ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
УДК 378.16
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В.Г. Шевченко,
кандидат юридических наук, профессор, Президент Российской академии проблем обороны, безопасности и правопорядка
ВЕСТНИК. 2006. №12
Безопасность - составной компонент образовательной деятельности. Ее реализация предусматривает принятие мер по защите граждан, финансовых, материальных и информационных ресурсов, уязвимых научно-технологических процессов. Таким образом, основные объекты безопасности - граждане, обучающиеся в образовательном учреждении (переменный состав), научно-преподавательский (постоянный) персонал образовательного учреждения, его руководство, финансовые активы, материальные ценности и оборудование, информационные ресурсы, включая информацию с ограниченным доступом (конфиденциальную информацию), подлежащую защите согласно закону.
Потребность обеспечения безопасности образовательного учреждения обусловлена необходимостью реализации требований Конституции Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О безопасности», «Концепции национальной безопасности Российской Федерации», «Доктрины информационной безопасности Российской Федерации» и других основных документов в данной сфере в отношении объектов образовательной деятельности и сферы образования в целом.
В условиях осложнения обстановки из-за террористических проявлений, повышенной опасности так называемого рассеянного террора, массового захвата заложников, присутствия реальных угроз физической, информационной, экономической и иным видам безопасности, в том числе персоналу и руководству образовательных учреждений, возникла необходимость выработки концептуальной основы этой деятельности, базирующейся на научно обоснованных рекомендациях, имеющемся опыте в данной сфере, квалифицированном противодействии всему спектру угроз.
Создаваемая система безопасности образовательного учреждения должна предусматривать предотвращение нанесения ущерба законным интересам человека и образовательной деятельности из-за возможной реализации различного вида угроз; эффективную защиту их постоянного и переменного состава при возникновении различных угроз безопасности; сохранение и рациональное использование финансовых, материальных и информационных
♦
ресурсов; повышение имиджа образовательного учреждения. Большое значение имеют обеспечение устойчивой работы коллектива, повышение эффективности учебного и образовательного процесса, научно-исследовательской деятельности, безопасности партнеров учреждения в образовательном процессе.
Система безопасности должна позволять оперативно предотвращать, выявлять и устранять угрозы безопасности, гарантировать создание надежного механизма и условий эффективной реакции на угрозы безопасности и выявление негативных тенденций в функционировании образовательного учреждения.
Комплексное решение сложных, разносторонних и конкретных задач в данной сфере возможно только на основе комплексной системы безопасности образовательного учреждения, способной предотвращать возможность нанесения ущерба интересам человека и образовательного учреждения из-за влияния различных чрезвычайных условий и негативных факторов.
На основе обобщения практического опыта в сфере обеспечения безопасности образовательных учреждений возможно определить основные виды угроз интересам образовательной деятельности. Большинство их вызвано криминальной и социально-экономической ситуацией в стране, ростом количества экстремистских проявлений, техногенными факторами, правовым нигилизмом и снижением морально-воспитательных критериев граждан. Тенденция к развитию подобных отрицательных явлений позволяет предположить, что подобная ситуация в сфере безопасности образовательной деятельности в перспективе будет сохраняться.
Кроме того, необходимо принять во внимание и ряд других факторов реальной жизни, выявить иные внешние и внутренние факторы, влияющие на безопасность объектов защиты. Исходя из основных определений безопасности главное внимание в этой деятельности должно быть уделено неукоснительной реализации конституционных положений, регламентирующих права и свободы, личную безопасность граждан, реализацию возможности физического, духовно-интеллектуального развития, создания условий для здорового образа жизни.
Защита интересов образовательной деятельности должна быть обеспечена эффективным и устойчивым функционированием образовательного учреждения, недопущением и пресечением любых проявлений террористической деятельности, экстремизма, угроз криминально-преступного характера, предотвращением чрезвычайных ситуаций медико-санитарного, эпидемиологического и природ-но-техногенного характера, увеличением надежно-
сти работы объектов и систем жизнеобеспечения учреждения и защитой информационных и финансово-технических ресурсов.
Специальное внимание необходимо уделить защите от террористической угрозы, поскольку терроризм представляет собой одну из наиболее опасных угроз безопасности личности и общества. Он представляет особую опасность для мест массовой концентрации людей, чему за последнее время имеется, к сожалению, ряд трагических примеров (Каспийск, Буденновск, Дубровка, Беслан и т.д.). Террористическую угрозу усиливают возникновение новых видов терроризма (информационного, техногенного и т.д.); расширение спектра террористической деятельности (биологической, химической, радиационной и т.д.), непредсказуемость так называемого рассеянного терроризма, когда насилие направлено не против конкретных людей и объектов, а на хаотическое убийство случайных людей, рост «интеллектуального» уровня терроризма. Реализация данной угрозы может повлечь за собой нарушение на длительное время нормальной деятельности образовательного учреждения, создание атмосферы страха, вызвать множество жертв, а в целом - дестабилизировать процесс образовательной деятельности.
