Научная статья на тему 'Правовая основа кадрового обеспечения предварительного следствия в органах внутренних дел'

Правовая основа кадрового обеспечения предварительного следствия в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1170
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Притула В. И.

Анализируются нормативные акты по управлению кадровой работой в следственных подразделениях органов внутренних дел; осуществлена классификация нормативных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Притула В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая основа кадрового обеспечения предварительного следствия в органах внутренних дел»

УДК 343.97:525

В.И. Притула (Москва, МПГУ)

ПРАВОВАЯ ОСНОВА КАДРОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Анализируются нормативные акты по управлению кадровой работой в

следственных подразделениях органов внутренних дел; осуществлена классификация нормативных актов.

Вопросы правового регулирования деятельности органов внутренних дел в целом, и кадрового их обеспечения в частности, нашли свое отражение в научных работах: С.Ф. Зыбина, А.Н. Колодия, Л.М. Колодкина, Б.П. Кондрашова, В.И. Полубинского, Ю.П. Соловья, A.B. Стремоухова, A.B. Фатулы, Е.А. Черенкова, В.В. Черникова и других авторов1.

К числу исследуемых учеными вопросов, возникающих в процессе кадрового обеспечения органов внутренних дел и подлежащих правовому регулированию, в частности относятся:

- прием на службу, перемещение, увольнение, а также восстановление в должности, специальном звании сотрудников на службе в органах внутренних дел;

- организация и совершенствование профессиональной подготовки, боевой и оперативно-служебной деятельности;

- идеология деятельности органов внутренних дел, социальноправовая защита сотрудников и членов их семей, оказание психологической помощи личному составу, формирование здорового нравственнопсихологического климата служебных коллективах, укрепления дисциплины, развитию культурного уровня сотрудников2.

В качестве правовых форм обеспечивающих настоящие отношения Л.Л. Попов определяет: издание нормативных и индивидуальных актов

1 См: Зыбин С.Ф., Стремоухов A.B. Научные основы организационно-правовой работы с кадрами органов внутренних дел. — СПб., 1994; Колодкин Л.М., Фатула A.B. Организация работы с кадрами ОВД. — М., 1990; Полубинский В.И. Теоретические основы организаторской работы в органах внутренних дел: автореф. дис ... канд. юрид. наук. — М., 1973; Колодий А.Н. Принципы правового регулирования и ихреа-лизации в деятельности милиции: автореф. дис ... канд. юрид. наук. — Киев, 1991; Кондратов Б.П., Черников Е.В., Черников В.В. Новое законодательство о прохождении службы в органах внутренних дел. — Н. Новгород, 1993; Григонис Э.П. Органы внутренних дел в механизме правового государства (теоретикоправой аспект): дис ... канд. юрид. наук. — СПб., 1995; Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации: автореф. дис ... д-ра юрид. наук. — М., 1993.

2 См.: Арсентьева А.Г. Нравственно-правовая культура и ее формирование у сотрудников органов внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 1996; Числов А.И. Профессиональная деятельность сотрудника милиции (теоретико-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. — СПб., 1996.

управления; заключение административных соглашений (контрактов); применение мер морального и материального поощрения и предупреждения1.

Нормативные акты по управлению кадровой работой в органах внутренних дел устанавливают обязательные для исполнения правила, рассчитанные на их неоднократное исполнение. Они обращены, как правило, к подчиненным органам, подразделениям и должностным лицам и по своей природе являются неперсонифицированными. Как правило, их адресат неизвестен или известен в качестве исполнителя определенной роли, — например сотрудника органа внутренних дел. К числу таких актов относятся приказы министра внутренних дел Российской Федерации, утверждаемые им положения и наставления по вопросам кадровой работы2.

