Научная статья на тему 'Объекты олимпиискои собственности в системе права государства на использование результатов интеллектуальной деятельности'

Объекты олимпиискои собственности в системе права государства на использование результатов интеллектуальной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
292
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY / ОЛИМПИЙСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / OLYMPIC PROPERTY / ОЛИМПИЙСКИЙ СИМВОЛ / OLYMPIC SYMBOL / НАЙРОБСКИЙ ДОГОВОР / ОЛИМПИЙСКАЯ ХАРТИЯ / OLYMPIC CHARTER / NAYROBSKY CONTRACT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербачева Л. В.

Анализ международных законодательных актов позволяет сделать вывод о необходимости углубленного изучения такого аспекта права Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как право предотвращения и запрета незаконного использования олимпийской собственности. В связи с декларативным характером Олимпийской хартии необходимо совершенствование правовой регламентации оборота олимпийской собственности на международном уровне, включая право государства на использование результата интеллектуальной деятельности. Российская Федерация как участник Найробского договора добровольно приняла на себя обязательства по данному мкждународному договору и предпринимает все необходимые действия, предусмотренные данным законодательным актом, реализуя право предотвращения и запрета незаконного использования олимпийского символа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щербачева Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTS OF THE OLYMPIC PROPERTY IN SYSTEM OF THE RIGHT OF THE STATE ON USE OF RESULTS OF INTELLECTUAL ACTIVITY

The analysis of the international acts allows to draw a conclusion on need of profound studying of such aspect of the right of the Russian Federation on results of intellectual activity and means of an individualization as the right of prevention and a ban of illegal use of the Olympic property. Due to the declarative character of the Olympic charter improvement of a legal regulation of a turn of the Olympic property at the international level, including the right of the state to use of result of intellectual activity is necessary. The Russian Federation as the participant of the Nayrobsky contract voluntary assumed obligations under this mezhdunarodny contract and undertakes all necessary actions provided by this act, реализуя the right of prevention and a ban of illegal use of the Olympic symbol.

Текст научной работы на тему «Объекты олимпиискои собственности в системе права государства на использование результатов интеллектуальной деятельности»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

ОБЪЕКТЫ

ОЛИМПИИСКОИ СОБСТВЕННОСТИ В СИСТЕМЕ ПРАВА ГОСУДАРСТВА НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Л.В. Щербачева,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность:12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право

E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализ международных законодательных актов позволяет сделать вывод о необходимости углубленного изучения такого аспекта права Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации как право предотвращения и запрета незаконного использования олимпийской собственности. В связи с декларативным характером Олимпийской хартии необходимо совершенствование правовой регламентации оборота олимпийской собственности на международном уровне, включая право государства на использование результата интеллектуальной деятельности. Российская Федерация как участник Найробского договора добровольно приняла на себя обязательства по данному мкждуна-родному договору и предпринимает все необходимые действия, предусмотренные данным законодательным актом, реализуя право предотвращения и запрета незаконного использования олимпийского символа.

Ключевые слова: результаты интеллектуальной деятельности, олимпийская собственность, олимпийский символ, Найробский договор, Олимпийская хартия

Annotation. The analysis of the international acts allows to draw a conclusion on need of profound studying of such aspect of the right of the Russian Federation on results of intellectual activity and means of an individualization as the right of prevention and a ban of illegal use of the Olympic property. Due to the declarative character of the Olympic charter improvement of a legal regulation of a turn of the Olympic property at the international level, including the right of the state to use of result of intellectual activity is necessary. The Russian Federation as the participant of the Nayrobsky contract voluntary assumed obligations under this mkzhdunarodny contract and undertakes all necessary actions provided by this act, реализуя the right of prevention and a ban of illegal use of the Olympic symbol.

