Научная статья на тему 'РОДОВАЯ ГРУППА ХЕРТЕК ТУВЫ В XV-XIX ВВ.: ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ'

РОДОВАЯ ГРУППА ХЕРТЕК ТУВЫ В XV-XIX ВВ.: ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
род / родовая группа хертек / Урянхайский край / Тува / ареал / родовая община / genus / Khertek clan group / Uryankhai region / Tuva / area / tribal community

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айыжы Елена Валерьевна, Ооржак Буян Эресович

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Без выяснения причин приведших к возникновению этих социальных институтов невозможно понять их сущность и предназначение в обществе. Необходимо отметить, что государство и право существовали не всегда, им предшествовал длительный период до государственного существования человеческого общества. Исторически первой формой организации человеческого общества было первобытное стадо. С появлением человека общество перешло к родоплеменной организации. В данной статье рассматривается родовая группа хертек, ареал расселения. Общие вопросы освещены в трудах дореволюционных, советских и российских историков. Особую значимость для исследования имеют сведения, полученные автором от информаторов в ходе беседы с ними по данной теме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENETIC GROUP OF KHERTEK OF TUVA IN THE XV-XIX CENTURIES: HISTORY OF SETTLEMENT

A correct understanding of any social phenomenon is impossible without knowledge of its historical roots, i.e. the conditions under which this phenomenon arose, how it developed and what it has become in modern reality. Without clarifying the reasons that led to the emergence of these social institutions, it is impossible to understand their essence and purpose in society. It should be noted that the state and law did not always exist, they were preceded by a long period before the state existence of human society. Historically, the first form of organization of human society was the primitive herd. With the advent of man, society moved to a tribal organization. This article discusses the genus group Khertek, the area of settlement. General issues are covered in the works of pre-revolutionary, Soviet and Russian historians. Of particular importance for the study are the information received by the author from informants in the course of a conversation with them on this topic.

Текст научной работы на тему «РОДОВАЯ ГРУППА ХЕРТЕК ТУВЫ В XV-XIX ВВ.: ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ»

УДК 347.61:93

doi 10.24411/2221-0458-2022-92-06-13

РОДОВАЯ ГРУППА ХЕРТЕК ТУВЫ В XV-XIX ВВ.: ИСТОРИЯ РАССЕЛЕНИЯ*

Айыжы Е.В., Ооржак Б.Э.

Тувинский государственный университет, г. Кызыл

GENETIC GROUP OF KHERTEK OF TUVA IN THE XV-XIX CENTURIES: HISTORY OF SETTLEMENT*

E.V. Aiyzhy, B.E. Orzhak Tuva State University, Kyzyl

*Статья написана при финансовой поддержке гранта РНФ № 22-18-20113

*The work was supported by the RSF grant No. 22-18-20113

Правильное понимание любого социального явления невозможно без знания его исторических корней, т.е. того, в каких условиях данное явление возникло, как оно развивалось и каким стало в современной действительности. Без выяснения причин приведших к возникновению этих социальных институтов невозможно понять их сущность и предназначение в обществе. Необходимо отметить, что государство и право существовали не всегда, им предшествовал длительный период до государственного существования человеческого общества. Исторически первой формой организации человеческого общества было первобытное стадо. С появлением человека общество перешло к родоплеменной организации. В данной статье рассматривается родовая группа хертек, ареал расселения. Общие вопросы освещены в трудах дореволюционных, советских и российских историков. Особую значимость для исследования имеют сведения, полученные автором от информаторов в ходе беседы с ними по данной теме.

Ключевые слова: род; родовая группа хертек; Урянхайский край; Тува; ареал; родовая община

A correct understanding of any social phenomenon is impossible without knowledge of its historical roots, i.e. the conditions under which this phenomenon arose, how it developed and what it has become in modern reality. Without clarifying the reasons that led to the emergence of these social institutions, it is impossible to understand their essence and purpose in society. It should be noted that the state and law did not always exist, they were preceded by a long period before the state existence of human society. Historically, the first form of organization of human society was the primitive herd. With the advent of man, society moved to a tribal organization. This article

discusses the genus group Khertek, the area of settlement. General issues are covered in the works of pre-revolutionary, Soviet and Russian historians. Of particular importance for the study are the information received by the author from informants in the course of a conversation with them on this topic.

