УДК 338.2
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА СПОСОБАМИ, ПРЕДУСМОТРЕННЫМИ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ
© А.П. Стерхов1
Иркутский государственный технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Приведен мониторинг ситуации, связанной с соблюдением прав предпринимателей со стороны государства и других участников гражданского оборота. Актуальность работы связана с имеющимися фактами незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, совершения различного рода поборов, вымогательства, злоупотреблений полномочиями и пр. Обозначена связь инновационного вектора развития малого и среднего бизнеса с комплексным решением проблем обеспечения его безопасности. Даны составляющие безопасности малых и средних инновационных организаций. Приведены принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора). Сделан анализ российского законодательства, связанного с положениями, регулирующими проверки контролирующими органами. Разработаны общие рекомендации, позволяющие любой бизнес-организации подготовиться к проверкам различных контролирующих и надзирающих органов. Сформулирован ряд конкретных рекомендаций для бизнеса при проведении проверок налоговой инспекцией, полицией, трудовой инспекцией, органами пожарного надзора, а также сотрудниками Госсанэпиднадзора. Библиогр. 11 назв.
Ключевые слова: безопасность инновационного бизнеса; защита интересов бизнеса; нарушение прав предпринимателей; административные барьеры.
ENSURING INNOVATIVE BUSINESS SECURITY BY METHODS PROVIDED BY APPLICABLE LEGISLATION A.P. Sterkhov
Irkutsk State Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
The article presents the monitoring of the situation related to the observance of entrepreneurs' rights by the state and other participants of civil turnover. The relevance of the work is determined by the available facts of illegal interference in business activities, various kinds of extortions, racketeering, abuse of power and others. The connection of the innovative development vector of small and medium businesses with the integrated solution of problems of ensuring their security is indicated. Safety components of innovative small and medium organizations are given. The principles to protect the rights of legal entities and individual entrepreneurs under the state control (supervision) are enumerated. Russian legislation is analyzed in relation to the statutes regulating the inspection by regulatory bodies. The author elaborates general recommendations to help any business organization to get ready for inspections by various monitoring and supervisory bodies. A number of specific recommendations is worked out for businesses under the audits of tax inspection, police, labour inspectorate, fire inspectorate, and the executives from the State Committee for Sanitary and Epidemiological Oversight. 11 sources.
Key words: security of innovative business; protection of business interests; violation of entrepreneurs' rights; administrative barriers.
Защита прав и законных интересов предпринимателей является одной из важнейших функций государства, закрепленных Конституцией Российской Федерации [3]. Государство обязано не только обеспечить свободу предпринимательства, но и предусмотреть и создать надежный механизм защиты, систему взаимосвязанных институтов обеспечения прав и интересов предпринимателей, которые могут оказаться нарушенными и оспоренными.
Мониторинг ситуации, связанной с соблюдением прав предпринимателей со стороны государства и других участников гражданского оборота, свидетельствует о том, что злоупотребления должностных лиц
органов исполнительной власти совершаются, как правило, в сферах реализации государственных функций при осуществлении контрольно-надзорных, регистрационных и разрешительных функций. Имеют место факты незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность, совершения различного рода поборов, вымогательства, злоупотреблений полномочиями и прочее. Именно этим обусловлена актуальность данной работы, связанной с использованием способов и механизмов защиты инновационного бизнеса, предусмотренных действующим законодательством.
К часто встречающимся противоправным дей-
1Стерхов Анатолий Петрович, профессор кафедры экономической теории и финансов, кандидат технических наук, тел.: 89641026955, e-mail: [email protected]
Sterkhov Anatoly, Professor of the Department of Economic Theory and Finance, Candidate of technical sciences, tel.: 89641026955, e-mail: [email protected]
ствиям должностных лиц в отношении предпринимателей относятся:
• введение необоснованных процедур и запретов;
• незаконные отказы в реализации прав;
• ограничение конкуренции;
• истребование излишних документов;
• установление непредусмотренных сборов и платежей;
• нарушение сроков при рассмотрении заявлений;
• издание органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами контроля (надзора) и иными управомоченными организациями незаконных правовых актов, ущемляющих права предпринимателей.
