Научная статья на тему 'ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ'

ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1708
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Журнал российского права
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ / ПРЕЗИДЕНТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СОВЕТ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА / ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ / ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ / ДОЛЖНОСТЬ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА / ВЫБОРНОСТЬ / НАЗНАЧАЕМОСТЬ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / PUBLIC AUTHORITIES / PUBLIC BODIES / PRESIDENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / FEDERATION COUNCIL / STATE DUMA / GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION / PUBLIC OFFICE / POSITION THE STATE SERVICE / THE POSITION OF THE RUSSIAN STATE / ELECTION / APPOINTMENT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Винокуров Владимир Анатольевич

В современном российском законодательстве отсутствует единое понятие должностей, учреждаемых для осуществления государством его функций, т. е., если говорить обобщенно, для должностей Российского государства. Многочисленные нормативные правовые акты, в которых предусмотрены различные государственные должности и должности государственной службы, отсутствие для них общего определения и их классификации требуют анализа. Существует значительное количество должностей, именуемых государственными должностями Российской Федерации, начиная с должности Президента Российской Федерации, и государственными должностями субъектов Российской Федерации в органах государственной власти всех ветвей (законодательной, исполнительной и судебной), а также в государственных органах, не относящихся к органам государственной власти. Для анализа и подготовки предложений в первую очередь были проанализированы нормы Конституции Российской Федерации, а также федеральных законов, которыми вводятся государственные должности Российской Федерации. Цель исследования - разработка предложений по совершенствованию современного российского законодательства в части формирования юридически обоснованных понятий, связанных с должностями Российского государства (государственными должностями и должностями государственной службы) как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Методы исследования: эмпирический и теоретический. Автором проведена классификация существующих в Российской Федерации государственных должностей, выработаны и предложены определения понятий «должность Российского государства», «государственная должность» и «должность государственной службы», высказано мнение о необходимости принятия отдельного федерального закона о должностях Российского государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Винокуров Владимир Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSITIONS OF THE RUSSIAN STATE: CONCEPT AND CLASSIFICATION

In modern Russian legislation, there is no single concept of positions established for the state to perform its functions, that is, if we speak generically, for the positions of the Russian state. The variety of normative legal acts that provide for various state positions and civil service positions, the lack of a common definition and classification for them, has led to the need to analyze the existing legal framework and understand a significant number of positions that are called state positions of the Russian Federation, starting with the post of the President of the Russian Federation, and state positions of the constituent entity of the Russian Federation in public authorities of all branches (legislative, executive and judicial), as well as in state bodies that are not related to state authorities. In order to analyze and prepare proposals, we first analyzed the norms of the Constitution of the Russian Federation, as well as federal laws that introduce state positions of the Russian Federation in our country. The purpose of the research is to develop proposals for improving modern Russian legislation in terms of forming legally sound concepts related to the positions of the Russian state (state positions and civil service positions) both at the federal level and at the level of the constituent entities of the Russian Federation. Research methods: empirical and theoretical. The author classifies the existing state positions in the Russian Federation, develops and proposes definitions of the concepts "position of the Russian state", "state position" and "public service position", and also expresses the opinion that it is necessary to adopt a separate federal law on positions of the Russian state.

Текст научной работы на тему «ДОЛЖНОСТИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

DOI: 10.12737/jrl.2020.086

Должности Российского государства: понятие и классификация

ВИНОКУРОВ Владимир Анатольевич, профессор кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России, доктор юридических наук

Россия, 196105, г. Санкт-Петербург, Московский просп., 149

E-mail: pravo.kaf_tigp@mail.ru

В современном российском законодательстве отсутствует единое понятие должностей, учреждаемых для осуществления государством его функций, т. е., если говорить обобщенно, для должностей Российского государства. Многочисленные нормативные правовые акты, в которых предусмотрены различные государственные должности и должности государственной службы, отсутствие для них общего определения и их классификации требуют анализа. Существует значительное количество должностей, именуемых государственными должностями Российской Федерации, начиная с должности Президента Российской Федерации, и государственными должностями субъектов Российской Федерации в органах государственной власти всех ветвей (законодательной, исполнительной и судебной), а также в государственных органах, не относящихся к органам государственной власти. Для анализа и подготовки предложений в первую очередь были проанализированы нормы Конституции Российской Федерации, а также федеральных законов, которыми вводятся государственные должности Российской Федерации.

