Научная статья на тему 'Объем, содержание и сущность определения военно- педагогическая система'

Объем, содержание и сущность определения военно- педагогическая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / PEDAGOGICAL SYSTEM / ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT COMMUNICATIONS / MILITARY PEDAGOGICAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лазукина Л.О., Лазукин В.Ф.

Дано обоснованное определение военно-педагогической системы с учетом особенностей и специфики организации образовательного процесса в военном вузе. Проанализированы объем, содержание и сущность определения военно-педагогическая система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOLUME, CONTENT AND ESSENCE OF THE MILITARY- PEDAGOGICAL SYSTEM DEFINITION

It is given the military-pedagogical system reasonable definition into account the characteristics and specifics the educational process organization in military university. It is analyzed volume, content and essence of the military-pedagogical system definition.

Текст научной работы на тему «Объем, содержание и сущность определения военно- педагогическая система»

УДК 355.55:359.431 ГРНТИ 78.19.07

ОБЪЕМ, СОДЕРЖАНИЕ И СУЩНОСТЬ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Л.О. ЛАЗУКИНА, магистр экономики

ВУНЦВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

В.Ф. ЛАЗУКИН, доктор педагогических наук, профессор

ВУНЦ ВВС «ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж)

Дано обоснованное определение военно-педагогической системы с учетом особенностей и специфики организации образовательного процесса в военном вузе. Проанализированы объем, содержание и сущность определения военно-педагогическая система.

Ключевые слова: педагогическая система; военно-педагогическая система; связи управления.

VOLUME, CONTENT AND ESSENCE OF THE MILITARY-PEDAGOGICAL SYSTEM DEFINITION

L.O. ЬАЮКША, Master of Economics

MESC AF "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh) V.F. LАZUKIN, Doctor of Technical Sciences, Professor

MESC AF "N.E. Zhukovsky and Y.A. Gagarin Air Force Academy" (Voronezh)

It is given the military-pedagogical system reasonable definition into account the characteristics and specifics the educational process organization in military university. It is analyzed volume, content and essence of the military-pedagogical system definition.

Keywords: pedagogical system, military pedagogical system, management communications.

Педагогическая система характеризуется целостностью, составом, структурой, единством и взаимосвязью своих элементов с внешней средой и между собой.

Педагогическая система представляет собой множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Структурные компоненты педагогической системы в своей основе адекватны компонентам педагогического процесса.

Исследование преобразующей роли целостной системы строится на методологической основе единства и взаимодействия, причинно-следственных связей, взаимовлияния и взаимоотношения всех составляющих частей системы, находящихся в процессе взаимодействия и развития, внешнего воздействия среды. Поэтому в исследовании педагогических систем так важно выявление показателей внешнего воздействия на систему и реакции внутри системы.

Согласно исследованию [1], структура системы определяется заданием отношений на множестве элементов системы и является характеристикой устойчивых связей и способов взаимодействия этих элементов, определяя целостность системы, ее

строения и основы организации. Структурный аспект изучения системы занимает промежуточное положение между морфологическими и организационными аспектами и частично перекрывает и тот, и другой. Морфологический аспект связан с характеристиками строения системы, а организационный отражает способы взаимодействия элементов. Способы взаимодействия раскрывают функциональную структуру системы.

Беспалько В.П. [2] представляет структуру педагогической системы в виде совокупности взаимосвязанных элементов (рисунок 1).

Рисунок 1 - Структура педагогической системы (по Беспалько В.П.)

Н.В. Кузьминой [3] предложена модель педагогической системы с выделением структурных и функциональных компонентов. В качестве структурных компонентов определены: цель обучения (для чего учить?); содержание учебной информации (чему учить?); средства педагогической коммуникации (как учить?); преподаватели и обучаемые, а функциональными компонентами определены: проектировочный, конструктивный, организаторский и коммуникативный.

