Научная статья на тему 'Объективные и субъективные факторы и их учет в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений'

Объективные и субъективные факторы и их учет в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3532
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек. Спорт. Медицина
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясов Д. Ф.

В статье проанализированы объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективные и субъективные факторы и их учет в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений»

ББК 4484(2)68+4481.42

ОБЪЕКТИВНЫЕ И СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ И ИХ УЧЕТ В УПРАВЛЕНИИ ПОВЫШЕНИЕМ КВАЛИФИКАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Д.Ф. Ильясов ЮУрГУ

В статье проанализированы объективные и субъективные факторы, влияющие на эффективность функционирования системы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений.

Существующая система повышения квалификации руководителей образовательных учреждений характеризуется наличием различного рода факторов, так или иначе влияющих на ее функционирование и развитие. Поэтому в данной статье мы охарактеризуем, какие факторы оказывают влияние на функционирование этой системы и как их учесть в управлении ею.

В данной статье мы опираемся на общепринятое толкование понятия «фактор» как движущей силы, причины какого-либо изменения или условия существования чего-либо. Заметим, что в реальной практике повышения квалификации руководителей образовательных учреждений существует большое количество факторов. При этом они различаются как по природе происхождения, так и по силе воздействия на данную систему. Совершенно очевидно, что целостное представление о многообразии такого рода факторов можно получить, если провести их классификацию. В педагогической литературе, однако, нами не было обнаружено каких-либо подходов к классификации таких факторов. Поэтому при классификации факторов, влияющих на функционирование системы повышения квалификации руководителей, мы использовали общие подходы к группировке социально-экономических факторов (А.А. Голиков, С.А. Дрокин, Е.А. Не-живенко и др.).

Так, в зависимости от места возникновения выделяются внешние и внутренние факторы. С точки зрения нашей проблемы, внешние факторы отражают условия функционирования системы повышения квалификации руководителей, создаваемые внешними по отношению к ней субъектами. Естественно, что данные субъекты определяются спецификой и уровнем системы. Если речь идет, например, о региональной системе повышения квалификации руководителей, то в

качестве внешних по отношению к ней субъектов могут выступать Министерство образования и науки РФ, а также учреждения и организации иных (отличных от системы образования) ведомств: культуры, экономики, финансов и т.п. Внутренние же факторы представляют собой условия функционирования системы повышения квалификации руководителей, создаваемые самой системой (или в самой системе).

Кроме того, по степени управляемости факторы можно разделить на управляемые и неуправляемые; по направленности действия

- позитивные и негативные; по длительности действия - краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные; по силе влияния -сильные и слабые; по способу влияния -прямые и косвенные; по направленности действия - позитивные и негативные. Можно привести классификационные группы и на основании других признаков.

Так как ключевой фигурой исследуемой системы повышения квалификации выступает руководитель образовательного учреждения, то соответствующие факторы имеет смысл рассматривать сквозь призму его деятельности. В этой связи в зависимости от деятельности руководителя как субъекта повышения квалификации все многообразие факторов следует разделить на две группы: объективные и субъективные факторы. При этом к объективным следует отнести те факторы, которые не зависят от руководителя образовательного учреждения, а к субъективным - те факторы, которые обусловлены субъектной деятельностью этого руководителя.

Например, к субъективным факторам могут быть отнесены индивидуальные особенности руководителей образовательных учреждений, их потребности и возможности в повышении квалификации, содержание и особенности их профессиональной деятель-

ности, имеющийся опыт управления образовательным учреждением и т.п. К объективным факторам имеет смысл отнести требования государственных и муниципальных органов управления образованием к организации и осуществлению повышения квалификации кадров вообще и руководителей образовательных учреждений в частности, содержание федеральной (региональной, муниципальной) кадровой политики и политики в области образования подрастающего поколения, финансовые возможности органов управления образованием поддерживать повышение квалификации руководителей и т.п.

Единство объективных и субъективных факторов находит отражение в принятой нами трактовке понятия «профессиональная квалификация руководителя образовательного учреждения». В интерпретации этого понятия выделены два аспекта: нормативный и психолого-педагогический. В нормативном аспекте под профессиональной квалификацией понимаются нормативно закрепленные требования к руководителю образовательного учреждения, являющиеся следствием социально-образовательного заказа, тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждения образования, Устава образовательного учреждения. В психолого-педагогическом аспекте под профессиональной квалификацией руководителя образовательного учреждения понимается его специфическое внутреннее свойство, позволяющее благодаря присвоенной специальной образованности реализовывать профессиональную деятельность на требуемом уровне качества в сфере организации и осуществления управления образовательным учреждением. В сущности, нормативный аспект профессиональной квалификации отражает его объективную сторону, а психолого-педагогический - субъективную сторону.