Цель исследования — разработка предложений по совершенствованию современного российского законодательства в части формирования юридически обоснованных понятий, связанных с должностями Российского государства (государственными должностями и должностями государственной службы) как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации.

Методы исследования: эмпирический и теоретический.

Автором проведена классификация существующих в Российской Федерации государственных должностей, выработаны и предложены определения понятий «должность Российского государства», «государственная должность» и «должность государственной службы», высказано мнение о необходимости принятия отдельного федерального закона о должностях Российского государства.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, государственная власть, органы государственной власти, государственные органы, Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство Российской Федерации, государственная должность, должность государственной службы, должность Российского государства, выборность, назначаемость.

Для цитирования: Винокуров В. А. Должности Российского государства: понятие и классификация // Журнал российского права. 2020. № 7. С. 133—143. DOI: 10.12737/jrL2020.086

Конституция Российской Федерации 1993 г., фиксируя право граждан России «участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей», предусмотрела формы управления государством, к которым, в частности, относятся избрание в ор-

ганы государственной власти и участие в референдуме (ч. 1 и 2 ст. 32).

В Основном законе государства определены государственные органы и должности, избрание которых осуществляется гражданами России как непосредственно, так и через своих представителей.

Исследователи вопросов реализации прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации поясняют, что участвовать в управлении делами государства непосредственно можно несколькими способами, одним из которых является право занять государственную должность1. При этом под государственной должностью предлагается понимать весь спектр должностей, устанавливаемых (учреждаемых) в государственных органах.

Прежде всего рассмотрим должности, именуемые в законодательстве государственными должностями. Для этого выясним порядок формирования установленных Конституцией РФ органов трех ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) и других государственных органов на федеральном уровне.

Непосредственно гражданами Российской Федерации избираются глава государства — Президент Российской Федерации, который также в соответствии с Основным законом страны осуществляет государственную власть (ч. 1 ст. 11, ч. 1 ст. 80), и депутаты Государственной Думы (ч. 1 ст. 96 Конституции РФ).

Члены Совета Федерации избираются или назначаются законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ (от исполнительных органов эту функцию чаще исполняют высшие должностные лица субъектов РФ), т. е. через уже избранных представителей народа (ч. 2 ст. 95 Конституции РФ). Законом РФ о поправке к Конституции РФ от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» были внесены изменения, по которым в Совет Федерации кроме представителей субъектов РФ должны входить на-

1 См., например: Авакьян С. А. Конститу-

ционное право России. Учебный курс: учеб.

пособие: в 2 т. 4-е изд. М., 2010. Т. 1. С. 746.

значаемые Президентом РФ представители Российской Федерации. До настоящего времени Президентом РФ такие представители в Совет Федерации не назначены, несмотря на то что Конституция РФ не позволяет главе государства не назначать их в Совет Федерации. На наш взгляд, такой казус может объясняться отсутствием федерального закона, которым должны быть определены требования к кандидатам для наделения их Президентом страны полномочиями члена Совета Федерации, т. е. так, как предусмотрено Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. № 229-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» для представителей субъектов РФ.

Правительство РФ формируется Президентом страны: Председатель Правительства РФ назначается с согласия Государственной Думы, остальные члены высшего исполнительного органа государственной власти Российской Федерации — заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры — назначаются по представлению Председателя Правительства РФ (ч. 1 ст. 111, ч. 2 ст. 112 Конституции соответственно). Как видим, и персональный состав Правительства РФ формируется главой государства, который, в свою очередь, избран народом, т. е. формирование этой ветви власти осуществляется опосредованно.