Инновационный вектор развития малого и среднего бизнеса обуславливает необходимость комплексного решения проблем обеспечения его безопасности, так как инновационный путь развития сопровождается усилением известных рисков и угроз и появлением новых видов рисков. Их решение следует ориентировать на разработку адекватного методического инструментария, опирающегося на принципиально верные теоретические позиции.
Ключевым фактором, определяющим состояние безопасности инновационного бизнеса, является обладание организацией устойчивыми конкурентными преимуществами. Эти преимущества должны соответствовать стратегическим целям организации, что позволяет увязывать её безопасность с бизнес-стратегиями, рассчитанными на обозримую перспективу.
Безопасность малых и средних инновационных организаций может быть представлена следующими составляющими:
• технологическая составляющая, в рамках которой оценивается соответствие применяемых технологий существующим стандартам;
• кадровая составляющая, которая в условиях малого и среднего бизнеса характеризуется созданием гибкой структуры управления, рациональной системой подбора, найма, обучения и мотивации работников;
• креативно-интеллектуальная составляющая, играющая в малом и среднем бизнесе особую роль, т.к. именно эта сфера отличается наличием активных конкурентных процессов, что вынуждает бизнес формировать конкурентные преимущества за счет развития инновационного потенциала;
• финансовая составляющая, реализуемая за счет системы мер, обеспечивающих финансовую стабильность бизнеса, что непосредственно связано с эффективностью производства и устранением причин, которые могут привести к утрате финансовой стабильности (уменьшение объемов производства, убыточная деятельность, высокая себестоимость продукции, неэффективное управление активами, форс-мажорные ситуации);
• политико-правовая составляющая, которая в условиях малого и среднего бизнеса заключается в постоянном мониторинге политической среды и особенно - изменений в действующих законодательно-правовых актах, а также модификации своей деятельности по результатам мониторинга;
• информационная составляющая, охватывающая не только накопление и защиту информации (технической, о состоянии рынков, о тенденции в национальной и мировой экономике, о конкурентных процессах), но и исключение доступа к информации;
• экологическая составляющая, в рамках которой предпринимаются меры по защите бизнеса от завышенных штрафных санкций за нарушение экологических норм;
• силовая составляющая, отражающая необходимость физической защиты от враждебных посягательств;
• конкурентная составляющая, появление которой обусловлено наличием активных конкурентных процессов, которые вынуждают инновационный бизнес в рамках стратегии его безопасности разрабатывать соответствующие конкурентные стратегии.
Практика деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, характерного для инновационной сферы, свидетельствует о том, что на пути его развития имеются многочисленные административные барьеры: сложное законодательство непрямого действия, наличие многочисленных подзаконных актов, противоречия между законодательством на федеральном, региональном и местном уровнях, высокая степень инспектирования и контроля без предварительного извещения субъектов малого предпринимательства, значительный объем различной отчетности и слишком большое количество контролирующих органов на разных уровнях хозяйствования.
Нарушения прав предпринимателей, связанные с непрозрачностью контрольно-надзорной деятельности, способствуют совершению преступлений коррупционной направленности. В связи с этим Генеральной прокуратурой РФ были разработаны методические рекомендации по защите прав предпринимателей [1]. Отметим, что защита нарушенных прав и законных интересов предпринимателей является одним из звеньев антикоррупционной борьбы.
Недостаточная защищенность инновационного бизнеса более остро проявляется в реальном секторе экономики, функционирование которого связано с большими капитальными затратами и длительной окупаемостью вложенных средств. Значительный разрыв во времени между вложением средств и получением дохода в условиях экономической и политической нестабильности, сопряженной с инфляцией, а также несовершенством правового регулирования экономических отношений, делает такой бизнес более уязвимым в сравнении с другими сферами экономической деятельности.
Проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и механизмы их осуществления оговорены законодательно. Так, Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 2008 г. № 294-
ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" [11] и его последующие редакции устанавливают следующие принципы защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора):
• презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
• открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
• установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
• соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
• периодичность и оперативность осуществления мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока;
• учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);
• возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленных федеральным законодательством;
• ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ;
• недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний), экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
• недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю;
• другие принципы.
