УДК 159.9 ББК 88 Г - 57
Говердовский Леонид Александрович, аспирант ГОУ ВПО «Волгоградский государственный университет», т.:8(928)2252029, e-muil:[email protected]
ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ «ЖИЗНЕННАЯ СТРАТЕГИЯ ЛИЧНОСТИ»
(рецензирована)
Статья раскрывает понятие «жизненная стратегия личности». Приводятся точки зрения различных исследователей данной тематики, рассматриваются подходы к изучению феномена «жизненная стратегия личности». Проводится обзор способов построения персональной жизненной стратегии.
Ключевые слова: личностная стратегия, стратегия жизни, общественное поведение, жизненное пространство, социокультурное измерение.
Goverdovskij Leonid Alexandrovich., postgraduate of SEIHPO ‘Volgograd State University’ [email protected], tel.: 8 (928) 2252029
SCOPE OF THE CONCEPT "LIFE STRATEGY OF A PERSONALITY”
(Reviewed)
The article reveals the concept of "life strategy ofpersonality." Points of views of various researchers on this topic have been given, the approaches to the study of the phenomenon of "life strategy ofpersonality ’ have been considered. A review of ways of constructing a personal life strategy has been given.
Key words: personal strategy, a strategy of life, social behavior, life, socio-cultural dimension.
Основной параметр современного общества - неопределенное состояние, что указывает на актуальность так называемого "адаптационного" подхода. Оттого некоторые ученые сравнивают термин "жизненная стратегия" с понятием "стратегия адаптации", иные же оперируют определением "стратегия выживания".
Многие ученые считают, что только соединение научных подходов делает возможным разностороннее исследование жизненных стратегий, и преподносит его в
своих трудах. Полагаясь на их работы, предпримем попытку сформулировать представление о жизненной стратегии личности в общем, ее частях, способах функционирования и уместности по отношению к задачам человека, диктуемым особенностями жизни в социуме наших дней, которые должны быть решены жизненными стратегиями личности, и о методах ее исследования.
Среди трудов отечественных ученых мы отмечаем подход Ю.М. Резника и Т.Е. Резник как наиболее полный, рассматривающий жизненную стратегии как объект системного анализа [1].
Даже поверхностное впечатление, касающееся поля проблемы, занимающего мир жизненной стратегии личности, выглядит, как сложный многочастный смысл данного феномена, соответственно, имеющего необходимость в комплексном подходе в его исследовании. На это указывает Ю.М. Резник в своих трудах, касающихся вопросов жизненной стратегии [2,3,4].
По его мнению, комплексный подход предусматривает наблюдение за всеми параметрами, формирующими жизненную стратегию, и ее исследование как «синтетического» и «целостного» явления.
Комплексный подход непосредственно соотносится с иным, в не меньшей степени изученным системным подходом.
Системный подход находит широкое применение в ходе философского и научного гнозиса человеческой личности. В связи с этим, вспомним о холизме, как методологическом принципе целостности, который выражается в формуле: целое представляет собой более, нежели сумма его частей, и соединяющем в себе объективное и субъективное, материальное и идеальное. Он отражен в процессе развития, который образует новые объекты целостности в ходе качественных преобразований мира. Данные положения возможно спроецировать и на жизненную стратегию личности, однако, исходя из материалов последних исследований, картина реальности не может существовать в единственном числе из-за ее разнородности и многомерности. Вероятные пласты социального и психологического, индивидуального и коллективного, которые вынужденно попеременно исследуются социальным философом, изучающим жизненную стратегию личности, несопоставимы друг относительно друга и не могут быть преуменьшены один к другому. Потому, в основе социально-философского осмысления жизненной стратегии личности
располагается интервальный подход. Интервальный подход основан на принципе относительности, ключевым термином выступает "система референции". Познавательная интенция интервального подхода связана с поиском границ, центральных точек соизмеримости, скрытых систем определения. Интервальный подход, с одной стороны, использует "мышление в пределах", с другой же, дает начало "мышлению вне пределов". Соответственно, использование интервального подхода позволяет осуществлять переход от одномерного познания к многомерному, которое и содержит сущность "интервала" как клетки многомерного бытия. В данном ракурсе человеческую жизнь со стратегической точки зрения должно рассматривать как в контексте общественного макроуровня (социальное), так и в контекстах микроуровня (личностное, биографическое, психологическое), то есть, в жизненной стратегии объективное и субъективное должны сочетаться, что, следует отметить, допускает и иные точки рассмотрения.
Акт философствования, в отличие от гностической деятельности, поглощает всю личность, не только возможности интеллекта и память, но и духовные переживания и рефлексию. Рефлексия (лат. гв/1вх1о — обращение назад) в качестве особенного гностического феномена имеет место в различных сферах познания - в быту, в науке, в искусстве, приобретая в каждой из них особый облик. Но с точки зрения философии данные феномены приобретают иной смысл, позиционируя философию как разновидность духовного познания мира личностью. В связи с этим, под рефлексией будет подразумеваться ход осмысления жизненной стратегии личности, прибегая к изучению и сравнению.
С данной позиции жизненная стратегия как онтогенез личности в общем представлен несколькими слоями. Каждый из них обогащает ее состав определенными свойствами: культурное - снабжает пространство жизненного выбора человека способами деятельности (алгоритмами и технологиями), социальное - создает условия для достижения результатов поиска рационального ролевого равновесия в общественных взаимоотношениях в ходе достижения стратегических целей.
