Научная статья на тему 'Объекты административных правоотношенийпри участии следственных подразделений органов внутренних дел'

Объекты административных правоотношенийпри участии следственных подразделений органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2974
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ / СЛЕДСТВЕННЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / BJECT ADMINISTRATIVE RELATIONS / INVESTIGATION DEPARTMENTS OF THE INTERIOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петрухин Кирилл Евгеньевич

В статье охарактеризовано и определено понятие «объект административных правоотношений при участии следственных подразделений органов внутренних дел», проанализированы общие и непосредственные объекты различных видов административно-правовых отношений при участии следственных подразделений органов внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article described and defined the concept of «object administrative relations with the participation of the investigation departments of the Interior», analyzes the general and immediate objects of different types of administrative relations with the participation of investigation units of the Interior.

Текст научной работы на тему «Объекты административных правоотношенийпри участии следственных подразделений органов внутренних дел»

трибунй молодого ученого

К.Е. Петрухин

Петрухин Кирилл Евгеньевич — соискатель кафедры административной дельности ОВД факультета по подготовке специалистов милиции общественной безопасности, Харьковский национальный университет внутренних дел (61080, Украина, г. Харьков, пр. 50-летия СССР, д. 27)

E-mail: stanislav2107@mail.ru

Объекты административных правоотношений при участии следственных подразделений органов внутренних дел

В статье охарактеризовано и определено понятие The article described and defined the concept of «object

«объект административных правоотношений при уча- administrative relations with the participation of the inves-

стии следственных подразделений органов внутрен- tigation departments of the Interior», analyzes the general

них дел», проанализированы общие и непосредственные and immediate objects of different types of administrative rela-

объекты различных видов административно-правовых от- tions with the participation of investigation units of the Interior.

ношений при участии следственных подразделений органов внутренних дел.

Административно-правовые отношения характеризуются публично-управленческим характером, который влияет не только на качества субъекта этих отношений, наделяя его государственно-властным статусом, но и на содержательные особенности объекта, по поводу которого эти отношения возникают. В правоотношениях, в частности и в административных, субъект и объект неразрывно связаны между собой. Такая связь обусловлена, прежде всего, целью, задачами, правами и обязанностями субъекта, которые, в свою очередь, направляют свое действие на объект.

В юридической литературе проблему объектов административно-правовых отношений, в том числе с участием правоохранительных органов, исследовали такие ученые, как: В.Б. Аверьянов, О.М. Бандурка, И.Л. Видел, Ю.П. Бытяк, И.П. Го-лосниченко, Е.В. Додин, Р.А. Калюжный, А.Т. Ком-зюк, С.В. Кивалов, В.В. Копейчиков, Ю.М. Козлов, Е.В. Куренной, А.Н. Музычук, Д.М. Овсянко, В.М. Плишкин, А.А. Селиванов, Ю.А. Тихомиров, В.А. Шамрай, М.Я. Швец и многие другие. Несмотря на многообразие работ, потребность в комплексном исследовании объектов административно-правовых отношений при участии следственных подразделений органов внутренних дел остается.

Определение объекта административных правоотношений фактически обеспечивает реализацию практических целей и задач по совершенствованию научного и правового обеспечения этих отношений в определенной области общественной деятельности. Таким образом, выявление особенностей, а также характеристика каждого объекта административных правоотношений с участием следственных подразделений органов внутренних дел позволит глубже взглянуть на проблему этих отношений, выяснить недостатки и коллизии их правового регулирования, а также способствовать

их решению и, в конечном счете, улучшить систему управления следственными подразделениями органов внутренних дел.

Исследование объекта административно-правовых отношений с участием следственных подразделений органов внутренних дел целесообразно начать с выяснения содержания основных понятий. Так, в отношениях управления принято различать такие категории, как «объект управления» и «объект административно-управленческих отношений».

