Научная статья на тему 'Объективные предпосылки валютно-финансовой интеграции в пространстве СНГ'

Объективные предпосылки валютно-финансовой интеграции в пространстве СНГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
635
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ПРЕДПОСЫЛКИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ / СОДРУЖЕСТВО НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ / СНГ / INTERNATIONAL ECONOMIC INTEGRATION / FINANCIAL AND MONETARY INTEGRATION / PRECONDITIONS FOR FINANCIAL AND MONETARY INTEGRATION / COMMONWEALTH OF INDEPENDENT STATES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абрамова Кристина Алексеевна

В статье выявлены предпосылки валютно-финансовой интеграции в постсоветском пространстве. Представлена авторская классификация таких предпосылок, включающая финансово-экономические, геополитические и социальные предпосылки. На основе их анализа сделан вывод о возможности углубления интеграционных процессов в валютно-финансовой сфере в регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the preconditions for financial and monetary integration into the CIS area. The author has attempted to develop a classification consisting of economic, geopolitical and social preconditions. The conclusion on the possibility of monetary and financial integration intensification processes in the region is provided.

Текст научной работы на тему «Объективные предпосылки валютно-финансовой интеграции в пространстве СНГ»

© К.А. Абрамова, 2009

УДК 339.7 ББК 65.268

ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ СНГ

К.А. Абрамова

В статье выявлены предпосылки валютно-финансовой интеграции в постсоветском пространстве. Представлена авторская классификация таких предпосылок, включающая финансовоэкономические, геополитические и социальные предпосылки. На основе их анализа сделан вывод о возможности углубления интеграционных процессов в валютно-финансовой сфере в регионе.

Ключевые слова: международная экономическая интеграция, валютно-финансовая интеграция, предпосылки валютно-финансовой интеграции, Содружество независимых государств, СНГ.

В течение всего периода существования Содружества Независимых Государств (с 8 декабря 1991 г.) каждое из вновь образованных государств пыталось создать сильную, независимую от российской экономику с собственной денежной единицей. Бывшие союзные республики законодательно утвердились как суверенные государства с независимыми денежно-кредитными, бюджетно-финансовыми, валютными и платежными системами, собственными национальными рынками. За это время произошли коренные изменения не только в функционировании национальных экономических механизмов, но и в характере внешнеэкономических связей стран-участниц. Осуществлявшиеся прежде в рамках единого государства межреспубликанские связи превратились в межгосударственные отношения, основанные на общепринятых международно-правовых и рыночных экономических принципах.

Однако в силу исторических, географических, социально-экономических и многих других причин государства, входящие в состав СНГ, остаются важными стратегическими партнерами. Поэтому поддержание взаимовыгодных

стабильных экономических связей в постсоветском пространстве является одним из наиболее важных факторов устойчивого развития экономики Содружества в целом и экономики каждой страны-члена в отдельности, что становится особенно актуальным в свете происходящих в мировой финансовой системе перемен.

Исследователи и практики интеграционных процессов в СНГ достаточно часто задаются вопросом о целесообразности углубления отношений стран-участниц Содружества в валютно-финансовой сфере, при этом не ставя под сомнение необходимость более тесного, активного и всестороннего взаимодействия стран в экономической сфере [1; 5]. В постсоветском экономическом пространстве сложилась ситуация, близкая по исторической аналогии к общеевропейской, характеризующаяся наличием определенных предпосылок и возможностей развития интеграционных процессов при отсутствии единой валюты.

В связи с этим представляется важным проанализировать сложившуюся ситуацию и существующие предпосылки углубления интеграции в пространстве СНГ. Так, можно выделить три основные группы предпосылок валютно-финансовой интеграции стран СНГ: финансово-экономические, геополитические и социальные.

К числу финансово-экономических предпосылок относятся:

1. Производственная, технологическая, техническая взаимозависимость промышленно-хозяйственных комплексов стран-участниц, означающая наличие устойчивого денежного оборота между ними. Это существенно облегчает внедрение и более успешное функционирование механизма валютно-финансовой интеграции в постсоветском пространстве.

2. Функционирование в советский период общей денежно-кредитной и финансовой системы, благодаря которой накоплен опыт сосуществования в рамках единого экономического и финансового пространства, что станет весьма существенным при выборе каждым из участников механизма и границ интеграции.

