Научная статья на тему 'Объективные характеристики неуспешности личности'

Объективные характеристики неуспешности личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
416
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нечепоренко Ольга Петровна

The article covers the search of objective characteristics of unsuccessful person. It shows the results of the research devoted to the study of expressive symbols (features) of unsuccess. 183 people from different age groups took part in the above-mentioned research.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективные характеристики неуспешности личности»

Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2009. № 2. С. 30-37. © О.П. Нечепоренко, 2009

УДК 159.923

ОБЪЕКТИВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ НЕУСПЕШНОСТИ ЛИЧНОСТИ

О.П. НЕЧЕПОРЕНКО

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

The article covers the search of objective characteristics of unsuccessful person. It shows the results of the research devoted to the study of expressive symbols (features) of unsuccess. 183 people from different age groups took part in the above-mentioned research.

Конструкт «неуспех» (как и «успех») содержит объективные и субъективные компоненты.

Многие психологи указывают на сложность понятий «успех» и «неуспех», порой невозможность осуществления объективной оценки и большую долю субъективности в данных понятиях (К. Левин, X. Хекхаузен, Л.И. Демен-тий и др.) [1, 3, 8]. Например, довольно сложно встретить двух людей, субъективно понимающих неуспех одинаково, так же как и однозначный перечень объективных характеристик успешного человека. Всем известные ситуации второго-третьего места на соревнованиях, получение серебряной, а не золотой медали и т. д. одной личностью оцениваются как успех, а другой - как неуспех.

В данной статье мы остановимся на изучении объективных параметров неуспешности и попробуем ограничить круг внешних наблюдаемых характеристик личности, по которым данную личность можно отнести к группе неуспешных.

В соответствии с концепциями А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина о ведущей деятельности, на каждом этапе возрастного развития существует особая система деятельностей, выполняемых личностью, причем системообразующим фактором в данной системе выступает ведущий вид деятельности или активности. Так, для периода взрослости ведущим видом деятельности является профессиональная деятельность (общественно-полезный труд, коллективная производительная деятельность) [4, 9]. Соответственно, человек, не достигший высоких результатов в профессиональной деятельности в период взрослости, является неуспешным с точки зрения общества.

Согласно С.Л. Рубинштейну, объективная неуспешность отражает неэффективность действий данной личности в определенном виде деятельности, тогда как неуспех, являясь субъективным моментом, переживается как личностный [6].

Отечественный исследователь в сфере профессионального становления и развития личность Е.А. Климов, рассматривая понятия успех-неуспех применительно к профессиональной деятельности, также выделяет субъективный и объективный компоненты данных феноменов. Субъективный компонент заключается в самостоятельной оценке работающим человеком своей успешности-неуспешности в профессиональной деятельности, тогда как объективная оценка складывается из оценок коллег по работе, менеджеров разного уровня, а также потребителей продуктов деятельности данного работника. Кроме того, объективную оценку успешности-неуспешности профессиональной деятельности производят различные проверяющие комиссии (аттестационные, ак-кредитационные, инспекторские и т. д.), которые учитывают в первую очередь внешние показатели успешности-неуспешности и на основе данных показателей дают официальную оценку эффективности и успешности деятельности конкретной личности [2].

Со стороны общества неуспех личности (как и успех) оценивается, исходя из наличия объективного результата (недостижение цели) и значимости выполненной деятельности в соответствии с системой общественных ценностей. В связи с этим становится актуальным изучение внешних объективных характеристик, по которым общество оценивает личность как неуспешную.

В целом, неуспех рассматривается как недостижение результата, поставленных целей, а также негативные переживания и состояние неопределенности, сопровождающие этот процесс.

Целью данного исследования стало выделение внешних объективных характеристик неуспешности личности, что в свою очередь позволило нам ограничить круг ситуаций, рассматриваемых представителями ранней, средней и поздней взрослости как неуспех для современного человека.

Выборку исследования составили 183 человека, 61 человек - представители ранней взрослости, 61 человек - представители средней взрослости, 61 человек - представители поздней взрослости.

В качестве исследовательского инструментария нами была использована авторская анкета, позволяющая определить внешние (объективные) характеристики неуспешного

человека, тем самым выделить ситуации, которые расцениваются респондентами как неуспех. Для подтверждения полученных в исследовании данных были использованы такие методы статистической обработки данных, как критерий углового преобразования Фишера (ф*), факторный анализ данных [5, 7].