Совершенно очевидно, что среди многообразия объективных и субъективных факторов имеются такие, которые играют как позитивную, так и негативную роль. Наша позиция состоит в том, чтобы учитывать в единстве объективные и субъективные факторы в управлении повышением квалификации руководителей, независимо от того, являются ли эти факторы позитивными или негативными. В качестве методологического основания обеспечение

единства объективных и субъективных факторов в управлении выступает принцип регулируемого эволюционирования. Его сущность обоснована нами в ряде публикаций [1, 2]. В соответствии с принципом регулируемого эволюционирования субъекты управления должны опираться на проявляющиеся в явном виде свойства системы повышения квалификации руководителей. Когда такие свойства проявляются не в явном виде, следует дать возможность системе «проявить себя». Для этого субъектами управления предпринимаются вполне определенные управленческие действия. При этом их направленность должна быть такова, чтобы усиливалось действие позитивных факторов, а действие негативных - напротив, нивелировалось (или устранялось).

Предлагаемая нами технология управления повышением квалификации руководителей образовательных учреждений основывается на принципе регулируемого эволюционирования. Охарактеризуем ее сущность.

Данная технология регламентирует:

- отбор содержания повышения квалификации в соответствии с нормативно закрепленными и социально обусловленными требованиями субъектов государственнообщественного управления образованием;

- проектирование образовательных программ повышения квалификации руководителей образовательных учреждений, осуществляющееся на трех этапах: формирование целевого заказа на проектирование образовательной программы, ее изготовление и оценивание;

- различные формы реализации образовательных программ в системе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в зависимости от условий их непрерывного профессионального образования.

На начальном этапе реализации технологии речь целесообразно вести о проектировании образовательной программы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Необходимость учета объективных и субъективных факторов требует выделения в содержании образовательной программы трех разделов: инвариантного, вариативно-общего, вариативноиндивидуального.

Инвариантная часть составляется в соответствии с требованиями федерального

органа управления образованием, стандарта профессионального образования по специальности «Государственное и муниципальное управление», а также проектом стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент в социальной сфере» с квалификацией «Менеджер образования». Учитывая содержание и особенности управления образованием, эту часть программы можно использовать в процессе повышения квалификации всех категорий руководителей образовательных учреждений.

Эта часть образовательной программы основывается на учете, прежде всего, объективных факторов. Исходя из этого, можно рекомендовать включение следующих разделов в инвариантную часть образовательной программы:

- методологические и теоретические основания управления образовательным учреждением* что обусловливается необходимостью научно обоснованного подхода к осуществлению управления образовательным учреждением, применением методологических подходов и теории управления образованием в практике подготовки, принятия и содействия исполнению управленческих решений;

- нормативно-правовое обеспечение управления образовательным учреждением, что обусловливается необходимостью уточнения нормативов и регламентов функционирования образовательного учреждения в условиях системно организованного образовательного пространства (муниципального, регионального или федерального);

- психолого-педагогические предпосылки управления образовательным учреждением, что обусловливается необходимостью обеспечения личностно ориентированного характера взаимодействия участников образования в образовательном учреждении и организации педагогического содействия в образовании подрастающего поколения;

- информационное обеспечение управления образовательным учреждением, что обусловливается необходимостью преодоления информационной недостаточности в управлении (при принятии управленческих решений) и внедрении в управление информационных и телекоммуникационных средств и технологий;

- финансово-экономические предпосылки управления образовательным учреждением, что обусловливается необходимостью обеспечения стабильного функционирования образовательного учреждения в условиях рыночных отношений.

Соответствующие разделы инвариантной части образовательной программы могут быть описаны в виде вполне конкретных элементов содержания, которые предъявляются руководителю для освоения. Также следует разработать соответствующее дидактическое и методическое обеспечение.

Содержание вариативно-общей части образовательной программы целесообразно формировать с учетом региональных требований к отбору содержания повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Следовательно, проектированию этой части образовательной программы должна предшествовать работа по детальному изучению соответствующих программных документов: программы развития образования региональной образовательной системы, программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников региональной образовательной системы и т.п.

Эти требования к отбору содержания вариативно-общей части образовательной программы будут дополнены и уточнены на основании информации, получаемой в ходе инспекторских проверок и результатов аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Данную работу по изучению аналитических материалов по итогам проверок и аттестации целесообразно проводить совместно со структурными подразделениями учреждения дополнительного профессионального педагогического образования, которые непосредственно задействованы в соответствующих проверках. Помимо этого, полезно принимать во внимание рекомендации муниципальных органов управления образованием. С этой целью также следует проводить собеседования со специалистами муниципальных органов управления образованием, а также самих руководителей.