Keywords: genus; Khertek clan group; Uryankhai region; Tuva; area; tribal community

Род (родовая община) - исторически сложившаяся общность людей, основанная на действительном или предполагаемом кровном родстве и совместном ведении хозяйства. Поскольку род (родовая община) играл решающую роль в жизни первобытного общества, данная эпоха так и стала называться - «первобытнообщинный строй», а его социальная организация -родоплеменной.

Родовые связи (чоок торел) в XVII-XVIII вв. у тувинцев были уже сильно ослаблены, а территориальные, наоборот, крепли. Под родоплеменными группами принято понимать генеалогическую структуру подразделений, имеющих свои этнонимы, подлинную или легендарную историю происхождения [ 1].

Родоплеменные группы тувинского этноса состоят из совокупности семей, родов, которые изначально имели один корень, сформировавшийся из устойчивой культуры, и занимающие определенные типы ландшафтов и экосистем. Культура племени регулирует взаимоотношения внутри семьи, рода, племени и между племенами, выражает характер отношения к окружающей природе.

Род хертек является одной из крупных родоплеменных групп Тувы, родовые кочевья простирались от озера Кара-Хол и верховьев рек Алаш и Хемчик

вплоть до горных склонов Монгун-Тайги. Историческое прошлое предков всегда поучительно для воспитания

подрастающего поколения, поэтому чрезвычайно важно изучить, исследовать как можно больше. На сегодня актуальным является изучение вклада рода хертек в историю и этнографию Тувы, рода, который выдал очень много талантливых, самобытных и самодостаточных

представителей.

В течение ряда тысячелетий исторически пройденный путь рода хертек непосредственным образом взаимосвязан с историей всей Тувы и соседних территорий. Представители рода хертек проживали в следующих территориях современной Тувы: сёла Кара-Хол, Кооп-Соок, Бай-Тал, Шуй Бай-Тайгинского района, село Хонделен Барун-Хемчикского района, село Тоолайлыг Монгун-Тайгинского района. Отсюда видно что, сумон рода Хертек был одним из самых больших, родовые кочевья простирались от озера Кара-Хол и верховьев рек Алаш и Хемчик вплоть до горных склонов Монгун-Тайги.

Территория районов заселения рода хертек весьма просторна: и западная, южная и северная части имели открытые рубежи - границы.

Родоплеменная группа хертек входит в число наиболее крупных групп. История этнонима свидетельствует о наличии пришлого компонента и смешанности составляющих его этнических элементов.

О представителях рода хертек и их вкладе в историю Тувы очень мало в научной литературе сведений. Общие вопросы освещены в трудах дореволюционных, советских и российских историков.

В конце XIX и начале XX вв. в Туву направлялась одна экспедиция за другой. Ученые обследовали край с самых разных сторон и аспектов. Побывавший на территориях Бай-Тайгинского, Барун-Хемчикского и Монгун-Тайгинского районов в 1842 г., П. Чихачев не сообщает никаких данных о роде хертек [2].

В 1876 - 1877 гг. проходит экспедиция Г. П. Потанина в СевероЗападную Монголию, в Кобдинский аймак, который находится вблизи Монгун-Тайги. В результате собран материал об алтайских урянхаях. Но сведений о роде хертек нет

[3].

Важными источниками по нашей теме можно считать труды советских этнографов Л. П. Потапова «Очерки народного быта тувинцев», В. И. Дулова «Социально-экономическая история Тувы»,

Н. А. Сердобова «История формирования тувинской нации», в которых были исследованы многие важные проблемы этнической истории и материальной культуры. Ценные сведения о родоплеменных группах в Бай-Тайгинском, Барун-Хемчикском и Монгун-Тайгинском

районах содержатся в труде тувинского отряда Саяно-Алтайской экспедиции, в статье Е. Д. Прокофьевой «Некоторые этнографические данные о тувинцах западных районов Тувинской Автономной Области» (сер. 1950-х гг.). В данной статье впервые подробно упоминается население территорий рода хертек с периода заселения, характерные особенности этнического развития в данной территории.