Преступные угрозы, наносящие ущерб процессам демократизации, нарушающие нормальную жизнь объектов защиты, также сложно предсказуемы и чрезвычайно опасны. Увеличение криминального давления на человека и гражданское общество относится к основным криминальным угрозам в целом, вызвано проникновением криминалитета в госструктуры, правоохранительные органы, стимулирует развитие таких отрицательных явлений, как коррупция, взяточничество, мошенничество. Реализация криминальной угрозы может создать атмосферу страха и неуверенности, вести к срыву устойчивости образовательной и научной деятельности.
Реализация угроз в сфере нарушения инженерно-технических средств и работы объектов и систем жизнеобеспечения чрезвычайно опасна для устойчивой деятельности образовательного учреждения. Увеличение восприимчивости к авариям на технических коммуникациях и источниках электропитания, возможность влияния внешних факторов на качество воды, концентрация вблизи объектов технических сетей, недостаточное обеспечение или полное отсутствие запасных источников водо- и теплоснабжения способны парализовать образовательную деятельность и причинить существенный ущерб интересам граждан.
Близость к образовательным учреждениям взрыво-, химически, радиационно- и пожароопасных объектов, огромной транспортной сети - все это влечет за собой высокий уровень угроз и рис-
♦-
ков из-за техногенных катастроф и несчастных случаев. Помимо этого, необходимо принять во внимание реальность угроз в результате возникновения по различным причинам пожаров, разрушений конструкций зданий, дорожных и транспортных происшествий.
Соблюдение санитарных норм и правил, должное санитарно-эпидемиологическое состояние -одни из условий успешной деятельности образовательного учреждения. По этой причине угрозы медико-эпидемиологического и психологического характера должны быть включены в рассматриваемый комплекс, поскольку нарушение этих норм и правил, распространение инфекционных, кожно-венерологических и острых кишечных заболеваний часто происходят из-за различных нарушений должностными лицами соответствующих требований. Эту угрозу усиливают рост социально неблагополучного контингента, ухудшение социально-экологических условий жизни граждан, недостатки медико-профилактического обслуживания. Реализация угроз в данной сфере может причинять существенный ущерб жизни и здоровью граждан и повлечь за собой срыв нормального функционирования образовательного учреждения.
Присутствие мощного информационного ресурса, пересечение многочисленных информационных потоков не только внутреннего, но и всероссийского и международного уровней требуют принятия специальных мер для решения проблем информационной безопасности. Реализация информационных угроз может вызвать срыв устойчивой управленческой деятельности образовательного учреждения, создать в коллективе негативную атмосферу, дискредитировать его руководство, провоцировать конфликты, снижать уровень образовательной деятельности и качества, результативности научно-технических исследований, привести к утечке информации ограниченного доступа.
Необходимо принять во внимание и присутствие угроз интеллектуального характера, которые связаны с такими незаконными действиями, как клевета, заведомо ложный донос, мошенничество, вымогательство, обман или злоупотребление доверием.
Определенное количество конкретных опасностей связано с возможной реализацией угроз в экономической, административной, юридической и организационной сферах, что также влечет за собой срыв процесса образовательной деятельности и нанесение ущерба интересам личности, поэтому главные стратегические цели обеспечения безопасности - создание и поддержание такого социально-экономического положения защищаемого образовательного учреждения, которое создало бы благоприятные условия для обучающихся граждан, работы научного и педагогического коллективов, устойчивого развития образовательной
деятельности. Приоритетными задачами должны быть защита от экстремистских проявлений, поддержание высокого уровня личной безопасности граждан, неукоснительное соблюдение прав и свободы граждан, поддержание высокого уровня общественного порядка, низкого уровня возможной реализации информационных угроз, приемлемого уровня риска возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, предотвращение этих угроз и уменьшение размера возможного ущерба от них, безопасных экологических и санитарно-эпидемиологических условий, поддержание устойчивой деятельности образовательного учреждения в целом.
