Научная статья на тему 'РОДОВАЯ ГРУППА МОНГУШ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ'

РОДОВАЯ ГРУППА МОНГУШ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
288
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУВА / ТУВИНЦЫ / РОДОВАЯ ГРУППА / ПРОИСХОЖДЕНИЕ / МОНГУШ / ТАМГ / ХЕМЧИК / ЭТНОС

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айыжы Е.В., Монгуш Е.В.

В статье проанализированы основные материалы историографии родовой группы монгуш в истории и этнографии Тувы. Цель работы - рассмотрение монографий, статьей, посвященные родовой группе монгуш , ее описание и анализ. Работа выполнена с привлечением широкого комплекса научных трудов, где наиболее подробно рассмотрены труды дореволюционных, советских и российских историков: Г. Е. Грумм-Гржимайло, С. И. Вайнштейна, Л.П. Потапова, Н. А. Сердобова, Б. И. Татаринцева, В.И. Дулова, Е. Д. Прокофьевой, М. X. Маннай-оола, М. В. Монгуш и др. Особое внимание в работе уделяется опубликованным статьям периодической печати и научных сборников, характеризующие рассмотрение родовой группы монгуш историками и этнографами. В работе дана таблица тамг родовой группы монгуш , проживающих на территории Хемчикского кожууна. А также песни, которые являются показателем души, характера рода, любовь к своей земле и народу. Кроме того, в данной работе представлены архивные материалы Национального архива Республики Тыва, в котором имеются упоминания о родах монгуш.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MONGUSH ANCESTRAL GROUP. HISTORIOGRAPHICAL ASPECT

The article analyzes the main materials of the historiography of the Mongush clan group in the history and ethnography of Tuva. The purpose of the work is to review monographs, articles devoted to the Mongush generic group, its description and analysis. The work was carried out with the involvement of a wide range of scientific works, where the works of pre-revolutionary, Soviet and Russian historians are considered in the most detail: G. E. Grumm-Grzhimailo, S. I. Weinstein, L.P. Potapov, N. A. Serdobov, B. I. Tatarintseva, V.I. Dulov, E. D. Prokofieva, M. X. Mannai-oola, M. V. Mongush et al . Special attention is paid to the published articles of periodicals and scientific collections that characterize the consideration of the Mongush ancestral group by historians and ethnographers. The paper gives a table of the Tamg of the Mongush tribal group living on the territory of the Khemchik Kozhuun. As well as songs that are an indicator of the soul, the character of the family, love for their land and people. In addition, this work presents archival materials of the National Archive of the Republic of Tuva, in which there are references to the Mongush clans.

Текст научной работы на тему «РОДОВАЯ ГРУППА МОНГУШ. ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ»

УДК 9.929

doi 10.24411/2221-0458-2022-100-19-32

РОДОВАЯ ГРУППА МОНГУШ.

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.

Айыжы Е.В., Монгуш Е.В.

Тувинский государственный университет, Кызыл

THE MONGUSH ANCESTRAL GROUP.

HISTORIOGRAPHICAL ASPECT.

E.V. Aiyzhy, E.V. Mongush Tuvan State University, Kyzyl

В статье проанализированы основные материалы историографии родовой группы монгуш в истории и этнографии Тувы. Цель работы - рассмотрение монографий, статьей, посвященные родовой группе монгуш, ее описание и анализ. Работа выполнена с привлечением широкого комплекса научных трудов, где наиболее подробно рассмотрены труды дореволюционных, советских и российских историков: Г. Е. Грумм-Гржимайло, С. И. Вайнштейна, Л.П. Потапова, Н. А. Сердобова, Б. И. Татаринцева, В.И. Дулова, Е. Д. Прокофьевой, М. X. Маннай-оола, М. В. Монгуш и др. Особое внимание в работе уделяется опубликованным статьям периодической печати и научных сборников, характеризующие рассмотрение родовой группы монгуш историками и этнографами. В работе дана таблица тамг родовой группы монгуш, проживающих на территории Хемчикского кожууна. А также песни, которые являются показателем души, характера рода, любовь к своей земле и народу. Кроме того, в данной работе представлены архивные материалы Национального архива Республики Тыва, в котором имеются упоминания о родах монгуш.

Ключевые слова: Тува; тувинцы; родовая группа; происхождение; монгуш; тамг; хемчик;

этнос

Благодарность. Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РНФ 22-18-20113 по теме «Комплексные этногенетические и лингвоантропологические исследования родовых групп Тувы: локальность, универсальность, трансграничье».