Судебная власть организуется в государстве также опосредованно, через избранных или назначенных представителей народа: судьи Конституционного Суда РФ и судьи Верховного Суда РФ избираются Советом Федерации по представлению главы государства, а судьи иных федеральных судов назначаются Президентом РФ единолично (ч. 1 и 2 ст. 128 Конституции).

В отдельных статьях Конституции РФ упоминаются также иные государственные органы и долж-

ностные лица, которые не относятся ни к одной из ветвей государственной власти, а также не имеют прямого отношения к главе государства, который, как было отмечено, в соответствии со ст. 11 Конституции также осуществляет государственную власть. К таким органам и должностным лицам относятся: Совет Безопасности Российской Федерации; Счетная палата; Уполномоченный по правам человека и прокуратура Российской Федерации (п. «ж» ст. 83, п. «и» ч. 1 ст. 102 и п. «д» ч. 1 ст. 103, п. «е» ч. 1 ст. 103, ст. 129 Конституции соответственно). Избрание или иной способ формирования названных органов, их руководителей и должностных лиц осуществляется либо Президентом РФ, либо парламентом РФ.

Во всех перечисленных структурах государства вводятся соответствующие государственные должности для исполнения полномочий данных государственных органов. Исключение составляют должность Президента РФ, поскольку она в Конституции определена именно как должность (см. ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 82), должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, которая объединяет и государственный орган, и указанную должность2. В Совете Безопасности РФ в целях нашего исследования рассматривается только одна должность — Секретарь Совета Безопасности РФ, поскольку лицо, замещающее эту должность, назначается Президентом России для обеспечения реализации возложенных на данный совещательный орган задач и функций3.

2 См. п. 3 ст. 37 Федерального конституционного закона от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», в котором определено, что «Уполномоченный и его рабочий аппарат являются государственным органом».

3 См. ст. 15, 16 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности».

Остальной состав Совета Безопасности формируется из лиц, уже замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов РФ либо должности федеральной государственной службы4.

Наряду с перечисленными в Конституции РФ государственными органами и должностными лицами, отдельными федеральными законами предусмотрено наличие в стране таких государственных органов, как Судебный департамент при Верховном Суде РФ5 и Следственный комитет РФ6, должности руководителей которых глава государства отнес к государственным должностям Российской Федерации7. Создание и процедура формирования Центральной избирательной комиссии РФ установлены в ст. 21 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

К государственным должностям Российской Федерации отнесены две должности, входящие в штат Министерства иностранных дел РФ8. Это должности Посла Рос-

4 См. состав Совета Безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 25 мая 2012 г. № 715.

5 См. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».

6 См. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации».

7 См. Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

8 См.: Федеральный закон от 23 июня

2016 г. № 186-ФЗ «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в иностранном государстве и Постоянном представителе (представителе, постоянном наблюдателе) Российской Федерации при

сийской Федерации в иностранном государстве и Постоянного представителя (представителя,постоянного наблюдателя) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве). На наш взгляд, решение о включении указанных должностей в число государственных должностей Российской Федерации оправданно, поскольку лица, их замещающие, представляют наше государство за рубежом и в международных организациях.

Аналогичное построение государственных органов наблюдается и в субъектах РФ, поскольку это предусмотрено ч. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 77 Конституции РФ. Исключение предусмотрено для мировых судей (в отличие от судей федеральных судов), которые могут избираться на должность не только законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, но и населением соответствующего судебного участка9.

Что касается должностей, именуемых в российском законодательстве должностями государственной службы, то в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» учреждаются воинские должности, должности государственной службы иных видов, ранее именовавшиеся должностями правоохранительной службы, и должности государственной гражданской службы: федеральной и субъекта РФ.

Отметим, что в современном законодательстве отсутствует перечень «государственной службы иных видов», а значит, нет единого перечня таких служб, отсутствует список должностей государствен-

международной организации (в иностранном государстве)».

9 См. ст. 6 Федерального закона от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации».

