Научная статья на тему 'Объективное и субъективное в политической идеологии государства'

Объективное и субъективное в политической идеологии государства Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
756
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЗИС / ГОСУДАРСТВО / ОБЪЕКТИВНОЕ / СУБЪЕКТИВНОЕ / ИДЕОЛОГИЯ / ОТНОШЕНИЯ / СОДЕРЖАНИЕ / ФОРМА / ЯВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Лукьянов Игорь Сергеевич

Базис, содержание и сущность, заключающие в себе отношения собственности совместно с экономическими категориями «отношения отчуждения» и «отношения присвоения» составляют то объективное, что и предопределяет «политическую идеологию государства» как научную категорию. Надстройка, форма и явления в научной категории «политическая идеология государства», включающие совокупность идей и взглядов, отображающих приверженности определенным философским, религиозным, нравственным и т.д. интересам, а также правовая и законодательная база как продукт правящего класса, составляют все то, что несет в себе печать субъективного и особенного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Объективное и субъективное в политической идеологии государства»

НАУЧНЫЙ ПОИСК

УДК 1: 001 ББК 87

ОБЪЕКТИВНОЕ И СУБЪЕКТИВНОЕ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ИДЕОЛОГИИ ГОСУДАРСТВА

И.С. Лукьянов

Базис, содержание и сущность, заключающие в себе отношения собственности совместно с экономическими категориями «отношения отчуждения» и «отношения присвоения» составляют то объективное, что и предопределяет «политическую идеологию государства» как научную категорию. Надстройка, форма и явления в научной категории «политическая идеология государства», включающие совокупность идей и взглядов, отображающих приверженности определенным философским, религиозным, нравственным и т.д. интересам, а также правовая и законодательная база как продукт правящего класса, составляют все то, что несет в себе печать субъективного и особенного.

Ключевые слова:

базис, государство, объективное, субъективное, идеология, отношения, содержание, форма, явление.

К. Маркс, Ф. Энгельс и В.И. Ленин, к сожалению, не уделили должного внимания научному решению проблемы «Идеология». Маркс и Энгельс ушли из жизни с представлением, что идеология — это ложное сознание (к этому были соответствующие причины). У Ленина практически во всех томах пятого издания по мере необходимости упоминается «идеология», но только в двух есть сущностные замечания в плане научного понимания этой категории. В первом случае он говорит: «Вопрос стоит только так: буржуазная или социалистическая идеология» [4, с. 39]; во втором — «Всякой научной идеологии соответствует объективная истина, абсолютная природа» [5, с. 138]. Другие авторы при рассмотрении политической идеологии государства вообще не принимают во внимание сущностные аспекты данной проблемы, а поэтому не представляют интереса (см. об этом в моих работах [10; 11]).

Известно, что президент страны обращался к ученым с просьбой написать «идеологию перестройки». Таковой нет и сегодня. Запутавшись в ревизионизме, оппортунизме, ренегатстве, предательстве и убедившись, что деидеологизация, реидеологизация, многоукладность, вес-

тернизм, конвергенция и т.д. не работают, власть ищет выход из создавшегося положения идеологической пустоты. Выход один: дать научное толкование политической идеологии государства.

«Идеология» берет свое начало в отражении не просто «идей и взглядов», но «процесса материальной жизни людей», и окончательно приобретает свое сущностное содержание в отражении общественных отношений собственности. Более того, «Идеология» не просто отражает общественные отношения собственности, но «Идеология» является активным «субъектом» самих отношений собственности, как одной из форм их существования и проявления.

Следует иметь в виду, что отношения идеологии представляют реконструирование в уме общих результатов исследования «мира», а результаты исследования «мира» в своей базисной, сущностной составляющей не изобилуют большим разнообразием. История человеческой цивилизации знает только две формы социально-экономических формаций, имеющих принципиальные отличия. Рабовладельчество, феодализм, капитализм - социально-экономические формации, имеющие единую базисную, сущностную составляющую,

предопределенную общественными отношениями частной собственности; социализм (научный) - социально-экономическая формация, базисная, сущностная составляющая которой предопределяется общественными отношениями обобществленной (общественной) собственности.