Н.В. Кузьмина [3] выделяют такие критерии педагогической системы:

- связность, или целостность, которая предполагает ограничение исследования выделением существенных зависимостей между объектными областями;

- константность, или стабильность, основными признаками которой являются: воспроизводимость (моделируемый комплекс может быть обнаружен в разнообразных условиях, ситуациях и оказывается инвариантными при изменении ряда параметров явления и технологичность (модель должна проверяться в реальном эксперименте или наблюдением и поэтому в нее не могут быть включены «скрытые параметры»);

- наблюдаемость, то есть необходимость связывать ключевые моменты теоретической модели с реальными эффектами, которые можно фиксировать в изучаемой области объектов;

- обозримость - необходимость включать в модель по возможности минимальное и, во всяком случае, обозримое число параметров.

В общем, по своим характеристикам педагогические системы имеют реальный (по происхождению), целостный (по структуре), социальный (по субстанциональному признаку), сложный (по уровню сложности), открытый (по характеру взаимодействия с внешней средой), динамический (по признаку изменчивости), вероятностный (по

способу детерминации), целеустремленный (по наличию целей), самоуправляемый (по признаку управляемости) характер. При условии целеустремленности и динамичности они еще обладают развивающимися свойствами.

С учетом данных свойств, признаков, характеристик и условий, под педагогической системой следует понимать единство всех факторов, способствующих достижению поставленных целей развития обучающихся. Вместе с тем, это социально обусловленная целостность взаимодействующих на основе сотрудничества между собой, окружающей средой и ее духовными и материальными ценностями участников педагогического процесса, направленная на формирование и развитие личности.

Отметим, что системообразующие связи и отношения между структурными элементами в рамках педагогической системы включают [4]:

- связи и взаимодействия всех вещей и явлений (самый универсальный класс явлений);

- связи развития (показывают, что начально, что следует дальше);

- причинно-следственные (предельный случай универсальной связи, когда выделяются два явления);

- функциональные (выражают зависимость свойств частей от их роли и места в составе целого и обеспечивают жизнедеятельность системы и её свойства);

- иерархические связи (показывают, что активнее наиболее характерные системообразующие связи для всех систем).

В зависимости от силы, характера и длительности выделяют наиболее существенные, условные системообразующие связи, которые порой играют даже более важную роль для функционирования и свойств системы в целом, чем её отдельные элементы.

Решающую роль в целостном функционировании педагогической системы имеют связи взаимодействия, ибо «только в активном взаимодействии обучающего и обучаемых возникает собственно процесс обучения как целостное явление». Кроме того, в педагогической системе имеют место причинно-следственные связи, иерархические, связи функционирования и развития.

Основными системообразующими связями, обеспечивающими нормами функционирование педагогической системы и её развитие, являются связи управления.

Связи управления проявляются, прежде всего, в руководящей деятельности преподавателя по организации и регулированию деятельности курсантов. Даже самостоятельные учебные действия курсантов (в процессе обязательной самостоятельной подготовки) «хотя бы опосредованно, но управляются педагогами, так как курсант воспроизводит в сознании их предшествующие указания, советы, стимулирующие влияние и пр.». Кроме того, в вузах преподаватель в обязательном порядке (предписано его должностными обязанностями) перед групповыми, практическими и лабораторными занятиями, а также семинарами и тактико-специальными занятиями (учениями) проводит общие и индивидуальные консультации и дает методические указания по подготовке к данному виду занятия. Весь процесс обучения пронизывается в основном непосредственным, а в ряде случаев опосредованным управлением со стороны педагогов. Отсюда вытекает представление о своеобразном взаимодействии, то есть таком, где руководящая роль одной из сторон (педагогов) будет проявляться в разной мере, разным образом, но на всех этапах процесса обучения [4].

Военный вуз как сложное многокомпонентное структурное образование имеет отличие, но несет в себе все характерные признаки педагогической системы:

1. Целостность и единство, составляющих учебный процесс военного вуза, его целей, организации, проектирования, содержание обучения (военно-профессиональной

подготовки) средств достижения педагогических целей, форм, методов, приёмов педагогического воздействия, условий субъект - субъективного педагогического взаимодействия (общения) преподаватель - курсант.

2. Многокомпонентность и иерархичность системы, что предполагает применение системного подхода для обеспечения взаимодействия компонентов как внутри каждого уровня, так и на межуровневой основе.

