Научная статья на тему 'О концептуальном определении роли и места органов местного самоуправления в обеспечении безопасности, противодействии экстремизму и терроризму'

О концептуальном определении роли и места органов местного самоуправления в обеспечении безопасности, противодействии экстремизму и терроризму Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
188
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ВЛАСТИ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Воронцов С. А.

Экстремизм и терроризм преступные проявления, требующие противодействия всех уровней власти. Соответствующая работа проводится на федеральном, региональном и местном уровне. В тоже время имеются перспективы совершенствования механизма противодействия. Причем реализация соответствующих мер должна осуществляться на всех уровнях власти. Автором предложив собственные концептуальные мероприятия противодействия терроризму и экстремизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Воронцов С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О концептуальном определении роли и места органов местного самоуправления в обеспечении безопасности, противодействии экстремизму и терроризму»

Воронцов С.А.

О концептуальном определении роли и места органов местного самоуправления в обеспечении безопасности, противодействии

экстремизму и терроризму

Принятые в последние годы в Российской Федерации законы утверждают комплексный подход к вопросам обеспечения безопасности, противодействия экстремизму и терроризму, в котором должны найти свое место государственные органы, органы местного самоуправления, организации, граждане и бизнес. Им предоставляются соответствующие полномочия, позволяющие выстроить действенную систему упреждающего реагирования на реальные и потенциальные угрозы безопасности.

На федеральном уровне деятельность системы обеспечения безопасности Российской Федерации строится на основе официально принятой Концепции (доктрины) обеспечения безопасности, которая включает научно обоснованную оценку существующего процесса обеспечения безопасности личности, общества и государства и основные направления совершенствования этого процесса на ближайшую прогнозируемую историческую перспективу. Концепция утверждена высшим законодательным органом государства и является основным руководящим документом для разработки программ обеспечения безопасности по основным направлениям.

Органы местного самоуправления согласно ст. 132 Конституции РФ, соответствующим положениям Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», федеральным законам от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1] и от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» [2], Указу Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и ряду других законов также отнесены к субъектам политико-правового обеспечения безопасности, противодействия экстремистской и террористической деятельности в пределах своей компетенции.

Таким образом, имеются реальные основания и предпосылки для концептуального определения механизма содействия органов местного самоуправления силовым структурам в обеспечении безопасности, противодействии экстремизму и терроризму.

Подобный подход соответствует международной практике. Так, Европейская хартия городов ссылается на право европейцев «на спокойные, безопасные города, в которых отсутствуют, насколько это возможно, преступность, проявления правонарушений и агрессивности». В ст. 29 Амстердамского договора содержится упоминание о стремлении Европейского союза обеспечить гражданам высокий уровень гарантий в рамках свободы, безопасности и справедливости путем разработки муниципалитетами совместных действий [3, s. 11].

Учитывая вышеизложенное, можно концептуально определить роль и место органов местного самоуправления в политико-правовом обеспечении безопасности, противодействии экстремизму и терроризму с тем, чтобы на базе разработанной Концепции сформировать и реализовать целевые программы, направленные на повышение защищенности населения от внешних и внутренних угроз. Таким путем пошли органы власти Москвы, Тулы и ряда других крупных городов России.

При концептуальном определении роли и места органов местного самоуправления в политико-правовом обеспечении безопасности необходимо установить составные элементы безопасности муниципального образования. К ним относятся:

- реальное знание опасностей и их возможных последствий;

- система мер, обеспечивающая прогнозирование и предупреждение проявления угроз, смягчение их негативных последствий, осуществление контроля за их предотвращением и устранением;

- взаимодействие в целях обеспечения безопасности органов муниципальной власти с органами государственной власти, территориальными органами федеральной исполнительной власти, предприятиями и учреждениями, гражданами и их объединениями, политическими партиями, а также сотрудничество с другими муниципальными образованиями.