The article analyzes the main materials of the historiography of the Mongush clan group in the history and ethnography of Tuva. The purpose of the work is to review monographs, articles devoted to the Mongush generic group, its description and analysis. The work was carried out with the

involvement of a wide range of scientific works, where the works of pre-revolutionary, Soviet and Russian historians are considered in the most detail: G. E. Grumm-Grzhimailo, S. I. Weinstein, L.P. Potapov, N. A. Serdobov, B. I. Tatarintseva, V.I. Dulov, E. D. Prokofieva, M. X. Mannai-oola, M. V. Mongush et al . Special attention is paid to the published articles of periodicals and scientific collections that characterize the consideration of the Mongush ancestral group by historians and ethnographers. The paper gives a table of the Tamg of the Mongush tribal group living on the territory of the Khemchik Kozhuun. As well as songs that are an indicator of the soul, the character of the family, love for their land and people. In addition, this work presents archival materials of the National Archive of the Republic of Tuva, in which there are references to the Mongush clans.

Keywords: Tuva; Tuvans; ancestral group; origin; Mongush; tamg; Khemchik; ethnos

Gratitude. The work was supported by the RSF grant 22-18-20113 on the topic "Comprehensive ethnogenetic and linguoanthropological studies of the tribal groups of Tuva: locality, universality, transboundary"

Известные своей самобытной культурой и красивой природой тувинцы являются одним из древнейших тюркоязычных народов, населяющих Центральную Азию и Саяно-Алтайское нагорье.

Территория современной Тувы являлась оживленным «перекрестком» древних миграционных путей из Центральной Азии на запад евразийского материка. И поэтому этнический состав населения Тувы длительное время не был стабильным. Он подвергался значительным изменениям в результате дробления автохтонов и их смешения с пришлыми группами.

В разные исторические периоды территория современной Тувы входила в состав различных государственных

образований. В XV - XVI вв., судя по письменным и археологическим

источникам, в этнический состав тувинских племен вошли потомки чиков, азов, тюрков-тугю, теле, уйгуров, кыргызов, частично монголов, самодийских и кетоязычных этнических групп. В XVII-XVШ вв. на территории современной Тувы и прилегающих к ней районов жили основные родоплеменные группы тувинцев: куулар, тюлюш, делег, соян, долаан, ондар, байкара, сарыглар, уйгуры, кыргыз, хойук, салчак, ооржак, донгак, олет, монгуш, кужугет, иргит, хомушку, саая, оюн, хертек, теленгит, маады, хаазут, балыкшы, чооду, тодут и другие.

В связи с этим представляется важным и актуальным обратиться к страницам истории родного края, а именно изучить

родовую структуру тувинцев Республики Тыва, прежде всего, акцентируя внимание на родовую группу монгуш, являющаяся одним из наиболее крупных родоплеменных групп.

Историческое прошлое своих предков всегда поучительно для нас — воспитания подрастающего поколения, поэтому чрезвычайно важно изучить, исследовать как можно больше. На сегодня актуальным является изучение вклада родовой группы монгуш в историю и этнографию Тувы, рода, который выдал очень много талантливых, самобытных и

самодостаточных представителей.

О представителях рода монгуш и их вкладе в историю Тувы очень мало в научной литературе сведений, либо освещены фрагментарно. Общие вопросы освещены в трудах дореволюционных, советских и российских историков.

Г. Е. Грумм-Гржимайло [Грумм-Гржимайло,2007:496-640] писал, что в отделе адгенеу тяньшаньских кыргызов зафиксирован род монгуш и можно было бы посчитать этот род монгуш за осевших в Тянь-Шане монголов, но ученый считает наиболее вероятным проникновение представителей рода монгуш из Тувы в составе отрядов енисейских кыргызов. Но в таком случае, по мнению С.И. Вайнштейна, происхождение тувинских монгуштар является более древним, домонгольским,

что маловероятно. Подтверждением тому, что киргизские монгуши имеют тувинское происхождение, является наличие в составе того же отдела адгене весьма многочисленной группы среди

современных тувинцев. Монгольские племена, осевшие в Туве, неминуемо должны были смешаться с рядом местных племен (так образовались монгуши), но не с пришлыми енисейскими кыргызами, как это считает Г. Е. Грумм-Гржимайло.

В этнографических материалах С. И. Вайнштейна, отображены сведения начала этнографического изучения тувинского народа' В нем говорится о том, что первые наблюдения за бытом тувинцев относятся к началу XVII в., однако его этнографическое изучение было положено лишь в 70-х гг. XVIII в. работами Академической экспедиции и

исследованиями геодезиста Егора Пестерева [Вайнштейн,1975:53-61]. На момент написания научной работы Вайнштейна с начала этнографического изучения тувинского народа исполнялось два столетия. К этому времени, по - мнению, С.И. Вайнштейна историография тувинской этнографии насчитывает много имен ученых, путешественников, краеведов, деятельность которых отражена в специально посвященных этому вопросу работах.

