Научная статья на тему 'О систематизации и унификации административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности в Российской Федерации'

О систематизации и унификации административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
242
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Стахов Александр Иванович

В статье раскрывается специфика охранительного содержания административного воздействия в сфере безопасности при помощи такой категории, как административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О систематизации и унификации административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности в Российской Федерации»

А. И. Стахов

О СИСТЕМАТИЗАЦИИ И УНИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНО-САНКЦИОНИРУЮЩИХ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье раскрывается специфика охранительного содержания административного воздействия в сфере безопасности при помощи такой категории, как административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности.

Специфику охранительного содержания административного воздействия по обеспечению исполнения общеобязательных условий и требований безопасности, предусмотренных законами и иными нормативными правовыми актами, можно раскрыть, если из анализа действующего российского законодательства выделить административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности, применяемые в Российской Федерации.

Под административно-санкционирующими мерами обеспечения безопасности, с нашей точки зрения, следует понимать нормативно-зафиксированные типизированные способы и приемы непосредственного подчинения поведения физических и юридических лиц общеобязательным условиям и требованиям безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с административно-санкционируемым правомерным использованием физическими и юридическими лицами предметов, явлений и процессов - техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации.

В целях уяснения сущности административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности можно назвать присущие им основные, характерные признаки.

Во-первых, административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности применяются специализированными государственными органами и органами местного самоуправления, их системными образованиями и должностными лицами - органами административно-публичного обеспечения безопасности.

Во-вторых, административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности являются

СТАХОВ Александр Иванович - кандидат юридических наук, доцент по кафедре государственно-правовых дисциплин ВятГГУ © Стахов А. И., 2006

специально-юридическим средством, применяемым органами административно-публичного обеспечения безопасности адекватно ожидаемым post priory (на основе опыта) и действительным вредоносным природным и техногенным факторам окружающей среды, которые связаны с подлежащим официальной оценке со стороны государства правомерным использованием физическими и юридическими лицами предметов, явлений и процессов - техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации.

В-третьих, административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности составляют юридическое содержание полномочий органов административно-публичного обеспечения безопасности по предупреждению, выявлению и нейтрализации вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с административно-санкционируемыми действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию под контролем государства на законных основаниях и по назначению предметов, явлений и процессов - техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам.

В-четвертых, применение административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности связано с непосредственным вмешательством органов административно-публичного обеспечения безопасности в административно-хозяйственную, организационно-распорядительную и иную деятельность физических и юридических лиц, которые организационно не подчинены данным органам и которые намерены осуществлять либо осуществляют подлежащую административному санкционированию (одобрению, разрешению, признанию законными, правильными) правомерную деятельность или отдельные правомерные действия, связанные с использованием предметов, явлений и процессов - техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам.

В-пятых, основаниями применения административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности являются обращения физических и юридических лиц в орган административно-публичного обеспечения безопасности, нацеленные на получение официальной оценки соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности отдельных видов правомерной деятельности и правомерных действий физических и юридических лиц, связанных с использованием техногенных и природных источников опасности, фактического состояния отдельных видов техногенных и природных источников опасности, а также получение официальной оценки

технико-правовой компетенции и правомочий собственности физических и юридических лиц по использованию отдельных видов техногенных источников опасности. Говоря иначе, административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности применяются органами административно-публичного обеспечения безопасности на основании обращений персонифицированных (заранее известных) физических и юридических лиц, которые организационно не подчинены данным органам, но намерены осуществлять либо осуществляют подлежащую административному санкционированию (одобрению, разрешению, признанию законными, правильными) правомерную деятельность или отдельные правомерные действия, связанные с использованием предметов, явлений и процессов - техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам.

В-шестых, административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности отличаются формально определенной целевой направленностью. Данные меры закреплены в административно-правовых нормах и применяются органами административно-публичного обеспечения безопасности по отношению к физическим и юридическим лицам в целях охраны и защиты конституционных и иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных техногенных и природных факторов окружающей среды, связанных с административно-санкционируемыми действиями (деятельностью) физических и юридических лиц по использованию под контролем государства на законных основаниях и по назначению предметов, явлений и процессов - техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам. Административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности направлены на предупреждение, выявление и нейтрализацию указанных вредоносных факторов окружающей среды. Применение административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности не связано с административными правонарушениями и административно-правовыми казусами.