Эта часть образовательной программы основывается на учете в большей степени объективных и в меньшей степени - субъективных факторов. Исходя из этого, следует разрабатывать совокупность (пакет) спец

курсов, которые характеризуют содержание вариативно-общей части образовательной программы. Содержание спецкурсов должно отражать современные подходы к решению актуальных проблем управления образовательным учреждением в регионе. При этом следует учитывать содержание и особенности управленческой деятельности различных категорий руководителей образовательных учреждений. Например, для повышения квалификации руководителей общеобразовательных школ можно разработать спецкурсы со следующей тематикой:

- организационно-управленческие аспекты обновления содержания и структуры общего среднего образования;

- организация повышения квалификации педагогических работников в школе;

-управление методической работой в школе;

-управление инновационной деятельностью педагогических работников в школе;

-управленческие условия обеспечения паритета образования и здоровьесбережения учащихся в школе;

-управление развитием и функционированием воспитательной системы в школе;

- организационно-управленческие аспекты взаимодействия школы с родителями учащихся.

Аналогичные спецкурсы могут быть разработаны и для других категорий руководителей образовательных учреждений.

Содержание вариативно-

индивидуальной части образовательной программы следует формировать с учетом индивидуальных образовательных потребностей руководителей образовательных учреждений. Эта часть образовательной программы основывается на учете в большей степени субъективных, в меньшей степени -объективных факторов. С помощью анкетирования можно получить представление о том, какие образовательные потребности руководителей образовательных учреждений являются доминирующими. Нами .в течение 4 лет осуществлялось анкетирование руководителей образовательных учреждений. Среди наиболее часто встречающихся аспектов управления образовательным учреждением, в освоении которых проявляют потребность руководители, можно назвать следующие:

- программно-целевой принцип в управлении; разработку и реализацию программ развития образования (24,8 %);

- организационные аспекты подготовки образовательного учреждения к аттестации и аккредитации (21,8 %);

-новые образовательные программы и обеспечение единства образовательного пространства в учреждении (20,5 %);

- образовательное учреждение в условиях многоканального финансирования (16,7 %);

-роль руководителя образовательного учреждения в формировании благоприятного психологического микроклимата в трудовом коллективе (15,2 %);

-содействие родителям обучающихся (воспитанников) в повышении уровня их психолого-педагогической грамотности (13,8%);

-организационные аспекты привлечения общественности в управление образовательным учреждением (13,5 %);

- организацию здоровьесберегающего образовательного процесса в образовательном учреждении (11,3 %);

- внедрение новых педагогических технологий в практику воспитания и обучения учащихся (10,5 %);

-психологические аспекты управления персоналом в образовательном учреждении (9,7%);

- новые информационные технологии в управлении образовательным учреждением (8,8 %).

Для того чтобы наиболее полно удовлетворить образовательные потребности руководителей, в программе важно предусмотреть возможность освоения интересующих их аспектов управленческой деятельности. Эту работу стоит осуществлять в ходе индивидуальных и групповых консультаций, а также в процессе самообразовательной деятельности руководителей. В проведение консультаций имеет смысл вовлечь специалистов кафедр и лабораторий учреждения дополнительного профессионального педагогического образования, а также опорных площадок (на базе ведущих образовательных учреждений области, города или района).

Разработанная таким образом образовательная программа может быть рассмотрена как основание для организации повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Конечно, предварительно

она должна пройти процедуру оценивания, что, между прочим, предусматривается разработанной нами ранее технологией. Высказанные экспертами замечания и предложения должны быть учтены и по мере необходимости внесены в проект образовательной программы. Затем эта программа должна быть рассмотрена на заседании учебнометодической комиссии, которая принимает окончательное решение о целесообразности (или нецелесообразности) ее использования в практике повышения квалификации руководителей образовательных учреждений.

Внедрению образовательных программ в практику повышения квалификации руководителей образовательных учреждений предшествует разработка графика реализации соответствующих образовательных программ. Его содержательный аспект характеризуется изложением порядка реализации образовательных программ повышения квалификации руководителей образовательных учреждений. Речь может идти об указании этапов поэлементного внедрения пакета образовательных программ, где для каждой образовательной программы устанавливаются сроки реализации. В графике указывают субъектов управления повышением квалификации руководителей, ответственных за каждый этап или в целом за реализацию соответствующей образовательной программы. Важно при этом отразить степень ответственности и указать пределы полномочий (компетенции) ответственных за реализацию образовательной программы лиц (координаторов образовательной программы). Иногда в графиках целесообразно указывать порядок отчетности о результатах реализации образовательных программ. В необходимых случаях в графике (в прикладной части) могут излагаться рекомендации или требования к отчетам о реализации образовательных программ.