Одним из них является Л.П. Потапов, этнографические исследования которого отразились наиболее полно в его работах. Большинство трудов автора написаны преимущественно на основе источников и полевых материалов, собиравшиеся в долгое время. Его монография «Очерки народного быта тувинцев» является одним из уникальных, ведь в нем содержатся основные сведения о жизни и быте тувинского народа. В работе впервые освещаются многие вопросы этнографии тувинцев (аальная община, народные знания, религиозные верования, свадебный обряд и.т.д.). А также сведения об этническом составе тувинцев, в том числе о родоплеменной группе монгуш, которая представлена двумя сумонами: Монгуш (или Ак-Монгуш) и Кара-Монгуш в Хемчикском хошуне. Л.П. Потапов писал, что им назвали (в б. Сут-Хольском районе) первый сумон, как более многочисленный Улуг-Монгуш. Кара-Монгуш кочевали по верхнему течению Хемчика, по р.Алашу, по Чаа-Холю в количестве 244 юрт, по Ермолаеву, и 187 юрт, по официальной статистике. В свою очередь, этнограф приводит и свои полевые материалы, опираясь на них, отмечает проживание монгушей в б. колхозе Ишкина в количестве 300 человек. Ак-монгуш кочевали по р. Аянгаты вместе с арбаном дербетов (верхнее течение Хемчика). По р. Тас-Булун

(Сут-Хольский район) находились улуг-монгуш, которые считали себя кровными родственниками с ак-монгуш и кара-монгуш [Потапов, 1969:399].

В числе важных работ относится статья Н. А. Сердобова «Материалы переписи населения как источник по этнонимике» [Сердобов, 1975:230-236]. В ней представлены итоги переписи населения СССР в 1970 г. Кроме того, в работе имеются данные об этнонимах касательно имен тувинцев, проживавших на начало 1970 г. в Кызыл-Дагском и Нарынском сельских советах Тувинской АССР. По его мнению, районом образования и обитания племени монгуш (скорее всего, из пришлых монголов и местных тюркских групп) была Западная Тува, включая часть нынешнего Улуг-Хемского района Республики Тыва.

Тюрколог-тувиновед Б. И. Татаринцев предпочитал искать этимологию названия монгуш в южно-сибирских и древнетюркских языках. Сопоставление с якутскими (и древнетюркскими) данными позволяет реконструировать первоначальную семантику этнонима как «тот, кто достиг высокой степени (зрелости, совершенства)»; сопоставление с чувашским языком приводит к исходному значению типа «большой, сильный», древнетюркский бвц «полный, толстый», тувинский мвц «массивный, большой,

тяжелый; прочный, крепкий; свежий, обновленный» (например, мвц куш «свежие силы»). Кроме этого, возможно образование от древнетюркского слова munqas «строптивые, непокорные, своевольные», и такое прозвище могло быть дано племени соседями или завоевателями. В середине XVIII в. этими же словами маньчжурские завоеватели характеризовали и тувинцев в целом. Род монгуш подразделяется на ак-монгуш, кара-монгуш, адай-монгуш и др.

Также автор считал, что в тюркской этнонимии монгуш (тув. моцгуш) имеет ближайшее соответствие в виде киргизского этнонима муцгуш (моцгуш) и является названием одной из трех «ветвей» племен в составе правого крыла киргизских племен. С тувинским моцгуш и киргизским муцгуш сопоставляется название одного из башкирских родов - мунаш (по другим данным, монаш).

Наиболее широко распространено мнение о монгольском происхождении этнонима монгуш, в частности, оно сопоставляется с этнонимом монгол. У древних монголов данный этноним имел, вероятно, форму монгус (mongyus), которая сохранилась в одной из древнейших записок китайских путешественников XIII в. «Мэн-дабэй-лу» (1221 г.). В этом источнике сообщается, что «в старину существовало государство Монгус», предшественник империи Чингисхана. Известный синолог

Н. Ц. Мункуев считал Монгус (то^уп^) не просто одной из транскрипций этнонима «монгол», а его особой формой/вариантом [Татаринцев, 1980:144-145].

Ценные данные по вопросам этнической истории тувинцев содержит второе издание первого тома «История Тувы» [Вайнштейн, Маннай-оол, 2001:218], написанное коллективом ученых, на протяжении нескольких десятилетий, занимавшихся исследованием Тувы. В нем упоминается, что тувинские этнонимы, как Монгуш, Олет, Салчак, Донгак и др. по мнению ряда исследователей по своему происхождению связаны с

монголоязычными племенами.

Указанные родоплеменные группы, в частности олеты, салчаки, донгаки, связывались соответственно с ойратами, сальджуитами, кереитами, упоминаемыми в «Сокровенном сказании» и в сочинении Рашид-ад-Дина. Хотя этимология этих терминов до сих пор остается не до конца выясненной, части этих групп могут быть связаны с монголоязычными племенами, проникавшими в Туву. Однако нет никаких оснований относить крупные этнические группы тюркоязычных тувинцев -монгушей - к монголоязычному этносу.