ной службы, которые относятся к этим видам службы10. На практике к иным видам государственной службы стали относить такие службы, для которых принят специальный федеральный закон11. Попытки исследователей найти общие признаки «государственных служб иных видов» свелись к тому, что в данных службах осуществляется правоохранительная деятельность или работа, связанная с правоохранительной деятельностью, в этих службах проходят службу сотрудники, которым присваиваются специальные звания12.

Основной массив должностей государственной службы (на федеральном уровне) учреждается в федеральных органах исполнительной власти, включающей федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, система и структура которых утверждена главой государ-ства13.

10 См., например: Кобзаненко В. А. Иные виды государственной службы — правоохранительная служба: закон и доктрина // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9. С. 100.

11 См., например, федеральные законы от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»; от 27 июля 2010 г. № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации»; от 23 мая 2016 г. № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

12 См., например: Шайхатдинов В. Ш. К вопросу о государственной службе иных видов // Бизнес, менеджмент и право. 2016. № 3—4. С. 55—57.

13 См. п. 1 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», а также структуру федеральных органов исполнительной власти, утв. Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215.

Должности федеральной государственной службы учреждаются также в государственных органах, образованных для обеспечения деятельности установленных Конституцией РФ органов и должностных лиц. К таким органам, в частности, относятся: Администрация Президента РФ, Аппарат Совета Федерации, Аппарат Государственной Думы, Аппарат Правительства РФ, Аппарат Конституционного Суда РФ, Аппарат Верховного Суда РФ. В юридической литературе указанные органы обыкновенно именуют обеспечивающими государственными органами, что отвечает их сути14.

Таким образом, государством для выполнения своих функций на федеральном уровне предусмотрено наличие государственных должностей Российской Федерации и образование органов государственной власти Российской Федерации и других федеральных государственных органов, в которых учреждаются как государственные должности, так и должности государственной службы. Наличие государственных должностей предусмотрено и на уровне субъектов РФ, в которых также создаются органы государственной власти и иные государственные органы, в которых учреждаются как государственные должности субъектов РФ, так и должности государственной службы субъектов РФ.

Обратим внимание, что ранее в Федеральном законе от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации»15 приводилось общее определение для любой должности государства, которая по мысли законодателя имела название «государственная должность» и под ко-

14 См., например: Винокуров В. А. Государственное право Российской Федерации. Курс лекций в конспективном изложении: учеб. пособие. СПб., 2017. С. 359—383.

15 Утратил силу с 1 февраля 2005 г.

торой понималась «должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации... с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей» (п. 1 ст. 1). Данное определение относилось и к должностям, вводимым для обеспечения деятельности всех государственных органов (включая и органы государственной власти), и к должностям государственной службы.

На наш взгляд, всем должностям, вводимым в государстве для исполнения полномочий по выполнению государством и его органами своих функций, необходимо дать одно общее наименование «должности государства» или, если необходимо уточнить страну, — «должности Российского государства». Кроме того, должности государства следует систематизировать.

Из проведенного анализа предлагается следующая классификация должностей российского государства (по трем основаниям).

Первое основание. Должности Российского государства состоят из двух групп: государственные должности (первая группа) и должности государственной службы (вторая группа). При этом указанные должности в соответствии с федеративным устройством учреждаются как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.

Второе основание. Государственные должности (и федеральные, и субъектов РФ) делятся на выборные и назначаемые.

К выборным государственным должностям Российской Федерации относятся должности, избрание на которые осуществляется непосредственно народом (Президент РФ и депутаты Государственной Думы).

В субъектах РФ выборными являются государственные должности депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также высшего должностного лица субъекта России (при его наличии).

К назначаемым должностям Российской Федерации следует отнести все остальные государственные должности из перечисленного перечня: члены Совета Федерации, члены Правительства РФ, судьи федеральных судов, Генеральный прокурор РФ, руководители и аудиторы Счетной палаты, Уполномоченный по правам человека, а также члены Центральной избирательной комиссии РФ, Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ и Председатель Следственного комитета РФ. Назначаемыми государственными должностями субъектов РФ в соответствии с их конституцией (уставом) являются члены высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, мировые судьи, уполномоченный по правам человека в субъекте России, руководители и аудиторы контрольно-счетного органа, члены избирательной комиссии субъекта РФ.