Независимо от форм выражения порядка реализации образовательных программ в практике повышения квалификации руководителей образовательных учреждений необходимо иметь в виду решение общих вопросов. К таким вопросам относятся:

- тиражирование образовательных программ (или их редуцированных вариантов);

-определение общего планового количества слушателей курсов повышения квалификации на бюджетной основе (квот) по

каждому варианту образовательной программы;

-информирование субъектов управления повышением квалификации руководителей в муниципальных образовательных системах о содержании пакета образовательных программ и плановом количестве слушателей курсов повышения квалификации на бюджетной основе;

- сбор заявок на прохождение курсовой подготовки руководителей образовательных учреждений и формирование групп слушателей в соответствии с установленными нормативами.

Первым делом нужно определиться с ответственными лицами за тиражирование редуцированных вариантов образовательных программ. Следует подобрать форму тиражирования (на бумажной или безбумажной основе). Тиражирование на безбумажной основе возможно лишь при наличии у адресатов (муниципальных органов управления образованием) соответствующих технических средств приема образовательных программ. Если речь идет о тиражировании на бумажной основе, то возникает необходимость в решении вопросов, относящихся к осуществлению типографских услуг (бумага, размер шрифта, оформление образовательной программы и т.п.). Тиражирование образовательных программ и их оформление (брошюра, буклет, электронный носитель) связаны с определенными финансовыми затратами. Поэтому их следует подытожить, определить источники финансирования, порядок передачи образовательных программ в виде брошюр или буклетов адресатам (муниципальным органам управления образованием) либо на безвозмездной основе, либо с полной или частичной оплатой услуг.

Определение общего планового числа слушателей из числа руководителей образовательных учреждений на бюджетной основе осуществляется в соответствии с потребностями муниципальных образовательных систем, информация о которых предоставляется в учебную часть (учебный отдел) учреждения дополнительного профессионального педагогического образования. Согласование плановых показателей (квот) на курсовую подготовку руководителей образовательных учреждений на бюджетной основе по каждому варианту образовательных программ осуществляется учебной частью уч-

пакетами образовательных программ, учеб-

реждения дополнительного профессионального педагогического образования с представителями муниципальных органов управления образованием, ответственными за повышение квалификации руководителей. При этом, с одной стороны, принимается во внимание потребности муниципальных органов управления образованием в повышении квалификации руководителей образовательных учреждений, а с другой стороны, учитываются финансовые, кадровые, материально-технические возможности учреждений дополнительного профессионального педагогического образования удовлетворить эти возможности. Кроме того, принимаются во внимание средние плановые показатели по каждой муниципальной образовательной системе за предыдущий период и результаты достижения муниципальными органами управления образованием соответствующих плановых показателей. В этой связи следует заметить, что если по каким-то причинам муниципальному органу управления образованием не удалось достичь плановых показателей за отчетный период, то учебная часть по согласованию с администрацией учреждения дополнительного профессионального педагогического образования и администрацией муниципального органа управления образованием вправе внести коррективы в распределение плановых показателей, например, передать неосвоенное количество бюджетных мест другой муниципальной образовательной системе, которая испытывает в этом потребность. В любом случае, наиболее эффективным будет такое решение, которое основывается на всестороннем учете объективных и субъективных факторов.

Информирование субъектов управления повышением квалификации руководителей в муниципальных образовательных системах о содержании пакета образовательных программ и плановом количестве слушателей курсов повышения квалификации на бюджетной основе осуществляется учебной частью учреждения дополнительного профессионального педагогического образования. В соответствии с установленным регламентом учебная часть направляет в муниципальные органы управления образованием сформированные специальным образом пакеты образовательных программ и соответствующие плановые показатели по предложенному количеству слушателей. Наряду с

ная часть направляет в муниципальные органы управления образованием графики повышения квалификации руководителей в учреждении дополнительного профессионального педагогического образования на планируемый временной интервал (например, учебный год, календарный год).

Взаимодействие муниципального органа управления образованием с учреждением дополнительного профессионального педагогического образования, а также муниципального органа управления образованием с руководителем подведомственных образовательных учреждений является основанием для заключения договора на проведение курсовых мероприятий по повышению квалификации руководителей образовательных учреждений.