Отметим, однако, что положения данного Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового контроля; валютного контроля; бюджетного контроля; банковского и страхового надзора и других видов специального государственного контроля за деятельностью юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на финансовом рынке; транспортного контроля; государственного контроля (надзора) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях указанных портов; государственного метрологического
контроля (надзора) и др., что суживает сферу действия этого закона.
Анализ российского законодательства, связанного с положениями, регулирующими проверки контролирующими органами [3-10], показывает, что мероприятия по контролю должны проводиться на основании приказов (распоряжений) органов государственного контроля, в которых должны быть указаны следующие сведения: номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; наименование органа государственного контроля (надзора), фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные акты, обязательные требования которых подлежат проверке; дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц, однако срок проведения мероприятия по контролю в исключительных случаях может быть продлен, но не более чем на один месяц. Важно, что в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в три года, но в соответствии с Федеральным законом в отдельных случаях могут проводиться внеплановые мероприятия по контролю.
По результатам проведенного мероприятия по контролю должностным лицом (лицами) государственного контроля (надзора), осуществляющим проверку, составляется акт установленной формы в двух экземплярах. В акте указываются дата, время и место составления акта; наименование органа государственного контроля (надзора); дата и номер распоряжения, на основании которого проведено мероприятие по контролю; фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю; наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, фамилия, имя, отчество, должность представителя юридического лица или представителя индивидуального предпринимателя, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю; дата, время и место проведения мероприятия по контролю: сведения о результатах мероприятия по контролю, в том числе выявленных нарушениях, об их характере, лицах, на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений; сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с актом представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также лиц, присутствовавших при проведении мероприятия по контролю, их подписи или отказ от подписи; подпись должностного лица (лиц), проводившего мероприятие по контролю.
Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю юридического лица или его за-
местителю и индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающегося в деле органа государственного контроля (надзора).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели должны вести журнал учета мероприятий по контролю, в котором должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведении мероприятия по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, составленных протоколах, об административных правонарушениях и выданных предписаниях, а также указывается фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись. Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Вред, причиненный юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством РФ, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. При определении размера убытков, причиненных юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю неправомерными действиями должностных лиц органа государственного контроля (надзора), также учитываются расходы юридического лица или индивидуального предпринимателя, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты по деятельности, а также затраты, которые юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, чьи права нарушены, произвели или должны будут произвести для получения юридической или иной профессиональной поддержки.
Анализ ситуаций, связанных с проверками предпринимательских структур, показывает, что в этом процессе допускается множество ошибок обеими сторонами. При этом проверяющий не всегда может учесть, а иногда и не имеет представления обо всех особенностях своего поведения при проведении проверки. В связи с этим имеет смысл дать некоторые рекомендации, которые позволят любой бизнес-организации подготовиться к проверкам различных контролирующих и надзирающих органов. Но поскольку данных органов может насчитываться несколько десятков, постараемся сформулировать некоторые общие рекомендации, применимые для любых проверок, а также дать ряд конкретных рекомендаций при проведении проверок налоговой инспекцией, полицией, трудовой инспекцией, органами пожарного надзора, а также сотрудниками Госсанэпиднадзора.
При встрече проверяющих рекомендуется быть сдержанными, корректными и вежливыми, не давать
поводов для конфликтов. Стараясь самим быть сдержанными, нужно внимательно фиксировать все ошибки проверяющего. Его грубые ошибки можно использовать для дальнейшего аннулирования результатов проверки в судебном порядке. При этом нужно всегда помнить о законно закрепленных принципах действия сторон при проверке: если Вы можете руководствоваться правилом «разрешено все, что не запрещено», то для проверяющего, наоборот - «запрещено все, что не разрешено». Рекомендуется использовать это правило, если проверяющие собираются совершить определенные действия, в законности которых Вы сомневаетесь. Спокойно демонстрируя проверяющим свои правовые знания, можно охладить пыл многих из них.
