Научная статья на тему 'ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ЛИЦАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ'

ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ЛИЦАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
964
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный журнал
Область наук
Ключевые слова
государственная охрана / объекты государственной охраны / Федеральный закон «О государственной охране».

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев Александр Владимирович

государственная охрана является первым по времени возникновения направлением деятельности спецслужб. Объектами государственной охраны являются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»: Президент РФ, лица, замещающие государственные должности РФ (Председатель Правительства, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, Председатель Следственного комитета РФ), федеральные государственные служащие и иные лица, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ. Предоставление государственной охраны лицам, подлежащим государственной охране, осуществляется на основе Федерального закона «О государственной охране».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ЛИЦАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ»

ОБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ЛИЦАМ, ПОДЛЕЖАЩИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ Андреев А.В.

Андреев Александр Владимирович - слушатель, Академия Федеральной службы охраны Российской Федерации, г. Орёл

Аннотация: государственная охрана является первым по времени возникновения направлением деятельности спецслужб. Объектами государственной охраны являются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране»: Президент РФ, лица, замещающие государственные должности РФ (Председатель Правительства, Председатель Совета Федерации, Председатель Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда, Председатель Верховного Суда, Генеральный прокурор, Председатель Следственного комитета РФ), федеральные государственные служащие и иные лица, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории РФ. Предоставление государственной охраны лицам, подлежащим государственной охране, осуществляется на основе Федерального закона «О государственной охране». Ключевые слова: государственная охрана, объекты государственной охраны, Федеральный закон «О государственной охране».

Национальная безопасность - это состояние защищенности государства, общества и личности от внутренних и внешних посягательств, при котором обеспечивается устойчивое развитие страны [4]. Задача обеспечения национальной безопасности является главной задачей специальных служб.

Специальная служба (спецслужба) - это структура (или деятельность), организованная в соответствии со специальными требованиями. В узком смысле под спецслужбами понимаются государственные органы, занимающиеся разведкой и контрразведкой. В широком смысле спецслужбы - это все органы, имеющие непосредственное отношение к обеспечению национальной безопасности. В соответствии с последней точкой зрения спецслужбы представляют собой государственные органы, созданные и функционирующие в интересах защиты национальных интересов и национальной безопасности как внутри страны, так и за ее пределами [5].

Структура спецслужб соответствует выполняемым ими задачами и является, как правило, секретной, ибо в своей повседневной деятельности спецслужбы используют такие формы и методы работы, которые нежелательно разглашать. Это, во-первых, широкое использование агентуры, то есть добровольных или вынужденных сотрудников, которые, не входя в штат спецслужбы, выполняют порученные им спецзадания. Во-вторых, деятельность спецслужб предполагает целый комплекс методов, связанных с получением, хранением, использованием и передачей информации, имеющей особую ценность в контексте обеспечения национальной безопасности. Это побуждает активно использовать методы шифровки и дешифровки, применения особых средств и каналов связи, ведения информационной войны и т.п.

Генезис спецслужб совпадает с формированием государственного аппарата как такового. Любое государство уже на этапе своего зарождения и первоначального развития должно заботиться о собственной безопасности в условиях враждебного окружения. Поскольку власть на ранних этапах существования государственности была персонифицирована, забота о физической безопасности вождя являлась первоочередной задачей его ближайшего окружения. Военный отряд, с помощью которого вождь племени или группы племен осуществлял свою власть, являлся вместе с тем отрядом его телохранителей. Поэтому государственная охрана является первым по времени возникновения направлением деятельности спецслужб. Это направление и по сей день остается одним из наиболее приоритетных. Жизнь и здоровье первых лиц государства, которые должны быть независимы в своих решениях от чьего-либо давления, находятся под особой защитой.

Охрана - это осуществляемая с применением специальных средств, методов и приемов специально уполномоченными на то субъектами (организациями) деятельность по обеспечению состояния сохранности от противоправных посягательств переданных под охрану объектов [5]. Из данного определения видно, что субъект охранной деятельности, ее средства и приемы носят специальный характер.

В соответствии с современным российским законодательством (Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»), государственная охрана - это деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе

совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер [3].

Объектами государственной охраны являются лица, подлежащие государственной охране в соответствии с указанным выше Федеральным законом, а охраняемыми объектами - здания, строения, сооружения (в том числе отдельные помещения), прилегающие к ним земельные участки (водные объекты), территории (акватории), защита которых осуществляется органами государственной охраны в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; здания, строения, сооружения (в том числе отдельные помещения), земельные участки и водные объекты, предоставленные органам государственной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации [3].

В осуществляющемся процессе формирования Российской Федерации как правового государства требуется структурированная организация российского законодательства, устранение всех нормативно правовых пробелов. Особенно это касается таких институтов права, которые напрямую связаны с национальной безопасности страны. Как мы уже выяснили выше, институт государственной охраны относится именно к таким. Соответственно, на данный момент Федеральным законом от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (далее - Закон о госохране) законодательно закреплены действующие объекты государственной охраны, т.е. те лица, которым предоставляется государственная охрана.

К объектам государственной охраны относятся:

1) Президент РФ и члены его семьи, проживающие совместно с ним или сопровождающие его [3];

Президент РФ в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны.

По истечении срока полномочий Президенту РФ государственная охрана предоставляется пожизненно.

2) Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия [2].

Моментом прекращения действующим Президентом РФ своих полномочий считается момент истечения срока его пребывания в должности, что определяется моментом принесения присяги вновь избранным Президентом РФ [1].

За Президентом, прекратившим свои полномочия, а также членами его семьи сохраняется право на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось на день прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи», жизнь и здоровье Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию. Страхование жизни Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, осуществляется за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента РФ [2].