Договор заключается между учреждением дополнительного профессионального педагогического образования (исполнитель) и муниципальным органом управления образованием (заказчик). В соответствии с договором функции исполнителя заключаются в том, чтобы организовать повышение квалификации руководителей образовательных учреждений и обеспечить качественную реализацию предложенных образовательных программ. Функции заказчика на основании того же договора заключаются в том, чтобы обеспечить явку руководителей образовательных учреждений на курсы повышения квалификации в соответствии с планом-графиком и установленными квотами. В случае невыполнения заказчиком установленных для него квот исполнитель оставляет за собой право их перераспределения по своему усмотрению.

Сбор заявок на прохождение курсовой подготовки руководителей образовательных учреждений осуществляет учебная часть учреждения дополнительного профессионального педагогического образования. На основании заявок и заключенных с муниципальными органами управления образованием договорами учебная часть формирует учебные группы в соответствии с установленными нормативами по каждой из заявленных в графике образовательных программ.

Руководители образовательных учреждений имеют право на выбор формы освоения образовательных программ, предлагаемых учреждением дополнительного профес-

сионального педагогического образования. К таким формам повышения квалификации руководителей могут быть отнесены: стационарное (повышение квалификации руководителей в учреждении дополнительного профессионального педагогического образования), стажировка, экстернат, индивидуальная, очно-заочная, заочная, дистантная. В этом, как нетрудно заметить, находит отражение учет субъективных факторов в управлении повышением квалификации руководителей.

Охарактеризуем теперь организацион-но-управленческие аспекты, касающиеся повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в учреждении дополнительного профессионального педагогического образования.

Расписание занятий курсов повышения квалификации целесообразно составлять таким образом, чтобы в первую половину дня осуществлялась реализация содержания инвариантной части образовательной программы. Основными формами учебной работы со слушателями здесь могут быть лекции и семинарские занятия. Хотя в качестве преподавателей здесь, как правило, выступают высококвалифицированные специалисты (доктора и кандидаты наук), тем не менее, куратору курсов с каждым из них важно провести тщательную работу по уточнению содержания лекций и практических занятий. Преподавателей нужно сориентировать на то, чтобы четко следовать содержанию образовательной программы и учебного плана. Для удобства им можно предложить использовать при подготовке к занятиям учебные пособия, составляющие основу дидактического и методического обеспечения реализуемой образовательной программы. Конечно, преподаватели имеют возможность расширить и углубить содержание представленного там материала. Но оно составляет инвариантную часть, обязательную для освоения всеми руководителями.

Помимо этого, преподавателей стоит сориентировать так строить учебную работу со слушателями на занятиях, чтобы изучаемое содержание носило, прежде всего, практическую направленность; использовались эффективные методы и приемы в обучении взрослых людей; осуществлялась совместная деятельность преподавателя и слушателей. Поэтому можно рекомендовать проведение лекции в форме лекции-диалога - педагоги-

ческого процесса, построенного на равноправном взаимодействии преподавателя и слушателей. Такая форма занятий представляет собой систематическое устное изложение преподавателем учебного материала, организованного не по описательноповествовательному монологическому типу, а по проблемно-конструктивному диалогическому. Лекция включает в себя все элементы образовательного процесса: предоставление информации, постановку и разрешение проблем, формулировку задачи и пути ее решения, усвоение ключевых понятий, выявление уровня образованности, обучение продуктивным способам мышления и оформления высказывания, получение теоретических и методических знаний и возможностей их применения. Такая лекция требует высокой импровизационной способности, широкой эрудиции и абсолютного владения учебным материалом от преподавателя, активной мыслительной деятельности и высокой мотивации к обучению от слушателей. Особенностью такой лекции является то, что в диалоге может возникнуть проблема, не предусмотренная предварительным планом лекции, но отвечающая образовательным потребностям слушателей или определяемая уровнем имеющихся у них знаний, без разрешения которой невозможно качественное усвоение темы. Лекция-диалог стимулирует связь мышления и коммуникации, глубокое усвоение образовательной программы, совершенствование преподавания за счет мгновенной обратной связи.

Во второй половине дня разумно осуществлять реализацию содержания вариа-тивно-общей части образовательной программы. Руководители образовательных учреждений, познакомившись с проблематикой и содержанием спецкурсов, должны определиться с теми из них, которые им предстоит освоить в процессе курсовой подготовки. Можно рекомендовать им выбрать 3-4 спецкурса из заявленных. В случае, когда руководители затрудняются в выборе спецкурса, куратор должен оказать им необходимую помощь. При этом следует комплектовать группы численностью 8-12 человек.

