Экономическая интеграция стран СНГ в финансовой сфере
Одной из тенденций развития мировой экономики на современном этапе является рост взаимозависимости стран мира с одновременным развитием интеграционных процессов и интенсивным переходом стран от замкнутых национальных хозяйств к экономике открытого типа. Глобализация и конкуренция достигли такого уровня, что возможности стран добиться экономического роста в одиночку резко сократились. Одновременно происходят изменения в мировой валютной системе, усиливаются процессы региональной экономической и валютной интеграции.
Причинами валютной интеграции являются факторы внутреннего и внешнего характера. К первым относятся взаимозависимость, взаимосвязь и взаимопереплетение национальных экономик и, как следствие, необходимость создания механизма коллективного валютного регулирования. Причины внешнего характера включают переплетение циклических и структурных кризисов мирового хозяйства, обострение противоречий между другими странами.1
Валютная интеграция - это неотъемлемая составная часть региональной интеграции. Этот процесс постепенно захватывает все большее число государств. Не стали исключением и страны СНГ. Экономическая интеграция стран СНГ в валютной сфере определяется поэтапной трансформацией их валютно-финансовых отношений: от дезинтеграции, через этап становления национальных валютных систем к их интеграции.
Несмотря на наличие внутренних и внешних предпосылок, обусловленных общностью экономического развития и способствующих развитию интеграционных процессов в валютно-финансовой сфере, их протекание на пространстве СНГ тормозится отсутствием четко поставленных целей валютной интеграции и недостаточной проработанностью
Л.И. Хомякова
УДК 339.923 ББК 65.5 Х - 769
1 Валовая Т.Д. Проблемы формирования экономического и валютного союза. - М.: Златоцвет, 1994. - С. 8.
мероприятий для их достижения. Низкая интенсивность взаимодействия в валютно-финансовой сфере, незрелость торгово-экономических и институциональных структур большинства государств СНГ, слабо приспособленных для реального интеграционного сотрудничества в рыночных условиях, нарушение основных закономерностей валютной интеграции препятствуют эффективному сотрудничеству стран Содружества.
Практически во всех странах сложились полноценные национальные денежные системы, проводится независимая денежно-кредитная политика. Не стоит игнорировать и тот фактор, что национальная валюта многими воспринимается как символ независимости государства. Несмотря на заметные сдвиги в интеграционных процессах в рамках стран СНГ, существуют разногласия между национальным суверенитетом и попытками наднационального регулирования валютно-кредитных отношений. Фактически, для стран СНГ на современном этапе характерна форма валютной интеграции, выражающаяся во взаимодействии при проведении взаимных платежей и расчетов. Хотя следует признать, что она, как правило, используется странами, которые имеют относительно слабые валюты и нехватку валютных резервов.
Характерной чертой валютно-финансовой интеграции стран СНГ является то, что она происходит под существенным влиянием глобализации и европейской интеграции. При этом желание некоторых государств СНГ войти в состав ЕС и ВТО является причиной их сдержанного отношения к интеграции на постсоветском пространстве. В этих условиях валютная интеграция стран СНГ - это средство укрепления национальных денежных единиц в условиях конкуренции между валютами на внешних и внутренних рынках. Ее задачи на пространстве СНГ состоят в следующем:
- формирование единого внутреннего валютно-финансового пространства;
- разработка единой валютной политики в отношении третьих стран;
- расширение использования национальных валют в обслуживании взаимных торгово-экономических связей.
Важной частью валютно-финансовой интеграции является необходимость развития валютного регулирования стран СНГ. Анализ нормативных документов в сфере валютного регулирования позволяет утверждать, что значительная часть норм, содержащихся в основных законах, практически совпадает в разных государствах. При этом осуществляются мероприятия, направленные на либерализацию валютных режимов, ведется работа по приведению национальных законодательств к международным нормам.
Постепенно появляются предпосылки для создания системы наднационального валютного регулирования. Так, в 2009 году было подписано Соглашение об основополагающих принципах валютной политики государств-членов ЕврАзЭС по
регулированию и контролю операций, связанных с движением капитала. В стадии разработки находятся Соглашение о гармонизации принципов и механизмов проведения государствами-членами ЕврАзЭС денежно-кредитной и валютной политики и Концепция либерализации рынка финансовых услуг государств-участников СНГ, направленные на развитие сотрудничества в валютно-финансовой сфере, развитие взаимных торгово-экономических отношений и интеграционных процессов в валютной сфере, выработку согласованной стратегии развития рынков финансовых услуг. В целях создания правовых основ взаимного допуска банков-резиден-тов государств-участников СНГ на их национальные валютные рынки дорабатывается проект соглашения, аналогичного действующему с 2006 года Соглашению о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов ЕврАзЭС. Проект Соглашения об основных принципах политики в области валютного регулирования и валютного контроля в государствах-участни-ках СНГ предусматривает постепенное ослабление и отмену валютных ограничений в отношении платежей и переводов денег между резидентами государств СНГ.