Вызывают интерес труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции Института этнографии АН СССР, опубликованные в нач. 1960-х гг. Оригинальной является статья О. С. Салчак «Тоолайлыгнын ундезин чурттакчылары» («Коренное население Тоолайлыга»), 1997 г.

Начиная с 1950 по 1990-е гг. опубликован ряд статьей на тувинском языке, в которых освещены отдельные аспекты ключевых проблем этнической истории Монгун-Тайгинского района и вместе с тем рода хертек. Среди них следует назвать статьи С. Б. Молдурга «Тыванын онзагай булуну», «Огбелерим ортемчейи», С. О. Майнак «Монгун-Тайга» и др. Среди публикаций последних лет, включающих материалы по нашей проблеме, назовем работы историка Н. А. Самбу «Огбелерим бурун чурту -ондур чаагай Монгун-Тайгам» (1998 г.), С. О. Майнак «Монгун-Тайга - монге чуртум» (2001 г.), «Альбом краткой истории Монгун-Тайги в материалах и фотографиях» (1997 г.). Статья группы ученых под руководством Л. Д. Дамба «Генофонд трех восточных родов тувинцев

по данным полиморфизма У-хромосомы» (2019 г.) [5].

Особую значимость для исследования имеют сведения, полученные автором от информантов в ходе беседы с ними по данной проблематике.

Родоплеменной состав и расселение тувинцев в XV - XIX вв. Местное население Урянхайского края (Тувы) в рассматриваемый период, т.е. со времени падения империи Чингисхана и до начала XX в., претерпело большие изменения не только в политическом и социально-экономическом отношении, но и в этническом составе, расселении и установлении более широких торговых и этнокультурных связей с народами России, Центральной и Средней Азии [4].

С самого начала XX в. устанавливаются торговые, экономические и культурные связи тувинцев с народами Российского государства. Эти контакты имели большое положительное значение и в дальнейшей судьбе тувинского народа.

Несмотря на политическую зависимость тувинцев от монгольских княжеств Алтын-ханов и Джунгарии, затем Цинской династии Китая, тувинские племена в основном жили на своей исконной территории, в бассейне Верхнего Енисея вели свое традиционное хозяйство и кочевой образ жизни. Это способствовало консолидации тувинских племен в единый этнос [7].

В сохранившейся рукописи неизвестного тувинского автора «История прежних нойонов тувинского народа» к тувинской группе относились Оюнарский,

Салчакский, Тоджинский, Хасутский, Хемчикский (Даа) хошуны, а к монгольским - Бээзи, Маады-Чооду (Дааван). Шалык-Сартул (Нибазы) хошуны. Каждый хошун, принадлежащий маньчжурскому императору, управлялся наследственными правителями - нойонами, утверждаемыми в должности цинскими властями.

Рассмотрим местонахождение кочевий тувинских хошунов и их сумонов в рассматриваемый период.

1. Хасутский (Хубсугульский) хошун находился в районе оз. Косогол. Состоял из четырех сумонов: Хазут, Дархат, Чогду (Чооду), Чиргиттен (Иргиты). В 1878 г. он оторвался от Тувы и перешел в ведение Цинской династии в г. Улясутае и позже вошел в состав Северной Монголии.

2. Тоджинский (Тоджинурский) хошун -на территории современного Тоджинского кожууна. Сумоны: Кол, Ак, Бараан, Койук.

3. Салчакский хошун имел четыре сумона: Салчак, Бай-Кара, Кыргыс, Кол. Салчаки кочевали по р. Каа-Хем, В местности Улуг-Ажык, (хотя они жили и в западных кожуунах), Бай-Кара - на правом берегу Улуг-Хема, по реке Баян-Кол. Кыргысы - по рекам Эрзин, Морен, Нарын и в местности Качык-Сайгал современного Эрзинского кожууна. Сумон Кол - в районе оз. Тере-Холь.

