3. Кондрашов А.В. Возрастные и типовые особенности функциональной рентгеноанатомии сердца: автореф. дис. ... д-ра мед. наук. СПб. 1998. 60 с.
4. Лумпова О.М., Колокольцев М.М. Соматотипологиче-ская характеристика популяции девушек юношеского возраста Прибайкалья // Валеология. 2011. №2. С. 67-72.
5. Никитюк Б.А. Соотношение общего, частного и регионального в учении о конституции человека // Новости спортивной и медицинской антропологии. 1990. Вып. 2. С.14-40.
6. Никитюк Б.А., Козлов А.И. Новая техника соматотипиро-вания // Новости спортивной и медицинской антропологии / под ред. Б.А. Никитюк. М.: Спортинформ,1990. Вып.3. С.121-141.
7. Никитюк Б.А. Акселерация развития // Итоги науки и техники ВИНИТИ. Сер. Антропология. М.,1989. С. 3-76.
8. Николаев В.Г., Шарайкина Е.П., Синдеева Л.В. и др. Методы оценки индивидуально-типологических особенностей физического развития человека: учеб.-метод. пособие. Красноярск: Изд-во КрасГМА. 2005, 111с.
9. Николаев В.Г., Шарайкина Е.П. Конституциональный подход в оценке здоровья человека // Новости спортивной и
медицинской антропологии. М., 1990. Вып.3. С.80-81.
10. Орлова С.В. Оценка состояния здоровья студентов юношеского возраста с учетом соматотипов: автореф. дис.... канд. мед. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 19 с.
11. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA. М.: МедиаСфера, 2002. 305 с.
12. Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека // Психологический журнал. 1989. Т.
10. С. 10-21.
13. Третьякова К.В. Влияние факторов внешней и внутренней среды на параметры и показатели физического развития саратовских женщин-студенток в возрасте 17-19 лет // Морфология. 2006. Т. 129. Вып. 4. С. 125.
14. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Изд-во Московского ун-та, 1999. 400 с.
15. Чаплыгина Е.В. Соматотипологические закономерности анатомической изменчивости печени и желчного пузыря у людей юношеского и первого периода зрелого возраста : ав-тореф. дис. ... д-ра мед.наук. Волгоград, 2009. 38 с.
УДК 349.2
ПРОБЛЕМЫ ДОСТИЖЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКЦИЙ ТРУДА: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ 1 2 © М.А. Крекова1, В.С. Пересторонина2
1Иркутский государственный технический университет,
664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Государственная инспекция труда в Иркутской области,
664007, Россия, г. Иркутск, ул. Софьи Перовской, 30.
Проанализированы проблемы, возникающие в процессе осуществления государственной инспекцией труда деятельности по контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства. Сопоставление положений различных нормативных актов, регламентирующих процедуру проверки, дало возможность выработать рекомендации по совершенствованию законодательства в сфере труда.
Библиогр. 2 назв.
Ключевые слова: Федеральная инспекция труда; Государственная инспекция труда; государственный надзор и контроль; нарушение трудовых прав; административная ответственность; предписание.
PROBLEMS OF ACHIEVING EFFICIENT OPERATION OF STATE LABOUR INSPECTIONS: THEORY AND ENFORCEMENT MATTERS M.A. Krekova, V.S. Perestoronina
Irkutsk State Technical University,
83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
Irkutsk region State Labour Inspection,
30 Sofia Perovskaya St., Irkutsk, 664007, Russia
The article analyzes the problems arising while the State Labour Inspection on control and supervision over compliance with the Labour legislation implements its activities. Having compared the provisions of various statutory acts regulating the control procedure the authors could develop recommendations to improve legislation in the labour sphere.
2 sources.
Key words: Federal Labour Inspectorate; State Labour Inspection; state control and supervision; violation of labor law; administrative responsibility; instructions.
