Научная статья на тему 'КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ'

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
103
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ДЕПУТАТ / ПРЕЗИДЕНТ / ПРОКУРОР / СЕНАТОР / СУДЬЯ / ЧЛЕН ПРАВИТЕЛЬСТВА / SENIOR OFFICIAL OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / DEPUTY / PRESIDENT / PROSECUTOR / SENATOR / JUDGE / MEMBER OF THE GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аверин Александр Николаевич, Понеделков Александр Васильевич, Крицкая Анна Александровна, Стельмах Сергей Анатольевич

В соответствии с Конституцией Российской Федерации конституционный статус имеют Президент, сенаторы Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, иные руководители федерального органа исполнительной власти, судьи судов Российской Федерации, прокуроры, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Председатель и аудиторы Счетной палаты, Председатель Центрального банка, дипломатические и полномочные представители, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTITUTIONAL STATUS OF OFFICIALS OF THE STATE ELITE

In accordance with the Constitution of the Russian Federation, the President, senators of the Federation Council, members of the State Duma, members of the Government, other heads of the federal executive body, judges of the courts of the Russian Federation, prosecutors, the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, the Chairman and Auditors of the Accounts Chamber, the Chairman of the Central Bank, diplomatic and authorized representatives, the highest official of the subject of the Russian Federation (the head of the highest executive body of the state authority of the russian Federation) have constitutional status.

Текст научной работы на тему «КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТАТУС ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭЛИТЫ»

УДК 32

DOI 10.23672/j 1458-7184-4273-j

Аверин Александр Николаевич

доктор философских наук, профессор,

профессор Института права и национальной безопасности, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu.panera.ru

Понеделков Александр Васильевич

доктор политических наук, профессор,

заведующий лабораторией, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu.panera.ru

Крицкая Анна Александровна

кандидат политических наук, доцент кафедры политологии и этнополитики, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu.panera.ru

Стельмах Сергей Анатольевич

кандидат технических наук, доцент,

магистр факультета политологии, Южно-Российский институт управления -филиал Российской академии народного хозяйства

и государственной службы при Президенте Российской Федерации ponedelkov@uriu.panera.ru

Alexander N. Averin

Doctor of Philosophy, Professor,

Professor Law Institute

and National Security,

Russian Academy of National Ownership

and Public Service under the President

of the Russian Federation

ponedelkov@uriu.panera.ru

Aleksandr V. Ponedelkov

Doctor of Political Science,

Professor,

Head of Laboratory,

South Russian institute of Management-

branch of the Russian Academy

of the National Economy

and Public Service under the President

of the Russian Federation

ponedelkov@uriu.panera.ru

Anna A. Kritskaya

Candidate of Political Sciences, Associate Professor of the Department Political Science and Ethnopolitics, South Russian Institute of Management-branch of the Russian Academy of the National Economy and Public Service under the President of the Russian Federation ponedelkov@uriu.panera.ru

Sergey A. Stelmakh

Candidate of Technical Sciences,

Associate Professor,

Master of Political Science,

South Russian Institute of Management-

branch of the Russian Academy

of the National Economy

and Public Service under the President

of the Russian Federation

ponedelkov@uriu.panera.ru

Конституционный статус должностных лиц

государственной элиты

Аннотация. В соответствии с Конституцией Российской Федерации конституционный статус имеют Президент, сенаторы Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, члены Правительства, иные руководители федерального органа исполнительной власти, судьи судов Российской Федерации, прокуроры, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Председатель и аудиторы Счетной палаты, Председатель Центрального банка,

Constitutional status

of officials of the state elite

Annotation. In accordance with the Constitution of the Russian Federation, the President, senators of the Federation Council, members of the State Duma, members of the Government, other heads of the federal executive body, judges of the courts of the Russian Federation, prosecutors, the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation, the Chairman and Auditors of the Accounts Chamber, the Chairman of the Central Bank, diplomatic and authorized representatives, the

дипломатические и полномочные представители, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Ключевые слова: высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, депутат, президент, прокурор, сенатор, судья, член правительства.

highest official of the subject of the Russian Federation (the head of the highest executive body of the state authority of the russian Federation) have constitutional status.

Keywords: senior official of the subject of the Russian Federation, deputy, president, prosecutor, senator, judge, member of the government.

