Научная статья на тему 'Отдельные вопросы социальной защиты лиц, замещающих государственные должности в странах ЕАЭС'

Отдельные вопросы социальной защиты лиц, замещающих государственные должности в странах ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
344
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ / СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ И ГАРАНТИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведев Андрей Валерьевич

Задача: С 1 января 2015 года на территории ряда стран бывшего Советского Союза будет действовать новая международная экономическая организация - Евразийский экономический Союз. В этой связи возникла необходимость проведения специальных правовых исследований в рамках унификационной работы законодательных порядков различных государств-участников ЕАЭС. Бесспорно, что нормы о социальной защите лиц, замещающих государственные должности, не будут исключением. В то же время данные вопросы не исследованы до сих пор, что и предопределило необходимость обращения к исследованию данного вопроса. Модель и методы: при исследовании заявленной проблематики автор применял разработанные наукой и апробированные практикой методы теоретического и эмпирического исследования, например: методы анализа, синтеза, дедукции, индукции и др. Выводы: по итогам проведенного исследования автор пришел к следующим выводам: 1. В законодательстве стран ЕАЭС отсутствуют документы, определяющие основы социальной защиты всей группы лиц, замещающих государственные должности. 2. Вопросы социальной защиты отдельных категорий лиц, замещающих государственные должности, в отсутствие единого документа, закрепляющего основы их социальной защищенности, разрешаются на уровне отдельных нормативных актов, регулирующих правовой статус отдельных лиц, замещающих государственные должности (судья, министр, депутат, президент и т.д.). 3. Объем социальных гарантий отдельных категорий лиц в странах ЕАЭС различен, что свидетельствует о необходимости разработки единой унификационной формы, включающей примерный перечень социальных прав, положения которой могут приниматься в качестве основы при разработке внутренних документов отдельного государства-участника ЕАЭС. Практическое значение: полученные в результате исследования выводы могут использоваться в рамках проводимой законодательной работы, а также в правоприменительной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individual issues of social protection of persons holding public positions in the EEU countries

Background: From 1 January 2015 on the territory of several countries of the former Soviet Union to introduce new international economic organization, the Eurasian economic Union. This has raised the need for special legal research in the framework of the unification of the legal orders of magnitude of different States parties, the EEU. There is no doubt that regulations on social protection of persons holding public office, will not be an exception. At the same time, these questions have not been investigated so far, which have determined the need to study this issue. Materials and methods: in the study stated problems, the author used was developed by science and proven practice methods of theoretical and empirical studies, for example: methods of analysis, synthesis, deduction, induction, and other Results: the results of the conducted research the author came to the following conclusions: 1. In the legislation of the countries EEU there are no documents that define the fundamentals of social protection of the entire group of persons holding public office. 2. Issues of social protection of certain categories of persons holding public office, in the absence of a single document which outlines the foundations of their social security, are resolved at the level of individual normative acts regulating the legal status of certain persons holding public office (a judge, a Minister, member, President, etc). 3. The amount of social guarantees for certain categories of persons in the country is going to be different, which indicates the need to develop a single unifying form, including an indicative list of social rights, the provisions of which may be taken as the basis for the development of internal documents of the individual state party EEU. Conclusion: the resulting research findings can be used as part of an ongoing legislative work, as well as in law enforcement.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы социальной защиты лиц, замещающих государственные должности в странах ЕАЭС»

Бизнес в законе

6’2014

7.2. ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ В СТРАНАХ ЕАЭС

Медведев Андрей Валерьевич, кандидат юридических наук, доцент кафедры социального права, государственной и муниципальной службы

Место работы: ФГБОУ ВО УрГЮУ

medwedewa.catia2011@yandex.ru

Аннотация: Задача: C 1 января 2015 года на территории ряда стран бывшего Советского Союза будет действовать новая международная экономическая организация -Евразийский экономический Союз. В этой связи возникла необходимость проведения специальных правовых исследований в рамках унификационной работы законодательных порядков различных государств-участников ЕАЭС. Бесспорно, что нормы о социальной защите лиц, замещающих государственные должности, не будут исключением. В то же время данные вопросы не исследованы до сих пор, что и предопределило необходимость обращения к исследованию данного вопроса.

Модель и методы: при исследовании заявленной проблематики автор применял разработанные наукой и апробированные практикой методы теоретического и эмпирического исследования, например: методы анализа, синтеза, дедукции, индукции и др.

Выводы: по итогам проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:

1. В законодательстве стран ЕАЭС отсутствуют документы, определяющие основы социальной защиты всей группы лиц, замещающих государственные должности.