Стратегической целью обеспечения безопасности муниципального образования является создание и поддержание такого экономического и социального положения, которое создавало бы благоприятные условия для устойчивого развития поселения, муниципального района, городского округа.

Приоритетными являются цели, обеспечивающие такую обстановку в муниципальном образовании, при которой достигается:

- неукоснительное соблюдение прав и свобод граждан, высокий уровень правопорядка, отсутствие экстремистских организаций;

- оздоровление и стабилизация социально-экономической обстановки, устойчивый рост и высокий уровень промышленного производства, широкое внедрение прогрессивных наукоемких технологий;

- высокий уровень и высокое качество жизни всех категорий граждан, решение жилищной проблемы, достаточное количество рабочих мест и низкий уровень безработицы, высокий уровень минимальной заработной платы, пенсий, стипендий и социальных пособий;

- высокая степень социального равенства, современная система образования, доступность образования и медицинского обслуживания;

- низкий уровень преступности, прежде всего организованной, низкий уровень коррупции и преступности в экономической сфере;

- высокий уровень личной безопасности граждан, высокий уровень противодействия терроризму;

- благополучная экологическая обстановка, высокий уровень природоохранной деятельности;

- приемлемый уровень риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, низкий уровень социально-экономического ущерба от чрезвычайных ситуаций, высокая эффективность системы защиты населения в условиях чрезвычайных ситуаций;

- высокая надежность и устойчивость систем жизнеобеспечения города.

Разработка мероприятий, обеспечивающих безопасность муниципального образования, должна осуществляться в соответствии со следующими основными принципами.

Принцип законности - данный принцип в общем виде сформулирован в части 2 статьи 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Под законностью понимается обеспечение требований безопасности в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации, действующими законодательными и правовыми актами Российской Федерации, Концепцией национальной безопасности Российской Федерации, уставом муниципального образования всеми участниками общественных отношений - от должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления до граждан Российской Федерации, иностранцев и лиц без гражданства, находящихся в сфере юрисдикции России.

Принцип всеобщей обязательности - обеспечение безопасности муниципального образования должно являться обязательной функцией всех органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений, различных организационно-правовых форм, обязанностью каждого жителя.

Принцип универсальности - мероприятия по обеспечению безопасности муниципального образования организуются и осуществляются с учетом возможности реализации любого из разумно вероятных видов угроз.

Принцип превентивности - мероприятия по обеспечению безопасности организуются, прежде всего, в интересах предупреждения угроз, осуществляются заблаговременно в сочетании с оперативным наращиванием их объема и интенсивности.

Принцип разумной достаточности - мероприятия по обеспечению безопасности муниципального образования планируются и реализуются с учетом разумной достаточности их объемов и сроков и экономической обоснованности.

Принцип дифференцированности - характер, объем, сроки и порядок осуществления мероприятий по обеспечению безопасности должны соответствовать особенностям каждого поселения, муниципального района, городского округа, предприятия, организации, учреждения и предусматривать рациональное использование трудовых, материальных и финансовых ресурсов.

Принцип разграничения функций - обеспечение безопасности строится на разделении полномочий между органами государственной власти, органами местного управления, администрацией предприятий, организаций, учреждений, на сочетании централизма в управлении мероприятиями с обязательным активным управлением их осуществления во всех звеньях.

Разработку концептуальных основ организации работы по обеспечению безопасности целесообразно осуществлять в следующем порядке [4, с. 70-95]:

I. На первом этапе следует изучить состояние безопасности муниципального образования. Для этого необходимо оценить политическое и экономическое значение муниципального образования, его площадь, численность и плотность наличного и постоянного населения, его национальный состав. Необходимо проанализировать целенаправленность работы по предупреждению социальных конфликтов за счет ограничения роста безработицы, оказанию социальной помощи малообеспеченным, обеспечению населения бесплатной медицинской помощью гарантированного объема и качества, поддержанию на доступном уровне стоимости проезда на общественном транспорте и др.