4. Оюннарский хошун - по северному склону хребта Танну-Ола на оз. Кара-Холь, по Теректиг-Хему, по левой стороне рек Тес и Нарын. Этот хошун имел четыре сумона: Оюн, Чооду, Иргит, Соян.

5. Даа хошун - один из многонаселенных хошунов Тувы. Состоял из следующих сумонов:

1. Ак Монгуш, или Улуг Монгуш -основной сумон. Его кочевья от Чаа-Холя до реки Аянгаты, от реки Хемчик и до рек Хандагайты и Улаатай современного Овюрского кожууна (района);

2. Ондар кочевали по рекам Алдыы-Ишкин, Устуу-Ишкин, в местности Улаан-Быра современного Сут-Хольского кожууна и в районе горы Хайыракан современного Улуг-Хемского кожуна;

3. Хомушку - совместно с Кужугетами, Сарыг-Донгаками, Сарыгларами и Хертеками Бээзи хошуна в местности Хонделен по р. Барлык;

4. Иргиты - по реке Барлык Барун-Хемчикского кожууна и рекам Каргы, Моген-Бурен Монгун-Тайгинского кожууна;

5. Кедээ и Иштии Ооржаки - по рекам Ак, Манчурек, в верховьях рек Алдыы и Устуу-Ишкин, Кошпес;

6. Кара-Монгуш - совместно с Сарыгларами, Донгаками, Кууларами Бээзи хошуна в местечках Суг-Аксы, Хол-Оожу, по рекам Шеми и Чыргакы;

7. Улуг и Биче Ховалыг - в местности Ак-Ооруу Бора-Холь Сут-Хольского кожууна;

8. Саая - по рекам Барлык Барун-Хемчикского, Саглы, Каргы Овюрского кожуунов и др.

Кроме вышеуказанных пяти хошунов в период маньчжурского господства в Туве монгольским князьям Халхи принадлежали самый многонаселенный Бээзи (Кемголь-

ский) хошун, сумоны Маады, Чооду (Дааван хошун), Шалык и Сартул (Нибазы хошуун).

В состав Бээзи хошуна входили следующие сумоны: Хертек, Соян, Салчак, Кужугет, Сарыглар, Сарыг-Донгак, Суг-Бажы Куулары, Чыргакы Куулары, Чадаана Куулары, Сат, Кара-Сал, Кара-Донгак, Улуг-Тулуш, Тумат, Чааты Донгак, Кыргыз, Долаан. Бээзи хошун, или, как его еще называли, хошун «17 отоков», занимал территорию чересполосно с Даа хошуном, т.е. некоторые сумоны одного хошуна находились на территории другого и наоборот. Жители этих хошунов также жили то чересполосно, то по соседству, то смешанно. Поэтому территории этих хошунов, включавшие территории современных Улуг-Хемского, Дзун-Хемчикского, Барун-Хемчикского, Бай-Тайгинского, Монгун-Тайгинского, Овюр-ского районов, до сих пор не получили в исторической литературе четкого разграничения. Для установления территории Бээзи хошуна рассмотрим места обитания и кочевий жителей его сумонов:

1. Хертек-Сояны жили в местечках Кооп-Соок, Хонделен и в районе озера Кара-Холь современного Бай-Тайгинского кожууна;

2. Кужугеты - смешанно с Ооржаками, Хомушку и Монгушами Даа хошуна по реки Алаш;

3. Сарыглар - смешанно с Ооржаками, Ак и Кара-Монгушами и Ховалыгами от местечка Эдегей до речки Ак современного Сут-Хольского кожууна.