3. Наличие общей инфраструктуры, в том числе информационной, энергетической, транспорта, связи, телекоммуникаций, а также унаследованных от СССР взаимосвязанных народнохозяйственных комплексов, единой системы стандартизации и др., благодаря чему создается основа для бесперебойного функционирования рынков факторов производства, быстрого перемещения товаров и услуг. Существование указанной предпосылки особенно необходимо в условиях глобализирующегося финансового и экономического пространства. Речь идет, прежде всего, о развитии информационного рынка и рынка высоких технологий, обеспечивающих качественно новый уровень развития средств транспорта и связи, стабильное функционирование которых, в свою очередь, будет способствовать углублению интеграционных процессов.

4. Существование и развитие единой финансовой инфраструктуры. Несмотря на то что для большинства стран СНГ характерно слабое развитие фондовых и валютных рынков, существенным условием развития валютно-финансовых отношений является функционирование бирж, как межбанковских, так и внутринациональных. Рассматривая развитие финансового рынка, можно заметить, что во многих странах Содружества долгое время отсутствовала, а в некоторых и сейчас не налажена работа бирж. Так, например, в Туркменистане и Узбекистане функционирует только лишь одна, товарно-сырьевая, биржа. Наиболее развитыми по количеству действующих бирж остаются такие страны, как Россия, Казахстан, Украина. Однако при этом

следует учитывать тот факт, что на них обслуживаются только резиденты, в результате чего национальные биржевые рынки остаются внутренними, замкнутыми, а это существенно ослабляет интерес к использованию национальных валют во взаимных расчетах. Несмотря на это, нельзя не согласиться с директором Московской межбанковской валютной биржи (ММВБ) А.В. Захаровым в том, что существующие биржи стран СНГ обладают солидным потенциалом, который может быть использован для координации валютной политики стран СНГ. «Так, для формирования единого в рамках всего Содружества рыночного курса той или иной национальной валюты необходимо, чтобы к торгам по ней был подключен широкий круг банков-нерезидентов. Опыт такого подключения имеется. Кроме того, уже используются разнообразные инструменты проведения торгов, позволяющие проводить операции “ограниченно конвертируемая валюта - свободно конвертируемая валюта”, а также между двумя свободно конвертируемыми валютами» [2, с. 52].

Придать устойчивость и необратимость интеграционным процессам в странах СНГ способны крупные межнациональные объединения промышленных предприятий и банков. Понимание объективной необходимости консолидации финансовых рынков побудило биржи создать Международную ассоциацию бирж стран СНГ (МАБ). Созданная в апреле 2000 г., она объединяет 18 бирж из 8 стран Содружества. Главная цель ассоциации -формирование единого биржевого пространства и достижение равноправного сотрудничества с европейскими биржами. Только в 2007 г. объем биржевых сделок, организованных участниками МАБ СНГ, составил 3,1 млн долл., что в 1,8 раза превышает показатели предыдущего года [6].

Кроме того, под эгидой МАБ СНГ разрабатывается проект интегрированного валютного рынка стран СНГ на базе объединения электронных торговых систем бирж стран Содружества. Реализация этого проекта позволит решить как проблемы информационного характера, так и задачу организации взаимных котировок, проведения операций по купле-продаже национальных валют, обеспечению взаимных расчетов в них.

В настоящее время ММВБ реализовала ряд проектов с биржами Украины, Белоруссии и Казахстана. Так, в Украине в мае 2001 г. в рамках партнерства с информационными агентствами «Интерфакс - Украина» и «Интерфакс» запущена информационно-аналитическая система «ЭФиР - Украина». В системе представлен блок компьютерной информации о ситуации на украинском, российском и международном финансовых рынках. Эту информацию в систему поставляют ведущие российские биржи и Украинская Первая фондовая торговая система. ММВБ и Белорусская валютнофондовая биржа еще в декабре 2000 г. подписали документ о сотрудничестве с целью формирования интегрированного биржевого пространства [3]. В соответствии с указанным документом осуществляется обмен информацией, разрабатываются направления развития совместной биржевой деятельности, изучаются возможности унификации технологической базы торгов и расчетов на обеих биржах.

Аналогичные документы (меморандумы) подписаны в 2001 г. с казахстанской и бакинской межбанковскими валютными биржами. В этих документах стороны договорились о стратегическом сотрудничестве с целью развития финансовых рынков этих стран, создания условий для сближения механизмов их функционирования и формирования единого интегрированного биржевого пространства. Таким образом, можно отметить позитивную динамику развития этого сектора финансового рынка, которая может дать импульс углублению процесса валютно-финансовой интеграции в пространстве СНГ.