Выполнение государственным органом и должностными лицами определенных функций всегда требует соблюдения, исполнения и применения целой совокупности норм, помещенных в различных нормативных актах. Одни из них используются постоянно, другие привлекаются эпизодично, третьи — крайне редко. Следовательно, положение с источниками права, опосредующими деятельность органов внутренних дел специфично: во-первых, органы внутренних дел руководствуются актами, которые непосредственно к ним обращены. Предметом их регулирования является многозначная работа сотрудников различных служб и подразделений;

во-вторых, деятельность органов внутренних дел регулируется косвенно теми актами, которые обращены к гражданам, устанавливают их права и обязанности. Сотрудники органов внутренних дел способствуют беспрепятственной реализации прав и обеспечивают выполнение ряда обязанностей граждан.

Очевидно, что данная деятельность регулируется как материальными нормативными актами, так и процессуальными, определяющими порядок производства по каким-то делам (например, по уголовным или административным). Как те, так и другие акты могут исходить не только от органов государственной власти, но и от органов государственного управления (чаще всего от правительства). Большая группа нормативных актов, преимущественно организующего характера, исходит непосредственно от Министерства внутренних дел России. Имеются в виду приказы министра,

3

его инструкции и указания .

Правовая основа кадрового обеспечения предварительного следствия в органах внутренних дел является составной частью правовой основы деятельности органов внутренних дел в целом. Данное обстоятельство обусловливает тот факт, что многие положения, относящиеся к сущности и содержанию последней, в значительной мере касаются и правовой основы

1 См.: Попов Л.Л. Административная деятельность органов внутренних дел // Административное право и административная деятельность органов внутренних дел: учеб. / Под ред. Л.Л. Попова. — М., 1990. — С. 85, 86.

2 См.: Зыбин С.Ф., Стремоухов A.B. Научные основы организационно-правовой работы с кадрами органов внутренних дел. — СПб., 1994. — С. 9.

3 Теорияправаигосударства: учеб. дляюрид. вузов // Подред. В.В. Лазарева. — М., 1996. — С. 151.

организации кадрового обеспечения. Поэтому рассмотрение вопроса применительно к исследуемой нами проблеме возможно только с учетом и во взаимосвязи с изложением принципиальных позиций, раскрывающих различные аспекты правовой основы организации деятельности органов внутренних дел, базирующейся на совокупности норм, предусмотренных правовыми актами различной юридической силы. В этом смысле в системе нормативных правовых актов (в зависимости от объема содержащихся в них предписаний, степени и характера регулируемых отношений), составляющих правовую основу кадрового обеспечения предварительного следствия в системе органов внутренних дел, можно условно выделить два уровня:

1) нормативные правовые акты, которые, устанавливая общую допустимость кадрового обеспечения предварительного следствия в органах внутренних дел, однако, вместе с тем, не содержат каких-либо регламентирующих положений, определяющих порядок и условия их использования;

2) нормативные правовые акты, непосредственно регламентирующие кадровое обеспечение в органах внутренних дел рассматриваемых нами подразделений.

В свою очередь нормативные правовые акты, составляющих правовую основу кадрового обеспечения предварительного следствия в системе органов внутренних дел по своей юридической силе целесообразно разделить на следующие группы:

1. а) Конституция РФ; б) акты Международного права; в) Федеральные законы РФ;

2. Нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти;

3. Межведомственные и ведомственные нормативные акты МВД России.

Предлагаемая классификация поможет нам рассмотреть отдельные, наиболее значимые по своей юридической природе правовые источники, регулирующие функционирование подразделений и сотрудников предварительного следствия органов внутренних дел.

На сотрудников предварительного следствия, как граждан России, распространяются все закрепленные Конституцией Российской Федерации права и обязанности. В то же время их статус государственных служащих предполагает ряд ограничений, в частности, запрет на частнопредпринимательскую деятельность, участие в забастовках, на вторую оплачиваемую работу по совместительству или на условиях трудового соглашения. Следователи не имеют права разглашать сведения, относящиеся к личной жизни гражданина, порочащие его честь и достоинство или могущие повредить его законным интересам, если правосудие не требует этого. Закон устанавливает гарантии правовой защищенности сотрудников следствия, а также формы их ответственности в случае превышения служебных полномочий.