Однако следует заметить, что термин «назначение» используется в Конституции РФ и в том случае, когда на отдельные должности фактически осуществляется избрание. Например, Советом Федерации осуществляется «назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов» (п. «и» ч. 1 ст. 102), а Государственной Думе поручено «назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека» (п. «е» ч. 1 ст. 103). При этом реально в палатах Федерального Собрания на указанные должности лица избираются16.

16 См. ч. 3 ст. 192 Регламента Совета Фе-

дерации Федерального Собрания РФ (при-

Третье основание. Должности государственной службы, как предусмотрено Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации», подразделяются: на должности государственной гражданской службы (федеральной и субъекта РФ); воинские должности; должности федеральной государственной службы иных видов.

Как известно, государственная служба иных видов заменила правоохранительную службу17. По нашему мнению, наименование «правоохранительная служба» для службы, отличающейся от гражданской и военной, было более удачным, несмотря на то что не всякую службу можно в полной мере отнести по имевшемуся определению к правоохранительной. Отдельные авторы вместо термина «государственная служба иных видов», а также используемого в настоящее время термина «государственная служба, связанная с правоохранительной деятельностью» предлагают ввести понятие «специальная государственная служба», что позволяет этим наименованием (хотя и не совсем удачным с точки зрения смысловой нагрузки) отде-

нят постановлением Совета Федерации от 30 января 2002 г. № 33-СФ), которой предусмотрено, что после обсуждения кандидатуры, представленной Президентом РФ для назначения на должность заместителя Председателя Счетной палаты РФ, аудитора Счетной палаты РФ, проводится тайное голосование; ст. 155 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания РФ (принят постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 г. № 2134-11 ГД), которой установлено, что Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием.

17 См. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 262-ФЗ.

Таблица 1

Должности Российского государства

Первая группа Вторая группа

Государственные должности Должности государственной службы

Выборные Назначаемые Государственной гражданской службы Военной службы Государственной службы иных видов

I. На федеральном уровне (уровне Российской Федерации)

+ + + + +

II. На уровне субъектов РФ

+ + + — —

лить эти службы от государственной гражданской и военной службы18. Как отмечают ряд исследователей, перечень государственных служб иных видов отсутствует, что делает список таких служб открытым, т. е. «способствует бессистемности, стремлению отдельных государственных органов вырваться из государственной гражданской службы, иметь исключительно свой федеральный закон»19.

В то же время основной отличительной особенностью службы иных видов, которые должны относиться к правоохранительной или специальной государственной, на наш взгляд, должно стать наличие специальных званий, которые присваиваются сотрудникам этих служб.

Схематично классификация должностей Российского государства по всем трем основаниям представлена в табл. 1.

Для лучшего понимания системы государственных должностей, существующих в Российской Федерации, изобразим их схематично, взяв за основу сначала выборность и назначаемость (табл. 2), а затем — уровни государственного устройства (табл. 3) и, по возможности, в определенном соответствии.

18 См., например: Козбаненко В. А. Указ. соч. С. 100.

19 См., например: Бобров А. М., Телегин А. С. Государственная служба иных видов: понятие и ее особенности // Административное право и процесс. 2018. № 9. С. 59.