Для общения с проверяющими можно рекомендовать следующий алгоритм действий:
1. Проверьте личность прибывших на проведение проверки путем истребования у них для ознакомления служебных удостоверений, подтверждающих их личность. Ознакомьтесь с удостоверением личности проверяющего и узнайте его координаты (телефон, номер кабинета, адрес). Не стесняйтесь записать все данные в «Журнал учета и регистрации проверок», это Вам может впоследствии очень помочь. Одновременно с удостоверением личности проверяющий обязан представить распоряжение (приказ) о проведении проверки. Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе). Обратите внимание на срок, до которого действительно удостоверение. Если этот срок просрочен, пришедшее к Вам должностное лицо проводить проверку не вправе.
2. Требуйте доведения до Вас оснований и повода для проведения проверки в отношении Вашего предприятия или Вас лично. Ознакомьтесь с материалами и документами, послужившими основанием для проведения проверки. В частности, в случае внеплановой проверки - с обращением заявителя, в случае плановой проверки - с распоряжением или приказом руководителя. В распоряжении (приказе) должно быть указано: его номер и дата; наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка; цели, задачи и предмет проводимого мероприятия; правовые основания проведения проверки; дата начала и окончания проверки; ФИО должностного лица (лиц), уполномоченного провести данную проверку.
3. Попросите заполнить Ваш «Журнал учета и регистрации проверок». В журнале необходимо отразить перечень вопросов по предстоящей проверке и заполнить соответствующие графы в журнале. Если контролер откажется - заполните сами с пометкой: «Проверяющий заполнить отказался». Основные графы в журнале: наименование органа, производящего проверку; дата выдачи и регистрационный номер предписания, акта или иного документа о проведении проверки; ФИО, должность, номер служебного удостоверения, подпись проверяющего; ФИО, должность, подпись сотрудника субъекта малого предприятия, присутствующего при проверке; дата, время начала
проверки; дата, время окончания проверки; цель проверки, вопросы, подлежащие проверке; результаты проверки, выявленные нарушения, дата составления; наложенное взыскание.
4. Постарайтесь привлечь к участию в проводимых действиях адвоката или юриста в целях предоставления квалифицированной защиты Ваших законных прав и интересов. Сам факт присутствия юриста, как показывает практика, послужит сдерживающим фактором и скорее всего оградит Вас от неправомерных и необоснованных притязаний.
5. В составляемом проверяющим протоколе об административном правонарушении собственноручно напишите свое объяснение о Вашей невиновности с возможным обоснованием этого. В данном случае Вам необходимо знать, что дача объяснения - это Ваше право, а не обязанность, и в соответствии с ч. 1 ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. В этом объяснении Вы можете собственноручно зафиксировать также Ваше несогласие с действиями проверяющего и перечислить его неправомерные действия.
6. Воздержитесь от подписи акта проверки, протокола об административном правонарушении, протокола об изъятии и других каких-либо документов, предлагаемых Вам проверяющими для подписи, без получения соответствующей консультации у Вашего адвоката или юриста. В отсутствие такой возможности для предотвращения конфликта подпишите документ с возможными пометками: «Под нажимом», «Без права подписи (продавец)», «Не согласен» - или иными формулировками, исходя из обстановки. Не конкретизируйте свое несогласие. Проверяющему же объясните, что дадите объяснения по этому поводу позже. Акт подписать нужно. Однако ваша подпись на акте будет означать лишь то, что вы ознакомились с ним и получили его на руки, а не то, что вы согласны с содержанием акта.
7. При изъятии у Вас каких-либо документов или вещей потребуйте составления протокола изъятия, в котором требуйте перечислить все изъятое. Требуйте предоставления Вам копии этого протокола изъятия.
8. При необходимости фиксирования тех или иных действий (Ваших или проверяющих) делайте замечания в акте проверки, протоколе об административном правонарушении и протоколе изъятия. В противном случае в дальнейшем будет трудно доказать, что эти действия происходили в действительности.
9. Ссылайтесь на Ваши права, предусмотренные ч.1 ст.51 Конституции РФ: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
10. При составлении акта проверки, протокола об административном правонарушении требуйте предоставления Вам копии данных документов с копиями приложений к ним.
11. Если в нарушение Ваших прав Ваши замечания не вносятся в акт проверки, протокол об админи-
стративном правонарушении, протокол об изъятии, то делайте замечания в любом другом документе, который Вам предлагается подписать.
