Научная статья на тему 'Обеспечение безопасности как основная функция Российского государства'

Обеспечение безопасности как основная функция Российского государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2461
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стахов Александр Иванович

В статье раскрывается сущность и юридическое содержание обеспечения безопасности как одной из основных функций Российского государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обеспечение безопасности как основная функция Российского государства»

20. Hood Phillips O. Constitutional and Administrative Law [Text]. L., 1967. P. 6.

21. См., например: Jackson, R. Politics in Canada [Text] / R. Jackson, D. Jackson, N. Baxter-Moore. Scarborough; Ontario, 1986. P.181, 184; Smiley, D. V. The Federal Condition in Canada [Text] / D. V. Smiley. Toronto, 1987. P. 28.

22. Конституции государств американского континента [Текст]. Т. II. М., 1959. С. 8.

23. Данилов, С. Ю. Политико-государственный механизм современной Канады [Текст] / С. Ю. Данилов, В. Е. Шило. М., 1991. С. 12.

24. http://www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/StatuteofWestminster.html [Electronic resourse]

25. Бромхед, П. Эволюция британской конституции [Текст] / П. Бромхед. М., 1978. С. 31.

26. Weiler, P. The Umpire of Canadian Federation [Text] / P. Weiler // A Critical Study of the Supreme Court of Canada. Toronto; Carswell, 1974. P. 173-174.

27. Smiley, D. V. Ibid. P. 28.

28. Jackson, R, Jackson, D, Baxter-Moore, N. Ibid. P. 182.

29. Бромхед, П. Указ. соч. С. 37.

30. Данилов, С. Ю., Шило, В. Е. Указ. соч. С. 23.

31. См., например: Александров, Ю. А. Канада: проблемы 70-х годов [Текст] / Ю. А. Александров, И. А. Хрипунов. М., 1978. С. 4; Современная внутренняя политика Канады [Текст] / под ред. С. Ф. Молоч-кова. М., 1986. С. 224.

32. Датт, Р. Палм. Кризис Британии и Британской империи [Текст] / P. Палм Датт. М., 1959. С. 221.

33. См.: The Canadian Historical Review [Текст]. Vol. 48, no. 2 (June 1967). P. 110-112.

34. Documents on the Confederation of British North America. Toronto: McClelland and Stewart Ltd., 1969. P. 154-165.

35. http:// www.solon.org/Constitutions/Canada/ English/Misc/lr_1866.html [Electronic resourse]

36. См.: Богдановская, И. Ю. Закон в английском праве [Текст] / И. Ю. Богдановская. М., 1987. С. 67.

А. И. Стахов

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ

КАК ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА

В статье раскрывается сущность и юридическое содержание обеспечения безопасности как одной из основных функций Российского государства.

В нормах действующего законодательства понятие «безопасность» неразрывно связано с такой категорией, как «обеспечение безопасности». Термин «обеспечить» в общем смысле означает: а) предоставить достаточные материальные средства к жизни; б) снабдить чем-нибудь в нуж-

СТАХОВ Александр Иванович - кандидат юридических наук, доцент по кафедре государственно-правовых дисциплин Вятского государственного гуманитарного университета © Стахов А. И., 2005

ном количестве; в) сделать вполне возможным, реально выполнимым; г) оградить [1].

В административно-правовой литературе под обеспечением безопасности понимается «проведение государственной политики, направленной на создание и поддерживание необходимого уровня защищенности объектов безопасности, осуществление мер и средств нормативно-правового, организационного, правоохранительного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства» [2].

Исходное законодательное понятие обеспечения безопасности сформулировано в законе РФ «О безопасности». В названном законе обеспечение безопасности отождествляется с проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства [3].

Вызывает интерес подход законодателя к пониманию обеспечения отдельных видов безопасности. Так, например, в ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнических сооружений понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения [4].

В ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения отождествляется с деятельностью, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий [5].

Согласно ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности есть одна из важнейших функций государства [6].

Из логико-позитивного анализа приведенных дефиниций обеспечения безопасности можно сделать вывод, что данная категория до настоящего времени не нашла единообразного понимания на этимологическом, доктринальном и законодательном уровнях.

По нашему убеждению, для достижения единообразного понимания природы, места и обеспечения безопасности в правовой системе Российской Федерации данная категория должна быть определена предельно ясно и точно в нормах действующего законодательства, исходя из юридической природы безопасности.