В целях систематизации государственных должностей, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР, Президентом РФ Указом от 11 января 1995 г. № 32 «О государственных должностях Российской Федерации» был утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации. В данный Перечень включены все перечисленные в настоящей статье должности, которые относятся к группе государственных должностей на федеральном уровне. Однако в этот Перечень включены должности, которые, по нашему мнению, в указанном документе находиться не должны, в частности Руководитель высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Председатель Центрального банка РФ. Должность руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ, которая в современных документах именуется «высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)», относится к государственным должностям именно субъекта РФ, поэтому должна быть исключена из Сводного перечня и включена в Перечень типовых государственных должно-

Таблица 2

Государственные должности

Выборные государственные должности Назначаемые государственные должности

Государственные должности Российской Федерации (федеральные государственные должности)

Президент РФ Члены Совета Федерации

Депутаты Государственной Думы Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры

Судьи Конституционного Суда РФ Судьи федеральных судов

Судьи Верховного Суда РФ Генеральный прокурор Российской Федерации

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Секретарь Совета Безопасности РФ

Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты РФ Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ

Члены Центральной избирательной комиссии РФ (избираемые Государственной Думой и Советом Федерации) Члены Центральной избирательной комиссии РФ (назначаемые Президентом РФ)

Государственные должности субъектов РФ

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) Заместители высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); члены высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ

Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ —

Мировые судьи —

Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ —

Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа субъекта РФ —

Члены избирательной комиссии субъекта РФ (избираемые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ) Члены избирательной комиссии субъекта РФ (назначаемые высшим должностным лицом субъекта РФ, а при его отсутствии — руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)

стей субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента РФ от 4 декабря 2009 г. № 1381. Банк России в соответствии с Федеральным законом от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» не имеет

четко определенного статуса: он не является государственным органом и не обозначен как коммерческая организация, но при этом наделяется уставным капиталом, а его работники, которые именуются служащими, не являются государственными служащими. Исходя из

Таблица 3

Государственные должности

Государственные должности Российской Федерации (федеральные государственные должности) Государственные должности субъектов РФ

Выборные государственные должности

Президент РФ Высшее должностное лицо субъекта РФ

Депутаты Государственной Думы Депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ

Судьи Конституционного Суда РФ Судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ

Судьи Верховного Суда РФ Мировые судьи

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации Уполномоченный по правам человека в субъекте РФ

Председатель, заместитель Председателя и аудиторы Счетной палаты РФ Председатель, заместитель председателя и аудиторы контрольно-счетного органа субъекта РФ

Члены Центральной избирательной комиссии РФ (избираемые Государственной Думой и Советом Федерации) Члены избирательной комиссии субъекта РФ (избираемые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ)

Назначаемые государственные должности

Члены Совета Федерации —

Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ, федеральные министры Заместители высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); члены высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ

Чрезвычайный и Полномочный Посол Российской Федерации в иностранном государстве, Постоянный представитель (представитель, постоянный наблюдатель) Российской Федерации при международной организации (в иностранном государстве)

Судьи федеральных судов —

Генеральный прокурор РФ —

Секретарь Совета Безопасности РФ —

Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде РФ —

Члены Центральной избирательной комиссии РФ (назначаемые Президентом РФ) Члены избирательной комиссии субъекта РФ (назначаемые высшим должностным лицом субъекта РФ, а при его отсутствии — руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ)

изложенного и учитывая уникальные полномочия, которыми наделен Банк России, полагаем, что оснований для включения должно-

сти Председателя Центрального банка РФ в Сводный перечень государственных должностей Российской Федерации не имеется, не-

смотря на противоположные позиции отдельных ученых20.

В современном российском законодательстве отсутствуют определения понятий «должность государства», «государственная должность» и «должность государственной службы». На законодательном уровне предлагается ввести следующие дефиниции данных терминов.

Должность Российского государства — государственная должность, должность государственной службы, устанавливаемые государством в целях исполнения его полномочий, определенных Конституцией РФ.

Государственная должность — это выборная или назначаемая в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ должность, вводимая самостоятельно или в государствен-

20 См.: Гришковец А. А. Правовое положение служащих Банка России // Журнал российского права. 2000. № 12. С. 57.

ных органах для исполнения государством своих функций в целях признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, выполнения ими обязанностей, исходя из необходимости обеспечения благополучия и процветания России.

Должность государственной службы — это должность в государственных органах (федеральных и субъектов РФ) с установленным кругом прав и обязанностей, вводимая для исполнения полномочий соответствующих государственных органов.