Ничего другого история человеческой цивилизации и человеческих общественных отношений не знает. Соответственно, «идеология», как одна из форм существования общественных отношений собственности и как вечный «спутник» и вечная «служанка» общественных отношений собственности за все годы человеческой цивилизации только однажды претерпела изменение в своей базисной, сущностной составляющей. И произошло это только лишь потому, что Великая Октябрьская социалистическая революция отменила общественные отношения частной собственности, заменив их общественными отношениями обобществленной (общественной) собственности.

Поэтому рассуждения о многообразии отношений идеологий (по крайней мере, в ее базисной, сущностной составляющей (см., напр. [1, с. 229-233]) предопределяются «многообразием» форм общественных отношений собственности, которых история знает только две: общественные отношения частной собственности и общественные отношения обобществленной (общественной) собственности.

Идеология и общественные отношения идеологии как форма ее проявления могут быть поняты только при восхождении от сущности (общественных отношений собственности), вскрывающей внутреннее содержание предмета, к явлению, т.е. самим общественным отношениям идеологии как одной из форм существования и проявления этой сущности. И, следовательно, идеология как таковая не является самостоятельной философской субстанцией со всей присущей только ей (идеологии) первоосновой и сущностью всех вещей и явлений. Более того, идеология сама (соответственно общественные отношения идеологии), будучи явлением общественных отношений собственности, есть ничто иное, как конкретная истина - качественная характеристика самой собственности или, соответственно, общественных отношений собственности. Потому-то она, оставаясь субъективной по форме и объективной по содержанию, всегда является заложницей этих отношений, проявляясь в форме «служанки» отношений собственности.

Естественно, здесь речь идет о главной, стабильной, сущностной составляющей идеологии, базирующейся на основе общественных отношений собственности и ее атрибутов, отношений: отчуждения, присвоения, владения, пользования, распоряжения и наследования.

Общественная практика как критерий истины повседневно преподносит нам примеры общественных отношений идеологии как явлений, адекватно отражающих общественные отношения собственности, т.е. ее сущности. При этом отношения собственности, опосредованные через отношения отчуждения, присвоения, владения, пользования и особенно распоряжения и наследования, направленные на управление производством материальных благ и услуг, больше относятся к проблемам социально-экономического характера, в то время как отношения управления всей экономикой общества с учетом коренных интересов народных масс несут в себе уже больше идеологического и политического, нежели экономического смысла. Именно здесь, на уровне идеологического и политического смыслов, и просматриваются коренные интересы народных масс в лице отдельного индивида.

Более того, ни в чем эти отношения (собственности и идеологии) так не проявляются, как в общественных отношениях к воспроизводимому этим обществом индивиду и, прежде всего, в отношениях Права, регламентирующего как сами эти отношения, так и поведение людей и их коллективов.

Закрепляя существующие отношения собственности, Право выступает как регулятор вообще всех отношений в обществе и, прежде всего, отношений, предопределяющих управление хозяйством, включая производительные силы и производственные отношения, а также всей системы отношений, связанных с распределением нарабатываемых этим обществом продуктов труда и вообще всех благ [13, с. 331-333].

Между тем, конструируя мир (идеологию) исходя из действительных социально-экономических и вообще общественных отношений людей, видим, что идеология - это не просто отражение общественных отношений собственности, но прежде всего отражение отношений «отчуждения» и «присвоения» то есть отражение интересов тех групп людей, которые владеют, пользуются и распоряжаются отчужденной и присвоенной в собственное владение и пользование собственностью.

Более того, идеология как таковая не только отражает, но, что несоизмеримо важнее, в своей сущностной составляющей всецело предопределяется общественными отношениями собственности, обозначаясь одной из форм проявления оборотной стороны самой собственности.

Собственность как экономическая категория прежде всего раскрывает характер присвоения условий и продуктов общественного производства и «показывает», кто конкретно их присваивает [7; 8]. Идеология как одна из форм проявления общественных отношений собственности, будучи «свидетелем» отношений отчуждения и присвоения, всегда находится в «услужении» у реального собственника и спешит оправдывать акт отчуждения в пользу своего «хозяина».