С помощью математической обработки нами были выделены внешние (объективные) характеристики неуспешной личности, имеющие различную частоту встречаемости. Частотный анализ показал, что неуспешный человек в представлениях респондентов, относящихся к периоду ранней взрослости, характеризуется в первую очередь отсутствием карьерного роста (67 %), он долго не может устроиться на работу (59 %) и не имеет высшего образования (57 %). Перечисленные внешние показатели неуспеха среди представителей ранней взрослости имеют высокую частоту встречаемости (см. рис. 1).

х .0 г

<и >

ь .0 с

о

О ш

I-

о <и

3

70 60 50 40 30 20 10 0

67

_

-59

57

43

43

41

16

13

10 10 10

123456789 Характеристики неуспешности

10 11

Рис. 1. Объективные характеристики неуспешности личности (ранняя взрослость) Примечание. 1 - отсутствует карьерный рост, 2 - долго не может устроиться на работу, 3 - нет высшего образования, 4 - часто меняет работу или сферу деятельности, 5 -нет семьи, 6 - нет собственной машины, квартиры, 7 - невозможность совершать крупные покупки, 8 - нет детей, 9 - не может позволить купить себе путевку для отдыха, 10 - не может позволить себе покупать продукты в супермаркете, 11 - не может позволить себе покупать одежду в магазине, покупает одежду на рынке.

Далее в содержании представлений респондентов, относящихся к периоду ранней взрослости, о внешних характеристиках неуспешного человека следуют такие, которые имеют среднюю частоту встречаемости. По мнению представителей ранней взрослости, неуспешным можно считать того человека, который часто меняет работу или сферу деятель-

ности, т. е. не может длительное время удержаться на одном рабочем месте (43 %), не имеет семьи (43 %), а также не имеет машины, квартиры (41 %).

Менее 20 % респондентов для оценки внешних показателей неуспешного человека используют такие характеристики, как невозможность совершать крупные покупки (16 %),

отсутствие детей (13 %). Кроме того, небольшое количество представителей ранней взрослости отмечают, что неуспешным можно назвать того, кто не может позволить себе купить путевку для отдыха (10 %), не может позволить себе покупать одежду в магазине и покупает ее на рынке (10 %) и не имеет возможности покупать продукты в супермаркете (10 %).

Таким образом, с точки зрения представителей ранней взрослости констатировать неуспех, нужно, оценивая результативность профессиональной деятельности, учитывая социально-демографическое положение (наличие высшего образования, семьи, детей). Кроме того, с позиции молодости указывается на высо-

кую значимость материальных атрибутов неуспешности: отсутствие собственной квартиры или машины (41 %), невозможность совершать крупные покупки (16 %).

С точки зрения представителей средней взрослости, неуспешной является такая личность, которая длительное время не может устроиться на работу (64 %), не имеет семьи (51 %), часто меняет работу или сферу деятельности (48 %), кроме того, объективным параметром неупешности может считаться отсутствие продвижения по карьерной лестнице (46 %). Данные характеристики неуспешного человека в группе средней взрослости имеют высокую частоту встречаемости (рис. 2).

.0 г

о ш

I-

о <и

У

ц

о

70 60 50 40 30 20 10

64

51

У--Я 46

31

23 23

/—71 4.

10

123456789 Характеристики неуспешности

10 11

Рис. 2. Объективные характеристики неуспешности личности (средняя взрослость) Примечание. 1 - долго не может устроиться на работу, 2 - нет семьи, 3 - часто меняет работу или сферу деятельности, 4 - отсутствует карьерный рост, 5 - нет высшего образования, 6 - нет детей, 7 - нет собственной машины, квартиры, 8 - невозможность совершать крупные покупки, 9 - не может позволить себе покупать одежду в магазине, покупает одежду на рынке, 10 - не может позволить купить себе путевку для отдыха, 11 - не может позволить себе покупать продукты в супермаркете.

Далее следует группа характеристик, имеющих среднюю частоту встречаемости: неуспешный человек - это тот, кто не имеет высшего образования (31 %), не имеет детей (23 %), не имеет машины или квартиры (23 %). Остальные характеристики неуспешного человека, которые оценивают в основном материальную сторону неуспешности, в группе представителей средней взрослости имеют очень низкую частоту встречаемости. Например, 10 % представителей средней взрослости отмечают,

что неуспешный - это тот, кто не имеет возможности совершать крупные покупки, и только 8 % указывают на то, что неуспешным можно назвать человека, приобретающего для себя одежду на рынке, а не в магазине.

Таким образом, для представителей средней взрослости наиболее важными при оценке успешности-неуспешного человека являются его профессиональные достижения, а также социально-демографические характеристики (образование, наличие семьи, детей).