4. Сарыг-Донгаки - смешанно с Саая, Иргитами и Хомушку Даа хошуна по реке Барлык современного Барун-Хемчикского кожууна;

5. Суг-Бажы Куулары - смешанно с Монгушами Даа хошуна в долине реки Чыргакы современного Дзун-Хемчикского кожууна;

6. Чадаана Куулары - от горы Хайыракан до мечтечка Хая-Бажы на правом берегу реки Хемчик современного Дзун-Хемчикского кожууна;

7. Саты - смешанно с Монгушами по реке Чадан и Хондергей современного Дзун-Хемчикского кожууна, а также в долине рек Эжим, Баян-Кол и в местечке Кашпал Шеми и Чыргакы современного Дзун-Хемчикского и Улуг-Хемского кожуунов;

8. Кара-Салы - по рекам Чадана, Шеми и Чыргакы современного Дзун-Хемчикского кожууна;

9. Кара-Донгаки - в местечках Теве-Хая и Шангыш современного Дзун-Хемчикского кожууна;

10. Улуг-Тулуши - в долине реки Чаа-Холь современного Улуг-Хемского района и смешанно с Монгушами, Ондарами и Ооржаками Даа хошуна в местечке Соор на реки Алдыы-Ишкин современного Сут-Хольского кожууна;

11. Адыг-Тулуш - смешанно с Бай-Кара по рекам Эжим, Демир-Суг, Баян-Кол современного Улуг-Хемского кожууна;

Библиографический список

1. Богданова, В. И. Антропологический состав и вопросы происхождения тувинцев / В. И. Богданов. - Текст : непосредственный // Проблемы антропологии древнего и современного

12. Туматы - в долине рек Хендерге современного Улуг-Хемского района и в долинах рек Торгалыг, Чалааты, Ирбитей современного Овюрского кожууна;

13. Чааты Донгак - в долинах рек Чааты, Торгалыг современного Улуг-Хемского района и на территории совхоза «Торгалыг» Овюрского кожууна;

14. Кыргызы - в долинах рек Эйлиг-Хем, Сенек, Хендерге и в местечках Улуг-Хая, Ийи-Тал современного Улуг-Хемского кожууна;

15. Долааны - в местечках Арыскан, Арыг-Узуу, Ашак-Дуразы и Кояк-Туразы современного Улуг-Хемского кожууна;

16. Салчаки - преимущественно на территориях Бай-Тайгинского и Барун-Хемчикского кожуунов.

Население сумонов Маады и Чооду (Даваан хошун) кочевало по рекам Уюк, Туран, Сесерлиг, Тапсы современного Пий-Хемского района, а сумона Шалык - в местности О-Шынаа Деспен, Серлик современного Тес-Хемского района. Кочевья сумона Сартул находились по рекам Шурмак, Теректиг, Самагалтай, У-Шынаа современного Тес-Хемского кожууна [5].

Таким образом, цинские власти осуществляли в Туве административно-территориальную реформу, сохранившуюся вплодь до наших дней.

населения Советской Азии. - Новосибирск : Наука.1986. - С. 108-162.

2. Бурыкин, А. А. Терминология родства тувинцев в сравнении с терминами родства других тюркских народов / А. А. Бурыкин, Н. И. Летягина. - Текст : непосредственный // Алгебра родства. Родство.

Система родства. Системы терминов родства. Вып. 4 / ответственный редактор В. А. Попов. -Санкт-Петербург : Типография Наука РАН, 1999. -С. 180-181.

3. Грумм-Гржимайло, Г. Е. Западная Монголия и Урянхайский край. Т. II. - Ленинград, 1926. - 540 с. - Текст : непосредственный.

4. Дулов, В. И. Социально-экономическая история Тувы. - М, 1956. - Текст : непосредственный.

5. История Тувы. Т. 1. / под общей редактор С. И. Вайнштейна, М. Х. Маннай-оола. - Кызыл : ОАО «Тываполиграф», 2014. - 260 с. - Текст : непосредственный.

6. Монгуш, М. В. Один народ : три судьбы. Тувинцы России, Монголии и Китая в сравнительном контексте. Национальный музей этнологии. -Осака : Издательство Национального музея этнологии, 2010. - 358 с. - Текст : непосредственный.

7. Потапов, Л. П. Очерки народного быта тувинцев.

- Москва : Наука. 1969. - 399 с. - Текст : непосредственный.