12. Если нарушения, допущенные проверяющими, не были занесены в акт проверки, протокол об административном правонарушении, протокол изъятия, составляйте в 2-х экземплярах свой собственный акт о нарушении. В этом акте укажите время и место его составления, кем он составлен и подписан, изложите факты допущенных нарушений и факт отказа внести запись об этих нарушениях в вышеперечисленные документы. Если проверяющие не подписывают этот акт, это тоже в нем отразите. Пусть в данном акте подпишутся Ваши работники, присутствующие при проведении проверки. Второй экземпляр этого акта оставьте у себя. Отказ в приобщении этого акта к материалам проверки, равно как и отказ зафиксировать те или иные факты в документах, составляемых проверяющими, необходимо обжаловать.
13. Если Вы предполагаете, что действия проверяющих незаконны, но не знаете, как это сформулировать, или не знаете, в чем конкретно заключается их нарушение, то все равно напишите в акте проверки, протоколе об административном правонарушении, протоколе изъятия. Или потребуйте записать, что Вы не согласны с действиями проверяющих. В дальнейшем можно отказаться от претензий или их уточнить.
14. Во время проверки дайте понять, что информация о нарушениях проверяющих может попасть в органы прокуратуры и в СМИ.
15. Требуйте фиксирования результатов проверки в Вашем журнале учета мероприятий по контролю. В случае отказа проверяющих совершить соответствующую запись в данном журнале зафиксируйте сами необходимые сведения в нем с указанием этого отказа.
Для уменьшения возможного ущерба при проведении различного рода проверок можно рекомендовать провести заранее следующие мероприятия:
• Разработать инструкции для персонала на случай проверки. Одни инструкции должны быть для рядового персонала, другие - для сотрудников бухгалтерии и наемных топ-менеджеров.
• Объяснить заранее права и полномочия проверяющих инстанций. Должен быть составлен четкий список документов, которые могут требовать проверяющие, а также список лиц, которые отвечают за их представление.
• Провести инструктаж с каждым из сотрудников. Необходимо проинструктировать всех сотрудников относительно того, что подпадает под действие коммерческой тайны, а также озвучить стандартные ответы на вопросы проверяющих.
• Организовать грамотное хранение данных. Для хранения первичной документации должно быть отдельное помещение с ограниченным доступом. Важную информацию хранить на удаленных серверах, а данные шифровать. Особо деликатную информацию лучше хранить у адвоката. В этом случае действуют нормы законодательства об адвокатской тайне.
• Провести аудит. Профессиональные аудито-
ры, заранее проверив Ваш документооборот, посоветуют, какие ошибки нужно исправить.
• Прописать инструкции для юриста компании и наемного юриста. Координаты юриста, включая номер мобильного телефона, сообщить сотрудникам.
• Установить централизованное видеонаблюдение. Записи хранить в архиве.
• Использовать только лицензионное и бесплатное программное обеспечение.
• Завести журнал регистрации проверок.
• Проверить контрагентов перед заключением сделок. Проблемный контрагент может стать поводом для проверки компании.
В заключение сформулируем ряд конкретных рекомендаций для бизнеса при проведении проверок налоговой инспекцией, полицией, трудовой инспекцией, органами пожарного надзора, а также сотрудниками Госсанэпиднадзора.
Основные рекомендации при проверке налоговой инспекцией сводятся к следующему:
1. Назначьте конкретного человека, который будет ответственным за сопровождение проверки налоговой инспекцией, поскольку в период проверки налоговики часто запрашивают не только бухгалтерские документы, но и документы из других отделов, например, из отдела закупок, юридического отдела или любого другого. В обязанности этого человека будет входить отслеживание истории проверок, запросы информации, решения, предоставление документов и т.д.
2. Перед началом проверки нужно проверить сам факт её назначения. Необходимо получить решение о проверке с подписью руководителя инспекции. В этом документе содержится информация о дате предстоящей проверки, перечне налогов, которые она затронет, имена проверяющих.
3. С самого начала проверки установите личности инспекторов. Предоставлять документы необходимо только лицам, которые участвуют в проверке, иначе документы могут быть просто утеряны и доказать, что Вы их предоставляли, будет очень непросто.