Keywords: results of intellectual activity, Olympic property, Olympic symbol, Nayrobsky contract, Olympic charter

OBJECTS OF THE OLYMPIC PROPERTY IN SYSTEM OF THE RIGHT OF THE STATE ON USE OF RESULTS OF INTELLECTUAL

ACTIVITY

L.V. Shcherbacheva,

candidate of jurisprudence, assistant professor, associate professor of civil law and process of the Ministry of Internal Affairs Moscow university of Russia

Актуальные проблемы гражданского права

Государство является равноправным участником гражданского оборота, то есть выступает в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами (статья 124 Гражданского Кодекса РФ), и правосубъектность РФ как участника гражданско-правовых отношений эквивалента правосубъектности иных участников гражданского оборота, являющихся юридическими лицами. Объективные процессы современного общества привлекли внимание к отдельным вопросам регламентации и реализации права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Различные аспекты вопроса права государства на результаты интеллектуальной деятельности собственности рассматривались в научных исследованиях [1-4]. Наиболее активно обсуждаются исключительные и иные интеллектуальные права граждан и организаций на произведения науки, литературы и искусства. Вместе с тем, за пределами внимания юридического сообщества и научной общественности, как правило, остаются вопросы реализации права государства на результаты интеллектуальной деятельности. Современные реалии делают необходимым углубленное изучение такого аспекта права Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности как право предотвращения и запрета незаконного использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительное право на которое не принадлежит государству, в том числе в отношении олимпийской собственности.

В настоящее время сформировался следующий подход к пониманию правового статуса олимпийской собственности в контексте права государства на результаты интеллектуальной деятельности: Российская Федерация не обладает исключительными правами на олимпийскую символику как на объект, содержащий результат интеллектуальной деятельности, и право России предотвращать и запрещать незаконное использование олимпийской символики, является, фактически, следствием обязанности соблюдения норм многостороннего международного договора, так как правовой статус олимпийской символики как средства индивидуализации установлен нормами международного права.

Вышеизложенная позиция представляет собой соединение законодательно закрепленных положений с ложными представлениями о реальном правовом статусе объектов, произвольно называемых «олимпийская символика». Реальное положение дел существенно отличается от вышеизложенной позиции и для его понимания необходимо более детальное рассмотрение основных положений документов, напрямую связанных с олимпийским движением и определяющих статус Международного

Олимпийского комитета (МОК).

Первое, что обращает на себя внимание — это повсеместное использование словосочетания «олимпийская символика», которое не является терминологическим обозначением объекта права на результат интеллектуальной деятельности, а является тривиальным, бытовым словосочетанием, обозначающим любое изображение, так или иначе, на бытовом уровне, ассоциирующееся с Олимпийскими играми.

Наша страна, безусловно, признает МОК правообладателем олимпийского символа как объекта, содержащего результаты интеллектуальной деятельности, и как средства индивидуализации, и принимает на себя обязательство по охране и защите прав на олимпийского символа на своей территории, однако никакие нормы международного права отнюдь не устанавливают исключительные права на то, что обычно обозначают понятием «олимпийская символика», как на результат интеллектуальной деятельности или на объект, содержащий результаты интеллектуальной деятельности. Нормы международного права регламентируют использование только одного конкретного знака, терминологически определяемого как «олимпийский символ».

Фактически, первоисточником информации о правовых притязаниях на что-либо, связанное с олимпийским движением, является Олимпийская хартия [5], которая, как заявляет сам документ, «определяет основные взаимные права и обязанности трех главных составных частей Олимпийского движения, а именно: Международного олимпийского комитета, международных федераций и национальных олимпийских комитетов, а также организационных комитетов по проведению Олимпийских игр, которые обязаны соблюдать положения Олимпийской хартии» (глава 1, пункт 7.1) [5]. В правиле 7 главы 1 «Права на Олимпийские игры и олимпийскую собственность» Олимпийской хартии заявлены, но отнюдь не закреплены, права МОК как владельца на Олимпийские игры и олимпийскую собственность. В Олимпийской хартии вполне однозначно признается, что заявляемые права «обладают потенциальной возможностью приносить доходы. Максимально возможная защита таких прав и олимпийской собственности всеми соответствующими сторонами отвечает интересам олимпийского движения и его субъектов, которые извлекают пользу из таких доходов; этим интересам отвечает и необходимость одобрения на использование таких прав со стороны Международного олимпийского комитета» (глава 1, пункт 7.1). Другими словами, признается, что МОК понимает, что оборот так называемой олимпийской собственности (а отнюдь не того, что называют «олимпийской символикой») является потенциальным источником доходов, и эти

Актуальные проблемы гражданского права

доходы МОК стремится оградить от каких-либо посягательств со стороны.