В частности, по определению Д.М. Овсянко, объектом административно-управленческих отношений следует считать деятельность людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно- волевое поведение1. Объект управления в науке административного права рассматривается как другой участник (сторона) правоотношения, то есть физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации2. Итак, основным отличием объекта управления от объекта административных правоотношений является то, что в первом случае объектом может выступать не только поведение или действие лица, но и сама личность, в то время как объектом административных отношений или любых иных правоотношений лицо выступать не может. Именно поэтому, следует строго различать эти два понятия: объект управления — это то, на что направлено воздействие субъекта управления (руководящего), а объект адми-

Петрухин К.Е. Объекты административных правоотношений при участии следственных подразделений органов внутренних дел

Петрухин К.Е. Объекты административных правоотношений при участии следственных подразделений органов внутренних дел

нистративно-управленческих отношений — это то, на что направлено действие обоих субъектов (как руководящего, так и управляемого). Учитывая это различие, определим, что объект административно-правовых отношений с участием следственных подразделений органов внутренних дел — это действия (воздержание от действий) или поведение следственных подразделений органов внутренних дел, их должностных лиц и других участников (субъектов) этих отношений, по поводу которых субъекты вступают в административно- правовые отношения и на достижение которых направлены управленческие функции следственных подразделений и других субъектов.

Учитывая многообразие управленческих отношений, возникающих как во внутриорганизацион-ной, так и во внешнеуправленческой деятельности следственных подразделений, следует указать на разнообразие и объектов таких отношений.

Как справедливо замечает Ю.А. Тихомиров, есть разные уровни и виды объектов как систем, требующих управления3. Тем самым, автор указывает как на сложную систему объектов, так и на их сложную и неоднородную структуру, с чем вполне можно согласиться. При этом наличие целой системы объектов обусловлено системой управленческих функций. Что касается неоднородности структуры каждого отдельного объекта, то по этому поводу Е.В. Куренной указывает на то, что внутреннее устройство объекта административноправовых отношений характеризуется двухуровневой конструкцией, вспомогательная часть которой связана с поведением субъектов указанных отношений, а главный уровень составляют обобщенные потребности и интересы, которые уже имеют административно-правовую регламентацию и реализуются с помощью соответствующих норм4. Иными словами, можно отметить, что в административно-управленческих отношениях, возникающих в каждом конкретном случае по реализации определенной функции управления, присутствует двухуровневый объект, который можно представить двумя отдельными формами — непосредственный и общий объекты. При этом общий объект уже определен в административно-правовых нормах, регламентирующих тот или иной вид управленческих отношений, его существование не является следствием определенных активных действий субъекта или возникновения юридического факта, а непосредственный — уже связан с поведением субъектов этих отношений, а именно с теми правами и обязанностями, которые из всей совокупности предоставленных законодательством выберет субъект для фактической реализации.

Таким образом, для исследования различных видов и уровней объектов административно-правовых отношений с участием следственных подразделений органов внутренних дел, прежде всего, следует выяснить те функции управления, которые обусловливают возникновение различных видов управленческих отношений.

Так, М.И. Кулагин выделяет четыре функции управления органами досудебного следствия: планирование (анализ), организация (и руководство), координация, контроль и учет5. По нашему мнению, к функциям управления следственными подразделениями органов внутренних дел также следует добавить информационное, кадровое, финансовое и правовое обеспечение, поскольку реализация этих функций позволит достичь более качественного и эффективного выполнения возложенных на эти подразделения основных задач.

Итак, первым видом управленческих отношений с участием следственных подразделений органов внутренних дел являются отношения планирования.

Для определения непосредственного и общего объектов отношений планирования с участием следственных подразделений органов внутренних дел обратимся к Положению о деятельности этих подразделений. Так, деятельность ГСУ МВД Украины осуществляется на основании планирования, сочетания единого руководства в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении6. Работа следственного управления (отдела) ГУМВД, УМВД осуществляется согласно текущим планам, которые должны согласовываться с планами Главного следственного управления МВД Украины и формироваться с учетом оперативной обстановки7. Таким образом, планирование деятельности каждого отдельного следственного подразделения осуществляется в пределах и в соответствии с планами следственного подразделения высшего уровня. Такой принцип обеспечивает согласованность работы различных следственных подразделений с тем, чтобы избежать необоснованных повторений функций и задач, а также с целью охвата всех задач, относящихся к ведению системы следственных подразделений.

На основе анализа положений, которые определяют отношения планирования с участием следственных подразделений органов внутренних дел, можно выделить следующие общие объекты этих отношений:

1) деятельность ГСУ МВД, следственного управления (отдела) ГУМВД, УМВД и следственного отдела;

2) деятельность каждого следователя и других работников указанных органов;

3) способ, методы и порядок расследования каждого отдельного уголовного преступления или правонарушения. Все выделенные общие объекты конкретизируются при определении непосредственных объектов.