Соответствующие занятия могут проводиться не только в помещении учреждения дополнительного профессионального педагогического образования, но и в образовательных учреждениях, на базе которых раз-

нимать аргументацию. Практика показывает,

вернуты опорные площадки по данным проблемам. С администрацией соответствующих образовательных учреждений должны быть достигнуты необходимые соглашения. Кроме того, должны быть заключены договоры с администрациями управлений образования на проведении выездных тематических занятий слушателей курсов повышения квалификации на базе подведомственных им образовательных учреждений.

Освоение содержания спецкурсов, как правило, осуществляется в форме семинарских и практических занятий. При этом в качестве нетрадиционных форм работы со слушателями можно рекомендовать мастер-классы. Мастер-класс - это форма учебной работы со слушателями, представляющая одновременное изложение содержания темы и демонстрацию форм, методов и приемов соответствующего вида деятельности (по принципу «делай, как я»). Отличительной особенностью мастер-класса является явная адресация взрослому слушателю (стилистика речи, терминология, глубина и научность материала), подробное научное комментирование каждого элемента знания и стимулирование слушателей к моделированию своего подхода к реализации данного элемента.

Целесообразно ориентировать преподавателей так организовывать проведение мастер-класса, чтобы его содержание было направлено не на усвоение (и механическое копирование) идеального образца с целью его репродукции (трансляции) в собственной управленческой деятельности, а на творческое изучение передового опыта управления, переосмысление его и адаптацию его к собственным педагогическим и профессиональным условиям.

Наиболее универсальным и эффективным приемом обучения слушателей в процессе практических занятий является моделирование управленческих ситуаций - построение и изучение моделей реальных или возможных явлений. Это позволяет проявлять гибкость в поисках наиболее целесообразного управленческого решения, значительно ускорять этот поиск без необратимых последствий от ошибочных вариантов.

Однако моделирование управленческих ситуаций требует от слушателей владения определенным уровнем профессиональных знаний и опыта, культуры мышления, прогностических способностей, аналитических приемов, способности представлять и при-

что моделирование управленческих ситуаций обогащает слушателей виртуальным опытом, помогает легче ориентироваться в реальной управленческой практике.

Реализация вариативно-инди-

видуальной части образовательной программы, отражающей, прежде всего, субъективные требования, осуществляется, как правило, в ходе индивидуальных и групповых консультаций. Учебно-тематический план и расписание занятий должны быть составлены таким образом, чтобы слушатели имели возможность во вторую половину ДНЯ получить консультации как преподавателей учреждения дополнительного профессионального педагогического образования, так и специалистов образовательных учреждений, на базе которых функционируют опорные площадки.

В процессе консультации руководители стремятся получить необходимую помощь в решении вполне конкретных проблем, имеющих место в их управленческой деятельности. Зачастую консультации выступают в качестве действенного фактора, инициирующего самообразовательную деятельность руководителей образовательных учреждений.

Важно организовать работу таким образом, чтобы руководители образовательных учреждений могли вполне доверительно рассказать консультанту о своих трудностях и проблемах, встречающихся в управленческой деятельности. Приоритетной в работе консультантов должна быть не разработка собственных теоретических положений, а умение выявить перспективные научные достижения с точки зрения их эффективного применения на практике. Качество консультаций зависит от умения консультанта логично и убедительно давать рекомендации руководителям образовательных учреждений.

Эффективность консультации зависит от опыта и личных качеств специалистов, которые эти консультации проводят. Поэтому стоит исходить из необходимости привлекать к проведению консультации тех специалистов, которые располагают необходимыми качествами (стаж управленческой деятельности не менее 5-7 лет, опыт решения соответствующих проблем управления образовательным учреждением, коммуникабельность, тактичность, умение доступно и

ясно передавать информацию). При этом в ходе диагностики нужно определить наиболее остро стоящие проблемы в управлении, а затем составить график консультаций и назначить специалистов, ответственных за проведение соответствующих консультаций. Можно рекомендовать проведение консультаций на базе образовательных учреждений. Это позволит консультанту использовать реальные продукты управленческой деятельности для обоснования и изложения способов решения проблем, возникающих в практике управленческой деятельности.

Следует заметить, что в качестве основания для проектирования тематики и содержания консультаций имеет смысл рассматривать и основные предложения специалистов муниципальных органов управления образованием. Замечания, вскрытые в ходе инспекторских проверок образовательных учреждений, изучение нормативноправовых документов и продуктов управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений, а также материалы аттестации и аккредитации образовательных учреждений, аттестации самих руководителей обусловливают необходимость специалистам муниципальных органов управления образованием формировать соответствующий целевой заказ по отношению к учреждению дополнительного профессионального педагогического образования.