2. Вопросы социальной защиты отдельных категорий лиц, замещающих государственные должности, в отсутствие единого документа, закрепляющего основы их социальной защищенности, разрешаются на уровне отдельных нормативных актов, регулирующих правовой статус отдельных лиц, замещающих государственные должности (судья, министр, депутат, президент и т.д.).

3. Объем социальных гарантий отдельных категорий лиц в странах ЕАЭС различен, что свидетельствует о необходимости разработки единой унификационной формы, включающей примерный перечень социальных прав, положения которой могут приниматься в качестве основы при разработке внутренних документов отдельного государства-участника ЕАЭС.

Практическое значение: полученные в результате исследования выводы могут использоваться в рамках проводимой законодательной работы, а также в правоприменительной деятельности

Ключевые слова: социальный, социальная защита, государственная должность и гарантии

INDIVIDUAL ISSUES OF SOCIAL PROTECTION OF PERSONS HOLDING PUBLIC POSITIONS IN THE EEU COUNTRIES

Medvedev Andrey V., PhD in Law, associate professor Work place: Ural State Legal University

medwedewa.catia2011@yandex.ru

Annotation: Background: From 1 January 2015 on the territory of several countries of the former Soviet Union to introduce new

international economic organization, the Eurasian economic Union. This has raised the need for special legal research in the framework of the unification of the legal orders of magnitude of different States parties, the EEU. There is no doubt that regulations on social protection of persons holding public office, will not be an exception. At the same time, these questions have not been investigated so far, which have determined the need to study this issue.

Materials and methods: in the study stated problems, the author used was developed by science and proven practice methods of theoretical and empirical studies, for example: methods of analysis, synthesis, deduction, induction, and other Results: the results of the conducted research the author came to the following conclusions:

1. In the legislation of the countries EEU there are no documents that define the fundamentals of social protection of the entire group of persons holding public office.

2. Issues of social protection of certain categories of persons holding public office, in the absence of a single document which outlines the foundations of their social security, are resolved at the level of individual normative acts regulating the legal status of certain persons holding public office (a judge, a Minister, member, President, etc).

3. The amount of social guarantees for certain categories of persons in the country is going to be different, which indicates the need to develop a single unifying form, including an indicative list of social rights, the provisions of which may be taken as the basis for the development of internal documents of the individual state party EEU.

Conclusion: the resulting research findings can be used as part of an ongoing legislative work, as well as in law enforcement.

Keywords: social, social protection, public office and guarantees

На сегодняшний день в законодательстве стран Евразийского экономического союза вопросы социальной защиты лиц, замещающих государственные должности, как правило, разрешаются на уровне самостоятельных нормативных актов, регулирующих в той или иной мере правовой статус конкретного лица, замещающего государственную должность (президент, судья, министр, депутат, председатель правительства и т.д.)

В частности, если речь идет о депутатах законодательного органа, то основные положения, касающиеся вопросов их социальной защиты, закреплены в законе о статусе депутата. Например, на территории Республики Беларусь действует Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. № 196-З «О статусе депутата Палаты Представителей, члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь», который определяет вопросы социальной защиты данной группы лиц, замещающих государственные должности.

В Казахстане основным нормативным актом, устанавливающим основы правового статуса депутата, выступает Конституционный закон Республики Казахстан от 16 октября 1995 г. № 2529 «О Парламенте Республики Казахстан и статусе его депутатов». Так, в данном документе есть нормы, посвященные материальному, финансовому и социально-бытовому обеспечению деятельности депутатов (статья 30).

В Российской Федерации основы социальной защиты депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации закреплены в Федеральном законе от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе Депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (статьи 22-35) и в Федеральном законе от 31 июля 1998 г. №

82

Медведев А. В.

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ В СТРАНАХ ЕАЭС

137-ФЗ «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Анализ данных документов показывает, что члены законодательных органов в сфере социальной защиты имеют следующие права:

- на жилое помещение;

- на медицинское обслуживание;

- на пенсионное обеспечение;

- на государственное страхование жизни и здоровья;

- трудоправовые гарантии и т.д.

Если обратиться к законодательству Республики Беларусь, то на территории данного государства, как указывалось ранее, действует Закон Республики Беларусь от 4 ноября 1998 г. № 196-З «О статусе депутата Палаты Представителей, члена Совета Республики Национального Собрания Республики Беларусь». В частности, статьи 39 и 41 данного Закона закрепляют, что депутат Палаты представителей, член Совета Республики подлежит обязательному государственному страхованию на случай смерти (гибели), увечья или иного повреждения здоровья, связанных с исполнением ими парламентских полномочий, а также на случай болезни или утраты трудоспособности, наступившей в период работы в Парламенте, на условиях, установленных для министра Республики Беларусь. В случае причинения депутату Палаты представителей, члену Совета Республики в связи с осуществлением ими парламентских полномочий увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, им ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между их месячной заработной платой на момент выплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм по государственному страхованию. В случае смерти депутата Палаты представителей, члена Совета Республики членам их семей выплачивается независимо от выплат по обязательному государственному страхованию и социальному обеспечению единовременное пособие в размере двадцати базовых величин за счет средств республиканского бюджета.