Следует помнить, что собственность как таковая неотделима от производительных сил и всей совокупности производственных отношений, а также неотделима от отношений человека с природой [8, с. 154-211; 9]. Поэтому субъекты (собственники), приобретая право собственности (правомочия), одновременно приобретают право не только на владение, пользование и распоряжение продуктами труда, прибавочным продуктом или прибавочной стоимостью и вообще всей материальной совокупностью вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляющих объект его собственности, но и что несоизмеримо важнее, приобретают право собственности (правомочия) владеть, пользоваться, распоряжаться и наследовать (по своему усмотрению) условия, предопределяющие организацию самого производственного процесса и всего хозяйства общества в целом, включая всю систему его управления, а также условия, предопределяющие всю систему распределения (присвоения) всех богатств общества. Потому-то идеология, находящаяся «на службе» у собственности и ее хозяина (собственника), защищая их интересы, охватывает все сферы жизнедеятельности, проникая во все поры

Рис. 1. Структура общественных отношений государства.

человеческого общества и отношений в нем. Человек постоянно, образно говоря «с головой погружен» в общественные отношения той идеологии, которая привнесена в государственное образование отношениями собственности (частной или общественной), приведенной к власти самим народом эволюционным или революционным путем.

Поскольку проявление общественных отношений идеологии, как и общественных отношений собственности, в своих инвариантных отображениях может иметь либо постоянный (стабильный), либо временный характер поведения, постольку важно выделить как постоянную, стабильную, отражающую базисные, сущностные, содержательные составляющие отношений идеологии, предопределяемые общественными отношениями либо частной, либо обобществленной (общественной) собственности, так и переменную, учитывающую лишь возможные особенности базисных и сущностных отношений идеологии, определяемые надстроечными явлениями, формами и мировоззренческо-идеоло-гическими особенностями типа: соборность, державность, патриотизм и т.п.

Чтобы выяснить, наконец, что же в общественных отношениях идеологии и, в частности, в ее инвариантных отображениях представляет собой постоян-

ная, а также переменная составляющие, необходимо прежде всего обратиться к таким понятиям диалектического и исторического материализма, как «базис» и «надстройка».

Материальные отношения «жизненного процесса» реализованной в обществе модели мира, выраженные в интегральной форме отношениями собственности, являются народу в форме экономических или политических отношений [6, с. 278], в зависимости от степени их важности -затрагивают они коренные отношения (интересы) народных масс всего общества или нет1.

Экономические отношения проявляются через отношения отчуждения и присвоения, в то время как политические отношения реализуются в форме политической идеологии государства см.схему (рис. 1). Следовательно, политическая идеология государства порождается отношениями собственности как онтология и детерминированная сущность, как одна из форм существования отношений собственности, как явление «базиса» самой категории «политическая идеология государства».

Отсюда первичное определение идеологии (отношений идеологии): какова собственность (отношения собственности) - такова идеология (отношения идеологии).

Поскольку исторически определенное общество как целостность предопределяется всей совокупностью общественных отношений материальной жизни общества и, прежде всего, общественными отношениями собственности как сущности, неотделимой от производительных сил и производственных отношений, включая опосредованные через производство отношения человека с природой, т.е. материальными отношениями, являющимися глубинной основой, которая образует реальный базис самого общества, постольку «Идеология» («Отношения идеологии»), являясь одной из форм проявления общественных отношений собственности, отображая детерминированную (базисную) конструкцию самого реального мира материальных отношений в обществе, -есть базисная составляющая в понимании самой научной категории «Идеология» («Отношения идеологии»), ибо «свойства какого-либо предмета познаются ... путем обнаружения их в самом предмете» [14, с. 90, 317].

Итак, возможны только два варианта обнаруженных законов, описывающих сущностные (базисные) составляющие отношений идеологии. Естественно,

производные от обоих отношений собственности, т. е. надстроечные категории, обслуживающие либо частную, либо общественную собственность, в каждом из случаев будут иметь свои особенности, предопределяемые интересами собственника, а именно классовые интересы. Принимая во внимание, что и базисная (сущностная) составляющая отношений идеологии, и надстроечная составляющая отношений идеологии как конструкции, производимые в уме, получающиеся в результате исследования мира и реконструируемые также в уме в иной мир, всецело предопределяются общественными отношениями собственности, то можно заключить, что за всю историю цивилизации человечество знало только два вида общественных отношений идеологии, обслуживающие (оправдывающие и защищающие) соответственно:

- общественные отношения частной собственности;

- общественные отношения обобществленной (общественной) собственности.