8

7

5

0

Представители поздней взрослости, принявшие участие в исследовании, наиболее часто в качестве неуспешных выделяют такие по-

казатели, как проблемы с трудоустройством (61 %) и частая смена рабочего места или сферы деятельности (52 %), что отражено на рис. 3.

х .0 г

<и >

о ш

о <и

о

70 60 50 40 30 20 10

61

52

44

43

-39-

33

30

13

11

1 23456789 10 11 Характеристики неуспешности

Рис. 3. Объективные характеристики неуспешности личности (поздняя взрослость) Примечание. 1 - долго не может устроиться на работу, 2 - часто меняет работу или сферу деятельности, 3 - нет семьи, 4 - отсутствует карьерный рост, 5 - нет высшего образования, 6 - нет собственной машины, квартиры , 7 - нет детей, 8 - не может позволить купить себе путевку для отдыха, 9 - невозможность совершать крупные покупки, 10 - не может позволить себе покупать одежду в магазине, покупает одежду на рынке, 11 -не может позволить себе покупать продукты в супермаркете.

Далее в содержании представлений респондентов, относящихся к периоду поздней взрослости, следуют характеристики, оцениваемые как объективные проявления неуспешности и имеющие среднюю частоту встречаемости: отсутствие семьи (44 %), карьерного роста (43 %), отсутствие высшего образования (39 %), собственной машины или квартиры (33 %), а также отсутствие детей (30 %). Остальные ситуации, отражающие наличие материальных трудностей у неуспешного человека, имеют низкую частоту встречаемости.

Сравнительный анализ внешних характеристик, оцениваемых как объективные проявления неуспешности в трех исследуемых группах, представлен на рис. 4.

Таким образом, сравнительный анализ ситуаций неуспеха с точки зрения представителей разных периодов взрослости позволил выделить две наиболее важных сферы, отсутствие реализации в которых расценивается респондентами как неуспех - это профессиональная сфера (ситуации 1-4) и семейная сфера (ситуа-

ции 5, 6). Ситуации, связанные с материальными трудностями, в представлении респондентов в качестве неуспешных имеют более низкую частоту встречаемости (ситуации 7-11).

Далее нами была установлена значимость различий объективных характеристик неуспешной личности в трех группах испытуемых с помощью критерия ф* Фишера.

Сравнительный анализ системы представлений респондентов, относящихся к периодам ранней и средней взрослости, показал, что значимые различия обнаружены по таким характеристикам (на основании чего личность оценивается как неуспешная), как отсутствие высшего образования (ф* эмп. - 2,90 при р < 0,01), отсутствие карьерного роста (ф* эмп. - 2,35 при р < 0,01) и отсутствие собственной машины или квартиры (ф* эмп. - 2,15 при р < 0,01). В целом, представители ранней взрослости достоверно чаще указывают на вышеперечисленные особенности как внешние показатели неуспешной личности (см. табл. 1).

7

5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

70

1 23456789 10 11

Ситуации

□ ранняя взрослость 0 средняя взрослость □ поздняя взрослость

Рис. 4. Сравнительный анализ ситуаций неуспеха (ранняя, средняя и поздняя взрослость) Примечание. 1 - долго не может устроиться на работу, 2 - часто меняет работу или сферу деятельности, 3 - отсутствует карьерный рост, 4 - нет высшего образования, 5 - нет семьи 6 - нет детей, 7 - нет собственной машины, квартиры, 8 - невозможность совершать крупные покупки, 9 - не может позволить купить себе путевку для отдыха, 10 - не может позволить себе покупать одежду в магазине, покупает одежду на рынке, 11 - не может позволить себе покупать продукты в супермаркете.

Таблица 1 Достоверно значимые различия в характеристиках неуспешности у представителей ранней и средней взрослости (по ф*-критерию Фишера)

При сравнении данных, полученных в группах представителей ранней и поздней взрослости достоверные различия выявлены по следующим ситуациям неуспеха: отсутствие карьерного роста (ф* эмп. - 2,68 при р< 0,01), отсутствие высшего образования (ф* эмп. -1,99 при р < 0,05) - данные ситуации достоверно чаще отмечают в качестве неуспешных представители ранней взрослости - а также от-

сутствие детей (ф* эмп. - 2,32 при р < 0,01) -данную ситуацию как неуспешную чаще оценивают наиболее зрелые респонденты (см. табл. 2).