Конституционный статус Президента РФ -глава государства [1]. Президент избирается сроком на шесть лет российскими гражданами на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Назначение выборов Президента и отрешение его от должности относятся к ведению Совета Федерации. Один и тот же человек не может занимать должность Президента более двух сроков. Это конституционное положение применяется к занимающему должность Президента без учета числа сроков, в течение которых человек занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции 04 июля 2020 года, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента в течение допустимых сроков. Президент формирует конституционный государственный орган - Государственный Совет Российской Федерации. В его состав входят Председатель и члены, которые участвуют в его деятельности на общественных началах. Председателем является Президент, членами - по должности председатели Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы, руководитель Администрации Президента, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) [2], Сформирован состав Государственного совета в количестве 104 человек. В его состав, кроме названных членов по должности, включены руководители фракций в Государственной Думе, полномочные представители Президента в федеральных округах, первый заместитель руководителя Администрации Президента, помощник Президента, главы муниципальных образований, председатель Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России», президент Общероссийской общественной организации «Российский союз промышленников и предпринимателей» [3], Президент формирует конституционный совещательный орган - Совет Безопасности в составе Председателя Совета Безопасности, которым по должности является Президент, заместителя Председателя, секретаря, постоянных членов и членов Совета Безопасности [4],

В законодательной власти конституционный статус имеют сенаторы Совета Федерации и депутаты Государственной Думы [1]. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого региона:

- по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государст-

венной власти - на срок полномочии соответствующего органа;

- не более 30 представителей Российской Федерации, назначаемых Президентом, из которых не более семи могут быть назначены пожизненно.

Президент, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности или досрочно в случае его отставки, назначается пожизненно. Он вправе отказаться от полномочий сенатора. Представители Российской Федерации, за исключением представителей, осуществляющих полномочия сенаторов пожизненно, назначаются Президентом сроком на шесть лет.

Наделение полномочиями сенатора - представителя от субъекта Российской Федерации осуществляется соответственно региональным законодательным (представительным) органом государственной власти нового созыва и вновь избранным высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок полномочий органа на основе волеизъявления избирателей данного субъекта Российской Федерации [5].

Президент, прекративший исполнение своих полномочий, реализует свое право на осуществление полномочий сенатора при принятии им соответствующего решения.

Государственная Дума, состоящая из 450 депутатов, избирается сроком на пять лет [1].

Депутаты работают на профессиональной постоянной основе, не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Совет Федерации и Государственная Дума избирают из своего состава председателей и их заместителей, образуют комитеты и комиссии, которые также избирают председателей и их заместителей.

Депутатом Государственной Думы является избранный в соответствии с федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы представитель народа, уполномоченный осуществлять Думе законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией и федеральными законами. Статус сенатора и депутата Государственной Думы определяются Конституцией и федеральным законом [6].

Исполнительную власть осуществляет Правительство под общим руководством Президента [1]. В исполнительной власти конституционный статус имеют члены Правительства - Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры, иные руководители федерального органа исполнительной власти.

Председатель Правительства представляет Государственной Думе на утверждение кандидатуры заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Председатель Правительства, его заместители и федеральные министры, кандидатуры которых утверждены Государственной Думой, назначаются на должность Президентом.

Совет Федерации проводит консультации по предложенным Президентом кандидатурам на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, включая федеральных министров, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.

После консультаций с Советом Федерации Президент назначает на должность и освобождает от должности руководителей федеральных органов исполнительной власти, включая федеральных министров, ведающих этими вопросами.

Заместители Председателя Правительства, федеральные министры могут замещать иные государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы и муниципальные должности в случае, если это предусмотрено федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента. Члены Правительства не могут быть сенаторами, депутатами Государственной Думы, законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации [7].

В судебной власти конституционный статус имеют судьи судов Российской Федерации. Судебную систему составляют Конституционный Суд, Верховный Суд, федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые судьи субъектов Российской Федерации [8].

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом конституционного контроля, состоит из 11 судей, включая Председателя Конституционного Суда и его заместителя. Президент представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность Председателя Конституционного Суда, его заместителя и судей, вносит в Совет Федерации представление о прекращении их полномочий. По представлению Президента Совет Федерации назначает на должность Председателя, его заместителя, судей Конституционного Суда, прекращает по представлению Президента их полномочия. Председатель и заместитель Председателя Конституционного Суда назначаются на

должность Советом Федерации по представлению Президента сроком на шесть лет [9].

Верховный Суд является высшим судебным органом по гражданским делам, разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции и арбитражным судам [10]. Председатель, его заместители и судьи Верховного Суда назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Верховный Суд состоит из ста семидесяти судей. В его состав входят Председатель Верховного Суда, его заместители, которые назначаются на должность Советом Федерации сроком на шесть лет. Председатели, их заместители и судьи других федеральных судов назначаются Президентом.