Таким образом, «Идеология» («Отношения идеологии») есть форма проявления общественных отношений собственности. Идеология не пишется, но открывается как научный феномен одновременно с отношениями собственности. Какова собственность - такова и идеология. Первый инвариант общественных отношений идеологии предопределяется общественными отношениями собственности. И, наконец, поскольку задача науки - это постижение сущности, а сущность раскрывается в явлении, следуя Гегелю, что сущность является, а явление есть явление сущности, идеологию (отношения идеологии) можно определить так: идеология (отношения идеологии) есть явление общественных отношений собственности народу, отображающее детерминированную конструкцию реального мира и самое бытие социума.

Детерминант - собственность (отношения собственности).

Научная категория «Идеология» («Отношения идеологии») имеет «базис» и «надстройку», обладает имманентной содержательной сущностью онтологического характера и проявляется через многообразие форм.

Вся совокупность идей и взглядов, основанных на мировоззренческих предпосылках, отражающих отношения людей к окружающей действительности и друг к другу, включающих политическую и правовую формы сознания, философию, религию, мораль, искусство - одним словом,

все то, что отображает надстроечную конструкцию общественных отношений общественного образования - есть надстроечная составляющая категории «Идеология» («Отношения идеологии»).

Следует иметь в виду, что отношения базиса и надстройки имеют диалектический характер. Изменение базиса, т.е. общественных отношений собственности, приводит к изменению порожденной этим базисом надстройки, т. е. общественных отношений идеологии. При этом отношения идеологии могут как опережать реальное развитие общественных отношений собственности, так и отставать от них. Возникнув на определенном базисе, надстройка оказывает в смысле обратной связи достаточно сильное, а порой и очень сильное влияние как на сам базис, так и на развитие общества в целом. В этом смысле диалектика развития общественных отношений собственности и общественных отношений идеологии представляет классический пример.

Зародившись на заре первого крупного общественного разделения труда, частная собственность и ее отношения, подкрепляемые соответствующими отношениями идеологии, уже на протяжении многих тысячелетий расцветали в человеческом обществе.

Шло время. Рос интеллект людей. Настал момент, когда взращенный на базисе общественных отношений частной собственности и обслуживающих эту собственность отношениях идеологии и затем реконструированный в уме мир предстал в воображении человека как нечто абсолютно новое и привлекательное. Впервые за многие тысячи лет интеллект человека оказался способным породить абсолютно новый, не похожий на прежний, «реконструированный» мир - родилась новая, вторая в истории человечества идеология, базисом для которой пока только в уме, но уже были общественные отношения обобществленной (общественной) собственности [3; 4, с. 38-40].

Но конструкции мира, идеи и взгляды не появляются на свет вдруг, их создают люди. И создают они эти конструкции мира, общественные идеи и взгляды «не по произволу, а в соответствии с существующими общественными, прежде всего экономическими условиями (базисом)» [2, с. 526-527]. Следовательно, материальные отношения (отношения собственности) как реальный базис, отображенные общественными отношениями исторически определенного общества, предопределя-

ют и базис отношений идеологии. В свою очередь, мировоззренческие идеи, представляющие обобщенную систему взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем (такие, как совокупность научных, философских, правовых, моральных, религиозных, эстетических и других, трансформируемых далее в понятия: равенство, братство, демократия, народовластие, духовность, державность, патриотизм, и т. д., и т. п., предопределенных уже самим реальным базисом - материальными или экономическими отношениями, отношениями собственности), составляют надстройку и исторически определенного общества, и отношений идеологии, вырастающую на данном базисе и им обусловленную.

Поскольку категории «базис» и «надстройка» сами по себе не содержат качественные характеристики отношений идеологии, обратимся к философским категориям «сущность» и «явление», как универсальным объективным характеристикам предметного мира, выступающим в процессе познания как ступени постижения объекта [12, с. 111-112].