Особое внимание необходимо уделить оценке состояния объектов жизнеобеспечения, устойчивости работы систем водо-, тепло- и энергоснабжения, канализации, стабильности экологической обстановки, достигаемой за счет ликвидации свалок, использования современных технологий утилизации отходов, ремонта и профилактики коммунальных сетей. Упущения в этих вопросах неоднократно использовались экстремистами для искусственного нагнетания уровня протестной активности населения.

Следует объективно оценить состояние преступности, особенно среди несовершеннолетних и молодежи, при помощи правоохранительных органов выделить причины, детерминирующие преступность в

муниципальном образовании, разработать профилактические меры. В последние годы экстремистские акции нередко провоцировались этническими преступными сообществами.

Необходимо учитывать сохраняющуюся в последние годы в крупных городах угрозу перехода террористических актов из гипотетической области в область реальных чрезвычайных ситуаций. В условиях плотной городской застройки, высокой концентрации промышленных объектов особую опасность представляет угроза инициирования террористами техногенных катастроф на предприятиях и объектах, где в производственном цикле используются сильнодействующие отравляющие вещества, ядерные материалы.

Риск возникновения катастроф техногенного и природного характера увеличивается также в связи с ослаблением государственного надзора, недостаточной эффективностью правовых и экономических механизмов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Изменения в социальной, экономической и прочих сферах, резкое размежевание людей по уровню доходов и качеству жизни, усиление конфронтационности в политических, духовно-нравственных, межнациональных областях формируют предпосылки, игнорирование которых может привести к чрезвычайным ситуациям.

II. Оценив состояние безопасности муниципального образования, следует определить жизненно важные интересы муниципального образования. В общем виде они представляют собой совокупность интересов каждого отдельного жителя, общественных, производственных и иных законопризнанных коллективов и муниципального образования в целом. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, перспективные и текущие задачи политики органов местного самоуправления.

Интересы жителей муниципального образования состоят в реальном обеспечении конституционных прав и свобод, личной безопасности, безопасности имущества, возможности физического, духовного и интеллектуального развития, создания и поддержания здорового образа и качества жизни на уровне благополучных городов Российской Федерации.

Интересы социальных групп состоят в обеспечении установленных законами условий их функционирования, саморазвития, самоуправления, повышения активности членов этих групп по выполнению установленных законодательством задач.

Интересы муниципального образования включают установление политической, экономической и социальной стабильности, выполнение законов и поддержание правопорядка, создание нормальных условий жизнедеятельности для жителей и структур муниципального образования.

При этом в конкретных сферах проявления интересы муниципального образования могут заключаться в следующем:

1. В сфере общественной безопасности:

- в обеспечении права каждого человека на личную безопасность;

- в недопущении и своевременном пресечении любых проявлений экстремистской и террористической деятельности;

- в ликвидации условий возникновения явлений криминального характера;

- в поддержке и совершенствовании системы обеспечения правопорядка;

- в совершенствовании правовой подготовки населения, прежде всего молодежи;

- в создании условий для развития инициативы граждан в части содействия силам обеспечения общественной безопасности.

2. В области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера:

- в создании городской системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

- в повышении эффективности деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций, смягчению их последствий;

- в обеспечении безопасности техногенных производственных комплексов, последовательной их модернизации на основе передовых и безвредных технологий;

- в повышении надежности работы объектов и систем жизнеобеспечения города;

- в содействии совершенствованию системы гражданской обороны;

- в обеспечении устойчивого функционирования производств и инфраструктуры города в условиях воздействия факторов опасностей и угроз.

3. В социально-политической сфере:

- в развитии жилищно-коммунального хозяйства и сферы бытовых услуг;

- в расширении сети спортивных школ, секций, клубов, пропаганде здорового образа жизни;

- в доступности для всех жителей медицинского обслуживания, транспорта, связи;

- в проведении активной военно-патриотической работы среди молодежи;

- в своевременном и полном выполнении мероприятия мобилизационной подготовки;

- в поддержке семьи как первоначальной ячейки общества.