Пенсионное обеспечение депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, осуществляется в соответствии с пенсионным законодательством с учетом особенностей, установленных Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь. Особенности социального обеспечения депутата Палаты представителей, члена Совета Республики, в том числе их ежемесячное денежное содержание, устанавливаются Президентом Республики Беларусь.

На территории РФ в указе Президента РФ от 1 апреля 1996 г. № 467 «О доплате к государственной пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР» (пункт 2) установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии, размер которой составляет при замещении должностей, предусмотренных перечнем (приложение № 1 к указу), менее одного года - 45 процентов суммы трудовой пенсии и ежемесячной доплаты, от одного года до трех лет - 55 процентов и свыше трех лет - 75 процентов месячного денежного вознаграждения по соответствующей государственной должности Российской Федерации. Одновременно в законодательстве РФ предусмотрена индексация данных сумм. Анализ данного нормативного акта показы-

вает, что его действие распространяется на лиц, ранее замещавших должности председателей Верховных Советов Союза ССР и РСФСР, первых заместителей и заместителей председателей Верховных Советов Союза ССР и РСФСР, председателей Президиумов Верховных Советов Союза ССР и РСФСР, первых заместителей Председателя Президиума Верховного Совета Союза ССР и заместителей Председателя Президиума Верховного Совета РСФСР, не замещавших одновременно должность Председателя Президиума Верховного Совета автономной республики, председателей палат Верховных Советов Союза ССР и РСФСР, секретарей Президиумов Верховных Советов Союза ССР и РСФСР.

Говоря о социальной защите лиц, замещающих должность Президента можно отметить следующее: действующее законодательство РФ выделяет два механизма социальной защиты, предоставляемых высшему должностному лицу государства. В частности, речь идет об институтах социальной защиты Президента РФ, занимающего пост главы государства -действующего должностного лица и социальной защиты Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий. Наряду с этим нормативные правовые акты РФ также регламентируют вопросы социальной защиты членов семьи как действующего, так и прекратившего свои полномочия Президента РФ.

Говоря об основных социальных гарантиях Президента РФ, прекратившего свои полномочия и членов его семьи, необходимо отметить, что по указанному вопросу принят и действует Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. № 12-Фз «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» (далее - Закон № 12-ФЗ). По мнению отдельных ученых, данный нормативный акт является особой разновидностью конъюнктурных законов, выступающим в качестве политического средства компромисса между различными социальными группами, в руках которых находится государственная власть [2, с. 96-104].

Как следует из содержания статьи 1 Закона № 12-ФЗ, последний устанавливает правовые, социальные и иные гарантии Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, и членам его семьи.

Анализ указанному нормативного акта позволяет выделить следующие виды социальной защиты, представляемые лицу, ранее занимавшему пост Главы государства, и членам его семьи:

1. Право на медицинское обслуживание, которое предоставлялось на день прекращения Президентом РФ исполнения своих полномочий (часть 2 статьи 2 Закона № 12-ФЗ).

2. Обязательное государственное страхование за счет средств федерального бюджета жизни и здоровья Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий на сумму, равную годовому денежному вознаграждению Президента РФ, на случай гибели (смерти), если гибель (смерть) наступила вследствие телесных повреждений или иного причинения вреда здоровью и причинения увечья или иного повреждения здоровья (часть 3 статьи 2 Закона № 12-ФЗ).

83

Бизнес в законе

6’2014

3. Право на ежемесячное пожизненное денежное содержание в размере 75 процентов месячного денежного вознаграждения Президента РФ (часть 1 статьи 4 Закона № 12-ФЗ). Тут необходимо отметить, что постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2001 г. № 286 «Об обеспечении некоторых социальных гарантий Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий» установлено, что решения об установлении, перерасчете, приостановлении и прекращении в установленном порядке выплаты ежемесячного пожизненного денежного содержания принимаются Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации применительно к порядку, определенному Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 1999 г. № 1233 «О реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 г. № 755 «О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. № 854 «О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих».

Часть 2 статьи 4 Федерального закона от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» устанавливает, что выплата денежного содержания, предусмотренного пунктом 1 статьи 4 данного Закона, приостанавливается в случае замещения Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ или государственной должности государственной службы на период замещения одной из указанных должностей.

