив место, где происходили те или иные события, попросить показать это место на карте, если оно находится недалеко, объяснить, как дойти. Иногда одно и то же событие местные жители трактуют по-разному. В этом случае надо обращаться к официальным источникам, к литературе и проводить реконструкцию событий. Очень часто это разночтение встречается, когда обсуждаются темы: «Партизанское движение», «Подполье».
8. Часто на маршруте встречаются храмы. Надо знать о канонах поведения в храмах.
Следует помнить, что ваша группа «в гостях», а местные жители - дома. И вести себя, как «гости», тогда проблема «противоречие интересов местного населения задачам туристской группы» существовать не будет.
Рекомендации по работе с местным населением разной категории будут полезны, очень надеемся, для любой туристской группы.
К субъективным факторам, с нашей точки зрения, можно отнести следующие опасности, связанные с невыполнением и незнанием техники безопасности и правилами поведения:
1. Нарушение дисциплины участниками экспедиции. Из-за невыполнения требований руководителя экспедиции, связанных с безопасностью участников на маршруте.
2. Нарушение техники безопасности в полевых условиях при постановке лагеря (не учтены рельеф и пожароопасность).
3. Нарушение техники безопасности при разведении костра и других приборов (газовые горелки в безлесной зоне).
4. Нарушение техники безопасности при приготовлении и раздаче горячей пищи.
5. Нарушение техники безопасности при обращении и переноске колющих, режущих инструментов (топора, пилы, ножа).
6. Нарушение техники безопасности при валке сухостоя, рубке и пилении, переноске брёвен.
7. Нарушение техники безопасности при выборе мест и купании в реках и водоёмах.
8. Нарушение техники безопасности и правил дорожного движения при движении и переходе через шоссе, любые дороги, железнодорожные мосты, мосты через реки.
В практике проведения некатегорийных (степенных) походов и краеведческих экспедиций со школьниками нет чёткого деления влияния объективных и необъективных факторов безопасности, так как они тесно переплетаются.
Последствия - незнание этих опасностей влечёт за собой травмы различной степени тяжести: незнание сложностей рельефа - ушибы, растяжение связок, трещины, переломы; незнание климатических условий -солнечные ожоги, переохлаждение, незнание биологических факторов - к общей интоксикации организма (укус змей, грызунов, клещей; воздействие растений и микроорганизмов); неопытность школьников и незнание техники безопасности при организации быта в полевых условиях - порезы, ожоги, потёртости и т. д.
Известный турист, заслуженный путешественник, многократный руководитель туристских походов и экспедиций со школьниками И. Ф. Попов рекомендует [15]: каждая группа должна иметь определённый запас прочности для прохождения маршрута, запас прочности всех её участников и опыта руководителя группы. Прочность - общая и специальная физическая подготовка, хорошее владение техникой вида туризма, волевая, психологическая, тактическая и моральная подготовка туриста.
С. М. Губаненков [16] считает, что успешность проведения туристских мероприятий с подростками определяют туристские знания, коммуникативные навыки и морально-волевые качества инструктора детско-юношеского туризма.
Д. В. Смирнов [17] в своих исследованиях утверждает, что успех -безопасность на туристских маршрутах и в краеведческих экспедициях -обеспечивается не столько знаниями, умениями и навыками, опытом и личностными качествами педагога-руководителя или сопровождающего группу инструктора детско-юношеского туризма, а качеством подготовки всей группы и педагогов при проектировании туристского мероприятия.
И. А. Самарина [18] определяет основные правила безопасности :
- предвидеть опасность;
- по возможности избегать её;
- при необходимости действовать.
Для того чтобы повысить безопасность туристских некатегорийных походов и экспедиций со школьниками, необходимы, с нашей точки зрения, следующие меры:
- В нормативно-правовой документ (инструкцию) внести пункт «Ответственность несовершеннолетних за свои поступки».
- Усилить подготовку школьников и руководителей походов и экспедиций перед предстоящим походом, экспедицией: для руководителей по программе «Инструктор детско-юношеского туризма», для школьников -«Младший инструктор».
- Обязательная тема перед предстоящей туристской экспедицией со школьниками о правовой ответственности подростков.
- Доврачебная медицинская помощь (оказание помощи при ушибах, потёртостях, наминах, растяжении связок, трещинах, переломах; термических и солнечных ожогах разной степени; переохлаждении организма, кровотечениях: капиллярном, венозном, артериальном; при пищевой интоксикации, потере сознания).