Нецелесообразно оставлять без внимания и такой аспект, как организация отдыха и досуга слушателей курсов повышения квалификации в вечернее время. С этой целью кураторам групп можно организовать посещения слушателями театров, концертных залов и достопримечательностей города, где проводятся курсовые мероприятия. Здесь особенно ярко проявляется возможность учета субъективных требований.

Важное значение в ходе курсовой подготовки руководителей образовательных учреждений следует придавать оцениванию уровня освоения содержания образовательной программы. Для этого важно разработать соответствующий пакет диагностических средств. Причем исходить можно из трехступенчатой системы диагностики:

1. На первом этапе осуществляется изучение потребностей руководителей в повышении квалификации. Для этого следует разработать и использовать две группы средств: а) анкеты для изучения образова-

тельных потребностей руководителей и предпочтительных форм учебного взаимодействия в процессе курсовой подготовки; б) задания, предполагающие воссоздание и осуществление руководителями элементов (фрагментов) его управленческой деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. На втором этапе осуществляется текущая диагностика, предполагающая выявление результатов освоения руководителями образовательной программы и эффективности выбираемого варианта ее развертывания. При этом для оценивания освоения содержания можно использовать ситуационные задачи, собеседования по проблеме и тестовые задания. При диагностике освоения способов деятельности следует предусмотреть выполнение фрагментов деятельности по реализации основных управленческих функций, деловые игры и ситуационное моделирование.

3. На завершающем этапе работы проводится итоговый контроль и изучение мнений руководителей о степени их удовлетворенности предложенной образовательной программой. Итоговый контроль может быть проведен в форме деловой игры, ситуационного моделирования и тестирования. Изучение мнений руководителей об организации курсовой подготовки осуществляется в ходе анкетирования.

Руководителям образовательных учреждений, успешно освоившим выбранную образовательную программу, выдаются специальные документы государственного образца: удостоверение о повышении квалификации, свидетельство о повышении квалификации, диплом о профессиональной переподготовке. Формы соответствующих документов разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в области дополнительного профессионального образования.

Завершение курсов повышения квалификации руководителей и выдача соответствующих документов, свидетельствующих об освоении образовательной программы, не означает, что в процессе повышения квалификации руководителей наступает перерыв. Даже полностью реализованный учебный план, прочитанные на высоком уровне лекции, эффективно проведенные семинарские и практические занятия в соответствии с

образовательной программой не решают всех проблем непрерывного профессионального образования руководителей образовательных учреждений. Обусловливается это тем обстоятельством, что курсовая подготовка в учреждении дополнительного профессионального педагогического образования (которая осуществляется, как правило, один раз в пять лет) не обеспечивает удовлетворения всего многообразия потребностей руководителей в повышении своей квалификации.

По оценке американских специалистов, ежегодно обновляется 5 % теоретических и 20 % профессиональных знаний, которыми должны владеть инженеры, врачи, педагоги и другие специалисты. В США установлена даже своеобразная единица измерения устаревания знаний специалиста - «период полураспада компетентности». Под этим термином понимается продолжительность времени, когда с момента окончания вуза в результате появления новой научной и технологической информации компетентность специалистов понижается на 50 %. В течение последних лет этот «период» стремительно сокращается. По последним данным «период полураспада компетентности» для инженеров, педагогических и медицинских работников составляет около 4-х лет, а для учителей экологии и информатики составляет 2,5-3 года.

Исходя из этого можно предположить, что повышение квалификации руководителей в учреждении дополнительного профессионального педагогического образования один раз в пять лет не является достаточным для обеспечения их конкурентоспособности в условиях стремительного повышения требований к качеству и уровню осуществляемой ими управленческой деятельности. Руководствуясь этими выводами, можно заключить, что курсовая подготовка в учреждении дополнительного профессионального педагогического образования является предпосылкой для развертывания самообразовательной деятельности руководителей в межкурсовой период. Учитывая описанные подходы к отбору содержания повышения квалификации руководителей, в качестве основания для организации их самообразовательной работы целесообразно рассматривать образовательную программу прежде всего в той ее части, ко-

торая относится к вариативно-индивидуальному компоненту.