По нашему мнению, в часть 2 статьи 4 Закона № 12-ФЗ необходимо внести изменения не только в части приведения ее в соответствии с терминологическим аппаратом, используемым в тексте Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», но и с учетом расширения перечня должностей, занятие которых влечет за собой приостановление выплаты ежемесячного пожизненного денежного содержания. В связи с этим предлагается часть 2 статьи 4 Закона № 12-ФЗ изложить в следующей редакции: «Выплата денежного содержания, предусмотренного пунктом 1 статьи 4 настоящего Закона, приостанавливается в случае замещения Президентом РФ, прекратившим исполнение своих полномочий, государственной должности РФ, государственной должности субъекта РФ, муниципальной должности, а также должности государственной или муниципальной службы на период замещения одной из указанных должностей».

4. Право на бытовое обеспечение и транспортное обслуживание (статья 5 Закона № 12-ФЗ). В частности, согласно содержания указанной нормы Президенту, прекратившему исполнение своих полномочий, предоставляется в пожизненное пользование одна из государственных дач. Наряду с этим он имеет право бесплатно пользоваться залами для официальных лиц и делегаций аэропортов и аэровокзалов, железнодо-

рожных вокзалов и станций, морских вокзалов (портов) и речных вокзалов.

5. Право на использование любых средств связи (статья 6 Закона № 12-ФЗ).

6. Члены семьи умершего Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, имеют право на ежемесячное пособие в сумме, равной шестикратному минимальному размеру пенсий по старости, установленному федеральным законом на день его смерти. Также им предоставляется право на пользование служебным автотранспортом и на медицинское обслуживание, которое им предоставлялось, в течение пяти лет со дня смерти Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий (статья 8 Закона № 12-ФЗ).

На сегодняшний день практически право на получение ежемесячного пособия членом семьи умершего Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, не может быть реализовано. Это обосновывается тем, что в законодательстве РФ отсутствует институт минимального размера пенсий. В то же время и принимая во внимание, что финансирование расходов, предусмотренных Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» осуществляется за счет средств федерального бюджета (статья 10 Закона № 12-ФЗ), видится целесообразным изложение части 1 статьи 8 рассматриваемого нормативного акта в новой редакции:

«1. После смерти Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, членам его семьи назначается ежемесячная пенсия в сумме, равной шестикратному размеру социальной пенсии, установленной подпунктом 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Круг членов семьи, имеющих право на указанное пособие, и сроки его выплаты определяются в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном для назначения пенсии по случаю потери кормильца».

В то же время в законодательстве РФ отсутствуют нормы о социальной защите действующего Президента.

При этом необходимо отметить, что в «субсидиарном порядке» отношения по социальной защите Президента РФ и членов его семьи не могут регулироваться нормами законодательства о государственной гражданской службе (например, Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-Фз «О государственной гражданской службе Российской Федерации», так как действие последнего распространяется лишь на государственных гражданских служащих (статья 2)).

Если обратиться к анализу иных прав в сфере социальной защиты, то здесь можно констатировать в основном наличие пробела. В частности, согласно статье 172 Трудового кодекса Российской Федерации гарантии работникам, освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.

Принимая во внимание, что такого рода нормативный акт, касающийся Президента РФ, отсутствует, соответственно, даже нормы статьи 172 ТК РФ не практике не могут быть реализованы. Наряду с этим в научной литературе отмечается, что ввиду особого положения должности Президента РФ в структуре органов государственной власти, специальных гарантий трудовых прав Президенту РФ, прекратившему испол-

84

Медведев А. В.

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ЛИЦ, ЗАМЕЩАЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОЛЖНОСТИ В СТРАНАХ ЕАЭС

нение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия, закон не устанавливает [1, с. 350].

Для сравнения, на территории Республики Армения действует Закон Республики Армения от 1 августа 1991 г. № С-0367-1 «О Президенте Республики Армения», который в статье 13 устанавливает, что порядок обслуживания и содержания Президента и Вицепрезидента Республики Армения устанавливаются Верховным Советом Республики Армения. Во исполнение данной нормы, а также статьи 61 Конституции Республики Армения принят Закон Республики Армения от 5 марта 1996 г. № ЗР-33 «О вознаграждении, обслуживании Президента Республики Армения и обеспечении его безопасности».

Таким образом, проведенный анализ позволил прийти к следующим выводам:

1. В законодательстве стран ЕАЭС отсутствуют документы, определяющие основы социальной защиты всей группы лиц, замещающих государственные должности. В то же время как показывает практика, принятие данного нормативного акта позволит не только восполнить имеющийся законодательный пробел, но и решит вопрос унификации объема социальных гарантий всей рассматриваемой группы лиц.