Рассматривая социально-экономическое развитие Тувы, В.И. Дулов в своей работе затронул и тему родового состава тувинцев. Так, обращаясь к этому вопросу

он нашел информацию, что по исследованиям Е.К. Яковлева, сойоты различают три степени родства: торель, сеок торель и хан торель. Торел - все роды, сумо и хошуны сойот, затем роды других племен, считаемых по преданиям родственными сойотам; сеок торель - родство по роду, по кости, как бы отдаленно оно не было. Наконец, хан торель - кровное родство -считают исчезающим в 5 колене. В XIX веке реальное значение имели только связи в пределах хан тореля.

Кроме того, Дуловым тщательно рассматриваются отдельные родопле-менные группы, в их числе и монгуш, охарактеризованный как наиболее многолюдный сумон. Автор отмечает, что названия сумонов в большинстве случаев, правда не всегда, совпадают с родовыми названиями, потому что в состав сумона входит только один род, а чаще потому, что один какой-либо род дает большинство жителей сумона, подобно тому, как наиболее многолюдный сумон дает название хошуну: Тоджи - Тоджинскому, Оюннар - Оюннарскому, Салчак -Салчакскому [Дулов, 1956:609].

Важные сведения о родоплеменных группах содержатся в статье Е. Д. Прокофьевой «Некоторые

этнографические данные о тувинцах западных районов Тувинской Автономной Области» (сер. 50-х гг.) участника

тувинского отряда Саяно-Алтайской экспедиции, В данной статье впервые подробно упоминается население территорий рода монгуш с периода заселения, характерные особенности этнического развития в данной территории [Прокофьева, 1995:3-18].

Весьма ценным является работа М. X. Маннай-оола «Тувинцы происхождение и формирование этноса» [Маннай-оол,2004:4-5] и где на основе изучения комплексных источников с современных научных позиций исследуются проблемы происхождения и формирования тувинского народа.

М. В. Монгуш в своей работе «Один народ: три судьбы. Тувинцы России, Монголии и Китая в сравнительном контексте» [Монгуш,2010:358] рассмотрела этнические и этнокультурное развитие российских и зарубежных тувинцев. Особое внимание уделяется также проблемам развития у них современной идентичности. В монографии известный этнограф зафиксировала следующие родовые группы: «В Кобдоском аймаке тувинцы делят себя на две большие родоплеменные группы — монгуш и соян».

Наибольшую ценность в исследовании родовой группы монгуш представляет работа антология научной и просветительской мысли о древней тувинской земле и ее насельниках, об

Урянхае - Танну - Туве, урянхайцах -тувинцах, о древностях Тувы «Урянхай. Тыва дептер», выпущенная по инициативе С. К. Шойгу [Шойгу, 2007:581]. Издание представляет собой сборник научных статей российских и зарубежных ученых, писателей, путешественников о Туве и тувинском народе. В числе этих статьей относится труд иранского ученого-энциклопедиста Рашид-ад-Дина «Сборник летописей. История монголов». В ней говорится о племени кем-кемджиютов, проживавших в верховьях Енисея и его притока р. Хемчик, т.е. предков современных тувинцев. В работе Н. В. Кюнера «Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока» сделан анализ китайских текстов.

Статья группы ученых под руководством Л. Д. Дамба «Генофонд трех восточных родов тувинцев по данным полиморфизма Y-хромосомы» [Дамба, 2019:74-85] представляет для нас большой интерес. Хотя в работе представлены сведения и материалы по другим родовым группам как хертек, кол и оюн, но она дает возможность сопоставить полученные данные.

В статье «Комплексный подход в изучении родовой структуры тувинцев Республики Тыва на примере родов монгуш и ооржак» [Дамба, 2018:37-43], написанная

вышеперечисленным коллективом ученых, показана возможность комплексного изучения родовой структуры тувинцев на примере двух самых многочисленных родов монгуш и ооржак, которая позволяет оценить генетический фундамент альтернативных гипотез происхождения тувинцев Республики Тыва.

В статье Н. Д. Сувандии «Термины родства у родовой группы монгушей с. Аянгаты Барун-Хемчикского района» рассматривается терминология родства, родственных отношений тувинцев на примере терминов, которые использует родственная группа монгуш, выходцев сумона Аянгаты Барун-Хемчикского района, которые сами называют свою родственную общность помимо «тврел аймак» «родовая группа» термином «тврел-двргYл Монгуштар» «родня Монгуш» [Сувандии, 2021:22-30].

В число ценных научных трудов о родовой группе монгуш следует отнести материалы научно-практической

конференции «Теегуге даянмышаан-келир уеже», посвященная 260-летию Бээзи кожууна и 250-летию Хемчикского кожууна. Благодаря работам,

опубликованные в виде отдельного научного труда, нам представилось возможность открыть для себя новые знания из истории Тувы. Так, например, в научном сборнике есть очень интересная статья-

источник о потомках ак-монгуш «Ак-Монгуштарнын салгалдары», написанная Ховалыг С.Б. В ней описывается история жизни одного из Ак-Монгушей, прозванного Улуг-Ашак [Ховалыг, 2015:131-132].