4. В экологической сфере:

- в оздоровлении природной среды, поддержании приемлемого уровня экологической обстановки в городе;

- во внедрении передовых природоохранных мер и технологий;

- в учете факторов защиты природы при реализации экономических и социальных программ и проектов.

5. В области экономики:

- в повышении инновационной и инвестиционной активности;

- в обеспечении развития и эффективного использования научно-технического потенциала;

- в четком функционировании и развитии инфраструктуры муниципального образования;

- в углублении сотрудничества с другими муниципальными образованиями и развитии межрегиональных связей;

- в отвечающем интересам местного населения проведении экономических преобразований (приватизации, акционировании и т.д.).

6. Во внутриполитической сфере:

- в обеспечении гражданского мира, согласия, правопорядка, стабильности муниципальной власти и ее институтов;

- в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма, этносепаратизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов.

III. На третьем этапе можно переходить к разработке мер по повышению уровня безопасности муниципального образования, совершенствованию механизма их реализации с учетом угроз, которые противостоят соответствующим интересам граждан, социальных групп, муниципального образования в целом.

Уровни опасности угроз различного вида зависят от политической обстановки в мире, Российской Федерации, федеральном округе, стабильности социально-экономического развития субъекта Федерации, в котором находится муниципальное образование, и в разные периоды могут изменяться. Угрозы носят комплексный, взаимосвязанный характер и в большинстве своем имеют трансграничные масштабы. Значимость угроз усиливается индивидуальными геополитическими особенностями муниципального образования (наличие стратегически важных политических и военных центров, транспортных узлов, крупных предприятий-монополистов и т.д.).

Для муниципального образования могут быть характерны следующие группы угроз:

1. Экстремистские и террористические угрозы.

К основным угрозам экстремистского и террористического характера относятся:

- деятельность, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

- публичное оправдание терроризма;

- возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

- воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав;

- воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

- пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики;

- массовое распространение заведомо экстремистских материалов;

- нападение на политические и экономические объекты (захват, подрыв, обстрел и т.д.);

- взрывы, другие террористические и диверсионные акты в местах массового пребывания людей (вокзалы, транспорт, жилые кварталы, митинги, культурно-зрелищные центры и др.);

- похищение людей и захват заложников;

- нападение на объекты, потенциально опасные для жизни населения в случае их разрушения или нарушения технологического режима;

- применение химических и радиоактивных веществ в местах массового пребывания людей;

- отравление (заражение) систем водоснабжения, продуктов питания;

- искусственное распространение возбудителей инфекционных болезней.

Реализация указанных угроз может привести:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- к нарушению на длительный срок нормальной жизни города;

- к созданию атмосферы страха;

- к большому количеству жертв.

2. Криминальные угрозы.

К основным криминальным угрозам относятся:

- усиление криминального давления на жизнедеятельность муниципального образования;

- провоцирование организованными преступными сообществами, сформированными на этнической основе, массовых беспорядков;

- возможность проникновения преступных авторитетов в выборные органы законодательной власти, а также в правоохранительные органы;

- влияние криминальных структур на рыночные цены на продукты питания.

Реализация указанных угроз может привести:

- к появлению атмосферы страха и неуверенности среди жителей города;

- к возможности влияния преступных авторитетов на характер решений органов городской власти;

- к парализации экономических преобразований;

- к обесцениванию демократических завоеваний.

3. Угрозы коммунально-бытового и жилищного характера.

