Научная статья на тему 'Оберег «Эвегелчин» как элемент охранительной магии в обрядовой культуре тувинцев'

Оберег «Эвегелчин» как элемент охранительной магии в обрядовой культуре тувинцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Тувинцы / охранительная магия / оберег / эвегелчин / культура / шаман. / Tuvans / protective magic / amulet / Evegelchin / culture / shaman.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Елена Валерьевна Айыжы, Айзана Амировна Ооржак

Охранительная магия, связанная с семейным благополучием, достаточно ярко проявляется в традиционной культуре тюрко-монгольских народов Центральной Азии. Данная статья посвящена оберегу «эвегелчин» как элементу охранительной магии семьи и семейного благополучия. Кроме того, данный предмет имел особую сакральную функцию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The «Evegelchin» amulet as an element of protective magic in the ritual culture of Tuvans

Protective magic associated with family well-being is quite clearly manifested in the traditional culture of the Turkic-Mongolian peoples of Central Asia. This article is devoted to the «Evegelchin» amulet as an element of the protective magic of the family and family well-being. In addition, this item had a special sacred functio

Текст научной работы на тему «Оберег «Эвегелчин» как элемент охранительной магии в обрядовой культуре тувинцев»

Научная статья УДК 392.9

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-12-14

Оберег «Эвегелчин» как элемент охранительной магии в обрядовой культуре

*

тувинцев

Елена Валерьевна Айыжы1, Айзана Амировна Ооржак2,

1,2Тувинский государственный университет, Кызыл. Россия

1aiygy@mail.ru

2ayz. oorzhak@mail. ru

Аннотация. Охранительная магия, связанная с семейным благополучием, достаточно ярко проявляется в традиционной культуре тюрко-монгольских народов Центральной Азии. Данная статья посвящена оберегу «эвегелчин» как элементу охранительной магии семьи и семейного благополучия. Кроме того, данный предмет имел особую сакральную функцию. Ключевые слова. Тувинцы, охранительная магия, оберег, эвегелчин, культура, шаман.

Original article

The «Evegelchin» amulet as an element of protective magic in the ritual culture of Tuvans

Elena V. Ajyzhy1, Ajzana A. Oorzhak2

1,2Tuvan State University, Kyzyl, Russia

1aiygy@mail.ru

2ayz.oorzhak@mail.ru

Abstract. Protective magic associated with family well-being is quite clearly manifested in the traditional culture of the Turkic-Mongolian peoples of Central Asia. This article is devoted to the «Evegelchin» amulet as an element of the protective magic of the family and family well-being. In addition, this item had a special sacred function.

Keywords: Tuvans, protective magic, amulet, Evegelchin, culture, shaman.

На сегодняшний день в эпоху информатизации и глобализации, традиционные культуры интенсивно взаимодействуют с европейскими культурами, что приводит к универсализации социокультурных стандартов, причем преобладает западный тип, это может привести к изменению образа народов, культуры, этнической психологии, морали, самосознания и самоидентификации. В последнее время многие страны Европы испытывают демографический кризис, связанный со старанием населения и низким уровнем рождаемости. Эта тенденция наблюдается не только в Европе, но и во многих странах, в том числе и России, так 2023 году зафиксирован наименьший показатель рождаемости в XXI веке, в Туве тоже отмечается похожая ситуация. 5788 ребенка родились в 2023 году, это на 4.5 % ниже чем в предыдущий год [Органы ЗАГС, дата обращения 19.05.2024], несмотря на это Туве наблюдается высокая рождаемость по сравнению с другими регионами, но если тенденция продолжится, то уровень рождаемости может снизиться, что может привести к серьезным последствиям для малочисленного народа.

Этой проблеме В.В. Путин уделяет особое внимание, так с 2006 года в России реализуется программа «Материнский капитал», который стимулировал молодые семьи к рождению 2-го и более детей. Кроме этого, реализуются Национальные проекты

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ №22-18-20113, https://rscf.ru/project/22- 18-20113/ https://grant.rscf.ru/site/user/forms?rid=000000000000004379160-1

«Демография», «Образование», «Здравоохранение» и другие, которые направлены на улучшение жизни граждан РФ. В этом году Президент также уделил вопросу семьи огромный приоритет, объявив 2024 год «Годом семьи» для популяризации государственной политики в сфере защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей, кроме этого в послании Федеральному собранию от 29 февраля 2024 года, Президент объявил Национальный проект «Семья», реализация которой начнется с 2025 года [Послание Президента Федеральному Собранию, дата обращения 21.04.2024]. Исходя из этого, семья и дети являются основой Российской государственности, приумножение и сохранение традиционных семейных ценностей наиболее актуальна на сегодняшний день.