О родовой группе монгуш написана статья «Адайлар дугайында кезек медээлер» Монгуш Бориса Борбак-ооловича [Монгуш, 2015:127-129], научного сотрудника Тувинского института гуманитарных исследований Тувы. В работе дается сведения о наличии еще нескольких ветвей монгуш: Монгуш, Ак-Монгуш, Дербет-Монгуш, Адай-Монгуш или по-другому Ыт-Монгуш. В статье дается информация о мнениях казахских ученых о происхождении родовой группы адай:

1) они происходят от ираноязычного рода дай, живших на берегу Каспийского моря;

2) слово адай берет свои корни от слова ада (ортулук в переводе остров), т.е. жители острова;

3)адайлар в китайских летописях обозначаются как адйе (аде), именно так называли потомков рода теле. В свою очередь, сам автор, считает, что название адай необходимо искать в иранском языке или на санскрипте.

В статье Монгуш Б.Б. «Хемчик кожууннун 10 сумузунун танмалары»

представлена таблица с тамга исследователя А.П. Ермолаева [Монгуш,2015:105-107]. Родовые тамги на сегодняшний день считаются пережитком родового быта тувинцев. Тувинцы отмечали двумя способами принадлежность скота-путем выжигания особых знаков, главным образом на лошадях, и разреза ушей и овец, коз, частично рогатого скота. Как рассказывали араты, тамги были не родовыми, а сумонными; не всякий арат мог навести свои тамги. Все тамги утверждались властями, и никто не имел права присвоить себе тамгу без разрешения властей. Присвоение тамги строго преследовалось. В каждом сумоне была не одна, а несколько тамг, что, видимо, объясняется тем, что сумоны состояли из нескольких родов.

В рассматриваемой статье перечислено тамги родовых групп монгуш, ондар, ооржак, саая, ховалыг, хомушку, иргит. При этом монгуш разделили на три вети: Адай-Монгуш, Ак-Монгуш и Кара-Монгуш.

Почетный педагог Российской Федерации Осур-оол М.А. в своей статье «Хорум-Даг Монгуштары» пишет о проживающих в местности Хорум-Даг монгушей. Важной частью данной работы стали песни. Автор отмечает, что с давних времен песня играла очень важную часть для спокойствия души.

Г \9 Ук-аймаа Ук-аймактын кезээ Танма-демдек-тин чуруу Танма-демдектин алы Танма-демдектин хамааржыл газы

1 2 3 4 5 6

1 Монгуш VJ адаанчс керунген кошкар п

Адай-Монгуш А шындамал Ак-Монгуш сумунун АдаП арбанынын танмазы

& уш оттуг шындамал Ак-Монгуштарнын АдаП арбанынын танмазы

Ак-Монгуш * дерт чугунде оттуг кас Ак-Монгуштарнын суму 1 танмазы

К дерт чугунде оттуг кас Ак-Монгуштарнын суму танмазы

i чадагаП (анаа) кас Ак-Монгуштарнын эрги танмазы

VJ адаанче корунген кошкар Ак-Монгуштарнын эрги танмазы

-оо эге демдек Ак-Монгуштарнын эрги танмазы

ом-эге Ак-Монгуш сумузу

-V ом-эге Ак-Монгуш сумузу

1 мунгаш баштыг j алага Ак-Монгуштарнын суму танмазы

Например, песня Монгуш Шыыпай - одного из предков арбана Монгуш:

Барып-барып бадыы келген Бажы бедик Бай-ла-Тайгам. Барын-чогун чугаалажыр, Баштак кара еерумну, оой.

4YreH, суглуун шьщгыратпайн, 4Yrae челип ор даан, кулун. ЧYлду-чYрээм шимиретпейн, 4y^p чацнап ор даан, Монгуш.

Монгуштарньщ кYдер оглу Моондакка торлур эвес.

Эглип-эглип бадыы келген Экти бедик Бай-ла-Тайгам. Эки-багын чугаалажыр Эрге кара еерумну, оой!

Также имеется песни, относящие к 80-м гг. XIX века, посвященные славным сыновьям Тувы:

Шалбалаары кончуг Монгуш,

Чацгыс каггаш салбас Монгуш.

Денен аъттыг дошкун Монгуш,

Терепчилээш, салбас Монгуш.

Дээктиг сарыг сыдым-биле

Дезиг аъттыг тудар Монгуш.

Алды кулаш аргамчыга

Аътты салбас куштуг Монгуш.

ХYлбYC мойнаа YCTYP эвес,

КYЖYP Монгуш салыр эвес.