К основным угрозам коммунально-бытового и жилищного характера относятся:

- повышение аварийности на инженерных коммуникациях и источниках энергоснабжения;

- возможность воздействия внешних факторов на качество воды, ограниченность водопотребления из закрытых водоисточников;

- дефицит источников теплоснабжения в отдельных районах города;

- перегруженность магистральных инженерных сетей канализации и полей фильтрации;

- медленное внедрение новых технологий очистки питьевой воды, уборки улиц, утилизации производственных и бытовых отходов, энергосберегающих, малоотходных технологий;

- снижение надежности и устойчивости энергоснабжения, связанное с недостаточным объемом замены устаревших инженерных сетей;

- несоответствие дорожного покрытия требованиям безопасности пассажирских перевозок;

- отсутствие единой системы оперативного реагирования служб ЖКХ в случае природных катаклизмов и техногенных аварий;

- возрастающий уровень порывов в сетях тепло- и водоснабжения, приводящий к вымыванию грунта, разрушению фундаментов, образованию провалов;

- старение жилого фонда, особенно зданий дореволюционной постройки и полносборных домов первого поколения, а также инженерной инфраструктуры города.

Реализация указанных угроз может привести:

- к резкому повышению аварийности на коммунально-энергетических сетях города;

- к деформированию жизнедеятельности населения и функционирования экономики города;

- к дестабилизации санитарно-эпидемиологической обстановки, повышению уровня инфекционных заболеваний;

- к снижению уровня жизнеобеспечения населения Ростова-на-Дону при природных чрезвычайных ситуациях, вызванных сильными морозами, засухой, жарой и в конечном счете резкому росту протест-ной активности.

4. Техногенные угрозы.

К основным техногенным угрозам относят вероятность возникновения:

- аварий с выбросом химически опасных веществ в районах проживания населения (хлор, аммиак, окись азота, цианиды и др.) и образованием зон химического заражения;

- радиационных аварий на ядерных установках АЭС с образованием обширных зон радиоактивного загрязнения;

- аварий на железнодорожном, речном и автомобильном транспорте с выбросом опасных веществ и возникновением обширных площадей заражения, загрязнения и возгорания;

- крупномасштабных пожаров в местах концентрированного проживания и нахождения населения.

Реализация техногенных угроз может привести:

- к гибели и потере здоровья промышленно-производственного персонала и проживающего вблизи опасных объектов населения;

- к росту травматизма на производстве;

- к уничтожению значительных материальных ценностей, большому экономическому ущербу;

- к разрушению среды жизнеобитания человека с усилением социально-политических и экономических угроз.

5. Экологические угрозы.

К основным экологическим угрозам относятся:

- критическое состояние атмосферы, рост до опасных пределов концентрации ряда химических веществ (оксидов азота, серы, оксида, диоксида углерода и др.) в воздушном пространстве, недопустимый уровень загрязненности воздуха;

- загрязнение рек до критических уровней сточными водами и вредными выбросами гидросферы, опасные загрязнения не только поверхностных, но и подземных вод;

- техногенное загрязнение литосферы вследствие отсутствия эффективных технологий утилизации радиоактивных, химических, промышленных и бытовых отходов;

- превышение в продуктах питания допустимой концентрации опасных для здоровья веществ (ядохимикаты, нитраты, тяжелые металлы, консерванты и др.);

- угроза воздействия на население и территорию муниципального образования аварий и стихийных бедствий, происходящих на территориях других муниципальных образований.

Реализация экологических угроз может привести:

- к увеличению числа заболеваний;

- к сокращению продолжительности жизни людей;

- к обострению противоречий между производством и природоохранной деятельностью.

6. Угрозы эпидемиологического характера.

К основным эпидемиологическим угрозам относятся:

- вспышки инфекционных заболеваний с воздушно-капельным механизмом передачи;

- рост кожно-венерологических заболеваний и заболеваний СПИДом;

- рост острых кишечных заболеваний, заболеваний туберкулезом и вирусным гепатитом;

- возможность вспышек особо опасных инфекционных заболеваний.