3. Состав системообразующих связей для функционирования компонентов на уровне педагогических систем: военный вуз, факультет, кафедра, специальность (специализация), курсантское подразделение. Следует признать определенную слабость системообразующих межкафедральных и кафедра - курсантское подразделение связей при военно-профессиональной подготовке по специальности (специализации).

Поэтому рассматривать педагогическую систему и ее функционирование в поле системы военного образования и рамках военного вуза, именно в таком толковании, будет не в полной мере объективно, так как при этом, по нашему мнению, мы исключаем из педагогического процесса военного вуза достижение одной из главных целей федерального государственного казенного военного образовательного учреждения высшего образования - формирование необходимых военно-профессиональных компетенций выпускников.

В основе подготовки офицерских кадров важнейшим критерием качества был и остается высокий уровень военного профессионализма выпускников. Для обучающихся курсантов наиболее актуальной задачей образовательного процесса является создание в военном вузе надлежащих условий для формирования личности будущего офицера, в том числе организация повседневной жизни и деятельности в нем в строгом соответствии с требованиями общевоинских уставов. Это означает, что военно-учебное заведение должно быть не просто высшей школой профессиональной подготовки специалистов, но в первую очередь школой воинского воспитания.

От организации внутренней службы, обеспечивающей в военном вузе требуемый внутренний порядок и воинскую дисциплину, зависит развитие у курсантов чувства ответственности и добросовестности. Наличие этих качеств непосредственно сказывается на становлении будущего офицера. Только при этом могут быть сформированы у выпускников военного вуза в необходимом объеме совокупность компетенций по управлению вверенными подразделениями.

Деятельность руководящего и преподавательского состава, командиров подразделений курсантов по формированию личности офицера должна осуществляться не только в рамках непосредственно учебных занятий, но и во внеучебное время. Основная нагрузка по формированию «офицерских» умений и навыков ложиться на мероприятия, определенные распорядком дня, караульную, гарнизонную и внутреннюю службы. Фактически сама повседневная жизнь и деятельность курсанта становится важнейшим элементом образовательного процесса.

В действующих учебных планах только на подготовку и несение внутренней и караульной служб предусмотрено от 12 до 19 недель. Это составляет 450-700 часов учебного времени. Дисциплин с таким большим бюджетом учебного времени в учебных планах - единицы. Очевидно, что этого времени достаточно для достижения высшего уровня обученности курсанта - компетенций по несению внутренней и караульной служб [1].

С целью рационального использования имеющегося бюджета времени в каждом военном вузе разрабатывается комплексный план формирования у курсантов военно-учебного заведения командно - методических компетенций и компетенций воспитательной работы. Главная его цель - обеспечить единство требований и согласованных действий всех должностных лиц структурных подразделений военного

ы

вуза по военно-профессиональному становлению личности будущего офицера. Подготовка курсантов должна быть организована таким образом, чтобы командно-методические компетенции и компетенции воспитательной работы прививались им непрерывно в течение всего срока обучения. Иначе говоря, это самостоятельный, параллельный, но органически взаимосвязанный с учебным процессом свой процесс с присущими учебному процессу организацией, методическим обеспечением и совокупностью средств и методов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренно педагогического воздействия на формирование личности офицера с заданными военно-профессиональными качествами.

Следовательно, исследуя систему военного образования в рамках военного вуза, рассматривать педагогическую систему в общепринятом понимании и организации функционирования, по нашему мнению, нецелесообразно, так как в данных специфических условиях имеются все предпосылки, обусловливающие необходимость и актуальность, рассматривать ее как военно-педагогическую систему, что в большей степени соответствует целям, задачам и предназначению военного вуза.

Таким образом, определение - «военно-педагогическая система», по нашему мнению, может иметь следующее толкование - это организованная, управляемая, динамическая, адаптивная совокупность множества взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, объединенных единой образовательной целью -всестороннее развитие личности военного профессионала, происходящее непрерывно в процессе военной службы на фоне военно-служебной деятельности в результате целенаправленных и планируемых педагогических воздействий на формирование личности офицера с заданными военно-профессиональными качествами.

Следовательно, дана емкая трактовка военно-педагогической системы, которая в ходе функционирования представляет собой многофакторный и многомерный процесс развития личности военного профессионала в новом социальном и воинском окружении с целью совместной военно-профессиональной деятельности в направлении прогрессивного измерения как личности, так и среды.