Анализ и систематизация сведений, содержащихся в Олимпийской хартии, показывает, что МОК заявляет свои права на Олимпийские игры и олимпийскую собственность как исключительную собственность, подразумевая следующие права:

— в отношении Олимпийских игр1

• права, связанные с Олимпийскими играми, а именно:

• право на их организацию

• право представлять Олимпийские игры

• право на запись на видео- и аудио- носители и в любой иной форме, любыми средствами и способами соревнований и выступлений на Олимпийских играх;

• право воспроизводить записи на видео- и аудио- носителях и в любой иной форме, любыми средствами и способами соревнований и выступлений на Олимпийских играх

• право распространять записи на видео- и аудио- носителях и в любой иной форме, любыми средствами и способами соревнований и выступлений на Олимпийских играх

— в отношении данных, связанных с Олимпийскими играми, а именно:

• право на доступ к данным, связанным с Олимпийскими играми

• право на доступ к данным, связанным с соревнованиями и выступлениями на Олимпийских играх

• право на использование данных, связанных с Олимпийскими играми

• право на использование данных, связанных с соревнованиями и выступлениями на Олимпийских играх;

— в отношении олимпийской собственности:

• права на любую и всю олимпийскую собственность

• право на использование олимпийской собственности (в том числе для получения прибыли и в рекламных целях);

— а также право лицензирования части своих прав или всех своих прав на условиях, устанавливаемых Исполкомом МОК.

При этом оговаривается принадлежность права МОК записывать, воспроизводить и распространять записи соревнований Олимпийских игр не только в настоящее время, но и будущем, поскольку в пункте 7.2. главы 1 Олимпийской хартии речь идет о любых формах, любых средствах, любых способах, «которые существуют в настоящее время или будут разработаны в будущем». Таким образом, МОК подразумевает бессрочный характер своих исключительных прав на Олимпийские игры и прав, связанных с Олимпийскими играми, прав на данные,

связанные с Олимпийскими играми.

Согласно Олимпийской хартии, под олимпийской собственностью понимаются по отдельности или в совокупности следующие объекты: олимпийский символ; олимпийский флаг; олимпийский девиз; олимпийский гимн; олимпийские обозначения; олимпийские знаки; олимпийские эмблемы; олимпийский огонь; олимпийские факелы.

Олимпийские обозначения представляют собой любое визуальное или звуковое воспроизведение какой-либо ассоциации или связи с Олимпийскими играми, олимпийским движением или любой его составляющей части (глава 1, правило 14) [5], в числе прочего включают в себя в себя словосочетания «Олимпийские игры» и «игры Олимпиады» (глава 1, пункт 7.2).

Здесь следует обратить внимание на следующий нюанс, который, хотя в некоторой степени и носит филологический характер, однако должен быть однозначно детерминирован, в особенности с учетом процедуры перевода (транслитерации) текста Олимпийской хартии на языки мира, в том числе и на русский язык. Речь идет о том, что в русском языке слова «символ» и «эмблема» в ряде случаев, в особенности в художественной речи или художественном тексте, могут рассматриваться как синонимы.

Согласно Толковому словарю Ожегова [6], символ — это то, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона [7] дает следующее определение слову «эмблема» — условное изображение идеи в рисунке и пластике2, которому присвоен тот или другой смысл. Одновременно указанным словарем дается пояснение, что эмблема отличается символа тем, смысл иносказания эмблемы «установлен и не подлежит толкованиям» [7].

Аналогична трактовка рассматриваемых слов и в Толковом словаре Ушакова [8], в котором указано, что эмблемой называют предмет, изображение, условно обозначающие какое-нибудь понятие, какую-нибудь идею, а символ представляет собой знак (или условный опознавательный знак), предмет или действие, служащее условным знаком чего-нибудь, выражающее, означающее какое-нибудь понятие, идею. Другими словами, и эмблема, и символ представляют собой некое изображение, несущее в себе определенный смысл, приданный кем-либо специальным образом или возникший произвольно в процессе развития социальной мысли, в контексте определенный представлений, ассоциаций, идей.

Актуальные проблемы гражданского права

Подобный вывод позволяют сделать и определения слов «эмблема» и «символ», при веденные в других словарях, в том числе современных или имеющих определенную узкопрофессиональную направленность. Например, Финансовый словарь Финам [9] дает толкование слова «эмблема» как символического обозначения «понятия, идеи, общественной программы или организации посредством условного знака или изображения». Слово «символ», согласно финансовому словарю Финам, имеет несколько значений, в том числе «элемент согласованного набора материальных предметов, используемых для представления знаков» и «определенное, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события».