Конституция Российской Федерации 1993 г. в ст. 7 провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
При этом в условиях рыночной экономики соци-
1Крекова Марина Александровна, доцент кафедры юридических дисциплин, тел.: 89645401626, e-mail: [email protected] Krekova Marina, Associate Professor of the Department of Legal Disciplines, tel.: 89645401626, e-mail: [email protected]
2Пересторонина Виктория Сергеевна, начальник отдела (по правовым вопросам), тел.: 89021774420, e-mail: [email protected]
Perestoronina Victoria, Head of the Department (on legal issues), tel.: 89021774420, e-mail: [email protected]
альная сфера, по словам Д. А. Медведева, должна стать «высшим приоритетом развития государства», находиться «под неусыпным контролем правительства, законодателей, общественных организаций, парламентских партий» [1]. Соответственно, новый характер трудовых отношений в условиях рынка требует изменения и роли государства в их регулировании, а также совершенствования надзорноконтрольных функций за соблюдением законодательства о труде.
На современном этапе развития российской государственности главным органом, осуществляющим эти функции, являются органы Федеральной инспекции труда, являющиеся единой централизованной системой государственных органов (ст. 353, 354, 356 ТК РФ).
Одной из основных задач Федеральной инспекции труда является, согласно ст. 355 ТК РФ, обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда.
В соответствии с указанной задачей Федеральная инспекция труда осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 356 ТК РФ).
Осуществляя контрольно-надзорные полномочия, Федеральная инспекция труда и ее территориальные подразделения в своей деятельности руководствуются следующими нормативными правовыми актами: Трудовым кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ), Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным Приказом труда и социальной защиты РФ от 30 октября 2012 г. № 354н (далее - Административный регламент) и др.
Органом Федеральной инспекции труда является Федеральная служба по труду и занятости (далее -Роструд), находящаяся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. Территориальными органами Роструда являются трудовые государственные инспекции труда, осуществляющие непосредственное взаимодействие с работодателями. Правовой статус Службы определен Положением о
Федеральной службе по труду и занятости, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 324, а его территориальных подразделений - Типовым положением о территориальном органе Федеральной службы по труду и занятости, утвержденным Приказом Мин-здравсоцразвития РФ от 1 июля 2009 г. № 378н.
Роструд осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Территориальные органы Роструда в субъектах РФ действуют в виде государственных инспекций труда (далее - ГИТ).
Основным нормативным актом, которым урегулированы вопросы проведения ГИТ мероприятий контрольно-надзорного характера, является Закон № 294-ФЗ.
Положительным в данном законе является наличие в нем ряда новелл, эффективно влияющих на защиту субъектов трудовых правоотношений: новый институт уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности; режим постоянного государственного контроля (надзора) для субъектов, эксплуатирующих источники повышенной опасности; впервые установлен перечень нарушений, влекущих недействительность результатов проверки и др.
Однако практика применения положений Закона № 294-ФЗ выявила ряд проблем, требующих немедленного решения.
Первой такой проблемой является отсутствие правовых возможностей оперативного внесения дополнений в ежегодный план проведения плановых проверок. Так, согласно ст. 9 Закона № 294 и п. 2.1. Методических рекомендаций по применению должностными лицами Роструда и его территориальных органов положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при осуществлении надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. Приказом Роструда от 24 января 2011 г. № 14, проведение контрольнонадзорных мероприятий осуществляется органами Роструда на основании планов проведения надзора и контроля в установленной сфере деятельности и ежегодных планов проведения плановых проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований трудового законодательства. В соответствии с п. 7 ст. 20 Закона № 294-ФЗ проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проверок, относится к категории грубых нарушений требований по организации и проведению проверок. В связи с чем результаты такой проверки не могут являться доказательством нарушения юридическим лицом или индивидуальным предприни-
мателем обязательных требований в сфере труда и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) по заявлению проверяемого лица.
В данной связи, ГИТ не имеет возможности быстро реагировать на частные определения суда о нарушении работодателем трудового законодательства (ст. 360 Трудового кодекса РФ не дает возможности проводить внеплановые проверки на основании определения суда), анонимные жалобы, содержащие в себе сведения о нарушении работодателями трудовых прав граждан. Представляется, что соответствующие положения вышеуказанных Закона и Административного регламента должны быть дополнены механизмом внесения изменений в утвержденные планы ежегодных проверок.
