В условиях происходящих коренных изменений в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности Российской Федерации проблема обеспечения безопасного движения и эксплуатации транспорта приобретает важное значение в обеспечении национальной безопасности государства. Создание системы обеспечения безопасности личности, общества и государства от преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта на основе комплексного исследования, критического анализа опыта передовых российских и зарубежных ученых является особенно актуальным в современный период формирования новой концепции национальной безопасности.
В начале XXI в. в России продолжается создаваться современная транспортная система, которая в целом устойчиво функционирует и является неотъемлемой частью производственной и социальной инфраструктуры страны, обеспечивая ее территориальную целостность и национальную безопасность. Являясь неразрывной составляющей процесса структурной перестройки экономики России, проводимые на транспорте реформы способствуют развитию рыночных отношений.
В настоящее время транспорт, развиваясь в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сферах. Значительно увеличился спрос на услуги автомобильного, воздушного, железнодорожного, морского и речного транспорта, в связи с чем начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансовоэкономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность. Вместе с тем в системе обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, что диктует необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий использования всех видов транспорта.
Из общего количества транспортных происшествий каждое третье является преступлением, что подтверждается статистическими данными. Так, в 1997 г. в Российской Федерации зарегистрировано 50 840 преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27 УК РФ), в 1998 г. - 56 266 (+10,7 %), в 1999 г. - 58 120 (+3,3 %), в 2000 г. - 57 253 (-1,5 %), в 2001 г. - 59 162 (+3,3 %), в 2002 г. - 61 590 (+4,1 %), в 2003 г. - 57 955 (-5,9 %), в 2004 г. - 26 704 (-53,9 %), в 2005 г. -26 805 (+0,4 %), в 2006 г. - 26 491 (-1,2 %), в 2007 г. - 25 778 (-2,7 %), в 2008 г. - 24 488 (-5,1 %), в 2009 г. - 27 813 (+13,6 %) и в 2010 г. - 26 579 (-4,5 %) [1]. Приведенные статистические данные зарегистрированных преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27 УК РФ) хотя в целом и указывают на снижение количества регистрируемых преступлений данной категории, однако это не соответствует реальному положению безопасности движения и эксплуатации транспорта. Объяснение же статистическим данным мы видим в следующем:
- во-первых, в связи с принятием Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, который исключил уголовную ответственность за причинение средней тяжести вреда здоровью человека, соответственно, количество зарегистрированных преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта (гл. 27 УК РФ) сократилось более чем на половину (с 57 955 в 2003 г. до 26 704 в 2004 г.);
- во-вторых, больше внимания стали уделять соответствующие министерства, ведомства, агентства проблеме обеспечения безопасности движения и эксплуатации транспорта путем усиления контроля за выполнением требований, относящихся к обеспечению безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Приведенные статистические данные говорят лишь о количестве зарегистрированных преступлений, не учитывая при этом в полном объеме, скольких людей лишает жизни и причиняет тяжкий вред здоровью одно из таких преступлений (на автомобильном транспорте десятки пострадавших, на железнодорожном, воздушном, морском и речном транспортах сотни пострадавших).
Последствия транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей (повреждением) материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации.
Стоимостная оценка последствий транспортных происшествий (гибель, ранение людей, инвалидность и реабилитация, моральные, экономические и иные факторы) используется во всех странах с развитой автомобилизацией как один из основных критериев при принятии решений в процессе государственного управления в сфере безопасности дорожного движения.
Данные оценки позволяют сделать соответствующие расчеты при разработке на различных уровнях управления целевых программ, проектов и проведении профилактических мероприятий в этой сфере.
Согласно статистическим данным преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта составляют 2-6 % в общей структуре преступности.
В настоящее время действующий Уголовный кодекс Российской Федерации не в полной мере отражает реалии сегодняшнего дня в отношении посягательств на безопасность движения и эксплуатации транспорта, а именно необходимость определения места уголовно-правовых норм, предусматривающих уголовную ответственность за посягательства на безопасность движения и эксплуатацию транспорта в системе норм Особенной части УК РФ. Вызывает сомнение обоснованность установления самостоятельной уголовной ответственности за нарушение правил движения и эксплуатацию отдельных видов транспорта. Определенные трудности возникают у правоприменителя при квалификации преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта в связи с нечетким изложением диспозиций рассматриваемых уголовно-правовых норм, а также недостаточно четким разъяснением Пленума Верховного суда Российской Федерации по данной категории уголовных дел.
Отдельно указанные проблемы покажем на примере автомобильного транспорта.
Автомобильный транспорт играет ключевую роль в развитии транспортной системы страны. В настоящее время автомобильный транспорт, развиваясь в условиях, когда наметилась тенденция к оживлению и восстановлению реального сектора экономики, способствует нормализации положения в финансовой и кредитной сферах, значительно увеличился спрос на услуги автомобильного транспорта, в связи с чем начаты важные структурные преобразования, активно идет процесс совершенствования организационно-правовых, финансово-экономических механизмов, регулирующих транспортную деятельность. Вместе с тем в системе обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств имеется целый ряд серьезных проблем социально-экономического, административно-правового, уголовно-правового характера, диктующих необходимость принятия государственных мер с целью снижения негативных последствий автомобилизации.
На долю автомобильного транспорта в Российской Федерации приходится более половины объема пассажирских перевозок и три четверти грузовых.