Реализация указанных угроз может привести:

- к увеличению смертности;

- к возникновению эпидемий опасных и особо опасных инфекционных заболеваний;

- к снижению уровня здоровья жителей, сокращению средней продолжительности жизни.

IV. На четвертом этапе реализуются практические мероприятия по обеспечению безопасности муниципального образования в соответствии со следующими приоритетами:

- повышение эффективности противодействия экстремистской и террористической деятельности;

- снижение уровня криминализации;

- обеспечение безопасности в жилищно-коммунальной сфере;

- повышение уровня безопасности промышленных и транспортных объектов (снижение угроз взрыва, пожара, выбросов опасных веществ);

- совершенствование городской системы мониторинга состояния безопасности муниципального образования и формирование муниципальной службы «Спасательные силы (силы экстренного реагирования)»;

- развитие системы гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

- повышение уровня правового образования молодежи;

- обеспечение устойчивого роста экономического потенциала и уровня социальной защиты населения.

Учитывая данные приоритеты, предлагается осуществить следующие основные мероприятия по обеспечению безопасности муниципального образования:

1. В области предупреждения, выявления, пресечения экстремистской и террористической деятельности, минимизации ее последствий:

- выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской и террористической деятельности;

- идеологическое, информационное, административное, организационное противодействие формированию у граждан экстремистских настроений и террористических намерений;

- правовое, информационное, административное и оперативное противодействие возникновению экстремистских и террористических групп и организаций;

- создание общегородской системы оперативного пресечения экстремистских и террористических действий, четкое определение в ней роли и места органов местного самоуправления;

- усиление мер защиты и охраны на потенциально опасных объектах, обеспечение диверсионно уязвимых объектов и мест массового нахождения граждан системами видеоконтроля с выводом информации в единый центр для обеспечения ситуационного анализа;

- создание модели кризисного управления городом на период возникновения угрозы террористического акта до ликвидации причин его последствий;

- организация эффективного взаимодействия муниципальных и федеральных структур, участвующих в противодействии экстремизму и терроризму;

- содействие техническому оснащению сил, привлекаемых для ликвидации последствий террористических актов в Ростове-на-Дону;

- повышение общего уровня промышленной безопасности для снижения рисков техногенного терроризма.

2. В области обеспечения общественной безопасности и правопорядка:

- пресечение и предупреждение случаев срастания преступных сил с муниципальными структурами;

- пресечение деятельности групп, провозгласивших решение политических, социальных и хозяйственных задач преступными методами;

- содействие повышению эффективности работы и условий жизни участковых инспекторов милиции, введение института школьных инспекторов милиции;

- содействие проведению планомерной работы по ликвидации криминальных группировок и сокращению преступности несовершеннолетних, недопущению вовлечения детей и подростков в криминальную сферу;

- содействие реализации системы мер по пресечению распространения наркотиков.

3. В области техногенной безопасности:

- переход на новые принципы в области градостроительства с внедрением и реализацией вопросов безопасности муниципального образования;

- ограничение концентрации производства в отдельных промышленных зонах муниципального образования;

- разработка и внедрение мероприятий по снижению дефицита источников и подачи питьевой воды;

- перепрофилирование или снижение степени опасности взрыво-, химически-, пожароопасных объектов и производств;

- ужесточение порядка перевозки опасных грузов внутри муниципального образования;

- снос физически устаревших зданий и жилых домов;

- сокращение применения аммиака на объектах, имеющих его в технологическом производстве;

- запрет на строительство новых и расширение существующих производств, представляющих потенциальную опасность для муниципального образования;

- вывод опасных производств за пределы муниципального образования;

- совершенствование системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, нормативного правового обеспечения ее деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. В экологической области:

- совершенствование административных и экономических методов управления природоохранной деятельностью, природоохранительного законодательства и экологических стандартов;

- увеличение площади зеленых насаждений в черте муниципального образования;

- привлечение общественности в принятии и реализации решений, оказывающих влияние на состояние окружающей среды;

- развитие системы мониторинга за состоянием окружающей среды и контроля за источниками загрязнения;

- совершенствование эколого-просветительской деятельности и системы непрерывного экологического образования для формирования у граждан бережного отношения к природе.