Вторая проблема касается сроков проведения проверок. Так, ч. 1 ст. 13 Закона № 294-ФЗ и п. 23 Административного регламента устанавливают сроки проведения проверок: для плановых и внеплановых проверок он составляет 20 рабочих дней. В то время как Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 59-ФЗ) в ст. 12 определяет срок рассмотрения обращений граждан в 30 календарных дней. Сопоставление данных норм дает возможность сделать вывод о том, что Закон № 59-ФЗ фактически устанавливает срок проведения внеплановой проверки по обращению гражданина.
Указанная правовая коллизия может привести к признанию результатов проверки недействительными. Полагаем необходимым привести названные акты в соответствие.
Аналогично складывается ситуация в части продления срока проведения проверки. Согласно ч. 3 ст. 13 Закона № 294-ФЗ и п. 24 Административного регламента, продлить можно только срок плановой выездной проверки. Срок проведения проверки по обращению гражданина не продлевается. Если же проанализировать порядок и сроки проведения внеплановой документарной проверки, которая складывается из 10 рабочих дней, данных работодателю на направление в ГИТ запрашиваемых документов (в т. ч. и почтой), и 10 рабочих дней - на представление письменных пояснений (при наличии, например, противоречий в документах), что в совокупности уже составляет 20 рабочих дней, то фактически у инспектора не остается времени на исследование представленных документов и оформление результатов проверки.
Таким образом, на практике имеет место необходимость продления именно документарных проверок, поскольку закон не учитывает сроки пересылки документов по почте.
В противоречие положений ст. 13 Закона № 294-ФЗ и п. 24 Административного регламента, Закон № 59-ФЗ в ч. 2 ст. 12 предусматривает возможность продления срока рассмотрения обращения гражданина на 30 дней. Разъяснения, каким образом соотносятся между собой положения о продлении сроков, содержащиеся в названных законах, к сожалению, до сих пор законодателем не даны.
Еще одна, на наш взгляд, очень важная и актуальная проблема - отсутствие законодательно закрепленного механизма принудительного исполнения предписания ГИТ, что практически сводит работу надзорных инстанций к минимуму.
Так, если мы обратимся к Федеральному закону от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», то в перечне исполнительных документов, приведенном в ч. 1 ст. 12, предписания ГИТ теоретически можно отнести к п. 8 - акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом. Однако на практике Служба судебных приставов не принимает такие документы к исполнению. Поэтому для достижения эффективности результатов работы ГИТ предлагаем законодательно закрепить статус предписания как исполнительного документа, с последующим предъявлением его в Службу судебных приставов для принудительного исполнения, о чем внести изменения в ч. 1 ст. 12 Федерального закона «Об исполнительном производстве», дополнив его п. 10. «предписание (постановление, представление) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)». Кроме того, полагаем целесообразным ввести новую статью в КоАП РФ о принудительном исполнении законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
К сожалению, в настоящее время в г. Иркутске активно формируется практика отмены предписаний ГИТ, выданных за пределами срока на обращение гражданина в суд, которые определены ст. 392 Трудового кодекса РФ. Согласно положениям данной статьи работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки. Работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба.
Напомним, что сроков для обращения в ГИТ за восстановлением нарушенного трудового права законом не установлено. Это объясняется тем, что предписание об устранении нарушения трудового законодательства в отношении конкретного работника является мерой государственного воздействия на нарушителя с целью неконфликтного восстановления незаконно нарушенных прав и, следовательно, относится к институту правовосстановительной ответственности. Процедура же правовосстановительной ответственности, по мнению Щур-Труханович Л.В. (и мы к этому мнению присоединяемся), особенно в части государственного воздействия на нарушителя путем выдачи предписаний о восстановлении нарушенных прав, определена общими положениями, не предусматривающими каких-либо временных ограничений для принятия должностными лицами государственных органов мер по устранению нарушений [2, С. 7].
Суд, отменяя предписания ГИТ, выданные за пределами вышеназванных сроков, свою позицию обосновывает тем, что государственная инспекция труда, принимая заявления граждан без учета требований ст. 392 ТК РФ, ставит граждан, обратившихся в ГИТ, в неравное, привилегированное положение относительно тех лиц, которые подали исковые заявления непосредственно в суд. Аналогично обстоит дело и по срокам удовлетворения денежных требований граждан, суд призывает это делать только за последние 3 месяца.