4. Внимательно изучите цели проверки. Необходимо четко представлять, какие именно налоги и за какой период времени подлежат проверке. Это поможет сократить документооборот, так как бумаги, которые не относятся к проверяемому периоду, можно не предоставлять. Этим можно исключить и повторную проверку.
5. Выделите проверяющим отдельный кабинет и оградите их от доступа в иные помещения. Это лучше сделать для исключения возможности неформального общения инспекторов с сотрудниками компании. Опыт показывает, что информация, которую проверяющие получают от работников фирмы, чаще всего не идет ей на пользу.
6. В соответствии с Налоговым кодексом проверяющие имеют право вызвать как свидетелей лиц, которые могут сообщить информацию, имеющую значение для налогового контроля. При этом следует иметь в виду, что предоставлять все документы или объяснения необходимо только с согласия лиц, ответ-
ственных в Вашей фирме за сопровождение проверки.
7. Есть смысл завести журнал, в который будет заноситься время посещений инспекторов. В этом случае будет легче установить время приостановки проверки. Если проверка приостановлена, инспекторы не могут присутствовать на территории проверяемой организации и запрашивать какие-либо документы. Правда, в этом случае срок самой проверки будет приостановлен.
8. Имеет смысл также завести журнал регистрации требований налоговиков и список предоставляемых документов. Сами документы необходимо предоставлять только под роспись и только в виде заверенных копий. Ни в коем случае не следует выдавать оригиналы, так как существует риск не получить их обратно. Если нет возможности сделать копии в требуемый срок, рекомендуем написать письмо в адрес налоговой инспекции, в котором объясните причины и попросите дополнительное время для исполнения требования налоговиков. Хотя налоговая имеет право продлить этот срок, она не обязана этого делать, поэтому не исключено, что Вам откажут. При этом следует понимать, что такой проступок, как просрочка, не может повлечь за собой приостановку операций по счетам. С другой стороны, не рекомендуем Вам преднамеренно затягивать предоставление документов, поскольку налоговая имеет право доначислить налоги.
9. При проверке старайтесь очень тщательно отбирать предоставляемые документы, поскольку при выявлении несоответствий, налоговые органы могут значительно углубить проверку.
10. При проведении проверки налоговой инспекцией потенциально опасной может оказаться любая сделка. Налоговики могут предъявить претензии по оформлению документации, двояко трактовать положения договоров и так далее. Именно поэтому присутствие квалифицированного юриста здесь необходимо.
11. Помните, что компания не обязана давать сотрудникам налоговых органов доступ к своим базам данных. Информацию рекомендуем предоставлять только в виде распечатанных и заверенных документов и только по запросу налоговиков.
12. Вы не должны предоставлять инспекторам документы, которые не относятся к проверяемому периоду. Помните, что чем больше информации получат инспектора, тем больше возникает поводов для предъявления претензий.
Сформулируем далее основные рекомендации при проверке полицией:
1. В процессе общения старайтесь быть немногословными.
2. Старайтесь избегать конфликтов, так как из всех проверяющих органов только полиция имеет право задержать вас.
3. Цените время после составления протокола. Чем быстрее вы встретитесь с юристом, тем больше у вас шансов свести к минимуму негативные последствия проверки. Это объясняется тем, что протоколом не устанавливается мера ответственности. Её определяет либо руководство полиции, либо суд.
4. Так как полиция всегда составляет протокол в
единственном экземпляре, то сразу перепишите его содержание. При ознакомлении с протоколом не оставляйте в графах свободных мест, требуйте заполнения их прочерками.
5. Если в отношении Вас применяют административное задержание, не давайте повода к принятию к Вам более жестких мер. П. 1,2 статьи 27.5 КоАП РФ [6] устанавливает, что административное задержание может длиться до 3 часов, а в ряде предусмотренных законом случаев (нарушение таможенных правил и т.д.), а также в случае необходимости установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения срок административного задержания - не более 48 часов. Помните, что только на свободе вы сможете эффективно защитить свои права.
6. Во время проведения осмотра лучше не препятствовать действиям сотрудников полиции.
7. В торговых, складских и служебных помещениях сотрудники полиции могут проводить осмотр только в присутствии собственника имущества либо его представителей или уполномоченных лиц. Акт осмотра, составленный в отсутствие собственника, уполномоченных им лиц или представителей органов исполнительной власти, либо органов местного самоуправления, не будет иметь юридической силы.