Государственная охрана также предоставляется членам семьи Президента, прекратившего свои полномочия. Однако в данном случае круг членов семьи определяется в соответствии с семейным и жилищным законодательством РФ;

3) лица, замещающие определенные государственные должности РФ, в течение срока их полномочий

[3]:

— Председатель Правительства РФ;

— Председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ;

— Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ;

— Председатель Конституционного Суда РФ;

— Председатель Верховного Суда РФ;

— Генеральный прокурор РФ;

— Председатель Следственного комитета РФ.

Данный перечень является исчерпывающим, не подлежит расширительному толкованию и не может быть изменен (расширен или сужен), только в порядке внесения в Федеральный закон «О государственной охране» изменений или дополнений.

Государственная охрана предоставляется данным лицам в течение срока их полномочий (на время нахождения в соответствующей должности). Следует отметить, что в отличие от Президента РФ, который не может отказаться от государственной охраны, в отношении данных лиц такое правило законодателем не установлено.

Таким образом, государственная охрана предоставляется данным лицам в обязательном порядке, однако, по их желанию, может быть отменена полностью или в части. Например, в отношении Председателя Правительства РФ по его желанию могут осуществляться такие меры государственной охраны, как предоставление специальной связи, транспортного обслуживания и т.п., однако от личной охраны он может отказаться;

4) члены Совета Федерации Федерального Собрания РФ, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ, федеральные государственные служащие и иные лица - в целях обеспечения безопасности государства [3].

В отличие от остальных объектов государственной охраны, государственная охрана иных лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и федеральных государственных служащих не носит обязательного характера, то есть в отношении данных лиц не предусмотрено обязательное применение мер государственной охраны на время их нахождения в соответствующей должности.

Ст. 9 Закона «О государственной охране» предполагает возможность предоставления в необходимых случаях государственной охраны любому федеральному государственному служащему.

Стоит отметить, что указанная статья не закрепляет перечня мер государственной охраны, предоставляемой лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим.

В соответствии с положениями ст. 9 Закона «О государственной охране», исходя из конкретной ситуации, Президент РФ может принять решение о предоставлении указанным выше лицам отдельных или всего комплекса мер государственной охраны, закрепленных в ст. 4 Закона «О государственной охране» [6];

5) главы иностранных государств и правительств, а также сопровождающие их члены семей во время пребывания на территории РФ в соответствии с международными договорами Российской Федерации [3].

Государственная охрана указанных лиц обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ, а также соглашениями между федеральными органами государственной охраны и уполномоченными органами иностранных государств.

Под международным договором в области государственной охраны понимается соглашение между государствами (между уполномоченными органами государственной охраны РФ и иного государства) по вопросам предоставления государственной охраны и осуществления мер государственной охраны в отношении объектов государственной охраны (лиц, подлежащих государственной охране) каждого из государств участников договора (стороны международного соглашения).

В соответствии с действующим законодательством РФ, основными условиями действительности международных договоров (соглашений) в области государственной охраны являются соответствие его содержания основным принципам международного права. Договоры, заключенные с применением насилия, агрессивные, неравноправные и т.п., абсолютно недействительны.

Учитывая важность и конфиденциальность сведений, содержащихся в такого рода договорах (соглашениях), они не публикуются официально (не обнародуются);

6) иные иностранные государственные, политические и общественные деятели в период пребывания на территории РФ - при необходимости по решению Президента РФ [3].

Государственные деятели - это лица, занимающие высокое положение в системе государственной власти иностранного государства или его административно-территориальных единиц. К государственным деятелям также относятся лица, занимающие руководящие должности в органах исполнительной, представительной власти, органах правоохранительной и судебной системы.

Политические деятели - это лица, являющиеся руководителями политических партий (движений) в иностранном государстве или занимающие иные негосударственные должности, связанные с политической жизнью страны.

Общественные деятели - руководители и видные функционеры общественных объединений, массовых движений, профессиональных, религиозных организаций, иных общественных объединений в иностранном государстве. Также к общественным деятелям по функционально-политическому признаку могут быть отнесены лица, широко известные, влиятельные в обществе, представители средств массовой информации, культуры, науки, образования, в том числе не только в государстве, гражданином которого они являются.

Указанные лица не являются официальными представителями иностранного государства, но, учитывая их должности (известность, популярность, род занятий), Закон «О государственной охране» предусматривает возможность предоставления данным лицам государственной охраны [6].

В отношении данных лиц Закон «О государственной охране» не предусматривает обеспечение мерами государственной охраны в обязательном порядке.

При необходимости безопасность иных иностранных государственных, политических и общественных деятелей в период пребывания на территории Российской Федерации обеспечивается на основании распоряжений Президента РФ.

Этим же распоряжением Президент определяет комплекс мер по осуществлению государственной охраны, предоставляемой представителям иностранного государства.

Следует отметить, что ст. 11 Закона «О государственной охране» не предусматривает предоставление государственной охраны членам семей иных иностранных государственных, политических и общественных деятелей, в отличие от членов семей глав иностранных государств и правительств.

Таким образом, к объектам государственной охраны относятся только указанные в Законе «О государственной охране» физические лица. Представление государственной охраны осуществляется в соответствии с Законом «О государственной охране» и в некоторых случаях Распоряжениями Президента Российской Федерации.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 04.07.2020).

2. О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи: Федеральный закон от 12.02.2001 № 12-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Российская газета, № 32-33, 15.02.2001.

3. О государственной охране: Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ (ред. от 30.04.2021) // Российская газета, № 106, 06.06.1996.

4. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 // Собрание законодательства РФ, 05.07.2021, N 27 (часть II). Ст. 5351.

5. Позднов М. С. Лица и объекты, подлежащие государственной охране // СПС КонсультантПлюс. 2022.

6. Шляпников А.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.