Шары мойнаа YCTYP эвес,

Чарлыг Монгуш салыр эвес [Осур-оол, 2015:134-139].

Опираясь на песни, М.А. Осур-оол приходит к выводу, что представители родовой группы монгуш были: экер-эрес кайгал, ыр-шоорлуг-даа, ааска алдыртпас, домакка достурбас чечен-мерген-даа кижилер тургулаан. То есть сильными и смелыми, умеющими за себя ответить и постоять.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В периодической печати встречаются очень много интересных статьей о родовой группе монгуш: например, Монгуш Осур-оола «Фамилия дугайында» [Монгуш, 2003:5], Монгуш Аваа «Уш ангы ылгай адап турган дээр. Монгуштар дугайында сактыышкын» [Монгуш, 1996:3] и Тамдын Олега «Имя собственное» [Тамдын,2012:4] . В данных работах присутствуют сведения о

фамилиях: Монгуш, Ондар, Ооржак, Куулар, Оюн, Донгак. В них говориться о том, что монгушей раннее делили на ак монгуш, кара монгуш, дорбет монгуш. Интересным является тот факт, что раннее родовые группы монгуш постепенно преобразуется в фамилию.

Кроме того, были рассмотрены фонды Национального архива Республики Тыва (НА РТ). Так, фонд 115, опись 1, дело 204 включает в себя материалы переписи населения Хемчикского Даа хошуна 19001910 гг. Источник был рассмотрен с целью выявления численности родовой группы монгуш, но вопреки ожиданиям, данная перепись состоит из списка имен, не включая родовой принадлежности. Например, Семья Банза. Банзе двадцать три года, жене Уранжинма двадцать два года, дочери Намчылмаа три года-это одна семья. Мейрен Номсуруну шестьдесят три года, жене Сайгаккаю сорок два года, детям: Сурунчапу двадцать лет, Санчымыдипу десять лет, Дембирелю шесть лет, дочери Цэдэппелу пятнадцать лет, Нанчинсурунну три года - это одна семья. Писарю Дамба тридцать четыре года, жене Сабаламе тридцать три года, сыну Чулдуму семь лет, Борбаку четыре года - это одна семья [НА РТ. Ф.115.Оп.1.Д.204].

Другое дело фонд 115, опись 1, дело 287 включает в себя перепись населения Хемчикского Даа хошуна за 1916 г. С

помощью данного источника можно проследить сколько поголовья скота предоставили сумоны данного кожууна, в том числе монгуш. Например,

Монгуш Сумузунга 21 ирт онааган. Ол шупту келген.

Ондар сумузундан 28 ирт келген.

Улуг Ооржак сумузундан 14 ирт келген.

Кара-Монгуш сумузундан 20 ирт келген, ол куусетинген.

Хомушку сумузундан 28 ирт келген, ол кусетинген.

Саая сумузундан 11 ирт келген. Ол куусет.

Улуг-Ховалыг сумузундан 14 ирт келген.

Библиографический список

1. НА РТ. Ф. 115. Оп. 1. Д. 204. Материалы переписи населения Хемчикского Даа хошуна (1900-1910 гг.)

2. НА РТ. Ф. 115.Оп. 1. Д. 287. Перепись населения Хемчикского Даа хошуна 1916 г.

3. Грумм-Гржимайло Г.Е. Западная Монголия и Урянхайский край. / Г.Е. Грумм-Гржимайло. Тыва дептер 1. Т-.II. -Москва: Слово, 2007. -С. 496-640

4. Д. Дамба, Е.В Балановская, А.Т Агджоян, Н.А Короткова, М.В Олькова, С.А.Утриван, Е.В. Айыжы -file:///C:/Users/%D0%B0%D0%B4%D0%BC %D0%B8%D0%BD.CS-4-0225-14-

Биче-Ооржак сумузундан 9 ирт келген. Ол куусетинген

Биче-Ховалыг сумузундан 5 ирт келген [НА РТ. Ф.115.Оп.1.Д.287].

Таким образом, изучение истории и этнографии родовой группы монгуш происходило вместе с изучением истории тувинского народа, его происхождением и формированием. Основные научные труды по данной теме можно найти в работах дореволюционных, советских и российских ученых. Немаловажную роль в исследовании родовой группы монгуш играет антология «Урянхай. Тыва дептер». В ней собраны разнообразные по тематике и содержанию материалы, в том числе упоминания о родоплеменных группах Тувы.

25/Downloads/genofond-trehvostochnyh-го^у-1;иут18еу-ро-<1аппут-роНтог112та-у-hromosomy.pdf (Дата обращения- 12.11.2021 г.)