5. В области санитарно-эпидемиологической:

- реализация мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки;

- оптимизация соотношения предприятий государственной, муниципальной и частной собственности в создании текущих запасов и организации торговли продуктами питания и предметами первой необходимости;

- обеспечение санитарно-эпидемиологического контроля за социально неблагополучными контин-гентами граждан (беженцы, переселенцы, лица БОМЖ и др.);

- совершенствование системы профилактики инфекционных заболеваний;

- повышение уровня защиты учреждений, работающих с возбудителями опасных инфекционных заболеваний;

- совершенствование контроля за уличной торговлей, пресечение несанкционированной торговли, осуществляемой с нарушением санитарно-гигиенических условий реализации и хранения продукции.

V. На пятом этапе можно приступать к формированию системы обеспечения безопасности муниципального образования, представляющую собой совокупность структур в сфере органов местного самоуправления, предприятий, организаций и граждан, осуществляющих целенаправленную деятельность и непосредственно участвующих в реализации целей и задач безопасности.

Цель функционирования системы обеспечения безопасности - на основе объединения усилий всех органов управления, сил и средств системы безопасности в ходе функционирования и развития муниципального образования, его инфраструктуры и отраслей, реализации социально-экономических и природоохранных программ обеспечить условия общественно-приемлемой безопасности населения муниципального образования.

Назначение системы обеспечения безопасности - контролировать уровень безопасности муниципального образования, обеспечивать реализацию необходимых мероприятий в случае его несоответствия требуемым параметрам.

Основными задачами системы обеспечения безопасности являются:

- выявление и изучение угроз безопасности личности, обществу, муниципальному образованию;

- анализ факторов воздействия существующих и развивающихся угроз безопасности муниципального образования;

- выявление и определение реального состояния безопасности муниципального образования по всем видам угроз;

- разработка мероприятий по достижению целевых параметров в безопасности муниципального образования;

- разработка и реализация целевых, научно-технических программ, планов и других плановых документов по реализации мероприятий обеспечения безопасности;

- совершенствование системы координации деятельности и взаимодействия контрольных органов и общественных организаций, осуществляющих надзор за состоянием безопасности;

- создание единой системы органов управления, сил и средств для действий при возникновении опасности;

- организация обеспечения действий указанных сил и средств в чрезвычайных ситуациях, связанных с опасностями для личности, социальных групп и муниципального образования в целом.

Структура системы обеспечения безопасности муниципального образования включает:

- органы местного самоуправления, которые решают отдельные задачи безопасности в составе выполняемых общих функций;

- специально создаваемые органы управления, уполномоченные решать вопросы безопасности в повседневной деятельности и при чрезвычайных ситуациях;

- администрации объектов экономики и инфраструктуры муниципального образования, на которых должны или могут решаться вопросы безопасности в связи с наличием источников угрозы;

- силы и средства, которые создаются для обеспечения безопасности.

Орган представительной власти муниципального образования:

- утверждает программы по вопросам безопасности;

- утверждает объемы ассигнований и материально-технических ресурсов, необходимых для реализации мер безопасности, предупреждения чрезвычайных ситуаций, обеспечения защиты населения и экономики муниципального образования;

- устанавливает в рамках компетенции порядок предоставления льгот по налогам и сборам, другим обязательным платежам в целях стимулирования деятельности в области безопасности;

- создает из числа депутатов постоянные и временные комиссии по конкретным проблемам безопасности;

- контролирует реализацию программ и заслушивает компетентных руководителей местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений по проблемам обеспечения безопасности;

- входит в орган представительной власти субъекта федерации с законодательной инициативой по вопросам безопасности.

