Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильном транспорте'

Оценка экономической эффективности мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильном транспорте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
668
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРОБЛЕМЫ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОЦЕНКА / УЩЕРБ / ROAD TRANSPORT / PROBLEMS / ECONOMIC SECURITY / ASSESSMENT / DAMAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Михальков Александр Михайлович

В статье рассматривается вопрос важности автомобильного транспорта наряду с другими инфраструктурными отраслями экономики, определяется взаимосвязь уровня его развития с обеспечением экономической безопасности Российской Федерации. Автором проведен анализ существующих проблем и методов повышения экономической эффективности мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильном транспорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF THE ECONOMIC PERFORMANCE MEASURES FOR TRAFFIC SAFETY ROAD TRANSPORT

The article discusses the importance of road transport, along with other infrastructure sectors of the economy, the relationship is determined by its level of development with ensuring the economic security of the Russian Federation. The author analyzes the problems and methods to improve the economic effciency of measures to ensure traffc safety in road transport

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильном транспорте»

УДК 351.811.122

А.М. Михальков*

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕРОПРИЯТИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

В статье рассматривается вопрос важности автомобильного транспорта наряду с другими инфраструктурными отраслями экономики, определяется взаимосвязь уровня его развития с обеспечением экономической безопасности Российской Федерации. Автором проведен анализ существующих проблем и методов повышения экономической эффективности мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильном транспорте.

Ключевые слова: автомобильный транспорт; проблемы; экономическая безопасность; оценка; ущерб.

A.M. Mikhalkov

EVALUATION OF THE ECONOMIC PERFORMANCE MEASURES FOR TRAFFIC SAFETY ROAD TRANSPORT

The article discusses the importance of road transport, along with other infrastructure sectors of the economy, the relationship is determined by its level of development with ensuring the economic security of the Russian Federation. The author analyzes the problems and methods to improve the economic efficiency of measures to ensure traffic safety in road transport.

Keywords: road transport; problems; economic security; assessment; damage.

Автомобильный транспорт наряду с другими инфраструктурными отраслями экономики обеспечивает базовые условия жизнедеятельности общества, являясь важным инструментом достижения социальных, экономических, внешнеполитических целей. Благодаря своей мобильности и маневренности автомобильный транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе, свободного перемещения пассажиров, товаров и услуг, конкуренции и свободы экономической деятельности. По оценкам специалистов, доля автомобильного транспорта в составе ВВП России и национального дохода может быть оценена примерно в 6,5 и 5% соответственно.

Высокая значимость автомобильного транспорта

непосредственным образом определяет взаимосвязь уровня его развития с обеспечением экономической безопасности Российской Федерации. В этой отрасли сосредоточены и функционально переплетены огромные людские, материальные, технические и информационные ресурсы. Любые случайные или аварийные сбои в управлении движением, а также террористические акты на объектах дорожной инфраструктуры приводят к человеческим жертвам, экономическим потерям, техногенным и экологическим катастрофам.

Безопасность дорожного движения является составной частью общественной безопасности и выдвигается в ряд важнейших государственных проблем, решение которых связано с сохранением здоровья и жизни людей. Сегодня достаточно четко

* Михальков Александр Михайлович, соискатель кафедры экономики и управления социально-экономическими процессами Санкт-Петербургского университета МВД России. E-mail: danielm85@mail.ru © Михальков А.М., 2011

Современная наука № 4 (7) 2011

Современная наука № 4 (7) 2011

определен круг проблем в области безопасности дорожного движения. Практическая реализация этих проблем связана с весьма значительными затратами, однако цена вопроса настолько высока, что государственные органы начинают все больше осознавать ее значимость для обеспечения национальной безопасности в целом. Свидетельством этому являются принятые законы, постановления и решения Правительства РФ. К ним относятся: федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах»; федеральные законы «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ и «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ; «Концепция

долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года №1662-р; «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2008 года № 1734-р; постановление Правительства РФ «О мерах, направленных на развитие сети автомобильных дорог в Российской Федерации, включая совершенствование системы финансирования дорожного хозяйства» от 14 июня 2007 года.