В традиционном тувинском обществе, семейно-родственные отношения и семья являлись основой народа, поэтому защите и охране семьи уделяли большое внимание. В мифологии и обрядовой культуре тувинцев особое значение имели категории добрых духов-ээренов. Они имели свое вместилище и изображение, главной целью их было охрана от злых духов, защита благополучия народа, семьи, человека. На сегодняшний день в большинстве ээренами владеют только шаманы, но их могли иметь и обычные люди. Широкое распространение имел эвегелчин (эмегелчин) ээрен, они являлись духами покровителями семьи, и изготавливались по указанию шамана. Поэтому эвегелчин ээрен не был полностью однообразным и типичным в своем исполнении. Обычно он представляет собой войлочный ковер прямоугольной формы, на который навешивались куклы, которые представляли членов семьи. Вот как описывает этот ээрен Г. Н. Потанин «У Урянхайцев на Улухеме и хакеме мы стали встречать онгон Емегельджин или Емеген; этот онгон устраивается теми, кто не имеет детей (у кого они не родятся или родятся и умирают). Емегельджин состоит из четырехугольного дабового лоскута, на котором нашиты куколки с руками и ногами» [Потанин, 2007, с.469]. Стоит отметить, что практически всегда у эвегелчин ээрена встречаются куклы, из войлока, но встречались и бронзовые пластинки [Вайнштейн, 1991, с.243]. В ходе археологических раскопок в Туве встречаются такие деревянные и бронзовые пластинки в виде кукол характерные для кокэльской археологической культуры [Вайнштейн, 1973, с.38]. Начиная с первобытного общества, куклы имели магические свойства и исключительное значение, о чем свидетельствуют находки палеолитических Венер, которые изображали беременных женщин, как символ начала жизни и сохранения рода. Впоследствии у многих народов встречаются такие аналогии, так, например, у славянских народов делали куклы-обереги, проводя обряд имянаречения, когда в ухо кукле вдувалось имя и установка на помощь и защиту человека. У африканских народов, имеется кукла вуду, которая на сегодня имеет более негативный окрас. Следует отметить, что вуду переводится как дух, то есть в куклу помещается душа человека. И с помощью нее можно не только, насылать неприятности, но и лечить, привлекать удачу, любовь, здоровье и защиту.

Таким образом, эвегелчин ээрен, имеет глубокие связи с первобытными религиозными представлениями, как магический элемент для защиты детей и семьи использовался практически в большинстве семей в Туве. В настоящее время, в Республике Тыва наблюдается низкая рождаемость, но остается еще проблема детской смертности, так за 2019 год зафиксировано 31 случай мертворождения и 42 случая смерти детей до 1 года. За 2020 год зафиксирован 35 случай мертворождения и 34 случая смерти до 1 года. За последние 2 года процент смертности детей до 1 года увеличился на 42,9 %. Исходя из этого, полностью детская смертность не ушла с нашей жизни, но она существенно снизилась, этим может объясняться сокращения использования ээренов эвегелчин в тувинских семьях. Возрождение традиционной обрядовой практики тувинцев направлено на укрепление института семьи и брака, воспитания детей.

Список источников

1. Вайнштейн С. И. История народного искусства Тувы. Москва : Наука, 1973. 222 с.

2. Вайнштейн С. И. Мир кочевников Центра Азии. Москва : Наука, 1991. 296 с.

3. Органы ЗАГС Министерства юстиции Республики Регистрация актов гражданского состояния за 2023 год / ЗАГС Министерства юстиции Республики Органы. URL: https://uzags.rtyva.ru/node/29249/.

4. Послание Президента Федеральному Собранию от 29.02.2024 / Послание Президента Федеральному Собранию от 29.02/2024. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/messages/73585.

5. Потанин Г. Н. Очерки Северо-Западной Монголии // Урянхай. Тыва дептер: антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках. Урянхайский край: от Урянхая к Танну-Туве в 7 т. Т.2. Москва : Слово, 2007. 374-495 c.

Информация об авторах:

Е.В. Айыжы - кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры всеобщей истории,

археологии и документоведения;

А. А. Ооржак - студентка 1 курса магистратуры.

Information about the authors

E.V. Ajyzhy - Candidate of History, associate professor of the department of general history,

archeology and documentation

А. А. Oorzhak - master's degree student

Вклад авторов:

Айыжы Е. В. - научное руководство; концепция исследования; развитие методологии;

обработка текста, итоговые выводы.

Ооржак А. А. - написание текста, итоговые выводы.

Contribution of the authors:

Ayizhy E.V. - scientific leadership; research concept; development of methodology; text

processing, final conclusions.

Oorzhak A. A. - writing the text, final conclusions.

Научная статья УДК 908

doi 10.24412/cl-37216-2024-6-14-17

Сакральные места Барун-Хемчикского района Республики Тыва:

и Л

этнотуристический аспект

Елена Валерьевна Айыжы1, Чойган Эресовна Ооржак2

1,2 Тувинский государственный университет, Кызыл, Россия 1aiygy@mail.ru 2 choygan-oorzhak99@mail.ru

Аннотация. Изучение сакральных мест в контексте развития этнокультурного туризма характерно для многих стран и культур. Несмотря на труднодоступность, этнокультурный туризм в Республике Тува активно развивается, с каждым годом туристов, желающих изучить особенности культуры и мировоззрения тувинцев, а также насладиться природой Тувы становится все больше и больше. Особой популярностью среди туристов пользуется Барун-Хемчикский район, на территории которого находится немалое количество сакральных мест. Общие вопросы освещены в трудах российских и тувинских историков. Особую значимость для исследования имеют сведения, полученные

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научного проекта № 22-18-20113 «Комплексные этногенетические, лингвоантропологические исследования родовых групп Тувы: универсальность, локальность, трансграничье».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.