Научная статья на тему 'Уголовно-правовые меры по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране'

Уголовно-правовые меры по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-NC-ND
143
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА / STATE PROTECTION / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / CRIMINAL LAW / РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / RUSSIAN LAW / ЛИЦА / ПОДЛЕЖАЩИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ / PERSONS WHO ARE SUBJECT TO STATE PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Крапчатова Ирина Николаевна

В статье проанализированы особенности уголовно-правовой охраны лиц, которые подлежат государственной охране. Рассмотрена существующая система обеспечения безопасности этих лиц и ее реализация в контексте уголовного закона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Крапчатова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criminal law measures to ensure security of persons subject to state protection

This article analyzes the features of the criminal safety of persons who are subject to state protection. The existing system for ensuring the secutity of these persons and its funcioning in the context of criminal law was considered in this text.

Текст научной работы на тему «Уголовно-правовые меры по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране»

И.Н. Крапчатова

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЦ, ПОДЛЕЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЕ

В статье проанализированы особенности уголовно-правовой охраны лиц, которые подлежат государственной охране. Рассмотрена существующая система обеспечения безопасности этих лиц и ее реализация в контексте уголовного закона.

Ключевые слова: государственная охрана, уголовное право, российское законодательство, лица, подлежащие государственной охране.

Обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной охране, является одним из направлений российской уголовно-правовой политики.

Правовой базой в этой сфере являются следующие нормативные акты: Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране»1 и «Соглашение о взаимодействии государств-участников Содружества Независимых Государств по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охра-не»2, а также «Модельный закон о государственной охране»3.

Принятие 16 ноября 2006 г. на 27-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ модельного закона «О государственной охране» стало одним из шагов в направлении унификации законодательства государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной охране, и позволило сформулировать универсальные рекомендательные правовые нормы, термины и определения, способные трансформироваться в национальные нормативные правовые акты.

«Соглашение о взаимодействии государств-участников Содружества Независимых Государств по обеспечению безопасности лиц,

© Крапчатова И.Н., 2012

подлежащих государственной охране» было разработано в развитие модельного закона «О государственной охране» с целью создания правовой основы для более тесного сотрудничества органов государственной охраны государств-участников СНГ в сфере обеспечения национальной безопасности. В 2008 г. в г. Бишкеке на заседаниях Совета министров иностранных дел Содружества Независимых Государств и Совета глав государств Содружества Независимых Государств оно было рассмотрено и подписано министром иностранных дел Российской Федерации С.В. Лавровым и Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым, а также главами других государств-участников СНГ. Соглашение вступило в силу, в том числе и в России, 05 мая 2009 г.

В Соглашении были определены следующие направления взаимодействия государств-участников СНГ в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны:

- обеспечение безопасности объектов государственной охраны и защита охраняемых объектов;

- обмен информацией, накопление и использование информационных систем, оперативных учетов и архивов;

- использование в охранной деятельности материалов, технических и транспортных средств, снаряжения, оружия, боеприпасов, специальных средств, оборудования и средств связи;

- обеспечение собственной безопасности уполномоченного государственного органа;

- профессиональное обучение и переподготовка кадров;

- разработка нормативной правовой базы.

Последнее положение является одним из важнейших, так как позволило определить основные понятия, используемые в нормативных актах, и согласовать их.

Государственную охрану осуществляет Федеральная служба охраны Российской Федерации, положение о которой утверждено Указом Президента РФ от 07.08.2004 № 10134.

Одной из основных задач ФСО России является предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств на объекты государственной охраны.

Согласно Федеральному закону от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» объектами государственной охраны являются лица, подлежащие государственной охране. К ним относятся:

- Президент Российской Федерации;

- лица, замещающие государственные должности Российской Федерации;

- федеральные государственные служащие, подлежащие государственной охране;

Уголовно-правовые меры по обеспечению безопасности лиц...

- главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации.

Государственная охрана предоставляется Президенту Российской Федерации со дня официального объявления о его избрании. В течение срока своих полномочий он не вправе от нее отказаться. По истечении срока полномочий Президенту Российской Федерации государственная охрана предоставляется пожизненно.

Государственная охрана также предоставляется в течение срока полномочий следующим лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации: Председателю Правительства Российской Федерации; Председателю Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации; Председателю Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации; Председателю Конституционного суда Российской Федерации; Председателю Верховного суда Российской Федерации; Председателю Высшего арбитражного суда Российской Федерации; Генеральному прокурору Российской Федерации.

При необходимости по решению Президента Российской Федерации государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной думы и федеральным государственным служащим по представлениям по подведомственности Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Председателя Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации и Председателя Конституционного суда Российской Федерации.

Также при необходимости безопасность иностранных государственных, политических и общественных деятелей в период пребывания на территории Российской Федерации обеспечивается на основании распоряжений Президента Российской Федерации.

В соответствии с упомянутыми нормативными актами (Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», «Соглашение о взаимодействии государств-участников Содружества Независимых Государств по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране», «Модельный закон о государственной охране») государственная охрана определяется как функция органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая для нужд государственного управления на основе совокупности правовых, организационных, информационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

Среди этих мер можно выделить и уголовно-правовые. В Уголовном кодексе Российской Федерации5 имеется раздел X «Преступления против государственной власти», а именно глава 29 «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства», которая содержит статью 277, устанавливающую ответственность за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля.

Непосредственным основным объектом этого преступления является беспрепятственное осуществление своих политических функций государственными и общественными деятелями (их жизнь выступает в качестве дополнительного объекта).

Объективная сторона выражается в убийстве или покушении на убийство соответствующего лица. Преступление считается оконченным с момента совершения посягательства, непосредственно направленного на лишение жизни государственного либо общественного деятеля любым способом.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что посягает на жизнь именно государственного или общественного деятеля в связи с его государственной или иной политической деятельностью, и желает совершить это действие. Обязательными признаками субъективной стороны является наличие цели (прекращение государственной или политической деятельности потерпевшего) либо мотива (месть за такую деятельность).

Субъектом преступления признается любое вменяемое лицо, достигшее 16 лет. Если посягательство совершается лицом в возрасте от 14 до 16 лет, то ответственность наступает по п. «б» ст. 105 УК.

Таким образом, подводя итог, можно сделать следующий вывод, любые посягательства в отношении лиц, подлежащих государственной охране, подрывают основы конституционного строя, в связи с чем установление уголовной ответственности за преступления против них является одной из мер, позволяющих обеспечивать их безопасность.

Примечания

1 См.: Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» //

Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2594.

2 См.: Соглашение о взаимодействии государств-участников Содружества Незави-

симых Государств по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной охране (Заключено в г. Бишкеке 10.10.2008) // Бюллетень международных договоров. 2009. № 10. С. 4-8.

Уголовно-правовые меры по обеспечению безопасности лиц.

3 См.: Модельный закон о государственной охране (Принят в г. Санкт-Петербурге

16.11.2006 на 27-ом пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств-участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств-участников Содружества Независимых Государств. 2007. № 39 (ч. 1). С. 295-316.

4 См.: Указ Президента Российской Федерации от 07.08.2004 № 1013 «Вопросы

Федеральной службы охраны Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 32. Ст. 3314.

5 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства

Российской Федерации. 1996. № 25. Ст. 2954.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.