В-седьмых, объектами административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности являются:

а) фактическое состояние отдельных видов техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам. Например, фактическое состояние зданий, сооружений, транспортных средств, пищевых продуктов и т. д.;

б) технико-правовая компетенция и правомочия собственности физических и юридических лиц по использованию отдельных видов техногенных источников опасности конституционным и иным

законным интересам. Например, компетенция и правомочия собственности юридического лица и персонала, использующих воздушное судно, компетенция и правомочия собственности лица, использующего транспортное средство, компетенция и правомочия собственности лица, использующего маломерное судно и т. д.;

в) отдельные виды правомерной деятельности и правомерных действий физических и юридических лиц, связанные с использованием техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам. Например, деятельность граждан и организаций, связанная с хранением, реализацией, перевозкой, утилизацией продукции, способной причинить вред здоровью и жизни человека, государственной и муниципальной собственности и т. д.

Из анализа полномочий органов административно-публичного обеспечения безопасности, нацеленных на охрану и защиту конституционных иных законных интересов личности, общества, государства и нации от вредоносных природных и техногенных факторов окружающей среды, связанных с подлежащим официальной оценке правомерным использованием гражданами и организациями предметов, явлений и процессов - техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам, можно выделить отдельные виды меры административно-санкционирующих мер, обусловленные определенной целевой направленностью и характером вызываемых административно-правовых последствий.

С нашей точки зрения, в зависимости от целевой направленности можно назвать следующие административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности:

1) меры оценки соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности фактического состояния отдельных видов техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам. Например, такими мерами являются государственный технический осмотр транспортных средств [1], предполетный досмотр воздушного судна [2], государственная регистрация лекарственных средств [3], проведение обязательной сертификации отдельных видов пищевых продуктов, материалов и изделий [4] и т. д.;

2) меры оценки соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности технико-правовой компетенции и правомочий собственности физических и юридических лиц по использованию отдельных видов техногенных источников опасности конституционным и иным законным интересам. Например, экзаменование водителей транспортных средств [5], аттестация и сертификация специалистов, занятых в сфере

обращения лекарственных средств [6], обязательная сертификация и аттестация авиационного персонала [7], регистрация прав на недвижимое имущество [8] и т. д.;

3) меры оценки соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности отдельных видов деятельности (действий) физических и юридических лиц, связанных с использованием техногенных и природных источников опасности конституционным и иным законным интересам. Например, выдача лицензии на право осуществления отдельных видов деятельности, осуществляемых на автомобильном транспорте [9], выдача разрешения на перевозку опасных грузов [10], принятие решения о размещении гидротехнических сооружений [11], согласование строительства зданий и сооружений [12], предполетный досмотр пассажиров [13] и т. д.

В зависимости от характера вызываемых административно-правовых последствий административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности будет логичным подразделить на разрешительные, удостоверительные, согласительные и регистрационные.

Под разрешительными административно-санкционирующими мерами обеспечения безопасности (далее по тексту: разрешительные меры обеспечения безопасности) следует понимать нормативно-зафиксированные типизированные способы и приемы предоставления органами административно-публичного обеспечения безопасности физическим и юридическим лицам специального права (разрешения) на осуществление отдельных видов деятельности или специального права (разрешения) на совершение отдельных видов действий, связанных с использованием предметов, явлений и процессов техногенной системы и природной среды, способных причинить вред конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации (далее по тексту: техногенные и природные источники опасности).

На основании сформулированного определения нетрудно заметить, что объектами разрешительных мер обеспечения безопасности являются:

1) отдельные виды правомерной деятельности физических и юридических лиц, которые связаны с использованием техногенных и природных источников опасности и которые в силу социальной значимости не могут осуществляться физическими и юридическими лицами без специального права (разрешения), предоставленного указанным лицам органом административно-публичного обеспечения безопасности;

2) отдельные виды правомерных действий физических и юридических лиц, которые связаны с использованием техногенных и природных источников опасности и которые в силу социальной значимости не могут совершаться физи-

ческими и юридическими лицами без специального права (разрешения), предоставленного указанным лицам органом административно-публичного обеспечения безопасности.

Разрешительные меры обеспечения безопасности, объектами которых являются отдельные виды правомерной деятельности физических и юридических лиц, связанные с использованием техногенных и природных источников опасности, в обобщенном виде можно назвать выдачей технико-правовых лицензий. Указанные меры обеспечения безопасности в настоящее время регулируются ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» [14], а также рядом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых в соответствии с названным законом.