8. Сердобов, Н. А. История формирования тувинской нации. - Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1971. - 482 с. - Текст : непосредственный.

9. Сердобов, Н. А. Современное расселение носителей тувинских этнонимов / Н. А. Сердобов.

- Текст : непосредственный // Ученые записки ТНИИЯЛИ. - Кызыл. - 1971. - Вып. 14.

10. Татаринцев, Б. И. О некоторых тувинских этнонимах / Б. И. Татаринцев. - Текст : непосредственный // Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. - Кызыл : ТНИИЯЛИ, 1980. - С. 144-145.

11. Татаринцев, Б. И. Проблемы изучения тувинской этнонимии (на примере некоторых предполагаемых этнонимов монгольского происхождения) / Б. И. Татаринцев. - Текст : непосредственный // Исследования по тувинской филологии. - Кызыл. - 1986. - С. 64-86.

12. Сердобов, Н. А. Материалы переписи населения как источник по этнонимике / Н. А. Сердобов. -Текст : непосредственный // Ученые записки ТНИИЯЛИ. -Кызыл. - Вып. 17.

13. Орус-оол, В. Б. Тывалар / В. Б. Орус-оол. -Текст : непосредственный // Тываларньщ ащы «Тыва чон» кылдыр укталган тeeгYЗY болгаш тургузуп чораан кYPYнелери. - Кызыл. - 2015. - С. 24.

14. Потапов, Л. П. «Очерки народного быта тувинцев». - Москва, 1969. - 402 с. - Текст : непосредственный.

15. Дулов, В. И. Социально-экономическая история Тувы / Министерство образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Тувинский государственный университет", ФГБОУ ВПО "Восточно-Сибирская государственная академия

образования". - Кызыл : Издательство ТувГУ ; Иркутск : Восточно-Сибирская государственная академия образования", 2013. - 499 с. - Текст : непосредственный.

16. Сердобов, Н. А. История формирования тувинской нации. - Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1971. - 484 с. - Текст : непосредственный.

17. Самбу, Н. А. «Огбелерим бурун чурту — ондур чаагай Монгун-Тайгам». -Кызыл : Тувинское книжное издательство, 1998. - 43 с. - Текст : непосредственный.

18. Майнак, С. О. «Монгун-Тайга — монге чуртум». - 2001. - 153 с. - Текст : непосредственный.

19. Дамба, Л. Д. «Генофонд трех восточных родов тувинцев по данным полиморфизма Y-хромосомы». - Кызыл : ОАО «Тываполиграф», 2019. - 54 с. - Текст : непосредственный.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Bogdanova V.I. Antropologicheskiy sostav i voprosy proiskhozhdeniya tuvintsev [Anthropological composition and questions of the origin of Tuvinians]. Problems of anthropology of the ancient and modern population of Soviet Asia. Novosibirsk, Nauka Publ. 1986. Pp. 108-162. (In Russian)

2. Burykin A. A., Letyagina N. I. Terminologiya rodstva tuvintsev v sravnenii s terminami rodstva drugikh tyurkskikh narodov [Terminology of kinship of Tuvinians in comparison with terms of kinship of other Turkic peoples]. Algebra of kinship. Kinship. The kinship system. Systems of kinship terms. Issue 4. St. Petersburg, Nauka RAS Publ., 1999. Pp. 180-181 (In Russian)

3. Grumm-Grzhimailo G.E. Zapadnaya Mongoliya i Uryankhayskiy kray [Western Mongolia and the Uriankhai region]. Vol. II. Leningrad, 1926. 540 p. (In Russian)

4. Dulov, V. I. Sotsial'no-ekonomicheskaya istoriya Tuvy [Socio-economic history of Tuva]. Moscow, 1956 (In Russian)

5. Istoriya Tuvy. [The History of Tuva]. Vol.1. Under the general editorship of S.I. Weinstein, M.Kh. Mannai-ool. Kyzyl, Tyvapolygraf Publishing House, 2014. Pp. 190-191 (In Russian)