5. Дамба, Л. Д. Комплексный подход в изучении родовой структуры тувинцев Республика Тыва на примере родов Монгуш и Ооржак: [родовая структура родов Монгуш и Ооржак]/ Л. Д. Дамба, Е. В. Айыжы, Б. Б. Монгуш, М. К. Жабагин отв. ред. Л. С. Кара-оол//Вестник Тувинского государственного университета: естественные и

сельскохозяйственные науки. - Вып.2. -Кызыл, 2018. - С.37-44

6. Дулов В.И. Социально-экономическая история Тувы (XIX — начало XX в.)/ В.И.Дулов. - Москва: Издательство Академии наук СССР, 1956. - 609 с.

7. История Тувы: В 2 т. - Т. 1 - 2-е изд., под общ. ред. С. И. Ванштейна, М. Х. Маннай-оола. - Новосибирск: Наука, 2001. - С. 218

8. Маннай-оол, М. Х. Тувинцы: Происхождение и формирование этноса / М. М. Маннай-оол. - Новосибирск: Наука, 2004. - С.4-5

9. Монгуш А. Уш ангы ылгай адап турган дээр. Монгуштар дугайында сактыышкын/ А. Монгуш // Шын. Кызыл. 1996. - дек.17

10.Монгуш Б.Б. Адайлар дугайында кезек медээлер/ Б. Б. Монгуш // Тее^ге даянмышаан-келир Yеже. Чадаана. 2015. - С. 127-129

11. Монгуш Б.Б. Хемчик кожууннун 10 сумузунун таймалары/ Б.Б. Монгуш // Тее^ге даянмышаан-келир Yеже. Чадаана. 2015. - С. 105-107

12.Монгуш М. В. Один народ: три судьбы. Тувинцы России, Монголии и Китая в сравнительном контексте. Национальный музей этнологии / М.В. Монгуш. - Осака: Изд-во Нац. музея этнологии, 2010. 358 с.

13. Монгуш О. Фамилия дугайында/ О. Монгуш // Шын. Кызыл. 2003. - апр. 10

14.Осур-оол М.А. Хорум-Даг Монгуштары / М.А.Осур-оол // Тее^ге даянмышаан-келир Yеже. Чадаана. 2015. - С. 134-139

15. Потапов Л.П. Очерки народного быта тувинцев / Л.П. Потапов. - Москва: Наука, 1969. -399 с.

16.Прокофьева, Е. Д. Некоторые этнографические данные о тувинцах западных районов Тувинской автономной области // Краткие сообщения Института этнографии АН СССР, 1995. Вып. 23. С. 318.

17.С.И. Вайнштейн. Этнографическое изучение тувинцев/ Вайнштейн С.И. //Ученые записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл. Вып.17. С.53-61

18.Сердобов Н.А. Материалы переписи населения как источник по этнонимике/ Н.А. Сердобов //Ученые записки ТНИИЯЛИ. -Кызыл. Вып.17. С.230-236

19.Сувандии Н.Д. Термины родства у родовой группы монгушей с. Аянгаты Барун-Хемчикского района / Н.Д.Сувандии // Новые исследования Тувы. Кызыл. - №4

20.Тамдын Олег. Имя собственное/Олег Тамдын//Тувинская правда. Кызыл.2012. - 2 февр.

21.Татаринцев Б.И. О некоторых тувинских этнонимах // Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл: ТНИИЯЛИ, 1980. С.144-145

22.Ховалыг С.Б. Ак-Монгуштарнын салгалдары/ С.Б. Ховалыг // Тее^ге даянмышаан-келир Yеже. Чадаана. 2015. -С.131-132

23.Шойгу, С.К. «Урянхай. Тыва дептер: Танну-Тувинская народная республика (19211944)». Т.6.- М.: Слово, 2007.- 581 с.

References

1. Materialy perepisi naselenija Hemchikskogo Daa hoshuna (1900-1910 gg.) [Materials of the population census of the Khemchik Daa

khoshun]. ON RT. F. 115. Op. 1. C. 204. (19001910) (In Russian)

2. Perepis' naselenija Hemchikskogo Daa hoshuna 1916 g. [Population census of Khemchik Daa khoshun in 1916]. ON RT. F. 115. Op. 1. D. 287. (In Russian)

3. Grumm-Grzhimailo G.E. Perepis' naselenija Hemchikskogo Daa hoshuna 1916 g [Western Mongolia and Uryankhai region]. / Moscow: Slovo, 2007. - Pp. 496-640 (In Russian)

4. D. Damba, E.V. Balanovskaya, A.T. Agdzhoyan, N.A. Korotkova, M.V. Olkova, S.A. Utrivan, E.V. Aiyzhy -[online] file:///C:/Users/%D0%B0%D0%B4%D0%BC %D0%B8%D0%BD.CS-4-0225-14-25/Downloads/genofond-trehvostochnyh-rodov -tuvintsev-po-dannym-polimorfizma-y-chromosomy.pdf (date of access 11.12.2021) (In Russian)