Разрешительные меры обеспечения безопасности, объектами которых являются отдельные виды правомерных действий, связанных с использованием техногенных и природных источников опасности, можно назвать выдачей технико-правовых разрешений. По нашему мнению, такими мерами обеспечения безопасности являются, например, выдача разрешения на перевозку опасных и особо опасных грузов [15], выдача разрешения на применение конкретных видов (типов) технических устройств [16], выдача разрешения на ввоз в Россию радиоактивных отходов и ядерных материалов [17]. Выделяемые разрешительные меры обеспечения безопасности в настоящее время не систематизированы и подвергнуты фрагментарному административно-правовому регулированию.

Под удостоверительными административно-санкционирующими мерами обеспечения безопасности (далее по тексту: удостоверительные меры обеспечения безопасности), по нашему мнению, следует понимать нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы официального прямого подтверждения органом административно-публичного обеспечения безопасности соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности фактического состояния заявленных (представленных) физическими и юридическими лицами отдельных видов предметов и процессов техногенной системы и природной среды, способных причинить вред конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации (далее по тексту: техногенные и природные источники опасности), а также способы и приемы официального прямого подтверждения соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности технико-правовой компетенции физических и юридических лиц по использованию отдельных видов техногенных источников опасности и отдельных видов намечаемой и осуществ-

ляемой физическими и юридическими лицами деятельности, связанной с использованием указанных источников опасности.

На основании сформулированного определения и анализа действующего законодательства в области безопасности, в обобщенном виде, можно назвать следующие группы однородных удос-товерительных мер обеспечения безопасности, подвергнутых административно-правовой процес-суализации:

1) обязательная сертификация соответствия;

2) подтверждение соответствия технико-правовой компетенции физических и юридических лиц;

3) государственная оценка технического состояния;

4) государственная экспертиза безопасности.

Обязательная сертификация соответствия как

удостоверительная мера обеспечения безопасности предусмотрена в нормах ФЗ «О техническом регулировании». В названном законе указанная мера обеспечения безопасности, по сути, представляет собой официальное прямое подтверждение органом по сертификации соответствия требованиям технического регламента фактического состояния отдельных видов продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, а также отдельных видов процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, в отношении которых техническим регламентом установлены общеобязательные условия и требования. Из анализа ряда федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, принятых по вопросам обеспечения отдельных видов безопасности, можно обнаружить специальные формы обязательной сертификации соответствия. В частности, можно назвать такие специальные формы обязательной сертификации, как сертификация соответствия работ по охране труда [18], экологическая сертификация хозяйственной деятельности [19], сертификация продукции в области пожарной безопасности [20], сертификация качества пищевых продуктов [21], сертификация качества зерна и продуктов его переработки [22], сертификация качества лекарственных средств [23], сертификация средств связи [24] и другие.

Подтверждение соответствия технико-правовой компетенции физических и юридических лиц как удостоверительная мера обеспечения безопасности, по нашему мнению, представляет собой нормативно зафиксированные способы и приемы официального прямого подтверждения органом административно-публичного обеспечения безопасности соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности совокупности установленных нормативными правовыми актами прав и обязанностей физических

и юридических лиц по техническому использованию (управлению, обслуживанию, ремонту) отдельных формально определенных технических средств, способных причинить вред конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации (далее по тексту: технико-правовая компетенция физического или юридического лица по использованию техногенных источников опасности).

В соответствии с предложенным определением из анализа нормативных правовых актов в области безопасности можно назвать такие виды подтверждения соответствия технико-правовой компетенции физических и юридических лиц, как, например, выдача сертификатов юридическим лицам, имеющим воздушное судно на праве собственности или ином законном основании, выдача сертификатов физическим лицам, осуществляющим техническое обслуживание и ремонт авиационной техники [25], выдача водительского удостоверения на право управления транспортным средством [26] и т. д.

Государственная оценка технического состояния как удостоверительная мера обеспечения безопасности, по нашему мнению, представляет собой нормативно зафиксированные способы и приемы официального прямого подтверждения органом административно-публичного обеспечения безопасности соответствия общеобязательным условиям и требования безопасности технического состояния представляемых (заявляемых) физическим или юридическим лицом отдельных видов технических средств и сооружений, способных причинить вред конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации (далее по тексту: техногенные источники опасности).