6. Mongush M. V. Odin narod: tri sud'by. Tuvintsy Rossii, Mongolii i Kitaya v sravnitel'nom kontekste [One people: three destinies. Tuvans of Russia, Mongolia and China in a comparative context]. National Museum of Ethnology. Osaka, Publishing House of National Museum of Ethnology, 2010. 358 p. (In Russian)

7. Potapov L.P. Ocherki narodnogo byta tuvintsev [Essays on the national life of Tuvans]. Moscow, Nauka Publ. 1969. 399 p. (In Russian)

8. Serdobov N. A. Istoriya formirovaniya tuvinskoy natsii [The history of the formation of the Tuvan nation]. Kyzyl, Tuvan publishing house, 1971. 482 p. (In Russian)

9. Serdobov N. A. (1971) Sovremennoe rasselenie nositeley tuvinskikh etnonimov [Modern settlement of Tuvan ethnonyms]. The Scientific Notes of Tuvan Scientific Research Institute of Language, Literature and History. Kyzyl. Vol. 14. (In Russian)

10. Tatarintsev B.I. About some Tuvan ethnonyms. The latest research on the archeology of Tuva and the ethnogenesis of Tuvans. Kyzyl, Tuvan Scientific Research Institute of Language, Literature and History, 1980. 144-145 p. (In Russian)

11. Tatarintsev B.I. O nekotorykh tuvinskikh etnonimakh [Problems of studying Tuvan ethnonymy (on the example of some supposed ethnonyms of Mongolian origin)]. Studies in Tuvan Philology. Kyzyl. 1986. Pp. 64-86 (In Russian)

12. Serdobov N. A. Materialy perepisi naseleniya kak istochnik po etnonimike [Materials of the population census as a source on ethnonymy]. Scientific notes of the Tuvan Scientific Research Institute of Language, Literature and History. Kyzyl. Vol. 17. (In Russian)

13. Orus-ool V.B. - Tyvalar [The Tuvans]. Tyvalarnyn angy "Tyva chon" kyldyr uktalgan tooguzu bolgash turguzup choraan kuruneleri [History of the Tuvans origin]. Kyzyl, 2015. 24 p. (In Tuvan)

14. Potapov L. P. Ocherki narodnogo byta tuvintsev [Essays on the national life of Tuvans], Moscow, 1969. 402 p. (In Russian)

15. Dulov V.I. Sotsial'no-ekonomicheskaya istoriya Tuvy [Socio-economic History of Tuva], Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Tuvan State University, East Siberian State Academy. Kyzyl, TuvSU Publishing House; Irkutsk, East Siberian State Academy, 2013. 499 p. (In Russian)

16. Serdobov N. A. Istorija formirovanija tuvinskoj nacii [The history of the formation of the Tuvan nation], Kyzyl, Tuvan Publishing House. 1971. 484 p. (In Russian)

17. Sambu N. A. Ogbelerim burun churtu — ondur chaagai Mongun-Taigam. Kyzyl, Tuvan Publishing House. 1998. 43 p. (In Tuvan)

18. Mainak S. O. Mongun-Taiga — monge churtum [Mongun-Taiga, my motherland]. 2001. 153 p. (In Tuvan)

19. Damba L.D. Genofond treh vostochnyh rodov tuvincev po dannym polimorfizma Y-hromosomy [Gene pool of three eastern Tuvinian genera according to Y-chromosome polymorphism data]. Kyzyl, Tyvapolygraf Publishing House, 2019. 54 p. (In Russian)

Айыжы Елена Валерьевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры Всеобщей истории, археологии и документоведения, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: aiygy@mail.ru

Ооржак Буян Эресович, магистрант, Тувинский государственный университет, г. Кызыл, Россия, e-mail: oorzhakbujan@yandex.ru

Elena V. Aiyzhy, Candidate of History, Associate Professor at the Department of General History, Archeology and Documentation Science, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: aiygy@mail.ru

Buyan E. Oorzhak, master student, Tuvan State University, Kyzyl, Russia, e-mail: oorzhakbujan@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 11.05.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.