Ввиду сложности и разнообразия задач обеспечения безопасности образовательного учреждения реализация действий для их выполнения должна быть обязательной функцией всех должностных лиц и структурных подразделений образовательного учреждения, обязанностью каждого обучающегося. Они должны быть реализованы с учетом возможности проявления любого из вероятных видов угроз, готовности к возрастанию интенсивности, обеспечению достаточного по объемам, срокам, экономическому и организационно-правовому подкреплению защитных мероприятий.
Для обеспечения эффективных действий персонала образовательного учреждения по решению вопросов безопасности необходимы тщательная и заблаговременная подготовка, в том числе психологическая, к действиям в чрезвычайных ситуациях, проверка на определение профессионального соответствия экспертов, работающих в сфере безопасности.
Система безопасности, представляя комплекс сил и средств, которые целенаправленно выполняют эти задачи, участвуя в реализации целей и задач безопасности личности и образовательного учреждения, должна быть нацелена на защиту, способность выявлять и изучать угрозы безопасности, чтобы принимать эффективные меры защиты, определять реальное состояние защиты от всех видов угроз, принимать эффективные меры для достижения целевых параметров в безопасности объекта, улучшать систему координации деятельности и взаимодействия всех структур безопасности.
Создаваемая система должна эффективно работать при возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с опасностью для человека и образовательного учреждения. Для этого необходимы постоянное обучение персонала и поддержание в готовности соответствующих сил и средств для немедленных действий при возникновении подобных ситуаций и оперативного реагирования при возникновении реальной опасности.
Таким образом, потребность принятия эффективных мер обеспечения безопасности образова-
тельного учреждения в настоящее время очевидна. Спецификой этой деятельности является ее сложный и рискованный характер, поэтому она должна быть реализована только на профессиональной основе. Обеспечить надежную безопасность образовательного учреждения возможно на основе решения этой проблемы на основании Концепции безопасности. При организации этой работы необходимо руководствоваться объективно складывающимися реалиями на конкретном объекте, творчески
подходить к реализации определенных предложений в данной сфере.
Создание эффективно действующей системы безопасности образовательного учреждения требует и вложения экономических ресурсов, что позволит защитить жизнь и здоровье обучающихся, научно-педагогического состава и персонала, обеспечить высокий уровень образовательной и научной деятельности, сформировать и поддерживать положительный имидж образовательного учреждения.
УДК 323:316
РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНИК В.Н. КУЗНЕЦОВА «ИДЕОАОГИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»*
В 2005 г. в московском издательстве «Книга и бизнес» вышел в свет учебник, посвященный социологическим аспектам идеологии. Появление его именно в настоящее время вполне закономерно. Россия после провала коммунистического эксперимента мучительно ищет свое место в мире, свой путь развития. Без четких мировоззренческих ориентиров сделать это невозможно. Вот почему и российские политики, и российские ученые все чаще обращаются к поиску национальной идеи, к осмыслению различных идеологических парадигм. Особенно важной в этой связи представляется подготовка учебников и учебных пособий, позволяющих молодежи ориентироваться в сложном мире идей, теорий и концепций. Рецензируемое издание в полной мере соответствует решению данной задачи.
Автором учебника является известный российский ученый, член-корреспондент РАН, доктор социологических наук, директор Института социально-политических исследований РАН Вячеслав Николаевич Кузнецов. В центре его научных интересов долгое время были вопросы безопасности личности, общества, государства. Исследование данной проблематики привело В.Н. Кузнецова к пониманию значимости вопросов идеологии для развития нашей страны. В последние годы ученым опубликованы ряд статей и фундаментальная монография, посвященные формированию в XXI в. объединяющей российской идеологии. Эти научные исследования позволили В.Н. Кузнецову подготовить оригинальный авторский учебник.
Автор обосновывает новую учебную дисциплину «Социология идеологии». На примере деятельности во многих сферах российского общества, основе собственных социологических исследований В.Н. Кузнецов раскрывает возможности идеологического компромисса для становления консолидирующей патриотической идеологии при сохранении в России идеологического плюрализма. Социологический подход к анализу функционирования идеологий позволяет рассмотреть их роль в обобщении многообразного духовного опыта человечества. Структура книги соответствует поставленным целям и учебным задачам курса «Социология идеологии». Учебник включает в себя предисловие, 11 разделов, содержащие 55 глав, заключение и справочный аппарат.
* Кузнецов В.Н. Идеология: Социологический аспект: Учебник. М.: Книга и бизнес. 2005. 816 с.
Н.И. Петров,
доктор философских наук, профессор кафедры философии и политологии, СГСЭУ
ВЕСТНИК. 2006. №12