Предпринимая попытки выделить черты жизненной стратегии личности, заметим, что в самом общем виде ее особенности определяются социокультурными параметрами общества и социально-психологическими характеристиками человека.
Ю.М. Резник преподносит понятие "жизненная стратегия" через термины " жизненный мир" и "жизненный путь "[1].
Понятие "жизненный мир", по словам Ю.М. Резника, заимствован из научнофилософской феноменологической традиции, где он подробно рассматривался в трудах Э. Гуссерля, А. Щюца, Ю. Хабермаса, П. Бергера [5,6,7,8] и др. Термин "жизненный мир" освещает пласт обусловленного и субъективного опыта личностей, также - систему их непосредственных отношений, определенных как естественными отличиями, так и общественно-психологическими факторами. Это - сфера коммуникаций и интерактивных видов общественного взаимодействия людей, управляемых с помощью ценностных и символических посредников. Он отражает общее социокультурное измерение жизни человека.
Жизненный путь был подробно исследован в работах многих философов. По словам А.А. Кроника [9], путь жизни человека выражается в его жизненных программах, сценариях, временных картах. Впечатление о жизненном пути личности, по мнению авторов, можно составить, используя психологическое построение системы целевых и причинных связей жизненных событий, характеристик личности, значимых для нее персон. Проходя через сознание личности, данные связи создают многомерную субъективную картину жизни, которая, в свою очередь, ответственна за долговременную стабилизацию системы индивидуальных замыслов и поступков с замыслами и поступками иных личностей.
Стратегическое поле жизни также состоит из идеальной (сознательной и бессознательной) составляющей и реальной общественной среды поведения, чем преодолевается разрыв между социальным и психическим пластами жизненных представлений личности, разница которых определяется по предметнопространственному и временному основаниям.
На предметном уровне различаются социальный и психический срезы жизни, на временном - стремление в будущее (сценарий), к настоящему (истории), от настоящего в будущее (планы и алгоритмы). Исходя из этого, стратегическое поле жизни личности строится на столкновении и взаимодеяствии "жизненного мира", который включает в себя все характеристики пространства", и "жизненного пути", освещающего параметр времени.
Как упоминалось ранее, жизненная стратегия личности подразумевает деятельность человека, а соответственно, и ее социально-философский анализ на двух связанных друг с другом уровнях организации жизни личности - социальнопсихическом (среда) и пространственно-временном, в чем и выражается методологическая схема данного исследования.
На уровне методологии, социально-философских заключений, жизненная стратегия личности имеет целостный характер и ее параметры определяются, по большому счету, взаимодействием частей общественной системы, в которой она функционирует. На личностном же уровне жизненная стратегия - набор состояний психики и чаяний, осуществляемых в ходе применения определенных навыков и способностей.
Возникновение среди человечества новых видов социальности в начале XXI века выдвигает свои требования к жизненной стратегии, основанной на отношениях таких социальных субъектов, как социумы, культуры, объединения, индивиды. В этом ракурсе жизненная стратегия понимается как использование максимально возможной социальной территории, находящейся в постоянной динамике и диктующей программы общественных отношений будущего.
Исходя из сложившихся условий, жизненная стратегия в качестве долгосрочного плана, составленного в стремлении к конкретной цели, смещается в пользу осознающей жизненной стратегии, максимально учитывающей соотношение положений, установок, притязаний и интересов субъектов, принимающих участие во взаимоотношениях. Стратегия взаимоотношений как баланс ориентаций и установок, а не как предопределенный план, осуществляется даже при учете того, что каждый из субъектов следует индивидуальной жизненной стратегии. Именно это является фундаментом для поддержки "социальных игр", фиксации и освоения новых общественных пространств, развития принципов контактов между субъектами. В сложившихся обстоятельствах стратег не имеет возможности занимать статичное положение, так как принципы взаимодействия предполагают его постоянное движение в социальной и теоретической сферах, и его мнение составляется как результат сравнения различных ориентиров и интересов.
Жизненная стратегия предусматривает максимальный уровень организации жизни в перспективе. Она является находящейся в постоянном движении и
поддержании равновесия системой социокультурных представлений личности и путей ее организации в будущем, направляя поведение жизни на долговременное достижение целей получения социальных преимуществ.
Отсюда следует, что стратегическая личность, являясь субъектом стратегического ориентирования и построения жизни, одновременно представляет собой главный субъект (и автор, и исполнитель) общественных действий, осуществляемых относительно первоначального замысла (стратегический план).
Литература:
1. Резник Ю.М., Резник Т.Е. Жизненные стратегии личности: поиск
альтернатив. М., 1995.
2. Резник Ю.М. Социальное измерение жизненного мира (введение в социологию жизни). М., 1995.
3. Резник Ю.М., Резник Т.Е. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. 1996. № 6.
4. Резник Ю.М. Социология жизни: новая парадигма или междисциплинарный синтез // Вестник МГУ. Серия 18, Социология и политология. 1996. № 4.
5. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М, 1995. 323
с.
6. Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Культурология ХХ века. М., 1995. С.297-331.
7. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995. 246 с.
8. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках // Американская социологическая мысль. М., 1994. С. 245-248.
9. Life Linee и другие новые методы психологии жизненного пути / общ. ред. А.А. Кроника. М., 1993. С. 11.