Однако Олимпийская хартия при рассмотрении объектов олимпийской собственности дифференцирует объекты «олимпийский символ» и «олимпийская эмблема». При этом объект «олимпийский символ», детерминирован с большей степенью определенности, нежели объект «олимпийская эмблема», хотя и наблюдается некоторое расхождение формулировок в различных документах законодательного характера.

В правиле 8 «Олимпийское движение и его деятельность» главы 1 Олимпийской хартии олимпийский символ описывается как изображение, состоящее из «пяти переплетенных колец одинакового размера (олимпийские

кольца), используемых отдельно, в одном или пяти цветах. При пятицветном исполнении это переплетение — слева направо — голубого, желтого, черного, зеленого и красного цветов. Голубое, черное и красное кольца расположены наверху, а желтое и зеленое — внизу» [5]. В Приложении к Найробско-му договору об охране олимпийского символа приведена следующая формулировка: «Олимпийский символ состоит из пяти переплетенных колец: голубого, желтого, черного, зеленого и красного, помещенных в таком порядке слева направо. Он состоит из олимпийских колец, изображенных в одном или в разных цветах» [10]. Данная формулировка не содержит указания на тот факт, что кольца, образующие олимпийский символ, расположены в два ряда. Формулировка, изложенная в Найробском договоре, позволяет, в зависимости от позиции, занимаемой толкователем сути и буквы закона, либо излишне расширить вариативность изображения, включив в состав охраняемого объекта также и изображение, включающее кольца, расположенные горизонтально, непосредственно одно за другим, либо вообще исключить из состава охраняемого объекта расположение колец в два ряда. Справедливости ради следует отметить, что предусмотрена оговорка — и в том, и в другом документе, — что в составе доку-

мента имеется изображение олимпийского символа.

Согласно Олимпийской хартии под олимпийской эмблемой понимается «составная композиция, в которой олимпийские кольца сочетаются с другим отличительным элементом» (глава 1, правило 11). МОК может разработать одну или несколько олимпийских эмблем, которые он вправе использовать по своему усмотрению, и это зафиксировано в официальных разъяснениях к правилам Олимпийской хартии.

Официальные разъяснения к Правилам Олимпийской хартии, касающимся права на олимпийскую собственность, предусматривают возможность правовой защиты прав МОК на олимпийскую собственность как на национальном, так и на международном уровне. Это означает, что Национальный олимпийский комитет (НОК) каждой страны-участницы олимпийского движения несет ответственность перед Международным олимпийским комитетом в отношении соблюдения на территории своей страны как участницы олимпийского движения правил, зафиксированных в Олимпийской хартии и предпринимать меры для предотвращения использования любого вида олимпийской собственности, нарушающее право МОК на олимпийскую собственность, предпринять меры для обеспечения защиты олимпийской собственности в интересах Международного олимпийского комитета, предпринимать действия в интересах МОК как собственника олимпийской собственности. При этом в случае наличия в национальном законодательстве страны-участницы олимпийского движения установленной процедуры регистрации товарного знака или в случае наличия иного правового инструмента, предоставляющих право на юридическую защиту олимпийской собственности, в том числе олимпийского символа, Национальный олимпийский комитет данной страны-участницы олимпийского движения реализует свое право на регистрацию товарного знака и право на юридическую защиту олимпийской собственности при условии соблюдения правил, зафиксированных в Олимпийской хартии, наличия соответствующих инструкций, полученных из МОК в отношении конкретного случая, и выполнения полученных инструкций МОК. Взаимодействие между Национальным и Международным олимпийскими комитетами по вопросу правовой защиты олимпийской собственности, в том числе и в случае необходимости урегулирования разногласий с третьими лицами, может быть инициировано как со стороны Национального олимпийского комитета, так и со стороны МОК в любое время.