В круг нормативных правовых актов входят Федеральные законы, непосредственно тесно не связанные с организацией кадрового обеспечения. Однако содержание их норм имеют важное и принципиальное значение для практики кадрового обеспечения предварительного следствия в органах внутренних дел. К ним в частности относятся отношения регулируемые «Уголовным кодексом РФ».

Знание норм УК позволяет выносить правильные решения в отношении сотрудников следствия подозреваемых в совершении противоправных действий. После чего решаются вопросы о дальнейшем прохождении службы данными сотрудниками.

Уголовный кодекс содержит ряд норм, определяющих условия правомерности, необходимые для признания общественно полезными действия сотрудника следствия, предотвращающие или пресекающие преступления путем причинения вреда. К настоящим нормам относятся статьи 37-39 о необходимой обороне, причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление, и крайней необходимости, дают право сотрудникам предварительного следствия в ходе служебной деятельности предупреждать и пресекать преступления путем причинения вреда лицам, их совершающим, либо охраняемым законным интересам общества или государства.

Служебная дисциплина в органах внутренних дел требует от подчиненных исполнения обязательных для них приказов и распоряжений начальника или руководителя. Поэтому уголовный закон устанавливает как общее правило (ч. 1 ст. 42), что причинение вреда охраняемым законом интересам как следствие исполнения лицом обязательных для него приказа или распоряжения не может влечь для него уголовную ответственность за это деяние. Приказ и распоряжение будут обязательными для исполнения, если они: 1) отданы надлежащим лицом своему подчиненному, 2) в пределах полномочий этого лица, 3) надлежащим образом оформлены, 4) не являются заведомо незаконными.

Необходимо отметить, что исполнение подчиненным приказа или распоряжения, незаконность которых не была ему очевидна, не может влечь уголовную ответственность для этого лица за само деяние и вред, причиненный правоохраняемым интересам во исполнение такого приказа или распоряжения. Совершение сотрудником умышленного преступления во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, предполагает уголовную ответственность на общих основаниях. Не исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения исключает уголовную ответственность.

Содержащиеся в гл. 30 статьи (кроме ст. 288 и 291) предусматривают ответственность за противоправные деяния, существенно отличающиеся от других, как своеобразием объекта преступного посягательства, так и спецификой его субъекта, каковым может быть только должностное лицо, которыми являются сотрудники предварительного следствия.

Ряд статей (317; 318; 319 и 320) гл. 32 содержит нормы уголовного права, защищающие жизнь, права, достоинства и безопасности не только

сотрудников следствия, но и их близких. Так ст. 317 УК предусматривает максимальные виды наказания) за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, а равно и близких ему лиц в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц. В ст. 318 УК перечислены признаки, характеризующие противоправные действия в отношении сотрудника органов внутренних дел, сопряженные с применением в его отношении насилия. Нормы ст. 319 УК указывают на недопустимость публичного оскорбления следователя при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением. Предметом преступления в ст. 320 УК является разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица. Следовательно, разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении сотрудников аппаратов следствия, является уголовно наказуемым деянием. В ст. 5 Федерального закона «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» приведен исчерпывающий перечень таких мер.

«Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» определяет функциональную сторону деятельности аппаратов предварительного следствия органов внутренних дел для чего собственно и осуществляется кадровое обеспечение указанных подразделений.

Нормы УПК РФ определяют следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по делу, кроме того, он наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию решений о возбуждении уголовного дела.

Перечень полномочий следователя, данный вч. 2 ст. 38, является неполным. В данном случае представлены нормы организационнопроцессуального характера. Первым из полномочий следователя по возбужденному делу законодатель назвал принятие им дела к своему производству или направление его по подследственности. В тоже время УПК РФ ограничил самостоятельность следователя случаями, когда требуется получение судебного решения и (или) санкции руководителя следственного органа.