С нашей точки зрения, государственной оценкой технического состояния следует признать, например, технический осмотр транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России [27], освидетельствование маломерного судна, пляжа, переправ и наплавных мостов, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России [28].

Под государственной экспертизой безопасности, по нашему мнению, следует понимать формально зафиксированные способы и приемы официальной оценки органами административно-публичного обеспечения безопасности соответствия отдельных видов намечаемой или осуществляемой деятельности физических и юридических лиц, связанных с использованием предметов и процессов техногенной системы, способных причинить вред конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и

нации (далее по тексту: техногенные источники опасности), общеобязательным условиям и требованиям безопасности, результатом которой является заключение.

На основании сформулированного определения и анализа законодательства в области безопасности можно назвать такие виды государственных экспертиз безопасности, как, например, государственная экспертиза градостроительной, предпроектной и проектной документации [29], государственная экологическая экспертиза [30], государственная экспертиза условий труда о соответствии проектов строительства и реконструкции производственных объектов, а также машин, механизмов и другого производственного оборудования, технологических процессов требованиям охраны труда [31], экспертиза безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения [32], экспертиза промышленной безопасности [33].

Конструкцию дефиниции согласительных административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности, по нашему мнению, целесообразно сформулировать, используя этимологическое толкование таких понятий, как «согласовать», «одобрить».

Согласовать в этимологическом смысле означает: «1. Привести в надлежащее соотношение, установить согласие, соответствие между чем-нибудь. 2. Обсудить, выработать единое мнение о чем-нибудь, получить согласие на что-нибудь» [34].

Одобрить в этимологическом смысле означает «признать хорошим, правильным, допустимым» [35].

Соответственно, под согласительными административно-санкционирующими мерами обеспечения безопасности (далее по тексту: согласительные меры обеспечения безопасности), по нашему мнению, следует понимать нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы официального одобрения (признания допустимыми) органом административно-публичного обеспечения безопасности отдельных действий и решений физических и юридических лиц по приведению в соответствие с общеобязательными условиями и требованиями безопасности отдельных видов предметов и процессов техногенной системы и природной среды, которые способны причинить вред конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации (далее по тексту: техногенные и природные источники опасности), а также способы и приемы официального одобрения (признания допустимыми) в части соответствия общеобязательным условиям и требованиям безопасности действий и решений физических и юридических лиц, связанных с проектированием,

строительством и эксплуатацией отдельных видов техногенных источников опасности.

На основании сформулированного определения и анализа административного законодательства в области безопасности можно назвать согласительные меры обеспечения безопасности, которые урегулированы административно-процессуальными нормами, а также ряд согласительных мер, не подвергнутых административно-правовой процессуализации.

Среди согласительных мер обеспечения безопасности, не урегулированных административно-процессуальными нормами, следует назвать, например, согласование квалификационных справочников должностей руководителей и специалистов (служащих), в которых определяются квалификационные требования к работникам, получающим разрешение на право ведения опасных работ, согласование перечней продукции, ввоз и вывоз которой не требует лицензии [36], досмотр воздушного судна, предполетный досмотр пассажиров, багажа [37] и др.

К числу согласительных мер обеспечения безопасности, подвергнутых административно-правовой процессуализации, можно отнести:

1) декларирование соответствия;

2) согласование выбора площадки (трассы) под строительство;

3) согласование проектных решений.

Декларирование соответствия как согласительная мера обеспечения безопасности предусмотрена и урегулирована административно-процессуальными нормами ФЗ «О техническом регулировании» [38] и специального постановления Правительства Российской Федерации [39]. Анализ названных нормативных правовых актов позволяет заметить, что выделяемая согласительная мера обеспечения безопасности осуществляется в виде регистрации уполномоченным органом административно-публичного обеспечения безопасности декларации о соответствии, принятой российскими изготовителями (продавцами, исполнителями) или зарегистрированными в качестве юридических лиц в Российской Федерации организациями, представляющими интересы иностранных изготовителей (продавцов, исполнителей).

Согласование выбора площадок (трасс) для строительства как административно-санкционирующая мера обеспечения безопасности заключается в официальном одобрении (признании допустимым) органом административно-публичного обеспечения безопасности строительства зданий и сооружений на отводимых земельных участках в части соответствия общеобязательным условиям и требованиям отдельных видов безопасности (пожарной, санитарно-эпидемиологической, дорожного движения и др.) [40]. Объек-

том указанного согласования являются действия и решения физических и юридических лиц, связанные с отводом земельного участка под строительство зданий и сооружений.