Администрация городского округа в пределах своей компетенции:

- обеспечивает мероприятия по исполнению на территории муниципального образования федерального и местного законодательства в области безопасности, эффективное применение правовых и экономических механизмов в этой области;

- определяет направления, пути и способы повышения уровня безопасности;

- предусматривает при разработке проекта бюджета муниципального образования объемы ассигнований на предупреждение чрезвычайных ситуаций;

- организует подготовку хозяйства к устойчивому функционированию в чрезвычайных ситуациях;

- разрабатывает и осуществляет целевые и научно-технические программы в области безопасности;

- обеспечивает руководство деятельностью подведомственных органов, сил и средств в области безопасности;

- внедряет декларирование состояния безопасности и лицензирования деятельности, влияющей на безопасность муниципального образования;

- организует проведение проверок по вопросам безопасности;

- принимает необходимые меры по оказанию помощи пострадавшим, обеспечению жизнедеятельности населения при возникновении чрезвычайных ситуаций.

Администрация муниципального района:

- осуществляет руководство районным звеном системы безопасности городской системы по предупреждению и ликвидации в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивает создание, подготовку и поддержание в готовности сил и средств района к действиям по предупреждению и ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций;

- обеспечивает организацию и проведение работ по ликвидации опасностей и чрезвычайных ситуаций на объектах социального назначения;

- участвует в разработке целевых программ в области безопасности;

- принимает меры по повышению безопасности населения района (поселения) при разработке и реализации программ экономического и социального характера.

Администрации объектов экономики и инфраструктуры муниципального образования, на которых должны или могут решаться вопросы безопасности в связи с наличием источников угроз:

- планируют и осуществляют необходимые мероприятия по защите работников и обеспечению функционирования организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;

- обеспечивают создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организаций способам защиты и действиям в составе невоенизированных формирований;

- обеспечивают организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Дополнительно администрация потенциально опасных объектов:

- разрабатывает и реализует паспорта и программы безопасности на всех этапах создания, эксплуатации и снятия с эксплуатации объекта;

- создает локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

- использует оборудование, технологии и материалы в соответствии с требованиями и условиями разрешений (лицензий) и только для тех целей, для которых они предназначены;

- разрабатывает и реализует меры по предотвращению чрезвычайных ситуаций и снижению их негативных последствий для персонала, населения и окружающей природной среды;

- поддерживает на должном уровне квалификацию работающего персонала, осуществляет подбор и подготовку личного состава аварийно-спасательных служб и формирований;

- информирует органы местной власти, общественные организации и граждан о состоянии дел в данной области, позволяющих осуществлять контроль за состоянием безопасности муниципального образования.

Изложенные выше концептуальные подходы легли в основу Концепции общественной безопасности г. Ростова-на-Дону, принятой 15 июня 2004 года Ростовской-на-Дону городской думой*. На основе данной Концепции разработан и реализуется ряд целевых программ, нацеленных на повышение эффективности совместных усилий правоохранительных органов и органов местного самоуправления, предприятий, общественных организаций и объединений по обеспечению общественной безопасности, противодействию экстремизму и терроризму. Деятельность органов власти Ростовской области, местного самоуправления г. Ростова-на-Дону и правоохранительных структур по совершенствованию мер обеспечения безопасности жителей донской столицы положительно оценена Президентом России в ходе заседания Государственного совета РФ, проходившего в Ростове-на-Дону в августе 2007 года.

Литература

1. Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Ст. 3031.

2. Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 11. Ст. 1146.

3. La prevention de la criminalité urbaine - Un guide pour les pouvoirs locaux. 92-471-4942-9. Conseil de l'Europe, 2002.

4. Воронцов С.А. О разработке системы мер по обеспечению безопасности муниципального образования // Современные проблемы законодательного обеспечения глобальной и национальной безопасности, эффективности противодействия терроризму: Сборник научных статей. М.: Совет Федерации Федерального собрания Российской Федерации, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.