В развитие Соглашения о сотрудничестве в области организации интегрированного валютного рынка государств-членов ЕврАзЭС в 2010 году заключены двусторонние соглашения об информационном обеспечении участников интегрированного валютного рынка между Центральным банком Российской Федерации и центральными (национальными) банками Республики Беларусь, Кыргызской Республики и Республики Таджикистан.
План действий по формированию Единого экономического пространства предусматривает создание условий для взаимной конвертируемости национальных валют и переход к расчетам в национальных валютах. В рамках ЕЭП предполагается осуществить мероприятия, направленные на последовательную либерализацию валютной политики.
В целях активизации биржевых торгов национальными валютами стран СНГ ведется работа по упрощению допуска банков-нерезидентов на национальные валютные рынки для проведения валютных операций. Вносятся изменения в правила членства в секции валютного рынка национальных бирж. С 2009 года кредитным организациям - резидентам государств ЕврАзЭС предоставлено право вступать в члены Секции валютного рынка ММВБ. На ММВБ созданы условия для торгов казахстанскими тенге, белорусскими рублями и украинскими гривнами. К торгам национальными валютами на ММВБ допущен ряд белорусских банков. А российский банк ОАО «Промсвязьбанк» является членом валютного рынка Казахстанской фоновой биржи.
В части расчетов в национальных валютах в настоящее время ситуация складывается следующим образом. В расчетах по обслуживанию взаимной торговли России со странами ЕврАзЭС доля российского рубля составляет в среднем около 50%, со странами СНГ - около 40%. Доля других национальных валют на протя-
жении ряда лет остается в пределах 1%.2 В результате финансового кризиса произошло падение курсов национальных валют, сокращение спроса и предложения национальных валют на валютных рынках стран СНГ, что негативно сказалось на развитии торгово-экономических связей и сближении политики государств-участ-ников СНГ в валютно-финансовой сфере.
В целом по СНГ, по данным Банка России, суммарный объем направленных и полученных платежей в 2009 году составил 63,7 млрд долларов США. Из них 40,9% приходилось на российский рубль, 50,3% - на доллар США, 8,1% - на евро, на долю остальных валют - менее 1%. Общее количество направленных и полученных платежей в рамках ЕврАзЭС в 2009 году составило 2,2 млн единиц, а общая сумма - 76,1 млрд долларов США. Доля платежей Российской Федерации в общем количестве и объеме направленных и полученных платежей составила 31,8% и 47,2%, Республики Беларусь - 44,1% и 32,0%; Республики Казахстан -12,4% и 16,3%; Кыргызской Республики - 1,4% и 2,4%; Республики Таджикистан
- 10,4% и 2,0%.3
В валютной структуре направленных и полученных платежей стран ЕврАзЭС основную долю составляли платежи в российских рублях - 75,7% общего количества. Удельный вес количества направленных и полученных платежей в долларах США составил 15,3%, в евро - 4,5%, в белорусских рублях - 3,8%, на остальные виды валют приходилось 0,7%. В общем объеме направленных и полученных платежей доля российского рубля также оставалась наибольшей - 48,8%. Доля платежей в долларах США в общем объеме направленных и полученных платежей в 2009 году составила 40,6%, в евро - 9,6%, в остальных видах валют - 0,9% в совокупности. Российский рубль преимущественно использовался в двусторонних расчетах России со странами ЕврАзЭС. Его доля в общем количестве и объеме направленных и полученных платежей составила: с Республикой Беларусь - 91,3% и 51,9%, с Республикой Казахстан - 78,7% и 48,5%, с Кыргызской Республикой -58,7% и 25,2%, с Республикой Таджикистан - 62,4% и 45,8% соответственно.
Российский рубль также использовался в качестве валюты расчетов между странами ЕврАзЭС помимо Российской Федерации. Так, расчеты в российских рублях между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан составили 18,4% от общего количества и 20,4% от общего объема направленных и полученных платежей (по данным Национального банка Республики Беларусь), между Республикой Беларусь и Кыргызской Республикой - 10,4% и 12,0% соответственно (по данным Национального банка Республики Беларусь), между Республикой Казахстан и Кыргызской Республикой - 6,6% и 4,4% соответственно (по данным Национального Банка Республики Казахстан).
2 Подробнее см. информационный портал Межгосударственного банка. www.isbnk.info.
3 По данным соответствующих центральных (национальных) банков.
В Республике Казахстан, Кыргызской Республике и Республике Таджикистан в качестве валюты расчетов чаще использовался доллар США, доля которого в 2009 году в общем объеме направленных и полученных платежей указанных стран по данным центральных (национальных) банков этих стран составляла 52,5%, б0,б% и 72,7% соответственно.