Конечно, это предложение носит, скорее всего, рекомендательный характер. Руководители образовательных учреждений, организуя собственное самообразование, вправе самостоятельно выбирать аспекты содержания повышения квалификации. Однако с точки зрения обеспечения проведения государственной политики в сфере повышения квалификации руководителей муниципальным органам управления образованием целесообразно определенным образом влиять на выбор руководителями содержания для освоения в рамках самообразования. Здесь, как нетрудно видеть, проявляется функция регулирования в управлении повышением квалификации руководителей образовательных учреждений. С одной стороны, руководителям предоставляется возможность самостоятельно определиться с аспектами содержания, подлежащими усвоению в процессе самообразования. С другой стороны, органы управления образованием могут ненавязчиво побуждать руководителей к освоению содержания повышения квалификации, которое является наиболее перспективным с точки зрения государственной политики в сфере образования.

Самообразование руководителей в межкурсовой период основывается, прежде всего, на учете субъективных факторов и направлено на выполнение ряда весьма важных функций. К ним в частности относятся: —расширение и углубление теоретических представлений об управлении образовательным учреждением, полученных в предшествующей курсовой подготовке в учреждении дополнительного профессионального педагогического образования;

—осмысление опыта управления образовательным учреждением на основе сформированных в период курсовой подготовки в учреждении дополнительного профессионального педагогического образования теоретических представлений;

—освоение передовых информационных и телекоммуникационных технологий в управлении образовательным учреждением;

—ознакомление с новыми социальными тенденциями в развитии образования и управлении образовательным учреждением.

Реализация этих функций осуществляется с помощью специально разработанных организационно-педагогических мер. При этом организационно-педагогические меры, разработанные органами управления образованием, должны быть сгруппированы таким образом, чтобы:

—руководители были сориентированы на осуществление самообразовательной деятельности;

—перспективы самообразовательной деятельности руководителей были связаны, с одной стороны, с перспективами развития образования в муниципальной образовательной системе, а, с другой стороны, с их индивидуальными образовательными потребностями;

—поощрялись намерения руководителей в профессиональной самореализации в процессе самостоятельной деятельности;

—обеспечивалась возможность продуктивного общения между руководителями образовательных учреждений; предоставлялись при этом необходимые методические и дидактические средства, а также информационная база для осуществления самообразовательной деятельности.

Совершенно очевидно, что на этом этапе в значительной мере возрастает роль муниципальных органов управления образованием. Их деятельность также должна основываться на максимальном учете всего многообразия объективных и субъективных факторов, а принимаемые управленческие решения должны основываться в большей степени на позитивных из них. В результате соответствующие меры должны быть направлены на реализацию следующих функций:

—побуждение руководителей образовательных учреждений к повышению эффективности управленческой деятельности в частности за счет внедрения новых научных достижений в практику управления образовательным учреждением;

—осуществление управленческого содействия руководителям образовательных учреждений в освоении и использовании новых научных достижений в области управления;

—оказание необходимой консультационной, научно-методической, методиче-

ской и информационно-аналитической помощи руководителям образовательных учреждений;

—удовлетворения потребностей руководителей образовательных учреждений муниципальной образовательной системы в повышении профессиональной квалификации, стажировках, профессиональной подготовке и переподготовке.

В качестве наиболее важных аспектов деятельности муниципальных органов управления образованием в осуществлении повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в межкурсовой период можно назвать:

- методическую, научно-методическую работу (организацию различных форм методической работы руководителей образовательных учреждений) на уровне муниципальной образовательной системы;

- организационно-методическую работу (организацию конференций, педагогических чтений, семинаров, совещаний, конкурсов и т.п.);

- издательскую деятельность (подготовку к публикации материалов из опыта управленческой деятельности руководителей, научно-методической продукции, создаваемой в рамках методической работы, научных сборников, методических рекомендаций, монографий и т.д.);

- научно-методическое обеспечение управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений;

- организацию проведения экспериментальной работы и развертывания социальнообразовательных инициатив в образовательных учреждениях.

Основанием для организации и осуществления повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в межкурсовой период является разработанная образовательная программа. Очевидно, что в процессе повышения квалификации руководителей образовательных учреждений в межкурсовой период могут появиться основания для внесения изменений в образовательную программу. Эти основания могут быть определены действием изменившихся (или вновь появившихся) как объективных, так и субъективных факторов. В таком случае появляются предпосылки для формирования органами управления образованием

дополнительного целевого заказа по поводу организации повышения квалификации руководителей образовательных учреждений.

Литература

1. Ильясов, Д. Ф. Повышение квалификации руководителей образовательных учреждений: объективные и субъективные

факторы в управлении: Монография / Д.Ф. Ильясов. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005. - 304 с.

2. Ильясов, Д.Ф. Принцип регулируемого эволюционирования в педагогике: Монография /Д.Ф. Ильясов, Г.Н. Сериков.

- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2003. -336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.