Однако следует признать, что, несмотря на принимаемые меры, ситуация в области обеспечения безопасности движения на автомобильном транспорте в России и в мире в целом остается очень сложной.

Таблица 1

Общее количество ДТП, число погибших и раненых (за январь - ноябрь 2011 г.)

Количество ДТП Число погибших Число раненых Тяжесть последствий

Абс. ±% к АППГ Абс. ±% к АППГ Абс. ±% к АППГ

181339 -0,8 25220 +3,7 228631 -0,3 9,9

По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно почти 1,3 млн. человек погибают в дорожных авариях, что составляет более 3000 человек в день. Более половины этих людей не передвигаются на автомобиле. Еще 20-50 млн. человек подвергаются в результате аварий несмертельным травмам, которые являются важной причиной нетрудоспособности во всем мире. Экономические последствия автомобильных аварий составляют 1-3% от соответствующего ВНП стран мира, достигая в общей сложности 500 млрд. долл. США.

В России происходит постепенное увеличение количества дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадавшие получают травмы, характеризующиеся особой тяжестью повреждений. Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим является одной из основных причин высокой смертности при дорожно-транспортных происшествиях. Общая смертность пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях в 12 раз выше, чем при получении травм в результате других несчастных случаев, инвалид-

ность - в 6 раз выше, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще [1].

Влияние безопасности движения на автомобильном транспорте на экономическую безопасность государства прослеживается по целому ряду направлений:

- массовая автомобилизация населения, ведущая к росту средств автотранспорта и неопытных водителей;

- неоптимальность состава полномочий по обеспечению транспортной безопасности при автотранспортной деятельности, переданных МВД России;

- неудовлетворительное техническое состояние имеющегося автопарка;

- неразвитость и низкое техническое состояние автодорог;

- техническая отсталость выпускаемых национальной автомобильной промышленностью средств автотранспорта;

- низкий потребительский спрос населения, не стимулирующий выпуск современных и оснащенных пассивными и активными

устройствами безопасности транспортных средств;

- коррумпированность государственных органов, в ведении которых находятся вопросы подготовки водителей, выдачи водительских удостоверений, технического осмотра средств автотранспорта, регулирования дорожного движения, предупредительновоспитательных санкций на дорогах;

- низкая дисциплинированность водителей и пешеходов;

- недобросовестная конкурентная борьба в зарубежных странах с российскими автоперевозчиками и их недостаточная защищенность со стороны соответствующих ведомств Российской Федерации;

- недостаточная согласованность действий транспортной инспекции, ГИБДД, ВАИ, таможенных и иных служб;

- несовершенство технических средств организации и управления дорожным движением;

- недостаточность нормативно-правового обеспечения автотранспортной и дорожной (строительство, реконструкция, ремонт) деятельности;

- недостаточное финансирование дорожного хозяйства России (в результате, доля дорог общего пользования, соответствующая требованиям безопасности, составляет около 30% от их протяженности).

Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.

Указанные обстоятельства требуют повышения эффективности управления движением на автомобильном транспорте. С этой целью необходимы разработка и реализация методов и средств обеспечения заданных (нормативных) значений ее показателей при минимальном объеме необходимых для этого ресурсов. Эффективность управления тем выше, чем меньший объем затрат необходим для достижения цели управления - обеспечения нормативных значений показателей безопасности перевозок. Однако для достижения значительных результатов в повышении эффективности управления безопасностью движения требуются новые принципы, методы и средства. В настоящее время имеются все необходи-

мые предпосылки для их разработки и применения, а именно законодательная основа и уровень научнотехнических достижений в стране.

В рамках принятого подхода к управлению безопасностью дорожного движения сейчас участник движения, транспортное средство и дорожная инфраструктура рассматриваются как три компонента единой динамической системы. Хорошая конструкция дороги и транспортных средств, а также управление дорожным движением, подготовка и дисциплина водителей признаны интегральными элементами планирования дорожной безопасности, дополняющими меры по минимизации рисков возникновения дорожно-транспортных происшествий. В соответствии с этим конкретные предложения, реализация которых позволила бы радикальным образом повысить эффективность управления безопасностью автомобильных перевозок, должны включать следующие группы мероприятий:

- действия, направленные на повышение правового сознания и предупреждение опасного поведения участников дорожного движения;

- мероприятия, направленные на развитие системы оказания помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий;

- организационно-планировочные и инженерные меры, направленные на совершенствование организации движения транспортных средств и пешеходов в городах;

- мероприятия, направленные на совершенствование нормативно-правовых, методических и организационных основ системы управления деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Обозначенные меры обладают различными способностями предотвращения возникновения причин дорожно-транспортных происшествий. Эффективность мероприятия тем выше, чем меньшее значение вероятности их возникновения оно обеспечивает. Эту вероятность принято называть показателем риска возникновения опасного дестабилизирующего фактора.