К непосредственным объектам отношений планирования с участием следственных подразделений органов внутренних дел можно отнести:

1) деятельность по определению уровня загруженности каждого работника (количество расследованных уголовных производств в течение месяца или иного промежутка времени, количество часов, которые необходимо отработать, перечень обязан-

ТРИБУНЯ молодого умного

ностей и участков работы, за которые следователь или другой работник несет ответственность, и т. д.);

2) деятельность по определению основных и дополнительных задач, которые возлагаются на каждое подразделение, отдел и каждого следователя и работника этих подразделений и отделов и которые необходимо выполнить в течение определенного периода времени;

3) деятельность по определению способов и порядка действий в случае возникновения непредвиденных ситуаций, которые выходят за пределы запланированных;

4) механизм действий при обнаружении, поступлении сообщения о совершенном уголовном преступлении (правонарушении);

5) деятельность по определению материальнотехнических, финансовых и других средств и порядка их использования в расследовании преступления;

6) совокупность следственных действий, которые необходимо осуществить, и совокупность действий по получению разрешения на их совершение;

7) заключительные действия по расследованию преступления, порядок подачи отчетов по результатам досудебного следствия.

Таким образом, объект отношений планирования с участием следственных подразделений органов внутренних дел можно определить как деятельность и поведение следственных подразделений и их должностных лиц, которая является целью и результатом разных уровней и видов плановую деятельности субъекта этих отношений, а также непосредственно плановая деятельность этого субъекта.

После определения целей и задач деятельности, а также ресурсов, необходимых для их выполнения, ответственных лиц и исполнителей, следует организация (и руководство) соответствующих действий или деятельности следственных подразделений, которые также могут касаться управления внутренней или внешней работой соответствующего подразделения и их должностных лиц.

Анализ содержания организации работы следственных подразделений позволяет выделить такие непосредственные объекты различных видов организационных отношений:

1) деятельность следственных подразделений различных уровней и их должностных лиц, которая подлежит нормированию, регламентации и упорядочению, в частности, по рассмотрению заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях;

2) служебные совещания, которые проводятся с целью определения методов, средств и в порядке повышения эффективности деятельности следственных подразделений и их должностных лиц;

3) взаимодействие следственных подразделений и других правоохранительных органов, подлежащее организации;

4) уголовное производство, следственные действия и другая деятельность следственных подразделений, требующая организации;

5) поведение и действия участников уголовного судопроизводства, заявителей и т. д.

Итак, объектом организационных отношений с участием следственных подразделений органов внутренних дел являются действия и поведение этих подразделений и их должностных лиц и других участников этих отношений, на которые влияет и направляет свое действие организационная деятельность следственных и иных должностных лиц, а также непосредственно деятельность субъектов этих отношений по благоустройству, нормированию и регламентации внутренней и внешней работы следственных подразделений.

В управленческой деятельности следственных подразделений органов внутренних дел важное значение имеет сочетание собственных усилий и возможностей с возможностями других правоохранительных органов. Здесь речь идет о таком виде управленческой деятельности, которая наиболее характерна для правоохранительных органов, в частности, о координационных отношениях.

Анализ функций и задач следственных подразделений в сфере координационных отношений позволяет сделать вывод, что общим объектом координационных отношений является взаимодействие следственных подразделений с другими правоохранительными органами. Непосредственным объектом этих отношений выступают:

1) совместная деятельность конкретного следственного подразделения с милицией или другими правоохранительными или иными государственными или международными органами;

2) управление совместной деятельностью, которое осуществляется следователем соответствующего уровня;

3) следственные и иные оперативно-разыскные мероприятия, которые осуществляются и планируются совместными усилиями следственных подразделений органов внутренних дел и других правоохранительных органов;

4) деятельность по определению задач, требующих выполнения для повышения качества и эффективности работы следственных подразделений (например, при взаимодействии с высшими центральными органами исполнительной власти или Президентом).

Таким образом, объектом координационных отношений с участием следственных подразделений органов внутренних дел является общая и совместная деятельность или поведение следственных подразделений и других правоохранительных или иных государственных органов и их должностных лиц, а также поведение и деятельность, на реализацию которой направлены совместные действия указанных органов.