Согласование проектных решений как административно-санкционирующая мера безопасности состоит в официальном одобрении (признании допустимыми) органами административно-публичного обеспечения безопасности: 1) проектных решений в проектно сметной документации на строительство объектов, на которое отсутствуют нормы проектирования; 2) обоснованных отступлений от действующих норм проектирования; 3) изменений ранее согласованных проектных решений, возникающих в процессе проектирования, строительства и эксплуатации объектов [41].

Регистрационные административно-санкционирующие меры обеспечения безопасности (далее по тексту: регистрационные меры обеспечения безопасности), на наш взгляд, - это нормативно зафиксированные типизированные способы и приемы официального признания органами административно-публичного обеспечения безопасности факта принадлежности физическому или юридическому лицу отдельных предметов техногенной системы, способных причинить вред конституционным и иным законным интересам личности, общества, государства и нации (далее по тексту: техногенные источники опасности), а также возможности использовать указанные предметы и объекты физическим или юридическим лицом для собственных нужд.

На основании сформулированного определения из анализа законодательства в области безопасности к регистрационным административно-санкционирующим мерам обеспечения безопасности обоснованно отнести такие меры, как регистрация маломерных судов [42], регистрация лекарственных средств [43], регистрация опасных производственных объектов [44], регистрация транспортных средств [45] и т. д.

Выделяемые меры обеспечения безопасности регулируются специальными федеральными законами и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В обобщенном виде указанные меры можно назвать государственной регистрацией техногенных источников опасности.

Обобщая изложенный подход к пониманию административно-санкционирующих мер обеспечения безопасности, представляется необходимым подвергнуть указанные меры систематизации и унификации в нормах кодифицированного нормативного правового акта Российской Федерации. Например, таким нормативным правовым актом может служить Федеральный закон «Об основах административно-публичного обеспече-

ния безопасности в Российской Федерации». В названном федеральном законе представляется обоснованным:

1) закрепить сводные перечни органов административно-публичного обеспечения безопасности, наделяемых в Российской Федерации полномочиями по применению разрешительных мер обеспечения безопасности, удостоверительных мер обеспечения безопасности, согласительных мер обеспечения безопасности и регистрационных мер обеспечения безопасности;

2) определить унифицированные виды разрешительных мер обеспечения безопасности, удос-товерительных мер обеспечения безопасности, согласительных мер обеспечения безопасности и регистрационных мер обеспечения безопасности, применяемые органами административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации;

3) определить общие основания и целевую направленность разрешительных мер обеспечения безопасности, удостоверительных мер обеспечения безопасности, согласительных мер обеспечения безопасности и регистрационных мер обеспечения безопасности, применяемых органами административно-публичного обеспечения безопасности в Российской Федерации;

4) установить для органов административно-публичного обеспечения безопасности, наделяемых полномочиями по применению административно-санкционирующих мер, запрет на применение административно-юрисдикционных мер обеспечения безопасности и административно-казуальных мер обеспечения безопасности.

Примечания

1. Ст. 17 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ [Текст] // СЗ 11.12.1995. № 50. Ст. 4873.

2. Ст. 185 ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ [Текст] // СЗ

24.03.1997. № 12. Ст. 1383.

3. Ст. 5 ФЗ «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 № 86-ФЗ [Текст] // СЗ 29.06.1998. № 26. Ст. 3006.

4. Ст. 6 ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ [Текст] // СЗ 10.01.2000. № 2. Ст. 150.

5. Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 [Текст] // СЗ РФ

22.06.1998. № 25. Ст. 2897.

6. Ст. 5 ФЗ «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 № 86-ФЗ [Текст] // СЗ 29.06.1998. № 26. Ст. 3006.

7. Ст. 8 ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ [Текст] // СЗ 24.03.1997. № 12. Ст. 1383.

8. ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 17.06.1997 № 122-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 28.07.97. № 30. Ст. 3594.

9. Ст. 5 ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ [Текст] // СЗ 11.12.1995. № 50. Ст. 4873.

10. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ № 73 от 08.08.1995 [Текст] // РВ от 25.01.1996.

11. Ст. 5 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ [Текст] // СЗ 28.07.1997. № 30. Ст. 3589.