Олимпийская хартия регулирует вопросы использования олимпийской собственности самим Международным олимпийским комитетом, а также третьими сторонами. МОК вправе давать разреше-

Актуальные проблемы гражданского права

ние или выдать лицензию на право использования олимпийской собственности. Использование олимпийской символики самим Международным олимпийским комитетом или иным лицом, получившим разрешение МОК, на территории страны любого НОК предусматривает соблюдение ряда обязательных условий, причем такие обязательные условия должны быть выполнены в определенном порядке, зафиксированном в пункте 2.2. Официальных разъяснений к Правилам 7-14 Олимпийской хартии. Порядок соблюдения условий использования олимпийской собственности следующий:

- контракты на поставку и спонсорские контракты на территории конкретной страны заключаются Международным олимпийским комитетом при условии согласования с Национальным олимпийским комитетом, и не должны ущемлять интересы Национального олимпийского комитета;

• при заключении лицензионных контрактов на территории страны Национальный олимпийский комитет своевременно и заблаговременно информируется о каждом таком случае использования олимпийской собственности и получает половину чистого дохода от использования олимпийской собственности на территории данной страны;

• вещательные организации, освещающие Олимпийские игры, соревнования и выступления в рамках Олимпийских игр, а также Оргкомитет Олимпийских игр, содействующий освещению Олимпийских игр, получают разрешение на использование олимпийской собственности, в том числе олимпийского символа и олимпийской эмблемы, от МОК без участия и информирования Национального олимпийского комитета.

Официальные разъяснения к Правилам 7-14 Олимпийской хартии предусматривают определенные ограничения на свободу использование отдельных компонентов олимпийской собственности, таких как олимпийский символ, флаг, девиз и гимн, в зависимости от статуса олимпийского комитета. В соответствии с пунктом 3 только МОК имеет право использовать олимпийский символ, флаг, девиз и гимн по своему усмотрению; Национальным олимпийским комитетам такое право предоставлено при условии своевременного получения разрешения от Исполкома МОК, бесприбыльного характера деятельности и способствования развитию олимпийского движения.

Олимпийский символ в совокупности с олимпийским девизом (глава 1, правило 10)3 составляют олимпийскую эмблему [11].

С использованием олимпийского символа Национальные олимпийские комитеты и Оргкомитет

Олимпийских игр (ОКОИ) могут создавать собственную эмблему, которая должна пройти утверждение в МОК, решение которого базируется на выводе о том, насколько значительно отличие вновь представленной эмблемы от других, ранее утвержденных, олимпийских эмблем. Олимпийская эмблема Национального олимпийского комитета должна отвечать следующим требованиям:

• площадь, занимаемая олимпийским символом, не должна превышать третьей части общей площади эмблемы;

• олимпийский символ должен быть изображен без каких-либо изменений;

• явная идентификация принадлежности стране;

• отличительный элемент эмблемы должен содержать компоненты не только в виде аббревиатуры или названия страны, но и компоненты художественного и ассоциативного характера;

• отличительный элемент эмблемы не должен включать в себя:

• ограничивающее во времени указание на конкретную дату, мероприятие, включая Олимпийские игры;

• обобщенные выражения, в том числе девизы, создающие ложное впечатление о международном или универсальном характере эмблемы.

Олимпийская эмблема Оргкомитета Олимпийских игр должна отвечать следующим требованиям:

• явная идентификация с Олимпийскими играми, организуемыми соответствующим Оргкомитетом;

• отличительный элемент эмблемы не должен содержать обобщенных выражений, в том числе девизов, создающих ложное впечатление о международном или универсальном характере эмблемы.

Олимпийские эмблемы, в том числе эмблемы НОК и ОКОИ, утвержденные Международным олимпийским комитетом, утвержденные ранее момента вступления в силу правил и положений, изложенных в современной версии Олимпийской хар-тии4, сохраняют свою юридическую действенность.

Олимпийские эмблемы НОК и ОКОИ, утвержденные Международным олимпийским комитетом, подлежат правовой защите на территории страны конкретного Национального олимпийского комитета и территории страны проведения игр, организацией которых занимается данный ОКОИ, в соответствии с действующим на территории страны законодательством и в срок, не позднее 6 месяцев с момента утверждения эмблемы Международным олимпийским комитетом, что должно быть подтверждено путем предоставления в МОК свиде-

Актуальные проблемы гражданского права

тельства о регистрации. В противном случае МОК рассматривает вопрос об отзыве своего утверждения данной олимпийской эмблемы. Официальные разъяснения к Правилам 7-14 Олимпийской хартии содержать специальное упоминание о том, что правовая защита, полученная Национальным олимпийским комитетом или Оргкомитетом олимпийских игр в отношении своих эмблем, не может быть обращена против МОК.