Проанализируем объем, содержание и сущность определения:

1. Объем. Эта трактовка относится к военно-учебным заведениям системы военного образования Министерства обороны Российской Федерации, но она легко трансформируется на другие высшие учебные заведения силовых структур Российской Федерации.

2. Оно достаточно емкое, то есть система обладает свойствами организованности, управляемости, динамичности, адаптивности, целенаправленности и непрерывности, подчинена единой образовательной цели - всестороннего развития личности военного профессионала.

3. Сущность. Обеспечивает непрерывное на протяжении всей военной службы образование военного профессионала («курсант» «мастер военного дела») адекватное потребностям Министерства обороны Российской Федерации, способного быстро и легко адаптироваться к динамично меняющимся условиям социума и оперативно -тактической обстановки и, как логический итог, способного эффективно выполнять обязанности по должностному предназначению.

4. Динамика. В итоге непрерывного педагогического процесса формируется личность офицера («курсант» «младший офицер» «старший офицер» «высший офицер») с заданными военно-профессиональными качествами.

5. Цель. Всестороннее поступательное, позитивное развитие личности военного профессионала, отвечающего современным и перспективным требованиям к военно-профессиональной подготовке офицера.

6. Структура. Организованная, управляемая и целенаправленная совокупность множества взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, находящихся в единой и неразрывной связи между собой и взаимодействующих с внешней средой строго определенным образом.

Проведенный анализ имеет несомненно важное значение в теоретико-методологическом плане.

В этом определении сформулировано новое, которое выражает из известного, обладает существенными признаками новизны, реальности, прикладного смысла и перспективы, то есть возможностями развития и совершенствования. С другой стороны, в плане развития понятийно-категориального аппарата науки - это есть определенный шаг вперед.

Таким образом, можно утверждать, что нам удалось заложить соответствующие (текущему моменту развития нашего общества и Вооруженных Сил) идеи в данную формулировку.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем (Проблемы и методы психолого-педагогического обеспечения технических обучающих систем). Воронеж: Изд-во ВГУ, 1977. 304 с.

2. Калинин В.Н., Резников Б.А. Теория систем и управления (Структурно-математический подход), Л.: ВИКИ им. А.Ф. Можайского, 1978. 418 с.

3. Кузьмина Н.В. Очерки психологии труда учителя. Изд. ЛГУ, 1976. 185 с.

4. Лазукин В. Ф. Теоретические основы и прикладные аспекты образовательного процесса военного инженерного вуза: Монография. Воронеж: Изд-во Воронежского ВВАИУ, 2006. 282 с.

REFERENCES

1. Bespal'ko V.P. Osnovy teorii pedagogicheskikh sistem (Problemy i metody psikhologo-pedagogicheskogo obespecheniya tekhnicheskikh obuchayushhikh sistem). Voronezh: Izd-vo VGU, 1977. 304 s.

2. Kalinin V.N., Reznikov В.А. Teoriya sistem i upravleniya (Strukturno-matematicheskij podkhod), L.: VIKI im. А^. Mozhajskogo, 1978. 418 s.

3. Kuz'mina N.V. Ocherki psikhologii truda uchitelya. Izd. LGU, 1976. 185 s.

4. Lazukin V.F. Teoreticheskie osnovy i prikladnye aspekty obrazovatel'nogo protsessa voennogo inzhenernogo vuza: Monografiya. Voronezh: Izd-vo Voronezhskogo VVАIU, 2006. 282 s.

© Лазукин В.Ф., Лазукина Л.О., 2017

«Воздушно-космические силы. Теория и практика». Материал поступил в редколлегию 07.09.2017 г.

Лазукин Владимир Федорович, доктор педагогических наук, профессор кафедры инженерно-аэродромного обеспечения, Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, vaiu@mil.ru

Лазукина Любовь Олеговна, младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела научно-исследовательского управления научно-исследовательского центра (проблем применения и управления авиацией Военно-воздушных сил), Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина» (г. Воронеж), Россия, 394064, г. Воронеж, ул. Старых Большевиков, 54А, vaiu@mil.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.