Таблица 2 Достоверно значимые различия в характеристиках неуспешности у представителей ранней и поздней взрослости (по ф*-критерию Фишера)

Ситуации неуспеха Ранняя взрослость Поздняя взрослость Значение Ф*-критерия Фишера

Отсутствие высшего образования 57 % 39 % 1,99*

Отсутствие карьерного роста 67 % 43 % 2,68**

Отсутствие детей 13 % 30 % 2,32**

Примечание. * р < 0,05, ** р < 0,01

Интересным является тот факт, что выбор характеристик в качестве объективных проявлений неуспешности представителями средней и поздней взрослости практически не различается, соответственно достоверных различий с помощью критерия ф* Фишера не обнаружено.

Ситуации неуспеха Ранняя взрослость Средняя взрослость Значение Ф*-критерия Фишера

Отсутствие высшего образования 57 % 31 % 2,90**

Отсутствие карьерного роста 67 % 46 % 2,35**

Отсутствие собственной машины или квартиры 41 % 23 % 2,15**

Примечание. * р< 0,05, ** р< 0,01

В целом, молодые представители нашей выборки в качестве объективных параметров неуспешности достоверно чаще указывают на отсутствие карьерного роста и высшего образования (по сравнению с двумя другими группами), а также на отсутствие собственной машины или квартиры по сравнению с представителями средней взрослости. Наиболее зрелые респонденты ситуацию отсутствия детей оценивают как неуспешную достоверно чаще по сравнению с молодежью.

С целью глубокого изучения представлений об объективных параметрах неуспешной личности в двух группах, а также для нахождения таких комплексных факторов, которые как можно более полно объясняют наблюдаемые связи между внешними характеристиками неуспеха, имеющимися в содержании представлений данных групп, нами был использован факторный анализ данных, выполненный методом главных компонент с варимакс-вращением.

Структура представлений о внешних характеристиках неуспешной личности у представителей ранней взрослости содержит три фактора, описывающих 57 % полученной информации. Первый фактор «Материальные трудности» (24 % дисперсии фактора) включает в себя следующие компоненты: нет возможности совершать крупные покупки (факторная нагрузка компонента 0,75), не имеет машины или квартиры (факторная нагрузка 0,72), часто меняет работу (факторная нагрузка 0,68), долго не может трудоустроиться (факторная нагрузка 0,66). Второй фактор - «Семейная сфера» (19 % дисперсии фактора), включающий в себя такие компоненты, как отсутствие детей (факторная нагрузка компонента 0,82), отсутствие семьи (факторная нагрузка 0,79). Третий фактор «Трудности с продвижением по карьерной лестнице» (14 % дисперсии фактора) в своей структуре имеет следующие компоненты: отсутствует карьерный рост (факторная нагрузка компонента 0,81), нет высшего образования (факторная нагрузка 0,56).

В целом, представители ранней взрослости в качестве трудных жизненных ситуаций воспринимают материальные трудности, проблемы с трудоустройством и продвижением по карьерной лестнице, а также семейные проблемы (отсутствие семьи и детей), что отражено в

табл. 3. Данные ситуации связаны с негативными эмоциями и детерминируют личностный неуспех.

Таблица 3

Факторная структура объективных характеристик неуспешности (ранняя взрослость)

Фактор Переменная Факторная нагрузка Процент дисперсии

Нет возможности

Фактор 1 совершать крупные покупки, 0,75

«Матери- не имеет машины или 24

альные трудности» квартиры, часто меняет работу, долго не может устроиться на работу 0,72 0,68 0,66

Фактор 2 «Семейная сфера» Отсутствие детей, отсутствие семьи 0,82 0,79 19

Фактор 3 «Трудности Отсутствие карьерного роста, 0,81

с продвиже- нет высшего образо- 14

нием по вания 0,56

карьерной

лестнице»

Полученная в результате факторного анализа структура представлений респондентов, относящихся к периоду средней взрослости (более зрелых респондентов) о внешних характеристиках неуспешной личности также включает в себя три фактора, которые описывают 62 % полученной информации. Первый фактор «Проблемы с трудоустройством» (24 % дисперсии фактора) включает в себя такие компоненты, как: долго не может устроиться на работу (факторная нагрузка компонента 0,79), часто меняет работу или сферу деятельности (факторная нагрузка 0,64), отсутствует карьерный рост (факторная нагрузка 0,60). Второй фактор - «Семейная сфера» (20 % дисперсии фактора), включающий в себя такие компоненты, как отсутствие детей (факторная нагрузка компонента 0,87), отсутствие семьи (факторная нагрузка 0,77). Третий фактор «Отсутствие высшего образования» (18 % дисперсии фактора) содержит такие компоненты, как: отсутствует высшее образование (факторная нагрузка компонента 0,79), нет собственной машины или квартиры (факторная нагрузка 0,73) (см. табл. 4).