Кроме того, согласно письму Роструда от 17 июня 2011 г. № 2628-Т3, инспекции могут выдавать только предписания об отмене приказов об увольнении (но не о восстановлении, как написано в ст. 83,234 ТК РФ), но при этом нельзя обязывать работодателей оплатить работнику время вынужденного прогула. На практике работодатели отменяют приказы о незаконном увольнении, формально исполняя предписания ГИТ, однако работника фактически до работы не допускают. В результате работнику приходится повторно обращаться в ГИТ с требованием об обязывании работодателя обеспечить его работой, обусловленной трудовым договором.
Еще одной проблемой, снижающей эффективность деятельности ГИТ, является то, что фактически выпадают из поля надзора организации, которые не ведут деятельность по месту регистрации (месту нахождения, которое фиксируется на сайте ФНС). Возможностями их розыска ГИТ не располагает. Поэтому требования граждан остаются не удовлетворенными.
До настоящего времени болезненным является вопрос о неэффективности установленных государ-
ством санкций за нарушение трудового законодательства. Так, если мы обратимся к ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, то здесь четко просматривается, что административная ответственность за неисполнение предписания ГИТ является «чисто символической»: штраф на должностных лиц составляет от 1 до 2 тыс. руб. либо дисквалификация сроком до 3 лет, на юридических лиц - от 10 до 20 тыс. руб. Однако на сегодняшний день мировыми судьями все наказания применяются только в виде штрафов, практика применения дисквалификации должностных лиц отсутствует.
Так же обстоит дело и со штрафами за непредставление документов, необходимых для проведения проверки (ст. 19.7 КоАП РФ): штраф на должностных лиц от 300 до 500 руб., на юридических лиц - от 3 до 5 тыс. руб.
Оставляет желать лучшего санкция и по статье КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Так, штраф за указанные нарушения согласно ч. 1 ст. 5.27 составляет на должностных лиц и ИП - от 1 до 5 тыс. руб., на юридических лиц - от 30 до 50 тыс. руб.
В целях повышения ответственности работодателей за нарушения трудового законодательства в отношении граждан Российской Федерации необходимо увеличить размер санкций, предусмотренных ст. 5.27, 19.5, 19.7, до размеров, установленных законодателем за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства: на должностных лиц -от 25 до 50 тыс. рублей; на юридических лиц - от 250 до 800 тыс. рублей (ст. 18.15 КоАП РФ).
Библиографический список
1. Медведев Д.А. Доклад на заседании Правительства РФ // боте государственными инспекциями труда: недостатки пра-
Время новостей. 2008. 14 декабря. [Электронный ресурс]. вового регулирования // Кадры предприятия. 2007. № 9. С.
Режим доступа: http: // www vremya.ru/2009/3/51/220856 html. 3-21 .
2. Щур-Труханович Л.В. Восстановление работников на ра-
УДК 378
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
© Т.П. Линчук1, И.М. Михалева2, Д.П. Посканная3
1,2Иркутский государственный технический университет,
664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
3МДОУ Начальная школа-детский сад «Лесная сказка»,
665653, Россия, Иркутская обл, г. Железногорск-Илимский, 8 квартал, 25.
Представлены результаты изучения социально-психологических факторов, влияющих на удовлетворенность трудом педагогов. Рассмотрены такие факторы, как мотивация профессионального самосовершенствования, ло-кус контроля, социально-психологический климат. Выявлены положительные взаимосвязи мотивации професси-
1Линчук Тамара Павловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89148760466, е-mail: [email protected]
Linchuk Tamara, Candidate of Psychology, Associate Professor of the Psychology Department, tel.: 89148760466, e-mail: [email protected]
2Михалева Ирина Михайловна, ст. преподаватель кафедры психологии, тел.: 89500812395, [email protected] Mikhaleva Irina, Senior Lecturer of the Psychology Department, tel.: 89500812395, irinamichajl._ @ mail.ru
3Посканная Дарья Петровна, педагог, тел.: 89502578211, e-mail: [email protected] Poskannaya Darya, teacher, tel.: 89502578211, e-mail: [email protected]