5. Высокая мобильность рабочей силы и капиталов. Миграция рабочей силы между странами СНГ, как наиболее мобильного фактора производства, весьма ощутима. Фактор языковой общности накладывает свой отпечаток на миграционные процессы и делает их достаточно стремительно развивающимися. Наибольший поток мигрантов наблюдается между Россией и Беларусью. Отсутствие языковых барьеров и возможность безвизового передвижения между странами позволяют предположить дальнейшее углубление миграционных процессов.

Увеличение миграционного потока между странами СНГ свидетельствует о повы-

шении мобильности капиталов. В то же время основной поток инвестиций направлен по-прежнему в ЕС и США. Росту экспорта капиталов из стран СНГ способствуют политическая нестабильность, высокая налоговая нагрузка, бюрократизация и криминализация экономик.

В отношении передвижения товаров и услуг между странами СНГ следует отметить отсутствие скоординированной торговой и транспортной политики, особенно в части необходимости развития международных транспортных коридоров, наличия тарифных и нетарифных барьеров во взаимной торговле и т. д. Однако на протяжении всего периода существования СНГ взаимная внешняя торговля стран находилась на достаточно высоком уровне, особенно это касается стран-лидеров Содружества: России, Украины, Белоруссии, Казахстана. Внешнеторговый оборот этих стран составляет 20-25 % от уровня внешнеторгового оборота России, показатель внешнеторгового оборота которой имеет максимальное значение среди стран СНГ [4]. Показатели внешнеторгового оборота остальных новых независимых государств составляют не более 3-5 % от внешнеторгового оборота России. Последнее обстоятельство говорит о недостаточной степени их взаимной внешнеторговой открытости, что, безусловно, является неблагоприятным фактором унификации их валютных систем, фиксации валютных курсов и стирания экономических границ между странами.

Тем не менее именно постсоветское пространство является стратегически важным для развития внешней торговли стран Содружества. Продвижение товаров и услуг из стран СНГ на европейский и мировой рынок затруднено их недостаточной конкурентоспособностью, а также неразвитостью нормативно-правовой базы, регулирующей сферу внешнеторговой деятельности.

6. Наличие высокой степени зависимости экономик стран СНГ от российской экономики в силу сырьевой их направленности, что на фоне значительной дифференциации уровней экономического развития означает наличие потенциального ядра валютно-финансовой интеграции в регионе.

7. Низкая ликвидность национальных денежных единиц и как следствие - высокая сте-

пень «долларизации» экономик стран Содружества. Россия и другие страны-экспортеры энергоресурсов из числа стран СНГ испытывают значительный приток иностранной валюты в экономику. Об этом свидетельствует и тот факт, что в настоящее время взаимные расчеты между хозяйствующими субъектами стран осуществляются в основном в долларах США или евро.

Говоря о национальных валютах, следует заметить, что, имея характер «ограниченной конвертируемости», большинство из них до настоящего времени продолжают оставаться «мягкими» финансовыми средствами международных расчетов, поскольку даже в рамках национальных хозяйств они неполноценно выполняют основную функцию денег - меру стоимости. Зачастую на национальных рыках предлагается множество товаров и услуг, цены на которые изначально устанавливаются в валюте США или Европейского союза. В значительной степени эти валюты используются также и для накопления. Таким образом, для ускорения расчетов между хозяйствующими субъектами и на национальном, и на межнациональном рынке удобнее применять американскую и другую свободно конвертируемую валюту в качестве средства платежа.

В результате создается ненормальная ситуация, когда продавцы товаров воздерживаются принимать в оплату от своего контрагента его национальную валюту, предпочитая свободно конвертируемую валюту либо используя практику бартерного обмена, различные формы «теневого» клиринга. Таким образом, отсутствие скоординированных действий в осуществлении платежно-расчетных операций между контрагентами стран Содружества затрудняет развитие единой платежной системы в пространстве СНГ. Это, с одной стороны, является негативной предпосылкой развития процесса валютной интеграции в регионе, с другой - стимулом к изменению ситуации посредством организации своей собственной системы расчетов на основе введения коллективной валюты стран СНГ.

К числу геополитических предпосылок валютно-финансовой интеграции в СНГ относятся:

1. Географическая близость стран-уча-стниц и большая протяженность общих границ. Это, пожалуй, одно из условий, противо-

речивость которых отрицать невозможно. Действительно, протяженность границ России со странами СНГ велика даже в сравнении с Евросоюзом, что является положительным моментом для региональной интеграции, позитивным фактором снижения издержек, в том числе транспортных. С другой стороны, значительная географическая протяженность сопредельных территорий стран интеграционного объединения повышает значимость наличия развитой транспортной и иной инфраструктуры, формирование которой для многих государств Содружества по-прежнему остается актуальной проблемой.