Для законодательного урегулирования указанных вопросов, на наш взгляд, необходимо принять отдельный федеральный закон о должностях Российского государства, в котором будут закреплены не только определения и государственные органы, в которых вводятся эти должности, но и перечни государственных должностей, а также принципы учреждения должностей государственной службы всех видов.

Библиографический список

Авакьян С. А. Конституционное право России. Учебный курс: учеб. пособие: в 2 т. 4-е изд. М., 2010. Т. 1.

Бобров А. М., Телегин А. С. Государственная служба иных видов: понятие и ее особенности // Административное право и процесс. 2018. № 9.

Винокуров В. А. Государственное право Российской Федерации. Курс лекций в конспективном изложении: учеб. пособие. СПб., 2017.

Гришковец А. А. Правовое положение служащих Банка России // Журнал российского права. 2000. № 12.

Кобзаненко В. А. Иные виды государственной службы — правоохранительная служба: закон и доктрина // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9.

Шайхатдинов В. Ш. К вопросу о государственной службе иных видов // Бизнес, менеджмент и право. 2016. № 3—4.

Positions of the Russian State: Concept and Classification

V. A. Vinokurov, Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia, St. Petersburg 196105, Russian Federation

E-mail: pravo.kaf_tigp@mail.ru

DOI: 10.12737/jrl.2020.086

In modern Russian legislation, there is no single concept of positions established for the state to perform its functions, that is, if we speak generically, for the positions of the Russian state. The variety of normative legal acts that provide for various state positions and civil service positions, the lack of a common definition and classification for them, has led to the need to analyze the existing legal framework and understand a significant number of positions that are called state positions of the Russian

Federation, starting with the post of the President of the Russian Federation, and state positions of the constituent entity of the Russian Federation in public authorities of all branches (legislative, executive and judicial), as well as in state bodies that are not related to state authorities. In order to analyze and prepare proposals, we first analyzed the norms of the Constitution of the Russian Federation, as well as federal laws that introduce state positions of the Russian Federation in our country.

The purpose of the research is to develop proposals for improving modern Russian legislation in terms of forming legally sound concepts related to the positions of the Russian state (state positions and civil service positions) both at the federal level and at the level of the constituent entities of the Russian Federation.

Research methods: empirical and theoretical.

The author classifies the existing state positions in the Russian Federation, develops and proposes definitions of the concepts "position of the Russian state", "state position" and "public service position", and also expresses the opinion that it is necessary to adopt a separate federal law on positions of the Russian state.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, public authorities, public bodies, President of the Russian Federation, Federation Council, State Duma, Government of the Russian Federation, public office, position the state service, the position of the Russian state, election, appointment.

For citation: Vinokurov V. A. Positions of the Russian State: Concept and Classification. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2020, no. 7, pp. 133—143. DOI: 10.12737/ jrl.2020.086 (In Russ.)

References

Avak'yan S. A. Konstitutsionnoe pravo Rossii. Uchebnyy kurs. 4th ed. Moscow, 2010. Vol. 1.

Bobrov A. M., Telegin A. S. Gosudarstvennaya sluzhba inykh vidov: ponyatie i ee osobennosti. Administrativnoe pravo i protsess, 2018, no. 9.

Grishkovets A. A. Legal status of the Bank of Russia employees. Zhurnal rossijskogo prava = Journal of Russian Law, 2000, no. 12, pp. 52—64. (In Russ.)

Kobzanenko V. A. Inye vidy gosudarstvennoy sluzhby — pravookhranitel'naya sluzhba: zakon i doktrina. Aktual'nye problemy rossiyskogo prava, 2018, no. 9.

Shaykhatdinov V. Sh. K voprosu o gosudarstvennoy sluzhbe inykh vidov. Biznes, menedzhment i pravo, 2016, no. 3—4.

Vinokurov V. A. Gosudarstvennoe pravo Rossiyskoy Federatsii. Kurs lektsiy v konspektivnom izlozhenii. St. Petersburg, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.