Автомобилизация страны, решая задачи по перевозке пассажиров и грузов, ставит проблему обеспечения безопасности дорожного движения. В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью движения автомобильного транспорта, в которое вовлечены десятки миллионов людей и большое число транспортных средств, предупреждение аварийности становится одной их серьезнейших социально-экономических проблем. От ее успешного решения в значительной степени зависят не только жизнь и здоровье людей, но и развитие экономики страны.
Данная проблема, характеризующаяся сложностью и многоплановостью, приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с возрастающей диспропорцией между приростом количества автомототранспортных средств и протяженностью улично-дорожной сети.
По оценкам специалистов, потери, связанные с аварийностью, в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Каждые сутки на улицах городов и дорогах Российской Федерации совершается более 540 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибают и получают травмы различной тяжести около 760 человек.
Так, например, в Российской Федерации за прошедший 2011 г. произошло 199 868 дорожнотранспортных происшествий (ДТП). В них погибли 27 953 и получили ранения 251 848 человек, т.е. практически каждые сутки мы теряем «Курск»* на дорогах, а каждый год безвозвратно исчезает небольшой населенный пункт [2].
Некоторые чиновники и депутаты утверждают, что снижение смертности на дорогах связано не с деятельностью сотрудников ГИБДД (программа «Повышение безопасности дорожного движения в России на 2006-2012 год». Основная цель программы - снижение смертности на дорогах к 2012 г. в полтора раза), а с увеличением на дорогах числа иномарок, которые эффективнее защищают при ДТП.
Пока по количеству жертв ДТП Россия занимает печальное первое место в мире. Ее опережает только Китай, где в авариях погибли 89 тыс. человек, но в процентном соотношении на 1,3 млрд китайцев против наших 140 млн они сильно от нас отстают. Благополучная же Германия с населением 82 млн в 2006 г. потеряла в ДТП 5 тыс. человек.
Последствия дорожно-транспортных происшествий, связанные с гибелью и ранением людей, потерей (повреждением) материальных ценностей, наносят значительный ущерб экономике Российской Федерации.
Стоимостная оценка последствий ДТП происшествий (гибель, ранение людей, инвалидность и реабилитация, моральные, экономические и иные факторы) используется во всех странах с развитой автомобилизацией как один из основных критериев при принятии решений в процессе государственного управления в сфере безопасности дорожного движения.
Данные оценки позволяют сделать соответствующие расчеты при разработке на различных уровнях управления целевых программ, проектов и проведении профилактических мероприятий в этой сфере.
По расчетам специалистов, величина социально-экономического ущерба от ДТП в 2000 г. составила 191,7 млрд руб., а в 2001 г. - 200 млрд руб. (например: 200 млрд руб. составили долг государства перед бюджетной сферой в 2001 г.), а в 2006 г. социально-экономический ущерб от ДТП по различным категориям составил 462 млрд. руб.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает человек. Таким образом, ежегодно жертвами ДТП становятся 1,2 млн человек и еще 20-50 млн получают в авариях тяжелые увечья. На уход за пострадавшими расходуется 425 млрд евро в год. ВОЗ также подсчитала, что 90 % всех ДТП случается в странах с бедной экономикой.
Еще раз напомним, что каждый год в России в результате дорожно-транспортных происшествий погибает около 30 тыс. человек - население небольшого города. Пик пришелся на 2003 г., когда на дорогах погибли 35,5 тыс. человек.
С 2004 г. этот показатель каждый год понемногу снижается, однако признать его удовлетворительным никак нельзя: в прошлом году Россия потеряла в ДТП 27 953 человека. А, например, Германия - страна с очень высокой степень автомобилизации - 5 094.
Высокая смертность на дорогах как общенациональная проблема была впервые сформулирована в апреле 2005 г. в Послании Президента РФ Федеральному Собранию. Ситуацию, когда «в России почти 100 человек в день погибают в дорожно-транспортных происшествиях», Владимир Путин тогда оценил как «ужасную», заявив о необходимости реализации для ее преодоления целого комплекса мер.
В рамках этой задачи МВД совместно с Минэкономразвития разработана Концепция безопасности движения, в основу которой положен учет социальных, экономических и демографических последствий высокого уровня дорожно-транспортного травматизма.
В ноябре 2005 г. предложения МВД и МЭРТа обсуждались на заседании президиума Госсовета. «Масштаб и острота проблемы обеспечения безопасности дорожного движения угрожают национальной безопасности и требуют принятия неотложных мер, - подчеркнул тогда В. Путин. - В дорожно-транспортных происшествиях гибнут, теряют здоровье и калечатся те, кто относится к наиболее трудоспособной части населения. Это абсолютно невосполнимые потери для нас, для будущего страны».
Об остроте проблемы свидетельствует тот факт, что глава государства предложил рассматривать обеспечение безопасности дорожного движения как самостоятельное направление государственной политики. Согласно поручению Президента, по итогам заседания Президиума Госсовета создана специальная Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения во главе с вице-премьером А. Жуковым.
Одновременно решения Госсовета послужили базой для разработки Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ в феврале 2006 г.
На 100 страницах подробно расписаны правовые основы, направления, механизмы работы и прогнозные оценки ее результатов. Заявлена цель - добиться по сравнению с показателями 2004 г. сокращения в полтора раза количества погибших в ДТП и на 10 % ДТП с пострадавшими [3].
Как вывод необходимо отметить, что обеспечение безопасности дорожного движения необходимо рассматривать как самостоятельное направление государственной политики.
Литература
1. иКЬ: http://www.crimpravo.ru/page/mvdstatistic/
2. иИЬ: www.gibdd.ru
3. Независимая газета. 2007. 27 марта.