Генеральный прокурор, его заместители, прокуроры субъектов Российской Федерации, прокуроры военных и других специализированных прокуратур, приравненные к прокурорам субъектов Российской Федерации, назначаются на должность после консультаций с Советом Федерации и освобождаются от должности Президентом. Представления Президенту вносит Генеральный прокурор [1]. Один и тот же человек может быть назначен на должность Генерального прокурора неоднократно. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации [1]. Предложения о кандидатах на должность могут вноситься в Государственную Думу Президентом, Советом Федерации, депутатами Государственной Думы и депутатскими объединениями в Государственной Думе [11].

Президент представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка, ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении его от должности.

Государственная Дума по представлению Президента назначает на должность и освобождает от должности Председателя Центрального банка [12].

По представлению Президента Совет Федерации назначает на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половину от общего числа аудиторов, Государственная Дума - заместителя Председателя Счетной палаты и половину от общего числа аудиторов [1]. Президент назначает и освобождает полномочных представителей Президента, назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Подводя итоги, следует отметить, что конституционный должностной статус является достигаемым, приобретенным, существует в период замещения государственной должности, для некоторых должностей - пожизненно, приобретается в процессе выборов или назначения на должность.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации с изменениями, принятыми на Общероссийском голосовании 01 июля 2020 года. М. : Эксмо, 2020.

2. Федеральный закон от 08 декабря 2020 года № ЗЭ4-ФЗ «О Государственном Совете Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 50. Ст. 8039.

3. Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 799 «Об утверждении состава Государственного Совета Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 21 декабря 2020 г. № 0001202012210001.

4. Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № ЗЭО-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 1. Ст. 2; 2020. № 6. Ст. 585; № 46. Ст. 7209.

5. Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 439-Ф3 «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 декабря 2020 г. № 0001202012220009.

6. Федеральный закон от 08 мая 1994 года № З-ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 05 июля 1999 года № 133-Ф3) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 2. Ст. 74; Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 22 декабря 2020 г. № 0001202012220056.

7. Федеральный конституционный закон от 06 ноября 2020 года № 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2020. № 45. Ст. 7061.

8. Воронцов СЛ. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов-н/Д., 2010. (4-е издание). С.10-13.

9. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447; 2020. № 46. Ст. 7196.

10. Правоохранительные органы Российской Федерации / С.А. Воронцов, Ю.А. Ляхов, С.И. Назаров, Ю.Б. Чупилкин. М., 2018. С. 115.

11. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011; 2020. № 46. Ст. 7197.

Literature:

1. The Constitution of the Russian Federation as amended by the All-Russian vote on July 01, 2020. M. : Eksmo, 2020.

2. Federal Law № 394-FZ of December 08, 2020 «On the State Council of the Russian Federation» // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 8039.

3. Decree of the President of the Russian Federation of December 21, 2020 № 799 «On Approval of the Composition of the State Council of the Russian Federation» // Official Internet portal of legal Information (www.pravo.gov.ru) on December 21, 2020, № 0001202012210001.

4. Federal Law № 390-FZ «On Security» of December 28, 2010 // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2011. № 1. Art. 2; 2020. № 6. P. 585; № 46. Art. 7209.

5. The Federal law from December 22, 2020 № 439-FZ «On the procedure of forming the Federation Council of the Federal Assembly of the Russian Federation» // the Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru) 22 Dec. 2020 № 0001202012220009.

6. Federal Law № 3-FZ of May 08, 1994 «On the Status of a Member of the Federation Council and the Status of a Deputy of the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation» (as amended by Federal Law № 133-FZ of July 05, 1999). 1994, № 2, Art. 74; Official Internet portal of legal information (www.pravo.gov.ru) December 22, 2020 № 0001202012220056.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Federal Constitutional Law № 4-FKZ «On the Government of the Russian Federation» of November 06, 2020 // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2020. № 45. Art. 7061.

8. Vorontsov S.A. Law enforcement agencies of the Russian Federation. Rostov-on/D., 2010. (4th edition). P. 10-13.

9. Federal Constitutional Law № 1-FKZ of July 21, 1994 «On the Constitutional Court of the Russian Federation» // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 1994. № 13. Art. 1447; 2020. № 46. Art. 7196.

10. Law enforcement agencies of the Russian Federation / S.A. Vorontsov, Yu.A. Lyakhov, S.N. Nazarov, Yu.B. Chupilkin. M, 2018. P. 115.

11. Federal Constitutional Law № 1 -FKZ of February 26,1997 «On the Commissionerfor Human Rights in the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation. 1997. № 9. Art. 1011; 2020. № 46. Art. 7197.

12. Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 28. Ст. 2790; 2020. № 31 (часть I). Ст. 5018.

12. Federal Law № 86-FZ of July 10, 2002 «On the Central Bank of the Russian Federation (Bank of Russia)» // Sobranie zakonodatelstva Rossiyskoy Federatsii. 2002. № 28. Art. 2790; 2020. № 31 (Part I). Art. 5018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.