Анализ содержания мероприятий по повышению эффективности обеспечения безопасности движения на автомобильном транспорте, а также статистические данные причин возникновения ДТП показывают, что наиболее значимыми из них являются меры, направленные на поддержание транспортно-эксплуатационных показателей дорог и городских улиц на

Современная наука № 4 (7) 2011

Современная наука № 4 (7) 2011

требуемом уровне, совершенствование нормативноправовых документов и организации движения в городах.

В условиях ограниченных ресурсов при назначении мероприятий обеспечения безопасности движения на автомобильном транспорте важно определить на автомобильных дорогах и городских улицах участки концентрации дорожно-транспортных происшествий. В дальнейшем следует оценить эффективность предполагаемых мероприятий для принятия окончательного решения по их осуществлению.

При отборе наиболее эффективных методов обеспечения безопасности движения на автомобильном транспорте целесообразно использовать следующие положения [3].

1. Оценка влияния мероприятий по повышению безопасности движения автомобильного транспорта на сокращение аварийности должна выполняться на основе сопоставления наблюдаемого уровня аварийности до выполнения соответствующих мероприятий с уровнем аварийности после их проведения.

2. Основным показателем, определяющим состояние аварийности в результате проведения мероприятий, является вероятность снижения количества ДТП на рассматриваемом участке дороги.

3. При оценке вероятности снижения уровня аварийности в результате проведения мероприятий на участках концентрации ДТП необходимо учитывать протяженность участков, на которую распространяется мероприятие. Если протяженность участка меньше длины участка концентрации ДТП, то вероятность снижения аварийности должна уменьшаться пропорционально доле длины этого участка по отношению к протяженности участка концентрации дорожно-транспортных происшествий.

4. Мероприятия по снижению аварийности на участках концентрации ДТП с точки зрения конечных результатов целесообразно разделить на две категории: 1) способствующие предотвращению отдельных видов ДТП (одиночные мероприятия) и 2) направленные на предотвращение всех ДТП (комплексы мероприятий).

Для оценки результативности мероприятий управления безопасностью автомобильного транспорта на экономическую безопасность необходимо рассчитать их экономическую эффективность по снижению аварийности. При этом показатели экономической эффективности мероприятий по повышению безопасности движения должны определять

целесообразность осуществления затрат с точки зрения не только государства, но и собственника автомобильной дороги.

В первом случае необходимо учитывать затраты и ущерб всех физических лиц, вовлеченных в аварии (пассажиров, обслуживающего персонала, населения), и всех юридических лиц (государства, компаний с различной формой собственности). Во втором случае при расчете показателя эффективности необходимо учитывать лишь затраты и ущерб, которые несет, к примеру, управление автомобильной дороги. Эффективность определяется сопоставлением эффекта от снижения числа дорожно-транспортных происшествий и затрат на проведение мероприятий по снижению аварийности. При этом в состав затрат включают единовременные и текущие затраты.

Для оценки экономической эффективности конкретного мероприятия повышения безопасности автомобильных перевозок целесообразно использовать показатель чистого дисконтированного дохода:

где доход (эффект) от снижения числа ДТП в ^ - м году;

1‘> - ставка дисконта в е - м периоде * - го года;

тк - число периодов (месяцев, кварталов) фиксации ставки дисконта в *. м году;

. единовременные затраты на повышение безопасности движения в * -

м году.