- Виды транспортировки и транспортировка пострадавшего (в походах выходного дня на естественном рельефе).
- Подготовка личного и общественного снаряжения.
- Здоровье члена туристской группы - достояние и ответственность всей группы.
- Морально-психологическая подготовка.
- Проводить тренинги на сплоченность и совместимость групп школьников. Для школьников-участников экспедиций с краеведческой учебно-исследовательской деятельностью разной направленности и тематикой добавить тренинги на коммуникативные навыки.
- Специальная и общая подготовка (походы выходного дня с отработкой прохождения препятствий предстоящих походов или экспедиций).
- Ориентирование (городское) в парках по поиску краеведческих объектов с описанием их.
Применяя полученные знания и умения, выполняя все требования техники безопасности в туристской экспедиции, полагаем, возможно безопасно организовать туристско-краеведческую экспедицию и выполнить ту или иную исследовательскую краеведческую (поисковую) работу. Более того, исследования Д. В. Смирнова и О. В. Сысолятиной убедительно доказывают, что при проведении экспедиций и путешествий возможно обеспечить и оздоровительный эффект не только физического состояния, но и духовного [11].
Примечания
1. Теоретические основы безопасной деятельности в туризме // Безопасность в туризме. URL: http://you2way.ru/turopereitmg/119-bezopasnost-v-turizme?showall=1&limitstart (дата доступа 20.01.2016).
2. Линчевский Э. Э. Психологический климат туристской группы. М. : Физкультура и спорт, 1981.
3. Там же.
4. Писарик Ольга Возрастные этапы созревания мозга. URL: http://econet.ru/articles/154750-eti-znaniya-ochen-vazhny-dlya-roditeley-vozrastnye-etapy-sozrevaniya-mozga?utm_source=dlvr.it&utm_medium=facebook (дата доступа 28 февраля 2017)
5. Там же.
6. Штюрмер Ю. А. Опасности в туризме, мнимые и действительные. М. : Изд-во «Физкультура и Спорт», 1983.
7. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований / под ред. С. М. Губаненкова. СПб. : Изд-во «Издательский дом «Петрополис», 2007.
8. Попов И. Ф. Безопасность юных туристов в походе // Детский туризм: ступени мастерства : сб. статей / под ред. В. В. Казанцева. М.: Изд-во ООО «Ритм», 2009.
9. Самарина И. А. Основы туристско-экологической деятельности учащихся : учеб.-метод. пособие. М. : Изд-во ФЦДЮТиК, 2007.
10. Штюрмер Ю. А. Указ. соч.
11. Биржаков М. Б., Казаков Н. П. Безопасность в туризме. М. ; СПб., Изд-во «Издательский дом Герда», 2005.
12. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований.
13. Смирнов Д. В., Рубцова О. В., Кинфу З. Т. Социальная экспертиза информационной безопасности медиасреды туристских маршрутов для детей и подростков // Вестник Академии детско-юношеского туризма и краеведения. 2014. № 4(113). С. 108-126.
14. Илъяшенко И. Е. Безопасность в многодневной краеведческой туристской экспедиции со школьниками (возраст 12-17 лет) // Сервис и туризм: IV Междунар. студ. конф. : материалы докл. / отв. ред. С. А. Есипова. Ханты-Мансийск : ИИЦ ЮГУ, 2016. С. 70-74.
15. Попов И. Ф. Указ. соч.
16. Обеспечение безопасности туристских походов и соревнований.
17. Смирнов Д. В. Проектирование и реализация дополнительного профессионального туристско-краеведческого образования педагога // Начальное образование. 2011. № 5(45). С. 19-24.
18. Самарина И. А. Указ. соч.
19. Смирнов Д. В., Сысолятина О. В. Факторы и индикаторы оздоровительного воздействия на организм подрастающего поколения туристских прогулок, походов и экспедиций с активными формами передвижения. // Пути развития и совершенствования детско-юношеского, молодежного и спортивно-оздоровительного туризма : сб. науч. статей и материалов Всерос. науч.-практ. конф. (г. Москва, 4-5 декабря 2010 г.) / Учрежд. РАО Ин-т семьи и воспитания, Рос. гос. ун-т ФКСиТ, МосгорСЮТур, Союз краеведов России. М. : МАТГР, 2010. С. 115-119.