Наделение следователя самостоятельностью в решении разнообразных вопросов в ходе проведения расследования - необходимое условие выполнения возлагаемых на него обязанностей. Без свободы выбора следователь не может осуществлять своих уголовно-процессуальных обязанностей. Объявление в УПК РФ самостоятельности следователя не сопровождается указанием на его полную ответственность за законное и своевременное проведение соответствующих процессуальных действий. Из этого, однако, не следует, что следователь освобождается от ответственности. Она прямо вытекает из тех норм, которые содержатся вч. 1 и 2 ст. 21 УПК РФ. Не случайно ч. 2 ст. 38 посвящена не правам следователя, а полномочиям, что означает для лица, ответственного за ведение дела, наличие не только процессуальных прав, но и процессуальных обязанностей.

Неотъемлемой составляющей кадрового обеспечения являются оперативно-розыскные мероприятия, направленные на предотвращение проникновения в органы внутренних дел лиц, преследующих противоправные цели, а также на предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками и работниками органов предварительного следствия. Данные мероприятия и условия их проведения определены в Федеральном законе от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» (с последующими изменениями).

Организует, как правило, проведение оперативно-розыскных мероприятий в отношении сотрудников органов внутренних дел Департамент собственной безопасности МВД России.

К числу законодательных актов, регулирующих отдельные общие вопросы кадрового обеспечения в органах внутренних дел, относятся:

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержит предписания, относящиеся к работе с персональными данными о гражданах. Так, не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации их прав и свобод.

Вместе с тем, следует отметить, что обработка и использование специальных категорий персональных данных допускается в случаях, когда они являются общедоступными (п. 2 ч. 2), необходимы в связи с осуществлением правосудия (п. 6 ч. 2) и безопасности (п. 7 ч. 2 Федерального Закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 г.).

Закон Российской федерации от 21 июня 1993 г. «О государственной тайне» (с изменениями) определяет перечень сведений, которые связанны с кадровым обеспечением предварительного следствия в органах внутренних дел. Утечка отдельных данных может служить основанием прекращения служебной деятельности следователя.

Первым законодательным актом в современной российской истории, регулирующим вопросы кадрового обеспечения в сфере деятельности органов внутренних дел, стал Закон от 18 апреля 1991 г. «О милиции». Действие разделов IV; V; VI данного Закона распространяется на служебную деятельность следователей органов внутренних дел.

В развитие Закона «О милиции» в 1993 г. был принят ряд законов, непосредственно касающихся вопросов кадрового обеспечения предварительного следствия в органах внутренних дел. Это — Закон Российской Федерации от 11.02.1993 г. «О воинской обязанности и военной службе»; Закон Российской Федерации от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей».

К законодательным актам, устанавливающим базисные положения правового регулирования кадрового обеспечения государственной службы в целом, в том числе предварительного следствия в органах внутренних дел, относится «Трудовой Кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2001 г. (с изменениями). Коррективы в практику применения Трудового кодекса внесены, в частности, Постановлением Пленума Верховного суда от 17 марта 2004 г. «О применении судами Российской Федерации Трудового Кодекса Российской Федерации», Федеральным законом от 30 июня 2006 г. «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации»

Исследуя нормы, регулирующие условия прохождения службы в подразделениях предварительного следствия обозначенными и другими законодательными актами, необходимо отметить, что их количество многообразно и, по мнению автора, назрела настоятельная необходимость соответствующей кодификации применительно к рассматриваемому виду деятельности, чему будут способствовать разработка и принятие Положения о порядке прохождения службы в подразделениях предварительного следствия органов внутренних дел.

УДК 343.1:343.144.5

А.Н. Федорова (Тула, ТулГУ)

О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛИГРАФА В УГОЛОВНОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ

Проанализированы вопросы использования психологического метода исследования в рамках судебно-психологической экспертизы; проведения опроса с применением полиграфа в уголовном судопроизводстве.

Как известно, предмет науки — это определенная группа объективных закономерностей действительности, предмет же экспертизы — это те обстоятельства, которые можно установить с помощью результатов познания наукой своего предмета1.

При проведении опроса с применением полиграфа предметом исследования являются психофизиологические реакции опрашиваемого, т. е. процессы, протекающие в организме человека, что не противоречит возможности применения данного метода исследования в рамках судебно-

1 См.: Белкин P.C. Курс советской криминалистики. Частные криминалистические теории. — М., 1978. — С. 261.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.