Эффект от проведения мероприятий по повышению безопасности движения заключается в первую очередь в снижении потерь от дорожно-транспортных происшествий, которые делятся на три группы:

- связанные с потерей здоровья и смертью людей, вовлеченных в дорожно-транспортные происшествия;

- связанные с ущербом, причиняемым собственности (восстановление транспортных средств, повреждений дороги и дорожных сооружений, стоимость поврежденных грузов);

- общественные потери, к которым относятся затраты, связанные с нарушением нормальных условий движения в зоне транспортного происшествия, а также затраты органов ГАИ, судов и прокуратуры.

Каждый из этих показателей должен рассчитываться с применением специальных методик. Что касается интегрального показателя оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности движения на автомобильном транспорте, то кроме

чистого дисконтированного дохода с этой целью могут использоваться показатели внутренней нормы и индекса доходности, времени окупаемости, а также интегральных затрат.

Вывод об эффективности мероприятий по повышению безопасности движения следует принимать с учетом всех перечисленных показателей эффективности, главным из которых является чистый дисконтированный доход. Если он положителен, то осуществление мероприятий является эффективным. При отрицательном значении NPV рассматриваемый вариант неэффективен и его не следует реализовывать ни при каких значениях других показателей эффективности.

Вместе с тем выбор мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильном транспорте должен учитывать еще два важных обстоятельства. Первое их них касается показателей безопасности перевозочного процесса (в особенности перевозки опасных грузов), которые должны, согласно федеральному законодательству, контролироваться государством (Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, ГИБДД МВД России).

Все другие показатели качества перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, в том числе показатели его ресурсоемкости, уровня сервиса, являются объектами рыночного механизма регулирования. Исходя из этого, управление безопасностью движения на автомобильном транспорте отличается от управления другими качественными характеристиками перевозок. Система управления безопасностью движения на автомобильном транспорте является частью государственной системы обеспечения безопасности товаров и услуг, в том числе транспортных, относительно их потребителей и внешней среды. Поэтому при решении проблем безопасности автомобильных перевозок необходимо руководствоваться прежде всего законами Российской Федерации и рекомендациями международных организаций в области безопасности продукции и

Литература

услуг. В этой связи требуется пересмотр и тщательная переработка технических норм проектирования автомобильных дорог, которые не отвечают потребностям в обеспечении безопасного движения по ним современных автомобилей.

Разработка технических регламентов в области дорожной деятельности и эксплуатации автомобильного транспорта согласно закону «О техническом регулировании» должна осуществляться с учетом допустимой степени риска всех элементов автомобильной дороги, влияющих на безопасность движения. Однако чтобы определить допустимые риски опасных отказов транспортных сооружений, необходимо прежде всего установить значение показателей рисков потерь различных видов, относящихся к автомобильным перевозкам в целом. Только после этого можно «распределять» риски между транспортными средствами, дорожной инфраструктурой (включая средства организации движения) и водителями. Это позволит определить требования к функциональным возможностям транспортных средств, дорожной инфраструктуры и персонала. Эти требования должны быть отображены в технических регламентах и выполняться при проектировании и строительстве автомобильных дорог

Таким образом, огромный ущерб от дорожнотранспортных происшествий, автомобильных аварий и катастроф выдвигает проблему его оценки и снижения в ряд первоочередных научно-практических задач, что является основой для многочисленных исследований по различным аспектам рассматриваемой проблемы как в России, так и во многих странах мира. Разработка методов повышения экономической эффективности мероприятий по обеспечению безопасности движения на автомобильном транспорте, предотвращения и минимизации ущерба от дорожно-транспортных происшествий стала важнейшим фактором усиления основ экономической безопасности России.

1. Бодров В.А. Оказание медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях // Социально-гуманитарные знания. - 2007. - № 5. - С. 43-46.

2. Официальный сайт ГИБДД МВД России. URL:http://www.gibdd.m/stat/1/2011-11.pdf. (дата обращ.: 20.12.2011).

3. Распоряжение Росавтодора от 21.07.2009 № 260-р «Об издании и применении ОДМ 218.4.004-2009 “Руководства по устранению и профилактике возникновения участков концентрации ДТП при эксплуатации автомобильных дорог”» [Электронный ресурс]: Доступ из справ.-правовой системы «Консультант плюс» (дата обращ.: 21.12.2011).

Соврем нна наука № 4 (7) 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.