Важной функцией управления следственными подразделениями органов внутренних дел является функция учета и контроля, реализация которой обеспечивает проверку деятельности подконтрольного объекта. По мнению М.А. Лапина, объектом контроля является как законность, так и целесо-

Петрухин К.Е. Объекты административных правоотношений при участии следственных подразделений органов внутренних дел

Петрухин К.Е. Объекты административных правоотношений при участии следственных подразделений органов внутренних дел

образность деятельности подконтрольного объекта8. С такой точкой зрения вполне можно согласиться, но с небольшим уточнением — законность и целесообразность деятельности подконтрольного объекта является общим объектом контроля, а непосредственный объект определяется различными видами контрольной деятельности. Приспосабливая сказанное к отношениям контроля с участием следственных подразделений органов внутренних дел, следует отметить, что общим объектом контрольных отношений является законность деятельности следственных подразделений, а также государственная дисциплина в этих органах (поскольку служебная дисциплина является объектом отношений кадрового обеспечения).

Неразрывно связанными с отношениями контроля являются отношения, которые складываются в результате осуществления учетной деятельности, поскольку учет и контроль можно считать двумя составляющими одной деятельности — учетно-контрольной. Учет в деятельности следственных подразделений органов внутренних дел направлен на всесторонний сбор, фиксацию, хранение любой информации, касающейся как внутренне организационной, так и внешней деятельности следственных подразделений и их должностных лиц, с целью ее дальнейшей обработки, систематизации,анализа и применения в собственной деятельности для улучшения ее качества и повышения эффективности, представления отчетов или для других целей (получение статистической информации, информирования населения о состоянии преступности и т. д.).

Таким образом, общим объектом учетных отношений является разносторонняя информация, которая касается всех сфер деятельности следственных подразделений и их должностных лиц.

В своей деятельности следственные подразделения органов внутренних дел выполняют различные по своему содержанию и значению контрольно-учетные функции, анализ которых позволяет выделить следующие виды непосредственных объектов контрольно-учетных отношений:

1) деятельность следственных подразделений и их должностных лиц, а также других правоохранительных органов, по расследованию уголовных преступлений и правонарушений;

2) деятельность следственных подразделений и их должностных лиц, направленная на определение соблюдения сроков досудебного расследования соответствующими следственными подразделениями и их должностными лицами;

3) деятельность, направленная на определение соблюдения порядка регистрации заявлений и сообщений о совершенных преступлениях и другой информации, которая подлежит обязательной регистрации в ЕРДР;

4) деятельность следственных подразделений и их должностных лиц, направленная на определение состояния выполнения правоохранительными органами поручений следователей, их качество и своевременность;

5) деятельность по фиксации и обобщениюдан-ных о характере, объеме и результатах следственной работы и т. п.

Таким образом, объектом контрольно-учетных отношений с участием следственных подразделений органов внутренних дел является деятельность и поведение следственных подразделений, их должностных лиц, правоохранительных органов и их служащих, а также данные о такой деятельности и поведении, подлежащих контролю и учету следственными подразделениями и прокуратурой (прокурором) как уполномоченными субъектами этих отношений, а также сама контрольно-учетная деятельность уполномоченных субъектов.

Для эффективного осуществления любой управленческой деятельности, особенно в области публичного управления, возникает потребность в качественном кадровом, информационном, финансовом и правовом обеспечении. В свою очередь, обеспечение управления всеми необходимыми ресурсами представляет собой отдельный вид управленческой деятельности, который имеет свои специфические признаки и свой собственный объект.

Так, отношения информационного обеспечения в следственных подразделениях органов внутренних дел направлены на сбор, систематизацию, хранение, фиксацию, обработку, анализ и обобщение информации, необходимой для деятельности следственных подразделений и их должностных лиц, с целью дальнейшего ее использования в управленческой и другой служебной деятельности этих органов. Таким образом, объектами отношений по информационному обеспечению деятельности следственных подразделений органов внутренних дел и их должностных лиц являются:

1) деятельность следственных подразделений и их должностных лиц по сбору, обработке информации о деятельности этих подразделений, данных досудебного следствия или информации из других источников;

2) деятельность следственных подразделений и их должностных лиц по обобщению и использованию такой информации в следственной практике для улучшения качества и повышения эффективности работы следственных подразделений;

3) участие следственных подразделений и их должностных лиц в научно-практических конференциях и т. п.