Не вдаваясь в дискуссию о сложившихся подходах к пониманию юридической природы безопасности, обеспечение безопасности в общем смысле можно определить как деятельность Российского государства по достижению урегулированного правом состояния защищенности кон-

ституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации, при котором отсутствуют вредоносные природные и техногенные факторы окружающей среды, связанные с использованием на законных основаниях и по назначению предметов, явлений и процессов -источников опасности конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства, нации, а также отсутствуют правонарушения и юридические казусы (происшествия), способствующие возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

С этой точки зрения для того чтобы достигнуть сформулированного состояния защищенности конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации, Российскому государству необходимо:

1) предупредить угрозы безопасности, то есть предупредить вредоносные природные и техногенные факторы окружающей среды, связанные с использованием техногенных и природных предметов, явлений и процессов-источников опасности конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации, а также предупредить правонарушения и юридические казусы (происшествия), способствующие возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды;

2) выявить угрозы безопасности, то есть выявить вредоносные природные и техногенные факторы окружающей среды, связанные с использованием техногенных и природных предметов, явлений, процессов-источников опасности конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации, а также выявить правонарушения и юридические казусы (происшествия), способствующие возникновению и (или) развитию таких факторов;

3) нейтрализовать угрозы безопасности или, иначе, локализовать (ограничить) и ликвидировать вредоносные природные и техногенные факторы окружающей среды, связанные с использованием техногенных и природных предметов, явлений, процессов-источников опасности конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации, а также пресечь правонарушения и юридические казусы (происшествия), способствующие возникновению и (или) развитию таких факторов, устранить или компенсировать вред, причиненный данными правонарушениями и юридическими казусами.

Высказанное суждение позволяет рассматривать достижение безопасности в качестве цели Российского государства по обеспечению безопасности. Соответственно, основными задачами государства по обеспечению безопасности в правовой системе Российской Федерации следует признать:

1. Предупреждение угроз безопасности или, иначе, предупреждение вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с использованием субъектами права на законных основаниях и по назначению предметов, явлений и процессов-источников опасности конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации, а также предупреждение правонарушений и юридических казусов (происшествий), способствующих возникновению и (или) развитию данных факторов.

2. Выявление угроз безопасности или, иначе, выявление вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с использованием субъектами права на законных основаниях и по назначению предметов, явлений и процессов-источников опасности конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации, а также выявление правонарушений и юридических казусов (происшествий), способствующих возникновению и (или) развитию данных факторов.

3. Нейтрализация угроз безопасности или, иначе, локализация (ограничение) и ликвидация вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с использованием субъектами права на законных основаниях и по назначению предметов, явлений и процессов-источников опасности конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации, а также пресечение правонарушений и юридических казусов (происшествий), способствующих возникновению и (или) развитию данных факторов, устранение или компенсация вреда, причиненного такими правонарушениями и юридическими казусами (происшествиями).

Сформулированная цель и задачи Российского государства по обеспечению безопасности позволяют в обобщенном виде определить обеспечение безопасности как деятельность государства по предупреждению, выявлению и нейтрализации угроз безопасности. Соответственно, обеспечение безопасности в правовой системе Российской Федерации можно определить как деятельность государства по предупреждению, выявлению и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с использованием субъектами права на законных основаниях и по назначению предметов, явлений и процессов-источников опасности конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства, нации, а также правонарушений и юридических казусов (происшествий), способствующих возникновению и (или) развитию данных факторов.

С этой точки зрения обеспечение безопасности обоснованно признать основной функцией Российского государства.

В пользу высказанного суждения можно привести следующие аргументы.

Во-первых, обеспечение безопасности охватывает всю совокупность конституционных и иных законных интересов, носителями которых выступают личность, общество, государство и нация. Следовательно, в обеспечении безопасности проявляется социальное назначение Российского государства.

Во-вторых, обеспечение безопасности как деятельность Российского государства осуществляется всеми звеньями механизма государства. Так, обеспечение безопасности осуществляется Президентом РФ, законодательными органами, исполнительными и судебными органами, органами прокуратуры, иными государственными органами, а в случаях, установленных законом, - органами местного самоуправления.

В-третьих, обеспечение безопасности охватывает широкий круг общественных отношений, складывающихся между субъектами права по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, а также общественных отношений, складывающихся по поводу предупреждения, выявления и нейтрализации правонарушений и юридических казусов (происшествий), способствующих возникновению и (или) развитию вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды.

В структуре обеспечения безопасности, по нашему убеждению, необходимо выделить отдельные направления воздействия Российского государства на поведение граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также коммерческих и не коммерческих организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности (далее по тексту: физические и юридические лица), которые осуществляются различными звеньями механизма государства с целью достижения безопасности и выполнения задач государства по обеспечению безопасности.