Выражая всеобщие, необходимые, устойчивые закономерные внутренние связи, предопределяемые материальными отношениями, а точнее, отношениями собственности, включая производительные силы и производственные отношения, и раскрывая единство в многообразии свойств, присущих отношениям идеологии можно прийти к выводу, что сущность отражает прежде всего ту «постоянную» (стабильную, устойчивую) составляющую отношений идеологии, которая и предопределяется их реальным базисом. При этом все то, что составляет мировоззренческие идеи и взгляды и проявляется в конечном счете не как сами отношения собственности, но как производная от них, которая является на каждом историческом этапе развития и общества и отношений идеологии лишь надстроечной частью реального базиса или «украшением» этой реальной базисной, сущностной составляющей отношений идеологии. Поэтому и проявляются сущностные составляющие отношений идеологии прежде всего как обнаружение законов, описывающих отношения собственности, т.е. реальный базис, и только потом уже через внешние проявления вторичных свойств и признаков таких надстроечных категорий, являющихся производными от отношений собственности, как уже упоминалось:

равенство, братство, демократия, народовластие, державность, патриотизм, «русская идея» и т.п.

Итак, базис, содержание и сущность, заключающие в себе отношения собственности совместно с экономическими категориями «отношения отчуждения» и «отношения присвоения» составляют то объективное, что и предопределяет «политическую идеологию государства» как научную категорию.

В свою очередь, надстройка, форма и явления в научной категории «политическая идеология государства», включающие совокупность идей и взглядов, отображающих приверженности определенным философским, религиозным, нравственным и т.д. интересам, а также правовая и зако-

нодательная база как продукт правящего класса составляют все то, что несет в себе печать субъективного и особенного.

Таким образом, нами впервые показано, что научная политическая идеология государства открывается как детерминированный (закономерно взаимосвязанный и причинно-обусловленный всеми явлениями) научный феномен политических общественных отношений собственности. Политическая идеология (отношения политической идеологии) государства -это явление народу политических и общественных отношений собственности, отражающих детерминированную конструкцию реального мира и самое бытие социума. Детерминантом является собственность (отношения собственности).

список литературы:

[1] Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Идеология // Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Сов. Энциклопедия, 1962. - 575 с.

[2] Константинов Ф.В. Базис и надстройка // БСЭ. 3 -е изд. Т. 2. - М.: Сов. Энциклопедия, 1970. - 632 с.

[3] Косолапов Р.И. Социализм. К вопросам теории / 2-е изд. - М.: Мысль, 1979. - 598 с.

[4] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 6. - М.: Политиздат, 1979. - 619 с.

[5] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т.18. - М.: Политиздат, 1980. - 525 с.

[6] Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 42. - М.: Политиздат, 1970. - 606 с.

[7] Лукьянов И.С., Ильева Н.И. Теоретические основы экономической науки. - Владивосток: Дальна-ука, 1995. - 189 с.

[8] Лукьянов И.С. Теоретические основы экономической науки. - Владивосток: Дальнаука, 1997. -262 с.

[9] Лукьянов И.С. Теоретические основы экономической науки / Изд. перераб. и доп. - Владивосток: Дальнаука, 2000. - 307 с.

[10] Лукьянов И.С. Экономические основы идеологических отношений жизненного процесса общества. - Владивосток: Дальнаука, 2003. - 548 с

[11] Лукьянов И.С. Классики и эпигоны. - Владивосток: Дальнаука, 2007. - 648 с.

[12] Сорокин А.А. Сущность и явление // БСЭ. 3-е изд. Т. 25. - М.: Сов. энциклопедия, 1976. - 600 с.

[13] Туманов В.А. Право // Философская энциклопедия. Т. 4. - М.: Сов. энциклопедия, 1967. - 591 с.

[14] Энгельс Ф. Анти-Дюринг. - М.: Политиздат, 1957. - 375 с.

Государственное образование, построенное на базисе общественных отношений частной собственности: политическая система - капитализм; государственное образование, построенное на базисе общественных отношений обобществленной (общественной) собственности: политическая система - социализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.