5. Damba, L. D. An integrated approach to the study

of the clan structure of the Tuvinians of the Republic of Tyva on the example of the Mongush and Oorzhak clans: [the clan structure of the Mongush and Oorzhak clans] / L. D. Damba, E. V. Aiyzhy, B. B. Mongush , M. K. Zhabagin, responsible ed. L. S. Kara-ool / Bulletin of the Tuva State University: natural and agricultural sciences. - Issue 2. - Kyzyl, 2018. - P.37-44 (In Russian)

6. Dulov V.I. Socio-economic history of Tuva (XIX

- early XX century) / V.I. Dulov. - Moscow: Publishing House of the Academy of Sciences of the USSR, 1956. - 609 p. (In Russian)

7. History of Tuva: In 2 vols. - Vol. 1 - 2nd ed., ed. ed. S. I. Vanshtein, M. Kh. Mannai-oola. -Novosibirsk: Nauka, 2001. P. 218 (In Russian)

8. Mannai-ool, M. Kh. Tuvans: Origin and formation of the ethnos [Tuvincy: Proishozhdenie i formirovanie jetnosa] / Novosibirsk: Nauka, 2004. P.4-5 (In Russian)

9. Mongush A. Ush angy ylgay adapt turgan deer. Mongushtar dugayynda saktyyshkyn/ A. Mongush // Shyn. Kyzyl. 1996. Dec.17 (In Tuvan)

10. Mongush B.B. Adailar dugayinda kezek medeeler / B.B. Mongush // TeegYge dayanmyshaan-kelir Yezhe. Chadaan. 2015. Pp. 127-129 (In Tuvan)

11. Mongush B.B. Khemchik kozhuunnun 10 sumuzunun taimalars / B.B. Mongush // TeegYge dayanmyshaan-kelir Yezhe. Chadaan. 2015. Pp. 105-107 (In Tuvan)

12. Mongush M. V. Odin narod: tri sud'by. Tuvincy Rossii, Mongolii i Kitaja v sravnitel'nom kontekste. Nacional'nyj muzej jetnologii [One people: three fates. Tuvans of Russia, Mongolia and China in a comparative context. National Museum of Ethnology] / Osaka: Nat. Museum of Ethnology, 2010. 358 p. (In Russian)

13. Mongush O. Surname Dugayynda / O. Mongush // Shyn. Kyzyl. 2003. Apr. 10 (In Russian)

14. Osur-ool M.A. Khorum-Dag Mongushtary Teeguge dayanmyshaan-kelir Yezhe. / Chadaan. 2015. Pp. 134-139 (In Tuvan)

15. Potapov L.P. Essays on the folk life of Tuvans / L P. Potapov. - Moscow: Nauka, 1969. -399 p. (In Russian)

16. Prokofieva, E. D. Some ethnographic data on the Tuvans of the western regions of the Tuvan Autonomous Region // Brief reports of the Institute of Ethnography of the Academy of

Sciences of the USSR, 1995. Issue. 23, pp. 3-18. (In Russian)

17. S.I. Weinstein. Ethnographic study of Tuvans / Vainshtein S.I. // Scientific notes of TNIIYALI. - Kyzyl. Issue 17. pp.53-61 (In Russian)

18. Serdobov N.A. Population census materials as a source for ethnonymy / N.A. Serdobov // Scientific notes of TNIIYALI. - Kyzyl. Issue 17. pp.230-236 (In Russian)

19. Suvandii N.D. Terms of kinship in the Mongush tribal group p. Ayangats of the Barun-Khemchik region / N.D. Suvandii // New studies of Tuva. Kyzyl. No. 4. (In Russian)

20. Tamdyn Oleg. Proper name/Oleg Tamdyn//Tuvinskaya Pravda. Kyzyl.2012. - 2 Feb.

21. Tatarintsev B.I. On some Tuvan ethnonyms // The latest research on the archeology of Tuva and the ethnogenesis of the Tuvans. Kyzyl: TNIIYALI, 1980. P.144-145. (In Russian)

22. Khovalyg S.B. Ak-Mongushtarnyn Salgaldary / S.B. Khovalyg // TeegYge dayanmyshaan-kelir Yezhe. Chadaan. 2015. P.131-132 (In Tuvan)

23. Shoigu, S.K. "Uriankhai. Tyva Depter: Tannu-Tuva People's Republic (1921-1944)". T.6.- M.: Slovo, 2007.- 581 p. (In Russian)

Айыжы Елена Вальеревна, кандидат исторических наук, доцент кафедры Всеобщей истории и археологии, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, email: _aiygy@mail.ru

Монгуш Елена Васильевна, магистр 2 курса исторического факультета, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: elenamongush.66@mail.ru

Elena V. Aiyzhy, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of General History and Archeology, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: aiygy@mail.ru

Elena V. Mongush, 2nd year master of the Faculty of History, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: elenamongush.66@mail.ru

Статья поступила в редакцию 21.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.