8. Сотрудник полиции имеет право изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции. Надо понимать, что здесь речь идет о накладных, счетах, приходных и расходных ордерах и т.п. документах. Изымать свидетельства предпринимателя, лицензии, сертификаты и т.п. документы сотрудник полиции не имеет права.
9. Сотрудники полиции не имеют полномочий проверять наличие у предпринимателей санитарных книжек (а тем более - изымать их). Это право предоставлено исключительно органам санэпиднадзора.
10. Приостанавливать деятельность предприятий, индивидуальных предпринимателей за такие виды правонарушений, как просроченный сертификат, его отсутствие, неправильное ведение санитарной книжки, ее отсутствие, неправильное ведение тетради учета предпринимателя, ее отсутствие и т.п., сотрудники полиции не уполномочены.
Сформулируем основные рекомендации при проверке трудовой инспекцией:
1. Трудовая инспекция «работает» по двум направлениям: проверка документов по кадровой работе и документов, связанных с охраной труда. Трудовая инспекция проверяет, все ли необходимые по закону бумаги имеются в вашей компании. Именно их запросят для проверки инспекторы. К кадровым документам относятся: учредительные документы, коллективный договор, все, что касается оплаты труда (положение о премировании, о надбавках, расчетные листы), правила внутреннего трудового распорядка; трудовые договоры, штатное расписание (форма № Т-3), табели учета рабочего времени и расчета зарплаты (формы № Т-12 и 13), больничные листы; график отпусков, личные карточки, приказы; трудовые книжки,
книги учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Из документов второй группы можно назвать инструкции по охране труда, документы, подтверждающие прохождение работниками обучения, медосмотров, журнал инструктажа по технике безопасности.
2. Очень часто в компаниях произвольно оформляют документы, форма которых утверждена Постановлением Госкомстата от 5 января 2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Эти формы должны использовать «организации независимо от формы собственности». Всё это может привести к тому, что в документы забывают включить важнейшие условия, которые есть в законе. Например, в приказах многие не пишут, принят работник на основную работу или на работу по совместительству. С какого числа он обязан приступить к работе или с какого числа уволен. В штатных расписаниях, составленных не по форме, подчас забывают указать оклады или количество штатных единиц по должности или даже часть должностей.
3. Обратите внимание: использовать в трудовом договоре формулировки «с оплатой согласно штатному расписанию» без точного указания размера оклада (тарифной ставки) нельзя.
4. Локальные внутренние документы, к которым относятся Коллективный договор, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение об оплате труда и премировании, Положение о защите персональных данных, Положение о коммерческой тайне, должны быть составлены в строгом соответствии с законом. Они не должны противоречить друг другу.
5. Обязательно проверьте, все ли работники ходили в отпуск за последние годы, соблюдался ли при этом график отпусков, всем ли правильно выплачивали отпускные. График отпусков утверждается не позднее, чем за две недели до наступления календарного года. Проверьте эту дату. Отпуска должны быть не меньше, чем установлено законом. А если по заявлению работника ежегодный отпуск делился, то хотя бы одна его часть не должна быть меньше 14 дней (ст. 125 ТК) [9]. Если сотрудники ходили в отпуск не по графику, то в этот документ надо внести соответствующие изменения по приказам и заявлениям работников.
6. Время и место выдачи зарплаты должны быть обозначены в правилах внутреннего трудового распорядка, коллективном договоре или трудовых договорах. Если работники помимо оклада получают надбавки, у фирмы обязательно должен быть документ, четко и детально регулирующий порядок, основания, критерии расчета и начисления этих денег (положение об оплате труда и премировании, о надбавках). Проверьте, всё ли компания выплатила работникам при увольнении (зарплата, компенсация за неиспользованный отпуск). Если бывший сотрудник не явился за расчетом, у работодателя должны быть почтовые квитки об отправке уведомления о том, что надо прийти за расчетом.