Использование олимпийской эмблемы НОК или ОКОИ в рекламных и коммерческих целях (как напрямую, так и через третьих лиц) может осуществляться при соблюдении следующих условий:

• соблюдение положений Официальных разъяснений к Правилам Олимпийской хартии;

• контракты и соглашения, включая заключаемые ОКОИ, должны быть подписаны или утверждены соответствующим НОК;

• использование олимпийской эмблемы НОК только на территории страны данного Национального олимпийского комитета;

• использование эмблемы данного НОК или ОКОИ на территории страны другого НОК или ОКОИ при обязательном своевременном получении письменного разрешения Национального олимпийского комитета страны, на территории которой данная эмблема используется;

• срок действия контракта, заключенного Оргкомитетом олимпийских игр, не должен выходит за временные рамки 31 декабря года, в котором проводятся олимпийские игры, организуемые соответствующим ОКОИ;

• содействие развитию олимпийского движения;

• соответствие товаров и услуг, использующих олимпийскую эмблему, принципам Олимпизма;

• предоставление копии контракта по запросу МОК.

Интересным с точки зрения использования права на результаты интеллектуальной деятельности в части права на товарный знак является такой способ использования олимпийского символа, как выпуск почтовых марок, осуществляемый в рамках совместной деятельности МОК и НОК соответствующих стран, как это предусмотрено пунктом 5 Официальных разъяснений к Правилам 7-14 Олимпийской хартии.

Международный олимпийский комитет является обладателем авторского права на все музыкальные произведения, созданные специально в связи с проведением Олимпийских игр, в том числе в связи с проведением различных церемоний, проводимых в рамках игр. На Национальные олимпийские комитеты, также, как и на Оргкомитеты олимпийских

игр, участвующие в организации и проведении соответствующих Олимпийских игр, возлагается обязанность соблюдения и обеспечения прав МОК в отношении музыкальных произведений.

Нельзя не признать, что МОК, безусловно, заявил свои права в самом широком диапазоне из возможной реализации на объекты олимпийской собственности. Однако что касается безусловности их соблюдения со стороны других участников гражданского оборота, имеются серьезные сомнения, и обусловлены эти сомнения следующими аргументами.

Согласно положению, зафиксированному правилом 1 «Состав и общая организация олимпийского движения» Главы 1 «Олимпийское движение и его деятельность» Олимпийской хартии, олимпийское движение включает в себя организации, спортсменов и других лиц, которые согласны руководствоваться Олимпийской хартией; основными сторонами, составляющими олимпийское движение, являются Международный олимпийский комитет, международные спортивные федерации и национальные олимпийские комитеты; в олимпийское движение входят также оргкомитеты по проведению Олимпийских игр, национальные ассоциации, клубы и лица, являющиеся членами международных спортивных федераций и Национальных олимпийских комитетов, спортсмены, судьи, рефери, тренеры и другие спортивные официальные лица и технические специалисты, а также иные организации и учреждения, признанные МОК. Пункт 4 вышеуказанного правила 1 содержит утверждение, согласно которому, положения Олимпийской хартии обязательны для любого лица или организации, принадлежащей к олимпийскому движению в любом качестве.

Исходя из вышеизложенного, государства, и в том числе Российская Федерация, не являются членами олимпийского движения, и в связи с этим на государства не распространяются требования, изложенные в Олимпийской хартии, хотя она содержит ряд требований в отношении соблюдения и защиты прав МОК в отношении олимпийской собственности, которую составляют, собственно говоря, практически только товарные знаки, обозначения, музыкальные произведения и иные объекты, относящиеся к числу объектов, содержащих результаты интеллектуальной собственности.

Таким образом, текст Олимпийской хартии не содержит прямых указаний на обязанность исполнения Россией, как и любым другим государством, каких-либо действий по сохранения и обеспечения прав на результаты интеллектуальной деятельности в отношении объектов, права на которые принадлежать МОК. Обязанность по сохранению и защите прав МОК в отношении объектов, содержащих

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы гражданского права

результаты интеллектуальной деятельности, возлагается на Национальные олимпийские комитеты, которые, как и любое другое лицо, вправе осуществить действия, предусмотренные законодательством страны. Исключение составляет ситуация, когда какой-либо город конкретной страны, являющейся независимым государством и признанным международным сообществом, подает заявку на проведение Олимпийских игр. В этом случае необходимо предоставление документа, имеющего обязательную юридическую силу и содержащего обязательство и гарантии правительства страны в том, что «страна и ее органы государственной власти будут соблюдать и выполнять Олимпийскую хартию» (глава 5, правило 33) [5].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В действительности же, ни один заявленный в Олимпийской хартии объект олимпийской собственности, за исключением олимпийского символа, не имеет реальной правовой охраны в качестве объекта, содержащего результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации.