2. Вопросы социальной защиты отдельных категорий лиц, замещающих государственные должности, в отсутствие единого документа, закрепляющего основы их социальной защищенности, разрешаются на уровне отдельных нормативных актов, регулирующих правовой статус лиц, замещающих государственные должности (судья, министр, депутат, президент и т.д.).

3. Законодательство РФ не содержит положений о социальной защите действующего Президента. Так, на территории РФ глава 4 Конституции Российской Федерации не определяет основы его социальной защищенности. В то же время статус Президента РФ в нормах действующего законодательства определен только Конституцией Российской Федерации, в связи с отсутствием иных нормативных актов. В то же время на территории Республики Армения принят достаточно большой объем нормативных актов, посвященных основам социальной защиты действующего Президента страны.

4. Объем социальных гарантий отдельных категорий лиц в странах ЕАЭС различен, что свидетельствует о необходимости разработки единой унификационной формы, включающей примерный перечень социальных прав, положения которой могут приниматься в качестве основы при разработке внутренних документов в отдельном государстве.

Список литературы:

1. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / отв. ред. А. М. Куренной, С. П. Маврин, Е. Б. Хохлов. 2-е изд., доп. М.: Городец-издат, 2007. 736 с.

2. Красинский В. В. Качество российских законов // Право и политика. № 5 (65). 2005. 152 с.

3. Курбанова А. С. Проблемы регулирования профессио-

нальной государственной службы // Пробелы в Российском законодательстве. № 3. 2014. 304 с.

4. Тутаев Х. А. Защита судом прав и свобод // Пробелы в российском законодательстве. № 5. 2014. 277 с.

5. Хмелевская С. А. Социальное обеспечение в конфликте интересов государства, гражданского общества и отдельно-

го человека // Пробелы в российском законодательстве. № 1.2014. 271 с.

Reference list:

1. Comment to the Labour code of the Russian Federation / resp. Ed. by A. M. Kurennoy, S. P. Mavrin, E. V. Khokhlov. 2nd ed., supplementary M: Gorodets-November 2007. 736 s.

2. Krasinski V. V. The Quality of Russian law // Law and policy. No. 5 (65). 2005. 152 s.

3. Kurbanov A. S. Problems of regulation of the professional civil service // Gaps in the Russian legislation. №. 3. 2014. 304 s.

4. Tutaev N. A. Protection by the court of rights and freedoms // Gaps in the Russian legislation. №. 5. 2014. 277 s.

5. Khmelevskaya S. A. Social security in the conflict of interests of the state, civil society and individual // Gaps in the Russian legislation. №. 1. 2014. 271 s.

ОТЗЫВ

на статью Медведева Андрея Валерьевича на тему: «Отдельные вопросы социальной защиты лиц, замещающих государственные должности в странах ЕАЭС»

Тема статьи, выбранная Медведевым Андреем Валерьевичем, для своего исследования, относится к числу весьма актуальных и не исследованных до настоящего времени. В то же время, правовой статус данной группы лиц в обязательном порядке включает в себя элементы социальной защиты, что обусловлено наличием ограничений, запретов, требований к служебному поведению. В то же время, до сих пор в законодательстве РФ и нормативных актах иных государств отсутствует четкая концепция социальной защиты лиц, замещающих государственные должности. Однако данные вопросы возникают и, как правило, после оставления лицом государственной должности, вызывая при этом определенные трудности в части реализации ими своих прав, в том числе в области социального обеспечения и социальной защиты. Можно назвать еще целый ряд причин и обстоятельств, свидетельствующих об актуальности и необходимости специального анализа основ социальной защиты лиц, замещающих государственные должности, который провел в своей работе А. В. Медведев.

Весьма серьезной является нормативная и литературная база исследования. Автор грамотно проанализировал законодательство и подзаконные акты Российской Федерации и государств-участников Евразийского экономического Союза.

Подготовленная работа представляет собой комплексное исследование теоретических и практических правовых вопросов. Автором раскрываются особенности системы социальной защиты лиц, замещающих государственные должности, а также рассматриваются иные вопросы прикладного характера.

Результатом исследования явились теоретические выводы и обобщения, а также предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения.

В целом статья А. В. Медведева соответствует установленным для аналогичных работ требованиям и рекомендуется для публикации в публичной печати.

Д.ю.н., профессор, зав. кафедрой социального права, государственной и муниципальной службы ФГБОУ ВО УрГЮУ

В. Ш. Шайхатдинов

85

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.