Из анализа действующего российского законодательства, противодействующего вредоносным природным и техногенным факторам окружающей среды, следует обратить внимание, что указанное воздействие государства по обеспечению безопасности может осуществляться отдельными звеньями механизма государства без непосредственного вмешательства в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц либо данное

воздействие государства может быть связанно с вмешательством в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц.

Воздействие Российского государства на поведение физических и юридических лиц по предупреждению, выявлению и нейтрализации угроз безопасности, осуществляемое отдельными звеньями механизма государства без непосредственного вмешательства в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, можно назвать общим обеспечением безопасности.

С этой точки зрения общее обеспечение безопасности осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления, уполномоченными издавать правовые акты, устанавливающие, изменяющие и отменяющие общеобязательные условия и требования безопасности, адресованные физическим и юридическим лицам и обеспечиваемые силой государственного принуждения.

С этой точки зрения общее обеспечение безопасности осуществляется Президентом РФ, Советом безопасности РФ, законодательными органами государственной власти, судебными органами, органами прокуратуры, Правительством РФ, а также иными федеральными органами исполнительной власти в случаях, установленных указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ, высшими должностными лицами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления.

Воздействие Российского государства на поведение физических и юридических лиц по предупреждению, выявлению и нейтрализации угроз безопасности, связанное с непосредственным вмешательством отдельных звеньев механизма государства в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность данных лиц, можно назвать непосредственным обеспечением безопасности. С этой точки зрения непосредственное обеспечение безопасности осуществляется государственными органами и органами местного самоуправления, уполномоченными применять специально-юридические средства, направленные непосредственно на поведение (отдельные действия, деятельность) персонифицированных физических и юридических лиц в целях обеспечения безопасности.

Согласно сформулированной точке зрения непосредственное обеспечение безопасности осуществляется федеральными службами, их образованиями и должностными лицами, федеральными агентствами, их образованиями и должностными лицами, а также органами исполнительной

власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, уполномоченными выполнять функции государственного контроля и надзора по обеспечению исполнения общеобязательных правил и требований безопасности физическими и юридическими лицами в процессе осуществления ими административно-хозяйственной, организационно-распорядительной и иной деятельности.

Изложенное понимание обеспечения безопасности как функций Российского государства и раскрытая структура данной категории могут составить основу доктринального исследования различных правовых форм обеспечения безопасности, а также определить основные направления систематизации и унификации российского законодательства, регулирующего обеспечение безопасности.

Примечания

1. См.: Ожегов, С. И. Словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов; под ред. Н. Ю. Шведова. М., 1985. С. 364.

2. См.: Кондратов, Б. П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения [Текст] / Б. П. Кондратов. М., 1998. С. 23.

3. См.: Ст. 4 Закона РФ от 05 марта 1992 г. «О безопасности» [Текст] // База данных СПС Консультант-Плюс.

4. См.: Ст. 3 ФЗ от 23 июня 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений» [Текст] // База данных СПС Консультант-Плюс.

5. См.: Ст. 2 ФЗ от 15 ноября 1995 г. «О безопасности дорожного движения» [Текст] // База данных СПС Консультант-Плюс.

6. См.: Абзац 2 ФЗ от 18 ноября 1994 г. «О пожарной безопасности» [Текст] // База данных СПС Консультант-Плюс.

НОВЫЕ КНИГИ

Вятский государственный гуманитарный университет

ПРАВА РЕБЕНКА В ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ

Юридический справочник для социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов

Права ребенка в вопросах и ответах [Текст]: юридический справочник для социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов / авт.-сост. М. В. Плюснин. Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. - 84 с.

Составитель справочника - М. В. Плюснин, педагог дополнительного образования Детско-юношеского центра Октябрьского района г. Кирова, приводит вопросы, которые наиболее часто встречаются при работе с несовершеннолетними, и ответы на них в рамках трудового, гражданского, административного, уголовного права с приведением конкретных статей законов. Справочник будет интересен специалистам, занимающимся вопросами правового просвещения несовершеннолетних. Вопросы и ответы в простой и доступной форме могут быть полезны также родителям и самим несовершеннолетним.

Управление в XXI веке: материалы международной научно-практической конференции. 21-22 апреля 2005 г., г. Киров [Текст]. -Киров: Изд-во ВятГГУ, 2005. - 140 с.

Сборник включает в себя материалы международной научно-практической конференции, подготовленной и проведенной на факультете управления Вятского государственного гуманитарного университета. Научные труды конференции рассчитаны на представителей органов власти и управления, научных работников, преподавателей вузов и всех, кто интересуется вопросами управления, экономики, местного самоуправления, муниципального управления, истории, права.

Киров 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.