12. Приказ МЧС РФ от 17.03.2003, № 132 «Об утверждении инструкции по организации и осуществлению государственного пожарного надзора в Российской Федерации» [Текст] // РГ 29.05.2003. № 102.

13. Ст. 45 ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ [Текст] // СЗ

24.03.1997. № 12. Ст. 1383.

14. ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 13.08.2001. № 33 (ч. 1). Ст. 3430.

15. Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ № 73 от 08.08.1995 [Текст] // РВ от 25.01.1996.

16. Правила применения технических устройств на опасных производственных объектах, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.12.1998 № 1540 [Текст] // СЗ РФ 04.01.1999. № 1. Ст. 191.

17. Ст. 48 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Текст] // СЗ 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

18. ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17.07.1999 № 181-ФЗ [Текст] // СЗ РФ

12.01.1998. № 2. Ст. 21.

19. ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 14.01.2002. № 2. Ст. 133.

20. ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 26.12.1994. № 35. Ст. 3649.

21. ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» от 02.01.2000 № 29-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 10.01.2000. № 2. Ст. 150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

22. ФЗ «О государственном контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки» от 05.12.1998 № 183-ФЗ [Текст] // СЗ РФ, 07.12.1998. № 49. Ст. 5970.

23. ФЗ «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 № 86-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 29.06.1998. № 26. Ст. 3006.

24. ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ [Текст] // РГ 10.07.2003. № 135.

25. ФЗ «Воздушный кодекс Российской федерации» от 19.03.1997 № 60-ФЗ [Текст] // СЗ 24.03.1997. № 12. Ст. 1383.

26. Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения, утв. Указом Президента РФ от 15.06.1998 № 711 [Текст] // СЗ РФ 22.06.1998. № 25. Ст. 2897.

27. Постановление Правительства РФ «О порядке проведения технического осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России» от 31.07.1998 № 880 [Текст] // СЗ РФ 10.08.1998. № 32. Ст. 3916.

28. Приказ МЧС России «Об утверждении правил технического надзора за маломерными судами, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России» от 29.06.2005 № 501 [Текст] // БНА. № 35. 29.08.2005.

29. Постановление Правительства РФ «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» от 27.12.2000 № 1008 [Текст] // СЗ РФ 01.01.2001. № 1 (ч. 2). Ст. 135.

30. ФЗ «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 № 174-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 27.11.1995. № 48. Ст. 4556.

31. ФЗ «Об основах охраны труда» от 17.07.1999 № 181-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 19.07.1999. № 29. Ст. 3702.

32. ФЗ «Об использовании атомной энергии» от 21.11.1995 № 170-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 27.11.1995. № 48. Ст. 4552.

33. ФЗ «О промышленной безопасности особо опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 28.07.1997. № 30. Ст. 3588.

34. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 2001. С. 742.

35. Там же. С. 447.

36. Постановление Правительства РФ «О Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» от 30.07.2004 № 401 [Текст] // СЗ РФ 09.08.2004. № 32. Ст. 3248.

37. Ст. 85 Воздушного кодекса РФ.

38. ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ [Текст] // СЗ РФ 30.12.2002. № 52 (ч. 1). Ст. 5140.

39. Постановление Правительства РФ «Об утверждении перечня продукции, подлежащей декларированию соответствия, порядка принятия декларации о соответствии ее регистрации» от 07.07.1999 № 766 [Текст] //СЗ РФ 19.07.1999. № 29. Ст. 3746.

40. См., например, Приказ МВД России «Порядок участия органов государственного пожарного надзора Российской Федерации в работе комиссий по выбору площадок (трасс) для строительства. НПБ 02-93» от 06.12.1993. № 521 [Текст].

41. См., например, Приказ МВД России «Порядок разработки и утверждение нормативных документов государственной противопожарной службы МВД России. НПБ 01-93» от 06.06.1993. № 521 [Текст].

42. Положение о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.12.2004. № 835 [Текст].

43. Ст. 5 ФЗ «О лекарственных средствах» от 22.06.1998 № 86-ФЗ [Текст] // СЗ 29.06.1998. № 26. Ст. 3006.

44. Ст. 2 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 № 116-ФЗ [Текст] // СЗ 28.07.1997. № 30. Ст. 3588.

45. Указ Президента РФ «Об утверждении положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения» от 15.06.1998 [Текст] № 711 // СЗ РФ 22.06.1998. № 25. Ст. 2897.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.