7. Самыми распространенными ошибками при заполнении трудовых книжек являются следующие:
кадровики, проставляя запись об увольнении, вместо пунктов статьи 77 Трудового кодекса делают ссылки на статьи 78, 79, 80; работники не заверяют своей подписью запись об увольнении в трудовой книжке. Проверьте, не хранятся ли в компании трудовые книжки уволенных работников. Если это так, то немедленно отправьте «забывчивым» уведомления. Пусть или заберут, или дадут письменное согласие на пересылку книжки по почте.
Сформулируем основные рекомендации при проверке органами пожарного надзора:
1. При проведении проверок органами государственного пожарного надзора запрашивается следующая документация:
- свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- документ, подтверждающий право пользоваться и распоряжаться объектом (договор аренды, свидетельство о праве собственности и т.п.);
- документ, подтверждающий полномочия законного представителя (приказ о назначении генеральным директором, доверенность);
- свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
- устав (положение) предприятия;
- банковские реквизиты;
- юридический и фактический адреса, телефоны;
- перечень структурных подразделений, представительств с указанием адресов;
- технические паспорта БТИ на строения;
- перечень арендаторов с указанием занимаемых помещений, зданий.
2. На предприятии в каждом структурном подразделении обязательно должен быть назначен ответственный за противопожарное состояние.
3. Периодически необходимо проводить противопожарный инструктаж работников, а его результаты фиксировать в специальном журнале. Требования для него зафиксированы в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).
4. Обязательно наличие у проверяемого субъекта инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого пожароопасного участка.
5. В помещениях на видных местах должны висеть планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара.
6. Проверяющий не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного пожарного надзора, а также превышать установленные сроки проведения мероприятий по надзору.
7. Проверяющий также не вправе требовать представление документов, информации, образцов
(проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по надзору и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.
8. В настоящее время при проверке органами пожарного надзора малых и средних предприятий могут присутствовать представители общественных организаций.
И, наконец, сформулируем основные рекомендации при проведении проверки сотрудниками Госсанэпиднадзора:
1. Перечни юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых проводятся мероприятия по контролю, составляются на основании сведений, полученных от органов государственной регистрации в каждом муниципальном образовании, и регистрируются в Журнале учета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществляется государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
2. Внеплановые мероприятия по контролю не проводятся в случаях обращений, не позволяющих установить лицо, обратившееся в центр Госсанэпиднадзора.
3. В настоящее время санитарные врачи могут появляться на объекте не чаще, чем один раз в два года. Но это при условии, что у организации нет нарушений. Пустить к себе проверяющего можно только при наличии у него распоряжения главного врача Центра Госсанэпиднадзора. В нем обязательно должна быть указана цель проверки.
4. В организациях, не связанных с продуктами питания, санитарные врачи в установленном порядке могут осуществлять проверку соответствия рабочих мест санитарным требованиям.
5. Санитарные врачи обследуют предприятия службы быта на предмет их соответствия санитарным нормам и правилам по освещенности, микроклимату, по организации технологических процессов и т.д. При проверке требуется договор на вывоз отходов. Работники службы быта контактируют с населением, поэтому должны предъявить личную медицинскую книжку установленного образца.
6. При проведении мероприятий по контролю должностное лицо (должностные лица) не вправе проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции центра Госсанэпиднадзора, от имени которого действует должностное лицо.
7. Проверяющие не вправе требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки.
Библиографический список
1. Бут Н.Д., Ларьков А.Н., Паламарчук А.В. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности: научно-методическое пособие. М.: Генеральная прокуратура РФ, 2009. 6 с.
2. Стерхов А.П. Комплексная безопасность бизнеса и основные проблемы её обеспечения // Вестник ИрГТУ. 2012. № 11 (70). С.270-277.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, вне-
сенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ). М.: Феникс, 2013. 64 с.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2013. Ч. 1-4.
5. Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» (с изменениями от 18 июля 2011 г.). М.: Омега-Л, 2013. 32 с.
6. Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях. М.: Эксмо, 2013. 544 с.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо,
2013. Ч. 1,2 800 с.
8. О полиции. Федеральный закон № 3-ФЗ. М.: Проспект,
2012. 48 с.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо,
2013. 272 с.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М.: Эксмо, 2012. 352 с.
11. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». М.: Омега-Л, 2013. 32 с.