Литература

1. Отнюкова Г. Охрана прав и интересов государства при создании и использовании результатоы научно-технической деятельности // Хозяйство и право, 2002. — № 1. — С.66-72

2. Лопатин В.Н. Проблемы реализации прав государства на объекты интеллктуальной собственности в Российской Федерации // Вооружение. Политика. Конверсия. — 2003. — № 6. — С.10-15

3. Калачева Г. Л. Государственно-правовой механизм обеспечения охраны интеллектуальной (промышленной) собственности в Российской Федерации: Дис.... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2000

4. Бобрышев В.А. Права государства на объекты интеллектуальной собственности // Юрист. — 2008. — № 2. — С.24-28

5. Олимпийская хартия (в действии с 8 июля 2011 г.) Comité International Olympique Château de Vidy — C.P. 356 — CH-1007 Lausanne/Suisse. Опубликовано Международным олимпийским комитетом- февраль 2010г.

6. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов/ Под ред. чл.-корр. АНСССР Н.Ю.Шведовой. — 20-е изд., стереотип. М.: Рус. яз., 1989. — 750 с.

7. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 с.

8. Толковый словарь русского языка: В 3 т./ Ред. Д. Н. Ушаков. — Изд. изм. и испр. — М.: Вече: Мир кн., 2001

9. Финансовый словарь Финам. URL: http://dic. academic.ru/contents.nsf/fin_enc/

10. Найробский договор об охране олимпийско-

го символа. Принят в Найроби 26 сентября 1981 г.

11. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. — М.: Радуга, 1982. — С.240-241.

12. Ануфриева Л.П. Международное частное право: в 3-х т. Том 2 Особенная часть. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство БЕК, 2002. — 656 с.

13. Покровский К.К., Суслина И.В. Экспортный контроль при передаче интеллектуальной собственности на международные рынка: учебное пособие. М.: МИФИ, 2007 — 132 с.

14. Штейнбах В.Л. Большая олимпийская энциклопедия: В 2 т. — М.: Олимпия Пресс, 2006. — 327 с.

15. N. Muller, O.Schantz: Bibliographie Pierre de Coubertin. Lausanne, International Pierre de Coubertin Committee, 1991.

16. Олимпийские мемуары. Серия «Библиотека РМОУ» / Пер. с фр. — М.: Рид Групп, 2011. — 176 с.

17. Федеральный закон «Об организации и проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Пара-лимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 1 декабря 2007 г. № 310-ФЗ

18. URL: http://www.olymps.ru/rubrics/sochi-2014

19.Информационное сообщение Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам «О регистрации товарных знаков и промышленных образцов, содержащих олимпийскую символику» от 20 мая 2009 г. №4.

1 Олимпийские игры — это соревнования в индивидуальных или командных видах спорта среди спортсменов, но не среди стран. Они объединяют спортсменов, отобранных соответствующими НОК, заявки которых были приняты МОК. Спортсмены соревнуются под техническим руководством соответствующих МФ. Олимпийская хартия. Глава 1, п.6.1.

2 Под словом «пластика» в контексте временного периода, когда происходило составление словаря Брокгауза и Ефрона, понимается некая гармоничная поза в скульптурном воспроизведении (а не полимерный материал, зачастую называемы пластиком)

3 «Олимпийский девиз «Citius, Altius, Fortius» (быстрее, выше, сильнее) выражает устремления олимпийского движения». — цит. по «Олимпийская хартия (в действии с 8 июля 2011 г.) Comité International Olympique Château de Vidy — C.P. 356 — CH-1007 Lausanne/Suisse. Опубликовано Международным олимпийским комитетом — февраль 2010 г.» Глава 1, п.10.

4 Существует несколько версий Олимпийской хартии, которые сменяли предшествующую версию в связи с вновь вводимыми правилами. Предшествующая современной Олимпийской хартии версия вводилась в 2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.