В 2010 году общее количество направленных и полученных платежей госу-дарств-участников ЕврАзЭС по сравнению с 2009 годом увеличилось на 25,3% и составило 2,S млн единиц. Общий объем направленных и полученных платежей увеличился на 19,5% - до 91,0 млрд долларов США. В общем количестве и объеме направленных и полученных платежей 30,5% и 47,8% приходилось на платежи Российской Федерации; 45,5% и 33,3% - на платежи Республики Беларусь; 11,5% и 15,2% - на платежи Республики Казахстан; 2,4% и 2,2% - на платежи Кыргызской Республики; 10,1% и 1,4% - на платежи Республики Таджикистан.
В 2010 году в валютной структуре направленных и полученных платежей госу-дарств-участников ЕврАзЭС преобладали платежи в российских рублях: 77,б% по количеству и 5б,0% по объему. Доля платежей в долларах США составила 14,3% от общего количества и 35,0% от объема, в евро - 3,9% и 8,0%, в белорусских рублях
- 3,б% и 0,3% соответственно, в остальных видах валют - 0,б%. Доминирование российского рубля во взаимных расчетах объясняется устойчивым экономическим и финансовым положением России, наибольшей долей в общем экономическом потенциале региона, активностью в торговле со странами СНГ.
Платежи в российских рублях в двусторонних расчетах между Республикой Беларусь и Республикой Казахстан составили 24,8% и 21,8% (по данным Национального банка Республики Беларусь) и 18,4% и 14,0% (по данным Национального Банка Республики Казахстан) от общего количества и объема направленных и полученных платежей между указанными странами.
В валютной структуре расчетов государств-участников ЕврАзЭС, исключая Россию, преобладал доллар США: в расчетах Республики Беларусь со странами ЕврАзЭС (кроме России) на него приходилось 5б,2% по количеству и 71,2% по объему направленных и полученных платежей; в расчетах Республики Казахстан
- б7,б% и 81,б%; в расчетах Кыргызской Республики - б5,4% и 85,9%; в расчетах Республики Таджикистан - 80,б% и 9б,2% соответственно. Менее значимую роль играл евро, его максимальная доля в количестве и объеме направленных и полученных платежей отмечалась в расчетах Республики Беларусь с государствами-участниками ЕврАзЭС, исключая Россию, - 1б,5% и 11,б%.
Сложившаяся практика использования СКВ во внутренних расчетах между странами СНГ не отвечает потребностям национальных экономик, снижает эффективность внешнеторговых операций, ограничивает интенсивность интеграционных процессов в СНГ. Ряд стран, национальные валюты которых являются ограниченно конвертируемыми, стремятся создать дополнительные стимулы для их
практического использования. При этом не всегда такие страны готовы обеспечить благоприятные условия для проведения операций с национальными валютами в соответствии с международной практикой. Создание интегрированного валютнофинансового пространства позволило бы расширить сферу обращения национальных валют, перевести часть внутрирегиональной торговли на национальные валюты, повысить их устойчивость и снизить внешние риски.
Суммируя изложенное, можно выделить ряд особенностей, присущих процессам экономической интеграции в СНГ в валютной сфере:
- экономическая и валютная интеграция в СНГ носят разноуровневый и разноскоростной характер;
- общие цели валютной интеграции до сих пор четко не сформулированы;
- недостаточно разработаны мероприятия, направленные на создание условий для последующей финансовой унификации экономик интегрирующихся стран;
- значительное влияние на интегрирующиеся страны оказывают процессы глобализации и европейской интеграции;
- развитие операций в национальных валютах стран СНГ сдерживается ограниченным набором финансовых инструментов в национальных валютах, их волатильностью, трудностями в обеспечении взаимных прямых котировок вследствие различной степени развития инфраструктуры национальных валютных рынков, множественностью обменных курсов и функционированием «черного» валютного рынка в отдельных странах, а также рядом других ограничений.
БИБЛИОГРАФИЯ:
1. Валовая Т.Д. Проблемы формирования экономического и валютного союза. - М.: Златоцвет, 1994. - 128 с.
2. Буторина О.В. Экономический и валютный союз ЕС в мире. Теория и практика: Доклады Института Европы №85. - М., 2001. - 164 с.
3. Интеграционные процессы в странах СНГ: тенденции, проблемы, перспективы: Монография / под ред. д.э.н., проф. Б.М.Смитиенко. - М.: Финакадемия, 2008. - 288 с.
4. Исполнительный комитет СНГ www.cis.minsk.by, Интеграционный комитет ЕврАзЭС www.evrazes.com, Комиссия таможенного союза www.tsouz.ru.