2. Наличие политической воли в административно-управленческих кругах как на макро-, так и на микроуровне национальных хозяйственных систем стран СНГ. Это условие достаточно важно для развития современных экономических взаимосвязей между государствами Содружества, на которые проецируются положительные и отрицательные последствия их общего социалистического прошлого. Если говорить о микроуровне, то необходимо отметить достаточно высокую степень заинтересованности в объединении со стороны бизнес-структур в странах СНГ, в том числе финансовых (банков, бирж и др.). Подтверждением тому может служить создание МАБ СНГ, Межгосударственного банка стран СНГ и т. д. В то же время на макроуровне зачастую наблюдается отсутствие четкого осознания экономической и политической целесообразности углубления интеграции либо происходит попытка ее осуществления под влиянием политических соображений, а не с учетом экономических потребностей и прежде всего готовности стран Содружества к активному вовлечению в интеграционные процессы.

Социальные предпосылки валютно-финансовой интеграции вытекают из значительной культурно-языковой общности, включая: отсутствие языкового барьера, совместимость национальных систем общего и профессионального образования, наличие значительной доли смешанного населения и смешанных браков, функционирование общей информационной системы в научно-исследовательской сфере.

Анализ рассмотренных объективных предпосылок интеграции в Содружестве по-

зволяет сделать вывод, что создание сплоченного интеграционного сообщества с единой валютой в современном формате в ближайшей перспективе маловероятно. Последние события свидетельствуют о том, что большинство стран СНГ пока явно не склонны идти на многосторонней основе дальше формирования зоны свободной торговли, сохраняя за собой право введения в случае необходимости тех или иных ограничений на пути взаимного торгового обмена.

С учетом разноскоростного характера интеграции весьма перспективным остается развитие объединения ЕврАзЭС, включающего в качестве членов Россию, Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан, поскольку влияние в данном сообществе политического фактора существенно, а имеющиеся финансово-экономические предпосылки подразумевают возможность углубления отношений в валютно-финансовой сфере. Интеграционные процессы в государствах СНГ предопределяются эволюцией мирового хозяйства. В то же время конкретные формы, механизмы и масштабы интеграции в Содружестве будут во многом зависеть как от объективных (состояние экономической конъюнктуры), так и субъективных (политическая воля лидеров государств к объединению) условий.

Таким образом, на современном этапе развития отношений в постсоветском пространстве каждая из стран-участниц СНГ должна выбрать оптимальное направление и форму интеграции,

основываясь на анализе состояния национальной финансово-экономической системы, всех предпосылок и факторов, как способствующих, так и препятствующих валютно-финансовой интеграции в Содружестве, на оценке готовности страны к участию в этом процессе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белов, А. Г. Опыт европейской интеграции и формирование Единого экономического пространства «большой четверки» Евро-Азиатско-го региона / А. Г. Белов // Деньги и кредит. - 2004. -№ 12. - С. 37-43.

2. Захаров, А. В. О концепции единого валютного пространства СНГ / А. В. Захаров. - М. : ЗАО «Юрид. Дом “Юстицинформ”», 2002. - 114 с.

3. Захаров, А. В. О концепции единого валютного пространства стран СНГ / А. В. Захаров. -Режим доступа: http://www.nikitskiyclub.ru /publications.php?idpublication=5idissue=9.

4. Исполнительный комитет Содружества независимых государств: информация о социальноэкономическом положении государств-участников СНГ. - Режим доступа: http://www.cis.minsk.by /main.aspx?uid=1318.

5. Нижникова, Е. С. Универсализация валютной интеграции в евразийском экономическом сообществе. Финансово-кредитная система: опыт и проблемы / Е. С. Нижникова // Проблемы современной экономики. - 2002. - №9 3. - Режим доступа: Ш:їр://^^№ т-есопоту. ш/аг! php3?artid= 13607.

6. Финам : информ.-аналит. портал. - Режим доступа: http://www.iinam.ru/analysis/newsitem2C 1С1 /default.asp.

OBJECTIVE PRECONDITIONS FOR FINANCIAL AND MONETARY INTEGRATION INTO THE CIS AREA

К.А. Abramova

This article is devoted to the preconditions for financial and monetary integration into the CIS area. The author has attempted to develop a classification consisting of economic, geopolitical and social preconditions. The conclusion on the possibility of monetary and financial integration intensification processes in the region is provided.

Key words: international economic integration, financial and monetary integration, preconditions for financial and monetary integration, Commonwealth of Independent States.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.