Другим важным ресурсом, необходимым в деятельности следственных подразделений, является кадровый состав. Отношения по кадровому обеспечению в следственных подразделениях органов внутренних дел заключаются в осуществлении деятельности по определению потребности в кадрах, их подготовке, подбору, назначению, повышению профессионального уровня, обеспечению служебной дисциплины и т. д. в этих органах. Таким образом, объектом отношений по кадровому обеспечению является деятельность должностных лиц следственных подразделений и других субъектов (учебных заведений) по определению потребности

в кадровом составе, подбору, подготовке, назначению, расстановке, повышению квалификации, аттестации следственных работников, а также деятельность, направленная на обеспечение и поддержку служебной дисциплины, проведение служебных расследований, привлечение виновных работников к дисциплинарной ответственности и т. д.

Правовое и финансовое обеспечение деятельности следственных подразделений органов внутренних дел — это деятельность, направленная на определение потребности в материально-технической и правовой базе, которая необходима для надлежащего и эффективного выполнения следственными подразделениями своих функций, а также обеспечение их финансовыми и правовыми ресурсами.

Таким образом, к объектам отношений финансового и правового обеспечения с участием следственных подразделений органов внутренних дел относятся:

1) деятельность следственных подразделений и их должностных лиц по определению потребности в финансовых ресурсах;

2)деятельность по рациональному использованию финансовых ресурсов в пределах, предусмотренных Государственным бюджетом;

3) участие следственных подразделений и их должностных лиц в разработке проектов нормативных актов, касающихся их деятельности;

4) деятельность по систематизации действующего законодательства и изменений, которые в него вносятся;

5) деятельность по доведению до сведения всех работников следственных подразделений вновь принятых нормативных актов и изменений, внесенных в них.

Следовательно, объект отношений финансового, правового, кадрового и информационного обеспечения деятельности следственных подразделений органов внутренних дел можно определить как действия и поведение следственных подразделений органов внутренних дел, их должностных лиц, других участников этих отношений по определению потребности в финансовых, кадровых, правовых и информационных ресурсах следственных подразделений, их получению и рациональному использованию.

Итак, проведенный нами анализ объектов различных видов административно-правовых отно-

шений с участием следственных подразделений органов внутренних дел позволяет сделать вывод о разнообразии таких объектов, которое обусловлено тем, что административно-правовые отношения в деятельности этих органов затрагивают практически все сферы их деятельности. При этом важно различать объект административно-управленческих отношений и объект самого управления, поскольку последний может быть субъектом управленческих отношений, а объект иных отношений всегда представляет собой действие или поведение субъекта. Также необходимо различать объект управленческих отношений от их предмета, которым являются конкретные вещи материального мира, в частности, планы, графики, нормативные акты, финансовые и материальные ресурсы и т. д. Объекты административно-правовых отношений с участием следственных подразделений органов внутренних дел определяют особенности этих отношений и характеризуют их в контексте их практического значения.

Примечания

1. См.: Овсянко Д.М. Административное право в схемах и определениях: учебное пособие. М., 2001. С. 15.

2. Курінний Є.В. Предмет і об’єкт адміністративного права України: характеристика категорій в умовах системного реформування: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Киев, 2004. С. 14.

3. Тихомиров Ю.А. Публичное право: учебник. М., 1995. С. 106—107.

4. Курінний Є.В. Предмет і об’єкт адміністративного права України: характеристика категорій в умовах системного реформування: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Киев, 2004. С. 45.

5. Кулагин Н.И. Организация управления в сфере предварительного следствия. Волгоград, 1980. С. 45.

6. Про затвердження Положення про головне слідче управління МВС України: наказ Міністерства внутрішніх справ України від 09.08.2012 № 686 // Офіційний вісник України. 2012. № 84, ст. 3408.

7. Про затвердження Типового положення про слідче управління (відділ) головного управління, управління МВС України в Автономній Республіці Крим, областях, містах Києві та Севастополі, на транспорті: наказ Міністерства внутрішніх справ України від 09.08.2012 № 686 // Офіційний вісник України. 201 2. № 84, ст. 3408.

8. Административное право: курс лекций. М., 2009. С. 25.

Петрухин К.Е. Объекты административных правоотношений при участии следственных подразделений органов внутренних дел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.