Выявленная совокупность внешних характеристик неуспешной личности позволила нам ограничить ситуации, расцениваемые респондентами как неуспешные. Для представителей

средней взрослости неуспешный человек - это тот, кто не смог реализовать себя в профессиональном плане, не достиг высоких результатов в карьере, причиной чего могло послужить нежелание или невозможность развиваться (отсутствие образования) и отсутствие благоприятной атмосферы в семье, соответственно данная личность не смогла занять свое место в обществе.

Таблица 4 Факторная структура объективных характеристик неуспешности (средняя взрослость)

Структура представлений о внешних проявлениях неуспеха у представителей поздней взрослости содержит три фактора, описывающих 62 % полученной информации (табл. 5). Первый фактор «Трудности с продвижением по карьерной лестнице» (25 % дисперсии фактора) содержит такие компоненты, как: отсутствует высшее образование (факторная нагрузка компонента 0,89), отсутствует карьерный рост (факторная нагрузка 0,88) отсутствует собственная машина или квартира (факторная нагрузка 0,67). Второй фактор - «Семейная сфера» (19 % дисперсии фактора), включающий в себя такие компоненты, как отсутствие детей (факторная нагрузка компонента 0,82), отсутствие семьи (факторная нагрузка 0,79). Третий фактор «Проблемы с трудоустройством» (18 % дисперсии фактора) включает в себя такие ситуации, как: частая смена места работы (факторная нагрузка компонента 0,66), долго не может устроиться на работу (факторная нагрузка компонента 0,56).

Таблица 5

Факторная структура объективных характеристик неуспешности (поздняя взрослость)

Фактор Переменная Факторная нагрузка Процент дисперсии

Фактор 1 «Трудности с продвижением по карьерной лестнице» Отсутствие высшего образования, отсутствие карьерного роста, отсутствие собственной машины или квартиры 0,89 0,88 0,67 25

Фактор 2 «Семейная сфера» Отсутствие детей, отсутствие семьи 0,82 0,79 19

Фактор 3 «Проблемы с трудоустрой- Часто меняет работу, долго не может устроиться на работу 0,66 0,56 18

ством»

На основании данных, полученных в исследовании, мы можем сделать некоторые выводы. Представители ранней взрослости в качестве объективных параметров неуспешности воспринимают в первую очередь наличие материальных затруднений. Так, с позиции молодости указывается на высокую значимость таких материальных атрибутов неуспешности, как отсутствие собственной квартиры или машины (41 %), невозможность совершать крупные покупки (16 %) и т. д. Таким образом, материальные ценности отодвигают на второй план профессиональные и семейные.

Трудные жизненные ситуации, детерминирующие неуспех личности, для лиц средней и поздней взрослости, связаны с проблемами трудоустройства, профессионального роста и важным для данного возрастного периода достижением - созданием семейного очага.

Анализ результатов, полученных нами в представленном исследовании, показал также, что существует ряд объективных параметров, не имеющих возрастной специфики и воспринимаемых респондентами как признаки неуспешности. К таким инвариантным характеристикам относятся трудности, связанные с профессиональной сферой (проблемы с трудоустройством и продвижением по карьерной лестнице) и семейной сферой (отсутствие семьи и детей).

1. Дементий Л. И. Ответственность как ресурс личности : монография. - М. : Информ-Знание, 2005. - 188 с.

Фактор Переменная Факторная нагрузка Процент дисперсии

Фактор 1 «Проблемы с трудоустройством» Долго не может устроиться на работу, часто меняет работу, отсутствует карьерный рост 0,79 0,64 0,60 24

Фактор 2 «Семейная сфера» Отсутствие детей, отсутствие семьи 0,87 0,77 20

Фактор 3 «Отсутствие высшего образования» Отсутствие высшего образования, отсутствие собственной машины или квартиры 0,79 0,73 18

2. Климов Е. А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) : учебное пособие. - М. : Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 320 с.

3. Левин К. Теория поля в социальных науках. -СПб., 2000. - 368 с.

4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975.

5. Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие. - СПб. : Речь, 2004. - 392 с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. -СПб. : Питер, 2000. - 720 с.

7. Сидоренко Е. В. Методы математической обработки в психологии. - СПб. : Речь, 2007. -350 с.

8. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. -СПб. : Питер, 2003. - 860 с.

9. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. - М. : Педагогика, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.